Научная статья на тему 'Экономическое содержание социальной поддержки населения как элемента социально ориентированной финансовой политики'

Экономическое содержание социальной поддержки населения как элемента социально ориентированной финансовой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова М.В.

Предметом исследования в данной статье изучение денежных выплат за счет государственных фондов финансовых ресурсов, а также за счет благотворительных и некоммерческих организаций (эти выплаты могут иметь форму зарплаты или целевого субсидирования); вышеуказанной второй группы денежных доходов населения. Такие доходы возникают у людей как результат процесса денежного перераспределения, главным образом, в рамках государственного бюджета. Государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домохозяйства образуются по мере многократного распределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений каждого домохозяйства и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое содержание социальной поддержки населения как элемента социально ориентированной финансовой политики»

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

экономическое содержание

социальной поддержки населения как элемента социально ориентированной

финансовой политики

В условиях рыночной экономики домашние хозяйства постоянно участвуют в финансовых отношениях, причем последние возникают как внутри домохозяйства, так и с внешними субъектами рынка. Практически домохозяйства выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых предприятиями и организациями; предоставляют им же факторы производства; сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, инвестируя деньги в реальные и финансовые активы.

Денежные доходы домашних хозяйств в свете их экономического содержания можно условно разделить на 3 группы: первая — доходы, связанные с участием в производстве товаров и услуг, приобретаемых другими членами общества за деньги; вторая — денежные выплаты за счет государственных фондов финансовых ресурсов, а также за счет благотворительных и некоммерческих организаций (эти выплаты могут иметь форму зарплаты или целевого субсидирования); третья — доходы, связанные с финансовыми операциями: проценты по вкладам, страховые возмещения, доходы от операций с ценными бумагами, валютой, и др.1

В данной статье рассмотрим вторую группу денежных доходов населения. Такие доходы возникают у людей как результат процесса денежного перераспределения, главным образом, в рамках государственного бюджета. Государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домохозяйства образуются по мере многократного распределения стоимости совокупного

1 Лушин С.И. Финансы домашних хозяйств / Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2003. - С. 458.

М.В. ГОНЧАРОВА,

кандидат экономических наук Волгоградское отделение Сбербанка России

общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений каждого домохозяйства и государства. Повышение налоговых ставок на доходы физических лиц ведет к сокращению их реальных доходов, вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные государством посредством налоговых сборов, направляются через бюджет на реализацию социальной политики: в сферу здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, социального страхования и социальной поддержки. Данная группа доходов имеет относительно меньшее экономическое значение, чем первая (доходы, связанные с производством товаров и услуг), но, несомненно, может быть мощным ресурсом увеличения платежеспособного спроса в экономике, причем именно за счет средств государственного бюджета. Очевидно, что социальная политика современного государства должна иметь четкую рыночную ориентацию и обеспечивать всем категориям населения доходы (включая социальные выплаты) такого уровня, который позволял бы каждому человеку иметь достойные условия жизни и предъявлять платежеспособный спрос на товары и услуги высоких, передовых потребительских стандартов. В этой связи автор статьи поддерживает концепцию «экономики потребления», которую предложили С.В. Барулин и Е.В. Барулина2.

С позиции указанных авторов и с учетом наших дополнений теоретическая модель российской «экономики потребления» может быть сформирована из следующих основных положений:

1. На протяжении последних 10 лет попытки стимулировать производство и инвестиции — сово-

2 Барулин С.В., Барулина Е.В. Модель «экономики потребления» и финансовые механизмы ее реализации в России // Финансы и кредит. - 2005. - № 20. - С. 8. - С. 20.

купное предложение — ограничиваются внутренней неплатежеспособностью спроса населения и предприятий, их низкими возможностями потребления. Необходимо сместить акцент в экономической и финансовой политике с производства на потребление. Путем расширения платежеспособного спроса создаются условия для роста потребности в товарах и услугах, следовательно, и для стабильного общего экономического роста.

Объектом государственного регулирования становится эффективный потребительский спрос — платежеспособный спрос, реализуемый в потреблении, адекватный росту предложения (производства) товаров и услуг. Главным звеном экономической политики роста, учитывая более высокую склонность населения России к потреблению, нежели к сбережению, будет результат спроса

— потребление. Дополнительные деньги (как частные, так и государственные), направленные на увеличение зарплат, пенсий, социальных пособий, в образование, науку, здравоохранение, культуру,

— это вложения в основное богатство общества

— человека — будут всегда эффективны не только в социальном аспекте, но и для экономики в целом. Существенное повышение заработной платы в бюджетной сфере, увеличение пенсий и социальных пособий инициируют рост оплаты труда и в частном секторе, что, в конечном счете, отразится в бюджете ростом поступлений по НДФЛ, ЕСН, ндс, акцизов, таможенных пошлин и налога на прибыль ввиду роста объемов производства, продаж и доходов.

2. В рамках действенного антимонопольного законодательства и активной работы Правительства РФ по государственному регулированию монопольных цен повышенный потребительский спрос на конкурентном рынке и вызванное им увеличение цен должны привести к росту предложения товаров и услуг и к снижению (или стабилизации) цен, т. е. к реальному экономическому росту. нельзя допускать диспропорций при планировании регулируемых цен и тарифов по отношению к плановым показателям инфляции в стране. Государственное регулирование цен должно стать особой сферой государственной социальной политики, потому что в бедной России цены на многие потребительские товары такие же или выше, чем в богатых странах Европы и США.

