Научная статья на тему 'Деривационный и когнитивно-прагматический потенциал лексических новообразований в живой разговорной речи'

Деривационный и когнитивно-прагматический потенциал лексических новообразований в живой разговорной речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
427
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВОТВОРЧЕСТВО / ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕРИВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / WORD CREATION / LEXICAL NEOPLASMS / CONCEPTUAL ORGANIZATION / DERIVATIONAL MODELS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плотникова Лариса Ивановна

Словотворчество можно считать уникальным явлением языковой личности. Зафиксированные в живой разговорной речи лексические новообразования свидетельствуют об активном словотворчестве, позволяют определить продуктивность той или иной словообразовательной модели, выявить наиболее активные деривационные форманты. Каждое из созданных слов демонстрирует потенциал языковой системы и отражает определённые тенденции современного словопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Derivational and Cognitive-pragmatic Potential of Lexical New Formations in Colloquial Speech

Word creation can be considered a unique phenomenon of linguistic identity. New formations, recorded in the colloquial vocabulary, reveal the active word creation. They allow us to determine the productivity of a formative model, reveal to identify the most active derivational formants. Each of the created word demonstrates the potential of the linguistic system and reflects certain tendencies of the modern word derivation.

Текст научной работы на тему «Деривационный и когнитивно-прагматический потенциал лексических новообразований в живой разговорной речи»

УДК 811.161.1'373.4 ББК 21.002.3

Л. И. Плотникова

г. Белгород, Россия

Деривационный и когнитивно-прагматический потенциал лексических новообразований в живой разговорной речи

Словотворчество можно считать уникальным явлением языковой личности. Зафиксированные в живой разговорной речи лексические новообразования свидетельствуют об активном словотворчестве, позволяют определить продуктивность той или иной словообразовательной модели, выявить наиболее активные деривационные форманты. Каждое из созданных слов демонстрирует потенциал языковой системы и отражает определённые тенденции современного словопроизводства.

Ключевые слова: словотворчество, лексические новообразования, концептуальная организация, деривационные модели.

L. I. Plotnikova

Belgorod, Russia

Derivational and Cognitive-pragmatic Potential of Lexical New Formations in Colloquial Speech

Word creation can be considered a unique phenomenon of linguistic identity. New formations, recorded in the colloquial vocabulary, reveal the active word creation. They allow us to determine the productivity of a formative model, reveal to identify the most active derivational formants. Each of the created word demonstrates the potential of the linguistic system and reflects certain tendencies of the modern word derivation.

Keywords: word creation, lexical neoplasms, conceptual organization, derivational models.

Процесс словотворчества можно рассматривать как уникальное явление языковой личности. Он направлен на создание новой лексической единицы, отвечающей требованиям определенного коммуникативного акта, поэтому по сути своей данный процесс является креативным. Креативность (от лат. сгв^го - сотворение, создание) определяют как понятие, включающее в себя прошлые, сопутствующие и (или) последующие характеристики процесса, в результате которого человек (или группа людей) создает что-либо, не существовавшее прежде [8, с. 16]. Известны разные виды творчества: научное, художественное, техническое и др. Несмотря на различия, «это всегда деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью» [4, с. 91].

Креативность можно исследовать как продукт и процесс творчества, а также как способность и свойство личности. Как продукт творчества она характеризуется количеством, качеством и значимостью. При этом признаётся, что данные показатели могут быть результатом не только креативной, но и общей продуктивности работы. При изучении креативности как процесса выделяются различные стадии, уровни и типы творческого мышления. По данным самонаблюдения извест-

ных учёных были выделены и описаны четыре стадии творческого мышления, которые обозначены как подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. Креативность как способность личности включает следующие параметры:

1) оригинальность - способность продуцировать отдалённые ассоциации, необычные ответы;

2) семантическую гибкость - способность выделить функции объекта и предложить его новое использование; 3) образную адаптивную гибкость -способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности; 4) семантическую спонтанную гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации.

Креативность как свойство личности связана с понятием «само-актуализации», выявляющей корреляции между выбором объектов и особенностями творческой личности (установлено, например, что предпочтение сложных объектов коррелирует с такими чертами творческой личности, как беглость речи, импульсивность, независимость суждений, оригинальность, широта интересов) [7, с. 58-59].

