Научная статья на тему 'Депрессия как форма проявления страсти уныния'

Депрессия как форма проявления страсти уныния Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
559
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИЯ / DEPRESSION / СТРАСТЬ УНЫНИЯ / PASSION OF DEJECTION / СКУКА / BOREDOM / ХАНДРА / АПАТИЯ / APATHY / МЕЛАНХОЛИЯ / MELANCHOLY / ЛЕНЬ / LAZINESS / ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ / LEARNED HELPLESSNESS / ГЕДОНИЗМ / HEDONISM / БЕЗДУХОВНОСТЬ / LACK OF SPIRITUALITY / НООГЕННАЯ ДЕПРЕССИЯ / ДОБРОДЕТЕЛЬ ТРЕЗВЕНИЯ / VIRTUE OF TEMPERANCE / SPLEEN / MIND GENEOUS DEPRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трунова А.Г.

В статье с православных позиций рассматривается вопрос депрессивных состояний. Приводятся суждения святых отцов и современных православных психологов, священников о страсти уныния, охватившей современное общество. Рассматриваются причины и корни этого состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Depression as form of impression

In the article depression is examined from Orthodox positions. Opinions of Holy fathers, modern Orthodox psychologists and priests about passion of dejection that gripped a modern society are given. Causes and roots of this situation are examined.

Текст научной работы на тему «Депрессия как форма проявления страсти уныния»

Библиография

1. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI в. - М.; Л., 1947. -143 с.

2. Греков И.Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы XIV-XVI вв. - М., 1963.

3. Голубинский Е. История русской церкви. T.II. - М., 1900. - 470 с.

4. Дунаев Б.И. Максим Грек и греческая идея на Руси в XVI в. - М., 1916.

5. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. - М., 1972. - 278 с.

6. Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. - Л., 1970.

7. Максим Грек Сочинения. T.II. - Казань, 1910.

8. Максим Грек Сочинения. T.III. - Казань, 1897.

9. Ржига В.Ф. Опыты по истории русской публицистики XVI в. Максим Грек как публицист // Труды отдела древнерусской литературы. - Л., Т. 1. 1931. - 88 с.

10. Синицына Н.В. Максим Грек и его место в литературе XVI-XVII вв. // Древнерусская литература и проблемы истории русской культуры XVIII-XX вв.: Тез.докл. - Л., 1969. - С. 9-10.

11. Синицына Н.В. Максим Грек в России. -М., 1977. - 63 с.

12. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. 4.2. - Л.: Наука, 1989. - 94 с.

13. Смирнов И.И. К вопросу о суде над Максимом Греком // Вопросы истории. - № 2-3. 1946. - 118-126.

14. Чернов С.Н. К ученым несогласиям о суде над Максимом Греком // Сборник статей по русской истории посвященных С.Ф. Платонову. - СПб., 1912. - С. 48-71с.

УДК 27-75

Трунова Анна Григорьевна, ст. преподаватель Белгородской духовной семинарии, психолог-консультант Духовно-просветительского образовательно-методического центра «Преображение»

Россия, г. Белгород trun-ann@yandex.ru

Депрессия как форма проявления страсти уныния

Аннотация. В статье с православных позиций рассматривается вопрос депрессивных состояний. Приводятся суждения святых отцов и современных православных психологов, священников о страсти уныния, охватившей современное общество. Рассматриваются причины и корни этого состояния.

Ключевые слова: депрессия; страсть уныния; скука; хандра; апатия; меланхолия; лень; выученная беспомощность; гедонизм; бездуховность; ноогенная депрессия; добродетель трезвения.

Trunova Anna G., Senior Lecturer of Belgorod theological Seminary, consultant psychologist of theological and educational methodical Centerof "Preobragenie", Russia, Belgorod trun-ann@yandex.ru Depression as form of impression

Abstract. In the article depression is examined from Orthodox positions. Opinions of Holy fathers, modern Orthodox psychologists and priests about passion of dejection that gripped a modern society are given. Causes and roots of this situation are examined.

