Научная статья на тему 'Депрессии. Тревожные состояния. Расстройства пищевого поведения. Социальные сети в качестве катализатора развития психических расстройств у детей и подростков'

Депрессии. Тревожные состояния. Расстройства пищевого поведения. Социальные сети в качестве катализатора развития психических расстройств у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Депрессии. Тревожные состояния. Расстройства пищевого поведения. Социальные сети в качестве катализатора развития психических расстройств у детей и подростков»

DOI 10.24412^-37257-2024-1-103-106 Пережогин Л.О.

Депрессии. Тревожные состояния. Расстройства пищевого поведения. Социальные сети в качестве катализатора развития психических расстройств у детей и подростков

ФГБУ «НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия

Социальные сети со дня своего появления в интернете популярны во всех возрастных категориях пользователей, но особенно у подростков. «Проблемное использование интернета и социальных сетей» затрагивает и биологические (в широком смысле) функции (циркадные ритмы, регуляцию синтеза нейромедиаторов), и психологические (внимание, настроение, самооценка) проявления, и социальные (успеваемость, качество жизни, наличие друзей, травля в сети и школе, выбор профессии), и психопатологические паттерны.

Психическое состояние активных пользователей социальных сетей трансформируется и, как правило, ухудшается, причем механизм трансформации представляет собой, по сути, порочный круг, в формировании которого социальная сеть выполняет роль и триггера, и ведущего механизма эскалации, действующего подобно раскручивающемуся маховику [1].

Самым распространенным психопатологическим феноменом, ассоциируемым с социальными сетями, является депрессия. Чаще всего депрессии возникают у молодых пользователей социальных сетей, особенно — с несформированной личностью (дети, лица юношеского возраста с психическим инфантилизмом). Депрессии у пользователей социальных сетей часто сопровождаются суицидальными идеями и суицидальными попытками. Установлено, что люди, злоупотребляющие активностью в социальных сетях (не в целях работы или бизнеса), имеют риск формирования депрессии выше, чем в популяции (с учетом пола, возраста, социального статуса и т.д.). Пассивное использование социальных сетей (просмотр фото, чтение новостных лент) усугубляет депрессивную симптоматику, если таковая имеет место, и обратно, депрессивная симптоматика сопровождается влечением к такого рода поведению, т.е. имеет место порочный патогенетический круг. Наиболее выраженные корреляции между злоупотреблением активностью в социальных сетях и депрессией установлены для Facebook.

Вторым по частоте патологическим феноменом, описываемым наряду с депрессией у пользователей социальных сетей, является тревога и весь комплекс тревожных расстройств. Лонгитудинальные исследования, проводимые на пользователях Facebook, показали, что у юношей и девушек, использовавших сеть «для снятия тревоги, напряжения» показатели тревоги значительно увеличивались. Многие подростки стремятся как можно больше

времени (в идеале — постоянно) находиться в сети, чтобы не пропустить (вовремя отреагировать) события в своих профилях. Во многих случаях это желание сопровождается тревогой, страхом, навязчивыми мыслями о необходимости быть на связи с посетителями своих профилей, устанавливая с ними непосредственный контакт. Подростки часто демонстрируют амбивалентное отношение к сетевой активности: хотят нравиться и требуют признания (в форме лайков, комментариев, репостов), и одновременно боятся негативных оценок, насмешек, троллинга.

Третье место по частоте среди психических расстройств, ассоциированных со злоупотреблением сетевой активностью, занимают расстройства пищевого поведения. Подростки фиксированы на своем облике, о чем свидетельствует, в частности, огромное число публикаций селфи. Для подросткового возраста характерна также неудовлетворенность своим телом, в том числе — дисморфофобические переживания, которые часто проявляются в ходе презентации своих фото (намеренное искажение фото, применение фильтров, редактирование фотографий, фото в маске, злоупотребление тенями). Существуют корреляции между степенью неудовлетворенности собственным телом и временем, проведенным в социальных сетях. Как правило, подростки тяготеют к сравнению себя с окружающими и с пользователями социальных сетей, и в итоге признают себя менее привлекательными (возможно, к таким сравнениям прибегают подростки с исходно низкой самооценкой и депрессивными паттернами). Девочки подвержены большему риску, чем мальчики, особенно если сталкиваются со страницами, содержащими негативный контент, в том числе сообщения о вегетарианстве, различных диетах, пластической хирургии, спортивных упражнениях, корректирующих фигуру. Девушки значительно чаще становятся жертвами деструктивных групп, пропагандирующих анорексию — их реклама навязчива, создает иллюзию причастности к элитарной группе, нахождения в мейнстриме моды и сексуальности (т.н. «глянцевая эйфория»), заботы о здоровье и духовном развитии, в итоге 60 % подростков, посещающих данную категорию ресурсов впервые, возвращаются снова и снова, и не менее 12 % следуют советам «экспертов» групп.

