УДК 340
Юридические науки
Лапшина Ирина Евгеньевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Безопасность в цифровом мире», МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва,
Российская Федерация Басова Мария Михайловна, студентка 3-го курса кафедры «Безопасность в цифровом мире», МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
ДЕПОЗИТАРИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА
Аннотация: В работе анализируются функции, и процедура назначения депозитария международного договора; исследуются нормы международного права, закрепляющие роль депозитария при ратификации международных договоров; практика выбора субъектов международного права в качестве депозитария многосторонних международных договоров; анализируются особенности правового статуса Генерального секретаря ООН в качестве депозитария международных договоров.
Ключевые слова: международный договор, депозитарий, оговорка к международному договору, международное право.
Abstract: The article analyzes the functions and procedure for appointing a depositary of an international treaty; examines the norms of international law that enshrine the role of the depositary in the ratification of international treaties; the practice of choosing subjects of international law as the depositary of multilateral international treaties; analyzes the features of the legal status of the UN Secretary General as the depositary of international treaties.
Keywords: international treaty, depositary, reservation to an international treaty, international law.
Актуальность данного исследования обусловлена важным значением
института депозитария в заключении международных договоров, связанным с усилением роли и увеличением числа многосторонних соглашений между субъектами международного права на универсальном и региональном уровнях. Целью данного исследования является анализ сущности депозитария международного договора, характера выполняемых им функций в разные временные периоды, практики назначения субъектов международного права в качестве депозитария международного договора, выделив ряд особенностей правого статуса Генерального секретаря ООН в качестве депозитариев международных договоров не только между государствами, но и между государствами и международными организациями и международными организациями.
Методологическую базу исследования составили методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, формально-юридический и сравнительно-правовой.
Международные договоры играют основную роль в процессах международно-правового регулирования. Сам термин «договор» сформулирован в принятой в мае 1969 года Венской конвенции о праве международных договоров. Его дефиниция звучит как «международное соглашение, которое заключается в письменной форме между государствами и при этом регулируется международным правом, независимо от конкретного наименования одного или нескольких связанных между собой документов, в которых его условия содержатся» [1, ст. 2]. Венская конвенция 1986 г. (не вступившая в силу) дополняет определение международного договора положением о том, что таковым может являться и соглашение между одним или несколькими государствами с одной стороны и одной или несколькими международными организациями с другой стороны, а также и соглашение между международными организациями [8].
В теории международного права существует достаточное количество классификаций договоров по разным основаниям, одной из которых является классификация по числу участников. Традиционно, согласно данному
основанию, выделяются двусторонние международные договоры, для заключения которых необходимы волеизъявления двух субъектов международного права, однако возможны и исключительные ситуации, когда в качестве первой стороны выступает одно государство, а со второй - сразу несколько; и многосторонние договоры, заключенные между тремя и более субъектами международного права [5].
Международные договоры могут вступать в силу с момента подписания, ратификации, обмена ратификационными грамотами или передачи определенного числа ратификационных грамот депозитарию.
Существуют и не подлежащие ратификации договоры. В таком случае они вступают в силу с момента подписания, по истечении определенного срока после подписания, с указанной в договоре даты [1].
При сдаче определенного числа грамот депозитарию, многосторонний договор может вступить в силу как в день сдачи на хранение определенной по счету ратификационной грамоты, так и по истечении заранее установленного срока после сдачи этой грамоты. Также существует третий случай, когда договор вступает в силу в день сдачи на хранение определенного количества грамот с указанием конкретных государств, чьи грамоты обязательно должны быть сданы [1].
В конечном счете, быстрое увеличение объема многосторонних договоров и численности их участников породило необходимость конкретизации процесса регистрации международных договоров, что и привело к развитию института депозитария.
Положение о депозитариях международных договоров закреплены в ст. 76—77 Венской конвенции 1969 г. Согласно им депозитарием договора считается государство либо международная организация, обязавшаяся взять на хранение оригинальный и подлинный текст договора, ратификационные грамоты и т.д. Возрастающее значение данного института подчеркивала Комиссия международного права, отмечая существенную процедурную роль депозитария в должном действии многосторонних договоров.
