Научная статья на тему 'Коммуникативно-когнитивный подход к исследованию новых слов на этапах их порождения, функционирования и языкового закрепления'

Коммуникативно-когнитивный подход к исследованию новых слов на этапах их порождения, функционирования и языкового закрепления Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1100
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плотникова Л.И.

Исследование особенностей процесса словотворчества предполагает разноаспектное изучение нового языкового материала с учетом причин и механизма образования, особенностей функционирования и перспектив закрепления новых слов в языковом лексиконе. Коммуникативно-когнитивный подход, учитывающий различные аспекты анализа новых слов ономасиологический, синтаксический, когнитивный, семантический, словообразовательный, позволяет соединить этапы порождения, функционирования и узуализации в целостную, системно организованную структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE-COGNITIVE APPROACH TO THE RESEARCH OF NEW WORDS AT THE STAGES OF THEIR DEVELOPING, FUNCTIONING AND ENTERING IN THE LANGUAGE

The investigation of peculiarities of word-building process demands thorough studying of new language material with account of reasons and mechanisms of developing, functioning and further entering in the language system. Communicative-cognitive approach that takes into consideration different aspects of analysis of new words onomasiological, syntactic, cognitive, semantic, word formative allows to join the stages of developing, functioning and being fixed in the language together in a coherent, systemically organized structure.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-когнитивный подход к исследованию новых слов на этапах их порождения, функционирования и языкового закрепления»

Л. И. Плотникова

КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ НОВЫХ СЛОВ НА ЭТАПАХ ИХ ПОРОЖДЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

И ЯЗЫКОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Исследование особенностей процесса словотворчества предполагает разноаспектное изучение нового языкового материала с учетом причин и механизма образования, особенностей функционирования и перспектив закрепления новых слов в языковом лексиконе. Коммуникативно-когнитивный подход, учитывающий различные аспекты анализа новых слов - ономасиологический, синтаксический, когнитивный, семантический, словообразовательный, позволяет соединить этапы порождения, функционирования и узуализации в целостную, системно организованную структуру.

Вопросы языковой креативности составляют один из наиболее интересных аспектов исследований отечественных и зарубежных лингвистов. Механизм, определяющий творческую природу речевой деятельности индивида, имеет сложную структуру и, в первую очередь, связан с мышлением как особым видом познавательной деятельности человека.

Наиболее ярко креативные способности языковой личности проявляются в словотворчестве. Создание новообразований - это та сфера номинативной деятельности, в которой находят выражение творческие возможности индивида, направленные на создание таких лексических единиц, которые соответствуют требованиям определенного коммуникативного акта и отражают познавательную деятельность человека.

Коммуникативно-когнитивный подход, на наш взгляд, является приемлемым и плодотворным для исследования особенностей словопроизводственного процесса новообразований, так как он способствует, с одной стороны, эффективному анализу инновации в определенном речевом акте, а с другой стороны, позволяет определить структуры знаний, репрезентированных на языковом уровне новым словом [Кубрякова 2004].

Новообразования - это, как правило, слова производные, представляющие собой сложные структурно-семантические образования, поэтому они позволяют демонстрировать связи и отношения, существующие между концептуальными структурами сознания. Можно считать, что каждой части производного слова соответствует определенный элементарный концепт. Следовательно, словообразовательная структура новообразования позволяет установить отношения между ними. Этим определяется актуальность использо-

вания языкового материала как основы для реконструкции когнитивных процессов.

На выявление особенностей механизма выбора необходимого слова и создания новообразований был направлен проведенный нами лингвистический эксперимент. Для этого информантам в качестве стимулов было предложено 10 номинативных рядов (в терминологии В. М. Никитевича [Никитевич 1985]), составленных на основе материалов из различных текстов, в которых сознательно была опущена словообразующая форма. От испытуемых требовалось заполнить пробел, то есть подобрать отсутствующее слово.

