УДК 72.03
Деревянное зодчество Иркутска: история, классификация и современные проблемы
Аннотация
В данной статье исследуется история и эволюция иркутского деревянного зодчества, акцентируя внимание на ключевых этапах его развития и стилистических особенностях, которые отражают богатое культурное наследие региона. В статье рассматриваются разнообразные декоративные элементы, которые характерны для различных архитектурных стилей, а также влияние социальных, экономических и исторических факторов на формирование городской архитектуры. Статья подчеркивает значимость иркутского деревянного зодчества как важного элемента архитектурного наследия России, анализируя, как различные стили вписались в контекст городской застройки. Кроме того, в статье оглашаются современные проблемы, с которыми сталкивается сохранение этого уникального наследия, включая влияние внешних факторов, городской застройки, а также использование современных строительных материалов и технологий. В итоге статья подчеркивает важность комплексного подхода к сохранению деревянной архитектуры Иркутска для будущих поколений.
Корниенко Елена Сергеевна
Архитектор, ООО «Научно-
исследовательский
проектирования и историко-культурных экспертиз», Москва, РФ. E-mail: [email protected] ORCID: 0009-0004-4402-0983
центр
Ключевые слова
деревянное зодчество, архитектура Иркутска, культурное наследие, декоративное оформление, стилистическое направление.
Wooden architecture of Irkutsk: history, classification and modern problems
Elena S. Kornienko
Architect, «Scientific, Research Center of Planning and Historical and Cultural
Expertise» LLC, Moscow, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
ORCID: 0009-0004-4402-0983
Abstract
This article explores the history and evolution of Irkutsk wooden architecture, focusing on key stages of its development and stylistic features that reflect the rich cultural heritage of the region. The article examines a variety of decorative elements that are characteristic of various architectural styles, as well as the influence of social, economic and historical factors on the formation of urban architecture. The article emphasizes the importance of Irkutsk wooden architecture as an important element of the architectural heritage of Russia, analyzing how various styles fit into the context of urban development. In addition, the article announces the modern problems faced by the preservation of this unique heritage, including the influence of external factors, urban development, as well as the use of modern building materials and technologies. As a result, the article emphasizes the importance of an integrated approach to preserving the wooden architecture of Irkutsk for future generations. Keywords
wooden architecture, architecture of Irkutsk, cultural heritage, decorative decoration, stylistic direction.
Введение
Деревянное зодчество - область архитектуры, обладающая художественной спецификой, которая определяется характером материала (древесины) и строительными приемами. Дерево является прекрасным строительным материалом благодаря сочетанию прочности, легкости, низкой теплопроводности, удобства обработки. Выразительность деревянного
зодчества достигается простыми геометрическими формами (в основе которых лежит модуль, равный длине бревна), естественной фактурой и текстурой дерева, декоративной резьбой и росписью.
Деревянное зодчество Иркутска представляет собой уникальное культурное и архитектурное явление, сформированное в условиях сурового сибирского климата и богатого исторического наследия города. В течение нескольких столетий деревянные дома составляли основу городской застройки, отражая как местные традиции, так и влияния различных архитектурных стилей, таких как классицизм, сибирское барокко, древнерусский стиль и модерн. Эти постройки воплощают в себе высокое мастерство резьбы по дереву и особый художественный язык, который выделяет Иркутск среди других городов России.
Исторически Иркутск был важным торговым, административным и культурным центром Сибири, что способствовало интенсивному строительству деревянных домов с богатой архитектурой. В XVШ-XIX веках город приобрел статус «сибирской столицы», что отразилось и на архитектурных тенденциях. Деревянные постройки, украшенные резными наличниками, колоннами и карнизами, становились неотъемлемой частью городского облика.
В то же время деревянная архитектура Иркутска сталкивается с рядом современных проблем, связанных с сохранением исторического наследия. Старые дома постепенно разрушаются, многие из них теряют свой первоначальный облик из-за реставрационных ошибок, а также не всегда получают должную правовую защиту. Введение в данную тему позволяет понять, что именно делает деревянное зодчество Иркутска таким уникальным, какие стили и элементы преобладают в его архитектуре, а также каковы современные вызовы по его сохранению.
Целью данной научной статьи является анализ истории и классификации деревянного зодчества Иркутска, а также рассмотрение современных проблем, связанных с его сохранением.
Историческая ретроспектива
Развитие деревянного домостроения Иркутска, как важной части сибирской архитектурной традиции, можно условно разделить на три ключевых этапа, каждый из которых характеризуется своими особенностями и влиянием различных факторов:
1. Этап формирования (1660-1770-е гг.).
Иркутск с первых лет основания строился профессиональными мастерами, что изначально задало городской застройке высокий уровень строительного искусства. В 1661 г. на правом берегу Ангары напротив устья Иркута был выстроен Иркутский острог. Вокруг острога стал формироваться посад, в котором, по переписной книге 1698 г., значится 110 домохозяйств. Архитектура иркутских жилых домов XVII - нач. XVIII вв. соответствовала традициям русского деревянного зодчества. В Восточную Сибирь русские первопоселенцы, выходцы в основном из Великого Устюга, Сольвычегодска, Яренска, Пинеги, Переславля-Залесского, принесли характерные особенности, формы и приемы, выработанные и апробированные в близких климатических условиях Русского Севера.