Стоит отметить, что депозитарий может выполнять свои функции не только в отношении многосторонних договоров, но и двусторонних. Вопрос об ограничении роли депозитария лишь многосторонними договорами поднимался на Венской конференции 1968-1969 гг. Поскольку на практике встречались случаи назначения его для двусторонних соглашений, было принято решение об оставлении возможности реализации подобной практики [6].
Однако, в большей степени депозитарий востребован при заключении много сторонних договоров.
Бекяшев К. А. говорит о депозитарии как о хранителе подлинника многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (ратификационных грамот, документов о принятии, присоединении, денонсации и т. д.) [4, с. 214]. Выполнение таких функций может быть возложено на государство или несколько государств, главное административное должностное лицо международной организации или саму международную организацию.
Помимо основных функций, таких как хранение и регистрация договоров и относящихся к ним документов, у депозитария существуют еще и другие, не менее важные: создание заверенных копий исходного текста договора на другом языке; организация процедуры проставления подписей участвующих сторон в конце договора; хранение документов и сообщений, имеющих отношение к договору; доведение до сведения государств, имеющих право стать участниками договора, информации о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении или присоединении, необходимое для вступления договора в силу, было получено или доставлено на хранение [3, с. 121].
Проанализировав данные функции, можно прийти к выводу, что деятельность депозитария несет в большинстве своем административный и исполнительный характер, а не политический.
Также следует различать функции депозитария и функции участника международного договора, которым может быть государство. Статья 76
Венской конвенции 1969 г. говорит о международном характере принадлежащих депозитарию функций и о беспристрастном их исполнении [1]. Однако, как подчеркивает в своей работе Ульянова Н. Н., так как депозитарий несет полную ответственность за правильное составление документов о ратификации и т.д. и ввиду этого вправе отказать в их принятии, если они составлены в нарушение основных принципов международного права [7]. Примером такого исключительного случая может послужить отказ СССР, являющегося депозитарием Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия, принять ратификационную грамоту ФРГ в 1964 г. в связи с тем, что в ней делалась попытка выступать от имени всей Германии, что являлось нарушением общепризнанных норм международного права [7].
Также в компетенцию депозитария входит внесение исправлений в текст договора и замену содержащихся в нем ошибок, если в течение установленного срока авторы договора не выскажут возражений [1, ст. 79.2.а, 79.4].
В целом возложенные обязанности должны выполняться вне зависимости от состояния внешнеполитических отношений депозитария, складывающихся с тем или иным участником договора. В случае возникновения разногласия, касающегося выполнения функций депозитария, между ним и государством-участником, первый должен проинформировать об этом вопросе все договаривающиеся или подписавшие договор государства. Так появится возможность решить все спорные вопросы совместно. В иных предусмотренных ситуациях эта проблема доводится до сведения заинтересованной международной организации [1], что в целом преследует ту же цель.
Превышение функций или же нарушение их для депозитария также считается недопустимым. Например, при приеме документов, включающих оговорки или возражения против оговорок, он не имеет права давать им юридического толкования или же проверять эти оговорки на действительность. Полномочия депозитария состоят лишь в отправке этих документов на рассмотрение участниками договора. Является логичным тот факт, что
ответственности за оговорки, сделанные участниками, депозитарий также не несет.
Сам по себе термин «оговорка» зафиксирован в Венской конвенции 1969 г. и формулируется как «одностороннее заявление, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству» [1, ст. 2].
Условия внесения оговорок в международные договоры также указаны в настоящей конвенции. Согласно ей, вносимые оговорки должны быть не запрещены самим договором, входить в число оговорок, предусматриваемых договором, быть совместимыми с объектом и целями договора [1, ст. 19]. Далее в конвенции упоминается, что оговорка, которая относится к категории определенно допускаемых договором, не требует последующего принятия ее другими участниками во всех случаях, кроме того, когда это явно прописано в договоре [1, ст. 20].
