УДК 72.03-335(571.12)
В. И. Семенова
доктор культурологии, профессор
Тюменский государственный институт культуры, Тюмень, Россия
E-mail: [email protected]
ДЕРЕВЯННОЕ КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО ТЮМЕНИ В XVII ВЕКЕ
Русское деревянное зодчество постоянно привлекает внимание ученых разных специальностей - историков, архитекторов, искусствоведов. В Сибири, несмотря на малочисленность источников (редкие сохранившиеся церкви), ведутся исследования деревянных культовых построек в русских городах, основанных при освоении края в XVI - XVII вв., а также археологических и изобразительных материалов. Источником для данной работы послужил чертеж Тюмени конца XVII в., на котором изображены шесть церквей и две часовни. В статье поставлена цель представить графические реконструкции внешнего вида деревянных храмов Тюмени, первого русского города в Сибири, и провести их типологию, разработанную в ХХ в. И. Э. Грабарем, Ф. Ф. Горностаевым и другими исследователями для деревянных русских церквей. Из представленных на чертеже культовых построек только одна клетская, остальные шатровые. Среди последних есть «шатер на квадрате четверика», шатровые храмы-столпы, ярусные. Самая ранняя тюменская соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы также шатровая, но имеет более сложную трехчастную конструкцию - восьмерик в центре с двумя прирубами-приделами с севера и юга. Ее изображение на плане повреждено, но о ней можно судить по чертежам первого сибирского архитектора С. У. Ремезова. Проведенное исследование показало, что все тюменские храмы связаны с общей русской традицией деревянного культового зодчества, в частности северных регионов. Строительство шатровых храмов было запрещено в серединеXVII в., но в Сибири и на Русском Севере эта традиция сохранялась долго.
Ключевые слова: деревянное культовое зодчество, Тюмень, деревянные церкви, клетские церкви, шатровые церкви, XVII век
Для цитирования: Семенова, В. И. Деревянное культовое зодчество Тюмени в XVII веке / В. И. Семенова // Вестник культуры и искусств. - 2022. - № 4 (72). - С. 76-81.
Русское деревянное культовое зодчество более ста лет привлекает внимание исследователей разных направлений - архитекторов, историков, искусствоведов и др. В Сибири деревянных церквей практически не сохранилось, тем не менее ученые, опираясь на письменные, изобразительные источники, проводят реконструкции подобных построек (например, в Тобольске, Томске) [См.: 5; 7 и др.]. В Тюмени на протяжении XVIII в. старинные деревянные храмы XVII в., заменялись каменными, которые в настоящее время являются украшением и гордостью города. О предшествующих им деревянных постройках известно из письменных источников, к сожалению, кроме наименований, местонахождения и приблизительных дат
основания, ничего не сообщающих об их внешнем виде, конструкции, размерах и др.
В данной статье поставлена цель представить графические реконструкции и дать характеристику основным типам деревянных культовых построек XVII в. в Тюмени. В работе использована традиционная типология, разработанная И. Э. Грабарем, Ф. Ф. Горностаевым и другими исследователями в ХХ в. [2]. Современные методики не использовались в связи с отсутствием более детальных характеристик конструкции сооружений [13].
Источником для выполнения работы является чертеж Тюмени конца XVII в., опубликованный П. М. Головачевым в 1903 г., на котором нанесены шесть церквей и две часовни.
76
Историк Сибири считал, что их изображения «до известной степени воспроизведены в их естественном, первоначальном виде» [12, с. 31]. Все культовые постройки (за исключением одной безымянной часовни) упоминаются в письменных источниках начала XVII в. В «Дозорной книге Тюмени» 1624 г. перечислены в городе церковь соборная Рождества Богородицы, на посаде церкви Ильи Пророка, Михайловская, Успенская, Спасская, Знаменская [Там же, с. 33-35].