Первые, весьма условные, изображения построек Иркутска имеются на чертеже земли Иркутского города С. Ремезова 1701 г. Жилые дома отличаются от крепостных и культовых сооружений, но их схематичный рисунок не дает информации о форме и конструкциях.
, , п. ш.е . ,
Рисунок 1. Чертеж земли Иркутского города (фрагмент) из «Чертежной книги Сибири» С. Ремезова. 1701 г.1
1 И.В. Калинина, Н.Н. Красная Город и дерево. Архитектура и ремесло. 2013. С. 10
В 1693 году иркутский воевода князь Гагарин построил новый острог с большим воеводским домом, состоявшим из пяти парадных помещений, называемых горницами. Три из них находились на жилых подклетах, то есть фактически были двухэтажными. Одна из горниц служила столовой, отличавшейся просторными размерами для проведения торжественных трапез с гостями, что соответствовало укладу жизни воеводы. Еще две горницы располагались на теплых помещениях, называемых «омшеники», которые использовались для хозяйственных нужд. В доме также были коморка и две бани. Высота этих помещений варьировалась. Горницы соединялись между собой сенями, а над одной из них и сенями возвышалась башня — повалуша, где проводились пиры и принимали гостей. Комплекс дополнялся крыльцами, переходами и различными формами крыш, что придавало строению вид роскошного древнерусского терема. Воеводский двор, несомненно, был самым представительным и красивым жилым строением города, но основная масса жилой застройки состояла из деревянных рядовых строений [Калинина, Красная 2013].
Развитие пространственной структуры деревянного жилья как в городской, так и в сельской местности начиналось с единичного прямоугольного сруба и осуществлялось путем развертывания многосрубных конструкций [Дементьев 2021]. Городские дома этого периода в целом походили на деревенские избы, формы и конструктивные приемы которых дошли до наших дней в архаичных сельских постройках. Быт иркутских горожан имел мало принципиальных отличий от быта сельского населения. Избы строились по довольно простой и рациональной схеме - бревенчатый сруб типа клеть, пятистенок или связь, перекрытый двухскатной крышей на потоках, самцах и курицах.
Рисунок 2. Клеть2 Рисунок 3. Пятистенок3
Рисунок 4. Связь4
Рисунок 5. Конструкция самцовой кровли5
2 Составлено автором
3 Составлено автором
4 Составлено автором
5 Знаковая система гражданской деревянной архитектуры России // Глава I. Функции орнамента. URL: https://deziiign.ru/books/project/e919213d200040ee84d89940cec20359 (дата обращения 18.11.2024)
Предельно лаконичная постройка не имела никаких украшений. Пластика фасадов деревянного дома была задана ритмом бревенчатых стен, переходящих на торцовом фасаде в бревенчатый же щипец, не оставляющий места для расположения декоративных элементов. Декоративно оформлялись лишь конструктивные элементы. Окна в этот период еще не обрамлялись наличниками и располагались на фасадах довольно произвольно. В основном это были волоковые окна.
Рисунок 6. Волоковое окно, 2024 г. Из архива ООО «НИЦ ПИИКЭ»
Первым шагом к изменению композиции фасада было устройство колодчатых окон, которые начинают появляться у более зажиточных горожан. И колодчатые, и волоковые окна существовали одновременно и бессистемно располагались на фасадах в зависимости от потребностей домовладельца. Применение колодчатых окон позволило значительно увеличить величину оконного проема. На бревнах, стесанных в местах примыкания колод, начинают появляться зачаточные признаки плоскостного декоративного оформления фасада в виде скромной треугольной порезки или плоско-выемчатой насечки. Постепенно колодчатые окна обзаводятся ставнями.
В 1731 году Иркутск становится административным и торговым центром провинции, что существенно повышает его значение. С середины XVIII века иркутские купцы начинают осваивать северные моря, такие как Охотское и Берингово, и развивают морскую торговлю и промыслы. Это приводит к быстрому росту и изменению городской застройки. Особенно заметные изменения происходят в храмовой архитектуре: вместо деревянных шатровых церквей строятся каменные храмы с богато украшенными фасадами, что отражает появление стиля «сибирское барокко». В гражданской архитектуре
также начинается новый этап — жилые дома постепенно начинают приобретать городские черты, уходя от сельского стиля [Калинина, Красная 2013].
Переворот в архитектуре городского жилища вызвало появление пиленых материалов, что повлекло за собой замену самцовой конструкции крыши на стропильную. Вместо массивных бревен стали использовать дощатые щипцы, что дало возможность создавать фронтоны и новую фасадную композицию. Пропорции строений также изменились: сруб стен теперь был отделен от крыши и стал играть главную роль в композиции здания. Одновременно с более пологой, утратившей с торца значительные выносы, двухскатной кровлей стала применяться конструкция четырехскатной крыши с вальмами.
Теперь в четко очерченном пространстве стены важную роль начинают играть оконные проемы. Их расположение, размеры и пропорции на фасадах изменились, и вместо маленьких волоковых окон начали использовать более крупные окна. Двухосная композиция фасадов постепенно уступила место трехосной, ставшей традиционной. Примерно в этот период на окнах появляются простые наличники, сначала в виде досок, закрывающих щель между бревнами, которые со временем приобрели более декоративные элементы, например городчатую порезку.
