Научная статья на тему 'Что дает преобразование казначейства в банковскую структуру?'

Что дает преобразование казначейства в банковскую структуру? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / MONETARY AND BANKING SYSTEM / КАЗНАЧЕЙСТВО / TREASURY / СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ / ESSENCE OF MONEY / ОБОРОТ ДЕНЕГ / MONEY TURNOVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скобликов Евгений Андреевич

Актуальность и цели. Одной из основных причин отставания России является несоответствие ее денежно-банковской системы требованиям экономического развития страны. Цель работы обосновать необходимость проведения кардинальной реформы денежно-банковской системы путем преобразования казначейства в банковскую структуру и специализации всех банков по видам выполняемых операций. Материалы и методы. Рассмотрение проблем денежного обращения ограничивается, как правило, критикой существующего положения. Более методически обоснованным подходом к решению данных проблем, на наш взгляд, является рассмотрение формирования казначейского и банковского оборота в историческом разрезе, что пока не нашло отражения в исследованиях других авторов. Результаты. В статье дано теоретическое и методологическое обоснование проведения кардинальной реформы денежно-банковской системы, суть которой состоит в том, чтобы казначейство преобразовалось в банковскую структуру, а все банки специализировались по видам выполняемых операций. Выводы. Предлагаемая реформа позволит успешно решать вопросы монетизации экономики, ликвидировать дефицит инвестиций, понизить уровень инфляции и довести процентные ставки по кредиту до обоснованного уровня, облегчить сбор налогов, положить конец коррупции, экономическим преступлениям и валютным спекуляциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT MAKES THE TRANSFORMATION TREASURY IN BANKING SISTEM?

Background. One of the basic reasons for the lag is the discrepancy between its Russian monetary and banking system (DBS) needs of economic development of the country. Purpose of work to substantiate the necessity serious reform of the monetary and banking system by transformation of the Treasury into the banking structure, and all banks to specialize by types of operations performed. Materials and methods. Consideration of problems monetary circulation as a rule confined to criticism of the status quo. A more methodologically reasonable approach to the decision these problems, in our opinion, is the consideration of the formation of the treasury and banking turnover in the historical aspect that has not yet been reflected in the research of other authors. Results. The article provides a theoretical and methodological basis of fundamental reform the monetary and banking system, the essence of which is that the Treasury Department was transformed into the banking structure, and all banks have specialized by types of operations performed. Conclusions. The proposed reform allows to successfully solve questions of monetization of the economy, to eliminate the investment deficit, to lower inflation and interest rates to bring the loan to the justified level, to facilitate the collection of taxes, stop corruption, economic crimes and currency speculation.

Текст научной работы на тему «Что дает преобразование казначейства в банковскую структуру?»

УДК 336.01

ЧТО ДАЕТ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КАЗНАЧЕЙСТВА В БАНКОВСКУЮ СТРУКТУРУ?

Е. А. Скобликов

WHAT MAKES THE TRANSFORMATION TREASURY IN BANKING SISTEM?

E. A. Skoblikov

Аннотация. Актуальность и цели. Одной из основных причин отставания России является несоответствие ее денежно-банковской системы требованиям экономического развития страны. Цель работы - обосновать необходимость проведения кардинальной реформы денежно-банковской системы путем преобразования казначейства в банковскую структуру и специализации всех банков по видам выполняемых операций. Материалы и методы. Рассмотрение проблем денежного обращения ограничивается, как правило, критикой существующего положения. Более методически обоснованным подходом к решению данных проблем, на наш взгляд, является рассмотрение формирования казначейского и банковского оборота в историческом разрезе, что пока не нашло отражения в исследованиях других авторов. Результаты. В статье дано теоретическое и методологическое обоснование проведения кардинальной реформы денежно-банковской системы, суть которой состоит в том, чтобы казначейство преобразовалось в банковскую структуру, а все банки специализировались по видам выполняемых операций. Выводы. Предлагаемая реформа позволит успешно решать вопросы монетизации экономики, ликвидировать дефицит инвестиций, понизить уровень инфляции и довести процентные ставки по кредиту до обоснованного уровня, облегчить сбор налогов, положить конец коррупции, экономическим преступлениям и валютным спекуляциям.

