Научная статья на тему 'Державная экономическая политика России на этапе формирования мирового глобального хозяйства'

Державная экономическая политика России на этапе формирования мирового глобального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
130
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ДЕРЖАВА / ИМПЕРИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ДЕРЖАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / РОССИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / WORLD STATE / EMPIRE / COMPETITION / STATE ECONOMICAL POLICY / NATIONAL STATE / RUSSIA / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козлова Г. В.

В статье рассматривается потенциальная роль России как Мировой Державы в системе мировых политических, социальных, экономических отношений. Утверждается, что отказ от державной идеи для России может означать обрушение ее государственности в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article overviews potential role of Russia as global state in the system of global political, social and economical relationship. It's claimed that Russia's rejection from the sovereign idea can indicate collapse of its statehood within the conditions of globalization.

Текст научной работы на тему «Державная экономическая политика России на этапе формирования мирового глобального хозяйства»

ДИСКУССИЯ

УДК 338.98

ДЕРЖАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОГО ГЛОБАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

© Г.В. Козлова

В статье рассматривается потенциальная роль России как Мировой Державы в системе мировых политических, социальных, экономических отношений. Утверждается, что отказ от державной идеи для России может означать обрушение ее государственности в условиях глобализации.

Ключевые слова: Мировая Держава; империя; конкуренция; державная экономическая политика; национальное государство; Россия; глобализация.

В современной науке есть глубокая, хотя и гипотетическая, мысль о пульсирующем характере развития всего сущего, т. е. всех материальных данностей, от метагалактики до квантовых частиц. Ее суть - в чередующихся слиянии-структуризации-усложнении и разбегании-деструктуризации-упрощении материальных систем. В полной мере это относится и к мирохозяйственной системе, совершающей в современной бифуркационной точке глобальный поворот от эпохи экономического сепаратизма к коллапсированию в сторону глобализирующегося моно-мира.

В свое время Генри Киссинджер теоретически низвел все возможные миросистемы до трех: хаос, баланс сил и пирамида главенства одной державы. В настоящее время можно говорить о существовании именно пирамидального мира, причем вершина данной пирамиды неоднородна, поскольку представлена двумя государственными образованиями, несущими в себе две качественно различные формы государственности. Внешняя схожесть двух гигантских и постоянно соперничающих ядерных государств следствие конвергенции, обусловленной схожестью условий их территориально-геополитического существования. Однако сущностные характеристики их экономических и политических систем, по сути, противоположны. Это качественно различные государственности: мировая держава и мировая империя, производящие разные миропорядки.

По нашему убеждению, мировая держава является сегодня уникальной формой государственности исключительно для России. Мировая держава - государственность, способная обеспечить миропорядок во благо достижения своих высших целей развития, но не в ущерб и не за счет разрушения суверенитета других государств и ущемления их национальных экономических интересов. При этом реализуется принцип гармонии интересов каждого человека, каждой общественной группы, каждой нации с национальными экономическими интересами суверенного государства. Империя - это качественно иная государственность, являющаяся, сущ-ностно и содержательно, антитезой мировой державы, стремящаяся всецело контролировать мир, навязывая порядок, который удобен только одному из субъектов экономических отношений, доминировать решение собственных экономических интересов безотносительно к культуре и традиции других суверенных государств, организуя и поддерживая зависимость только от себя. В настоящее время представителем такого типа государственности являются США.

Экономическая политика суверенного национального государства, в частности России, в условиях глобализации объективно, в силу действия ряда политико-экономических и историко-геополитических факторов, приобретает державный характер. Сутью державной экономической политики является сохранение собственных специфических

экономических интересов в перманентном многополярном мире во благо достижения своих высших целей и приоритетов развития, но не в ущерб и не за счет разрушения суверенитета других государств, ущемления их национально-государственных интересов.

При этом конкретные формы и механизмы реализации державной экономической политики строятся на принципе гармонии интересов каждого человека, каждой национальной и социальной группы, каждого народа с национальными интересами суверенного государства. Формирование и оптимальное проявление державной экономической политики базируется на комплексной политэкономиче-ской методологии и выработке, на ее основе, механизма сохранения национальных приоритетов хозяйственного развития суверенного государства, генерирования фундаментальных принципов развития и обеспечения стабильности в глобализирующемся мировом социально-экономическом пространстве. Механизм позволит также сохранять и организовывать расширенное воспроизводство социально-экономических параметров и ресурсов суверенных национальных государств в многополярном мире в контексте решения задач и ответов на вызовы глобализирующейся человеческой цивилизации.