Языковой материал, полученный от информантов, можно назвать «словами-самоделками», «словами-экспромтами», созданными «по случаю» и запрограммированными экспериментальной ситуацией. Они различны по структуре, отдельные из созданных слов представляют самые невероятные конструкции, однако в условиях эксперимента они являются ценным и незаменимым материалом и оказывают большую помощь исследователю, так как на их примере можно продемонстрировать отдельные особенности процесса словотворчества.

Номинативный ряд, который ставит информанта в условия ограниченного выбора, в то же время задает основное направление и мотив поиска. Его можно считать искусственно созданным мотивационно-побуждающим этапом, своеобразным «мотивом-стимулом». На формирующем этапе замысел превращается в определенную смысловую структуру. Во внутренней речи из смыслов складывается значение, которое репрезентируется на этапе реализации. К примеру, информантам были предложены детерминирующая и предицирующая формы (термины В. М. Ники-

тевича) следующего номинативного ряда: противник рыночных реформ - тот, кто против рыночных реформ. Они обусловили создание следующих слов, полученных от информантов: антирыночник (34), противорыночник (18), анти-рынщик (9), контррыночник (8), антиреформист (6), антирынковец (4), антиреформенник (3), антиреформатор (3), рынкогуб (2), реформопро-тивник (1), рынконенавистник (1), антирынре-форматор (1), антирынреформист (1), дерефор-матор (1), антирефорынщик (1), арынкист (1).

Результаты свидетельствуют о том, что 34 информанта (из 100) создали для указанного номинативного ряда «ожидаемое» нами слово антирыночник, объективировавшее лицо и его характеристику - «которое против реформ». Данные элементарные концепты по-разному объективированы в новообразованиях противорыночник, антирынщик, антирынковец, контррыночник, арынкист.

В отдельных ответах репрезентированы концепты лица, признака и объекта: антиреформист, антиреформенник, антиреформатор, реформо-противник, дереформатор. Лишь в трех случаях получил языковое выражение развернутый объект «рыночные реформы»: антирынреформатор, антирынреформист, антиреформрынщик. Слова такого типа единичны, они очень громоздки, обладают непрозрачной структурой и сложны для восприятия. Очевидно, этим объясняется тот факт, что 87 информантов создали не композиты, а простые по структуре слова (префиксальные и префиксально-суффиксальные).

Анализ результатов эксперимента привел к следующим выводам. Формирующий и реализующий этапы в порождении слова можно назвать этапами выбора. Мыслительный процесс направлен на выбор компонентов разных пространств, или полей: 1) ономасиологического поля -выбор его компонентов заключается в соотнесении обозначаемого понятия с определенной категорией и субкатегорией (во всех примерах эксперимента это субстантивы со значением лица); 2) когнитивного поля, компонентами которого являются элементарные концепты, выявляющие связи и отношения между концептуальными структурами сознания; 3) номинативного поля, образуемого различными по структуре означающими одного номинативного ряда; 4) словообразовательного поля, представленного набором деривационных средств, которые являются строительным материалом для конструирования необходимой словообразующей формы. Таким обра-

зом, создание нового слова в первую очередь связано со стратегией выбора. Насколько он будет удачным, зависит от многих факторов и качеств личности.

Результаты эксперимента позволили говорить о том, что в использовании словообразовательных средств и моделей проявляется избирательность. Из предицирующей формы информантом, как правило, в первую очередь выделялось то, что представлялось ему наиболее важным, то есть осуществлялся выбор основных семантически значимых элементов ситуации. Это выражалось в отборе тех составляющих когнитивного поля, которые соответствовали индивидуальным знаниям информантов, связанным с личным опытом, интеллектом, творческими способностями.

Известно, что каждый человек по-своему представляет мир посредством языка. Этим, на наш взгляд, объясняется «разброс» ответов информантов, полученных для каждого номинативного ряда. Причем выявилась тенденция: чем сложнее понятие, подлежащее объективации, тем больше «разброс» ответов. Результаты проведенного эксперимента позволили сделать ряд выводов и обобщений, послуживших основой для разработки интегративной речемыслительной модели словопроизводства.