Keywords: depression; passion of dejection; boredom; spleen; apathy; melancholy; laziness; learned helplessness; hedonism; lack of spirituality; mind geneous depression; virtue of temperance.

Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава Богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Современной медициной XXI век официально признан «веком депрессии». Нет, наверное, человека, который не находился когда-нибудь в этом состоянии. Этим недугом болеют практически все люди.

Отечественный психолог и священник Борис Ничипоров в своей книге «Введение в христианскую психологию» говорит, что «...это не клиническое состояние. Напротив! В этом состоянии находятся сегодня многие наши современники. В этом состоянии они женятся, защищают диссертации, разводятся, пытаются воспитывать своих детей и т.д. Можно сказать, что это нравственно-психологическое состояние. Когда становится совсем невмоготу, каждый унывающий знает, что надо делать: один пьет, другой бежит трусцой, третий пишет, четвертый реализует древний принцип: «шерше ля фам» и т.д и т.п.»[12, с.47].

Современные исследования выявили связь депрессивных состояний с понижением в организме такого вещества, как серотонин. А действие многих современных антидепрессивных лекарств, как раз, и состоит в нормализации процессов его выработки. Психиатры уверены, что современная медицина в состоянии справиться с депрессией, и на всемирном экономическом форуме в Давосе ими был поставлен вопрос о выделения новых ассигнований на исследование этого заболевания.

Но, все же, практика показывает, что симптоматическое лечение антидепрессантами не дает нужного эффекта. Лекарства могут лишь поддержать человека в очень остром состоянии, вывести на уровень ремиссии, но болезнь остается. Кроме того, многие люди, начинающие принимать таблетки, назначенные психотерапевтом, отмечают ухудшение своего состояния. Ведь исследователи не учитывают того, что корень этой болезни лежит в духовной сфере.

Состояние депрессии преследовало человека всегда. В русском языке существует множество слов, описывающих этот недуг. Это скука, хандра, апатия, меланхолия. Преподобный Григорий Синаит называет это состояние «ленью». Он говорит, что когда человек увидит, как много в душе его страстей, от которых надо избавляться, на него нападает духовная лень, не дающая ему молиться, ходить в храм, работать над собой [6].

Но православные люди понимают, что под этим медицинским термином подразумевается, прежде всего, страсть уныния. Рассмотрим же причины возникновения и способы ее проявления у людей разного духовного уровня.

Чаще всего депрессия (будем пока пользоваться этим термином) бывает результатом тяжелой психической травмы и носит название

«реактивной». Она возникает как защитный механизм запредельно-охранительного торможения в мозгу. Стрессовое состояние несет огромный заряд тревоги, иногда просто непереносимой. Человеку при этом просто не хватает душевных сил, чтобы пережить какую-то тяжелую или трагическую ситуацию. И он как бы замораживает свои чувства, фиксируясь на этих переживаниях, хотя подсознательно понимает, что в конце концов, так или иначе, ему придется смириться с ситуацией. И если он верующий, то истинное смирение с Промыслом Божиим дает ему силы на это, и со временем уныние оставляет человека.

У неверующего же человека притупление острых переживаний происходит за счет того, что он как бы впадает в состояние беспомощности: он начинает понимать, что ничего не может тут поделать. Все плохо в его жизни, и, вообще, он невезучий, и т.д. Появляется состояние «выученной беспомощности»1, которая и дает толчок к депрессии. Благодаря депрессивному настрою, человек перестает ощущать остроту утраты, ему становится в каком-то смысле легче. Но это только временное облегчение.

Но дело в том, что депрессия не только тревогу сглаживает, она начинает проявлять свое тормозящее действие в самых различных сферах жизни человека. Он становится апатичным, худеет, у него ухудшается память, внимание, появляется запредельная лень и беспредельная тоска. Ему жить не хочется. (Депрессивные состояния часто приводят к суициду.)

