ДЕРЕВЯННЫЕ ГРЕБНИ С КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ В БУХТЕ НОВОГО СВЕТА (Крым)
к.и.н. Зеленко С.М., Морозова Я., Киев (Украина) «Центр Подводной Археологии» Киевского национального университета имени Тараса Шевченко
Sergey Zelenko, Iana Morozova
Wooden combs from the shipwreck in the Novy Svet bay (Crimea).
The article is devoted to the wooden combs found in the medieval shipwreck of the 13th century. The wreck site was located in the Sudak Bay, near small town resort Novy Svet, in the South-eastern part of the Crimean Peninsula, Ukraine. The collection of the wooden combs consists of thirteen items. They all are single-piece, double-sided and represent what is known as "pan-European" type, a very common type of wooden combs widespread all over Europe and the Orient. In the article the problems of their provenance and dating are discussed
В последние годы главные исследования «Центра подводной археологии» Киевского национального университета имени Тараса Шевченко сосредоточены на раскопках места гибели средневекового судна XIII века, предположительно итальянского (пизанского) происхождения. Согласно средневековому письменному источнику, некое пизанское судно было потоплено генуэзской галерой 14 августа 1277 г. на виду у многочисленных жителей Судакской крепости наблюдавших со стен за морским сражением1. Этот подводный археологический памятник Юго-восточного Крыма был обнаружен первыми энтузиастами подводного спорта в конце 50-х годов XX века
и только в 1999 году, после обследования подводными археологами Киевского университета, был точно идентифицирован как средневековое кораблекрушение2.
Место с остатками корабля расположено, в западной части Судакской бухты под горой Коба-Кая, у поселка Новый Свет (рис. 1).
Археологический материал сосредоточен на участке дна площадью 150 х 150 м с глубинами от 5 до 10—12 м. Характер морского дна — крупные глыбы-камни у самого берега, большие и средние камни по всей площади бухты вперемешку с мелким гравием и песком. Наряду с керамической тарой, стеклянными и металлическими изделиями и другими остатками на участке раскопок в период с 2003 по 2011 годы были найдены предметы из дерева: гребни, ложки, деревянные части инструментов (кисточка с деревянной ручкой для смолы, тесло-молоток) и оснастки корабля.
В этой статье дается описание тринадцати деревянных гребней, найденных во время подводных археологических раскопок на участке кораблекрушения XIII века.
Гребни можно разделить пока на два типа. Некоторые экземпляры сохранились фрагментарно: у одних есть только центральная часть, что не дает возможности проследить форму гребня, но дает представление об орнаментации; у других — боковая сторона, по которой можно судить о форме гребня, и на которой присутствует или отсутствует орнамент. Все гребни — односоставные, двухсторонние, прямоугольной формы, где одна сторона заполнена рядом больших широко раздельных зубьев, вторая — зубцами мелкими и плотно прилегающими друг к другу. Ряды зубьев разделены широкой центральной частью, иногда с орнаментом.
Первый тип — правильной прямоугольной формы, с прямыми боковыми сторонами. В нашей коллекции таких гребней 4 шт. — один целый, хорошо сохранившийся экземпляр, не хватает только несколько зубчиков (рис. 2,1) и несколько фрагментов (рис. 2,2,9,12). Гребень № 1 отличается от остальных экземпляров еще тем, что в его центре с обеих сторон есть сглаженное ребро, которое в профиле гребня формирует боковые сглаженные углы вытянутого ромба. Размеры гребня № 1 — длина — 8 см, ширина — 7 см, толщина — 1 см, высота ряда крупных зубьев — 3,2 см, маленьких
зубчиков — 2,8 см. Сохранившиеся размеры следующих фрагментов: гребня № 2 — длина — 9,5 см, ширина — 1,5 см, толщина — 1,7 см, высота ряда крупных зубьев — 4 см, маленьких зубчиков — 3,5 см; гребня № 9 — 3,5 х 3,5 см; гребня № 12 — 6,5 х 2,5 см.
В этой группе орнамент на центральной части есть только у гребня № 2. Он сохранился очень фрагментарно, но все равно видно, что это «глазковый», или «циркульный» орнамент. У остальных экземпляров на центральной панели прочерчено несколько параллельных линий, как бы отделяющих центральную часть от зубьев (рис. 2, 9,12).