Ключевые слова: денежно-банковская система, казначейство, сущность денег, оборот денег.

Abstract. Background. One of the basic reasons for the lag is the discrepancy between its Russian monetary and banking system (DBS) needs of economic development of the country. Purpose of work - to substantiate the necessity serious reform of the monetary and banking system by transformation of the Treasury into the banking structure, and all banks to specialize by types of operations performed. Materials and methods. Consideration of problems monetary circulation as a rule confined to criticism of the status quo. A more methodologically reasonable approach to the decision these problems, in our opinion, is the consideration of the formation of the treasury and banking turnover in the historical aspect that has not yet been reflected in the research of other authors. Results. The article provides a theoretical and methodological basis of fundamental reform the monetary and banking system, the essence of which is that the Treasury Department was transformed into the banking structure, and all banks have specialized by types of operations performed. Conclusions. The proposed reform allows to successfully solve questions of monetization of the economy, to eliminate the investment deficit, to lower inflation and interest rates to bring the loan to the justified level, to facilitate the collection of taxes, stop corruption, economic crimes and currency speculation.

Key words: monetary and banking system, treasury, essence of money, money turnover.

Одной из основных причин отставания России в экономическом развитии стало несоответствие ее денежно-банковской системы (ДБС) требованиям обеспечения финансового суверенитета. Во-первых, Банк России имеет статус «независимого» от государства, поскольку не кредитует расходы бюджета [1], руководствуясь навязанной извне политикой «сиггепсу board». Объем денежной массы в обороте определяется не потребностями развития народного хозяйства страны, а тем, что дает торговля сырьевыми ресурсами. Во-вторых, надежды на то, что частная банковская система станет основным источником инвестиций, не оправдались, так как она всегда ориентирована на получение прибыли, и потому, как сказал советник президента академик РАН С. Ю. Глазьев, выступая в Совете Федерации 24 ноября 2014 г., «деньги уходят на валютный рынок» [2]. Это вызов, но, чтобы его принять, надо прежде всего понять, почему нынешняя ДБС препятствует развитию страны, а затем спроектировать ту, которая будет ему соответствовать.

Производственные системы в своем развитии прошли три этапа: натуральный, промышленный и научно-технический [3]. И каждому этапу соответствовала своя ДБС. На заре существования человечества производство было натуральным. Соответственно, и денежный оборот был прост и незатейлив: в качестве денег первоначально использовалось то, что было под рукой и имело некую ценность - шкуры, камни, ракушки. Затем в связи с началом добычи золота и серебра именно они стали деньгами, поскольку их труднее всего было добывать, но зато легче хранить и накапливать, концентрировать в одних руках. Но в оборот эти деньги попадали не случайным образом, а из казны. Поступление монет в нее и их чеканку строго контролировал суверен (князь, царь, король). Следовательно, такой оборот и денежная система были казначейскими.

Как только деньгами стали золотые и серебряные монеты, на рынке кроме продавцов и покупателей появились и те, кто стал их накапливать и ссужать под проценты, - ростовщики. С этого момента резко ускоряется развитие экономики, и в итоге появляется производство в промышленном масштабе, которое было бы невозможным без ростовщиков, концентрирующих в своих руках значительные денежные средства. Вот тут и произошло одно из главных событий в истории человечества - выяснилось, что деньги могут быть не только средством, но и товаром. Появился и специфический рынок для такого рода торговли - банки, а ростовщик превратился в банкира. И произошло еще одно не менее знаменательное событие - появились две системы денежного обращения: государственная (казначейская), связанная с реальной экономикой, и банковская, где идет торговля специфическим товаром - деньгами.

В середине ХХ в. промышленное производство в развитых странах капитализма и в СССР стало переходить к научно-техническому типу, когда наука стала непосредственной производительной силой. Этому способствовала прежде всего государственно-казначейская система денежного оборота, потому что только казначейская система могла концентрировать колоссальные денежные ресурсы для финансирования фундаментальных и прикладных исследований. Частные банки, конечно, также были вовлечены в этот про-

цесс, но их интерес с неудержимым стремлением их владельцев к максимизации прибыли состоял отнюдь не в том, чтобы помогать прогрессу, а в том, чтобы колоссальные денежные потоки могли протекать через них. А для этого надо было подчинить себе всю систему государственного денежного оборота, чтобы центробанки стали частными или «независимыми», как в России [4]. Однако, добившись своего, банковская система денежного обращения с ее рыночными резкими колебаниями ставок, широким использованием вторичных денежных инструментов (деривативов) стала одним из препятствий постиндустриального развития.