Распад ялтинско-потсдамского миропорядка породил потребность в национальнополитической само-ре-идентификации не только у России, стран Центральной и Восточной Европы. Изменился весь мир, вся его системная структура. А значит, перед всеми странами раньше или позже должна была встать проблема определения своей новой идентичности, переосмысления своего международного статуса, поиска своей новой роли и функций в изменившемся мире.

Возникла такая потребность и у США. Впервые за сто лет заговорили об империи, имперском мышлении не с привычным либеральным осуждением, а как о реальном факте исторического бытия. Концепт изъят из исторических глубин для определения положения США в современном мире. Ведущие американские политологи триумфально возвестили, что «Соединенные Штаты вступили в XXI век величайшей благотворно воздействующей на глобальную систему силой как страна несравненной мощи и процветания, как опора безопасности. Именно она будет

руководить эволюцией мировой системы в эпоху огромных перемен» [1]. Збигнев Бже-зинский открыто определил США как современного имперского гегемона, с мощью которого никто не сможет сравняться как минимум в ближайшие 25 лет.

Весь ход дебатов о месте и стратегии США в XXI в. основан на почти априорном и достаточно популярном в Америке представлении: «XXI век будет более американским, чем век XX, а Вашингтон будет осуществлять благожелательную глобальную гегемонию, базирующуюся на всеобщем признании американских ценностей, американской мощи и экономического преобладания» [2]. Новое не в том, что США - единственная мировая империя, а в том, что Вашингтон начал осознавать отсутствие препятствий, свое неслыханное превосходство, возможность пожинать плоды успеха.

В политике США действительно проявляется все больше имперских черт, наиболее очевидной из которых является опора на грубую силу. Активное использование силы и угрозы силой для свержения тех или иных неугодных режимов, для «принуждения к диалогу» и т. д. все больше атрибутируется как проявление имперского начала во внешней политике США.

Влияние США на экономические, политические, культурные и иные аспекты существования современного мира огромно. Ни у кого нет сомнений в том, что США являются крупнейшим мировым центром и занимают в мировом международном обществе особое положение, что во многом обусловливает и их особые претензии [3]. Однако, уже сейчас выступая по многим параметрам мощи совершенно беспрецедентной империей в мировой истории (и первой потенциально действительно глобальной империей), США испытывают острый дефицит воли и энергии для того, чтобы экспортировать капитал, культуру, людей в наиболее отсталые регионы мира, остро нуждающиеся в подобном позитивном имперском вмешательстве. Тем не менее выстраивающееся при активном содействии США мироустройство вполне может быть охарактеризовано как «имперское». Основанием для использования такого определения может служить косвенное и прямое сходство многих его черт и структуры с внутренней организацией империй

прошлого. Речь идет о существовании центра (метрополии) и периферии; о развитии единого глобализирующегося экономического пространства; о наличии глобальной иерархии государств и регионов мира, основанной ныне на экономическом, научно-техническом и военно-политическом превосходстве; об использовании США и их союзниками военносиловых методов утверждения новых правил игры на мировой арене и обеспечения управляемости глобальной международно-политической системы. Вызывает сомнение только эффективность подобного управления.

Самое время вспомнить, что империя империи рознь. Россия - наследница сразу нескольких империй. Как православная страна Русь вначале была частью византийского мира, а после падения Константинополя сама стала оплотом мирового православия. Вместе с тем, освободившись от Орды, Москва взяла на себя и ту миссию объединения восточных земель, которую выполняли монголы Чин-гизхана, а до них тюркюты, а еще раньше -гунны и скифы. В фундаменте русской цивилизации перекрещиваются традиции империй Запада и Востока, римско-элинской Европы и татаро-монгольской кочевой Азии.

Если об империи сегодня вспоминают американцы и европейцы и уже без стеснения говорят об этом, то самое время пересмотреть отношение к этому понятию и нам. Да, Россия была империей. Империей среди других империй.

Но нельзя отрицать того факта, что Россия по исторической судьбе призвана исполнять соборные функции - быть Державой. Идея державности была и остается объективной основой существования российской государственности, ее соборности на обширном евразийском пространстве, населенном великим числом наций. Называть приверженность идее соборности проявлением великодержавного национализма - неуместно, т. к. «титульная нация» какими-либо привилегиями относительно остальных народов Державы никогда не обладала. С этой точки зрения Российская Держава является антиподом Британской империи, где «белый человек» англо-саксонской породы присвоил себе право грабить и принуждать к рабскому повиновению народы чуждых ему цивилизаций, обитающих за тысячи миль от «Туманного Альбиона». Территория, где англосакс

выступал в роли надзирателя, судьи и палача одновременно, называлась колонией, а там, где англосакс исполнял роль конкистадора-переселенца по присвоению и освоению земель путем истребления аборигенов, называлась доминионом. Поэтому Российскую Державу называть империей в англо-саксонской интерпретации несправедливо.

