Научная статья на тему 'ДЕСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ США И ИХ СОЮЗНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ИСТОЧНИК УГРОЗ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ДЕСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ США И ИХ СОЮЗНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ИСТОЧНИК УГРОЗ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
565
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Свиридов Юрий Витальевич

Рассматриваются источники угроз военной безопасности РФ в информационном пространстве, исходящие от США и их союзников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESTRUCTIVE ACTIVITY OF THE US AND ITS ALLIES IN INFORMATION ENVIRONMENT AS A SOURCE OF THREATS TO RF MILITARY SECURITY

The paper looks at the sources of threats to Russia’s military security in information environment emanating from the United States and its allies.

Текст научной работы на тему «ДЕСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ США И ИХ СОЮЗНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ИСТОЧНИК УГРОЗ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Деструктивная деятельность США и их союзников в информационном пространстве как источник угроз военной безопасности Российской Федерации

Полковник запаса Ю.В. СВИРИДОВ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Рассматриваются источники угроз военной безопасности РФ в информационном пространстве, исходящие от США и их союзников. The paper looks at the sources of threats to Russia's military security in information environment emanating from the United States and its allies.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА KEYWORDS

Информационное пространство, информационная безопасность, деятельность в информационном пространстве, информационная война.

Information environment, information security, activity in information environment, information warfare.

О ДЕСТРУКТИВНОЙ деятельности США и их союзников в информационном пространстве и возникающих при этом угрозах в адрес Российской Федерации стали говорить относительно недавно, в начале 1990-х годов. В те годы об угрозах информационной безопасности говорили в ироничных интонациях, часто называя их баловством и выдумкой. При этом основное внимание обращали на то, сколько у противника армейских корпусов, дивизий, танков, артиллерии, боевых самолетов, кораблей и другого вооружения. Все это рассматривалось в качестве главных угроз военной безопасности государства.

В настоящее время отношение к угрозам в информационном пространстве изменилось кардинально — вопросы информационной безопасности изучаются в высших учебных заведениях, исследуются в научных организациях, закреплены в руководящих документах федеральных органов исполнительной власти, отражены в нормативной правовой базе

Российской Федерации, организована подготовка специалистов и т. д.

Перемены во взглядах объясняются тем, что в ХХ веке был изобретен компьютер, благодаря чему состоялся переход мирового сообщества к шестому технологическому укладу. Появились принципиально новые средства обработки и передачи информации. Они позволяли охваты-

вать многомиллионные аудитории на всех континентах в реальном масштабе времени. Новые информационные технологии в сочетании с электронно-вычислительной техникой прочно закрепились практически во всех сферах деятельности человека: политической, финансово-экономической, военной, научно-образовательной, социальной и многих других.

Например, были разработаны методы использования информационных технологий для нанесения экономического ущерба другим странам. При этом выявить и привлечь к ответственности заказчика и исполнителя причинения ущерба зачастую невозможно. Так, 7 мая 2021 года хакеры остановили в США продуктопровод Colonial Pipeline протяженностью около 8800 км. В течение шести суток транспортировка бензина, дизтоплива и авиационного керосина по данному продуктопро-воду, который обеспечивает около 20 % от оборота нефтепродуктов в США, не осуществлялась. Возникла угроза энергетического кризиса, охватившая около 50 млн человек, в связи с чем была объявлена чрезвычайная ситуация в 19 штатах. Из-за дефицита топлива начался рост цен, притом что нефтеперерабатывающие заводы Техаса оказались на грани остановки из-за отсутствия сбыта готовой продукции. Ущерб оценен в сотни миллионов долларов. При этом хакеры получили около 5 млн долл. откупных за снятие блокировок, обеспечивающих возобновление работы продуктопровода.

Необходимо отметить, что стоимость разработки и применения информационных технологий для нанесения ущерба другим странам ничтожно мала в сравнении с достигаемым результатом воздействия на них. Если же для остановки продуктопровода в США условный противник примет решение на использование военной

силы, что представляется абсурдным, тогда такое мероприятие окажется чрезмерно рискованным, крайне затратным, малоэффективным, труднореализуемым и приведет к войне.