В чем истоки торможения развития денежного обращения со стороны частной банковской системы? На начальном этапе своего развития банковский капитал направляется в сторону производства, там рождается прибыль, и они дают деньги (Д) промышленнику, которые нужны ему для осуществления производственного цикла: Д ^ Т ^ Д + АД. Но затем получение собственной прибыли превращается для банкира в самоцель: Д ^ Д + АД, что и есть, как сказано у К. Маркса, «... первоначальная и всеобщая формула капитала, сокращенная до бессмысленного резюме, ... деньги, высиживающие деньги» [5 с. 431]. Банки торгуют деньгами и им совершенно нет дела до науки, прогресса и прочего, если это не приносит прибыль большую, чем просто спекуляции.

Что следует из этого краткого анализа? То, что все проблемы обусловлены тем, что на определенном историческом этапе денежный и банковский оборот переплелись, а банковский стал настолько независимым, что подчинил себе государственный. Отсюда и основная идея проекта реформирования ДБС - развести денежный и банковский обороты в разные стороны. Это достигается преобразованием казначейства в казначейско-банковскую систему [6], главной особенностью которой является то, что весь ритейл, т.е. ведение рас-четно-учетных операций, должен быть передан из системы коммерческих банков в приходно-расходные кассы казначейства (ПРК), в которых обязаны открывать расчетные (текущие счета) не только бюджетные организации, но и все предприятия и организации вне зависимости от форм собственности и подчиненности. Таким образом, коммерческие банки вообще исключаются из системы расчетов - все без исключения платежи за товары и услуги, взносы, заработная плата, перечисления и переводы денежных средств идут только через ПРК казначейства. Второй уровень образуют территориальные расчетно-кассовые центры казначейства (ТРКЦ), куда из каждого ПРК направляются налоговые поступления и где находятся корсчета каждого ПРК региона. И оттуда же на счета всех бюджетных и небюджетных организаций поступают средства из федерального и регионального бюджетов.

На высшем уровне находится собственно сам бюджетно-казначейский банк - БКБ РФ - главный регулятор денежного обращения в стране. В него перечисляются из ТРКЦ налоги, там формируется бюджет, средства которого направляются в обратном порядке ко всем бюджетополучателям, минуя коммерческие банки.

Организационная структура бюджетно-казначейского банка представлена на рис. 1.

Рис. 1. Организационная структура бюджетно-казначейского банка

Таким образом, образуется глобальная расчетная система, где каждый ПРК будет связан со всеми другими ПРК линиями электронных средств связи. Общая схема показана на рис. 2.

Рис. 2. Взаимосвязи ПРК между собой

Расчеты между предприятиями и организациями будут осуществляться следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Обращение денежных средств при производстве товаров

Из схемы видно, что единственный счет каждого из трех контрагентов находится в ПРК, куда поступает выручка за реализованные товары, и с него же осуществляются все платежи за сырье, материалы, комплектующие, оргтехнику, энергию и услуги других организаций. Более того, в ПРК находятся не только счета юридических лиц, но и лицевые счета работников предприятий и организаций, на которые зачисляются заработная плата и прочие денежные выплаты и поступления. Таким образом, ПРК становится единственно возможным операционным узлом, через который совершаются операции не только юридических, но и физических лиц. Неработающие граждане (дети, пенсионеры, студенты) также будут иметь лицевые счета в ПРК по месту жительства. Таким образом, каждый гражданин, как работающий, так и неработающий, может иметь только один единственный лицевой счет. При этом денежный оборот будет практически такой же, как и для юридических лиц (рис. 4).

