Научная статья на тему 'Денотативный аспект семантики производных глаголов'

Денотативный аспект семантики производных глаголов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
66
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VERB SEMANTICS / SEMANTICS DENOTATIVE ASPECT / FRAME / DIFFERENTLY-ROOT AND SINGLE-ROOT SYNONYMS / CONDENSED EXPRESSION / THEMED GROUP OF SYNONYMOUS VERBS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сулейбанова М.У.

It is considered questions about the nature of denotative approach in studying the semantics of the verb, which is examined as a multi-layered and diverse, nominating a particular situation as a whole. The verbs, representing a condensed expression, are not only nominating the process, but also calling the whole situation with its participants, their roles and intentions. The main advantage of the new model content model can be performed by single rooted and different rooted synonyms, as they "may have identical denotative value relation to the same subject, the phenomenon of real or imagined reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DENOTATIVE ASPECTS OF SEMANTICS DERIVED VERBS

It is considered questions about the nature of denotative approach in studying the semantics of the verb, which is examined as a multi-layered and diverse, nominating a particular situation as a whole. The verbs, representing a condensed expression, are not only nominating the process, but also calling the whole situation with its participants, their roles and intentions. The main advantage of the new model content model can be performed by single rooted and different rooted synonyms, as they "may have identical denotative value relation to the same subject, the phenomenon of real or imagined reality.

Текст научной работы на тему «Денотативный аспект семантики производных глаголов»

DOI: 10.18522/2070-1403-2017-60-1-132-138

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 81

М.У. Сулейбанова

Чеченский государственный университет г. Грозный, Россия sulejbanova/ru@mail. ru

ДЕНОТАТИВНЫЙ АСПЕКТ СЕМАНТИКИ ПРОИЗВОДНЫХ ГЛАГОЛОВ

[Suleybanova M. Denotative aspects of semantics derived verbs]

It is considered questions about the nature of denotative approach in studying the semantics of the verb, which is examined as a multi-layered and diverse, nominating a particular situation as a whole. The verbs, representing a condensed expression, are not only nominating the process, but also calling the whole situation with its participants, their roles and intentions. The main advantage of the new model -content model can be performed by single rooted and different rooted synonyms, as they "may have identical denotative value relation to the same subject, the phenomenon of real or imagined reality.

Key words: verb semantics, semantics denotative aspect, frame, differently-root and single-root syn-onyms, condensed expression, themed group of synonymous verbs.

Глагол в русском языке является не только носителем процессуального признака и отражает в своей семантике называемое им действие (в широком смысле), но и содержит информацию о создателях и участниках этого действия. Как отмечает Е.С. Кубрякова, «словообразование участвует прежде всего в наречении мира. Производные фиксируют человеческий опыт и отражают существующую в голове человека картину мира. Вместе с тем, словообразование само способствует определенному членению этой картины, содействуя выделению и описанию в картине мира новых кусков и фрагментов» [3, с. 36].

Мы надеемся решить следующие задачи: 1) используя денотативный подход, вычленить и описать тематические группы синонимичных глаголов отдельных фрагментов языковой картины мира; 2) рассмотреть смысловую организацию производящих единиц в производных глаголах; 3) выявить общие закономерности устройства фреймов.

Сущность денотативного подхода заключается в том, что семантика глагола рассматривается как многослойная и разноплановая, номинирующая ту или иную ситуацию, которая, в свою очередь, состоит из целого комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных действий.

Остановимся на производных суффиксальных глаголах, мотивированных названиями имен лиц, в структуре которых содержится в эксплицитной форме указание на производителя действия - мотивирующий субъект. Глаголы данной группы репрезентировались в следующих словообразовательных ти-пах[ст]: «с +ничатъ»;«с +ать»;«с +ить»;«с +ствовать»,в каждом из которых производные единицы могут быть рассмотрены с точки зрения принадлежности их к функциональному или характеризующему аспекту номинации.

Набор производных глаголов зависит от аспектной организации мотивирующего имени, тогда как тип глагольного значения, в соответствии с классификацией Н.Д. Арутюновой, обусловлен соотнесенностью производящего с именами идентифицирующего или предикативного типа[1, с. 386].

Производные глаголы с функциональным аспектом семантики.

Подавляющее большинство существительных, называющих лицо, -имена предикативного типа. «Семантика функциональных имен лица так многообразна, как и разносторонняя деятельность человека», - отмечает З.И. Резанова [5, с. 29].

Тематика субъектов-мотиваторов детерминирует тематическую принадлежность мотивированных глаголов.

