Научная статья на тему 'Мировая держава как форма российской государственности в глобальном миропорядке'

Мировая держава как форма российской государственности в глобальном миропорядке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
430
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ДЕРЖАВА / ИМПЕРИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ДЕРЖАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / WORLD POWER / EMPIRE / RIVALRY / MAJESTIC ECONOMIC POLICY / NATIONAL STATE / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович, Лоскутов Валентин Григорьевич, Козлова Галина Васильевна

В статье рассматривается потенциальная роль России как Мировой Державы в системе мировых политических, социальных, экономических отношений. Утверждается, что отказ от державной идеи для России может означать обрушение ее государственности в условиях глобализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World Power as the form of Russian statehood in a global world order

In the article the potential role of Russia as World power in the system of world political, social, economic relations is considered. It is being affirmed that refusal of majestic idea for Russia can mean a collapse of its statehood in the conditions of globalization.

Текст научной работы на тему «Мировая держава как форма российской государственности в глобальном миропорядке»

ДИСКУССИЯ

УДК 338.98

МИРОВАЯ ДЕРЖАВА КАК ФОРМА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРОПОРЯДКЕ

© В.М. Юрьев, В.Г. Лоскутов, Г.В. Козлова

В статье рассматривается потенциальная роль России как Мировой Державы в системе мировых политических, социальных, экономических отношений. Утверждается, что отказ от державной идеи для России может означать обрушение ее государственности в условиях глобализации.

Ключевые слова: Мировая Держава; империя; конкуренция; державная экономическая политика; национальное государство; глобализация.

На современном этапе мировая динамика претерпевает глобальную трансформацию, что требует ее глубокого научно-теоретического осмысления. На смену традиционной культуре индустриального общества приходит еще не четко проявляющаяся культура новой постиндустриальной цивилизации. Процесс этой замены адекватен глобализации, однако он шире и многограннее ее. Но мы, исследуя лишь экономическую сторону общественно-хозяйственных процессов в условиях формирования этой цивилизации, ограничимся анализом процесса глобализации мирового хозяйства. Безусловно, мы тем самым значительно сужаем предмет наших исследований. Вместе с тем экономическая глобализация, как составная всего процесса формирования нового социума, несет в себе все тенденции и структурную решетку нового постиндустриального общества. Основываясь на этом, мы, с позиций политической философии, предпримем исследование дер-жавности как особой общественно-хозяйственной концепции формирования нового миропорядка.

Развитие человечества является не просто стихийным переходом от одного уровня прогресса к другому. Это путь, определяемый особыми принципами и законами поведения. Среди них, например, И. Кант выделяет добродетель, т. е. внутреннее состояние человеческого «Я» в контексте учения о долге. Он пишет: «Понятие долга есть уже само по себе понятие о каком-то принуждении

свободного произвола со стороны закона» [1]. Эта нравственная сторона поведения человека, а через него и общества в целом, и является концентрированным выражением этапа их развития. Целью же этого развития, по мнению того же И. Канта, является сам человек. «Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу, или по меньше мере он не должен считать себя подчиненным какому бы то ни было влиянию природы, противодействующему этой цели» [1, с. 1315].

Человек (по И. Канту) «высшее благо в мире» [1, с. 1315]. Соглашаясь с этим, мы проецируем это определение на все развитие цивилизации, в т. ч. и на этапе глобализации мирового пространства и его экономического базиса. В этом контексте нам необходимо особо выделить ЭТИКУ державности как одну из основных общественно-хозяйственных концепций глобализации. Державность не является лишь экономической, политической или социальной доктриной. Она многограннее и отражает в себе особую русскую общественную культуру и присущую ей идеологию.