Чертеж Тюмени был изучен П. М. Головачевым в архиве в « портфелях Миллера» и датирован им самым концом XVII - началом XVIII в. [Там же, с. 30-31]. Сузить дату можно, если принять во внимание большой пожар в Тюмени в 1695 г., в котором сгорели все вышеупомянутые постройки. Известно, что до пожара на посаде была еще Троицкая церковь, но на чертеже ее уже нет. Можно предположить, что на плане воспроизведены восстановленные после этого пожара церкви.
В современной литературе традиционно датой чертежа считается 1696 г. [4, с. 91; 10, с. 100].
Изображенные на плане церкви имеют индивидуальный облик и, скорее всего, восстанавливались по образу сгоревших предшественниц. Благодаря рисункам можно приблизительно воссоздать их облик и провести типологию в соответствии с известными образцами древнерусской культовой деревянной архитектуры.
Самыми ранними типами культовых построек на Руси считаются клетские церкви. К ним можно отнести часовню на мысу за Тю-менкой на берегу реки Туры в Ямской слободе, представляющую собой клеть с двускатной крышей, увенчанной главкой-луковкой с крестом на барабане (рис. 1 - 1, 1а). В «Списке тюменском городовом» 1696 г. упоминается Пятницкая часовня как ориентир для местоположения построенной в 1668 г. «над Тюменкою рекою нау-
Рис. 2. Изображения первой тюменской церкви Рождества Пречистыя Богородицы:
1 - на плане Тюмени 1696 г.; 2 - на рисунке из Ремезовской летописи [11, с. 121];
3 - на чертеже С. У. Ремезова [1];
4 - на чертеже С. У. Ремезова [14]
Рис. 1. Типы деревянных культовых построек г. Тюмени XVII в.:
1 - часовня Параскевы Пятницы; 1а - реконструкция часовни;
2 - церковь Михаила Архангела;
2а - реконструкция церкви Михаила Архангела; 3, 4 - церкви Успения Пресвятой Богородицы и Ильи Пророка; 3а - реконструкция храма-столпа; 5 - Спасская церковь;
5а - реконструкция Спасской церкви; 6, 7 - церковь Знамения Пресвятой Богородицы и безымянная часовня (1-7 - изображения церквей на плане Тюмени 1696 г. [12])
77
гольной башни без ворот». [12, с. 84]. Возможно, это и есть часовня Параскевы Пятницы, которая считалась покровительницей женского труда.
Остальные культовые сооружения относятся к типу шатровых. Самая простая шатровая конструкция у церкви Михаила Архангела (построена около 1616 г.). В «Дозорной книге» 1624 г. она описана как теплая с приделом соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия [Там же, с. 34, 172]. Представляет собой высокую клеть с шатровой крышей, увенчанной луковичной главкой с 8-конечным крестом на барабане. На фасаде три окна, расположенных высоко, низкая арочная дверь, также вход фиксируется с севера (рис. 1 - 2, 2а). По типологии она относится к церквям «шатер на квадрате четверика» [8, с. 55], считающимся самыми ранними среди шатровых конструкций. На рисунке хорошо видны 4 доски спереди и 5-я доска с северной стены, что указывает на четверик-клеть (рис. 1 - 2).
Следующий тип шатровых построек представлен храмами-столпами, в основе которых лежит восьмерик (круг) «на пошве» (на почве) с шатровым верхом. К этому типу относится церковь Ильи Пророка, первая церковь на посаде, построенная около 1601 г. Появление этой церкви связано с особой историей - горожане выражали недовольство, что храм в городе тесен и «служивым людем и крестьянам вмести-тися негде» [9, с. 155]. Интересно, что горожане просили позволения построить церковь во имя святых Бориса и Глеба. В результате появилась Ильинская церковь с двумя приделами Бориса и Глеба и Флора и Лавра. На рисунке храм изображен круглым (нет боковой стены как на предыдущем рисунке церкви Михаила Архангела), шатер спереди из 4 досок (т. е. подчеркнута восьмигранность шатрового перекрытия), увенчан луковкой на барабане и восьмиконечным крестом, вход арочный, три окна расположены высоко на фасаде (рис. 1 - 4). Традиция изображения круглых или прямоугольных в плане сооружений хорошо видна на рисунках С. У. Ремезова (рис. 2 - 2, 3, 4).