Но психические потрясения - не единственная причина депрессии. У современных людей, чаще всего, она появляется, как реакция организма на хронический стресс. Его опасность не в интенсивности, как в первом случае, а в длительности. Это и постоянные конфликты на работе, и семейные неурядицы, длящиеся

1Термин «выученная беспомощность» возник вследствие эксперимента над собаками, проводимого американским психологом Мартином Селигманом. Собак ударяли током, но одним давали возможность избежать боли, перепрыгнув через высокую ограду, а другим такой возможности не давали. Оказалось, что собаки, которым пришлось «смириться со своей участью», стали более терпимы к страданиям, а свободные в выборе поведения стали быстро выдыхаться от постоянной борьбы за выживание и могли погибнуть, если бы эксперимент продолжался. Пассивное поведение «смирившихся» собак стали называть «выученной беспомощностью». Она помогала собакам выжить в стрессовой ситуации. Психологами был сделан вывод, что пассивность является своего рода защитой от тревоги, а активность ее только усиливает. Только вот человек с помощью депрессивного мышления может эту пассивность перевести в состояние психической болезни.

годами, и соматические заболевания, не дающие жить полноценной жизнью. Люди свыкаются с подобными ситуациями, но это не значит, что они не реагируют на них. Они раздражаются, переживают, тревожатся. Постоянное сдерживание эмоций, внутренняя работа по преодолению неурядиц приводит к переутомлению. На этом фоне возникают неврозы. Часто депрессивные состояния скрываются за алкоголизмом и наркоманией.

В современной медицине существует такое понятие, как депрессивная личность. Таким людям присущагенетическая предрасположенность к страсти уныния, к депрессивным состояниям. Для них причиной хандры может быть любой повод, связанный с неудовлетворением его потребностей, с болезнью, огорчением. С православной точки зрения - это результат родового греха. Эта предрасположенность к унынию перестанет проявляться только после того, как кто-то из рода вступит в решительную борьбу с этой страстью и пресечет родовой грех.

Воцерковляясь, депрессивные люди, начиная понимать, что мир во зле лежит, что все суета сует, что на фоне технического прогресса род человеческий скатывается в духовный регресс, продолжают жить в ожидании конца света и, естественно, впадают в уныние.

У неофита толчком к депрессии может стать осознание своей греховности. Человек согрешил, совесть его начинает мучить, появляется чувство вины. Православное понимание пользы страданий, при этом, не только не воспринимается как школа испытаний, но переводится в унылое существование, губящее душу. Ложно восприняв призыв Господа к смирению и самоуничижению, депрессивные люди постоянно заняты самокопанием, отыскивая в себе все новые ошибки, грехи, страсти. Смирение это мнимое, пропитанное тонким самолюбием, сопровождающееся переживанием иррационального чувства вины и стремлением к самонаказанию, неподуктивному самообвинению.

Так пожилая женщина каждый раз на исповеди сокрушается: «Я блудница» из-за того, что ее невоцерковленный муж не хочет венчаться. Часто «прилепляется» такая депрессивная прихожанка к одному и тому же священнику, донимает его бесконечными разговорами об одном и том же, постоянно смакуя свои переживания, стремясь найти в батюшке опору, защиту, обрести душевный покой под его руководством (сбрасывая таким образом ответственность на него). И желание обрести «духовника», и жажда богообщения, присущая таким людям, имеют

корни в глубоко скрытой тревоге, и постоянных страхах (утраты, одиночества, беззащитности). И излечить таких людей невозможно никакими антидепрессантами. Их лекарство - вера в Бога, надежда на Него, жизнь в соответствии с голосом совести.