Творческое отношение к языку проявляется в первую очередь в создании новых слов. Ю. Н. Караулов соотносит это явление с первым уровнем,

© Плотникова Л. И., 2011

183

отмечая, что создание новых слов, новых сочетаний, обогащение значения привнесением в него элементов субъективного смысла является «наиболее выразительной иллюстрацией языкотворчества» [6, с. 240]. Учёный справедливо полагает, что богатейшим источником речевого творчества являются также и когнитивные преобразования, но начинать рассмотрение языка как творческой деятельности личности следует с прагматического уровня, так как «каждый человек для выражения даже простейших личностных <...> интенцио-нальностей всегда находит собственные, неординарные средства и способы. Потому человек и выступает как творец языка практически в каждый момент построения высказываний, которые не могут не содержать модального, интенциональ-ного компонента, а последний как раз и является предпосылкой творчества» [6, с. 240].

Механизм, определяющий творческую природу речевой деятельности индивида, имеет сложную структуру и в первую очередь связан с мышлением как особым видом психической познавательной деятельности человека. Одним из главных качеств мышления психологи считают деятельность, в результате которой субъектом достигается новое обобщенное знание. Данное качество соотносится с мотивами деятельности, которые регулируют различные формы деятельности человека и «всегда представляют собой иерархическую структуру движущих сил поведения личности, которая, с одной стороны, является устойчивым образованием, связанным со структурой личности, с другой - образованием динамичным, меняющимся в зависимости от особенностей ситуации» [5, с. 46].

Говоря о языке как системе выразительных средств, являющейся данной для коллектива и для каждого индивида, Л.В. Щерба вместе с тем обращал внимание на то, что «эта самая система имеет богатые средства для выражения любого дерзания мысли, любых ее нюансов, вплоть до самых тонких - только надо уметь найти эти средства. Они не даны в готовом виде: готовы только шаблоны. Но они есть, и всякий ищущий находит их» [9, с. 131]. Таким образом, выразить новую мысль по-новому - это очень сложная задача. Однако необходимо помнить, что «<...> наша языковая сокровищница является неистощимым запасом для всякого новотворчества в области языка. <.> Сокровищница эта полна всяких готовых мыслей, готовых шаблонов, фраз, образов и оборотов. <.> Но она имеет в виде этих самых шаблонов и богатый запас материалов для новотворчества, для выражения новых мыслей и новых чувств. <...> Если мы отвергнем эту сокровищницу, то нам или придётся обращаться к варягам, т.е. заимствовать слова и образы из других языков, или

вернуться в первобытное состояние и начинать накопление с самого начала» [9, с. 134]. Таким образом, речетворчество, рассматриваемое через призму лингвокреативного мышления «как проявление коллективного менталитета (языкового сознания говорящих), <...> с неизбежностью порождает, с одной стороны, стереотипы, способствующие эффективной коммуникации, с другой стороны, создаёт возможность творческого отхода от стандартных способов выражения самосознания языковой личности (способов языкового самовыражения личности). Последнее зависит от уровня лингвистической компетенции говорящих: владения лексикой, грамматикой языка, умения адекватно воспринимать и порождать тексты в соответствии с коммуникативными задачами и т.п.» [2, с. 10-11].

Нарушение языкового стандарта может зависеть от личностных образований, включённых в процесс мышления, к которым относят: 1) взаимосвязь отдельных черт личности с некоторыми особенностями мышления (имеются в виду такие свойства личности, как импульсивность, уверенность/неуверенность, активность и др.); 2) позицию личности (так называемую «социальную позицию», отношение индивида к определенной социальной группе); 3) эмоциональные компоненты (внутренние психологические явления личности).

Проведённые психологами в этом направлении эксперименты показали, что наиболее творческие решения всегда оказывались связанными с высоким уровнем эмоциональной активации.