Однако ситуация по отношению к оговоркам была совершенно другой до Консультативного заключения Международного Суда ООН в 1951 г. Изначально в международном праве сложилась практика, что сделанные оговорки должны быть приняты всеми участниками договора. Депозитарий договора не должен был учитывать ратификацию, сделанную с оговорками, если они не были одобрены остальными участниками. Подобная ситуация сложилась в отношении оговорок к Конвенции о предотвращении преступления геноцида и наказании за него 1948 года. Именно относительно нее и было сделано упомянутое выше заключение Международного Суда ООН, которое считается его одним из самых важных заключений, кардинально изменившим правовой статус оговорок, приблизив его к закрепленному в Венской конвенции 1969 г.
В современном международном праве принято, что оговорки должны быть сделаны в письменной форме и быть доведены до сведения
договаривающихся субъектов международного права. Чаще всего информированием участников и государств и международных организаций, имеющих право присоединиться к договору, занимается, как уже упоминалось ранее, депозитарий.
Конечно, государство, даже являясь депозитарием, имеет право высказывать свое мнение по всем вопросам, но лишь с позиции одного из участников международного договора. Подводя промежуточный итог, стоит упомянуть, что депозитарий также имеет право на мнение по спорным вопросам, таким как юридические последствия оговорок или присоединение новых участников к договору, однако оно является лишь предварительным, и окончательное решение остается за договаривающимися сторонами.
Итак, в роли депозитария может выступать государство или несколько государств, международная организация или генеральный секретарь этой организации.
Решение о назначении депозитария может быть зафиксировано в самом договоре или вынесено в результате переговоров между участниками, или каким-либо иным образом. Например, Италия стала депозитарием Римского договора о создании Европейского экономического сообщества 1957 года, в настоящее время носящего наименование Договор о функционировании Европейского Союза, по территориальному принципу. Однако выполнение функций может быть возложено на определенное государство и вне зависимости от места проведения основных переговоров, депозитарий может быть выбран простым согласием из общего числа участников.
Также существует возможность назначения одновременно нескольких государств депозитариями одного договора. В таком случае они обязаны действовать согласованно, ставить друг друга в известность об изменении состава участников договора и т.д. Примером договора с несколькими депозитариями может послужить Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Государствами-хранителями данного договора являются СССР, США и Великобритания. Доказательством согласованности действий
депозитариев может послужить факт того, что конвенция была открыта одновременно для подписания в трех столицах государств-депозитариев: Москве, Вашингтоне и Лондоне.
Важно отметить, что в случае назначения депозитариями нескольких государств, каждое из них на правах хранителя имеет полноценный договор, подписанный всеми участниками.
В случаях, когда депозитарием международного договора является международная организация, прежде всего, следует сказать об Организации Объединенных Наций. Аксиомой является то, что в вышеуказанной ситуации функции депозитария принимает на себя Генеральный секретарь ООН. Однако, в Уставе ООН нет нормы, указывающей на данный статус Генерального секретаря. В резолюции 24 (I) от 12.02.1946 Генеральная Ассамблея лишь подтвердила о готовности ООН взять на себя функции депозитария, которые выполняла Лига Наций, в соответствии с договорами, заключенными в период существования Лиги Наций, но это никак не распространялось в отношении будущих договоров. В комментариях к Уставу ООН французский ученый УашБ-СИаитейе замечает, что депозитарные функции Генерального секретаря в документе даже не упоминаются [9]. Либо имеет место другая точка зрения Б. Симмы, который отмечает, что на Генерального секретаря возлагаются обязанности депозитария конвенций, заключенных под эгидой ООН, благодаря действиям со стороны соответствующих органов ООН [9].
Однако, говоря о роли ООН в процессе создания международных договоров, стоит учитывать, что институт депозитария в ООН не является единым с институтом регистрации договора в системе ООН, поскольку в данной системе должны быть зарегистрированы все международные договоры без исключения. Генеральный секретарь не должен принимать на себя автоматически функции депозитария, кроме тех, которые предусматривают всеобщее участие.
