Научная статья на тему 'Денежные доходы и уровень социальной защищенности населения'

Денежные доходы и уровень социальной защищенности населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
859
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОМИНАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ / РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ / ПОКАЗАТЕЛИ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ (АБСОЛЮТНОЙ) БЕДНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викулина Татьяна Дмитриевна

В статье раскрываются условия и перспективы социальных процессов, связанных с образованием и структурированием денежных доходов населения. Дан анализ доходов, рассмотрены их качественные и количественные характеристики.Исследованы объективные и субъективные причины позитивных и негативных социальных деформаций, абсолютные и относительные тенденции изменений, приведены критерии и оценочные показатели.Выявлены перспективные направления и предложены меры позитивных изменений в социальных процессах, обусловленных изменениями в распределительном механизме денежных доходов населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Денежные доходы и уровень социальной защищенности населения»



Шияумта 31Сашьялш 3)лшт^шеёма

ЯЬеюежмме рсоссрм мл у£ёс£ет> социальнойфоищиу&нжсти, шюелетья

В статье раскрываются условия и перспективы социальных процессов, связанных с образованием и структурированием денежных доходов населения. Дан анализ доходов, рассмотрены их качественные и количественные характеристики.

Исследованы объективные и субъективные причины позитивных и негативных социальных деформаций, абсолютные и относительные тенденции изменений, приведены критерии и оценочные показатели.

Выявлены перспективные направления и предложены меры позитивных изменений в социальных процессах, обусловленных изменениями в распределительном механизме денежных доходов населения.

Номинальные доходы, реальные доходы, социальные деформации, прожиточный минимум, потребительская корзина, дифференциация доходов, показатели относительной (абсолютной) бедности, социальная защищенность доходов населения, государственная социальная политика.

Стратегия и практика современного социально-экономического развития свидетельствует, что формирование приоритетных условий для решения давно назревших проблем - модернизации и интенсификации производства, - постоянно наталкивается на необходимость усиления роли социальных факторов воздействия на хозяйственные процессы.

Образование, распределение и использование денежных доходов в обществе получает новые импульсы, связанные с трансформациями в распределительном механизме и решением ряда важнейших задач. К таким задачам относятся расширение каналов поступления населению материальных благ и услуг, обеспечение платежеспособного спроса, стимулирование производственной и хозяйственной деятельности, повышение конкурентной способности российской экономики и уровня жизни.

Динамика номинальных и реальных доходов представлена в табл. 1, которая свидетельствует о том, что, несмотря на рост доходов, их реальная величина динамично снижается. Особенно остро стоит вопрос формирования реальных доходов в связи с сохранением дефицита бюджетных средств всех уровней, предназначенных для решения социальных проблем.

Бюджетная политика ближайшей перспективы связана с увеличением расходов на силовые структуры, при этом значительно сокращаются расходы, предназначенные для социальных выплат. Корни этого явления лежат в современной государственной политике регулирования доходов населения, которая направлена прежде всего на возрастание роли платных социальных услуг для населения.

Таблица 1

Динамика номинальных и реальных доходов по годам

Показатель Номинальные денежные доходы в год (млрд руб.) Реальные денежные доходы, в процентах к предыдущему году

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Денежные доходы населения 151.2 178.8 202.8 205.6 113 114 112 110

О

^'Г-Ц

О

....

О

Рассчитано автором по www.gks.ru

Несмотря на то, что номинальные доходы населения за три года выросли в 1,4 раза, реальная их величина снизилась на 3%. Снижение реальных доходов населения, во-первых, связано с тем, что возросла налоговая и инфляционная нагрузка на социальные тарифы, потребительские товары и услуги. Во-вторых, усилилось негативное влияние этих процессов на потребительский спрос, масштабы и уровень потребления, условия и качество жизни в целом.

о

О

И«!

О

Реальные доходы отражают качественный уровень использования полученных населением денежных средств, так как в системе национальных счетов реальные денежные доходы соответствуют той части ВВП, которая поступает населению на потребление.