Второй тип — это гребни прямоугольной формы с выгнутыми боковыми сторонами (рис. 2, 4,7,8,11,13). Два из них украшены «циркульным орнаментом» (рис. 2, 7,8). В центральной части гребня № 7 на обеих сторонах вписанные друг в друга круги расположены в шахматном порядке, и отделены от ряда зубчиков двумя параллельными врезными линиями. На гребне № 8 четыре концентрических круга с глазком внутри образуют маленький ромбик, вписанный в более широкий концентрический круг, или несколько кругов. Эта фигура чередуется с ромбом, состоящим из четырех глазков, также заключенных в круг или круги — орнамент на фрагменте сохранился не очень хорошо, большинство кругов затерто, и схему рисунка определить точнее трудно. «Циркульный» узор, как и в первом случае, отделен от ряда зубчиков двумя параллельными врезными линиями.
Остальные гребни — без орнамента (рис. 2, 4) или украшены рядами прямых линий (рис. 2, 11,13). Гребень № 13, возможно, имел какой-то рисунок в центральной его части, но из-за того, он очень поврежден (затерт в камнях), трудно сказать что-то определенное. Размеры сохранившихся фрагментов гребней второго типа: гребня № 4 — длина — 6 см, ширина — 4 см, толщина — 0,7-1 см, высота ряда крупных зубьев — 2,5 см, маленьких зубчиков — 2,5 см; гребня № 7 — 2 х 2,5 см; гребня № 8 — длина — 6 см, ширина— 7 см, толщина центральной части — 1,2 см; гребня № 11 — 7 х 6 см; гребня № 13 — 7 х 9 см.
Три оставшихся гребня (рис. 2, 5,6,10) сохранились фрагментарно — отсутствуют бока, поэтому об их форме судить сложно. Но они, скорее всего, тоже были прямоугольной формы.
Еще один гребень, который сохранился полностью (рис. 2,3), можно было бы отнести к первому типу, если бы не его слегка выгнутые бока. Центральная часть этого экземпляра слегка выпуклая и формирует в его профиле очень вытянутый овал. Размеры гребня — длина — 8 см, ширина — 7,5 см, толщина — 1 см, высота ряда крупных зубьев — 3,5 см, маленьких зубчиков — 3,4 см.
Проблема датировки гребней с кораблекрушения в бухте Нового Света состоит в первую очередь в том, что из-за их маленького размера и легкого веса не всегда возможно уверенно привязать эти объекты к определенному археологическому контексту. В нашем случае они располагались среди материала XIII века. Но является ли это местоположение in situ сказать трудно. В Новосветовской бухте было обнаружено, по крайней мере, два кораблекрушения — одно X—XI века и второе XIII века, которые находятся практически одно над другим. В.В. Майко, в своей статье «Деревянные гребни из подводных исследований в бухте поселка Новый свет» опираясь на материалы наземных археологических раскопок из Судака, полагает, что гребни могли относиться ко второй половине X—XI веку3. Но дата — XIII век, на наш взгляд более вероятна.
Наиболее известны находки деревянных гребней из древнерусских городов, в частности наибольшее количество из Новгорода, а также из средневековых городов Северного Причерноморья — Саркел-Белая Вежа и Эски-Кермен. Хорошо описаны деревянные гребни из аланских могильников Северного Кавка-за4. В статье А.И. Айбабина «Основные этапы истории городища Эски-Кермен» опубликовано 3 гребня из пещерных храмов с усыпальницами VIII—X веков5. Привлекая аналогии из Коринфа опубликованные G. Davidson в монографии «Corinth XII. The Minor Objects», автор датирует эти гребни X—XI веком6. Но ничего общего, кроме прямоугольной формы, между коринфскими гребнями и гребнями из Эски-Кермена нет. В «Corinth XII. The Minor Objects» действительно опубликованы деревянные гребни из Кор-нифа византийской эпохи X—XI века, но парадного характера, богато украшенные с художественными сюжетами в центральной части7. Коринфские гребни сделаны из слоновой кости и служили, как предполагает автор книги, для религиозных целей8. Так же эта публикация, к сожалению, не дает аналогий для новосветов-
ских гребней и поэтому не может быть привлечена в качестве подтверждения их датировки Х—Х1 веком.
