Научная статья на тему 'Деревянные храмы Украины'

Деревянные храмы Украины Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
195
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деревянные храмы Украины»

Сохранение

архитектурного наследия

—------ЖИЛИЩНОЕ ■—

СТРОИТЕЛЬСТВО

Деревянные храмы Украины

Деревянному зодчеству Украины посвящено много монографий, например [1-7], статей, где детально рассмотрены архитектурные стили, методы строительства и пр. В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении, реставраци и дальнейшем использовании памятников деревянного зодчества.

В деревянном зодчестве Украины много общих черт с русским и белорусским. Однако зодчество отдельных районов Украины, несмотря на общие стилевые черты, имеет свои особенности. Выделяют районы Полесья, Карпат, Правобережья, Левобережья со Слобожанщиной, включающей почти целиком Харьковскую область за исключением четырех южных районов, а также соседние с ней юго-восточные районы Сумской, северные Луганской и Донецкой областей.

Архитектурные особенности деревянного зодчества каждого района определялись наличием материала, экономическим уровнем развития и культурными традициями. Например, Полесье - лесистая местность, дерево здесь основной строительный материал. Однако бедные экономические ресурсы, удаленность от основных торговых путей не способствовали общему развитию края и соответственно зодчества. Горные районы Карпат также богаты лесами и дерево там также является основным строительным материалом. Природная изолированность края способствовала сохранению древнерусских традиций деревянного зодчества. Причем традиции эти были настолько сильны, что переселенцы из этих земель в Северную Америку построили там такие же храмы в конце XIX - начале ХХ в.

Существующие украинские деревянные храмы относятся в основном к ХУН-ХУШ вв. Но они представляют собой настолько законченную, выработанную цельность стиля, что возникновение малоросских деревянных церквей, без всякого сомнения, нужно отнести к более древнему времени. В частности, сохранившиеся на Украине пятиглавые деревянные церкви относятся к XVIII в., однако пятиглавые храмы вызывают искренний

восторг у любознательного дьякона Павла Алеппского*, посетившего Малороссию вместе с отцом своим, патриархом Анти-охийским Макарием в середине XVII в. В г. Переяславе Павел Алеппский видел «большую новую церковь, выстроенную из дерева, в честь Успения Владычицы, с пятью куполами, имеющую вид креста... снаружи церкви идет большая галерея, охватывающая все восемь углов ее, с точеными перилами». Описывая Густынский Троицкий монастырь близ г. Прилуки, Павел Алеппский также говорит о деревянной церкви с куполами из блестящей жести и позолоченными крестами: «купола, числом пять, расположены крестообразно, высоки; средний больше и выше остальных четырех». Он дает описание и трехкупольной церкви в Триполье. Павел Алеппский называет много малоросских деревянных и каменных храмов, изумляясь ловкости и замысловатости мастеров. Читая его описание, выносишь впечатление, что искусство в Малороссии в половине XVII в. достигло высокого совершенства. Для украшения церквей, по-видимому, привлекалось все лучшее, созданное местными художественными силами» [8].

Древнейшие деревянные сооружения, что сохранились до наших дней, относятся к XV-XVI вв. Архитектурной особенностью церквей этого периода является двух- или трехдольность в плане. Они чаще всего одноэтажные. В XVII в. ранее построенные храмы в Карпатах активно перестраивались, при этом мастера старались придать им более эстетичный и представительный вид.

Наибольшей выразительности национальных черт деревянное храмовое зодчество достигло в XVIII - первой половина XIX в. В это время сложились гуцульская, бойковская, лем-ковская и буковинская архитектурные народные школы [4]. Несмотря на большое разнообразие форм церковных сооружений Украинских Карпат, можно выделить общие черты: объемно-планировочная структура, основанная на трехдоль-

Рис. 1. Перспективный вид церковного купола, с. Лисовичи Таращан-ского района Киевской обл., 1795. Цит. по [7]

Рис. 2. Церковь Св. Параскевы, с. За-рубинцы Монастырищенского района Черкасской обл., 1742, действующая. Перенесена в Музей народной архитектуры и быта, Киев

Рис. 3. Храм Св. Архистратига Михаила, с. Дорогинка Фастовскогорайона Киевской обл., 1600 (1528), действующая. Перенесена в Музей народной архитектуры и быта, Киев

* Павел Алеппский (около 1627 - около 1670) - архидьакон, путешественник, писатель, известен как автор важных в историко-этнографическом отношении записок о России, Молдавии и Валахии (Румыния).

