Научная статья на тему 'Десять лет Высшей школе бизнеса МГУ'

Десять лет Высшей школе бизнеса МГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Десять лет Высшей школе бизнеса МГУ»

Российский журнал менеджмента № 1, 2004. С. 168-171

ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ БИЗНЕСА МГУ

История Высшей школы бизнеса МГУ началась еще в конце 80-х гг. XX в. Именно в

1989 г. в МГУ им. М. В. Ломоносова приказом Министерства образования СССР открывается Школа управления. В 1993 г. по инициативе В. А. Садовничего, бывшего тогда первым проректором МГУ, на базе экономического факультета создается меж-факультетская Школа бизнеса МГУ, которая в декабре 2003 г. и отпраздновала свой 10-летний юбилей. Свою деятельность школа начинала с краткосрочных семинаров и многомесячных программ для менеджеров сначала советского производства, а затем и предприятий нарождавшегося российского бизнеса.

В 1992 г. в рамках образовательной реформы в России начинается внедрение двухступенчатой системы высшего образования и введение новых специализаций, среди которых была специализация «Менеджмент». В том же году Школа бизнеса МГУ разрабатывает уникальный учебный план и осуществляет первый прием на новую программу «Бакалавр по направлению “Менеджмент”». А в 1995 г. появляется одна из первых в России программ «Мастер делового администрирования» (МВА). В последующие годы бизнес-школа проводит как свои собственные, так и совместные краткосрочные курсы и семинары для менеджеров российских и иностранных компаний, открывает программы МВА по заказу российского Министерства топлива и энергетики, а также ведущих аудиторских компаний тогда еще «Большой шестерки».

В эти же годы школа активно занимается научной и учебно-методической работой.

Созданная ею в 1992 г. Ассоциация развития управления (АРУ) объединяла 62 вуза страны и более 250 преподавателей различных управленческих дисциплин со всей России, от Калининграда до Владивостока. Президентом АРУ все 5 лет ее существования был профессор О. С. Виханский. Ассоциация ежегодно проводила конференции и семинары для своих участников по вопросам развития теории управления и методики преподавания управленческих дисциплин, которые проходили в Москве, Красноярске, Ижевске и в Поволжье. АРУ также выполняла важную «маркетинговую» функцию, давая своим участникам полезную информацию о состоянии дел в организации и преподавании менеджмента в России. Ассоциация регулярно выпускала первый в России академический ежеквартальный журнал «Менеджмент», в котором печатались труды не только известных российский ученых, но и иностранных специалистов с мировым именем. Важным результатом работы АРУ явилась публикация методических пособий для студентов и преподавателей и выход в свет сборника, где были представлены конкретные ситуации и практические упражнения к курсу «Менеджмент».

Итогом теоретических исследований и опыта преподавательской деятельности О. С. Виханского и А. И. Наумова явилось издание двух учебников: «Менеджмент» и «Стратегическое управление» — первых российских учебников по данной тематике. Эти работы сыграли важную роль во внедрении в учебный процесс передовых теорий и концепций, помогающих сформировать у студентов современное представление

о менеджменте. Не случайно общий тираж учебника «Менеджмент» на сегодняшний день превысил 130 тыс. экземпляров. Все эти годы Школа привлекала к проведению занятий опытных и профессиональных университетских преподавателей, таких как О. С. Виханский, А. И. Наумов, И. В. Ширяева, Л. А. Куярова, С. Р. Смирнов, Т. Б. Крылова, С. А. Николаева, А. Н. Чеканский, И. Е. Рудакова, А. Н. Олейник, А. Д. Берлин, М. И. Лугачев, С. Ю. Рощин, а также преподавателей-практиков из известных иностранных и российских компаний и зарубежных вузов, среди которых Д. Коултер, О. Петерсон, Т. Файт, Ш. Паффер, Д. Маккарти, А. Лузин, В. Васильев и многие, многие другие.

Начиная с 2000 г. Школа бизнеса становится самостоятельным подразделением МГУ, а буквально через год произошло ее преобразование в Высшую школу бизнеса (факультет) МГУ. Переезд в новое здание на Воробьевых горах в 2001 г. стал новым этапом в жизни школы, позволившим собрать под одной крышей студентов трех программ: МВА, «Магистр» и «Бакалавр».

