Научная статья на тему 'DESIGNING EDUCATIONAL TASKS IN THE CONTEXT OF B. BLOOM’S TAXONOMY WHEN TEACHING A PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA'

DESIGNING EDUCATIONAL TASKS IN THE CONTEXT OF B. BLOOM’S TAXONOMY WHEN TEACHING A PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебные цели / познавательная сфера / знания / описание / понимание / применение / оценка / создание / таксономия Б. Блума / когнитивный процесс / мыслительные операции / результаты обучения / educational tasks / cognitive area / knowledge / description / comprehension / applying / evaluating / creating / Bloom’s taxonomy / cognitive process / thinking operations / learning outcomes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Пестова, С.В. Калашникова

Статья посвящена проблеме формирования учебных навыков (ментальные, аффективные, психомоторные) обучающихся при изучении иностранного языка в вузе МВД России, а также развитию мышления и получения знаний. Согласно шестиуровневой таксономии Б. Блума, все когнитивные действия обучающегося подчинены принципу «от простого к сложному» и выражены глаголами. Иерархия формирования учебных действий касается только когнитивной сферы, начиная с базовых целей и соответствующих им сложным навыкам на вершине. Авторы подтверждают эффективность данной таксономии при построении педагогических целей обучения в условиях профессионально ориентированного обучения иностранному языку. В статье приводятся примеры создания серии упражнений, основанных на таксономии для проверки знаний обучающихся и определения их сильных сторон и зон роста. Авторами проведена корреляция учебных целей на основе таксономии Б. Блума и показаны взаимосвязи между различными уровнями знания в рамках изучения дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ТАКСОНОМИИ Б. БЛУМА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ МВД РОССИИ

The article is dedicated to a problem of forming educational skills (mental, affective, psychomotor) of students when teaching a foreign language at a university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as the development of thinking and knowledge acquisition. According to B. Bloom’s six-level taxonomy, all cognitive actions of a student are subordinated to the principle “from simple to complex” and are expressed by verbs. The hierarchy of formation of educational actions concerns only the cognitive sphere, starting with the basic goals and their corresponding skills, and complex, multi-component ones at the top. The researchers confirm the effectiveness of this taxonomy in constructing pedagogical learning goals in the context of professionally oriented foreign language teaching. The article provides examples of creating a series of exercises based on taxonomy to test students’ knowledge and determine their strengths and growth zones. The authors correlate educational goals based on B. Bloom’s taxonomy and showed the relationship between different levels of knowledge in the framework of the study of the discipline.

Текст научной работы на тему «DESIGNING EDUCATIONAL TASKS IN THE CONTEXT OF B. BLOOM’S TAXONOMY WHEN TEACHING A PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA»

По ходу занятий по истории с учащимися старших классов в целях развития патриотизма могут быть использованы воспитательная и информационная функции мемориальной литературы.

Патриотическое воспитание старшеклассников с помощью широких средств мемориальной литературы может включать как традиционные, так и инновационные методики.

Их потенциал в полной мере может быть раскрыт при условии широкого использования междисциплинарного подхода.

Применение такого подхода может существенно облегчить переход на субъект-субъектную модель, подразумевающую превращение старшеклассников в активных участников образовательного процесса. Это будет способствовать активизации их познавательной деятельности и выработке активной личностной позиции при решении различных вопросов.

Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами мемориальной литературы может быть представлено как целостный процесс,

Библиографический список

включающий последовательность действий, охватывающих всех участников образовательного процесса, а также образовательную среду учебного заведения, семьи и социума. В его структуру входят трансляция системы патриотических образов и смыслов, позволяющая реализовать воспитательный потенциал исторических дисциплин; интерпретация данных образов и смыслов; формирование на основе данных смыслов и образов активной жизненной позиции у лиц, обучающихся в старших классах; конструирование социокультурных образцов для дальнейшей активности в рамках как учебной, так и иных видов деятельности; проявление активной жизненной позиции в различных ситуациях.

Мемориальной литературе - источнику, характеризующемуся высокой степенью исторической достоверности и значимости, принадлежит первостепенное значение при организации процессов усвоения учащимися старших классов патриотических смыслов, их систематизации, личностной интерпретации, а также интериоризации в рамках формирования личностной позиции.

1. Ярычев Н.У. Актуальные мемориальные исследования: ключевые тренды и перспективы развития. Вестник КемГУКИ. 2021; № 57: 23 - 29.