Для иркутской городской жилой застройки середина XVIII в. стала временем великого перелома. Появление новых строительных технологий в обработке леса, начало профессионального обучения архитектуре, вытеснение сельского образа жизни, изменение социального статуса многих горожан, использование оконного стекла и листового железа и другие немаловажные факторы привели к формированию новых форм и приемов в архитектуре. Жилая застройка приобретает городской характер. Отказ от самцовых кровель и появление колодных окон открыли дорогу использованию новых элементов архитектуры - карнизов, фронтонов, балконов с ограждением в виде балясин, наличников и т.д. В середине XVIII в. складываются композиционные и планировочные приемы городского дома, которые впоследствии станут традиционными. Исследователи деревянного зодчества Сибири склоняются к тому, что жилые дома часто устраивались на подклетах, нежилых нижних этажах под верхними жилыми помещениями.
Важным элементом в планировке дома была вышка или чердак — летнее помещение, которое в упрощенной форме трансформировалось в верхний ярус сеней в обычных жилых домах. Часто в стенах вышки делались арочные проемы.
В XIX веке вышки превратились в светелки с остекленными окнами, ставшие характерной чертой иркутских домов. Другая форма развития вышки — балкон на втором этаже сеней, расположенный под фронтоном с торцевой стороны. Этот типично городской элемент сохранился в ряде поздних построек, выполненных в традициях второй половины XVIII века. Нарядные входные группы стали оформляться более детально: сени с высоким крыльцом, над которым располагался балкон на консолях, соединялись в единую композицию с двускатной крышей над фронтоном.
2. Этап расцвета (1770-1870-е гг.).
В этот период деревянное зодчество Иркутска переживает пик своего развития. Во второй половине XVIII в. архитектура жилых домов начинает изменяться, попадая под влияние крупных градостроительных мероприятий, которые проводятся по всей России. В Иркутске складывается своеобразный, исконно сибирский тип жилого дома [Барановский 2002].
Профессиональные архитекторы А.Я. Алексеев и А.И. Лосев, неразрывно связанные с общим ходом развития русской архитектуры, способствовали привнесению в иркутское деревянное зодчество архитектурных стилей барокко и классицизма. Барочное стилистическое направление нашло отражение в основном в культовой архитектуре. В частном деревянном домостроении более полстолетия господствовал классицизм. Этот период расцвета архитектуры русского классицизма находит в городе широкое отражение.
В 1792 г. Екатерина II утверждает генеральный план Иркутска, который установил параметры для городской застройки и обеспечил ее архитектурно-стилевую целостность. К плану прилагались проекты, по которым надлежало строить частные дома.
Рисунок 7. Генеральный план Иркутска 1792 г.6
В градостроительных регламентах, утвержденных иркутским губернатором 14 марта 1811 г., особое внимание уделялось фронту уличной застройки. Он должен был сформироваться из стилистически единых домов, возводимых исключительно по образцовым проектам. Все хозяйственные строения предписывалось размещать только со стороны двора.
Изначально образцовые проекты использовались только в качестве рекомендуемого примера и не являлись непреложным практическим руководством к строительству. Чертежи фасадов таких домов давали лишь приблизительное представление о желаемой системе декоративного оформления. При этом, соблюдая основные принципы композиции и стиль, фасады строящихся зданий адаптировали под требования заказчика, предпочтения архитектора и местные условия. Такой подход позволял создавать различные варианты фасадов даже у домов одного типа.
Однако позже на основании принятия принципов регулярности генерального плана происходит ужесточение регламентов. Упорядочение застройки усилило значение уличного фасада дома, требуя придания ему парадного вида, гармонирующего с общим обликом улицы. Большое значение приобрело строгое расположение и размеры оконных проемов, которые стали ключевыми элементами фасадной композиции. Важными стали также пропорции
и масштаб фасада, определяемые соотношением стен и окон, а также размером надоконного и подоконного пространств. Для соблюдения этих стандартов были разработаны более конкретные правила строительства жилых домов.
Привнесению новых мотивов в деревянную архитектуру немало способствовало и развитие в городе каменного строительства. Период с 1770-х по 1810-е гг. является эпохальным, переломным для деревянной архитектуры. В деревянном жилом доме, где ранее основная роль отводилась форме, начинает широко применяться декоративное убранство фасадов.
Еще в XVIII веке внедрение стропильных конструкций крыши и отход от традиционной древнерусской самцовой кровли позволили применять элементы классической ордерной архитектуры, такие как карнизы, фронтоны, мезонины и балконы. Эти детали, выполненные в дереве, органично вписывались в конструктивную основу здания. Однако стилевые элементы, активно внедряемые с 1810-х годов, начали придавать фасадам более декоративный, аппликативный характер, несколько нарушая гармонию общей композиции.
С приходом классицизма в деревянной городской архитектуре стали доминировать прямые линии и геометрические узоры, такие как сухарики, зубчики, полочки и другие подобные элементы. Орнаментальные мотивы также изменились: древние узоры вроде резной «веревочки» или треугольных насечек, часто встречающиеся в сельской архитектуре, уступили место классическим греческим ионикам. Ранее скромный карниз с городчатым узором заменили на более крупный профилированный карниз с ложными модульонами, а углы здания начали декорировать лопатками, напоминающими каменный цепной руст.
В 1820-1840-е годы было издано еще несколько регламентирующих указов и руководств по строительству с альбомами фасадных чертежей. Однако ни один из них не получил такого влияния, как образцовые фасады 1809-1812 годов. Указ 1828 года сосредоточился в основном на корректировке пропорций домов и конструкции крыш.