Выполняя функции депозитария, Генеральный секретарь руководствуется: положениями договора, сдаваемого депозитарию; обычными
нормами договорного права; общими принципами, вытекающими из резолюций Генеральной Ассамблеи и иных органов ООН.
Также стоит отметить, что зачастую высшие должностные лица специализированных учреждений ООН или сами эти учреждения являются депозитариями тех конвенций, что были разработаны под их началом. Например, депозитарием Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года является ЮНЕСКО.
Подводя итоги, следует сказать, что в настоящее время вопросы назначения нескольких депозитариев одного договора и их взаимодействия еще недостаточно хорошо изучены. Наблюдая современную картину, можно предположить, что подобная практика исчезнет с течением времени, так как тенденция универсальности общих международных договоров обретает всё большую популярность. В общих многосторонних договорах, заключенных с конца XX века, как правило, назначается один депозитарий. Чаще всего им является какая-либо международная организация, объединяющая сразу несколько государств, которые в большинстве случаев и являются участниками данного договора. Это существенно упрощает процедуру информирования о новой информации и выполнения функций депозитария в целом. Например, создание в 1995 году в рамках Содружества Независимых Государств Исполнительного комитета СНГ, который является депозитарием всех документов, разрабатываемых в данной международной организации. Подтверждением существования подобной тенденции универсальности международных договоров в последние годы может служить назначение Евразийской экономической комиссии депозитарием Соглашения о проведении совместных контрольных мероприятий по вопросам соблюдения порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов Евразийского экономического союза от 16 ноября 2021 года [10].
Российская Федерация также является участником упомянутого выше
соглашения, а так же большого числа других многосторонних международных договоров. Положение же ее как депозитария закреплено в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года. В том случае если Российская Федерация будет назначена депозитарием многостороннего международного договора, осуществление его функций будет возложено на Министерство иностранных дел Российской Федерации [2, ст. 29].
Библиографический список:
1. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (электронный ресурс) URL: https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (Дата обращения 06.07.2023).
2. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О международных договорах Российской Федерации" (электронный ресурс) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7258/?ysclid=ljucy5d3x99086 8964 (дата обращения 03.07.2023).
3. Насер А. А. Международное право. Учебник. - М.: МИИТ, 2020. -
398 с.
4. Международное публичное право: учеб. / Л. П. Ануфриева, М43 Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред. К. А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 784 с.
5. Виды международных договоров (электронный ресурс) URL: https://iccwbo.ru/blog/2016/vidy-mezhdunarodnykh-dogovorov/ (дата обращения 04.07.2023).
6. Conference on the Law of Treaties. First session. P. 467 (электронный ресурс) URL: https://legal.un.org/diplomaticconferences/1968_lot/sess1.shtml (дата обращения 06.07.2023).
7. Ульянова Н. Н. Депозитарий многостороннего договора. // В кн.: СЕМП, 1964-1965. М., 1966. С. 335-346.
8. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. (электронный ресурс) URL: https://docs.cntd.ru/document/1901942?ysclid=ljt0fzveqt650182077 (Дата обращения 07.07.2023).
9. Бальхаева С. Б., Помазанский А. Е. Правовой статус международных организаций как третьих сторон международных договоров с принципом pasta tertiis nec nocent nec prosunt (электронный ресурс) URL: https://cyberleninka.ru/article/n7pravovoy-status-mezhdunarodnyh-organizatsiy-kak-tretih-storon-mezhdunarodnyh-dogovorov-v-sootvetstvii/viewer (дата обращения 08.07.2023).
10. Соглашения о проведении совместных контрольных мероприятий по вопросам соблюдения порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов Евразийского экономического союза от 16 ноября 2021 года (электронный ресурс) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333042/?ysclid=ljuci8f1fl7074 1837 (дата обращения 08.07.2023).