Научная статья на тему 'Холодное оружие с кораблекрушения итальянской галеры хiii века в Черном море у берегов Крыма'

Холодное оружие с кораблекрушения итальянской галеры хiii века в Черном море у берегов Крыма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Холодное оружие с кораблекрушения итальянской галеры хiii века в Черном море у берегов Крыма»

ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ

С КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ ГАЛЕРЫ ХШ ВЕКА В ЧЕРНОМ МОРЕ У БЕРЕГОВ КРЫМА

Валентирова Е.Н., Зеленко С.М. (Киев)

Начиная с 1999 года, экспедицией Центра подводной археологи Киевского национального университета имени Тараса Шевченко в Судакской бухте, близ поселка Новый Свет проводятся раскопки затонувшего средневекового судна. Письменные итальянские источники и археологический материал дают основание предположить, что найдена торговая пизанская галера, сожженная здесь после морского сражения в 1277 году1. Глубина в месте кораблекрушения составляет 11 — 14 м. Сам корпус корабля не сохранился. До настоящего времени во время раскопок встречены только отдельные фрагменты деревянного корпуса, парусной оснастки и корабельного инструмента. Остатки корабля XIII в. и его груза рассредоточены в слое грунта (песок, галька, валуны) на площади 200 х 200 м. в западной части бухты под скалой Коба-Кая. Гидрологическая обстановка в бухте довольно изменчивая, что значительно усложняет процесс раскопок.2

Исторические и археологические исследования Крымского полуострова позволяют с уверенностью говорить, что в Х11—ХУ вв. итальянский фактор играл важную роль в жизни портовых городов. Проникнув в XII в. в Черное море, купцы итальянских республик Венеции, Генуи и Пизы на протяжении всего периода своего присутствия в регионе боролись между собой за доминирующую роль

в торговле. В 1169 и 1192 годах между Генуей и византийским императорами Мануилом Комниным и Исааком Ангелом, соответственно, были подписаны договора, которые декларировали исключительные права генуэзцев в Черноморском регионе. Это стало основой для ущемления последними венецианцев, торговые фактории которых появились первыми в Северном Причерноморье. После падения Константинополя в 1204 году и создания Латинской империи, итальянцам пришлось приостановить свою деятельность в Причерноморье, так как она стала экономически нецелесообразной. Возобновление их активности произошло только после реставрации Византийской империи. В 1261 году император Михаил Палеолог предоставил Генуе, а в 1265 г. — Венеции, право на свободное судоходство в водах Черного моря. Конкуренция между двумя республиками периодически находила отображение в военных столкновениях разного масштаба. Так, к примеру, можно вспомнить войну 1294 — 1299 гг. Победителем из противостояния вышла Генуя, что усилило ее лидерские позиции. Активность итальянцев в Причерноморье продолжалась до 70-х годов XV в., после чего они окончательно были вытеснены османами.

Крымский полуостров представлял интерес для итальянцев, в первую очередь, с точки зрения торговли. Так, на протяжении XII — XV вв. итальянский компонент во многом определял экономическую конъюнктуру товаров Северного Причерноморья. Кроме того, он имел весомое значение в политической, культурной и других сферах.

Факт наличия тесной связи итальянских городов-республик с территориями современного Крымского полуострова в XII—XV вв. хорошо разработан историками Московского университета на документах архивов сохранившихся в Италии.3 В тоже время раскопки экспедиции Киевского университета дают археологический материал, который позволяет проводить реконструкции исторических событий и наглядно показать спектр товаров задействованных в морской торговле на тот момент времени.

Археологический материал с затонувшего судна представлен четырьмя группами находок: керамическими, деревянными, стеклянными и металлическими предметами.

Наибольшей и наилучше изученной на данный момент является керамическая группа. Она представлена тарными сосудами с това-

ром (вино, масло), сериями столовой поливной посуды для продажи и комплексом кухонной керамики для повседневных нужд экипажа (пифосы, тарелки, чашки, горшки и т.д.). Анализ коллекции керамики позволяет увидеть, что некоторые предметы находились в непосредственном использовании членами экипажа и пассажирами, иные же являлись товаром для продажи. Комплекс столовой поливной керамики представлен разными видами посуды, которая была в ходу в Черноморском и Средиземноморском регионах в XIII веке. Это дает широкую базу для исследования кросс-культурных и торговых контактов между Западом и Востоком в частности. Особый интерес вызывают встречающиеся на изделиях клейма, граффити и дипинти.

Вторая группа представлена деревянными предметами. Встречены отдельные куски деревянной обшивки, детали элементов парусной оснастки и инструменты по обслуживанию корабля. В тоже время в коллекции на сегодня есть бытовые вещи экипажа: готовые орнаментированные и без орнамента гребни, их заготовки и ложки.

