Научная статья на тему 'Дентофобия детей школьного возраста: исследование причин и способов профилактики'

Дентофобия детей школьного возраста: исследование причин и способов профилактики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
443
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шаковец Наталья Вячеславовна, Антоненко Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дентофобия детей школьного возраста: исследование причин и способов профилактики»

патических ганглиях посредством последовательной индукции ИЛ-1Р и фактора ингибирования лейкемии [5, 6, 7]. При экспериментальном колите инъекции ИЛ-1Р увеличивали аксональный транспорт вещества Р, что можно было предотвратить предварительным введением капсаи-цина или дексаметазона [5, 6, 10]. В то же время SP способен усиливать прямые провоспалительные реакции в клетках-мишенях, в том числе секрецию ИЛ-1Р, ИЛ-6 и мощных хемоаттрактантов - ИЛ-8 и ФНО-а [7, 8, 10]. Показано, что провоспалительные эффекты приводят к стимуляции синтеза ИЛ-1Р [3, 5, 9].

В настоящее время активно изучаются механизмы, посредством которых ингибиторы ФНО-а подавляют продукцию провоспалительных факторов, в частности про-воспалительных нейропептидов и цитокинов. Инфликси-маб, обладая высокой аффинностью к ФНО-а, быстро связывается и образует устойчивое соединение с обеими его формами (растворимой и трансмембранной), снижает его функциональную активность и подавляет воспалительную реакцию в кишечнике [4, 11].

Считаем, что позитивное влияние Инфликсимаба при ЯК у пациентов-респондеров связано с нейтрализацией растворимого ФНО-а, восстановлением баланса ци-токинов и нейропептидов с различной провоспалительной направленностью. ФНО-а и нейропептиды являются точкой приложения в терапевтических разработках, проходящих сейчас клинические испытания; блокада активности ФНО-а и провоспалительных нейропептидов — это новый подход в терапии ЯК. Выводы:

1. У больных с тяжелым язвенным колитом содержание SP в сыворотке крови повышено, а - снижено.

2. При высокой степени клинической активности ЯК спонтанный и стимулированный синтез ФНО-а и ИЛ-1Р МНК повышен.

3. После 3 -х кратного введения Инфликсимаба содержание SP, и ИЛ-1Р в крови пациентов-респон-деров с язвенным колитом нормализовалось, а синтез ФНО-а (спонтанный и стимулированный) снизился.

4. Эффект индукционного курса Инфликсимаба на динамику продукции SP, №Г, ИЛ-1Р и ФНО-а может прогнозировать последующий позитивный клинический ответ и необходимость продолжения биологической терапии.

Литература

1. Неспецифические воспалительные заболевания кишечника / под ред. Г. И. Воробьева, И. Л. Халифа. -М.: Миклош, 2008. - 400 с.

2. Bjerrum, J. T. Assessment of the validity of a multigene analysis in the diagnostics of inflammatory bowel disease / J. T. Bjerrum, C. Nyberg, J. Olsen [et al.] // J. Intern. Med. - 2014. - Vol. 275. - P.484-493.

3. Brun, P. Neuropeptide neurotensin stimulates intestinal wound healing following chronic intestinal inflammation / P. Brun, C. Mastrotto, E. Beggiao [et al.] // J. Am. Physiol. Gastrointest. Liver Physiol. - 2005. -Vol.288. - P.621-629.

4. Ierardi, E. Infliximab therapy downregulation of basic fibroblast growth factor/syndecan 1 link: a possible molecular pathway of mucosal healing in ulcerative colitis / Е. Ierardi, F. Giorgio, M. Zotti [et al.] // J. Clin. Pathol. - 2011. - Vol. 64. - P.968-972.

5. Kara, J. Role of Neuropeptides in Inflammatory Bowel Disease / J. Kara, M. D. Gross, M. D. Charalabos Pothoulakis // Inflammatory Bowel Diseases. - 2007. -Vol. 13. - Р.918-932.

6. Karagiannides, I. Induction of colitis causes inflammatory responses in fat depots: evidence for substance P pathways in human mesenteric preadipocytes / I. Karagiannides // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. - 2006. -Vol. 103. - P.5207-5212.

7. Koon, H. W. Immunomodulatory Properties of Substance P. The Gastrointestinal System as a Model / H. W. Koon, C. Pothoulakis // N.Y. Ann. Acad. Sci. -

2006. - Vol. 1088. - P.23-40.

8. MacDonald, T.T., Monteleone I, Fantini MC, et al. Regulation of homeostasis and inflammation in the intestine / T. T.MacDonald, I. Monteleone, M. C. Fantini MC [et al.] // Gastroenterology.-2011. - Vol. 140. - P.1768-1775.