В значительно меньшей степени с социальными сетями ассоциированы злоупотребление алкоголем и употребление наркотиков (курение табака, вероятно, имеет обратную корреляционную связь), самоповреждения и суицидальное поведение. В социальных сетях распространены группы, пропагандирующие пирсинг, шрамирование и другие формы самоповреждений, а также проводящие неформальные соревнования среди «селфхармеров». Наиболее распространенной формой самоповреждений в силу своей относительной безопасности и высокой толерантности в культуре является, разумеется, нанесение татуировок. Прямой связи между самоповреждениями и суицидальной активностью не установлено. Наиболее популярные участники сообществ «селфхармеров» обычно делают свои аккаунты закрытыми и не принимают туда посторонних пользователей, требуя либо рекомендаций, либо выполнения определенных условий (как правило, необходимо выложить в своем аккаунте фото и видео самоповреждающего поведения).

В социальных сетях немало пользовательских профилей и сообществ, посвященных суицидальному поведению. Среди них есть как ресурсы, оказывающие потенциальным самоубийцам поддержку, так и стимулирующие суицидальное поведение. Исследования показали положительную связь между киберзапугиванием, депрессией, суицидальными мыслями, суицидальными планами и попытками самоубийства. К сожалению, тема суицидального поведения в связи с активностью социальных сетей подверглась в значительной степени политизации и жестокой эксплуатации со стороны «желтой» прессы. Поэтому принципиальным является вопрос: могут ли социальные сети непосредственно индуцировать суицидальное поведение? Вероятнее всего, определяющим в данном случае является содержание, контент ресурсов, с которыми сталкиваются подростки с суицидальными мыслями, ищущие поддержки в сетевом сообществе. То есть если подросток из группы риска по суицидальному поведению находит в сети поддержку (в том числе профессиональную), риск суицида снижается, а если становится участником группы, пропагандирующей самоповреждения и суицидальное поведение (даже в косвенной форме), риск суицида растет. Однако нам не встретилось ни одной научной работы, прямо указывающей на возможность формирования суицидального поведения у здоровых подростков, столкнувшихся в сети с негативным контентом, посвященным пропаганде суицида [2].

В целом влияние социальных сетей на подростковую популяцию оценивается большинством психиатров негативно. Основной проблемой является собственно патологическое использование интернета. Исследования зависимых от сетей лиц методом фМРТ показали, что злоупотребление сетевой активностью нарушает функционирование лимбической системы, у пациентов выявлены признаки деградации нейронных связей в зонах передней поясной извилины и островка.

Главной проблемой патологического воздействия социальных сетей является, на наш взгляд, отсутствие социальной ответственности у разрабатывающих алгоритмы соцсетей транснациональных IT-корпораций. В идеале в алгоритмы сетей должны интегрироваться методы превентивной оценки риска зависимого поведения и профилактические технологии, направленные на предотвращение развития зависимости. Стоит ли напоминать, что подобная тактика идет вразрез с бизнес-интересами создателей сетей?

Порочные круги патогенеза требуют безотлагательного терапевтического воздействия. Применительно к порочным кругам, индуцируемым социальными сетями, роль деструктора выполняет психотерапия. В нашем исследовании, проведенном на 220 несовершеннолетних в возрасте от 9 до 17 лет (133 юноши и 97 девушек), обратившихся за психотерапевтической помощью, обнаруживающих признаки зависимого от интернета поведения, использовалась полимодальная терапия, включавшая базисную терапию в рамках аутогенной тренировки 1 ступени, дыхательной гимнастики по В.В. Макарову и техники поведенческой терапии — десенсибилизация in sensu, составление договора, техники вербализации эмоциональных переживаний, техники визуальной переработки. В процессе терапии проведено 6 индивидуальных занятий и 8 занятий в группе. По истечении 6 месяцев собирались катамне-

стические данные. Катамнестическое исследование показало: среди несовершеннолетних с 1 стадией зависимости ремиссия достигнута в 89,5 % случаев, среди пациентов со 2 стадией зависимости — в 76,5 % случаев. В большинстве случаев снижение патологической активности в интернете, в том числе в социальных сетях, приводило к достаточно быстрой редукции тревожной и депрессивной симптоматики [3, 4].

Список литературы

1. Пережогин Л.О. Влияние социальных сетей на психическое здоровье детей и подростков // Психическое здоровье. 2022. № 17(5). С. 45-54.

2. ПережогинЛ.О., РомановаЕ.В. Интернет. Кибербуллинг. Суицид. Как они связаны в подростковой популяции? // Психическое здоровье. 2023. № 18(5). С. 77-85.

3. Пережогин Л.О. Использование когнитивно-поведенческой психотерапии в лечении зависимости от персонального компьютера, видеоигр, интернета и мобильных устройств, обеспечивающих доступ к нему // Психическое здоровье. 2020. № 15(7). С. 23-31.

4. ПережогинЛ.О., БадмаеваВ.Д., МакушкинЕ.В., УрдинаЕ.А. Психотерапевтическая помощь и реабилитация несовершеннолетних зависимых от персонального компьютера, интернета и мобильных устройств, обеспечивающих доступ в сеть. Методические рекомендации. М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2022. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.