Совершенно очевидно, что информационные средства и технологии вывели информационное пространство из «состояния гибернации» и оказалось, что они могут работать как во благо, так и во зло. Информационное пространство существовало и раньше, однако его роль и значение человечество осознало после того, как появился компьютер. Примерно так же было и с электричеством, когда, живя при свечах, люди не знали, что жить можно еще лучше. Сегодня жизнь без электричества представить невозможно. Уже скоро человечество придет и к тому, что оно не сможет обойтись без информационных технологий.

Военных специалистов информационное пространство интересует не только как источник угроз военной безопасности, но и как новый, малоизученный театр войны, где уже сейчас решается широкий спектр разноплановых задач по обеспечению военной безопасности и нанесению ущерба противнику в критически важных для него инфраструктурах.

Следует отметить, что и в прежние времена вопросы обеспечения военной безопасности были весьма актуальны для России и решались они, как правило, силовым путем. С момента создания регулярной армии Петром I Россия неоднократно подвергалась нападениям со стороны соседних стран. Но благодаря армии и флоту нашей стране удавалось одерживать победу над врагами. Иногда в военных конфликтах Россия терпела поражения, но, восстановив силы, она затем восстанавливала и утраченное положение.

И только дважды в своей истории наше Отечество терпело поражения, в результате которых оно прекращало

свое существование. Впервые это произошло в 1917 году, когда распалась Российская Империя, просуществовавшая 196 лет. История повторилась в 1991 году, но при этом распался созданный на обломках Российской Империи Советский Союз, который просуществовал всего 69 лет. Эти события произошли по многим причинам. Одной из них явилась неспособность государства в период неустойчивости и возникновения кризисной ситуации обеспечить самозащиту в информационном пространстве.

Дело в том, что в период кризиса государство для своей защиты использует вооруженные силы, которые готовятся к действиям на суше, море и в воздухе. Однако 1917 и 1991 годы показали, что войны могут идти также и в информационном пространстве. Ни царская Россия, ни Советский Союз к этому не были готовы, поэтому данный фактор может расцениваться как критически важный в обеспечении надежной и устойчивой защиты государства.

Рассмотрим наиболее существенные различия между информационными и обычными войнами.

Во-первых, в информационной войне меняются приоритеты при выборе объекта агрессии. Если в обычной войне объектом агрессии традиционно является территория, которой противник овладевает путем силового захвата, то в информационной войне объектом агрессии является национальное (общественное) сознание населения, которым противник овладевает в обстановке мирного времени, и этот процесс растягивается уже на десятилетия. Не падают бомбы, не рвутся снаряды, жизнь идет своим чередом. Работают заводы, магазины, рестораны, граждане воспитывают подрастающее поколение, учатся, работают, строят планы на будущее. В повседневных делах и заботах большинство населения не осознает про-

исходящих в их сознании перемен. Люди также не придают значения, когда в угоду заграничным ценностям мало-помалу ущемляются их национальная история, культура, традиции, извращаются мораль, нравственные устои. Примерно такими методами осуществляется переформатирование общественного сознания.

Во-вторых, в информационной и обычной войнах происходит совпадение достигаемых результатов в ходе агрессии. И в том, и в другом случае обороняющаяся сторона теряет свои суверенитет, независимость, территорию и ресурсы. Разница в применяемых средствах. В обычной войне нападающая сторона использует средства вооруженной борьбы, а это очень дорого и чревато непредсказуемыми последствиями. В информационной войне агрессор использует информационную технику и технологии, что в сотни, тысячи раз дешевле и практически безопасно для него.

В-третьих, наличие ядерного оружия в условиях информационной войны не может рассматриваться в качестве гарантии неприкосновенности, так как нет оснований для его ответного применения.

Стоимость разработки и применения информационных технологий для нанесения ущерба другим странам ничтожно мала в сравнении с достигаемым результатом воздействия на них. Если же для остановки

продуктопровода в США условный противник

примет решение на использование военной силы, что представляется абсурдным, тогда такое мероприятие окажется чрезмерно рискованным, крайне затратным, малоэффективным, труднореализуемым и приведет к войне.

В-четвертых, характер действий противника в обычной войне заключается в вооруженном вторжении на территорию обороняющейся стороны, разгроме ее вооруженных сил и захвате территории. В ходе информационной войны ничего подобного не происходит, однако достигаемые результаты не менее катастрофичны для ее жертвы.