Проведенный эксперимент послужил импульсом и основой для описания интегративной речемыслительной модели производства нового слова. Данная модель опирается на предпринятое орловскими учеными описание процесса словопроизводства, протекающего по словопроизводственной модели, и является продолжением уже осуществленного этапа. При этом модель понимается нами, прежде всего, как модель динамическая, выявляющая механизм образования нового слова. Она представляется как комплексная, не «плоскостная», а объемная, объединяющая ряд частных моделей разных уровней. Эти мыслительные уровни словопроизводства, на наш взгляд, коррелируют с выделенными при описании эксперимента полями: номинативным, ономасиологическим, когнитивным и словообразовательным. Соответственно, мы выделяем следующие частные модели словопроизводства.

Ономасиологическая модель (ОМ) составляет основу логического моделирования словопроизводственного процесса. ОМ - это определенная схема, которая отражает ход мыслительной деятельности, направленной на выбор необходимой категории в соответствии с развернутым описанием. Ее можно отнести к первому, ономасиологи-

ческому уровню, основными единицами которого являются понятийные категории, составляющие основу номинации. Например:

«Акунисты»: «Его (Б. Акунина - Л. П.) книги расходятся миллионными тиражами; у него есть полчища самоотверженных почитателей, именующих себя «акунистами». - КП, 24-31 мая 2002:

«акунист» - тот, кто увлечен творчеством Б. Акунина: тот, кто... соотносит понятие с суб-стантивом, обозначающим лицо (языковым средством его выражения в данном примере является суффикс -ист) + основа слова Акунин (усеченная), выражающего мотивировочный признак.

Второй, глубинный, уровень представлен когнитивной моделью (КМ), предполагающей выявление концептуальной организации знания и представляющей развертывание ономасиологической модели за счет фоновых знаний и опыта говорящего. Поэтому основными единицами когнитивного уровня являются концепты как результаты освоения «кусочков» действительности.

В когнитивной лингвистике последнего десятилетия довольно активно разрабатывается теория концептуальной интеграции, предполагающая исследование процессов взаимодействия и слияния ментальных пространств, результатом которых является новая структура - интегрированное пространство (Л. Г. Бабенко, Н. Н. Болдырев, Е. С. Кубрякова, М. В. Никитин и др.). Соответственно, основу когнитивной модели составляет концептуальный анализ, предполагающий выявление тех концептов, которые лежат в основе наименования. Эти элементарные, или базовые концепты, соответствующие аргументам пропозиции, объединяются в определенную концептуальную схему, которая объективируется в новом слове.

Следовательно, когнитивная модель - это модель мыслительного уровня, которая представляет собой концептуальную схему (то есть состав и интеграцию элементарных концептов), отражающую способ концептуальной организации знания. Например:

Отменитель: концептуальная схема включает базовые элементы субъекта и производимого им действия: 8-Яв!.-У (субъект характеризуется по выполняемому действию). Речевой контекст помогает «развернуть» ономасиологическую модель за счет фоновых знаний:

«Вчера ты вдруг отменил намеченное совещание, сегодня отменяешь нашу встречу и переносишь ее на неопределенный срок. Что произошло? С чего это ты вдруг стал таким резким отменителем?». - Из разг. речи. Отменитель -

не просто тот, кто все всегда отменяет, а тот, кто в силу определенных обстоятельств вынужден нарушить определенную договоренность и отменить намеченное.

На следующем уровне - словообразовательном - словопроизводственного процесса в работу активно включается словообразовательная модель (СМ). Это схема, отражающая вербализацию базовых концептов, представленных в КМ, с помощью различных словообразовательных правил и средств. Как показал проведенный с информантами эксперимент, если даже создание слова «подсказано» имеющимися компонентами одного номинативного ряда, и в этом случае могут быть выбраны самые различные словообразовательные модели и средства. Ср. ответы информантов: тот, кто любит смотреть телесериалы - телесериало-ман, телеман, сериалолюб, сериалофан, телесе-риалист, телесериалофил, телесериальщик, те-лесериальник, мыльник, мыльнолюб и др. [Плотникова 2003].