В середине XIX века Иркутская губерния пережила экономический подъем благодаря золотодобыче, особенно активной с развитием Ленской золотопромышленности в 1850-х и её пиком в 1870-х годах. Этот период стал «золотым веком» Иркутска, так как многие прииски принадлежали местным купцам. Экономический рост и растущее влияние иркутского купечества
ослабили влияние государственных строительных регламентов. Была отменена обязательность стиля городских зданий, вскоре сняли ограничения по этажности деревянных строений, и с 1864 года стало разрешено строить двухэтажные деревянные дома с пониженными этажами или мезонинами. В Иркутске строительные правила не всегда строго соблюдались, и в городе появились дома, чьи дворовые части были трехэтажными. Размеры деревянных жилых домов увеличились, а фасады часто вытягивались вдоль улиц, становясь пяти-или семиоконными [Калинина, Красная 2013].
Развитие торговых связей, обогащение купечества и укрепление административного статуса города способствовали росту деревянного строительства. Происходит активное освоение таких архитектурных стилей, как классицизм и барокко, которые адаптировались к дереву. Появляются сложные элементы декора: резные карнизы, наличники, фронтоны. Иркутские деревянные дома приобретают черты городской архитектуры с отчетливым влиянием европейских тенденций, но сохраняют уникальные черты сибирского зодчества.
3. Этап зрелости (1870-е-1910-е гг.).
Летом 1879 г. выгорела почти вся центральная часть города из-за пожара. Сгорело 86 каменных и 1684 деревянных жилых дома.
3 февраля 1859 г. было утверждено Положение об управлении строительной и дорожной частями в Восточной Сибири. Тогда же при Иркутском губернском управлении создали местное строительное отделение, отвечавшее за контроль за возведением построек в городе. Активная работа этого отделения началась после большого пожара. За период с 1879 по 1918 год было выдано около 5 500 разрешений на строительство, реконструкцию или ремонт зданий, большинство из которых касалось деревянных жилых домов. К разрешению на строительство прилагались чертежи: ситуационные схемы, поэтажные планы, разрезы и фасады дома.
Чертежи фасадов были условными и служили для общего понимания композиции. Сравнение реализованных проектов показало, что заказчики сохраняли свободу выбора в украшении фасада. Иногда в проекте указывались общие формы наличников и расположение лопаток и фриза, однако орнамент и декоративные элементы выполнялись плотниками и резчиками, исходя и з пожеланий конкретного домовладельца.
После пожара методы строительства начали быстро развиваться и совершенствоваться. Застройка города осуществлялась по унифицированным
проектам, выдаваемым строительным отделением, что привело к появлению одно- и двухэтажных доходных домов «повторного проектирования» в центральной части города. Это позволило стандартизировать строительные материалы, конструкции и архитектурные детали, значительно ускоряя темпы застройки. Ажурный декор, характерный для иркутского деревянного зодчества, возник именно после пожара и наиболее ярко проявился в начале ХХ века. Усиленная декоративность деревянных зданий в этот период была вызвана не только общими стилевыми изменениями в российской архитектуре, но и необходимостью типизации планировок для массовой застройки выгоревших кварталов. Это компенсировалось стремлением к высоким эстетическим и художественным качествам городских построек. В строительстве применяли бревна и доски стандартных размеров, а унификация оконных проемов позволила расширить и ускорить изготовление наличников, увеличив их разнообразие.
В последней четверти XIX века в городской архитектуре произошли изменения в стилистических предпочтениях: формы ампира уступили место мотивам, вдохновленным древнерусским искусством. В это же время в Иркутске были возведены крупные общественные здания в ропетовском стиле, также известном как стиль модерн.
Сформировался новый тип жилого здания — доходный дом, обычно представляющий собой крупное одно- или двухэтажное строение, предназначенное для сдачи жилья в аренду. В таких домах предусмотрено несколько квартир, каждая с отдельным входом. В отличие от традиционного иркутского дома на одного хозяина, доходные дома имеют удлиненный уличный фасад и парадный вход, что меняет привычные объемы и пропорции.
Ключевую роль в новом стиле оформления фасадов доходных домов сыграло внедрение техники пропильной резьбы, которая с 1880-х годов стала основным элементом декора иркутских жилых домов. Пропильная резьба позволила быстро украсить фасады и придать городу более нарядный облик, характерный для эпохи эклектики.
В начале ХХ века популярность приобрели изящные и сложные узоры, отличающиеся утонченностью и мелкими деталями, графически продуманными и четко завершенными, объединяющимися в цельную композицию. Для фасадов того времени характерна гармония графически линейного декора и растущей декоративности орнамента. В отделке деревянных домов усилилось влияние
каменной архитектуры. В отличие от первой половины ХХ века, когда каменные формы имитировались в дереве точно, в этот период деревянное зодчество начинает использовать стилизованные каменные элементы, эклектично сочетающиеся с бревенчатыми стенами или ажурной пропильной резьбой.
На этапе «зрелость» деревянное зодчество Иркутска достигает высокого уровня мастерства и художественного разнообразия. Архитекторы и мастера дереворезного дела достигли такого уровня, когда каждый дом мог стать уникальным произведением искусства. Именно в этот период Иркутск становится известным своими деревянными домами, украшенными изысканной резьбой и сложными декоративными элементами, такими как наличники, декоративные фризы и фронтоны. Этот период также характеризуется большим разнообразием планировок и форм [Калинина, Красная 2013].