—----- Ж И Л И Щ Н О Е

СТРОИТЕЛЬСТВО

Сохранение архитектурного наследия

ности внутреннего простора; сруб в основе стен и шатровое завершение с заломами.

Правобережная лесостепь Украины - Галичина (Львовская, Ивано-Франковская и часть Тернопольской области), Подолье (бассейн междуречья Южного Буга и левых притоков Днестра, охватывавшего территории современных Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской и небольшие части Черкасской, Кировоградской и Одесской областей) и частично Киевщина имеют меньше лесных массивов. Поэтому дерево как материал не играло важной роли в жилищном и хозяйственном строительстве, но имело преимущество в культовых сооружениях. Этот район из-за своего географического положения постоянно был в центре великих исторических событий: набеги татар, экспансия Польши, Литвы, Австро-Венгрии и т. д. Это оказало большое влияние на архитектурный стиль района. Типичными для Правобережья можно считать строения средней полосы от Львова через Винницу к Киеву. В церковном зодчестве эта полоса характеризуется большим распространением опасани (открытой галереи на столбах) и срубов из чистого тесаного бруса [1].

Украинский храм прост, лишен украшений и затейливых подробностей, но в целом он отличается стройным и изящным видом, во всех линиях и формах явно обозначилось направление в высоту.

Каждая часть храма имеет свой особый купол. Но большинство украинских трехдольных церквей представляет наслоение нескольких постепенно уменьшающихся кверху восьмиугольников. На главный восьмиугольный или квадратный сруб нарубался другой подобный сруб восьмиугольной формы меньшего размера; затем в некоторых церквях ставились третий и четвертый восьмерики, так что снаружи церковь представляет три многогранные пирамидальные башни.

Внутри храма прежде всего поражает своеобразный вид куполов. Башни церквей иногда очень высоки, могут достигать 40 м, однако не выглядят тяжелыми благодаря системе восьмериков, поднимающихся вверх. Впечатление усиливается тем, что основание сруба небольшое, а над ним возвышается высокая башня (рис. 1).

Одновременно с типом трехдольного храма встречается тип однодольного. Нижний этаж однокупольного храма устраивается обыкновенно так же, как и в трехдольном, но купол возводится только над средним срубом; алтарь и притвор имеют крышу в два ската или полукруглую; внутри их устраивается плоский или немного вогнутый потолок (деревянный коробовый свод).

Третий тип малоросских церквей - это храм с пятью куполами, имеющий крестообразный план.

Сравнение северных российских церковных построек с украинскими выявляет существенную разницу самих стилей. «Кроме того, от южно-русских деревянных церквей веет таким упрямым, несокрушаемым своеобразием, что было бы большим заблуждением говорить о заимствовании и отрицать их родство с народом, их создавшим. Своеобразие форм южно-русской архитектуры прямо говорит за то, что малоросские храмы выросли из родной земли вместе с теми тополями и липами, которые их окружают. Если сравнить южно-русский храм с северным, то первый является полнейшей художественной противоположностью последнему. Малоросский храм - это суровое, замкнутое в себе целое; хотя верхние части трехглавого или пятиглавого малоросского храма и производят впечатление отдельно стоящих башен, но в деревянной архитектуре это весьма естественно, когда зодчие повсюду упорно обнаруживают набожное стремление вверх. Помимо этого, принцип малоросского зодчества состоит в том, что от-

* Аршин - древнерусская мера длины, равна 71,12 см.

Рис. 4. Церковь Рождества Богородицы, с. Криворивня Верховин-ского района Ивано-Франковской обл., 1818, действующая. Построена в типичном гуцульском стиле. Фото Ю.П. Сиренко

дельные строительные части строго подчинены общему, ни одна часть не имеет собственной самостоятельности» [7].

Российская деревянная архитектура отличается обилием декоративных элементов - кокошники и пр. Здесь каждая часть самостоятельна и может быть опущена. «Следует отметить одну особенность в северно-русском храме. Шатровый купол северной церкви снаружи достигает иногда до 30 аршин* вышины, между тем как внутренняя высота церкви часто не превышает 10 аршин, так что вся внутренность шатрового купола и почти половина высоты церкви остаются совершенно непроизводительными. Если шатровый купол закрывали плоским потолком, то отсюда следует, что в нем не было нужды и что это форма не органическая, а чисто декоративная» [7].

Тезис, выдвинутый в [7], спорный. Логично предположить, что закрывали потолок из необходимости беречь тепло, поскольку климат северно-русских земель существенно холоднее южно-русских, в том числе украинских. Обогревать и сохранять тепло при низких потолках легче.