2. Тихновский И.В. Задачи воспитания старшеклассников. Гуманитарное пространство. 2020; № 4: 415 - 428.

3. Одишвили ПН. Формирование патриотизма у старшеклассников на уроках истории в процессе изучения мемориальной литературы. Преемственность в образовании. 2019; № 22 (06): 511 - 521.

4. Одишвили ПН. Компоненты системы патриотического воспитания старших школьников на уроках истории. Педагогический журнал. 2019; Т. 9, № 3-1: 337 - 343.

5. Ситаров В.А. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи. Культура и общество. 2018; № 1: 47 - 55.

6. Мелентьев А. В. Этапы патриотического воспитания. Образование и право. 2020; № 7: 237 - 241.

7. Волошина В.В., Волошин Ю.И. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. Наука и образование: новое время. 2017; № 4: 17 - 19.

8. Найденов М.Ю., Щупленков О.В. Уроки истории в системе гражданско-патриотического воспитания школьников. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020; Т. 6-1 (45): 154 - 156.

9. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2019.

10. Ситаров В.А., Одишвили ПН. Воспитание патриотизма как ценности, несущей конструкции современного российского общества средствами мемориальной литературы на уроках истории в старшей школе. Национальная ассоциация ученых. 2020; № 55: 59 - 65.

11. Алиханова Б.А. Диагностика уровня сформированное™ патриотического сознания у старшеклассников (на примере МБОУ «КСОШ № 1» - Кубачинская средняя общеобразовательная школа). Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 361 - 362.

12. Ёлкин С.М., Косова А.А. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Вестник НовГУ. 2017; № 1 (99): 14 - 16.

13. Фадеева С.А., Вилкова А.В., Алексеева О.В., Александрова Н.В. Патриотическое воспитание старших школьников в клубном объединении поисковой направленности. Научно-педагогическое обозрение. 2020; № 6 (34): 17 - 22.

14. Рубин В.А., Спиридонова Е.В. Феномен военно-мемориального наследия в отечественной культуре: основные этапы эволюции понятийно-терминологического аппарата. Философская мысль. 2018; № 3: 84 - 97.

15. Попов А.Д. «С памятью в сердце»: патриотическое воспитание и мемориальные традиции в городах-героях Севастополь, Керчь и Новороссийск (1950-1980-е гг.). Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. 2019; № 4: 80 - 90.

16. Андрюшина А.С. О патриотическом воспитании школьников при помощи домашних заданий в курсе обществознания. Вестник шадринского государственного педагогического университета. 2020; № 3 (47): 15 - 19.

17. Эрлих О.В. Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических условиях. Человек и образование. 2017; № 2 (51): 34 - 37.

References

1. Yarychev N.U. Aktual'nye memorial'nye issledovaniya: klyuchevye trendy i perspektivy razvitiya. VestnikKemGUKI. 2021; № 57: 23 - 29.

2. Tihnovskij I.V. Zadachi vospitaniya starsheklassnikov. Gumanitarnoe prostranstvo. 2020; № 4: 415 - 428.

3. Odishvili G.N. Formirovanie patriotizma u starsheklassnikov na urokah istorii v processe izucheniya memorial'noj literatury. Preemstvennost v obrazovanii. 2019; № 22 (06): 511 - 521.

4. Odishvili G.N. Komponenty sistemy patrioticheskogo vospitaniya starshih shkol'nikov na urokah istorii. Pedagogicheskijzhurnal. 2019; T. 9, № 3-1: 337 - 343.

5. Sitarov V.A. Cennostnye orientiry v vospitanii sovremennoj molodezhi. Kultura i obschestvo. 2018; № 1: 47 - 55.

6. Melent'ev A. V. 'Etapy patrioticheskogo vospitaniya. Obrazovanie i pravo. 2020; № 7: 237 - 241.

7. Voloshina V.V., Voloshin Yu.I. Ocenivanie v usloviyah vvedeniya trebovanij novogo Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2017; № 4: 17 - 19.

8. Najdenov M.Yu., Schuplenkov O.V. Uroki istorii v sisteme grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2020; T. 6-1 (45): 154 - 156.

9. Chapaev N.K. Pedagogicheskaya integraciya: metodologiya, teoriya, tehnologiya. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Rossijskogo gosudarstvennogo professional'no-pedagogicheskogo universiteta, 2019.