9. Neunlist, М. Changes in chemical coding of mysenteric neurones in ulcerative colitis / M. Neunlist [et al.] // Gut. - 2003. - Vol. 52. - P.84-90.

10. Ter Beek, W. P. Substance P receptor expression in patients with inflammatory bowel disease. Determination by three different techniques, storage phosphor autoradiography, RT-PCR and immunohistochemistry / W. P. ter Beek, I. Biemond [et al.] // Neuropeptides. -

2007. - Vol.41. - P.301-306.

11. Waetzig, G.H. Mechanisms of infliximab: the reverse side of a drug effect. / G.H. Waetzig, S. Schreiber // Inflamm. Bowel Dis. - 2004. - Vol. 10. №1. - P.38-43.

ДЕНТОФОБИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН И СПОСОБОВ ПРОФИЛАКТИКИ

Шаковец Наталья Вячеславовна

Канд. мед. наук, доцент кафедры стоматологии детского возраста, УО «Белорусский государственный

медицинский университет», г. Минск Антоненко Анна Николаевна

студентка 5 курса стоматологического факультета, УО «Белорусский государственный медицинский

университет», г. Минск

Одним из важнейших факторов, влияющих на распространенность основных стоматологических заболеваний, таких как кариес зубов и его осложнения, а также заболевания тканей периодонта, является мотивация к обращению за стоматологической помощью. Именно она

способствует полезному, с точки зрения здоровья, изменению отношения пациента к стоматологическим заболеваниям и их профилактике. Дентофобия способствует формированию негативного отношения лиц молодого возраста к лечению у врача-стоматолога.

Проблема взаимопонимания врача-стоматолога и пациента-ребенка остается сложной и актуальной в современном мире. По утверждению психологов, у детей, страдающих дентофобией, на подсознательном уровне укоренены страхи, связанные с лечением зубов [2]. Лишь невыносимая зубная боль может заставить их обратиться за стоматологической помощью [3]. Иногда врач не может провести эффективное и своевременное лечение из-за страха пациента перед стоматологическими манипуляциями и позднего обращения за стоматологической помощью, что приводит к ухудшению общего стоматологического статуса. В результате - высокая распространенность и интенсивность кариеса, большое количество удаленных зубов не только во взрослом, но и в детском возрасте, что указывает большую медицинскую и социальную значимость проблемы дентофобии [4,5].

Цель исследования - выявить основные факторы возникновения тревожности и дентофобии у детей школьного возраста.

Материал и методы. В 2014 году на базе ГУО «СШ № 12 г. Минска» проведен опрос 114 детей 4-9 классов с использованием анонимной анкеты для определения отношения детей к лечению у врача-стоматолога, состоящей из 11 вопросов и вариантов ответов к ним, и шкалы стоматологической тревожности Кораха (Со^^ Dental Апхiеtу Sсаlе,1969). Данная шкала включает в себя 4 вопроса с пятью вариантами ответа. В зависимости от выбранного участниками ответа итоговая сумма баллов четырех вопросов может колебаться в пределах от 4 до 20 баллов, на

основании чего определяется уровень тревожности. Интерпретация результатов, следующая: 9-12 баллов - умеренное беспокойство, 13-14 баллов - высокая тревожность и 15-20 баллов - тяжелый невроз (или фобия). В зависимости от возраста все дети были разделены на 3 группы: младшие школьники (21 ребенок), учащиеся средних классов (81 человек) и старшие школьники (12 учащихся). Предварительно было получено разрешение директора школы на проведение исследования и информированное согласие родителей на опрос детей. Данные статистически обработаны при помощи компьютерной программы Microsoft Excel 2010 с использованием методов параметрической статистики. Школьникам также было предложено изобразить на рисунках те предметы, которые больше всего тревожат и пугают их на стоматологическом приеме, затем произведен анализ их работ.

Результаты исследования и их обсуждение. На основании полученных в ходе анкетирования данных составлен ряд числовых значений, отражающих уровень тревожности детей различных возрастных групп (рисунок 1). Согласно шкале Кораха, наибольшее количество детей испытывают умеренное беспокойство - 36 человек (31,6%), на втором месте дети, имеющие дентофобию - 32 человека (28%), третье место занимают школьники, не испытывающие страх - 27 человек (23,7%), а наименьшее количество учащихся - 19 человек (16,7%) - высокую тревожность. Таким образом, 45% детей и подростков испытывают негативные эмоции тревоги при планировании посещения врача-стоматолога.