К такому же депрессивному состоянию приводит и тревога, обусловленная вытеснением из сознания всей правды о своей греховности. Во время психологических консультаций это проявляется в виде сопротивлений и психологических защит различного рода. Причем, механизмы самообмана и вытеснения срабатывают у таких людей автоматически. Например, человек искренне считает себя не жадным, а бережливым. Или он не гневается, не завидует, а лишь борется с несправедливостью.

В последнее время участились случаи обращения к психологу людей с так называемой ноогенной, или экзистенциональной, депрессией. Она связана напрямую с утратой или отсутствием вовсе смысла жизни. (Исследования показали, что смысл жизни отсутствует у 100 % наркоманов.) Это результат бездуховности, безверия, следствие неправильного мировоззрения, когда материальные ценности ставятся в качестве цели жизни.

С точки зрения православного вероучения, корни депрессивных состояний заключаются в грехе уныния, который способен довести человека до отчаяния и самоубийства. Уныние же практически всегда возникает из-за неудовлетворенности внутренних амбиций, излишней праздности, пустого времяпрепровождения, стремления жить в свое удовольствие. Это закономерное следствие гедонизма. Такие люди постоянно жалуются, «ноют», что у них все плохо. Отсюда и название страсти уныния.

Вновь закат разметался пожаром -Это ангел на Божьем дворе Жжет охапку дневных наших жалоб, А ночные он жжет на заре. (Игорь Губерман) Унылый все время жалуется, что его никто не любит, он никому не нужен, упирая на то, что это другие должны о нем заботиться и любить. Священник Анатолий Гармаев в своей книге «Обрести себя» пишет: «Ощущение своей ненужности - парадоксальная ситуация. Человек ощущает себя «никому не нужным», когда вокруг столько людей страдают от недостатка тепла, доброты, просто физической

помощи. Это ощущение субъективное. Это болезнь самости. Самость стремится получить для себя. Ощущение своей ненужности появляется не потому, что нет нуждающихся в моей помощи, а потому, что Я не переживаю тепла, заботы и т.д. со стороны тех, кому помогаю или хочу помочь. Цель самости - именно этот ответный поток признания. И не обязательно, чтобы признание было явным. Важно мое ощущение - Я признан!.. Чувство одиночества, переживаемое самостью, самое безобразное чувство именно потому, что оно переживается в состоянии окруженности людьми, среди призывов о помощи. Не просьб о помощи нет - нет отклика с их стороны!» [5, с.280].

Основной и ведущей причиной уныния является уязвленное «эго» человека. Архимандрит Лазарь Абашидзе сказал об этом так: «Грех уныния происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами, и как результат - угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, рождается зависть..» [11]. Это грех маловерия и богоотступничества. Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога - будто Он немилосерден и нечеловеколюбив» [9,с.209].

Бывает и так, что человек загоняет себя в депрессию своим стремлением к совершенству. Психотерапевт Карен Хорни наблюдала у таких людей «тиранию долженствования» [18, с.137]. Согласно такой установке, человек говорит себе, что он должен: быть самым лучшим работником, быть идеальным родителем, быть храбрым, быть благородным, быть счастливым, быть богатым, достичь того или этого... И он никогда не долженуставать, болеть, чего-то бояться, плохо выглядеть и т.д. Он желает достигнуть многого и сразу. А в церкви мы видим, как такие люди набирают на себя огромное молитвенное правило, ходят на акафисты, часто исповедуются и причащаются. Видя же, что их усилия не приносят желаемого результата (а цели, порой ставятся очень высокие), они во всем разочаровываются, впадают в уныние. Ведь такие установки, естественно, требуют слишком больших нервно-психических затрат, истощение которых и приводит, в конце концов, к состоянию отчаяния . В.С. Соловьев в «Трех разговорах» пишет: «Если уныние - это смертный грех, то отчаяние - это уже не грех, а сама смерть духовная» [16, с.72]. Святые отцы утверждают, что человек, находящийся в состоянии уныния, виновен перед Богом уже в том, что допустил воздействие темных сил на свою душу, которые растравливают в нем эту страсть.