Известно, что в рыночной экономике во многом величина реальных доходов зависит от уровня цен. Размер реальных доходов растет, если темпы роста цен не опережают темпы роста самих доходов. Несмотря на то, что абсолютное значение реальных доходов постоянно растет (за 3 года увеличились в 2,8 раза), потребительские цены за этот же период выросли в 4 раза.

Следовательно, динамика цен опережала темпы роста реальных доходов. Это означает, что население получило в свое распоряжение меньше товаров и услуг. По экспертным оценкам российских специалистов, реальные доходы за последние годы упали на 10%, а по зарубежным - они составляют 40% от уровня доходов 1990 г. Большинство специалистов считают, что население России по реальным доходам оказалось отброшенным на уровень 70-х гг.

В современных российских условиях основная часть трудоспособного населения - наемные работники, денежные доходы которых остаются важнейшим, но не единственным источником существования.

Особое значение в условиях нарастающей бедности приобретает социальная защищенность, которая является важным источником доходов малоимущих слоев населения.

Сегодня социальная защищенность населения представлена в основном государственной системой, так как негосударственная - не получила широкого распространения из-за неразвитой социальной инфраструктуры и недоверия частным социальным институтам (негосударственным пенсионным фондам, социальным выплатам, благотворительным организациям).

Государственная социальная защита - это система мер, направленная на обслуживание граждан в старости, в случае болезни, при полной или частичной потере трудоспособности, потере кормильца, а также малоимущих семей. Помощь предоставляется гражданам, которые оказались в тяжелом положении в связи с невозможностью иметь доход выше прожиточного минимума. Государственная защита реализуется в виде социальной помощи и социального страхования.

Социальная помощь включает денежную помощь малоимущим (по бедности) и выплачивается с учетом уровня доходов или материального положения тех лиц, доходы которых ниже прожиточного минимума (сюда же отнхятся пособия на детей, инвалидам детства, по безработице).

Таблица 2

Доля социальной помощи в ВВП и доходах населения (%)

Показатели 2005 г. 2007 г, 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

1. Доля социальной помощи в ВВП 8,1 7,7 7,5 7,1 6,9 6,6

2. Доля социальной помощи в доходах населения 12,7 12,0 11,6 10,4 9,8 9,1

Расчитано автором по: Россия в цифрах. 2011. - М., 2012. - С. 117,337, www.gks.ru

Размеры социальной помощи и пособий в общем объеме ВВП за 2005-2011 гг. сократились в 1,3 раза, и в 1,4 раза уменьшилась ее доля в денежных доходах населения. Величина социальной помощи настолько мала, что не обеспечивает выполнение возложенных на нее функций и сопровождается нарастанием дифференциации, стратификации, остроты и глубины бедности, социальной конфликтности и нестабильности. Об этом свидетельствует величина прожиточного минимума и ежемесячных расходов населения (табл. 3). Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Таблица 3

Прожиточный минимум и реальные расходы населения

Показатели 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2011 г.

1. Прожиточный минимум (руб./мес.) 1210 3018 3422 3847 4593 5083 6282

2. Потребительские расходы (руб./мес.) 1660 4239 5083 6540 8220 8687 8975

Рассчитано автором по: Социальное положение и уровень жизни населения России. - М., 2011. - С.179, www.gks.ru

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что существующая величина прожиточного мини-

мума не обеспечивает нормальные условия существования, она характеризует лишь минимальный уровень выживаемости населения, поддержание физических возможностей трудоспособного человека. Ежегодный рост цен стимулирует непрерывное увеличение расходов на жизненно необходимые товары и услуги.

При этом низкий уровень социальной помощи подтверждает, что российская экономика столкнулась с обстоятельствами, которые по-новому ставят вопрос о социально-экономической роли государства в реализации социальной поддержки. С одной стороны, состояние рыночных структур накладывает естественные ограничения на деятельность государства - оно не может в течение длительного периода отладить социальный механизм и, следовательно, перемещать необходимые средства для оказания помощи нуждающимся гражданам. С другой - развитие рынка требует сокращения государственных расходов и увеличения роли негосударственного, внебюджетного финансирования. Изменение ролевых функций государства в сфере социальной защиты связано с существующими реалиями: падением темпов ВВП, сокращением доходной части государственного бюджета, ростом его дефицитности, значительными нецелевыми расходами бюджетных средств, развитием «теневой экономики».