Другой храм этого типа - церковь Успения Пресвятой Богородицы. На рисунке она также круглая, на шатре спереди видны 4 доски, увенчана на барабане луковкой и восьмиконечным крестом, вход не прорисован, три окна изобра-
жены высоко на фасаде, от стен к шатру виден повал (рис. 1 - 3, 3а). Храм был построен на посаде до 1620 г. и находился на территории Успенского (Алексеевского) женского монастыря.
Спасская церковь относится к самому массовому типу шатровых храмов в XVII -XVIII вв. - «восьмерик на четверике с трапезной» (рис. 1 - 5), была построена до 1624 г. на посаде у стен кремля на базарной площади. О ней упоминается в «Дозорной книге» 1624 г. Ранний облик Спасской церкви неизвестен, но на плане 1696 г. видно, что при строительстве использовались новаторские приемы, в частности, тип «восьмерик на четверике». Изображение дано в обратной перспективе. Притвор с двумя входами с запада и юга примыкает к центральному четверику (алтарь не видно). На четверике поставлен восьмерик с повалом вверху, на него опирается шатер, увенчанный луковкой с восьмиконечным крестом (рис. 1 - 5а). На гравюре 1741 г. также можно увидеть силуэт Спасской церкви с востока, со стороны алтарной части. [4, с. 91]. Спасская церковь вытянута по линии запад - восток, предвосхищая силуэт каменных храмов «кораблем» последующего столетия.
Спасскую церковь, как и церковь Знамения Пресвятой Богородицы и безымянную часовню за р. Тюменкой, можно отнеси к ярусным постройкам.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы была заложена в 1624 г. В ее основании восьмерик «от пошвы», на нем второй восьмерик с шатром (видны 4 доски), увенчанным на барабане луковкой и восьмиконечным крестом. На открытую паперть с запада ведет высокое двух-маршевое крыльцо. С севера и юга изображены приделы с арочными входами. На фасаде два окна, вход арочный, в верхней части восьмериков повалы, два узких окна расположены высоко на фасаде (рис. 1 - 6).
Ярусный силуэт и у безымянной часовни за рекой Тюменкой. Н. А. Миненко при описании чертежа 1696 г. называет ее Воскресенской [10, с. 100]. Это предположение косвенно подтверждается тем, что в этом месте уже в XVIII в. будет построена Крестовоздвиженская (Воскресенская) церковь, которая в каменном варианте существует и в наше время. Часовня с запада имела, видимо, притвор - клеть с двускатной
78
крышей, основная часть в основании была круглой (восьмерик), на ней поставлен меньший по размерам восьмерик, завершенный невысоким шатром и округлой главкой с крестом (рис. 1 - 7). Ярусные церкви характерны для центральных районов России, где членение в высоту имеет от 2 до 4 ярусов, включая основание.