Необходимо отметить и то, что именно депрессивные люди часто попадают вразличного рода секты или оказываются под влиянием младостарцев, лжестарцев, лжепророков, которые в большинстве своем являются тонкими психологами и умелыми манипуляторами. И в одном, и в другом случае, получая так необходимую для тревожного человека заботу, внимание, поддержку, они вскоре попадают в зависимость. Немецкий психолог Ф. Риман в своей работе «Основные формы страха» пишет, что «депрессивные личности ищут зависимости, которая сумеет дать им безопасность» [14, с.236].

Почему же так трудно избавиться от уныния? Оказывается, как и любая другая страсть, уныние - желаемо. Находящийся в депрессии человек не хочет выходить из этого состояния. Более того, он любит, холит и лелеет свою депрессию и проявляет завидное упорство, активно сопротивляясь всяким попыткам окружающих помочь ему. Такие люди, по словам Ф.М. Достоевского, «даже в самом чувстве унижения посягнули отыскать наслаждение» [8, с.170]. А наслаждение от состояния депрессии поистине уникально. Человек получает странное удовольствие от тоски, сопровождающееся даже чувством превосходства над людьми, которые не страдают от меланхолии, веселы и жизнерадостны.

Кроме того, у этого состояния естьвторичная выгода. Унывающий человек вправе отказаться от ответственности за свои поступки, за свою жизнь. Раз уж ничего нельзя изменить, то зачем и пытаться делать что-то, можно злиться, ворчать, высказывать свое недовольство. Греет душу и состояние жертвы. Можно заняться саможалением, осуждением других. Позиция жертвы очень выгодна: с нее меньше спрос. А раз она ни за что не отвечает, то и ни в чем не может быть виновата. И ведь как здорово: от чувства вины избавляет, от ответственности уводит. Как же ее не желать?

Страсть уныния имеет хронологическую зависимость. Святые отцы, опытные в борьбе с этой страстью, чаще всего нападающей на монахов, называли ее «бесом полуденным». На первый взгляд - очень странное название. Но, оказывается, оно наиболее четко указывает на одну из двух главных видов проявления уныния - сонливость. Монахи отмечали, что бес уныния нападает на человека как раз в полдень, после еды, вызывая в нем непреодолимое чувство сонливости, разленения. Один из отцов Церкви, святитель Афанасий Великий в своих «Толкованиях на псалмы» пишет: «Бесом полуденным называют духа лености» [4, с.95].

Второй вид проявления страсти уныния - это стремление к развлечениям. Те же монахи заметили, что бес уныния гонит их часто из кельи, влечет в праздным разговорам и хождению в гости. У современного человека эта вторая сторона уныния появляется в виде желания сходить на дискотеку, посмотреть телевизор, почитать легкий роман, помечтать, посидеть у компьютера, а в наиболее острой форме в виде разного рода экстрима, алкоголизма, наркомании или блуда. Стараясь развлечь себя различными способами, человек стремится, таким образом,убежать от депрессии, настигнувшей его. Но от нее нельзя убежать. (Дистанция длинная - целая жизнь.Все равно, догонит.) Поэтому советы психологов развлечь себя с целью избавления от этой болезни, в корне неверны!

Уныние ведет к праздности. Человеку ничего не хочется делать. И святые отцы, имеющие большой опыт в борьбе с унынием, советуют бороться с ним с помощью труда, молитвы и дел любви. Добродетелью, противоположной страсти уныния, является трезвение. Это труд, молитва и воздержание. Причем, огромным потенциалом для вывода из состояния депрессии, оказывается, служит творчество! Ощущение депрессивной бессмысленности жизни утрачивается у человека, который создает что-то красивое, новое, гармоничное!