Отмеченные причины привели к изменению структуры расходования социальных выплат, представленных в табл. 4.

Таблица 4

Динамика структуры социальной помощи населению (%)

Показатели 2000 2005 2007 2009 2010 2011

Социальная помощь, всего, в том числе: 100 100 100 100 100 100

- по временной нетрудоспособности 48,7 49,8 49,1 20,7 17,4 16,6

- на детей 34,0 32,6 31,9 14,7 12,4 18,9

- за участие в аварийных ситуациях 4,2 4,1 4,4 1,7 1,2 2,3

- материальная помощь 1,1 0,3 0,4 0,4 0,1 0,1

пособия по безработице 8,2 9,2 9,9 5,2 4,2 2,5

- ритуальная 1,4 1,2 1,2 0,6 0,3 0,2

- другие виды помощи 2,4 2,8 3,1 56,7 64,4 59,4

Рассчитано автором по: Социальное положение и уровень жизни населения России. - М., 2011. - С.180, www.gks.rn

Наибольшую долю в структуре занимают пособия на детей, а также по временной нетрудоспособности. Но их доля за последние пять лет модифицировалась в сторону сокращения доли пособий на детей (в 3,6 раза) и пособий по нетрудоспособности (в 2,9 раза), сократилась и доля выплат по безработице (в 3,3 раза). Данные изменения отражают характер происходящих преобразований и свидетельствуют о появлении негативных тенденций, обусловленных ростом безработицы, травматизма, аварий.

Все это подтверждает неэффективный характер предоставленной населению социальной помощи. Действующая система социальной поддержки, несмотря на проведенные преобразования, продолжает оставаться несовершенной и нуждается в адаптации к новым условиям.

Исследования Всероссийского центра уровня жизни населения показывают, что средства, выделяемые для социальной поддержки бедных слоев населения, используются неэффективно, часто поступают в те семьи, которые не являются бедными. Более того, сегодня низкий уровень доходов и достижение черты бедности не является необходимым условием для получения денежной помощи.

Основной недостаток действующей системы состоит в том, что социальные выплаты, выполняющие функцию социальной помощи, назначаются и выплачиваются без учета существующих доходов семьи и, как правило, безадресно. В то время как в экономически развитых странах среди действительно нуждающегося населения распределяется 50-60% социальной помощи, в России эта доля не превышает 20%.

В результате беднейшая часть населения оказывается в еще более затруднительном положении, которое формирует базу для застойной (долговременной) бедности. Усиливаются эти процессы непродуманными действиями правительства, которое проводит политику сдерживания доходов, минимальной заработной платы, прожиточного минимума, роста коммунальных услуг и т.д. По-прежнему население рассматривается как дополнительный источник проводимых государством преобразований, в то время как давно назрел вопрос о действи-

¡•■ж-.-ГТ"-..—

Г'К^-

О

Г1*;':'

тельном усилении социальной компоненты в российских условиях хозяйствования.

Таким образом, анализ показал, что размеры социальной помощи столь незначительны, что не обеспечивают нормальные условия существования большинству населения. Более того, величина государственной помощи стимулирует нарастание процессов дифференциации и бедности.

Отсюда понятно, что уже сейчас необходимо создание новой системы социальной помощи, адекватной современным условиям. Среди мер можно предложить следующие:

- создать социальную поддержку в виде специально разработанных программ по оказанию помощи тем гражданам, доходы которых не превышают величину прожиточного минимума;

- разработать и ввести минимальные социальные стандарты, которые создают возможность получать всем гражданам определенные виды социальных услуг и минимальный объем социальных благ, независимо от степени участия в производственной деятельности;

- постепенно реформировать установленный уровень выплат на образование, медицинское, социальное и жилищно-коммунальное обслуживание;

- осуществить формирование нового финансового механизма, обеспечивающего нормальное функционирование социального секгора;

- усилить адресность социальной помощи, перейти к социальному страхованию.