10. Sitarov V.A., Odishvili G.N. Vospitanie patriotizma kak cennosti, nesuschej konstrukcii sovremennogo rossijskogo obschestva sredstvami memorial'noj literatury na urokah istorii v starshej shkole. Nacional'naya associaciya uchenyh. 2020; № 55: 59 - 65.

11. Alihanova B.A. Diagnostika urovnya sformirovannosti patrioticheskogo soznaniya u starsheklassnikov (na primere MBOU «KSOSh № 1» - Kubachinskaya srednyaya obscheobrazovatel'naya shkola). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 361 - 362.

12. Elkin S.M., Kosova A.A. O soderzhanii ponyatij «patriotizm» i «patrioticheskoe vospitanie». VestnikNovGU. 2017; № 1 (99): 14 - 16.

13. Fadeeva S.A., Vilkova A.V., Alekseeva O.V., Aleksandrova N.V. Patrioticheskoe vospitanie starshih shkol'nikov v klubnom ob'edinenii poiskovoj napravlennosti. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2020; № 6 (34): 17 - 22.

14. Rubin V.A., Spiridonova E.V. Fenomen voenno-memorial'nogo naslediya v otechestvennoj kul'ture: osnovnye 'etapy 'evolyucii ponyatijno-terminologicheskogo apparata. Filosofskaya mysl'. 2018; № 3: 84 - 97.

15. Popov A.D. «S pamyat'yu v serdce»: patrioticheskoe vospitanie i memorial'nye tradicii v gorodah-geroyah Sevastopol', Kerch' i Novorossijsk (1950-1980-e gg.). Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. 2019; № 4: 80 - 90.

16. Andryushina A.S. O patrioticheskom vospitanii shkol'nikov pri pomoschi domashnih zadanij v kurse obschestvoznaniya. Vestnik shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020; № 3 (47): 15 - 19.

17. 'Erlih O.V. Vzaimodejstvie sem'i i shkoly v novyh social'no-pedagogicheskih usloviyah. Chelovek i obrazovanie. 2017; № 2 (51): 34 - 37.

Статья поступила в редакцию 12.05.22

УДК 378

Pestova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: elena.pestova.72@list.ru Kalashnikova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: kalash-sv@mail.ru

DESIGNING EDUCATIONAL TASKS IN THE CONTEXT OF B. BLOOM'S TAXONOMY WHEN TEACHING A PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article is dedicated to a problem of forming educational skills (mental, affective, psychomotor) of students when teaching a foreign language at a university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as the development of thinking

and knowledge acquisition. According to B. Bloom's six-level taxonomy, all cognitive actions of a student are subordinated to the principle "from simple to complex" and are expressed by verbs. The hierarchy of formation of educational actions concerns only the cognitive sphere, starting with the basic goals and their corresponding skills, and complex, multi-component ones at the top. The researchers confirm the effectiveness of this taxonomy in constructing pedagogical learning goals in the context of professionally oriented foreign language teaching. The article provides examples of creating a series of exercises based on taxonomy to test students' knowledge and determine their strengths and growth zones. The authors correlate educational goals based on B. Bloom's taxonomy and showed the relationship between different levels of knowledge in the framework of the study of the discipline.

Key words: educational tasks, cognitive area, knowledge, description, comprehension, applying, evaluating, creating, Bloom's taxonomy, cognitive process, thinking operations, learning outcomes.

Е.В. Пестоеа, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: elena.pestova.72@list.ru

С.В. Калашникова, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: kalash-sv@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ТАКСОНОМИИ Б. БЛУМА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ МВД РОССИИ

Статья посвящена проблеме формирования учебных навыков (ментальные, аффективные, психомоторные) обучающихся при изучении иностранного языка в вузе МВД России, а также развитию мышления и получения знаний. Согласно шестиуровневой таксономии Б. Блума, все когнитивные действия обучающегося подчинены принципу «от простого к сложному» и выражены глаголами. Иерархия формирования учебных действий касается только когнитивной сферы, начиная с базовых целей и соответствующих им сложным навыкам на вершине. Авторы подтверждают эффективность данной таксономии при построении педагогических целей обучения в условиях профессионально ориентированного обучения иностранному языку. В статье приводятся примеры создания серии упражнений, основанных на таксономии для проверки знаний обучающихся и определения их сильных сторон и зон роста. Авторами проведена корреляция учебных целей на основе таксономии Б. Блума и показаны взаимосвязи между различными уровнями знания в рамках изучения дисциплины.