Таким образом, речемыслительная модель словопроизводства может быть представлена как интегративная модель, объединяющая частные модели разных уровней, и обозначена как инте-гративная речемыслительная модель словопроизводства (ИРМС). Каждая из моделей, входящих в состав ИРМС, «работает» на соответствующем уровне. Выделение данных уровней условно, так как они неразрывно связаны и взаимообусловлены. Тем не менее, специфика «работы» частных моделей, а также различие компонентов перечисленных уровней являются, на наш взгляд, достаточно убедительным основанием для их выделения.

В качестве примера приведем ономасиологическую группу номинаций лица, характеризующегося чрезмерным пристрастием к чему-либо. В ней отмечены слова, в которых репрезентантом субъекта является компонент -ман. Он не только указывает на лицо, но и выражает значение чрезмерного пристрастия к чему-либо: газетоман, джазоман, компьютероман, кофеман, пепсиман, пивоман, пиццеман, сериаломан и др.

Объект пристрастия в подобного рода словах назван в первой части слова, а вторая составная часть этих слов называет страстного любителя того, что/кто названо/назван в первой части слова:

«Поттероманы»: «Итоги конкурса для пот-тероманов подведены!» - КП, 17.05.2002. - Исходное знание (Гарри Поттер - известный герой популярных книг английской писательницы Ро-улинг + -ман - чрезмерно увлеченный чем/кем-либо) позволяет вывести новое знание: поттеро-

маны - о тех, кто чрезмерно увлечен похождениями Г. Поттера.

«Телесериаломаны»: «К восторгу телесериа-ломанов - эксклюзив «Дикая Роза. Пять лет спустя». - Москвичка, сентябрь 1996. С.1. - Возросшая в последнее время популярность телесериалов (многосерийных телевизионных художественных фильмов) и закрепленное за компонентом -ман значение позволяют вывести новое знание: телесериаломаны - те, кто являются страстными поклонниками телесериалов.

Таким образом, в новообразованиях ОМГ объективируется объединение концептуальных пространств лица (страстного любителя, поклонника) и объекта (предполагающего предмет пристрастия, увлечения).

Продуктивность данной модели в современном русском языке подтверждается активным созданием новых слов, при этом наименования, обозначающие объект чрезмерного увлечения, представлены очень широко и разнообразно в тематическом плане. Новизна и необычность таких слов во многих случаях создается контрастом между нейтральной, а в некоторых новообразованиях - сниженной первой частью и книжной - второй (ср.: библиоман, балетоман - салатоман, трепоман).

Выделенный нами в качестве приоритетного коммуникативно-когнитивный подход позволяет более полно выявить функционально-эстетическое назначение нового слова в определенном тексте, например, поэтическом, также с учетом ономасиологической, когнитивной и словообразовательной составляющих текста.

Известно, что язык - это способ выражения творческой индивидуальности поэта и его художественного метода. Необходимость сказать новое слово побуждает авторов искать необычные формы выражения. Особенность отбора лексических средств создает особую картину мира поэта. Принадлежность к разным направлениям свидетельствует о разнообразии творческих установок в работе над новым словом. Следовательно, историю поэзии можно рассматривать как историю различного отношения к слову, и к новому слову в частности.

Коммуникативно-когнитивный подход к анализу новых слов в поэтическом тексте предполагает исследование их в контексте всего творчества поэта, с учетом реальной обстановки, идейной платформы, основной идеи произведения, его жанровой и стилистической отнесенности. Анализ ономасиологической составляющей текста

предполагает определение той реалии объективной действительности, которая обозначается автором в связи с замыслом всего произведения. Она соотносит новое слово с определенной категорией, позволяющей определить тот класс, разряд и ономасиологическую группу слов, к которым новое слово относится.