ПРК та м«сту прсоклмнка ф;гэ лиц

-> прк — О-1 -

> ПРК

Пластиковая карточка

Рис. 4. Денежный оборот для физических лиц

Все расчеты между юридическими лицами будут осуществляться исключительно в безналичной форме и в электронном виде. Все юридические лица лишаются права принимать наличные и даже выдавать их на зарплату персоналу. Это правило касается и физических лиц - все приобретения и оплату услуг они осуществляют с использованием пластиковой карты, на которую зачисляются зарплата и денежные средства из других источников. Наличные деньги в ограниченном количестве граждане могут получить на

руки только через банкоматы, например для приобретения продуктов на рынках или оплаты услуг зарегистрированных и незарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Но и те, продав весь товар или оказав услугу, выручку наличными понесут в банкомат, чтобы она была зачислена на банковскую карточку (БК) и на их счете в ПРК появилась сумма, которая может быть использована для приобретения товаров в магазине или оплаты коммунальных услуг. Следовательно, любой неучтенный труд будет поставлен под контроль общества. Как будут происходить расчеты при использовании наличных денег, показано на рис. 5.

ж-¡¡ч

Физическое лица

Рис. 5. Расчет наличными с индивидуальными предпринимателями

Как видим из схемы, те, кто торгует изделиями ручного труда, сельхозпродукцией с личных подворий или оказывает услуги по ремонту и отделке и т.д., должны зачислить выручку на свой счет в ПРК через банкомат. Иначе у них не будет возможности приобретать товары и оплачивать коммунальные услуги, поскольку повсеместно в магазинах оплата будет производится через кассы, принимающие только карточки, как это показано на рис. 4. Таким образом, весь денежный оборот страны будет полностью централизован, а наличный - сведен к рыночно-индивидуальному.

Вопросы накопления и кредитования - прерогатива банковской системы. ПРК осуществляют исключительно расчетно-учетные операции, они не открывают депозитные счета и не выдают кредиты. Депозитно-кредитные операции выполняют банки, для чего и банковская система тоже должна быть реформирована: с их диверсификацией будет покончено, все банки в зависимости от специализации будут делиться по видам операций на сберегательно-депозитные, коммерческие, инвестиционные и ипотечные. Владелец счета в ПРК, неважно юридическое это лицо или физическое, сможет переводить свободные денежные средства только в сберегательный банк, накапливая их там на депозите. А за кредитами в зависимости от того, на что нужно получить кредит - пополнение оборотных средств, покупку вещи, строительство или реконструкцию или вступление в ипотеку, ему нужно обращаться в другие банки (рис. 6).

Рис. 6. Сбережения и кредитование граждан

Чтобы стимулировать граждан делать сбережения, используется механизм демереджа («платы за простой») [7, 8]: если сумма остатка на счете в ПРК не направляется на сбережение в сбербанк, то она в конце месяца уменьшается на заранее установленный процент. Обходить демередж, обналичивая остаток счета через банкомат и накапливая бумажные деньги в собственном «матрацном банке», бессмысленно, поскольку за наличные нельзя будет купить ни машину, ни квартиру, ни любой товар стоимостью, например, свыше 10 тысяч рублей - такие приобретения можно будет совершать только с использованием банковских карт. И гражданин ставится перед выбором: он должен либо потратить свободные деньги до наступления контрольного срока, либо направить их на депозит в сберегательный банк, либо приобрести ценные бумаги (акции, облигации государственного займа или иные обязательства). Так будет прививаться понимание того, что личные средства также идут на развитие экономики страны. Точно так же будут действовать механизмы сбережения и для юридических лиц. Кроме того, каждое предприятие должно будет иметь, как и при советской власти, спецссудный счет в инвестиционном банке, на котором будут аккумулироваться амортизация, госбюджетные ассигнования, кредиты на строительство и реконструкцию, поступления из фондов развития и средства на выполнение предприятием социальных программ.