В-пятых, ограничения и правила ведения войны в обычной войне соблюдаются, а в информационной игнорируются.

В-шестых, ответное применение вооруженных сил в информационной войне исключено по причине отсутствия агрессии как таковой. При этом, вместо того чтобы защитить государство, армия в ходе информационной войны теряет эту способность и сама нуждается в защите.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что информационное пространство действительно является уникальным и качественно новым театром войны. Его уникальность заключается в наличии виртуального и неосязаемого противника, который своими действиями наносит значительный урон и при этом его не видно в прицел. Именно в такой ситуации и оказались Вооруженные Силы СССР в 1991 году. Они готовилась к выполнению задач на суше, море, в воздухе, космосе и совершенно не были готовы к действиям в информационном пространстве.

Применение новых информационных технологий можно сравнить с применением нового оружия. Раньше против меча был эффективен меч, против ружья — ружье. Могут ли быть эффективными танки, самолеты и другое традиционное оружие в информационном пространстве? Ответ очевиден. Тем не менее Советская Союз по старинке обеспечивал свою безопасность с опорой на военную силу, которая в информационном

пространстве оказалась неэффективной и практически бесполезной.

Таким образом, переместив основные усилия в борьбе с Россией в информационное пространство, Запад «убивал не двух, а даже трех зайцев». С одной стороны, противник продолжал безнаказанно осуществлять деструктивную деятельность в целях уничтожения России, а с другой стороны — исключалась возможность ответного применения Вооруженных Сил, поскольку никакого вооруженного вторжения не было. Кроме того, если в обычной войне российская армия еще могла отразить агрессию, то об отражении агрессии в информационном пространстве не могло быть и речи.

Новая Россия после распада СССР демонстрировала всему миру открытость, уступчивость, стремление к широкому сотрудничеству, прежде всего с Западом, выполняла любые его требования, даже если они наносили ущерб ее национальным интересам. Несмотря на это, Запад лишь наращивал свои усилия, стремясь добить и затем раздробить своего уже почти поверженного стратегического противника. Для этого в информационном пространстве было организовано и проведено большое количество мероприятий, в том числе информационная операция, которую можно назвать «Парад суверенитетов».

Эта информационная операция инициировала губительный для России процесс ее окончательного распада. В 1991 году слова Б. Ельцина «берите суверенитета, сколько хотите» были восприняты буквально. Практически сразу о своих правах на суверенитет и выход из состава РФ заявили Карелия, Калининградская, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Калмыкия, Чечня, Дагестан, Мордовия, Чувашия, Удмуртия, Марий Эл, Башкирия, Коми, Алтай, Хакасия, Бурятия, Якутия, Тыва

и другие регионы. Обсуждались проекты автономной Сибири, Уральской и Дальневосточной республик. Особенно жесткую позицию занял Татарстан, и этот вопрос, кстати говоря, до сих пор еще окончательно не урегулирован. Однако наиболее остро проблема суверенитета проявилась в Чечне, следствием которой явились две войны с неудовлетворительными для России результатами. Этот период времени характеризовался также оголтелыми нападками СМИ на личный состав Вооруженных Сил и высшее военное руководство («силовики», «Паша-Мерседес» и т. п.). В населенных пунктах люди в военной форме оказались в категории нежелательных элементов и могли подвергаться оскорблениям и даже нападениям. И это было не в Берлине и Париже, а в Москве, Новосибирске, Хабаровске и других российских городах. В те годы переодевание офицеров в гражданскую одежду стало нормой обеспечения их личной безопасности. Короче говоря, странам Запада в ходе информационной операции удалось не только расшатать

Можно утверждать, что информационное пространство действительно является уникальным и качественно новым театром войны.

Его уникальность заключается в наличии виртуального и неосязаемого противника, который

своими действиями наносит значительный урон и при этом его не видно в прицел. Именно в такой ситуации и оказались Вооруженные Силы СССР в 1991 году.

государственные устои Российской Федерации, но и основательно дискредитировать и деморализовать российские армию и флот. Вооруженные Силы, вместо того чтобы выполнить защитную функцию, сами стали нуждаться в защите. При этом практическая часть операции противника была реализована в основном за российский счет и российскими руками.