Умеренное беспокойство Высокая тревожность Тяжелый невроз (фобия) Не испытывают страх

Рисунок 1. Уровни тревожности учащихся 4-9 классов согласно шкале стоматологической тревожности Кораха

При дальнейшей оценке результатов шкалы Кораха была определено неравномерное распределение тревожных эмоциональных состояний среди учащихся 4-9 классов: наибольшее количество тревожных эмоций приходится на подростковый возраст (5-8 классы) по сравнению

с младшими школьниками и юношеским возрастом (рисунок 2). Это можно объяснить с особенностями гормональной и психологической перестройки организма подростка [1,2,6].

>s ш

I-

ш I

о со

I-

и ш т s е; о sc

14 12 1O

5

6 4 2 O

1-

ы ь = 1 1 Ü

4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс ^-Y-'

Подоост новый возоасгп

У меренное беспокойство Высокая тревожность

Фобия

Рисунок 2. Распределение тревожных эмоциональных состояний по классам в соответствии со шкалой

стоматологической тревожности Кораха

Нами была выявлена положительная средняя по силе корреляционная зависимость между значениями тревожности детей и их эмоциональным состоянием при последнем посещении врача-стоматолога (г = 0,51), а также периодом времени, прошедшем с момента последнего визита к врачу (г = 0,56). Уровень тревожности был выше у детей, которые давно не посещали врача-стоматолога и у тех, кто на последнем приеме испытывал негативные эмоции.

При рассмотрении факторов, влияющих на возникновение тревожности, было выявлено, что наиболее часто у детей и подростков страх вызывает проведение инъекций (45%); у 35% респондентов уровень тревожности повышался из-за звука бормашины; у 16% вследствие долгого ожидания перед кабинетом; 2% школьников не нравился необычный запах в кабинете (рисунок 3).

Рисунок 3. Факторы, влияющие на возникновение тревожности у учащихся при планировании посещения

врача-стоматолога

Значительно различались действия детей и подростков при появлении зубной боли в зависимости от их уровня тревожности. Школьники с низким и умеренным уровнем тревожности предпочитали полечить зуб, а дети с фобией - удалить или ничего не делать в сложившейся

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Во всех возрастных группах различались причины нежелания детей и подростков идти к врачу-стоматологу. Самый высокий процент младших школьников не хотели посещать врача из-за боязни шума (43%), а также страха и тревоги (38%). Средние школьники в большинстве случаев отказывались от визита из-за чувства беспомощности и неизвестности при работе врача-стоматолога (37%), старших школьников также беспокоило это ощущение (42%) и раздражающий звук от работающей бормашины (25%).

Детям и подросткам 4-9 классов было предложено выбрать следующие из предложенных в анкете способов по улучшению организации стоматологического приема.

Для снижения раздражающего эффекта от работающей бормашины респондентами были предложены следующие варианты: младшие школьники предпочли постоянное общение с врачом (38%) и просмотр телевизора

ситуации. С точки зрения возрастных особенностей наибольшее желание не предпринимать никаких действий по лечению зуба высказывали ученики средних классов (рисунок 4).

школьники

школьники

школьники

(33%); подростков заинтересовала успокаивающая музыка (31%), однако, треть из них считала, что их ничто не сможет отвлечь; старшие школьники в большинстве случаев предпочли прослушивание приятной музыки (42%). Здесь хотелось бы отметить, что чаще всего отрицали возможность снижения раздражающего эффекта школьники средних классов, среди которых уровень тревожности наиболее высок.

Дети высказали свои пожелания по усовершенствованию места ожидания приема у врача-стоматолога: большинство из них указали на положительное влияние просмотра телевизора и прослушивание приятной музыки. При этом младшие (57%) и средние школьники (48%) отдавали предпочтение телевизору, а девушки и юноши (50%) - приятной музыке (рисунок 5).

Полечить Удалить зуб Ничего не зуб делать

Младшие

Средние

Старшие

Рисунок 4. Намерения детей при появлении боли в зубе

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Младшая школа Средняя школа Старшая школа

Игрушки Телевизор Приятная Детские

музыка рисунки

Рисунок 5. Пожелания детей по усовершенствованию места ожидания приема врача-стоматолога

Учащимся 4-5 классов мы предложили изобразить на бумаге те предметы, которые больше всего пугают детей на стоматологическом приеме. Наиболее часто страхи детей ассоциировались с проведением инъекций, удале-

нием зубов, появлением крови (рисунок 6) и наконечником стоматологической установки (рисунок 7). Дети хотели бы видеть врачей-стоматологов в разноцветных масках и не в синих перчатках (рисунок 8).