Творческое начало определяется и внутренней мотивацией мыслительной деятельности. «Познавательная внутренняя мотивация, функционирующая в мыслительной деятельности как особое психологическое образование, обусловливаемое взаимодействием субъекта с объектом -непосредственным предметом и целью деятельности - может закрепляться за субъектом и как система доминирующей мотивации превращаться в особое качество личности, обозначаемое иногда как стремление к творчеству, или «креативность». <...>Внутренняя мотивация мыслительной деятельности составляет одно из важнейших, решающих условий её развития, эффективности, перехода к высшим формам продуктивного творческого мышления» [5, с. 73]. Таким образом, речетвор-чество предполагает творческое использование языка, что означает определённое воздействие на него индивидуума, обусловленное внутренней мотивацией. «Сможет ли то, что движет человеком изнутри и извне, отразиться в языке, это зависит от живости языкового сознания, превращающего язык в зеркало мира. Степень глубины восприятия, с которой это происходит, зависит от

тонкости духовного настроения и от силы воображения, с которой человек, пусть сам недостаточно ясно сознавая, влияет на свой собственный язык» [3, с. 400].

«Лингвокреативное мышление обеспечивает (обусловливает) динамичность коллективного и индивидуального языкового сознания, ибо оно обращено к использованию потенциала языковых единиц, важнейшей из которых является слово» [2, с. 11]. Создание новообразований представляет собой ту сферу номинативной деятельности, в которой ярко проявляются творческие возможности языковой личности, направленные на создание лексических единиц, необходимых для процесса коммуникации и отражения познавательной деятельности.

Таким образом, механизм языкотворческой деятельности имеет сложную природу. В первую очередь он связан с мышлением, а также зависит от личностных образований и обусловлен внутренней мотивацией мыслительной деятельности.

Для исследования особенностей словопроизводственного процесса необходим комплексный анализ производных слов, учитывающий специфику их концептуальной организации, деривационной структуры и функциональной предназначенности. Новообразования - это, как правило, слова производные, представляющие собой сложные структурно-семантические образования, поэтому они позволяют демонстрировать связи и отношения, существующие между концептуальными структурами сознания. Можно считать, что каждой части производного слова соответствует определенный базовый, или элементарный, концепт. Следовательно, словообразовательная структура новообразования позволяет установить отношения между базовыми концептами. Этим, по нашему мнению, определяется актуальность использования языкового материала как основы для реконструкции когнитивных процессов.

Довольно ярко словотворческие возможности говорящего проявляются в повседневной разговорной речи. Собранный языковой материал позволяет говорить о наиболее продуктивных моделях, выделить наиболее интенсивно пополняющиеся группы новообразований и выявить определенные тенденции словотворчества в живой речи носителей языка. Так, среди зафиксированных нами лексических новообразований в количественном отношении выделяется группа номинаций лица - производителя действия. Новообразования данной группы образованы на основе развёрнутых описаний, соответствующих следующей схеме: «тот, кто ... (производит определенное действие)». Например: Ты сегодня совсем не можешь сосредоточиться //Прыгаешь

как-то бестолково с одного на другое // Сосредоточься / прыгатель / иначе мы так и не сможем нормально поговорить //; Спасибо тебе / спасибо // Ты столько слов красивыхсказал / неловко даже // Спасибо / дорогой поздравлятель //Я так рада / что ты позвонил //; Вот-вот /ты как всегда вовремя / опять не могу подобрать нужное слово // Хорошо / что ты всегда рядом / мой подсказы-ватель //. В данных примерах тот, кто прыгает (с одного на другое) - прыгатель; тот кто поздравляет - поздравлятель; тот, кто подсказывает - под-сказыватель.

Группа слов с указанным значением пополняется довольно интенсивно, причём наибольшую продуктивность в создании новообразований проявляет суффикс -тель: закрыватель, избиватель, изучатель, обтрясатель, отвлекатель, повышатель, празднователь, преуспеватель, проталки-ватель, сбиватель и др.

Среди других деривационных формантов, активно участвующих в образовании инноваций данной группы, можно выделить суффикс -щик, например: Повесишь полочку / а потом всё-таки повесим картину в зале // Она мне очень нравится / плохо без неё / непривычно // Побудь сегодня прививальщиком / постарайся уж / не каждый день прошу тебя об этом //; Перестаньте все нервничать //Я и так переживаю очень // Лучше успокоиться всем // И А. тоже сегодня вместе со мной переживальщик //Когда всё это только закончится? //.

В подобного рода словах объективируются базовые концепты лица и выполняемого им действия, причем концепт действия вербализован в основе слова, а репрезентантами лица, как свидетельствует языковой материал, являются суффиксы -тель, -щик, -ист, -ец, -ант, -ач. Способ концептуализации, выявляемый на основе отношений членов пропозиции (субъект, характеризуемый по выполняемому им действию), в данном случае можно определить как процессуальный.