В ХУН-ХУШ вв. земли Полтавщины, Слобожанщины и частично Черниговщины усиливают свое значение в развитии государства. На этих землях в результате взаимодействия каменного и деревянного зодчества на основе древних приемов строительства и при близком влиянии русской архитектуры зародилась новая школа деревянного зодчества Украины. Она характеризуется крупным размером здания, высоким основным срубом, новой формой многоярусных церковных куполов, которые возникли под влиянием барокко [1]. Формируется стиль, который вошел в историю под названием «украинское, или казацкое барокко».

В прошлом звонницы в украинских церквях строили отдельно, но с XIX в. их ставят возле самой церкви, непосредственно в ее общем плане, который существенно вытягивался по оси восток-запад.

В село пришли новые инструменты и материалы: пиленый лес, гвозди, стекло и др. Изменилась техника строительства. Строения старались ставить на каменный фундамент на известковом или цементном растворе. Стены срубов обтесывались изнутри и снаружи. Строились ступенчатые крыши с дощатыми фронтонами. Широко распространилась обшивка фронтонов, углов сруба и стен досками, что нередко носило декоративный характер [2].

Обделка церковных дверей, особенно при входе в западный притвор (а прежде наружных), бывает иногда очень богата. Особого внимания заслуживает форма дверей. Форма дверей всегда одна и та же: прямые двери вверху имеют отрезанные углы, так что дверные лутки состоят не из трех, а из пяти

ЖИЛИЩНОЕ

Сохранение

архитектурного наследия

частей. Такое оформление двери является неотъемлемой для всех архитектурных народных школ Украины и может по праву считаться одним из отличительных признаков [8].

Особенности архитектурных стилей и приемов строительства в разные периоды времени и в различных регионах Украины хорошо видны на приведенных рис. 2-5.

Несомненно, сохранение культурного наследия, не важно к какой области культуры оно относится, связано с его тщательным и всесторонним исследованием. Первые работы по изучению деревянного зодчества Украины относятся к XIX в. Но интенсивно описывать, замерять, обследовать наследие стали в начале XX в. Огромный вклад внесли Н.Ф. Биляшев-ский, Ю.Й. Сицинский, Г.Г. Павлуцкий, И.Э. Грабарь, братья В. и Д. Щербаковские и многие другие.

Этапным явлением стал выход в свет в 1912-1914 гг. в Санкт-Петербурге под редакцией И.Э. Грабаря «Истории российского искусства». В т. 2 этого издания есть тематический блок «Барокко Украины», включающий разделы о деревянной церковной архитектуре Украины, Прикарпатской Руси, деревянных синагогах и каменных церквях Украины. В разделе «Деревянная церковная архитектура Прикарпатской Руси», несмотря на отчасти политизированную точку зрения редактора, тем не менее сформулированы важные тезисы:

- деревянная архитектура Украинских Карпат принадлежит к единой русской архитектуре;

- деревянная архитектура Украинских Карпат есть архитектура сугубо украинская;

- деревянная архитектура Украинских Карпат есть особенное историко-культурное явление.

Типичные украинские деревянные церкви встречаются и в северных областях России; распространение их там следует объяснить «влиянием Малороссии, сказавшимся, кроме того, как известно, в северно-русской науке и литературе» [7].

Южная Россия твердо сохранила формы церковной архитектуры, несмотря на многовековое давление католицизма и унии. К украинским деревянным храмам нельзя применить ни одной из известных художественно-исторических схем; их нельзя отнести ни к готике, ни к стилю возрождения, ни к барокко; они сами представляют стиль, естественным образом возникший из особенностей строительного материала и в течение ряда веков сохранившийся неизменным [7].

Сама по себе проблема сохранения архитектурного наследия неоднозначно трактуется специалистами и общественностью. Но среди большого числа мнений можно выделить два направления. Первое можно определить как консервативное, его приверженцы выступают за сохранение объектов в их первозданном виде не только с точки зрения архитектуры, но и назначения. Второе

направление можно назвать авангардным, поскольку приверженцы его выступают не за консервацию объектов, а за возможную их адаптацию к изменению условий жизни, представлений о комфорте, изменчивости городской среды, назначения того или иного района города. Несомненно, что в городах, особенно крупных, сохранять объекты старины очень сложно, а иногда невозможно именно из-за бурного изменения городской среды. Выделения офисных, спальных и пр. районов радикально меняет потребность в тех или иных объектах. Приходится менять назначение помещений. Но для небольших городов и сел пока еще так остро не стоит проблема места для застройки. Поэтому сохранение исторических объектов в их внешнем облике и по их назначению возможно. И здесь более острой становится проблема физического сохранения и реставрации.