В статье В. Флеровой «Гребни средневекового Подонья (по материалам Саркела-Белой Вежи)» даны характеристики, в основном, для костяных гребней, верхняя дата которых первая половина
XII века9. Конечно, они могут быть частично привлечены для аналогий с новосветовскими, как по форме, так и по орнаменту. Однако для датировки нужно привлечь материалы раскопок городов, в которых были найдены гребни в более поздних слоях (то есть включающие в себя слои XIII века и позже). Только так можно проследить типологическую шкалу указанных объектов, привязанную к датам, соответствующим кораблекрушению XIII века.
Раскопки Новгорода дают, например, очень хороший материал, типологический ряд и датировку для деревянных двусторонних односоставных гребней (рис. 3). В книге «Археология СССР. Древняя Русь. Быт и культура» указано, что в Древней Руси «... короткое время во второй половине XIII в. были модными гребни с выпуклыми сторонами»10. Гребень с выпуклыми боковыми сторонами с нашего кораблекрушения, датированного концом XIII века, хорошо иллюстрирует это положение. Датировка новосветовских гребней с выгнутыми сторонами XIII веком может также иметь подтверждение в выводах, сделанных в той же работе «Во второй половине XIII века появилась мода на деревянные гребни с выгнутыми сторонами, как правило, удлиненной формы...»11 (рис. 4).
Учитывая то, что двусторонние односоставные гребни являются «общеевропейским типом», как их часто называют, правильным был бы поиск и в другом направлении — западном. Если опираться на архивный документ, фиксирующий принадлежность затонувшего корабля Пизанской республике и сделать это предположение рабочим, а также учитывать средиземноморский характер груза корабля
XIII века, тогда необходимо обратиться к материалам средиземноморских археологических памятников и в целом к западноевропейским аналогам. К сожалению, из опубликованных гребней XIII века практически нет аналогов новосветовским. Большинство сохранившихся и выставленных в музеях Европы гребней — это богато украшенные экземпляры, служившие для высшего класса или для церковных ритуалов. Например, в Лувре выставлен деревянный
гребень приблизительно 1250—1300 гг. — произведение искусств, вероятно служивший как предмет для литургии12 (рис. 5,5). Еще западнее, в Британии, в частности в Лондоне были найдены гребни из кости, рога и дерева которые датируются слоями 12—14 веков13.
Более близкий по типологии пример — гребни, найденные на кораблекрушении Серче Лимани (Турция). Кораблекрушение датируется XI веком и наряду с другими находками — стеклом, керамикой и металлом там были найдены инструменты корабельного цирюльника, как полагают исследователи14. Вместе с металлическими ножницами были найдены фрагменты трех простых деревянных гребней предположительно прямоугольной формы без украшений15. Еще один деревянный гребень был найден на корабле конца XIII века Culip VI, затонувшего у берегов Испании16.
Большинство гребней и расчесок, найденных на средневековых памятниках Западной и Восточной Европы сделаны из кости и рога. Деревянные гребни, в большинстве случаев, изготавливались из плотного и прочного самшита, который не боится влаги. Иногда они вырезались из местных пород дерева, которое при высыхании часто растрескивалось. Деревянных гребней сохранилось не много. Это просто объясняется тем, что для сохранения дерева требуются особые условия — или высокая влажность в слое грунта, как например водная среда, поэтому кораблекрушения — ценный источник для подобных находок, или же условия, приближенные к пустыне — высокая сухость воздуха и грунта. Поэтому еще один географический регион, где было найдено много деревянных гребней средневековой эпохи — Египет. В позднем средневековье торговые морские маршруты проходили через Александрию, а затем в Каир. Из Александрии пути пролегали по морю на Ближний Восток (южный Левант) — Акру (Акко), а из Каира по суше в Иерусалим. В Акре-городе крестоносцев в XIII веке проживали и ввели торговлю купцы из Генуи, Венеции и Пизы. Интересен тот факт, что керамический комплекс из новосве-товского кораблекрушения XIII века в Судакской бухте во многом аналогичен керамическому комплексу Акры.
Большая коллекция деревянных гребней происходит из раскопок средневековых слоев древнеегипетского города Эль-Фустат — исторического предшественника Каира. Эта коллекция была опубликована в работе G. Scanlon «Medieval Egypyian Wooden Combs:
The Evidence from Fustat17». Здесь описано 22 гребня с датировкой от IX—X до XV века. Некоторые экземпляры очень напоминают формой и украшением центральной панели новосветовские находки (рис. 6). Даты эти гребней — XII—XIII век. Гребни № 3, 6,7 и 8 наиболее подходят как типологически, так и по стилю украшения, за исключением схем расположения «глазков»18. В некоторых музеях Европы хранятся еще деревянные гребни, найденные на раскопках в Египте19 (рис. 5, 2-3).