Наиболее сложно определить тип самой ранней тюменской церкви - Рождества Пресвятой Богородицы, хотя ее изображения есть в нескольких источниках. На плане 1696 г. она находится в поврежденной части, подпись под ней утрачена. С трудом можно разглядеть большую букву «С» и окончание «црквь». На рисунке просматривается трехчастный фасад с высокой средней частью и арочным входом по центру (рис. 2 - 1). Трехчастный силуэт повторяется на всех чертежах С. У. Ремезова, пониженные части читаются как приделы. На чертеже из «Служебной чертежной книги» крест или луковка на тонкой длинной шейке (?) есть над правым приделом (рис. 2 - 3). В самом раннем по времени чертеже в «Хорографической книге» пониженные боковые части увенчаны луковками (рис. 2 - 4). В ремезовской летописи изображение храма дано в другом ракурсе - с востока (рис. 2 - 2). За стеной тюменского города хорошо видна трехчастная деревянная церковь. Заметны детали - центральный шатер с главой-луковкой, покрытой лемехом, восьмиконечный крест, два слюдяных окна. Над приделами купол справа, а крест слева. Скорее всего, она состояла из центральной клети и двух прирубов, в которых размещались приделы. Правый придел под луковицей, возможно, был теплым для зимнего богослужения во имя Николая Чудотворца (так как Никольская церковь иногда упоминается как самостоятельная), с крестом - холодный придел Федора Стратилата.
В документе 1596 г., опубликованном Ф. Миллером, упоминается три престола - «пре-чистыя богородицы, да Николы Чудотворца, да Федора Стратилата» [9, с. 148]. В «Дозорной книге» 1624 г. - «в городе церкви: церковь соборная Рождества Пречистыя, холодная, деревянная, а другая церковь во имя Николая Чудотворца да Федора Стратилата» [12, с. 33]. Других культовых построек в городе не было. Сохранившаяся большая буква «С», возможно,
является началом слова «соборная», т. е. храм Рождества Пречистыя Богородицы был обозначен как Соборная церковь. Пример такого обозначения есть на миниатюре из «Книги об избрании на высочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича, вся великия России самодержца», на которой изображена Соборная площадь Кремля со всеми храмами, подписанными своими реальными названиями, и только главная святыня страны -Успенский собор - имеет указатель «Собо(р)ная церко(в)» (в скобках буквы, вынесенные в титлы) [3, с. 22-23].
Возможно, Рождественская церковь представляла собой конструкцию из центрального восьмерика под шатром с луковкой и двух приделов-прирубов. Подобные церкви с прирубами известны на Русском Севере. Рождественская церковь сгорела в 1699 г. На ее место была привезена часовня с Ямской слободы [6, с. 62]. В 1700 г. рядом с ней заложили каменную Благовещенскую церковь с приделом Рождества Богородицы. Эти факты еще раз подтверждают дату чертежа Тюмени (конец XVII в.), так как силуэт Рождественской церкви совпадает с ее более ранними изображениями на рисунках и планах С. У. Ремезова (рис. 2). На гравюре XVIII в. ее внешний вид уже другой [4, с. 91].
Строительство шатровых храмов было запрещено в 1656 г. патриархом Никоном, но на тюменском чертеже их подавляющее большинство. Тюменцы долго не могли отказаться от красивой архитектурной формы. И до наших дней на колокольне каменной церкви Петра и Павла в Троицком мужском монастыре сохранилось шатровое завершение.
1. Дергачёва-Скоп, Е. И. Служебная чертежная книга. Семен Ремезов и сыновья : текст рукоп. Российской нац. б-ки (Санкт-Петербург): комментарии / Е. И. Дергачёва-Скоп, В. Н. Алексеев. -Тобольск : Возрождение Тобольска, 2006. - 167 с.
2. История русского искусства : в 13 т. Т. IV. - Москва : Издательство АН СССР, 1959. - С. 91-120.
3. Журавлева, И. А. Благовещенский собор Московского Кремля / И. А. Журавлева. - Москва : Федеральное го-
79
сударственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2017. - 90 с.
4. Кочедамов, В. И. Первые русские города Сибири / В. И. Кочедамов. - Москва : Стройиздат, 1978. - 190 с.
5. Курилов, В. Н. Из истории шатрового зодчества в Сибири XVII в. / В. Н. Курилов // Памятники быта и хозяйственное освоение Сибири. - Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - С. 87-94.