Отдельной группой выступают стеклянные изделия из венецианского стекла. Их намного меньше, чем керамики, они сильно фрагментированы, но, в тоже время, есть возможность восстановления форм этих редких для нашей территории находок.

Металлические предметы составляют четвертую группу. Найдены металлические кухонные котлы и горшки.4 Есть много бытовых мелких предметов экипажа и клад монет5. Часть предметов еще не до конца идентифицирована и находится в научной обработке. Металлические предметы сосредоточены в слое керамики и в большинстве случаев спаяны с ней, что облегчает их датировку (рис. 1). Достаточно многочисленной является коллекция железных гвоздей со шляпкой (рис. 2) скреплявших корпус корабля. К четвертой группе так же относится клинковое оружие экипажа галеры.

Как отмечалось выше, исследуемый в Судакской бухте объект интерпретирован как пизанская торговая галера. Анализ материала позволяет утверждать, что основной груз, предназначенный для продажи, составляли керамические изделия.6 Про импорт оружия в данном случае говорить нецелесообразно. Находки немногочисленны. Можно надеяться, что при дальнейших раскопках их количество увеличится,

Рис. 1. Холодное оружие, спаянное с амфорами и поливной керамикой Х111 в.

Рис. 2. Рентгеноскопия гвоздей корабельной обшивки

но в любом случае говорить про массовость пока не представляется возможным.

На данном этапе коллекция оружия с кораблекрушения у Нового Света(далее по тексту — НС) насчитывает восемь единиц (НС-1 — НС-8), представленных 14 фрагментами. Несмотря на свою немногочисленность, она требует внимания, исходя из специфики и разнообразия имеющихся предметов. Кроме того, ее можно считать репрезентативной.

Длительное пребывание в соленой воде стало причиной плохой сохранности материала: метал клинков полностью или почти разрушен, но коррозийная корка полностью повторяет их форму и на срезе хорошо видно сечение клинка (рис. 3). В связи с этим для полной экспертизы оружия, необходимо привлечение физико-химических методов исследований. На данный момент исследователями сделана первая рентгеноскопия, проведено описание коллекции и дан анализ распространения этих форм оружия.

По нашему мнению, коллекцию можно условно разделить на две группы.

Первая объединяет пять предметов — НС-1 — НС-5 (10 фрагментов). Они представляют собой длинные кинжалы (до 60 см) с прямыми параллельными гардами.

Рассмотрим каждый предмет отдельно (рис. 4):

НС-1. Длинный кинжал. На данный момент представлен двумя фрагментами (результат современного повреждения). Окончание клинка утрачено (вследствие старого слома). Длина находки 56.2 см. Тело предмета сохранилось лишь в виде рыхлого оксида метала.

Рис. 3. Сечение клинков с кораблекрушения пизанской галеры XIII в.

Рис. 4. Холодное оружие с кораблекрушения пизанской галеры Х111 в. в Черном море

Форма зафиксирована благодаря наличию толстого, относительно равномерного слоя наростов, средней толщиной 0.5—0.7 см.

Фрагмент 1. Рукоять с верхней частью клинка, припаянная к фрагменту амфоры XIII века с груза корабля (ручка с фрагментом венчика и стенки). Длина находки 25.5 см. Верхняя гарда прямая, перпендикулярная, длиною 10 см, шириною — 3.2 см (тут и ниже параметры даются с учетом наростов). Нижняя гарда прямая, параллельная верхней. Ее длина составляет приблизительно 14 см, ширину измерять не представляется возможным. Длина хвато-вой части рукояти 9 см, ширина — 3.4 см. Параметры слома — 5.7 х 2.7 см. На сломе визуально фиксируется форма сечение клинка (рис. 3). Его ширина 4.5 см, высота — 0.8 см.

Фрагмент 2. Нижняя часть клинка без окончания. Длина фрагмента 30.7 см. Наблюдается характерное постепенное сужение клинка. Параметры нижнего слома — 3.8 х 1.9 см.

НС-2. По предположению, длинный кинжал. Вследствие современного повреждения состоит из трех фрагментов. Дискуссионным является то, что они являлись частями одного объекта: очертание средней части, которая припаяна к камню, не прослеживается визуально, при этом рукоять (верхняя часть) смещена влево по отношению к фрагменту клинка (нижняя часть). Так, это может быть как сломанный короткий клинок, так и части разных предметов, которые припаялись к одному предмету.

Фрагмент 1. Верхняя гарда с фрагментом рукояти. Общая длина 10 см. Длина гарды 8.6 см ширина — 2.8 см. Рукоять длиною 7.7 см при ширине 3.4 см, оканчивается сломом. В сечении имеет форму прямоугольника 1.5 х 0.8 см. Тело предмета не сохранилось. Исключение — тонкие полоски цветного металла, которые, возможно, являются остатками обивки.