Мировоззренческая сущность державности - это достижение «общественного блага», т. е. блага для всех, но не в ущерб благу каждого. Диалектика этого процесса носит объективно-субъективный характер. С одной стороны, державность есть продукт природно-технологического прогресса, и в этом

объективность ее возникновения и развития. С другой стороны, державность - это общественно-хозяйственная система развития, т. е. она основана на особом характере социальных отношений людей, в т. ч. и в сфере экономики, что определяет субъективную природу ее существования. Вместе с тем если исходить из нравственной философии И. Канта, то державность можно и нужно трактовать как некие моральные принципы, которые носят объективный и всеобщий характер. В частности, И. Кант один из таких принципов называет «категорическим императивом», который он рассматривает в контексте того, что к каждому человеку следует относиться как к «цели в себе, и никогда как средству» [1, с. 1314]. Главная мысль этого прочтения такова, что справедливым является такое государство, в котором каждый индивид, независимо от социального положения, должен быть равен перед законом, иметь необходимые правовые гарантии и являться важнейшим объектом заботы общества, обеспечивающего ему личную безопасность со стороны внутренних и внешних угроз.

В подтверждение данной мысли приведем слова великого Н. Макиавелли из его труда «Государь»: «...все обусловливается тем, заложено ли в основании изменяющегося государства насилие или не заложено. Если государство было основано силой и поддерживало свое существование также силой, то, таким образом, оно существует вопреки желанию большинства. Когда оно гибнет, то, само собой разумеется, притесняемые им желают отомстить. Это приводит к кровопролитию и гибели многих людей. Если же государство основывалось и существовало при общем согласии и по желанию большинства граждан, которые сами его превознесли, у них нет причин и в случае падения правительства наказывать кого-нибудь...» [2].

Безусловно, это высказывание Н. Макиавелли относится к периоду межрелигиозных феодальных войн. Но относительно России это наглядно свидетельствует о 1917 годе и 1991 годе. Именно распад конкретных форм российской державности (Российская империя; СССР) привел к резкому искажению державной этики, т. е. осознания «общественного блага».

Особый интерес в трактовке «общественного блага» представляет нравственная

теория утилитаризма. Ее прародителями по праву можно считать Ф. Хатчесона и Д. Юма. Однако наиболее ее известными представителями были И. Бентам и Дж.С. Милль. Возникнув в середине XVIII в. утилитаризм получил наибольшее распространение к середине XIX в. В основу данной этической концепции был заложен «принцип пользы». Согласно ему, действие правильно (т. е. достигает «блага») в той степени, в которой оно стремится дать наибольшее счастье наибольшему числу людей [3]. Данная трактовка «общественного блага» очень схожа с этикой державности. Не в ущерб себе, но и в угоду другим.

То есть, восходя к этике И. Канта, можно утверждать, что державность как политикохозяйственная концепция глобализации, реализуемая через достижения «общественного блага», есть всеобщий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального положения, вероисповедания, пола и т. д., должны подчиняться и действовать по правилу: поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства.

Рассматриваемая нами позиция приведет нас к прикладной этике державности. Ведь в современном мире теория и практика переплетены теснейшим образом. Глобализация задает множество весьма сложных вопросов. Они касаются как объединения мира, так и сохранения национального суверенитета странами. Они исходят из понимания мира как однополярной, так и многополярной структуры.

Следует отметить, что по своей исторической судьбе Россия призвана исполнять соборные функции - быть Державой. Идея державности была и остается объективной основой существования не только российской государственности, но и всей ее социальной и экономической систем. Развитие на огромном евразийском пространстве, населенном великим числом наций, породило не только соборность, но сложившийся и устоявшийся за столетия характер экономики, определенный образ экономического мышления на уровне всего общества. Называть приверженность идее соборности проявлением великодержавного национализма - неуместно, т. к. «титульная нация» никогда не обладала какими-либо экономическими приви-

легиями относительно остальных народов Державы.

По нашему убеждению, Мировая Держава является сегодня уникальной формой государственности для России. Именно Державная государственность способна обеспечить гуманными, но в то же время решительными и целенаправленными действиями глобальное движение страны к миропорядку во благо достижения своих высших целей развития, но не в ущерб и не за счет разрушения суверенитета других государств и ущемления их национальных экономических интересов. При этом создаются условия реализации принципа гармонии интересов каждого человека, каждой общественной группы, каждой нации и национальных интересов суверенного государства. При этом следует подчеркнуть, что в отличие от Державы Империя проявляется как качественно иная государственность, являющаяся, сущностно, антитезой Мировой Державы, стремящаяся всецело контролировать мир, навязывая порядок, который удобен только одному из субъектов экономических отношений. В современном мире типологические признаки такого рода государственности присутствуют у США как гипергосударства. Россия же, как православная страна Русь, вначале была частью византийского мира, а после падения Константинополя сама стала оплотом мирового православия. Освободившись от Орды, Москва взяла на себя миссию объединения восточных земель.