Фактический материал позволяет выделить в отдельную группу новообразования, обозначающие лицо - производителя действия, направленного на объект. Ономасиологическая модель в данном случае соответствует следующей схеме дескрипта: «тот, кто производит действие, направленное на объект». Когнитивная модель соответствует пропозициональной структуре: S -V - О, то есть она включает аргументы субъекта, действия и объекта, на который действие направлено.

Словообразовательный анализ свидетельствует о том, что в ново-образованиях анализируемой группы репрезентируются все три базовых концепта, при этом концепты действия и объекта закодированы основами слов, а концепт лица -

аффиксом: «тот, кто носит книги - книгоносец»; «тот, кто пишет планы - планописец»; «тот, кто «мотает нервы» - нервомотатель и др. Какие справки он опять собирает? //Для чего они ему? // Что он опять придумал / не знаешь? // - Думаю / что он опять оформляет какой-нибудь кредит // Он сейчас весь в долгах / и не может остановиться // Наверное уже должны обратить внимание на этого .../ кредитопросителя //; Может ты наконец-то займёшься делом? // Сколько можно читать? //От книг не оторвёшь // Я понимаю / интересно / конечно / но нельзя же быть книгоглотателем // Читаешь всё подряд / без остановки и без разбора //.

Слова, относящиеся к данной группе, являются сложносуффиксальными образованиями. Зафиксированы также новообразования, в которых вторая основа представлена узуальным словом, обозначающим лицо - производителя определенного действия: газетоприобретатель, карти-

ноискатель, садоохранник и др. Боже мой! //Она неделю уже ищет себе новую сумочку под эти невероятного цвета туфли // У нас вся жизнь теперь подчинена только этому // И бесполезно её сейчас о чём-то просить // Она невменяемый сумкоискатель // Попробуйте переключить её с этого занятия на что-то другое // По-моему / бесполезно//; А где это наш охранник? // Опять на работе? //И опять ушёл на сутки? // Что-то он давно уже без выходных //Интересно / а он не хочет поработать домоохранником? //.

Репрезентантом субъекта может выступать и нулевой суффикс, например: «тот, кто любит есть рыбу - рыбоед»; «тот, кто любит борщ - борще-ед»; «тот, кто творит добро - добротвор» и др. -Пойду супчика похлебаю // Что-то очень есть захотелось /вас не дождёшься // - Иди / иди / супох-лёб / похлебай / приятного аппетита! //; Сейчас вот закончу мазать эту стену / и начнём клеить обои в комнате // - Давай пошустрее / стеномаз // Иначе не успеем закончить до среды //.

В соответствии с выделенными базовыми концептами способ концептуализации можно обозначить как процессуально-объектный.

Среди новообразований, обозначающих нелицо, активно пополняемой является группа номинаций свойства, качества, обусловленного каким-либо признаком. Все новообразования указанной группы объединяются одной схемой развернутого описания: «то свойство, которое обусловлено ... (признаком)». Слова данной группы выражают самые разнообразные значения:

1) свойство как социальное, общественнополитическое, идейное, научное или эстетическое направление, образ мыслей. Данное значение характерно для новообразований с суффиксами -изм и -ость: чепухизм, тороповизм, чичиковизм;

злостность, лозунговость, недобрость, неразво-ротливость, простофильность, страшности и др. Надоели эти постоянные упрёки, ссоры / причём чем дальше / тем больше // И никакого просвета // Как выходить из этого состояния скандальности? //; Ты всё можешь /тебе все подчиняются / для всех ты царь и бог / но только не для меня //Извини /меня эта твоя ... крутость / совершенно не касается // А если тебе это не по душе / извини...//. В последнем примере новое знание выводится с опорой на базовый признак: крутой - о человеке, демонстрирующем своё большое влияние;

2) отрицательно оцениваемое свойство. Это значение выражают слова, в которых репрезентантом отрицательно оцениваемого признака является суффикс -щин(а). В.В. Виноградов, анализируя суффиксы отвлеченных понятий в известной книге «Русский язык (Грамматическое учение о слове)», выделил «очень продуктивный суффикс -щин(а), служащий для образования отвлеченных слов, которыми обозначаются характеристические общественно-бытовые явления, идейные течения с отрицательной окраской. Соответствующие слова производятся очень часто от имен лиц, деятельность которых служит характерным признаком эпохи, режима, общественных явлений, идейных направлений или выражает их сущность. По-видимому, суффиксы -щин(а) и -овщин(а) начинают быстро расширять сферу своего употребления около середины Х1Х в. ... Но наибольшей экспрессивной силы и продуктивности достигает этот суффикс в начале ХХ века. Ср.: патриархальщина, кружковщина, уголовщина, зубатовщина и т.п.» [1, с. 122].