Фрагмент 2. Длина фрагмента 11.3 см, очертания практически не прослеживаются. Видны только два свежих слома.

Фрагмент 3. Нижняя часть клинка длинною 16.8 см. Ширина 4.5 см. Металл не сохранился. Прослеживается только форма клинка (рис. 3). Параметр сечения 2.5х0.8 см. Форма листовидная подо-вальная.

НС-3. Кинжал. Целая форма. Состоит из двух фрагментов (результат современного повреждения). Сломан в первой трети

Рис. 5. Рентгеноскопия находок холодного оружия

клинка. Общая длина — 53.1 см. Гарды прямые параллельные. Верхняя — 8.8 х 2.6 см, нижняя — 10 х 2.6 см. Параметры рукояти — 3.6 х 7.1 см. Ширина сечения — 4.3 см, высота — 0.8 см. При средней мощности наростов 0.7 см металл полностью разрушен. Четко зафиксировано наличие желобов, которые, кроме выполнения прямого назначения, придали клинку изящную форму (рис. 3).

НС-4. Кинжал. Состоит из двух частей. В результате давнего повреждения утрачено окончание клинка. Ширина в месте нижнего

слома 3.9 см. Общая длина 50.3 см. Верхняя гарда 8 х 2.8 см расположена параллельно нижней 8.3 х 2.2 см. Рукоять длинною 7.25 см, шириною 4 см. Как и в случае с НС-1, сохранился только рыхлый оксид.

НС-5. Нижняя часть кинжала в ножнах, припаянная к стенке амфоры 13 века. Общая длина находки 31 см, ширина на сломе — 6.6 см, толщина — 2.5 см.

На данный момент имеются рентгенографические снимки (рис. 5) трех находок — НС-3, НС-4 и НС-5. Они подтверждают то, что НС-3 и НС-4 принадлежат к одному виду клинкового оружия. Можно предположить, исходя из параметров клинка, что к аналогичному виду относится и НС-5.

Можно выделить следующие специфические признаки исследуемых артефактов. Клинок плавно сужается к окончанию. Приблизительно до середины спускаются два желоба. Рукоять и клинок представляют собой единое целое, причем на рукояти присутствуют отверстия, вероятно для закрепления накладок.

Такая морфология была характерна для кинжалов — бассе-лард, которые появились в Центральной Европе в конце XIII века и, в частности, прибывали на вооружении итальянских пехотинцев.7 Особой популярностью басселард пользовался в ХГУ—ХУ веках, что подтверждает множество изобразительных источников, в частности, средневековые манускрипты и итальянские фрески XIV века, где отчетливо видна конструкция рукояти (рис. 6).

Находки этого типа кинжала на кораблекрушении пизанской галеры в Новом Свете, которое датируется согласно письменному источнику 1277 годом, является еще одним свидетельством (археологическим), подтверждающим использование басселарда в третей четверти XIII века.

Вторая группа объединят ножи и короткие кинжалы (рис. 4). НС-6 и НС-7 (фрагменты клинков без рукояти) интерпретированы нами как ножи с односторонней заточкой. НС-8, по предположению, фрагмент клинка стилета. Они также включены в коллекцию холодного оружия экипажа корабля весьма условно, причины чего будут изложены далее.

НС-6. Клинок с односторонней заточкой без рукояти. Представленный двумя частями общей длинной 29.2 см. Ширина

Рис. 6. Историческая реконструкция комплектов холодного оружия на воинах итальянских республик XIII в. и рельеф с изображением рыцаря (Флоренция 1289 г.)

верхнего давнего слома 4.4 см, толщина — 2.2 см. Он полностью закрыт наростом. Ширина второго, современного, слома 3.7. см. На нем четко прослеживаются очертания самого клинка (рис. 3). Длина ребра последнего 2.6 см. Ширина спинки — 2.2 см. Сечение клинка имеет копьеобразную форму. Нож достаточно массивный. Некорректно было бы классифицировать данный предмет как имеющий только боевое предназначение. Тем не менее, нельзя исключать, что он использовался, в том числе, и с этой целью.

НС-7. Нижняя часть относительно небольшого предмета с односторонней заточкой (рис. 3). Длина фрагмента 8.7 см. Ширина слома 1.4 см, толщина — 0.7 см. Толщина спинки клинка — 0.2 см. Для боевого клинка предмет слишком изящный.