Экономическая политика уникального евразийского государственного образования -России, в условиях глобализации объективно, в силу действия ряда политико-экономических [4, 5] и историко-геополитических [6] факторов, приобретает державный характер. Сутью державной экономической политики является сохранение собственных специфических экономических интересов в перманентном многополярном мире во благо достижения своих высших целей и приоритетов развития, но не в ущерб суверенным политико-экономическим системам других государств, без сознательного ущемления их национально-государственных интересов.

При этом конкретные формы и механизмы реализации державной экономической политики строятся на принципе гармонизации интересов каждого социального слоя, каждой

национально-этнической группы, каждого человека с национальными интересами суверенного государства. Формирование и оптимальное проявление державной экономической политики базируется на комплексной политэкономической методологии и выработке, на ее основе, механизма сохранения национальных приоритетов хозяйственного развития суверенного государства, генерирования фундаментальных принципов развития и обеспечения стабильности в глобализирующемся мировом социально-экономическом пространстве. Такой механизм позволит сохранять и организовывать расширенное воспроизводство социально-экономических параметров и ресурсов российского национального государства в многополярном мире в контексте решения задач и ответов на вызовы глобализирующейся человеческой цивилизации.

Основополагающим детерминантом социально-экономической и внешней политики России является ее национально-государственный интерес. С точки зрения соотношения категорий «национальный интерес» и «державная политика» национальный интерес следует рассматривать как основополагающее, методологически исходное понятие державной экономической политики, выражающее важнейшие ориентиры развития нации и пути приращения ее мощи, а также направленность действий руководства страны, всех органов государственной власти на благо народа и всех ее граждан. Что же касается движущих сил этой трансформации и взаи-моразвития национально-государственных

интересов в рамках современного миропорядка, соответственно, качественных изменений в международной нормативной системе, ими являются: противоречия между государственной формой организации обществ и глобализацией мировой экономики; между национально-государственными интересами групп государств разного цивилизационного типа. Глобализация мировой экономики на современном этапе не отменяет наличия специфических государственных, национальных и национально-государственных экономических интересов, более того, государственный интерес будет постепенно расширяться до границ национального интереса и таким образом трансформируется в него, причем значительная роль в реализации национально-

государственного интереса будет, в недалеком будущем, принадлежать государственным и, в определенной мере, надгосударственным структурам.

Россия - евразийская, теллурократиче-ская держава, сформировалась и выросла как симбиоз коренных на определенных территориях национально-этнических образований, объединенных в единую национальногосударственную субстанцию. Векторы ее интересов всегда имели и имеют двустороннюю направленность: как к историко-политическому центру Державы, так и к ее регионам, образуя, образно говоря, звездно-лучевую структуру. Только территориальногосударственный баланс экономических интересов мог обеспечить многовековую стабильность Российской Державы. Это обстоятельство является исключительно важным в понимании характера российской государственности как Державы.

Особенности формирования державной экономической политики России в многополярном глобализирующемся мире заключаются в более глубокой разработке внешнеэкономических отношений, и в первую очередь с учетом современных условий и особенностей - усиления регионального аспекта, выделения региональных внешнеэкономических отношений, которые трактуются как особые фундаментальные понятия, выражающие такой уровень социально-экономических отношений, в которых регион выступает в определенной мере как их самостоятельный субъект. Насущной стала необходимость создания российской общегосударственной концепции внутренней и внешней экономической стратегии, в которых применение региональных внутренних и внешнеэкономических отношений выступает как неотъемлемая часть нового явления в глобальной мировой экономике и как фактор повышения эффективности внутренней и внешнеэкономической стратегии национального государства в целом.