Анализ когнитивной составляющей выявляет концептуальную организацию нового слова, то есть позволяет говорить об индивидуальных концептах, преломленных сквозь призму авторского мировоззрения и отражающих то видение мира, которое сложилось у поэта и требует своего обозначения.

Словообразовательная составляющая позволяет определить форму выражения того индивидуального смысла, который является результатом сложного процесса восприятия, анализа и отражения мира автором. При этом выявляются словообразовательные модели и деривационные средства, выбранные художником слова в соответствии с замыслом произведения и используемые им как средства языковой репрезентации индивидуально-авторских концептов в процессе словотворчества.

Так, одним из ярких представителей так называемой «эстрадной поэзии» является А. Вознесенский. Язык его произведений отличают игра слов, широкое использование каламбуров, новые ритмико-синтаксические конструкции. К перечисленным особенностям необходимо отнести и активное создание поэтом новообразований. Ярким примером, демонстрирующим целый каскад индивидуально-авторских слов, является стихотворение «Антимиры». Коммуникативно-когнитивное направление анализа выявляет следующие особенности данного текста.

Ономасиологическая составляющая, связанная с определенной реалией объективной действительности, свидетельствует о том, что созданные поэтом новообразования Антибукашкин, антиголова, антимашины, антимирок, антимиры, антимужчины выражают идею противопоставления как сущности нашего бытия. Данная идея находит проявление в создании автором антонимических пар, которые относятся к различным классам явлений: со значением лица (мужчины - антимужчины), обозначающих конкретные предметы (машины - антимашины) и личные имена (Бу-кашкин - Антибукашкин).

Когнитивная составляющая обусловлена теми индивидуальными знаниями, которые объективированы в новых словах. Она соотносится с общей

идеей текста - идеей противоречия индивидуальных мирков совмещан, неомещан, кабарышень и кабабушек антимиркам инакомыслящих. Эта авторская идея организована такими индивидуальными концептами, для которых нет однословных обозначений в русском языке. Для их репрезентации А. Вознесенский создает ряд новообразований.

Организующим началом стихотворения является новообразование антимиры, не случайно вынесенное автором в заглавие, так как в нем нашла выражение идея противопоставления, положенная поэтом в основу всего стихотворения. Противоречия жизни обозначены и парами противопоставленных узуальных слов, например: оазисы - Каракумы, глупые - умные.

Словообразовательная составляющая данного текста находит проявление в активном использовании автором приставки анти-, выражающей основную идею произведения. Слова, образованные при помощи данного префикса, относятся к потенциальным словам и созданы узуальным способом словообразования.

Таким образом, предложенный в качестве примера фрагмент коммуникативно-когнитивного анализа поэтического текста подтверждает, что данный аспект способствует выявлению функционально-прагматических особенностей новообразований, описанию индивидуально-авторских концептов, отражающих субъективное видение мира, а также способов языковой репрезентации этих концептов, то есть представляет комплексное исследование нового слова, что дает возможность по-новому подойти к проблемам словотворчества.

Проведенный нами разноаспектный анализ новообразований на различных этапах их «жизни» позволил выявить параллелизм перечисленных выше составляющих на этапах порождения, функционирования и языкового закрепления новых слов. Следовательно, процесс узуализации также может быть исследован с учетом ономасиологической, когнитивной и словообразовательной составляющих. Это позволило выявить особенности этапа активизации новых слов как одного из наиболее значимых этапов языкового закрепления инноваций и сделать определенные выводы.

Ономасиологическая составляющая обнаруживает обусловленность активизации новых слов такой реалией объективной действительности, которая представляется наиболее важной в определенный период жизни общества. Это позволяет говорить о том, что процесс узуализации социально