НС-8, по предположению, является фрагментом сломанного клинка стилета. Длина фрагмента 15.5 см. Очертания сечения фиксируются нечетко. Ширина слома — 2.35 см, толщина — 1.3. Для более определенных выводов, как и в предыдущем случае, планируется при дальнейших исследованиях провести рентгенографическую съемку.

В XIII вв. мореходство, особенно морская торговля, как в предыдущие и последующие столетия, была сопряжена с большим риском, не только за счет фактора стихии, но и в связи с расцветом пиратства.8

Пиратство в акватории Черного моря существовало с древнейших времен. Этот феномен был зафиксирован еще в античных источниках. Пиратский промысел в водах Понта был выгодным, исходя их наличия здесь оживленных торговых путей. На период XIII—XV вв. пиратство в регионе представляло собой масштабное и в тоже время сложное явление. Во-первых, в этом контексте необходимо обратить внимание, что наряду с пиратством имело место каперство, которое можно рассматривать не только как социально-экономическое, но и как политическое явление. Во времена Средневековья разница между пиратством и военной деятельностью на поддержку конкретной силы была очень условной. Во-вторых, важным фактом являлась полиэтничность понтийских пиратов. Так, можно говорить про турецких, итальянских, славянских, «заезжих» западноевропейских морских разбойников. Письменные источники, в частности итальянские, греческие и византийские содержат большое количество упоминаний о деятельности пиратов.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо упомянуть и про доминанту силового решения вопросов, характерную для Средне -вековья. Так, любое судно в определенной мере должно было быть подготовленным к потенциальной схватке.

Короткие клинки, представленные в коллекции, соответствовали требованиям абордажного боя. К тому же, длинный кинжал в большинстве случаев соответствовал социальному статусу купцов и моряков. Ножи, о которых шла речь, могли исполнять более прозаические функции повседневного характера.

Таким образом, можно предположить, что вышеописанные предметы являлись личным оружием экипажа судна. Немногочисленность и специфика самих находок подтверждают эту гипотезу.

Дальнейшие исследования затонувшего корабля в Судакской бухте дают надежду на новые находки, которые расширят наше представление о месте оружия в данном комплексе и в жизни средневековых моряков, в общем.

The Center for Underwater Archaeology of the Taras Shevchenko National University of Kyiv has been excavating a medieval Italian ship in the Sudak bay since 1999. The site's deposit is represented by various finds including the weapons as a separate group. It is not numerous, but it is very interesting and demands detailed study.

Список литературы

Блаватский В.Д., Кошеленко Г.А. Открытие затонувшего мира. М.: Изд-во АН СССР, 1963.

Венецианская империя 1200—1670 // Военно-исторический альманах «Новый солдат» №126. / под ред. Киселева В.И., Артемовск, 2002.

Зеленко С.М. Подводная археология Крыма. К.: ИД «Стилос», 2008.

Карпов С.П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII - XV вв.: проблемы торговли. М.: Изд-во МГУ, 1990.

Карпов С.П. Регесты документов фонда Diversorum Filze секретного архива Генуи, относящиеся к истории Причерноморья / В кн.: Причерноморье в средние века. Вып. 3. — М.; СПб., 1998.

Окшотт Э. Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса / Пер. с англ. М.К.Якушиной. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.

Терещенко Д.Г. Средневековые армии итальянских городов // Военно-исторический альманах «Солдат» №66. / под ред. Киселева В.И., Артемовск, 2002.

ШнюковЕ.Ф. Пираты Черного моря. К.: 1995.

Morozova I. Personal belongings made of metal from the Novy Svet shipwreck // Skyllis. Heft 2, 2009, pp. 172—177.

Zelenko S., Dergaciova L. Eine „Geldborse" des 13. Jahrhunderts aus dem Wrack von Novy Svet, Ukraine // Skyllis." Heft 2, 2010, pp. 178-187.

Zelenko S., Waksman S.Y., Teslenko I. Glazed wares as main cargoes and personal belongings in the Novy Svet Shipwreck (13th c. AD, Crimea): a diversity of origins investigated by chemical analysis // Actas del VIII Congreso Internacional de Cerámica Medieval en el Mediterráneo/ Ciudad Real-Almagro del 27 febrero al 3 de marzo de 2006. Tomo II. — Spain 2009. P. 851—856

Примечания

1 Зеленко, 2008, с. 143

2 Блаватский, Кошеленко, 1963, с. 88

3 Карпов, 1990, 1998

4 М0Г070уа, 2009, р. 172-177

5 Zelenko, Dergaciova, 2010, р. 178-187

6 Zelenko, Waksman, Тез1епко, 2009, р. 851-856

7 Терещенко, 2002, с. 6; Кисилев, 2002, с. 8; Окшотт, 2004, с. 385

8 Шнюков, 1995, с. 42-48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.