Уже неоднократно было указано, что «орнаментация концентрическими кругами уходит в глубь III тыс. до н.э. и не может сама по себе служить датирующим признаком. ...Такая орнаментация присутствовала на гребнях Ассирии и Микен20». Несмотря на то, что в Северном Причерноморье она была «малохарактерная для античных гребней классического и эллинистического периодов», популярной такая орнаментация становится, в частности, в оформлении гребней в позднеантичный и раннесредневековый периоды21. Циркульный орнамент использовался в скифской, савроматской, Черняховской и других культурах, на севере Руси, на Подонье, в Северном Причерноморье, Египте, Ближнем Востоке, Азии и Западной Европе. То есть имел широчайшее распространение во времени и пространстве. Также появление гребней общеевропейских форм — двусторонних односоставных экземпляров, имеет давнюю историю — от Древнего Египта и Вавилона, до современности.
В заключение можно сказать, что описанные выше гребни необходимо рассматривать как универсальное явление — предмет гигиены, используемое везде, где было принято мыться, причесываться и соблюдать гигиену волосяного покрова (избавляться от вшей). Пользовались расческами и гребнями, как женщины, так и мужчины (рис. 5,/). Ни «циркульный» орнамент, ни стандартная прямоугольная форма не может быть индикатором датировки и этнической принадлежности. На каждом отдельно взятом археологическом памятнике важным ресурсом для датировок, кораблекрушение возле Нового Света не исключение, являются стратиграфические исследования и привязка артефактов к археологическому контексту в котором они были найдены.
Примечания
1 Зеленко С.М. Подводная археология Крыма. Киев, 2008. С. 143
2 Зеленко С.М. Итоги исследований подводно-археологической экспедиции Киевского университета имени Тараса Шевченко на Черном Море в 1997-99 гг. // Vita Antiqua. Вып. 2. Киев, 1999. С. 223-234.
3 Майко В.В. Деревянные гребни из подводных исследований в бухте поселка Новый свет // Актуальные вопросы истории, культуры и этнографии Юго-восточного Крыма: Материалы III Международной конференции. Новый свет, 2011. С. 103
4 Туаллагов А.А. Гребни из древних и средневековых погребений кочевников Северного Кавказа и Северного Причерноморья // Известия СОИГСИ, № 1 (40). Владикавказ, 2007
5 Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен // МАИЭТ. Вып. II. Симферополь, 1991. С. 43-51, 242, рис. 7:1,2,10.
6 Там же. С. 47
7 Davidson G. The Minor Objects // Corinth, XII. Princeton, N.J., 1952. P. 179-180, pl.80:1301 —1304
8 Там же. P. 182
9 Флерова В.Е. Гребни средневекового Подонья (по материалам Сарке-ла - Белой Вежи) // МАИЭТ. № VI. Симферополь, 1998. С. 625634.
10 Археология СССР. Древняя Русь. Быт и культура. Москва,1997. С. 21, табл.12:16
11 Там же. С. 21, табл. 12:9-12
12 http://www.insecula.com/oeuvre/O0002420.html; Mayer, L.A., Saracenic heraldry, a survey, Oxford, 1933, pl. V, n°5
13 Egan G, Pritchard F. Dress Accessories, c. 1150- c. 1450 (Medieval Finds from Excavations in London). London, 2008. 438 p.
14 Bass, George F., Sheila D. Matthews, J. Richard Steffy, and Frederick H. van Doorninck Jr. Ser?e Limani: An Eleventh-Century Shipwreck, Vol. I, The Ship and its Anchorage, Crew and Passengers. College Station, Texas, 2004. P. 275-280.
15 Там же. P276, fig.16-2, p.277, fig.16-3, P. 279.
16 Там же. P.283; Llorens J. M. La pinta de Culip VI // Nieto P. et al. Excavacions arqueolbgiques subaquatiques a Cala Culip, vol. 1. Serie monografica 9, Girona, 1989. P. 289- 293.
17 Scanlon G. Medieval Egyptian Wooden Combs: The Evidence from Fus-tat // Arab and Islamic studies in honor of Marsden Jones. Cairo, 1997. P. 13-39
18 Там же. P. 27, fig.3, p.28, fig.6, p. 29.fig. 7-8
19 Everyday Life in Byzantium. Athens, 2002. P. 464, #632.
20 Туаллагов А.А. Гребни из древних и средневековых погребений...