У дериватов с функциональным аспектом наименования можно выделить следующие основные значения, зафиксированные в толковых словарях: быть кем-либо; работать кем-либо; заниматься ремеслом кого-либо; занимать должность кого-либо; выполнять обязанности кого-либо. Выявленные значения могут комбинироваться при толковании различных глагольных групп, более полно очерчивая их семантику. Ср.: директорстоватъ - занимать должность директора, быть директором какого-либо заведения; министер-ствовать - занимать пост министра, быть министром; Можно вычленить группу глаголов, образованных от имен, называющих лица исключительно по профессиональной принадлежности или занимаемой должности: учительствовать, фельдшерить, секретарствовать.

Но в большинстве случаев не существует четких разграничительных рамок между профессиональной и непрофессиональной деятельностью, так как многие функциональные действия могут выполняться субъектом как в рамках занимаемой должности, так и в свободное от работы время, ср.: монтажничать может не только человек, работающий монтажником, но и занимающийся монтажом, монтажными работами вне своих служебных обязанностей или не имеющий профессиональной квалификации монтажника.

Подобного рода дериватов, характеризующихся полифункциональностью (например, работать в качестве кого-либо, совершать работы, свойственные кому-либо или выполнять действия, напоминающие данный род деятельности), довольно высокий процент. К их числу относятся глаголы столярничать, столярить, плотничать и др.

В глагольную семантику включена функциональная характеристика субъекта, названного мотивирующим именем. В дериватах содержатся сведения о профессии субъекта, о роде его трудовой деятельности, занимаемой должности: шоферить, чабанить, кузнечить, малярить, министерствоватъ и т.д.

Специфика семантического пространства глагола заключается в том, что семантика мотивирующего существительного-субъекта зачастую эксплицитно в корневой морфеме содержит указание на место, где происходит действие: мельничать, шахтерить, дворничать. Иначе говоря,«процессы воспринимаются одновременно с предметами,которые от них неотделимы» [2, с. 52].

Все дериваты с функциональным значением вбирают в себя семантику мотивирующих имен, при этом происходит только изменение категориальной семантики мотивирующего имени. Поэтому некоторые производные глаголы наследуют синонимические связи, установившиеся между субстантивами-мотиваторами, и их синонимия носит отраженный характер. Ср. пары: кухарка - повар, кухарничать- поварничать;столяр- плотник, столярничать - плотничать;

Однако ряды подобного рода количественно ограничены, поскольку в процессе образования глаголов функциональной направленности вычленяется один из дифференцирующих аспектов профессиональной деятельности, в соответствии с чем лишь условно можно говорить о лексической синонимии таких слов, как кухарка и повар, столяр и плотник, учитель и преподаватель. Данные имена не являются полными синонимами, синонимизируясь лишь в определенных контекстах, что находит отражение и в глагольной се-

мантике. В большей степени представлены однокорневые синонимы, характеризующиеся, как правило, тождеством семантики, незначительно различаясь стилистической окрашенностью (разг. / прост.): кузнечитъ/кузнечничатъ, маклерить /маклероватъ, малярничать /маляритъ.

Глаголы данной группы толковыми словарями чаще относятся к разговорному или просторечному стилю, реже - к нейтральному, вместе с тем не выражают отрицательного или уничижительного отношения к производителю действия.

Анализ дефиниций, приводимых в толковых словарях [СО, ССРЛЯ. СТ-СРЯ и др.] позволяет вычленить сему бытийности, состояния, так как толкования глаголов зачастую даются посредством слов работать, заниматься, быть. Глаголы профессиональной деятельности оказываются на периферии группы акциональных глаголов: в них «значение действия совмещается с семантикой состояния» [4, с. 57].

Пользуясь классификацией, предложенной в ТСРГ [7, с. 698], глаголы с функ-циональным значением, на основании выявленных несубстанциональных сем, можно отнести в поле «Действие и деятельность», субполе «глаголы профессионально-трудовой деятельности» с типовой семантикой: работать кем-либо, в какой-либо должности, выполнять какие-либо профессиональные обязанности, заниматься каким-либо трудом (физическим или умственным), применяя свои знания, опыт на практике.

Исследование производных глаголов, мотивированных именами лиц с функциональным аспектом семантики, выявляет следующие закономерности: в процессе деривации производными наследуются значения производящих субстантивов с изменением их категориальной принадлежности (имя -действие, названное по имени: фельдшерить -работать фельдшером); разно-корневые дериваты, вступающие в синонимические отношения на лексическом уровне, являются по сути отраженными синонимами (синонимия мотивирующих имен первична, синонимия производных глаголов носит вторичный, отражательный характер).