Самым же действенным в борьбе с депрессией (унынием), по мнению святых отцов, является молитва (точнее даже - земные поклоны с Иисусовой молитвой и чтение псалтири). Самой же частой причиной уныния становится неверие в Промысл Божий,непокорствотому, что уготовал в жизни Бог, гнев, ропот на Него. Тут и отсутствие смирения, и самодостаточность, которые присущи многим нашим современникам. Б. Ничипоров утверждает, что уныние - это результат «не заключения завета с Богом!»[12, с.46]. Серафим Саровский говорил, что уныние -это предвкушение геенны, но тут же давал совет: «.искушение дьявола похоже на паутину - стоит на нее дунуть, как она рвется» [13].

Заболев, человек обращается к врачу: в больницу, поликлинику. Он знает точно: только врач может помочь. Лекарств и способов лечения огромное множество. Что-то подойдет и в данной болезни. Душа тоже болеет. И с душевными болезнями тоже обращаются туда же, надеясь вылечить ее лекарствами. Но Болезни души - это наши страсти, наши грехи, которые помрачают ум, расслабляют волю, оскверняют чувства. Говорят: время лечит. Но грехов наших время излечить не может. И лекарствами тут не поможешь. Тут нужна Благодать Божия. Поэтому, разобравшись с корнями страстей, истоками грехов, необходимо

раскаяться в них, вынести свои проблемы на исповедь. Только таинства Православной церкви могут помочь в решении душевных и духовных проблем. Не является исключением и рассмотренная нами страсть уныния.

Библиография:

1. Авдеев Д.А. Депрессия как страсть, депрессия как болезнь. -М.: Русский хронограф,2001.

2. Авдеев Д.А.О том ли мы печалимся. // Православный женский журнал «Славянка», январь-февраль 2007. - С. 15-19.

3. Авдеев Д.А Уныние и депрессия: сходства, различия, врачевание. - М., 2011. -240 с.

4. Афанасий Великий, свт. Толкование на Псалмы. - М.: Благовест, 2011. - с 95.

5. Гармаев Анатолий. Обрести себя. - Минск: «Лучи Софии», 2002.-336 с.

6. Григорий Синаит, свт. / Добротолюбие, том 5. [Электронный ресурс]- Режим доступа http://www.biblioteka3 .ш/ЫЫ^екаМоЬгоЫАот_5/1^ех.Мт1

7. Дементьев Д.В. Пребывающим в унынии. - М.: Сретенский монастырь, 2009. - 448 с.

8. Достоевский Ф.М.. Записки из подполья. Цит. по: Священник Александр Ельчанинов. Демонская твердыня: (О гордости). - М., 1995. - 320с.

9. Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. - М.: Издательство «Лествица», 1997. - 672с.

10. Курпатов А.В.Средство от депрессии. Экспресс-консультация. -СПб.: Нева, 2003. - 125с.

11. Лазарь (Абашидзе) архим. Грех и покаяние последних времен. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidze/greh-i-pokaj ате-poslednih-vremen/2

12. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: размышления священника-психолога. - М.:Школа-Пресс, 1994. - 192 с.

13. Подвиг старца Серафима. Составитель сборника Александр Стрижев. - М.: Изд-во Паломник, 1999.

14. Риман Ф. Основные формы страха. / Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. - М.: Алетейа, 1999. - 336 с.

15. Соколовский А. Грех уныния. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.blagobor.by/article/strasti/unynie

16. Соловьев В.С. Три разговора. -М.: Издательство «Захаров», 2000. - 192с.

17. Хасьминский Михаил. Как вернуть радость жизни? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// WWW.pobedish.ru

18. Хорни Карен. Невроз и развитие личности. - М.: Издательство Смысл, 1998. - 382 с.

УДК 821.161.1

Фокина Анастасия Владимировна, кандидат филологических наук, методист Духовно-просветительского центра во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподаватель Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород aperetyagma@mail. га

Христианские мотивы в повести И.С. Тургенева «Поездка в Полесье»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.