обусловлен и соотносится с особенностями общественного развития. В речи, как правило, оперативно отражаются все противоречивые явления нашей жизни, язык же включает в свою систему лишь те слова, в которых отразились факты национальной культуры. Анализ новообразований, появившихся в конце 70-х годов ХХ века (на основании данных ежегодных выпусков «Новое в русской лексике. Словарные материалы-77, 78...), подтвердил данное положение. Так, довольно широко представлена в количественном отношении группа слов, обозначающих достижения цивилизации. Они возникли в качестве названий приборов и явлений, связанных с различными изобретениями: микропередатчик, робототехника, микрокомпьютер, микропроцессор, сверхтехника, гидроавтоматика, микрокалькулятор; с появлением новых машин: мотокар, трабант, автоскрепер, веломобиль, аммиаковоз, различных приспособлений и аппаратуры со стереофоническим эффектом: стерео-установка, стереокинокамера, стереосистема, сте-реодиапозитив; промышленных и сельскохозяйственных приспособлений и устройств: половосборник, электроопрыскиватель, электрополировщик, самоспасатель и др.

Среди слов, обозначающих новые экономические реалии, были отмечены, например, следующие: планово-бюджетный, штатно-финансовый, хозяйственно-оперативный, финансово-хозяйственный, валютно-экономический, товарно-сырьевой, среднесдельный и др.

Когнитивная составляющая предполагает исследование семантики на глубинном уровне, с которым связаны процессы формирования значения слов. Анализ активизирующихся слов (слова, включившиеся в процесс языкового закрепления, названы нами узуализатами) показал, что большая часть среди них - это слова однозначные (87 % субстантивов; 95,4 % адъективов; 77 % глаголов; 99,7 % наречий). Исследование узуализатов-полисемантов свидетельствует о динамике их смысловой структуры и позволяет сделать вывод о том, что соотношение между языковой формой и концептуальной структурой может изменяться на разных этапах жизни нового слова. У многозначных узуализатов отмечены такие виды семантической деривации, как расширение значения (более 80 % полисемантов) и деривация на основе метонимии. Непродолжительный временной отрезок, выбранный нами для исследования, не позволил данному явлению проявиться более широко и выявил лишь 2 вида.

Словообразовательная составляющая позволила определить особенности структуры слов-узуализатов. Среди субстантивов основная часть активизировавшихся слов - это суффиксальные образования (45 %) и композиты (33 %), среди адъективов - композиты (54 %) и префиксальные образования (23 %), среди глаголов - префиксальные (45 %) и префиксально-суффиксальные (26 %) слова, среди наречий - суффиксальные новообразования (74 %). Абсолютное большинство узуализатов построено по известным языку продуктивным словообразовательным моделям. Выбор из всего арсенала словообразовательных средств национального языка наиболее приемлемых способов образования и словообразовательных моделей не случаен. Очевидно, именно данное строгое следование правилам словообразования и соответствие действующим в языке моделям позволило новообразованиям сначала активизироваться, а затем закрепиться в языке.

Таким образом, исследование новообразований с коммуникативно-когнитивных позиций позволяет представить интегративную речемысли-тельную модель словопроизводства, включающую ряд частных моделей разных мыслительных уровней. Исследование особенностей «работы» каждой из них дает возможность не только более полно и последовательно описать механизм образования, функционирования и языкового закрепления нового слова, но и объединить данные этапы в целостную, системно организованную структуру.

Список литературы

Никитевич В. М. Основы номинативной деривации. - Минск: Вышэйшая школа, 1985.

Плотникова Л. И. Словотворчество как феномен языковой личности. - Белгород: БелГУ, 2003.

Кубрякова Е. С. Язык и значение. - М.: «Языки славянской культуры», 2004.

L. I. Plotnikova

COMMUNICATIVE-COGNITIVE APPROACH TO THE RESEARCH OF NEW WORDS AT THE STAGES OF THEIR DEVELOPING, FUNCTIONING AND ENTERING

IN THE LANGUAGE

The investigation of peculiarities of word-building process demands thorough studying of new language material with account of reasons and mechanisms of developing, functioning and further entering in the language system. Communicative-cognitive approach that takes into consideration different aspects of analysis of new words - onomasiological, syntactic, cognitive, semantic, word formative allows to join the stages of developing, functioning and being fixed in the language together in a coherent, sys-temically organized structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.