Ключевые слова: учебные цели, познавательная сфера, знания, описание, понимание, применение, оценка, создание, таксономия Б. Блума, когнитивный процесс, мыслительные операции, результаты обучения.

Одной из образовательных задач высшего образования является научить критически мыслить обучающихся при принятии важных решений и выполнении профессиональных задач. Наряду с формированием речевых и языковых иноязычных навыков письменной и устной коммуникации обучающиеся приобретают такие качества, как способность к нестандартным решениям, гибкость ума, сообразительность и др.

Цель исследования заключается в актуализации концептуальных аспектов таксономии Б. Блума и ее прикладных особенностей при преподавании профессионально ориентированного иностранного языка в вузе МВД России. При этом решаются следующие задачи: обобщить теоретический материал по теме и разработать серию вопросов и заданий при обучении профессионально ориентированному иностранному языку в вузе МВД России на основе темы «Расследование преступлений».

Актуальность исследования заключается в возможности преподавателя фокусироваться на всех трех сферах обучающегося (эмоциональной, когнитивной, психомоторной), предлагая тем самым полную форму обучения. Кроме этого, таксономия учебных действий позволяет преподавателю свободно действовать в инновационных образовательных иноязычных ситуациях, где мышление представлено в структурированной и доступной для практиков форме.

Данная статья имеет теоретическую и практическую значимость, так как обобщает теоретические аспекты рассматриваемой концепции, определяет круг действий, присущих определенному уровню развития обучающегося, представляет серию упражнений в соответствии с пирамидой Б. Блума для обучающихся в вузе МВД России по определенной теме - «Расследование преступлений».

Научная новизна изучаемой темы заключается в адаптации уровней пирамиды таксономии к целям и задачам на занятиях по иностранному языку в контексте профессионально ориентированного обучения в вузе МВД России.

Весь образовательный процесс подчинен определенным целям и задачам, которые ставит и реализует преподаватель в процессе обучения. Американский профессор педагогики Б. Блум разработал шестиуровневую иерархию образовательных целей, которые затрагивают когнитивную сферу и описывают этапы мыслительной деятельности обучающихся. Преподаватель, структурируя педагогические цели, формализует учебные задания, связанные с мыслительным процессом.

Когнитивная сфера обучающихся включает познавательные процессы: память, внимание, представления, информацию, логическое мышление и другое. Обучающиеся (в зависимости от отведенных часов на изучение темы) выполняют задания шестиуровней сложности от простого к сложному. Каждый уровень сложности представлен набором целей, выраженных глаголами действия, которые используются при формулировании каждого задания. При изучении темы формирование учебных действий должно идти строго в соответствии с пирамидой Б. Блума снизу - вверх. На этапе высокого уровня от обучающихся требуется использование изобретательности мышления, а также нестандартного решения задачи [1].

Базовые знания, первый этап обучения ведут к развитию навыков и умений, которые имеют решающее значение для завершения педагогического процесса: понимания, применения, анализа, синтеза и оценки. Хотя внутри каждого из них

есть подкатегории, каждый этап лежит в континууме. Предполагается, что обучающиеся продвигаются вверх по каждому уровню пирамиды таксономии Б. Блума, начиная с самого базового обучения, чтобы получить более глубокие знания по предмету, причем каждый уровень имеет решающее значение для развития следующего.

Преподаватели могут применять таксономию Б. Блума, задавая вопросы и выполняя задания, которые непосредственно соотносятся с конкретными целями обучения на каждом этапе процесса, делая цели понятными обучающемуся. Например, постановка вопросов с несколькими вариантами ответов может помочь оценить уровень базового понимания и запоминания предмета, в то время как просьба обучающегося привести сравнение или аналогию указывает на переход к этапу применения или анализа [2].

Согласно таксономии Б. Блума, в любой учебной среде крайне важно начинать с самого нижнего уровня и продвигаться вверх. Навыки более низкого порядка требуют меньшего когнитивного процесса, но обеспечивают важную основу для обучения. Между тем более высокие уровни Б. Блума требуют более глубокого обучения и большей степени когнитивной обработки, что, по-видимому, может быть достигнуто только после того, как будут освоены навыки более низкого порядка [3].