6. Леонтьева, Г. А. Застройка Тюмени и ее государственное обеспечение в конце XV - начале XVIII в. / Г. А. Леонтьева // Памятники истории, археологии и архитектуры Сибири / отв. ред. О. Н. Вилков. - Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - С. 54-69.
7. Майничева, А. Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы / А. Ю. Майничева. - Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 64 с.
8. Малков, Я. В. Древнерусское общество / Я. В. Малков. - Москва : Муравей, 1997. - 185 с.
9. Миллер, Г.-Ф. История Сибири / Г.-Ф. Миллер. - Москва ; Ленинград : Наука, 1937. - Т. 2. - С. 637.
10. Миненко, Н. А. Тюмень: летопись четырех столетий / Н. А. Миненко. - Санкт-Петербург : Русь. Санкт-Петербург, 2004. - 512 с.
11. Ремезовская летопись: История Сибирская, Летопись Сибирская краткая Кунгурская / Е. Дергачева-Скоп, В. Алексеев. - Тобольск : Возрождение Тобольска, 2006. - 267 с.
12. Тюмень в XVII столетии : Собрание материалов для истории города с «Введением» и заключительной статьей прив.-доц. П. М. Головачева: Состав населения и экономический быт в XVII в.», с приложением плана старинной Тюмени и 2 видов Благовещенского собора начала XVII в. / сост. Ю. Л. Мандрика. - Тюмень : Мандр. и Ка, 2004. - 200 с.
13. Ходаковский, Е. В. Деревянное церковное зодчество Русского Севера в отечественном искусствознании начала XXI в. / Е. В. Ходаковский // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Искусствоведение. - 2021. -Т. 11. - Вып. 4. - С. 696-714.
14. Хорографическая чертежная книга Сибири Семена Ульяновича Ремезова. -Тобольск : Возрождение Тобольска, 2011. - Т. 2. - 692 с.
Получено 29.09.2022
Valentina I. Semenova
Doctor of Culturology,
Professor
Tyumen State Institute of
Culture, Tyumen, Russia
E-mail: [email protected] Tyumen Wooden Cult Architecture in the XVII century
Abstract. Russian wooden architecture constantly attracts the attention of scientists of various specialties - historians, architects, art specialists. In Siberia, though the sources were very few, research is being conducted on wooden cult constructions in Russian towns, founded in XVI -XVII centuries in the period of the region development. Sources are rare surviving churches, archeological and art materials. The draft of Tyumen of the end of XVII century, depicting six churches and two chapels, became the source for this article. The article aims to represent graphic reconstructions of Tyumen wooden cathedrals' exterior appearance (Tyumen is the first Russian town in Siberia) and give their typology, developed for Russian wooden churches by I. E. Grabar, F. F. Gornostaev and other researchers throughout the twentieth century. Among
80
the cuLt constructions depicted in the drawing there is only one ceLLuLar church, aLL the others are hipped-roof buiLdings. Off the Latter there is a "tabernacLe church on a quadranguLar square", tent-roofed churches and gaLLeried tempLes. The earLiest Tyumen cathedraL Church of the Nativity of the BLessed Virgin is aLso a tent-roofed church, but it has a more compLicated three-part construction -an octagon in the centre with two joints or side-chapeLs from the south and north. Its image on the sketch is damaged, but it can be judged by the drawings of the first Siberian architect S. U. Remezov. The study showed that aLL Tyumen churches are tied by a common Russian tradition of wooden cuLt architecture, nameLy with the northern regions.
Keywords: wooden cuLt architecture, Tyumen, wooden churches, ceLLuLar churches, hipped-roof churches, 17th century
For citing: Semenova V. I. 2022. Tyumen Wooden CuLt Architecture in the XVII century. Culture and Arts Herald. No 4 (72): 76-81.
References
1. Dergacheva-Skop E., ALekseev V. 2006. SLuzhebnaya chertezhnaya kniga. Semen Remezov i synov'ya [A service drawing book. Semyon Remezov and sons]. ToboLsk: Vozrozhdenie ToboLska. 167 p. (In Russ.).