Классификация
Декоративное оформление деревянных домов Иркутска характеризуется разнообразием стилистических решений, отражающих исторические и культурные влияния разных эпох. Каждый дом несет в себе отпечаток своей эпохи, смешение традиций и вкусов, которые оставили свой след в архитектуре города. Стиль и декор деревянных фасадов, оконных наличников и других элементов не только украшают здания, но и рассказывают о тех культурных течениях и эстетических предпочтениях, которые были актуальны для Иркутска в различные исторические периоды. В целом декоративное оформление деревянного дома со второй половины XIX в. лишь весьма условно может быть причислено к тому или иному стилю. Выделим следующие стилистические направления:
1) Сибирское барокко;
2) Классицизм;
3) Древнерусский стиль;
4) Модерн.
Сибирское барокко
Под сибирским барокко обычно подразумевают храмовую архитектуру Сибири XVIII века, однако в Иркутске сохранилось множество деревянных домов, фасады которых украшены резными наличниками, представляющими собой две встречные волюты и центральный элемент - акротерий, а также другими
декоративными элементами, характерными для этого стиля [Меерович 2014]. Эти дома, несмотря на светское назначение, несут на себе черты сибирского барокко в виде сложных орнаментов, симметрии и динамичных форм, адаптированных к деревянному зодчеству. Наличники, карнизы и фронтоны таких домов отличаются богатой резьбой и декоративностью, что создает визуальную связь с церковной архитектурой того времени, но при этом сохраняет уникальные черты, характерные для жилой городской застройки Иркутска. Декоративное убранство выражалось прежде всего в оформлении наличников [Барановский 2002]. Деревянная резьба имитирует элементы барочных форм и дополняет архитектурный облик города, отражая гармоничное слияние религиозной и гражданской архитектуры. Одним из ярких примеров сибирского барокко являются волютообразные наличники, они появились под влиянием каменной архитектуры барокко, переплетенной с прикладным искусством этого же стилистического направления и переработанной местными профессиональными резчиками в соответствии с традициями иконостасного искусства.
Самобытная форма волютообразного наличника достаточно многообразно и широко представлена в городе, особенно в центральной исторической части.
Более широко распространены наличники с встречающимися волютами, между которыми располагается центральный элемент - акротерий. Акротерий является главным композиционным элементом барочного наличника. Для его развитой формы характерен скульптурный объем, сочетающий глубинность разного порядка.
Большое внимание уделяется контуру, или силуэту, сандрика. Иногда он делается почти горизонтальным из двух лежачих волют, в другом варианте это высоко приподнятые волюты, образующие упругий динамичный силуэт. Сложное ступенчатое очертание верха наличника как бы противопоставляется геометрически четкой горизонтальной или пологой лучковой линии перемычки окна. Этот прием отделяет трехмерную резную композицию наличника от стены и акцентирует его декоративное звучание. Таким образом, наличники становятся самостоятельным и законченным художественным произведением.
Высокая лобань наличника декорировалась композициями барельефной резьбы, растительный орнамент которой был заимствован из иркутских иконостасов. Для барочных наличников характерна накладная моделированная
резьба, имитирующая глухую рельефную. Она не подвержена сколам, поэтому отличается изощренным узором с круто изогнутыми стеблями, множеством остролистных лепестков и утонченных завитков.
Подоконная часть в иркутских наличниках является второстепенным элементом, так как все внимание сосредоточено на оформлении верхней части.
Таблица 1. Виды барочных наличников7
Сибирское барокко в Иркутске представляет собой уникальное явление, которое воплотило в себе синтез европейских барочных традиций и местного сибирского деревянного зодчества. Иркутское сибирское барокко отличается использованием дерева как основного строительного материала, что позволило создать выразительные и детализированные архитектурные формы, придающие зданиям изящество и гармонию. Влияние барокко заметно не только в сложной резьбе, но и в общей симметрии и пропорциях построек, что создавало уникальный облик городской застройки. С течением времени архитектурный ландшафт Иркутска подвергался изменениям, однако многие деревянные дома и церкви, выполненные в стиле сибирского барокко, сохранились до наших дней, став ценным элементом культурного наследия города.
Классицизм
«Деревянный классицизм» - стиль, имитирующий в дереве формы каменной архитектуры классицизма. Игнорирование свойств древесины и замена традиционных для деревянного зодчества приемов на элементы, присущие каменной архитектуре, стало одной из ключевых черт проектов эпохи классицизма. Фасады зданий получили симметричную компоновку, где осевая линия акцентировалась фронтоном или ризалитом. Вертикальное деление фасадов выполнялось по канонам классического ордера с трехчастной композицией. Цокольный уровень выделялся горизонтальной тягой, продолжающей линию подоконников, а гладкие оштукатуренные стены завершались неполным антаблементом. Фронтоны превратились в декоративное оформление крыши. Отличительный признак деревянного классицизма - горизонтальное членение поля стены за счет карниза с отделением верхней части в виде фриза. Эти элементы классицистической ордерной архитектуры, скорее всего, были привнесены в Иркутск в первой половине XIX в. образцовыми проектами жилых и общественных зданий. Классицизм отличался стремлением к простоте, строгим формам и симметрии. В деревянной архитектуре Иркутска это проявлялось в планировке домов с равномерным распределением окон и дверей на фасаде. Фасады деревянных домов в стиле классицизма были четкими, с правильными пропорциями и упорядоченной структурой.