Принципиальные различия двух типов государственности в огромной степени обусловлены спецификой базовых экономических интересов этих стран. Национальные экономические интересы - детерминанты именно державной экономической политики национального государства.

С точки зрения соотношения категорий «национальный интерес» и «державная экономическая политика» национальный интерес следует рассматривать как основополагающее, методологически важное понятие державной экономической политики, выражающее важнейшие ориентиры развития нации и пути приращения ее мощи, а также направленность действий руководства страны, всех органов государственной власти на благо народа и всех граждан, но не за счет и не вопреки реализации национальных экономических интересов других государств. Движущими силами взаиморазвития национально-государственных интересов в рамках современного миропорядка, соответственно, качественных изменений в международной нормативной системе являются: противоречия между государственной формой организации обществ и глобализацией мировой экономики; между национально-государственными интересами групп государств разного цивилизационного типа. Глобализация мировой экономики на современном этапе не отменяет наличия специфических государственных, национальных и национально-государственных экономических интересов, более того государственный интерес будет постепенно расширяться до границ национального интереса и таким образом трансформируется в него, причем значительная роль в реализации национально-государственного интереса будет, в недалеком будущем, принадлежать государственным структурам.

Системы экономических интересов России и США при их объективно существующей схожести имеют не только явные черты неоднородности, но и ряд принципиальных

различий. Корни последних - в характере самого функционирования социально-экономических систем данных государств.

Американская империя, этот «плавильный котел», уже более двух веков производящий некий национально-этнический «коктейль» из переселенцев, по отношению к другим странам и народам проводит преимущественно экспансионистскую политику, замешанную на духе абсолютного меркантилизма. Векторы экономических интересов империи в рамках глобализирующегося мира направлены на себя и замкнуты на себе. Формируется все поглощающая экономическая «черная дыра», воспринимающая весь окружающий мир как материал для строительства самой себя.

Россия - евразийская, телурократическая держава, сформировалась и выросла как симбиоз коренных на определенных территориях национально-этнических образований, объединенных в единую национальногосударственную субстанцию. Векторы интересов всегда имели и имеют двустороннюю направленность: как к историко-

политическому центру Державы, так и к ее регионам, образуя, образно говоря, звезднолучевую структуру. Только территориальногосударственный баланс экономических интересов мог обеспечить многовековую стабильность Российской Державы.

Особенности формирования стратегии развития державной экономической политики России в многополярном глобализирующемся мире заключаются в более глубокой разработке внешнеэкономических отношений и, в первую очередь, с учетом современных условий и особенностей - усилении регионального аспекта, выделении региональных внешнеэкономических отношений, которые трактуются как особые фундаментальные понятия, выражающие такой уровень социально-экономических отношений, в которых регион выступает как их самостоятельный субъект. Насущной стала необходимость создания российской общегосударственной концепции внешнеэкономической стратегии, в которых применение региональных внешнеэкономических отношений вы-

ступает как неотъемлемая часть нового явления в глобальной мировой экономике и как фактор повышения эффективности внешнеэкономической стратегии национального государства в целом.

В ходе рассуждений о стратегии державной политики неизбежно возникает вполне уместный вопрос о ее конечной цели - гипотетической потенциальной и, как представляется, целесообразной модели миропорядка, а главное, о методах его достижения в условиях неизбежного противостояния Державы и Империи. Известно, что прямым следствием наличия соперников является конкуренция, извечный и повсеместный спутник человеческого общества. На первый взгляд, стратегия Державы предполагает конкуренцию между Россией и США, а следовательно, согласно логике взаимопроникновения понятий война - конфликт - конкуренция, и чью-то победу. Однако мы убеждены, что державная политика, ее позитивно-умиротворительные составляющие, может быть силой, способной прервать перманентный переход войны в конкуренцию и наоборот, что всегда являлось атрибутом взаимоотношений между странами-соперниками.

1. Cutter B., Spero J., Tyson L. New World, New Deal. A Democratic approach to Globalization // Foreign Affairs. 2000. March/April. Р. 80.

2. Pfaff W. The Coming Clash of Europe with America // The World Policy Journal. 1998/99. Winter. Р. 6.

3. Hurrel A. Hegemony, liberalism and global order: what space for would be great powers? // International Affairs. 2006. V.82, № 1. January.

Поступила в редакцию 25.08.2009 г.

Kozlova G.V. Sovereign economic policy of Russia at the stage of formation of the world global economy. The article overviews potential role of Russia as global state in the system of global political, social and economical relationship. It's claimed that Russia’s rejection from the sovereign idea can indicate collapse of its statehood within the conditions of globalization.

Key words: World State; empire; competition; state economical policy; national state; Russia; globalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.