Отмеченная В.В. Виноградовым продуктивность моделей с суффиксом -щин- проявляется и в настоящее время. Причем репрезентантами определенного свойства довольно часто являются фамилии известных политиков, общественных деятелей, экономистов: жириновщина, кашпиров-щина, ходорковщина, пугачёвщина и др.

Репрезентантами свойства могут выступать и имена нарицательные, выражающие самые разнообразные значения: ковбойщина, разгильдяйщина, застойщина и др. Вечером дома хоть не появляйся/ каждый день одно и то же // В каждой комнате просмотр своих телесериалов // Всё по расписанию // Не семья / а сплошная сериальщи-на... //; - Что ты щёлкаешь постоянно этим пультом? // Что там можно хорошего найти? // -Куда не переключу / везде одна рекламщина // Хочется посмотреть что-то путное / но не получается //.

К новообразованиям с указанным значением можно отнести новые слова с компонентом -мания, который выражает пристрастие, болезнен-

ное влечение к кому-, чему-либо: бумагомания, гамбургеромания, чипсомания, компьютерома-ния, конкурсомания, стрессомания, тарзанома-ния и др. Да / наверное / тебя можно сегодня и не ждать // Если уж ты решила пробежаться по магазинам / это надолго // Можешь не возражать / твоя магазиномания нам всем известна //; Завтра буду поздно / и послезавтра тоже //

А чему вы удивляетесь? // Время отчётов //Пошла не работа / а сплошная отчётомания//; Вы обратили внимание / никто и не пошёл на обед / а время обеденное // Знаете / почему? // У нас повальная диетомания // Каждый помешан на какой-то своей диете //; Ты что / тоже завязана с кредитом? //Как вы все не боитесь? // Сплошная кредитомания! // Это так ответственно! //

А если возникнут проблемы с работой? //Как потом отдавать эти долги? //.

Когнитивная модель новообразований рассмотренной группы отвлеченного свойства, обусловленного признаком, соответствует концептуальной схеме Ы(Ргор) - Rel. - Ліїг., где Ы(Рюр.) -имя, обозначающее какое-либо свойство, Rel. -

Список литературы

1. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). Изд. 3-е. М.: Высшая школа, 1986. 640 с.

2. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 1996. 214 с.

3. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 297 с.

4. Злобин А. Н. Переводческие трансформации как креативные действия переводчика // Филология и культура / Материалы IV Международной научной конференции 16-18 апреля 2003 года. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. С. 91-93.

5. «Искусственный интеллект» и психология / отв. ред. О. К. Тихомиров. М.: Наука, 1976. 343 с.

6. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 263 с.

7. Психология личности / под ред. П. П. Горностая и Т. М. Титаренко. Киев: Рута, 2001. 319 с.

8. Трик Х. Е. Основные направления экспериментального изучения творчества // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Знание, 1981. С. 293-303.

9. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1957. 187 с.

Рукопись поступила в редакцию 2 июня 2011 г.

релятор, выражающий отношения обусловленности, а Айк - признак.

Анализ живых языковых фактов свидетельствует об активном словотворчестве носителей языка, демонстрирует активизацию тех или иных словообразовательных моделей, выявляет наиболее продуктивные деривационные форманты. В процессе словопроизводства говорящий выбирает известные ему словообразовательные модели и средства, опираясь на значения, закреплённые за отдельными элементами слов. Данное положение подтверждается тем, что большая часть новообразований - это слова потенциальные, созданные по продуктивным словообразовательным моделям в соответствии с правилами русского словообразования. Созданные с определённой коммуникативной целью слова свидетельствуют о креативных способностях языковой личности. Кроме того, заполняя пустые клетки языковой системы, новообразования выявляют заложенные в ней возможности и отражают новые явления в сфере современного словопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.