Таксономия Б. Блума - это иерархическая структура, которая побуждает обучающихся продвигаться к мышлению и когнитивным задачам более высокого порядка. Каждый уровень таксономии Б. Блума должен быть рассмотрен, прежде чем переходить к следующему. При планировании курса необходимо учитывать последствия - как быстро вводить новые концепции, когда их подкреплять и как их тестировать.

Рассмотрим применение пирамиды Б. Блума при изучении профессионально ориентированной темы «Расследование преступлений». Нами разработана серия вопросов и заданий, направленная на последовательное продвижение обучающихся по уровням таксономии Б. Блума с помощью действий, которые количественно измеряют их прогресс в достижении целей обучения.

Уровень 1. Запоминание. На первом этапе изучения таксономии Б. Блу-ма можно попросить обучающихся повторить то, чему вы их научили, цитируя информацию по памяти, основанную на предыдущих практических занятиях. Преподаватели могут использовать такие глаголы, как определить, описать, идентифицировать, обозначить, перечислить, описать, вспомнить и воспроизвести, чтобы эффективно измерить успех на этом этапе. Это базовый уровень в таксономии Б. Блума, но он представляет собой важную основу; ступеньку к более глубокому обучению. Основным способом проверки знаний на этом уровне являются простые вопросы, ответы или вопросы с несколькими вариантами ответов. Это показывает, что обучающийся может запоминать факты и вспоминать их, хотя и не понимая материала [4].

Примерные вопросы:

How many criminals were there? Who witnessed the robbery? What happened after the woman had called to police? Can you name the person who reported the theft? Who said that the suspect was armed? What does this mean...? Why did the offender abandon his car? Describe what happened when the police arrived. Which is true and which is false.?

Примерные задания:

• Match the characters' names and profiles;

• Arrange the jumbled criminal story scenes in chronological order,

• Identify the most important attributes of a suspect;

• Create a mental map with some topical information.

Уровень 2. Понимание. Глаголы, используемые на этом этапе таксономии Б. Блума, применить, продемонстрировать, предсказать, показать, решить или использовать. Это может быть в форме совместных групповых проектов или создания блога [4].

Примерные вопросы:

Can you write in your own words all the stages of a crime scene search? What do you think will happen next? Can you outline how the murder has been committed? Who was the main suspect to be accused of? Why? Who do you think committed the car theft and why? What was the main idea of a gang's plot? Can you distinguish between a murder and an assassination? Were there any differences between the witnesses' testimonies?

Примерные задания:

• Write a summary of the main events that could have led to the murder;

• Retell the story in your own words, as if you were a witness or a victim;

• Explain what you think the main idea of the forgery was;

• Predict what could happen next in the court.

Уровень 3. Применение. Этот уровень поощряет обучающихся расширять свое обучение за пределами аудитории, находя сходства и различия в реальном мире.

Говоря о более высокой ступени пирамиды, обучающиеся могут устанавливать связи между идеями, использовать критическое мышление, применяя ключевые глаголы: анализировать, разбивать, сравнивать, противопоставлять, дифференцировать, и делать выводы. Достигнув этого уровня таксономии Б. Блума, обучающийся может продемонстрировать, что он понимает материал в целом и его составные части [4]. Они могут создавать ментальные карты (этапы расследования преступлений, работа членов опергруппы на месте преступления и др.) или деконструировать мыслительные процессы.

Примерные вопросы:

Have you experienced anything like this in your own life? What questions would you ask to a witness, if you are a divisional inspector? Could this have happened in a different part of the city? How can you use this investigative technique while searching the crime scene? What would happen, if the criminal didn't leave so many clues?

Примерные задания:

• Devise an interrogation plan to show it is effective;

• Modify the scene;

• Relocate the main character;

• Present examples from your experience based on the core problem.

Уровень 4. Анализ. Четвертый уровень таксономии Б. Блума - анализ,

позволяющий обучающимся использовать свои навыки критического мышления, чтобы понять, как и почему различные концепции работают вместе. На этом этапе обучающийся учится отличать факты от мнений. Это может включать в себя поиск эффективного решения проблемы или обоснование конкретного решения и возможность подкрепить это обоснование знаниями, используя глаголы оценивать, заключать, критиковать, оценивать, поддерживать и обобщать [4].

Примерные вопросы:

What is the hidden message of the topic? Can you reveal the attackers' main plot? Can you tell a part between.? What other possible methods can be realized at a crime scene, in the court?

Примерные задания:

• What parts of the story were the saddest, the most unbelievable, unpredictable, why?