Производные глаголы с характеризующим аспектом семантики.

Переходя к анализу дериватов с характеризующим значением, следует отметить, что четких границ между производными единицами с функциональным и характеризующим аспектом словообразовательного значения не существует, так как ряд многозначных глаголов совмещает оба эти значения, например, ак-

терствовать: 1. быть актером, работать в качестве актера. На базе основного функционального значения развилось метафорическое, характеризующее: 2. рисоваться, притворствовать, быть неискренним в поведении.

Наиболее разнообразны связи между мотивирующими существительными и глаголами с характеризующим словообразовательным значением. Результатом таких словообразовательных процессов являются глаголы деятельности, состояния и отношения. Производными глаголами, номинирующими деятельность, участником или создателем которой является субъект с характеризующей семантикой, репрезентируются отдельные фрагменты языковой картины мира: мошенничать, грабить, заискивать, кривляться.

Глаголами с данным аспектом семантики охватываются самые разнообразные стороны жизнедеятельности человека: поведение, манеры, владение имуществом (территорией), отношение к другим людям, образ жизни, социально-политические взгляды, место индивида в коллективе, отношение к труду, к материальным благам - все эти аспекты как бы пропускаются (фильтруются) через призму оценочности некоего стороннего наблюдателя, абстрактного носителя этических норм, фиксирующего малейшие отклонения от этих норм.

Глаголы с характеризующим значением номинируют деятельность субъекта с точки зрения соответствия-несоответствия определенным нормам морали, психофизического развития индивида, поведения его в обществе. Глаголы, в значении которых отражается несоответствие этому кодексу, проявление отрицательных черт характера количественно преобладают.

Столь явное превалирование «отрицательной» лексики, как нам представляется, объяснимо и с учетом специфики русской ментальности: все явления внеязыковой действительности со знаком «плюс» воспринимаются как нечто рядовое, само собой разумеющееся, а потому и не находящее отражения в языке; те же факты, которые воздействуют на индивида со знаком «минус», вызывают реакцию, требующую закрепления в той или иной словесной форме.

Таким образом, исследовав производные глаголы с функциональным и характеризующим аспектом семантики, мы приходим к выводам:

1. В результате словообразовательного процесса в дериватах сохраняются значения производящих субстантивов с иной категориальной принадлежностью (имя - действие, названное по имени: фельдшерить - работать фельдшером); разнокорневые производные, обнаруживающие синоними-

ческие отношения на лексическом уровне, иллюстрируются, обычно, отраженными синонимами (синонимия мотивирующих имен первична, синонимия производных глаголов носит вторичный, отражательный характер).

2. Глаголы с характеризующим значением обозначают деятельность субъекта, с точки зрения соответствия-несоответствия определенным нормам морали, психофизического развития индивида, поведения его в обществе. Глаголы с данной семантикой количественно преобладают.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955.

2. Кубрякова Е.С. Категории падежной грамматики и их роль в сравнительно-типологическом изучении словообразовательных систем славянских языков // Сопоставительное изучение словообразования славянских языков. М., 1987.

3. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. ,М., 1997.

4. Кильдибекова Т.А. Глаголы действия в современном русском языке. Опыт функционально-семантического анализа. Саратов, 1985.

5. Резанова З.И. Существительные со значением лица как мотиваторы субстантива // Вопросы структуры и функционирования русского языка. Томск, 1984.

6. Сулейбанова М.У. Единицы суперординарного уровня в системе русского словообразования // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 6. http://www.hses-online.ru

7. Толковый словарь русских глаголов / Под ред. Л.Г.Бабенко. М., 1999.

REFERENCES

1. Bally Sh. General linguistics and questions of the French language. M., 1955.

2. Kubryakova E. S. Categories of case grammar and its role in comparative-typological study of word-formation systems of the Slavic languages // Comparative study of word formation in Slavic languages. M., 1987.

3. Kubryakova E. S. Brief dictionary of cognitive terms. M., 1997.

4. Kildibekova T. A. Action verbs in the modern Russian language. Experience functional-semantic analysis. Saratov, 1985.

5. Rezanova Z. I. Nouns-meaning person as motivators substantive the structure and functioning of the Russian language. Tomsk, 1984.

6. Suleybanova M. Units of superordinary level in the system of Russian wordformation // Humanities and Social Sciences. 2016. No 6.

7. Explanatory dictionary of Russian verbs / ed. by L. G. Babenko. M., 1999.

_30 января 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.