Для классицизма характерны следующие композиционные признаки:
а) трехчастное деление фасада;
б) осевая композиция;
в) наличие прямолинейных профилей и тяг;
г) четкая фиксация цоколя, поля стены и антаблемента путем их
декорирования [Асманкина, Меерович 2013].
Рисунок 8. Оформление фасада в стиле классицизм.
Ул. Каландаришвили, 7. Из архива ООО «НИЦ ПИИКЭ»8
В арсенале пластических приемов, использованных мастерами деревянного классицизма Иркутска, важную роль играла акцентировка наличников. Они не только обрамляли окна, но и служили главным декоративным элементом фасадов, подчеркивая центральные части зданий и добавляя выразительность простым деревянным конструкциям. Через детализацию и резьбу мастера создавали ощущение глубины и ритмичности на фасадах домов. Создатели образцовых фасадов 1838-1854-х гг. в качестве средств декоративного оформления использовали такие элементы, как рамочный, щипцовой и лучковые наличники, заимствованные из флорентийских и венецианских палаццо эпохи ренессанса. В арсенале пластических приемов иркутского деревянного классицизма также присутствует акцентировка наличников:
Рамочный наличник - наличник, не имеющий в завершении сандриков, а выполненный наподобие рамки вокруг окна. Возникли такие наличники под влиянием каменных архитектурных форм.
Эта группа наличников имеет несколько модификаций в зависимости от очертания оконного проема, рамочного обрамления, наличия или отсутствия угловых выступов или стилизованной подоконной тумбы. Более распространены прямоугольные окна, или окна с незначительно выгнутым лучковым верхом, которые обрамлены рамочным наличником. Наиболее простая из них опоясывает окно по периметру и имеет уширение либо всех углов, либо только верхних. Зачастую центральная ось подчеркнута накладным элементом, имитирующим замковый камень. Иногда подоконная доска выполнена как профилированный карниз, на который упираются боковые стойки.
Простая форма рамочных наличников с четкой геометрией выступающих углов хорошо контрастировала с бревенчатым фоном стены и была гармонична с обшивкой, имитирующей каменный руст.
Таблица 2. Оформление рамочных наличников9
Треугольный (щипцовый) наличник. В основе наличника лежит полуфронтон с прерванной посередине горизонталью основания и дополненный плечиками. Щипцовые наличники часто декорируются по лобани накладной
пропильной резьбой. Обычно растительный орнамент вписан в треугольный тимпан, иногда по центру располагается пропильная розетка. Распространены также контурные филенки и накладные квадры.
Таблица 3. Оформление треугольных (щипцовых) наличников10
Лучковый наличник является одним из самых лаконичных и простых. Предполагается, что сформировался он из горизонтального как отклик на изменение очертания верхней притолоки оконной коробки, которая получила пологий лучковый изгиб. В настоящее время, лучковой изгиб окон, характерный для традиционного деревянного зодчества, всё чаще заменяется на прямоугольный, что связано с экономическими причинами. Прямоугольные оконные конструкции массово доступны, а их монтаж требует меньше усилий и затрат, что делает их популярными при ремонте и реставрации старых зданий.
Лобань лучковых наличников зачастую украшается накладной пропильной резьбой, но редко имеет подзон в оформлении сандрика. Элемент декорации, свойственный этому типу наличников, - резное, кружевное очелье над сандриком.
Таблица 4. Оформление лучковых наличников11
Прямоугольные наличники. Изначально такой наличник состоял из прямолинейного карниза и двух досок. В декоративном оформлении такого наличника используются элементы классицизма - пояски из резных ионик, кронштейны в виде акантового завитка, розетки, барельефный накладной растительный орнамент, пересекающиеся кольца, раковины и др. Композиция наличника уравновешена, оформление очень сдержанное, каждый элемент занимает положение, соответствующее архитектурной тектонике: кронштейны поддерживают вынос карниза, узкие орнаментальные пояски в местах перехода от одной формы к другой.
Все типы оконных наличников строятся по одному конструктивному приему. Наличник окна состоит из следующих конструктивных элементов: подвышение (лобань), завершенное сандриком, боковые стойки, подоконная часть (фартук) и ставни. Каждая часть, в свою очередь, может быть как простой, так и многослойной, насыщенной декоративными элементами: очельем, ушами, кронштейнами, рюмочками, подвесками и др.
Конструктивное решение верхней части наличника разделяется на два типа:
1) Боковые стойки играют роль опор для сандрика и акцентируются вверху различными декоративными элементами. Они значительно возвышаются над оконной коробкой, и пространство между ними забирается плотно подогнанными широкими досками. Нижняя доска повторяет очертание верхней колоды и примерно соответствует ей по высоте. Следующая, обычно несущая все декоративные элементы, выполняется из очень широкой доски. Возможно решение, когда лобань набирается из более узких досок, но настолько тщательно подогнанных друг к другу, что швы едва можно различить.
2) Боковые стойки и верхняя доска соответствуют оконной коробке, а подвышение выполняется из длиной и широкой доски, которая располагается над боковыми стойками.
Основная часть деревянных домов Иркутска выполнена в стиле классицизма, что делает его доминирующим направлением в архитектурном облике города в XVNI-XIX веках. Этот стиль, пришедший из европейской архитектуры, нашел особое воплощение в деревянном зодчестве Сибири и был адаптирован под местные условия и строительные традиции.