• Differentiate fact from opinion in the text;

Библиографический список

• What events in the story are credible, real or fictional. Why?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Compare and contrast witnesses' testimonies.

Уровень 5. Оценивание. На этом уровне обучающимся предлагается выносить оценочные суждения об изученном материале, демонстрировать полные знания, применяя то, что он узнал, проанализировал и оценил (например, составление протокола по работе на месте преступления), используя глаголы категоризации, объединения, компиляции, разработки, проектирования, генерации, модификации [4].

Примерные вопросы:

What is your attitude to the text and can you describe it as a successful story or a total failure? Determine the most crucial points of the happening. What would you do, if you arrived at the crime scene first? How effective was the investigator's methods of crime solution?

Примерные задания:

• Write a review of the text expressing your personal opinion on it;

• Assess the value of the investigative work;

• Compare and contrast this story with another you have read;

• Judge the criminals and their actions from a moral, ethical or civil point of

view.

Уровень 6. Создание. Этот уровень поощряет обучающихся демонстрировать свои знания, создавая что-то материальное или концептуальное (например, реконструкция произошедшего преступления) [4].

Примерные вопросы:

What would happen if..? Can you make up a similar story about.? Can you see another solution to this crime? How many ways can you offer to solve the crime quickly and accurately?

Примерные задания:

• Make up a speech for the main character in his acquittal;

• Imagine you are one of the participants of the identification parade. Tell about it;

• Put a new witness or a victim into the story and explain how they would alter it.

Мы отмечаем, что результаты работы с таксономией Б. Блума имеют важное практическое значение, поскольку мыслительные операции, относящиеся к различным уровням, требуют разработки соответствующих видов заданий на всех этапах практического занятия - от презентации нового материала, его закрепления и использования вне класса. Это обеспечивает стойкое развитие и формирование у обучающихся вузов МВД России ценных профессиональных, учебных и социальных навыков работы, начиная с базового уровня и заканчивая высоким.

Теоретическая и практическая значимость итогов исследования выражается в том, что в процессе обучения в вузе происходит постепенное накопление концептуального и процедурного знаний обучающихся, достаточный уровень сформированности которых является условием перехода к метакогнитивному уровню знания, то есть к знанию в общем, стратегиям собственной познавательной деятельности, включая и самопознание. Формирование всех уровней знания (от фактического до метакогнитивного) происходит неравномерно, и при этом невозможно утверждать, что после прохождения обучения в вузе обучающийся продвинется до уровня метакогнитивного знания [5]. Задача современного образования состоит в том, чтобы предоставить ему такую возможность.

Таксономия Б. Блума предоставляет огромные перспективы для определения образовательных целей, в рамках которых можно сформулировать требования: к уровням освоения знаний и умений в конкретной предметной области; к формированию содержания изучаемой дисциплины; к конструированию фонда оценочных средств, соответствующих заданной образовательной цели. Такой подход позволяет преподавателю успешно формировать у обучающихся устойчивые знания, умения и навыки в своей предметной области; учить мыслить критически и творчески; сохранять интерес и потребность к обучению на протяжении всей жизни.

1. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman, 1956.

2. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Москва, 2004.

3. Бактыбаев Ж.Ш. Использование технологии таксономии Б. Блума в учебном процессе вуза. Ярославский педагогический вестник. 2017; № 1: 136 - 137.

4. Anderson L.W., Krathwohl D.R., Airasian P.W., Cruikshank K.A., Mayer R.E., Pintrich P.R. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing. A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives, (Abridged Edition). New York: Longman, 2001.

5. Krathwohl D.R. A revision of Bloom's taxonomy: An overview. Theory into Practice. New York: Longman, 2002.

References

1. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman, 1956.

2. Bulanova-Toporkova M.V., Duhavneva A.V., Kukushkin V.S., Suchkov G.V. Pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih special'nostej. Moskva, 2004.

3. Baktybaev Zh.Sh. Ispol'zovanie tehnologii taksonomii B. Bluma v uchebnom processe vuza. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2017; № 1: 136 - 137.

4. Anderson L.W., Krathwohl D.R., Airasian P.W., Cruikshank K.A., Mayer R.E., Pintrich P.R. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing. A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives, (Abridged Edition). New York: Longman, 2001.

5. Krathwohl D.R. A revision of Bloom's taxonomy: An overview. Theory into Practice. New York: Longman, 2002.

Статья поступила в редакцию 10.06.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.