Кардинальные изменения в социальной помощи будут успешными при условии постепенности введения новых социальных механизмов.

Сегодня, учитывая возрастающий спрос на социальные выплаты, государство стоит перед необходимостью трансформировать систему социальной помощи, не допуская при этом нарастания бедности.

Главной целью реформ в этой области является создание такой системы, которая позволила бы получить денежную помощь реально нуждающимся гражданам и семьям. В ходе реформирования предстоит решить следующие конкретные задачи:

- повысить обоснованность предоставляемых социальных выплат с точки зрения их адресной направленности;

- обеспечить эффективный контроль над движением денежных потоков, связанных с социальными выплатами;

- учитывать при назначении пособий, выплачиваемых в порядке социальной помощи, среднедушевой совокупный семейный доход;

- законодательно закрепить право на получение только одного, наиболее выгодного для получателя вида помощи;

- создать механизм финансирования социальных пособий, обеспечив его защиту в бюджетах всех уровней;

- дополнение к пособиям развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан. Размер такой помощи определяется исходя из среднедушевого дохода, прожиточного минимума и демографической ситуации.

Разработка и внедрение новой системы социальной помощи - первоочередная задача. Предполагается, что такая система будет общедоступной, т.е. не будет привязана к конкретным категориям граждан, обеспечит приемлемый уровень дохода, позволит гражданам переходить из одной категории в другую, не теряя при этом права на получение пособия.

Для обеспечения нуждающихся граждан необходимо аккумулировать определенную часть произведенного продукта и перераспределить его от производителей дохода (наемных работников, собственников, предпринимателей) к получателям - нетрудоспособным и приравненным к ним (старикам, детям, инвалидам, безработным и т.д.). Процесс перераспределения в масштабах общества осуществляется двумя способами: через налоги и отчисления в обязательное социальное страхование. В современных условиях преобладает второй способ: финансирование за счет специальных взносов.

Особенностью страхования является его тесная связь между взносами и объемом страховых услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов. Данный принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости: вознаграждение согласно личному вкладу и личной ответственности.

В мировой практике существует два вида страхования: частное (добровольное) и государ-

ственное (обязательное). Негосударственное страхование, как правило, связано с покрытием ущерба от неблагоприятных событий, таких как катастрофы, угоны автомобиля, авиакатастрофы и других случаев. Для социально ориентированных стран общепринятым является обязательное страхование, связанное с выплатами по безработице и наступлением старости. Это объясняется следующими обстоятельствами:

- природа социальных рисков такова, что реальность появления страхового случая велика для значительной части населения. При массовой безработице или эпидемии ни одна частная компания не в состоянии выплатить страховку всем пострадавшим;

- человек не всегда осознает реальность угрозы для себя лично. В этих случаях значительная часть населения не станет добровольно страховаться и частные страховые компании не смогут привлечь необходимые объемы денежных средств;

- в рыночной экономике имеют место изъяны, связанные с недопроизводством страховых услуг, которые необходимы обществу для поддержания его нормальной жизнедеятельности. Восполнить потребность в таких услугах может только государство, которое несет большую ответственность в обществе и имеет присущие только ему финансовые возможности. По отдельным видам социальных рисков оно вводит принудительное страхование, делая тем самым страхование всеобщим.

Несмотря на то, что основную нагрузку по социальному страхованию несет государство, оно берет на себя не весь объем страховых услуг, а только тот, который не под силу частным страховым компаниям.

Вместе с тем частное и государственное страхование, взятые вместе, не могут покрыть все социальные риски и бедствия, т.е. страхование по своим масштабам ограничено и обязательно должно дополняться социальной помощью.

В России также функционирует два вида социального страхования (государственное и негосударственное), связанного с обеспечением социальных гарантий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К государственному социальному страхованию относятся пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование, выплата пособий по безработице, действующая ближе к социальному обеспечению, чем к страхованию.

Проводимые преобразования существенно изменили ресурсное обеспечение социального страхования. На фоне глубокого экономического кризиса, масштабного спада объемов производства, ВВП и резкого ухудшения ресурсной базы социального обеспечения значительно возрастают потребности в дополнительных денежных средствах. Бремя социальных расходов становится непосильным для российского государства, а их дальнейшее увеличение вступает в острое противоречие с потребностями экономического роста.