Оценивая военно-политическую обстановку, в Кремле сделали ряд важных выводов. Во-первых, Запад не отказался от своей агрессивной антироссийской политики, и Российская Федерация по-прежнему остается его главным противником. Во-вторых, в борьбе на уничтожение России Запад сосредоточил свои усилия прежде всего в информационном пространстве. Поэтому в целях предотвращения окончательного распада Российской Федерации необходимо принять меры для противодействия Западу и его союзникам именно в этой сфере.

Таким образом, всесторонняя оценка военно-политической обстановки позволила руководству страны, хотя и с опозданием, но все же выявить принципиально новые угрозы, которые возникли в первую очередь в информационном пространстве. Принятые решения соответствовали сложившейся обстановке и заключались в организации защиты России в информационном пространстве от агрессии извне и изнутри силами военной организации государства. В стране начала формироваться новая система, предназначенная для отражения агрессии в информационном пространстве. Основу создаваемой системы составляли силовые структуры — МО, МВД, ФСБ, СВР и другие федеральные органы исполнительной власти под руководством Совета безопасности Российской Федерации.

Как упоминалось выше, к настоящему времени проделана большая работа по устранению нашего отста-

вания в данной сфере от стран Запада, прежде всего США. В частности, в России были выработаны новые подходы к оценке информационного пространства в обеспечении национальной безопасности, организована совместная деятельность федеральных органов исполнительной власти в информационном пространстве, разработана соответствующая нормативная правовая база.

Важным документом является, например, Доктрина информационной безопасности1, в которой определены национальные интересы государства в информационном пространстве, выявлены и оценены основные информационные угрозы, стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Дана оценка состоянию информационной безопасности в пяти основных областях: оборона страны; государственная и общественная безопасность; экономика; наука, технологии и образование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. В каждой из пяти областей определены стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности. Так, например, в области обороны стратегической целью является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности являются:

• стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий;

• совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Вооруженных Сил Рос-

сийской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включающей силы и средства информационного противоборства;

• прогнозирование, обнаружение и оценка информационных угроз, включая угрозы Вооруженных Сил Российской Федерации в информационной сфере;

• содействие обеспечению защиты интересов союзников Российской Федерации в информационной сфере;

• нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества.

В настоящее время против Российской Федерации в информационном пространстве (сфере) наиболее активно действуют США, ФРГ, Франция, Польша, Чехия, а также Украина, Грузия и Япония. На территории граничащих с Россией стран натовцы развернули так называемые центры передового опыта НАТО: в Эстонии — центр компьютерной безопасности; в Латвии — центр стратегической пропаганды, в Финляндии — центр противодействия гибридным угрозам2.

На российском направлении под контролем спецслужб действуют более 3 тыс. неправительственных организаций (НПО) с общим годовым бюджетом в десятки миллиардов долларов, что соизмеримо с военным бюджетом России. В качестве каналов перевода денежных средств задействуются счета молодежных, спортивных, творческих и научных организаций, а также добровольные пожертвования в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук», через мессенджер «Телеграм» и т. д. Для сокрытия источников поступления финансов расчеты производятся и в криптовалютах.

Для организации акций протеста зарубежные спецслужбы и НПО

осуществляют рассылку участникам акций инструкций по местам сбора и дальнейшим действиям. К этой работе привлекалось даже американское посольство в Москве, которое разместило на своем сайте сведения о месте и времени проведения акций, а также призыв «идти на Кремль». При этом данная информация была продублирована Телеграм-каналом «Некста Лайв» (г. Варшава), интернет-агентством «Медуза» (г. Рига) и другими зарубежными цифровыми ресурсами. Для компенсации транспортных расходов их участникам через мессенджер «Телеграм» на номер телефона перечислялось 500 рублей. За участие в акции также полагалось вознаграждение. Например, в ходе массовых акций протеста в столице Белоруссии летом 2020 года протестующие получали по 200 американских долларов за каждый день участия в этих акциях.