В ходе рассуждений о державной политике неизбежно возникает вполне уместный вопрос о ее конечной цели - гипотетической потенциальной и, как представляется, целесообразной социально-экономической модели российского государства в условиях сложившегося и трансформирующегося миропорядка. Конкуренция является неизбежным

спутником и важнейшей чертой рыночных отношений. И проявляется она в различных масштабах и формах, порой весьма разрушительных. Однако мы убеждены, что державная политика, ее позитивно-умиротворительные составляющие, может быть силой, способной не только прервать цикл неоправданных экономических экспериментов в нашем отечестве, но и обеспечить перманентный переход международного противостояния в рационально-созидательную конкуренцию как основному атрибуту взаимоотношений между странами. При этом, конечно же, имеется в виду достижение Россией соответствующего уровня конкурентоспособности, понимаемое как выход на передовые позиции в глобализующемся мире в области экономики, социальной сферы, степени развития демократии. На наш взгляд, принципиальным является расширение понимания государственной системы России как социальноэкономической. Исходной оказывается уже не обособленная от природы и развивающаяся только по своим «внутренним» законам социально-экономическая система (национальное государство), а социоэкосистема, согласующая свое развитие с «внешними» биосферными законами. Тем самым методология исследования социально-экономических систем расширяется до социально-экономико-экологического подхода. При внесении же в него соответствующей прогностическо-целевой ориентации на созидание сферы разума он превращается в системный подход более высокого уровня - в ноо-сферно-футурологический подход.

Становление российской державности отнюдь не однонаправленный, безболезненный процесс. Система сложившихся отношений и доминирующих интересов пока еще во многом не соответствует принципам державного развития. На специфику российских базовых национальных экономических интересов - детерминантов державной экономической политики, влияли и, в определенной степени, влияют не столько условия международного экономического и геополитического соперничества, сколько объективные национальные экономические условия, а также субъективные, непродуманные, поспешные трансформации, не подкрепленные объективными «базисными» предпосылками. Комплекс подобных факторов порождает

реальную заинтересованность крупных субъектов экономики, включая государство, в хищническом использовании ресурсно-

добывающих отраслей, дающих возможность быстрого обогащения, что осложняет функционирование отечественного хозяйственного «организма», тормозит развитие других не менее важных и нужных отраслей экономики. В стране сохраняется примитивная сырьевая экономика, энергоэффективность и производительность труда позорно низки. Страну разъедает коррупция, алкоголизм, наркомания. Не соответствует потребностям общества социальная сфера, и, как следствие, на уровне глобальных экономических процессов влияние России не так велико, как оно могло бы быть. Между тем страна располагает гигантской территорией, колоссальными природными богатствами, солидным промышленным потенциалом, крупными достижениями в области науки, техники, образования, искусства, яркой историей армии и флота, сдерживающим ядерным потенциалом. Россия обладает заслуженным авторитетом Державы, игравшей значительную, а в некоторые периоды и определяющую роль в событиях исторического масштаба.

В статье «Россия, вперед!», Президентом РФ определена стратегия экономической модернизации страны [7]. В дополнение изложенных тезисов о державном характере политики России и в их контексте нам хотелось бы высказать некоторые соображения. Современный мировой финансовый и экономический кризис развеял надежды идеологов крайнего либерализма и совершенно четко и недвусмысленно обозначил острую необходимость активного влияния государства на развитие экономической и социальной сфер. Практика выхода из прежних экономических кризисов, и особенно из современного финансового, показала, что именно государство является единственным рычагом преодоления кризисных процессов. Неслучайно, что именно правительства США, стран Западной Европы и России срочно разработали и стали экстренно применять антикризисные программы. Конечно, можно спорить об эффективности тех или иных мер, однако все они, в конечном итоге, сводятся к принятию государством в меньшей степени прямых, директивных, и в большей степени косвенных, экономических мер регулирования. Идея о

необходимости усиления роли государства в проведении антикризисных мер и регулировании экономики вообще получила одобрение Президента РФ. Нам представляется, что эта идея и обозначенные Д. Медведевым направления вывода страны из кризисного состояния носят не только тактический, но и стратегический характер. По сути дела, меняется вектор развития экономики и социальной сферы, в котором важным организационным звеном признается государство. Как показывает практика, отечественный бизнес не заинтересован в развитии капиталоемких производств, например таких, как нанотехнология, наука, культура, социальная сфера, охрана окружающей среды. Именно поэтому выход на державный характер российской экономической политики, конечно же, должен опираться на возрастание роли государства как одного из ведущих субъектов экономики в его партнерских отношениях с частным бизнесом.

