факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение данной категории потерпевших, снижение их вторичной виктимизации, обеспечения их виктимологической безопасности.
Защита прав и интересов беспомощных потерпевших от насильственных преступлений рассматривается нами как комплекс государственных мер, направленных на социальную реабилитацию беспомощных потерпевших, пострадавших от насильственных преступлений (оказание правовой, медицинской, социальной и психологической помощи, возмещение причиненного вреда, обеспечение вик-тимологической безопасности).
Например, во Франции действует Национальный институт помощи жертвам преступлений (INAVEM); в Нидерландах - Национальная организация поддержки жертвы (NOVS); в США - Национальная организация помощи жертвам (NOVA).
Полагаем, что в целях более эффективного восстановления социальной справедливости в части возмещения вреда, причиненного беспомощному потерпевшему насильственным преступлением и устранения различных противоречий в правоприменительной деятельности необходимо закрепить в российском законодательстве методику определения стоимости человеческой жизни и исчисления вреда для расчетов компенсаций и материальной помощи данной категории потерпевших.
В правоохранительной деятельности необходимо классифицировать в соответствии с количественными и качественными показателями, а также группами и видами преступлений информационные базы по беспомощным потерпевшим; разработать программу с пошаговым алгоритмом, регулирующую процесс взаимодействия сотрудника с данной категории потерпевших с учетом их психологических и физиологических особенностей и т.д.
Соответственно, комплексное использование всевозможных государственных мер, возможностей виктимологической профилактики, ориентированных на защиту прав, свобод и законных интересов беспомощных потерпевших от насильственных преступлений, в совокупности с иными мерами предупредительного воздействия, будет содействовать уменьшению уровня преступности и стабилизации криминогенной обстановки в Российском государстве.
Список литературы:
1. Состояние преступности в России. Ф.3 -ЕГС (493). - М.: ГИАЦ МВД России.
2. Салева Н.Н. Проблема учета беспомощного состояния потерпевшего при квалификации сопряженного убийства, предусмотренного п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ // Уголовное право. 2006. N 9.
ДЕНЕЖНЫЕ СУРРОГАТЫ, КРИПТОВАЛЮТА И ЭЛЕКТРОННЫЕ _ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА_
Шильдина Мария Васильевна
Помощник депутата
Законодательного Собрания Свердловской области, г. Екатеринбург
kolodkina-mv@mail. ru
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье автор анализирует перспективы развития электронных денежных средств и рынка криптовалют в России. ABSTRACT
In the present article the author analyzes prospects of development of electronic money and the market of cryptocurrencies in Russia.
Ключевые слова: электронные денежные средства, криптовалюта, биткоин, денежные суррогаты. Keywords: electronic money, cryptocurrency, bitcoin, monetary substitutes.
Сегодня пользователи электронных денежных средств и криптовалюты, а равно как и профессиональные участники рынка электронных платежей активно обсуждают законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный Минфином России, который предлагает ввести ответственность за оборот денежных суррогатов, а также устранить давно существующий пробел в законодательстве в части определения легальной дефиниции понятия «денежные суррогаты».
Указанный законопроект предлагает дополнить Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации статьей, предусматривающей ответственность за изготовление (выпуск), приобретение или сбыт денежных суррогатов юридическим лицом, а также ввести штраф для юридических лиц в размере от трех до пяти миллионов
рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 90 суток. Про ответственность физических лиц в законопроекте не указано.
Кроме того, законопроект предлагает внести изменения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[1] в части введения понятия «денежные суррогаты». Под которыми предлагается понимать изготовление (выпуск) объектов имущественных прав, в том числе в электронном виде, используемых в качестве средства платежа и (или) обмена на денежные средства и непосредственно не предусмотренные федеральным законом. Соответственно, введение их в оборот на территории Российской Федерации, а равно и осуществление операций с их использованием запрещается.
В этой связи полагаем, что электронные денежные средства не являются денежными суррогатами, поскольку предусмотрены Федеральным законом «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 года № 161-ФЗ [2].
Вместе с тем, авторы законопроекта делают исключение и поясняют, что объекты имущественных прав, возникающие в результате исполнения сторонами обязательств по договорам гражданско-правового характера и используемые в целях стимулирования приобретения товаров, работ, услуг денежными суррогатами не признаются. Однако не конкретизируют перечень возможных объектов имущественных прав.
Полагаем, что появление данного законопроекта связано с активным развитием рынка крипто-валют (которых сегодня, к слову сказать, насчитывается около 700). В копилке запретов находится и информационное письмо банка России, размещенное на сайте http ://www. cbr. ru от 27.01.2014, в котором говорится, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют», в частности Биткоин, на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Схема обращения биткоинов основана на технологии блокчейн, развитием которой в настоящее время заинтересованы многие ведущие государства, в том числе европейские. Блокчейн - это децентрализованная база данных, которая исключает внесение изменений в уже записанную информацию. Нельзя отрицать тот факт, что про технологию блокчейн сегодня все чаще и чаще говорят руководители банков, представители научных пластов, IT специалисты, а также и то, что статьи с такой тематикой стали мелькать не только на сайтах узких специалистов, но и на таком крупнейшим российском деловом медиахолдинге, который представлен на всех ключевых контентных платформах, как РБК [3]. Кроме того, в январе 2016 года про блокчейн говорил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин (СКР РФ подготовил предложения по введению уголовной ответственности за
оборот криптовалюты), а на Давосском форуме про Блокчейн прозвучало от главы Сбербанка Германа Грефа и экс-министра финансов Алексея Кудрина, правда, в диаметрально противоположном контексте - контексте развития технологии в России.
Таким образом, принятие обсуждаемого в настоящей статье законопроекта будет устанавливать законодательный запрет на оборот криптова-лют, что, в свою очередь, если совсем не остановит, то явно затормозит развитие новых технологий, которыми так рьяно интересуются другие государства.
Думается, что население не только нашей страны воспитано на постулате о том, что государство - это единственно возможный производитель денег. Поэтому людям довольно сложно принять концепцию криптовалют как денег без государства. Вместе с тем, полагаем, что заинтересованность иностранных государств, вызвана желанием взять под контроль именно сферу обращения криптова-лют, основанных на новых, децентрализованных технологиях обращения, и не подчиненных монетарному регулятору. Цепочку блоков, лежащую в основе технологии, невозможно изменить.
Реалии современной жизни показывают, что в условиях нестабильности на финансовых рынках, которая связана с политической обстановкой в мире, криптовалюты, считавшиеся самым нестабильным активом, демонстрируют в последнее время низкую волатильность, что означает их более устойчивую курсовую составляющую по отношению к традиционным «мерам стоимости», то есть деньгам. Смело? Возможно. Но 10-15 лет назад электронные денежные средства, которые отстояли свое право на законодательное закрепление в 2011 году, тоже казались чем-то противоестественным.
Список литературы:
1. Собрание законодательства Российской Федерации, , № 28, ст. 2790.
2. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 года № 161-ФЗ // Справочно - правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/Компания «Консультант Плюс».
3. http://www.rbc.ru/maga-zine/2016/01/56ba1b779a79477d693621e7 (дата обращения 18.07.2016).