Пройдя за 10 лет путь от межфакультет-ской Школы бизнеса, начавшей свою деятельность на базе экономического факультета, до факультета МГУ; от 60 студентов-бакалавров и студентов программы МВА до более 250 студентов, ежегодно поступающих обучаться по трем программам, школа растет и развивается вместе с Московским университетом, своими студентами, выпускниками и партнерами. Сегодня обучение студентов в Высшей школе бизнеса МГУ проходит по трем основным программам:

• МВА («Мастер делового администрирования») — 1,5 и 2 года;

• Магистр по направлению «Менеджмент» — 2 года;

• Бакалавр по направлению «Менеджмент» — 4 года.

После завершения программы обучения выпускникам выдается диплом государственного образца МГУ им. М. В. Ломоносова с присвоением степени «Бакалавр ме-

неджмента», «Магистр менеджмента», «Мастер делового администрирования — МВА».

Основной целью деятельности Высшей школы бизнеса МГУ является создание в России цивилизованного бизнеса посредством подготовки высококвалифицированных, этичных и стратегически мыслящих менеджеров, способных сформировать российскую бизнес-элиту.

Школа предлагает элитное управленческое образование для тех, кто желает и может серьезно учиться, и готовит людей, не только способных принимать решения в условиях неопределенности и риска, но и готовых нести ответственность за принятые решения. Поэтому здесь от студентов требуется ответственное отношение к обучению — от самых вступительных экзаменов и конкурсного отбора. Этим же объясняются и жесткие требования к дисциплине и уровню дипломных проектов.

В 2003 г. Высшая школа бизнеса открыла Школу юного менеджера для школьников, чтобы дать им уникальный шанс окунуться в мир бизнеса, еще учась в школе, встретиться с менеджерами и предпринимателями, увидеть изнутри российский бизнес, заняться разработкой собственных бизнес-проектов и в конечном итоге сделать обдуманный карьерный выбор. Планируется открыть программу Executive MBA для руководителей высшего уровня, которая будет не столько учить тому, что и как делать в процессе управления компанией, сколько тому, как вести бизнес так, чтобы добиваться успеха для компании в целом. Таким образом, выстраивается система постоянного обучения для всех: от школьников до состоявшихся менеджеров.

Отличительной особенностью обучения в Высшей школе бизнеса МГУ является то, что студенты получают не только теоретические знания по экономике и менеджменту, но и приобретают практические навыки управленческой деятельности, основы поведения в деловых организациях. Уже с первого года обучения начинаются профессиональные дисциплины, основанные на современной практике зарубежного и российского

менеджмента. Так, в частности, на программе «Бакалавр» с первого года обучения вводится обязательный курс «Практика бизнеса». В рамках этого курса студенты объединяются в малые группы — по 10-15 человек, а занятия проводят российские бизнесмены, в основном выпускники программы МВА самой школы. В конце каждого семестра на протяжении 4 лет студенты в рамках данного курса защищают проект, который является результатом их самостоятельной практической работы в течение нескольких месяцев.

В учебный процесс ВШБ МГУ вовлечены лучшие преподаватели МГУ и других ведущих вузов, у которых основательная академическая подготовка сочетается с практическим опытом. Это особенно актуально в случае программы МВА, для которой выбираются те преподаватели, которые сами добились успеха в бизнесе. Среди них можно встретить и наших бизнесменов, закончивших западные школы бизнеса, и зарубежных русскоговорящих преподавателей.

Перед преподавателями стоит трудная задача: обучать людей, большая часть которых уже имеет значительный практический и управленческий опыт. Поэтому в преподавании бизнес-дисциплин используется «активная» модель обучения, при которой знание рождается в цикле «action — reflection — learning» («действие — размышление — научение»). Кейс-метод — одна из основных технологий, позволяющих реализовать такую модель обучения, и одна из отличительных черт преподавания в Высшей школе бизнеса.

Высшая школа бизнеса МГУ использует нетрадиционный подход к обучению. Его основной принцип: «Хочешь добиться успеха — делай по-другому!» Если традиционная методика основана на том, что есть «правильное» знание, которое может быть передано преподавателями студентам, то методика школы — освоение студентами новых для себя знаний, открытие новых для себя возможностей. Образование — это не то, что дал преподаватель, а то, с чем ушел студент.

У школы иной взгляд на современный «глобальный мир». Здесь обращаются не только к западному, но и к восточному опыту. В основном российские школы бизнеса ориентированы на сотрудничество с европейскими или американскими партнерами, ВШБ же в своем международном сотрудничестве большее внимание уделяет связям с партнерами из азиатских стран дальневосточного региона. На протяжении многих лет школа тесно сотрудничает с университетами и школами бизнеса Японии. Японский менеджмент изучается как во время совместных семинаров со Школой бизнеса университета Кейо, так и во время ежегодных студенческих стажировок в Стране восходящего солнца, которые делают нас и другими, и в своем роде уникальными.