Новый президент США санкционировал ведение информационной войны против России без ограничений. Дошло до того, что объектом информационных акций стал Президент Российской Федерации, причем за 2021 год уже трижды («дворец» в Геленджике, «образ убийцы» и «кри-чалки» на военном параде в Киеве в августе 2021 года). Изо дня в день демонизируются все стороны жизни

российского общества. Объектами информационных акций стали государственный гимн и флаг России. При этом Запад использует принцип «черного пиара»: все лучшее в России замалчивается либо высмеивается и подвергается сомнению, а все худшее выпячивается и подвергается муссированию в СМИ.

По сравнению с введенными ранее политическими, экономическими и другими антироссийскими санкциями, информационная война является самой мощной, так как она имеет цель уничтожить цивилизаци-онную основу России, а именно — национальное сознание ее населения. Информационная война США и их союзников против Российской Федерации — это крайняя форма ведения борьбы в мирное время, следующим шагом может стать применение военной силы.

На 76-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, состоявшейся 21 сентября 2021 года, Д. Байден заявил, что США оставляют за собой право решительно отвечать на кибератаки, которые угрожают гражданам страны и интересам союзников3. Если в проведении кибератак американская администрация решит обвинить Россию, нам надо быть готовым к отражению программно-аппаратных воздействий со стороны США и их союзников.

В настоящее время против Российской Федерации в информационном пространстве (сфере) наиболее активно действуют США, ФРГ, Франция, Польша, Чехия, а также Украина, Грузия и Япония. На территории граничащих с Россией стран натовцы развернули так называемые центры передового опыта НАТО: в Эстонии — центр компьютерной безопасности; в Латвии — центр стратегической пропаганды, в Финляндии — центр противодействия гибридным угрозам. На российском направлении под контролем спецслужб действуют более 3 тыс. неправительственных организаций с общим годовым бюджетом в десятки миллиардов долларов, что соизмеримо с военным бюджетом России.

Хотя дело обстоит как раз наоборот — США и Запад в целом, прикрываясь защитной риторикой, регулярно проводят информационные атаки против нашей страны. Тысячи информационных фейков против выборов в Государственную Думу это подтверждают со всей очевидностью.

Таким образом, в информационном пространстве происходит нарастание конфликтного потенциала по линии Россия — НАТО. Как показывает практика, данный потенциал имеет тенденцию к расширению и углублению. С межгосударственного уровня он устремляется вглубь общества, на межнациональный, расовый, межрелигиозный уровни, разбалансируя при этом сложившуюся систему традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации. Ни к чему хорошему демонтаж этой системы не приведет.

Так как информационные войны практически не имеют пределов и ограничений по применяемым технологиям, силам и средствам, методам, способам и приемам воздействия на информационные объекты, накал борьбы в информационном пространстве будет только возрастать. Это оказывает серьезное влияние на дальнейшее развитие мирового сообщества, а также отражается на состоянии военно-политической и стратегической обстановки.

В заключение можно сделать следующие выводы:

1. Информационное пространство — это неотъемлемая составная часть геостратегического пространства. Именно в информационном пространстве против Российской Федерации сегодня идет необъявленная война. Поэтому оценку и прогнозирование военно-политической обстановки и угроз военной безопасности необходимо осуществлять с учетом того, что в настоящее время и в дальнейшей перспективе Россия находится и будет находиться в состоянии информационной войны с коллективным Западом, методы которой будут становиться все более изощренными.

2. Угрозы в информационном пространстве — это объективная реальность. По своему потенциалу они могут быть сопоставимы с военными угрозами или даже превосходить их. Деструктивная деятельность противника в информационном пространстве может привести к самым трагическим последствиям для Российской Федерации.

3. Вооруженные Силы Российской Федерации играют ведущую роль в отражении угроз в информационном пространстве и являются основным элементом созданной системы противоборства в информационной сфере. Как инструмент, предназначенный для отражения агрессии, Вооруженные Силы должны быть готовы отразить ее не только на суше, море и в воздухе, но и в информационном пространстве. Это их новая задача.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. / Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. 3-е изд., доп. М.: ИНФАР-М, 2021. 101 с.

2 Олевский В. Стратегическая пропаганда как средство реализации Западом

политики сдерживания России // Зарубежное военное обозрение. 2020. № 4. С. 15.

3 76-я сессия Генеральной ассамблеи ООН // РИА НОВОСТИ 2021. 23 сентября. URL: https://ria.ru/20210921/ bayden-1751180509.html (дата обращения: 29.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.