Рисунок 6. Отношение учащихся к проведению инъекций и удалению зубов, появлением крови

Заключение. К основным факторам риска дентофо-бии относятся: необходимость проведения инъекций, раздражающий звук бормашины, длительное ожидание перед кабинетом врача. Дети и подростки с высоким уровнем тревожности должны посещать врача-стоматолога регулярно (не реже 1 раз в полгода), в связи с тем, что их страх возрастает с увеличением периода времени, прошедшего

после последнего визита. При приеме детей младшего школьного возраста лучше использовать цветные маски и перчатки светлых тонов. В приемной и кабинете врача-стоматолога желательно иметь телевизор и радиоприемник, а во время лечения активно общаться с пациентами и не допускать длительного ожидания перед кабинетом.

Рисунок 8. Отношение детей к цвету медицинских масок и перчаток

Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Г. С. Абрамов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.

2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. / В. А. Аверин. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

3. Брызгалов, А. С. Алгоритм оказания стоматологической помощи подросткам, находящимся на стационарном лечении в общесоматической клинике с различным уровнем стоматофобии: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.01.14 / А. С. Брызгалов. -Москва, 2012. - 23 с.

4. Власова, Д. С. Стоматофобия как социальная проблема: факторы формирования и возможности профилактики: автореф. дис. канд. ме д. наук: 14.02.05 / Д. С. Власова. - Волгоград, 2012. - 24 с.

5. Киселева, Е. Г., Васянина, А. А., Кузьмина, Д. А. Профилактика страха у детей перед лечением зубов. Часть 1. / Е. Г. Киселева, А. А. Васянина, Д. А. Кузьмина // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2006. - № 1-2. - 53 с.

6. Шарова, Т. Н., Антонова А. А. Прогнозирование эмоционального состояния пациентов на стоматологическом приеме/ Т. Н. Шарова, А. А. Антонова // Современная стоматология. - 2014. - № 1. - С. 9495.

НАРУШЕНИЯ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ

И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Аргутина Анастасия Сергеевна

ГБОУ ВПО НИЖГМА МЗ РФ, г. Нижний Новгород, аспирант кафедры стоматологии детского возраста

Косюга Светлана Юрьевна

Д.м.н., доцент, ГБОУ ВПО НИЖГМА МЗ РФ, г. Нижний Новгород, заведующий кафедрой стоматологии детского

возраста

Лазарев Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д.м.н., ГБОУ ВПО НИЖГМА МЗ РФ, г. Нижний Новгород, профессор кафедры профилактической медицины ФПКВ

Актуальность выбранной темы обусловлена устойчивым ростом распространенности нарушений ортодон-тического статуса в детской популяции. Многие исследователи [1, 3, 5, 6, 9 и др.] отмечают указанную тенденцию, которая не имеет склонности к снижению. Распространенность названных нарушений у детей занимает второе место в структуре стоматологической заболеваемости после кариеса [7]. Эпидемиологические стоматологические обследования свидетельствуют о том, что доля детей, имеющих те или иные нарушения ортодонтического статуса, составляет до 75% [4,6].

Необходимость устранения ортодонтических нарушений обусловлена рядом факторов. Функциональные расстройства зубочелюстной системы являются не только проблемой состояния здоровья человека, но и важным аспектом в процессе формирования личности и социального статуса [2]. Патологии прикуса, не выявленные и не устраненные в детском возрасте, в процессе роста и развития лицевого скелета, со временем приобретают более тяжелые формы, становятся более выраженными и хуже поддаются лечению [4].

Совершенно очевидно, что добиться снижения роста частоты нарушений ортодонтического статуса можно только при условии их профилактики и лечения, начиная с детского возраста.

В настоящей статье представлены результаты выборочного медико-статистического исследования, проведенного в период с 2011г. по 2014гг. (включительно) по материалам Нижегородской области.

В качестве репрезентативной выборки были отобраны 494 учащихся ряда городских школ 11,8±0,3 лет. Всем детям был проведен осмотр врачом-ортодонтом.

По результатам осмотра, больше половины школьников обладали лицом среднего типа (по ширине, 53,9%) треугольной формы (43,2%) и имели прямой профиль (50,2%). Ассиметрия лица наблюдалась лишь в единичных (девяти) случаях. В 62,6% случаев выстояние подбородка было нормальным, однако в 21,9% случаев отмечалось уменьшение выстояния, а в 15,5% - увеличение. В 81,7% наблюдений нижняя часть лица детей была в норме, у 12,6% отмечалось удлинение нижней трети лица, а в 5,7% случаев - укорочение. 88,6% детей имели носовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.