«Памятники эти с каждым годом погибают все более и более, неизвестные многим и мало уважаемые самим населением, которое проходит мимо них равнодушно, помогая времени разрушать их драгоценные остатки. Пренебрежительное отношение к старым памятникам, приводящее к уничтожению их со спокойной душой, влечет за собою другое не меньшее зло: стремление обновлять, переделывать, изменять, украшать памятники родной старины, подобное мании стирать, переписывать, покрывать снова лаком старые картины. Многое уже разрушено, перестроено. Старая архитектура находится в агонии.

Они не льстят внешним чувствам обаятельностью своих форм, но зато чаруют интимностью, задушевной поэзией, детской застенчивостью своих творцов. Обыкновенно деревенская церковь, типичная по внешнему виду, вся перекосившаяся от времени, вросшая в землю, резко выступает из густой тени мощных старых тополей и лип, растущих на церковном погосте; глубокая тишина царствует вокруг; безмолвие нарушают только воробьи, да ласточки бесшумно влетают и вылетают в окна старой колокольни, которая стоит, как-то грустно понурясь, среди поросших травою старых могильных камней со стертыми надписями» [7]. Почти сто лет назад Г.Г. Павлуцкий так формулировал проблему сохранения памятников народной архитектуры. Однако ситуация за прошедшее время не изменилась в лучшую сторону.

На территории Украины в настоящее время насчитывается более 2500 деревянных церквей (см. таблицу). Однако отнесено к памятникам архитектуры и охраняется законом и государством менее 20%. Остальные церкви либо принадлежат некоторой конфессии и текущий ремонт и надзор за ними осуществляет общественность, либо вовсе находятся в запустении. Это неизбежно приводит к тому, что по незнанию или из-за отсутствия достаточных средств, как финансовых, так и людских (отсутствуют мастера), работы по ремонту и сохранению осуществляются неквалифицированно, нарушается аутентичность

Рис. 5. Церковь Рождества Богородицы, с. Гоголев Броварскогорайона Киевской обл., 1827, действующая. В1862г. разрушилась, на этом месте построена новая, деревянная на каменном фундаменте. Крестообразная в плане, пятидольная. В 1880 г. реконструирована, в результате стала девятидольная. В1908—1914 гг. пристроена звонница, ранее стоявшая отдельно: а — вид с востока; б — парадный вход

14 м

Л

Сохранение архитектурного наследия

Область Выявлено деревянных церквей, век

XV XVI-XVII XVIII XIX-XX Всего Под охраной

Винницкая - 1 48 69 118 10

Волынская - 19 128 91 238 59

Днепропетровская - - 1 - 1 1

Донецкая - - 1 - 1 -

Житомирская - - 38 32 70 8

Закарпатская 4 22 25 68 119 50

Ивано-Франковская 1 9 52 338 400 57

Киев и область - 5 22 10 37 30

Кировоградская - - 1 - 1 -

Луганская - - 1 - 1 -

Львовская 5 67 168 575 815 148

Николаевская - - - 3 3 -

Одесская - - 1 1 2 -

Полтавская - - - 12 12 1

Ровненская - 9 137 98 244 24

Сумская - - 8 9 17 5

Тернопольская - 14 84 55 153 18

Харьковская - - 1 - 1 -

Херсонская - - 1 - 1 -

Хмельницкая - 1 51 65 117 7

Черкасская - - 8 14 22 9

Черновицкая - 4 27 121 152 11

Черниговская - 1 10 19 30 10

Автономная Республика Крым - - - - - -

Всего по Украине 10 152 813 1580 2555 469

Рис. 6. Храм Св. Николая в с. Колодное Тячевского р-на Закарпатской обл.

сооружения. Однако это не означает, что церкви, не попавшие под охрану государства, не являются памятниками истории и архитектуры и не должны быть сохранены. Эти памятники могут и должны взять под свою защиту общественные организации, неравнодушные бизнесмены.

Какие же неотложные шаги возможно предпринять? Самое простое и, возможно, наименее затратное - это разработка инструкции по сохранению и поддержанию сооружения в максимально пригодном состоянии. Причем важно помнить, что средства достижения должны быть достаточно просты и доступны. Ведь большинство сохранившихся деревянных церквей действующие.