Усиление экономической роли государства может осуществляться по двум следующим направлениям: во-первых, и прежде всего, за счет расширения государственного сектора экономики. Нам представляется, и эта мысль высказывалась многими экономистами, что массовая и поспешная приватизация в отрасли крупной промышленности была ошибкой. Авария на Саяно-Шушенской электростанции явилась веским дополнительным аргументом этого утверждения. Государство должно иметь в своей собственности блок отраслей как фундамент экономики, как гарантию ее благополучия, как гарантию устойчивости от экономических потрясений, подобных современному кризису. В этот блок могли бы входить отрасли ТЭКа, некоторые отрасли машиностроения, оборонной промышленности, железнодорожный и воздушный транспорт.

Во-вторых, наличие государственного сектора и обеспечение регулирования партнерских отношений между ним и частным бизнесом обусловливает необходимость создания специального координирующего органа типа прежнего советского Госплана или плановых органов, существующих в ряде стран, например, Национального Совета экономического развития (Великобритания).

Важнейшими факторами социальноэкономической стабильности страны и ее

конкурентоспособности является высокий уровень производительности труда на основе новейших достижений науки и техники. В связи с этим понятно, что державность российского государства возможна лишь на путях коренной модернизации ее современной экономики. В целях улучшения управления инновационным процессом было бы полезным создание специального органа, Совета по науке и технике, разработка специальных целевых программ по различным аспектам инновационной политики, создание сети наукоградов, стимулирование инновационного процесса средствами налогового воздействия.

Российская политика должна покончить с зависимостью страны от внешнего рынка продуктов питания, снять проблему государственной безопасности в этой области. Негоже Державе закупать продукты при наших-то земельных и людских ресурсах. Напрашивается разработка специальной Продовольственной программы. Да, была такая в известное время, но ведь для выполнения любой программы нужна еще и политическая воля.

Серьезные изменения должны произойти в социальной области. Ни о каком державном характере страны нельзя серьезно говорить при сложившейся дифференциации доходов населения. Назрела острая необходимость разработки целевой программы выравнивания доходов, с выходом России по этому показателю на уровень развитых стран Запада, ибо они являются важнейшими в ряду социально-экономических показателей конкурентоспособности страны как Державы. Здесь может оказаться полезной практика этих стран по регулированию цен на товары

первой необходимости, определению налоговой базы, ставок подоходного налога и другие меры.

1. Кант И. Основы метафизики нравственности. М., 1999. С. 768.

2. Макиавелли Н. Государь. Размышления над первой декадой Тита Ливия / пер. с итал. К.А. Тананушко. М.; Мн., 2005.

3. Философский век. Альманах. Наука о морали: Дж. Бентам и Россия / отв. ред. Т.В. Артемьева. СПб., 1999. Вып. 9.

4. Козлова Г. В. Державная экономическая политика // Вестн. Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 1 (69).

5. Козлова В.Г. Державная экономическая политика России на этапе формирования мирового глобального хозяйства // Вестн. Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 5 (77).

6. Юрьев В.М., Налетова И.В. Держава в мире империй // Вестн. Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 7 (75).

7. Медведев Д.А. Россия, вперед! 2009. ЦЯЬ: http://www.kremlin.ru/news/5413. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 1.1Q.2QQ9 г.

Yuryev V.M., Loskutov V.G., Kozlova G.V. World power as the form of Russian statehood in a global world order. In the article the potential role of Russia as World power in the system of world political, social, economic relations is considered. It is being affirmed that refusal of majestic idea for Russia can mean a collapse of its statehood in the conditions of globalization.

Key words: World power; empire; rivalry; majestic economic policy; national state; globalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.