Оказывая социальную поддержку в небольших объемах и большому числу населения, государство превращается во всеобщий «собес». В результате формируется противоречие между растущими потребностями в социальном страховании и эффективным его осуществлением.

Согласно оценкам Международной организации труда (МОТ), в России эффективность социальной поддержки равна 19%, в то время как в большинстве западных стран она составляет 30-50%. Выход из этой ситуации связан с более экономным использованием ограниченных финансовых ресурсов, с привлечением нетрадиционных источников, активизацией социально-страховых механизмов.

В настоящее время попытки сформировать эффективную систему социальной защиты доходов населения не принесли ощутимых результатов. Механизм социальной защиты все еще не отвечает требованиям ведения рыночного хозяйства в современных условиях. Дальнейшее развитие социальной защиты связано с реформированием таких ее составляющих, как социальное страхование, социальное обеспечение, а также с введением института вспомоществования.

Дальнейшее развитие должна получить система социального обслуживания лиц, частично или полностью утративших возможность обслуживать себя самостоятельно и нуждающихся в постоянном уходе. Социальные услуги указанной категории граждан предоставляются бесплатно или на льготных условиях по месту жительства, а также в специализированных учреждениях. Особое значение в связи с этим имеет совершенствование системы медицинской, социальной и трудовой реабилитации инвалидов. Такая система должна включать использо-

О»?

О

ш

' -л. ,. : '

¡««ЗН

1Г"

Ь„=и„!

О

\fi-fifj- е.; Л

О

вание современных средств восстановления утраченных инвалидами функций и интеграцию инвалидов в общественную жизнь.

В связи с ростом бедности на современном этапе необходимо организовать социальное обеспечение, включив в него государственную поддержку социально уязвимых слоев населения. Лицам, имеющим по объективным причинам низкие денежные доходы, следует гарантировать доплаты из специально созданного для этих целей государственного фонда (пособия по малообеспеченности). При этом размер пособия следует определять дифференцированно в зависимости от среднедушевого дохода семьи, количества и возраста детей.

Особое значение в системе государственной защиты в связи с падением реальных доходов населения приобретает создание института вспомоществования. В настоящее время, как правило, не удается обеспечить гарантированный доход на уровне минимального бюджета (прожиточного минимума), вследствие чего возникает необходимость введения целевых пособий, выдаваемых наименее обеспеченным гражданам в денежной или натуральной форме. Такая практика уже имеет место. Так, малоимущим слоям населения производятся денежные выплаты или льготная выдача продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов, топлива и так далее.

Существенную роль в социальной защите играют льготы, связанные с содержанием жилья, проездом в общественном транспорте и др. Для лиц, не подлежащих социальному страхованию, через систему вспомоществования следует ввести различные виды социального обслуживания (создание приютов, пансионатов и т.д.).

Вместе с тем новый механизм государственного вспомоществования не должен создавать так называемый эффект «ловушки бедных», т.е. не должен снижать заинтересованность в трудовой деятельности и усиливать зависимость от социальной поддержки. Важным условием эффективности социальной помощи, как в денежной, так и в натуральной форме, является индивидуальный (адресный) подход к ее назначению.

В современных условиях дефицитности государственного бюджета особое значение имеет проблема источников финансирования системы социальной защиты. В этой связи первостепенная роль принадлежит поиску нетрадиционных подходов и разнообразных ресурсов, а также перераспределению бюджетных средств и выявлению новых источников финансирования (привлечение финансовых средств частного сектора).

В целях стимулирования дополнительного привлечения средств для социальной защиты необходимо организовать на государственном уровне более простой и льготный порядок образования и функционирования государственных пенсионных фондов, страховых компаний, осуществляющих добровольное фиксирование социального страхования и обеспечения.

Таким образом, создание и реализация нового механизма социальной защиты позволят усилить роль государства в этой области, обеспечат стабильность необходимых выплат малодоходным слоям населения и позволят гарантировать реальную доходность денежных средств населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.