Второй шаг связан с самой тщательной работой по описанию, фотографированию, документированию, замерам памятников архитектуры. Несомненно, эта работа требует средств. Но достаточно много в каждой стране, в каждой области, районе людей, которые искренне озабочены проблемой сохранения памятников истории, в том числе архитектурных, готовых работать на волонтерских началах. На Украине такими небезразличными людьми организованы Интернет-сайты, на которых размещена информация, связанная с сохранением деревянного зодчества.

Одним из наиболее интересных и объединяющих как специалистов, так и небезразличных к истории своего края людей является сайт [10]. Автор проекта «Деревянные храмы Украины» канд. хим. наук А. Крушинская так определяет основные проблемы в сохранении деревянного зодчества: благие намерения плюс безвкусица. При этом краткое слово «безвкусица» заменяет длинную формулировку «низкий уровень культуры и образования», что обусловливает абсолютное непонимание архитектурной и художественной ценности деревянных храмов и памятников культуры вообще. Это часто проявляется в том, что когда общественность имеет деньги, она - исключительно из благих намерений - хочет усовершенствовать свою церковь в соответствии с современными, сиюминутными и не всегда правильными представлениями о комфорте, красоте и пр. без

учета требований, предъявляемых при эксплуатации памятников архитектуры. Например, обшивают здание деревянной церкви сай-дингом, ставят пластиковые окна со стеклопакетами, перерисовывают старые иконы и т. д. Все эти нововведения убивают старинную постройку, ее архитектурную и художественную ценность и зачастую ускоряют ее разрушение.

При пассивности государства энтузиасты задействуют все доступные возможности для спасения памятников архитектуры, в том числе добиваются получения зарубежных грантов. Например, древнейшая деревянная церковь Украины - Храм Св. Николая в закарпатском селе Колодное, датированный 1470 г., много лет разрушался (рис. 6). В 2006 г. Посольский фонд сохранения культурного наследия, основанный Конгрессом США, выделил средства на восстановление кровли. На церемонии подписания соглашения о предоставлении гранта посол США в Украине В. Тейлор отметил, что церковь Св. Николая -единственная классическая лемковская деревянная церковь, которая осталась в мире. И «Правительству США очень приятно предоставить средства на аварийную реставрацию этой церкви...».

В 2008 г. работы по замене кровли памятника завершены. Угроза его полного разрушения отступила.

О создании туристических маршрутов, способах поиска средств для сохранения деревянных памятников также можно прочитать на страницах этого сайта.

Участникам эксплуатации и сохранения памятников деревянного зодчества необходимо помнить, что все работы должны вестись под руководством специалистов, обладающих соответствующими знаниями и квалификацией.

Список литературы

1. Юрченко П.Г. Дерев'яш храми УкраТни (XVIII - XIX ст.). КиУв: Вид. Академп архп\ УРСР, 1949. 134 с.

2. Нариси з юторп архтектури УкраТнськоТ РСР (Дожовтневий перюд) / Под ред. В.Г. Заболотного. КиТв: держ. Видав. Лтератури з бу^в. та арх^. УРСР, 1957. 558 с.

3. Прибега Л.В. Дерев'яш храми УкраТнських Карпат. КиТв: Техшка, 2007. 168 с.

4. Вечерський В.В. Укра'Тнсью дерев'яш храми. КиТв: Наш час, 2007. 272 с.

5. Вечерський В.В. Пам'ятки архтектури й мютобудування ЛiвобережноТ УкраТни: Виявлення, дослщження, фкса^я (на укр. яз.). КиТв: А.С.С., 2005. 586 с.

6. Геврик Т. Дерев'яш храми УкраТни: шедеври архтектури (на укр. яз.). УкраТнський музей, 1987. 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Павлуцкий Г.Г. Деревянные и каменные храмы. Киев:, 1905. С. 1-31.

8. А.Л. Украинский архитектурный стиль (Издание «Украинской жизни»). М.: Тип. П.П. Рябушинского, 1912. 12 с.

9. Слипченко Н., Могитич И. Проблема збереження де-рев'яних храмiв в Укра'Тш // Вюник Укрзахщпроектрестав-раця. 2005. Ч. 15.

10. Дерев'яш храми УкраТни [Электронный ресурс] / Олена Крушинська. Электрон. дан. Киев, 2007-2010. Режим доступа: http://www.derev.org.ua, свободный. Загл. с экрана. Яз. укр., англ.

И.В. Козлова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.