21 Там же.
Список литературы
1. Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен // МАИЭТ. Вып. II. Симферополь, 1991. С. 43-51
2. Археология СССР. Древняя Русь. Быт и культура. Под ред. Рыбакова Б.А. Москва, Наука, 1997.
3. Зеленко С.М. Итоги исследований подводно-археологической экспедиции Киевского университета имени Тараса Шевченко на Черном Море в 1997-99 гг. // Vita Antiqua. Вып. 2. Киев,1999. С. 223-234.
4. Зеленко С.М. Подводная археология Крыма. Киев, Стилос, 2008.
5. Майко В.В. Деревянные гребни из подводных исследований в бухте поселка Новый свет // Актуальные вопросы истории, культуры и этнографии Юго-восточного Крыма: Материалы III Международной конференции. Новый свет, 2011. С. 100-104
6. Туаллагов А.А. Гребни из древних и средневековых погребений кочевников Северного Кавказа и Северного Причерноморья // Известия СОИГСИ, № 1 (40). Владикавказ, 2007
7. Флерова В.Е. Гребни средневекового Подонья (по материалам Саркела - Белой Вежи) // МАИЭТ. № VI. Симферополь, 1998. С. 625-634.
8. Bass, George F, Sheila D. Matthews, J. Richard Steffy, and Frederick H. van Doorninck Jr. Ser?e Limani: An Eleventh-Century Shipwreck, Vol. I, The Ship and its Anchorage, Crew and Passengers. College Station, Texas, 2004. 592 pp.
9. Davidson G. The Minor Objects // Corinth, XII. Princeton, N.J., 1952. 383 pp.
10. Egan G., Pritchard F. Dress Accessories, c. 1150- c. 1450 (Medieval Finds from Excavations in London). London, 2008. 438 p.
11. Everyday Life in Byzantium. D. Papanikola-Bakirtzi (ed.). Athens, 2002. 600 pp.
12. Llorens J. M. La pinta de Culip VI // Nieto P. et al. Excavacions arqueolbgiques subaquatiques a Cala Culip, vol. 1. Serie monografica 9, Girona, 1989. P. 289-293.
13. Mayer L.A. Saracenic heraldry, a survey, Oxford, 1933, 302 pp.
14. Scanlon G. Medieval Egypyian Wooden Combs: The Evidence from Fus-tat // Arab and Islamic studies in honor of Marsden Jones. Cairo, 1997. P. 13-39
16 Зеленко СМ., Морозова Я.
Рис. 2. Деревянные гребни с кораблекрушения в бухте п. Новый Свет
Рис. 3. Эволюция гребней и расчесок (Таблица 13, стр.259. Таблица составлена Р. Л. Розенфельдтом. Из книги Древняя Русь. Быт и культура, под ред. Б.А. Рыбакова, 1997 г.) 1-Старая Ладога; 2-Саркел; 3-Новгород; 4-Киев; 5-Лукомль; 6-Киев; 7-Никольский III курганный могильник; 8-Городище (Вологодская обл); 9-Тимеревское селище; 10-Старая Ладога; 11-Псков; 12-Суздальское ополье (Владимирские курганы); 13-Вщиж; 14-Саркел-Белая Вежа; 15-Екимаутцы; 16, 17-Новгород; 18-Горбово селище; 19, 20-Новгород; 21-Саркел-Белая Вежа; 22-24,26-Новгород, 25-Мстислав
Рис. 4. Гребни деревянные (Таблица 12, стр. 288. Таблица составлена Е.А. Рыбиной. Из книги Древняя Русь. Быт и культура, под ред. Б.А. Рыбакова, 1997 г.) 1,3-16 — Новгород; 2 — Брест.
Рис. 5. Средневековые деревянные гребни. 1 — Настенная роспись изображающая ткачей 13 век, (Констанц, Германия); 2 — Египет, 6—7 вв. (хранится в Бенаки музей, Афины), 3 — Египет — 14 век
(хранится в Музее исламского искусства в Каире, Египет); 4 — Гребень для литургии, 13 век (хранится в Лувре, Франция)
Рис. 6. Деревянные гребни из Фустата, Египет. (Иллюстрации из книги «Arab and Islamic studies in honor of Marsden Jones», статья G. Scanlon ««Medieval Egypyian Wooden Combs: The Evidence from Fustat»)