Но оборот денежных средств не ограничивается расчетами внутри страны - есть же еще экспортно-импортные операции. Поэтому и здесь главную роль должно играть казначейство: именно через его специализированные банки должны осуществляться все расчетно-учетные операции в международной торговле - ВЭБ и ВТБ, а также установление курсов валют, чтобы обеспечивать паритетные и равноправные отношения в торговле между Россией и другими странами. Этим будет поставлен прочный заслон экспансии

зарубежных товаропроизводителей и будут созданы условия для импортоза-мещения, даже не требующие выхода из ВТО. При этом хождение и использование инвалюты в стране должно быть полностью запрещено. Ни в подразделениях казначейства, ни в коммерческих банках предприятия не смогут открывать валютные счета, а следовательно, и выводить средства за рубеж. Все их экспортно-импортные операции будут идти через отделения ВТБ или ВЭБ таким образом, чтобы в итоге баланс, прибыль и зарплата были номинированы в рублях. Для граждан единственная возможность совершить обмен рублей на доллары или другую валюту будет предоставляться лишь при выезде за границу по турпутевке или по служебным делам международного характера. При предъявлении проездного документа в зоне таможенного контроля можно будет обменять рубли на валюту страны пребывания, а по возвращении - остаток валюты на рубли.

Если денежную систему сравнить с кораблем с тремя и даже большим числом рулевых рубок, в которых стоят свои капитаны, становится ясно, что с такой системой управления он будет находиться на периферии финансовых морей. Один капитан, как Центробанк, будет направлять корабль в глобальное финансовое море, другой будет тянуть в море биржевых спекуляций, и, как ни старайся третий капитан (Президент) направить его в море экономического роста, ничего не выйдет. Чтобы этого не произошло, управление денежным оборотом не должно разделяться между разными ведомствами. Необходимо, чтобы казначейство с его банками подчинялось не Министерству финансов, а напрямую президенту страны. Тогда в общем виде схема управления денежным оборотом будет иметь следующий вид (рис. 7).

Рис. 7. Общая структура управления денежным обращением

Какие преимущества имеет казначейская денежно-банковская система?

1. Во-первых, передача ритейла из банковской сферы в систему казначейства позволит получать первичные данные по статистике в режиме онлайн по многим параметрам без оформления какой-либо отчетности, что даст возможность достаточно быстро получать сводные данные по всей стране в разрезе всех отраслей производства и торговли в натуральном и стоимостном измерении. Экс-министр сельского хозяйства РФ Н. В. Федоров обвинил иностранные компании в том, что в выпускаемой ими молочной продукции максимум 20 % настоящего молока, остальное - преобразованное в молочную смесь кокосовое, пальмовое масло и другие добавки, на что те ответили, что доказательств этому нет [9]. Но они не смогли бы так заявить, если бы счета на поставки проходили через ПРК, из которых было бы видно, какое, откуда и в каком количестве поступает сырье. Во-вторых, через ПРК будет осуществляться фиксация всех бюджетных параметров как по налоговым поступлениям, так и по расходам. В-третьих, будет происходить фиксация денежных операций граждан как по доходам, так и по расходам, что позволит своевременно вносить коррективы в реализацию социальной политики в области оплаты труда.

2. Инфляция будет минимальной. Почему? Все достаточно просто -денег в такой системе будет ровно столько, сколько необходимо, чтобы автоматически соблюдался баланс между потреблением и накоплением, так как казначейство, наделенное правом эмиссии, сможет как увеличить денежную массу, если потребуются дополнительные инвестиции для инновационного развития, так и стерилизовать излишние в обороте деньги.

3. Ссудный процент снизится до уровня операционных расходов. Огосударствление денежного обращения позволит сбалансировать кредитно-денежное обращение: нуждающимся гражданам кредитов может быть выдано ровно на ту сумму, которую сберегли те, кто отложил спрос, а развивающиеся предприятия могут прокредитоваться лишь на ту сумму, которая имеется на инвестиционных счетах других предприятий и которую государство выделяет из бюджета на развитие. Отсюда ставки по депозитам и кредитованию будут устанавливаться где-то в пределах 1-2 % в основном для компенсации операционных услуг, а то и будут нулевыми. Таким образом, ссудный процент перестанет быть основным препятствием развития экономики и тормозом для инвестиций.

4. Значительно облегчится сбор налогов. Такие явления, как укрывательство от налогообложения, применение серых схем ухода от налогов и проблема собираемости налогов, станут технически невозможными, поскольку все расчетно-платежные операции (ритейл) будут централизованы в ПРК.