Высшая школа бизнеса МГУ является единственным российским участником одной из самых авторитетных международных игр Global Management Game, объединяющей 95 студенческих команд ведущих школ бизнеса из Америки, Европы и Азии. Разработчиком и организатором этой глобальной игры является Школа управления университета Carnegie Mellon — одна из ведущих школ бизнеса США.

Международные программы обмена и стажировок реализуются также в рамках партнерских отношений, существующих с

1990 г. между Высшей школой бизнеса МГУ и Школой бизнеса Северо-Восточного университета (Бостон). Так, преподаватели смогли принять участие в совместных научноисследовательских проектах, а направленные ВШБ студенты прошли обучение в Школе бизнеса г. Бостона по программе МВА.

Одной из важнейших особенностей учебного процесса в Высшей школе бизнеса является соединение обучения с ведением самостоятельной научной работы: написанием проектов, посещением научных семинаров, участием в работе общеуниверситетских конференций. Ежегодно ВШБ совместно с Институтом комплексных стратегических исследований (ИКСИ) проводят Летнюю школу. Участниками этой школы становятся победители всероссийского конкурса среди

студентов-экономистов. Последняя Летняя школа, например, была посвящена теме: «Экономический рост: содержание, факторы, источники. Мировой опыт и повестка дня для России». С гостевыми лекциями и на семинарах в ходе проведения Летней школы-2003 выступили советник Президента РФ А. Н. Илларионов, профессор Лондонской школы экономики С. Гомулка.

Особый интерес вызывают у студентов и преподавателей научные семинары «Стратегия развития», ежемесячно проводимые Высшей школой бизнеса МГУ совместно с ИКСИ. В ходе этих семинаров обсуждаются наиболее актуальные проблемы экономической политики России. Стало хорошей традицией приглашать для работы на семинарах «Стратегия развития» представителей государственных органов власти, известных ученых и ведущих российских бизнесменов. За последний год в работе этих семинаров приняли участие директор ИМЭМО РАН академик Н. А. Симония, советник Президента РФ А. Н. Илларионов, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ В. А. May, заместитель председателя Комитета Государственной думы по обороне

А. Г. Арбатов, постоянный представитель МВФ в России Гухун Квон, первый заместитель председателя Центробанка РФ О. В. Вью-гин, директор ВЦИОМ Ю. А. Левада.

Большую помощь в деятельности школы оказывает ее попечительский совет. В него входят известные ученые, государственные деятели и бизнесмены: академик РАН директор ИМЭМО Н. А. Симония, генеральный директор компании «Русский алюминий» О. В. Дерипаска, вице-спикер Государственной думы А. Н. Жуков, председатель совета директоров инвестиционной компа-

нии «Тройка-Диалог» А. Л. Мамут, вицепрезидент группы «СУАЛ» И. А. Бакалей-ник, главный редактор журнала «Эксперт»

В. А. Фадеев.

К своему 10-летию Высшая школа бизнеса МГУ подготовилась более чем основательно. Мероприятия, приуроченные к этому событию, открылись Днем прессы «МВА за один день». День прессы позволил представителям СМИ на собственном опыте узнать, что такое быть студентом МВА и как учат в Высшей школе бизнеса МГУ. Корреспонденты познакомились с различными технологиями ведения занятий на программе МВА, поучаствовали в групповой работе, провели разбор конкретных ситуаций и даже побывали на импровизированной «зарубежной стажировке в Японии».

Одним из ключевых мероприятий стала юбилейная конференция «Будущее МВА в российском бизнес-образовании», где, в отличие от большинства такого рода конференций, вопрос о востребованности выпускников со степенью МВА на современном рынке труда рассматривался не столько с позиций академического сообщества, сколько с позиций российского и западного бизнеса.

Находясь в конкурентной среде, Высшая школа бизнеса стремится к партнерству и сотрудничеству. Она ориентирована на гармонизацию отношений с внешним миром, с тем сообществом, в котором мы живем.

Высшая школа бизнеса МГУ ставит своей задачей поддерживать высокие стандарты в преподавании, исследовательской и консультационной работе, что делает ее достойной высокой чести быть факультетом лучшего университета России.

С. Р. Смирнов

Высшая школа бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.