Модерн
В начале XX в. в Иркутск приходит модерн. Стиль модерн в Иркутске представлен в дереве всего лишь в нескольких примерах, не представляет собой массового явления. В основном он отразился в композиционном построении фасадов, изменении пропорций, форм и ритма расположения оконных проемов.
Планы зданий в стиле модерн формировались свободно, что было одним из ключевых отличий этого стиля от более строгих классических архитектурных направлений. В деревянном зодчестве Иркутска это выразилось в том, что расположение помещений в домах подчинялось функциональным требованиям и удобству, а не канонам симметрии и стандартной планировки. Архитекторы стремились к тому, чтобы каждый элемент здания служил своей цели, создавая более гибкие и нестандартные пространства.
Для иркутского деревянного модерна характерен очень скромный декор, в котором отсутствует ажурный пропильной орнамент и используются крупномасштабные накладные элементы. На фасадах на первый план выступает ритмика расположения проемов, декора, вертикальных и горизонтальных членений.
Оконные проемы в домах этого стиля имели разнообразные формы: от традиционных прямоугольных до овальных, лучковых или даже асимметричных. Такое разнообразие оконных конструкций придавало фасадам зданий живописность и динамику. Окна становились важным элементом композиции, усиливая общее впечатление от фасада.
Одним из примеров таких зданий является объект культурного наследия федерального значения «Усадьба Сукачева», расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Декабрьских событий, 112. Здание представляет собой двухэтажный деревянный объем с чуть пониженным
двухэтажным пристроем и каменным одноэтажным пристроем со стороны северо-западного угла здания. Фасады имеют композиционное членение высоким фризом, венчающим карнизом и широким межэтажным поясом. Фронтоны треугольные, с резными причелинами, полотенцами и ажурными вставками, выполненными по восточным мотивам в виде стилизованных цветов и драконов. Свесы крыш закрывают резные подзоры. Оконные проемы прямоугольные, на восточном фасаде в уровне второго этажа выделяется окно с треугольным верхом. Окна декорированы прямыми наличниками с ушками, с криволинейным сандриком в монгольском стиле над гладкой невысокой лобанью.
Рисунок 9. Усадьба Владимира Платоновича Сукачёва, 1890-1900 гг.13
Рисунок 10. Улица Декабрьских Событий, дом № 112. Основной дом. Фрагмент дворового фасада, 1976-1981, Россия, Иркутская область,
Иркутск14
13 Усадьба Владимира Платоновича Сукачёва // PastVu [Электронный ресурс] URL: https://pastvu.eom/p/1005912 (дата обращения 18.11.2024)
14 Улица Декабрьских Событий, дом № 112. Основной дом. Фрагмент дворового фасада // PastVu [Электронный ресурс] URL: https://pastvu.com/p/2088950 (дата обращения 18.11.2024)
Древнерусский стиль
В последней четверти XIX в. в городской архитектуре происходит изменение стилистических направлений, формы ампира сменяются мотивами, заимствованными из древнерусского искусства. Древнерусский стиль в архитектуре — это условное название, которое применяется к декоративным и стилистическим элементам, воспроизводящим мотивы древнерусского искусства и культурных традиций дохристианской Руси. В контексте деревянного зодчества Иркутска этот стиль ассоциируется с возрождением архаических форм и символов, относящихся к славянским языческим верованиям и древним традициям резьбы по дереву. Этот стиль декора отражает обрядно-мифологические представления наших предков, связанные с земледельческим культом. Он содержит архаические знаки солнца, воды, семян, поля, прорастающих растений и т.п. Все они объединены в единую смысловую систему и предстают перед нами в логически упорядоченном виде.
Таблица 6. Оформление наличников в древнерусском стиле15
Следует также отметить особенность декоративного оформления иркутской деревянной архитектуры, заключающуюся в уникальном сочетании нескольких архитектурных стилей. Такое смешение позволяет увидеть на фасадах домов элементы, характерные для классицизма, барокко, модерна и древнерусского стиля гармонично объединенные в единую композицию. Этот
синтез стилей придает зданиям особую выразительность и подчеркивает многослойность культурного наследия Иркутска, отражая влияние разных исторических периодов и местных традиций.
Рисунок 11. Ул. Либкнехта, 36. Пример объединения стилей классицизма
и барокко16
Рисунок 12. Ул. Либкнехта, 24. Пример объединения древнерусского стиля
и классицизма.17
16 Составлено автором по результатам фотофиксации, выполненной в мае 2024 г.
17 Составлено автором по результатам фотофиксации, выполненной в мае 2024 г.
Современные проблемы
Деревянное зодчество Иркутска отличается богатой историей и разнообразием архитектурных форм, представляя уникальное культурное наследие Сибири. Однако на сегодняшний день многие из этих старинных жилых домов находятся требуют комплексной реставрации и должного ухода.
В статье упоминалось выше про изменение формы оконных проемов с лучковой на прямоугольную, в связи с простотой в изготовлении и установке. Прямоугольные оконные конструкции массово доступны, а их монтаж требует меньше усилий и затрат, что делает их популярными при ремонте и реставрации старых зданий. Тем не менее, такие изменения часто нарушают эстетическую целостность зданий, исторически лучковые окна являлись важной декоративной и архитектурной деталью. Подобные замены приводят к утрате аутентичности и искажают облик зданий, сюда можно и отнести замену деревянных оконных проемов на современные пластиковые. Пластик имеет менее привлекательный внешний вид по сравнению с обработанным деревом, это снижает визуальную привлекательность объекта и уменьшает его культурную ценность в глазах общественности. Установка таких оконных проемов значительно экономит средства и является более легкой в установке и дальнейшем уходе, в связи с этим возможно устанавливать окна с исторической расстекловкой и имитацией рамы под дерево. Современные дверные проемы, обшивка фасадов новыми материалами также влияют на восприятие исторических зданий.