5. Предлагаемая система расчетов положит конец коррупции как явлению. Возможность дать взятку чиновнику или депутату будет ликвидирована самой системой расчетов - все перечисления будут проходить в электронной форме, в которой фиксируется их целевой характер и источник поступления, они будут адресные (см. рис. 4 и 5). Не сможет дать откат или взятку даже собственник частного предприятия, потому что со своего счета в ПРК он сможет перечислять только заработную плату своим работникам. Не будет и «черного нала» или зарплат в «конвертах», так как неоткуда бизнесмену взять наличные для этого, также кроме как из своей зарплаты.

6. Резко снизится уровень экономических преступлений. Не будет легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, поскольку теневого оборота при такой системе не может быть в принципе, так как все деньги без исключения проходят только через ПРК, т.е. с подтверждением, что это зарплата или иные законные поступления. Исчезнет и наркомания как явление, так как чтобы наркодилер мог продавать наркотики по безналичному расчетц, он должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, а продажа за наличные лишена всякого смысла, поскольку легализовать он их не сможет. А не будут продавать наркотики - не станет и наркоманов. Проституция тоже исчезнет, так как секс-услуги вряд ли будут легализованы как индивидуальная трудовая деятельность в России.

7. Предлагаемая система станет мощным драйвером создания постиндустриального общества, так как исчезнет торможение экономики коррупцией, высокими процентными ставками и дефицитом инвестиций. И наоборот, предпринимателям будут предоставлены широкие возможности для развития производства и наиболее прибыльного приложения капитала.

8. Валютные спекуляции станут невозможными в принципе, т.е. стремительная девальвация рубля, которая произошла в конце 2014 года, никогда не повторится. Сейчас, по заявлению В. С. Жуковского, «...по оценкам самого ЦБ и биржи ММВБ, порядка 55-62 % всех операций на валютном рынке России осуществляется не резидентами страны (т.е. населением и организациями-резидентами), а инвесторами и спекулянтами с Кипра! С учетом остальных оффшорных юрисдикций получается, что свыше 75-80 % валютных атак против рубля осуществляется какими-то организациями из налоговых гаваней» [10]. В будущем этого не будет потому, что не будет хождения валюты в стране, ее обмена, да и сам курс будет устанавливаться не на бирже, которой тоже не будет, а при осуществлении конкретных торговых операций, не централизованно, а дискретно.

Список литературы

1. Закон о Банке России № 86-ФЗ от 27 июня 2002 г. - Ст. 22.

2. Глазьев, С. Ю. Центробанк сливает Россию, набивая карманы / С. Ю. Глазьев. -URL: http://worldcrisis.ru/crisis/1766523?COMEFROM=SUBSCR

3. Скобликов, Е. А. Вопросы методологии проектирования структур производственных объединений : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Скобликов Е. А. - М. : МИУ им. С. Орджоникидзе, 1978.

4. Стариков, Н. В. Кризис: Как это делается / Н. В. Стариков. - СПб. : Питер, 2009.

5. Маркс, К. Капитал / К. Маркс. - Т. 3. - URL: http://talks.net.ru/ books/kapital/tom3/kapital3-24.

6. Скобликов, Е. А. Вот так мы будем рассчитываться через 10-20. / Е. А. Скобликов. - URL: http://www.alternativy.ru/ru/node/10177.

7. Гезелль, С. Естественный экономический порядок / Сильвио Гезелль. - URL: http://knigosite.ru/library/read/5485.

8. Кеннеди, М. Деньги без процентов и инфляции / М. Кеннеди. - URL: http://malchish.org/lib/economics/kennedi_bez_procentov.htm.

9. Комсомольская правда. - 2014. - 1 декабря.

10. Жуковский, В. С. Вхождение в штопор - Центробанк и госбанки играют против российского рубля / В. С. Жуковский. - URL: http://worldcrisis.ru/crisis/ 1720781?C0MEFR0M = SUBSCR.

Скобликов Евгений Андреевич

кандидат экономических наук, президент Фонда финансовых инициатив E-mail: eas-eik@mail.ru

Skoblikov Evgeniy Andreevich candidate of economic sciences, President of Fund Financial Iniciatives

УДК 336.01 Скобликов, Е. А.

Что дает преобразование казначейства в банковскую структуру? /

Е. А. Скобликов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2015. - № 2 (14). - С. 68-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.