2. Istoriya russkogo iskusstva [The history of Russian art]. 1959. In 13 voL. VoL IV. Moscow: AN USSR. P. 91-121. (In Russ.).
3. ZhuravLeva I. 2017. BLagoveshchenskiy sobor Moskovskogo KremLya [The Annunciation CathedraL of the Moscow KremLin]. Moscow: Gosudarstvenny istoriko-kuLturnyy muzey-zapovednik "Moskovskiy KremL". 90 p. (In Russ.).
4. Kochedamov V. 1978. Pervye russkie goroda Sibiri [The first Russian towns of Siberia]. Moscow: Stroyizdat. 190 p. (In Russ.).
5. KuriLov V. 1989. From the history of tent architecture in Siberia in 17th century. Pamyatniki byta i khozyaystvennoe osvoenie Sibiri [Monuments of everyday life and economic development of Siberia]. Novosibirsk: Nauka. P. 87-94. (In Russ.).
6. Leonteva G. 1989. Tyumen buiLding and its state provision in the Late 15th - earLy 18th century. Pamyatniki istorii, arkheologii i arkhitektury Sibiri [Monuments of history, archeology and architecture in Siberia]. Executive ed. O. N. ViLkov. Novosibirsk: Nauka. P. 54-69. (In Russ.).
7. Mainicheva A. 2000. Derevyannye tserkvi Sibiri XVII veka: formy, simvoLy, obrazy [Wooden churches of Siberia in the 17th century: forms, symboLs and images]. Novosibirsk: Institut arkheoLogii i etnografii SO RAN. 64 p. (In Russ.).
8. MaLkov Ia. 1997. Drevnerusskoe obshchestvo [Ancient Russian society]. Moscow: Muravey. 185 p. (In Russ.).
9. MüLLer G.-F. 1937. Istoriya Sibiri [The history of Siberia]. Moscow; Leningrad: Nauka. VoL 2. P. 637. (In Russ.).
10. Minenko N. 2004. Tyumen': Letopis' chetyrekh stoLetiy [Tyumen: a chronicLe of four centuries]. St. Petersburg: Rus'. 512 p. (In Russ.).
11. Remezovskaya Letopis': Istoriya Sibirskaya, Letopis' Sibirskaya kratkaya Kungurskaya [The Remezov ChronicLe: Siberian history, Short Siberian Kungurskaya chronicLe]. 2006. Dergacheva-Skop E., ALekseev V. ToboLsk: Vozrozhdenie ToboLska. 267 p. (In Russ.).
12. Tyumen' v XVII stoLetii: Sobranie materiaLov dLya istorii goroda s «Vvedeniem» i zakLyuchiteL'noy stat'ey priv.-dots. P. M. GoLovacheva: Sostav naseLeniya i ekonomicheskiy byt v XVII v.», s priLozheniem pLana starinnoy Tyumeni i 2 vidov BLagoveshchenskogo sobora nachaLa XVII v. [Tyumen in the 17th century: coLLection of materiaLs for the city history with introduction and concLuding articLe by P. GoLovachyov: composition of popuLation and economic Life in the 17th century, suppLemented with the pLan of oLd Tyumen and two views of the Annunciation CathedraL of the earLy 17th century]. 2004. Comp. IU. L. Mandrika. Tyumen: Mandr. and Ka. 200 p. (In Russ.).
13. Khodakovskii E. 2021. Wooden church architecture of Russian North in nationaL art studies of the earLy 21st century. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. VoL. 11: 696-714. (In Russ.).
14. Khorograficheskaya chertezhnaya kniga Sibiri Semena UL'yanovicha Remezova [Chorographic Drawing book of Siberia of S. U. Remezov]. 2011. ToboLsk: Vozrozhdenie ToboLska. VoL. 2. 692 p. (In Russ.).
Received 29.09.2022
81