Таблица 7. Современные проблемы18
Заполнение оконного проема, сохранившего форму и исторический материал
Современное заполнение оконного проема
Современное заполнение дверных проемов
Современные надстройки
Деревянные конструкции подвержены влиянию влаги, грибков, насекомых и особенно страдают от пожаров, причем их старение и разрушение идут быстрее, чем у кирпичных сооружений. Грибок и насекомые могут проникать в древесину изнутри, распространяясь наружу, что требует дополнительных защитных мер для сохранения этих объектов.
На сегодняшний день большинство исторических зданий, построенных и з дерева, нуждаются в дополнительных мерах по сохранению. Среди таких мер особую важность приобретает интеграция инженерных систем, таких как отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха и системы пожаротушения. Эти системы необходимы для обеспечения пожарной безопасности и создания благоприятного микроклимата, что способствует защите как самих конструкций, так и внутреннего интерьера, обеспечивая долгосрочную сохранность деревянных сооружений.
Заключение
В настоящей работе проведен обзор истории развития деревянного зодчества Иркутска, обозначены ключевые этапы его эволюции, а также основные стилистические и архитектурные изменения, произошедшие в разное время. Анализ позволил выделить значимые особенности, присущие каждому периоду, и раскрыть уникальное сочетание стилевых направлений, характерных для местного деревянного декора.
Деревянное зодчество Иркутска представляет собой уникальный архитектурный пласт, демонстрирующий богатую историю и культурное разнообразие региона. Архитектурное развитие города началось с простых деревянных построек и со временем достигло высокого уровня декоративного мастерства, отразив в себе влияние различных культурных традиций. Особенности декоративного оформления, сочетание разных стилистических направлений и глубокое влияние местных ремесленных традиций делают иркутские деревянные дома важным объектом исследования.
В работе также освещены актуальные проблемы сохранения иркутского деревянного зодчества, которые касаются не только физического износа зданий, но и влияния внешних факторов — от воздействия окружающей среды до несоответствующих вмешательств. Таким образом, сохранение иркутского деревянного зодчества требует комплексного подхода, включающего не только реставрационные работы, но и создание благоприятных условий для защиты памятников от неблагоприятных факторов.
Список литературы
1. Асманкина В.А., Меерович М.Г. Классицизм в деревянной гражданской архитектуре Иркутска XIX века (балясины, пилястры, лопатки). Часть I // Архитектон: известия вузов. 2013. № 44. С. 102-118.
2. Барановский Е. О типологии жилых домов Иркутска // Научно-популярный иллюстрированный журнал «Земля Иркутская». 2002. № 2 (19). С. 46.
3. Барановский Е. Типология элементов декора фасадов и интерьера иркутских домов // Научно-популярный иллюстрированный журнал «Земля Иркутская». 2002. № 1 (18). С. 23-29.
4. Дементьев Д.А. Особенности развития жилого деревянного зодчества России: средние века - конец XX века // AMIT. 2021. № 1 (54). С. 43-61.
5. Калинина И.В., Красная Н.Н. Город и дерево. Архитектура и ремесло / И. В. Калинина, Н. Н. Красная; [фот. И. Ю. Бержинского, Б. В. Дмитриева]; Фонд "Иркутская слобода". Иркутск: Агенство "МаиР", 2013.
6. Меерович М.Г. Стили декора деревянных иркутских домов // Баландинские чтения. 2014. №1. С. 171-177.
References
1.Asmankina V.A., Meyerovich M.G. (2013) Klassitsizm v derevyannoy grazhdanskoy arkhitekture Irkutska XIX veka (balyasiny, pilyastry, lopatki). Chast' I // Arkhitekton: izvestiya vuzov. No. 44. Р. 102-118.
2. Baranovskiy E. (2002) O tipologii zhilykh domov Irkutska // Nauchno-populyarnyy illyustrirovannyy zhurnal «Zemlya Irkutskaya». No. 2 (19). р. 4-6.
3. Baranovskiy E. (2002) Tipologiya elementov dekora fasadov i inter'yera irkutskikh domov // Nauchno-populyarnyy illyustrirovannyy zhurnal «Zemlya Irkutskaya». No. 1 (18). Р. 23-29.
4. Dement'yev D.A. (2021) Osobennosti razvitiya zhilogo derevyannogo zodchestva Rossii: sredniye veka - konets XX veka // AMIT. No. 1 (54). Р. 43-61.
5. Kalinina I.V., Krasnaya N.N. (2013) Gorod i derevo. Arkhitektura i remeslo / I. V. Kalinina, N. N. Krasnaya; [fot. I. Yu. Berzhinskogo, B. V. Dmitriyeva]; Fond "Irkutskaya sloboda". Irkutsk: Agenstvo "MaiR".
6. Meyerovich M.G. (2014) Stili dekora derevyannykh irkutskikh domov // Balandinskiye chteniya. No. 1. Р. 171-177.