3. Последовательное укрепление рубля, установление реального курса рубля к иностранным валютам (доллар, евро и др.), конвертируемость российских денег за рубежом позволят миними-

зировать объемы валютных и рублевых интервенций на ММВБ, прекратить обязательную продажу Банку России валютной выручки экспортерами. дорогой и свободно конвертируемый рубль уменьшит склонность населения России к валютным сбережениям, активизирует вовлечение российских денег через кредитную систему в хозяйственный оборот. Положительный эффект будет иметь деноминация рубля: уменьшение с начала 2008 г. нарицательной стоимости денег в 10 раз.

4. Реальная государственная поддержка малого бизнеса обеспечит повышение качества конкурентной среды на внутреннем рынке. Можно перейти от регистрационного к заявительному порядку предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса, не использующих наемный труд; квотировать их участие в конкурсах на выполнение государственного (муниципального) заказа; выделять бюджетные кредиты и субсидии компаниям научно-прикладных и наукоемких сфер производства.

5. Стимулирующая государственная жилищная политика способствует росту покупок жилья и другой недвижимости, что является эффективным способом превращения личных доходов из сбережений в потребление и накопление, а также увеличивает спрос на продукцию строительной индустрии, различные товары для дома, и закономерно — способствует росту доходов предприятий и налогов.

Структура использования ВВП России, а также некоторые социальные и макроэкономические параметры за прошедшие 5 лет отражены в таблице.

6. Средний класс, состоящий не только из предпринимателей, но и интеллигенции, квалифицированных рабочих и служащих, — основной потребитель внутреннего рынка, экономическая и политическая опора стабильного государства, охватывает в развитых зарубежных странах 60—80% населения. В России роль государства в подтягивании доходов населения до уровня, соответствующего уровню среднего класса, должна быть в настоящее время весьма высокой, учитывая отсутствие сильных профсоюзов, способных взять на себя часть социальной функции государства.

7. Потребительская корзина должна отражать уровень потребления нормального цивилизованного человека среднего финансового достатка (живущего без роскоши и излишеств, но достойно). Экономически, медицински и социально обоснованная потребительская корзина становится ориентиром для средней зарплаты по стране и

Структура использования ВВП, расходы консолидированного бюджета, использование доходов, прожиточный минимум

населения России

Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Расходы на конечное

потребление в %:

домохозяйств 47,7 49,8 49,6 48,5 48,2

государственных учреждений 16,2 16,9 16,9 16,4 16,8

некоммерческих организаций 1,2 1,4 1,2 0,8 0,9

Валовое

накопление в % 22,1 21,1 20,8 21,6 20,3

Чистый

экспорт в % 12,8 10,8 11,5 12,7 13,8

Использование денежных доходов населения в %

на покупку товаров и услуг 67,7 67,0 59,4 60,9 62,3

на оплату обязательных платежей 10,8 9,1 9,4 10,3 10,9

накопления - вклады и ценные бумаги 9,3 11,3 15,9 11,5 13,2

на покупку иностранной валюты 5,7 5,3 5,5 7,4 6,1

Прирост денег на руках в % 6,4 6,8 9,8 9,9 7,5

Расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероп- 30,8 40,3 29,7 31,4 28,3

риятия в %

доходы консолидированного Бюджета (суммарно НДФЛ, ЕСН, налог на - - - 10,6 14,2

имущество) в % - - - 8,2 9,8

9,6 10,2 11,0 2,7 2,9

Реальная начисленная среднемесячная зарплата 1 работника в %, 127,2 110,2 114,7 106,3 109,1

декабрь к декабрю года

Реальная назначенная среднемесячная пенсия в %, декабрь к декабрю 116 112 107 103,8 104,7

года

Стоимость минимального набора продуктов питания в рублях в расчете 891,1 1 004,9 1 081,2 1 218,7 1 383,8

на 1 месяц на 1 человека

Величина прожиточного минимума 1 629 1 967 2 304 2 602 2 869

трудоспособного населения в рублях

Золотовалютные резервы страны 36,6 47,8 76,9 124,5 173,1

в млрд дол. США

Источник: Экономический журнал ВШЭ. - 2005. - № 3. - Т. 9. - С. 414. - С. 439.

элементом стратегии в государственной социальной политике. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - база исчисления окладов работников бюджетной сферы, пенсий и социальных пособий - до 2010 г. должен вырасти до рыночной стоимости научно обоснованной потребительской корзины.

Современные социальные стандарты должны разрабатываться не минимальными, а с учетом потребления социальных благ обыкновенным человеком со средним финансовым достатком и перспективой на потребительскую платежеспособность среднего класса как основной по численности группы населения страны. Каждый гражданин страны должен иметь право получать за счет государственного бюджета равное количество социальных благ, независимо от территории его проживания.

С.Г. Горбушина справедливо отмечает, что с развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В

условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего

- бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач

- структурной перестройке, научно-техническом развитии, поддержании конкурентоспособности отечественного производства. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений3.

3 Горбушина С.Г. Бюджет и бюджетная система / Финансы:

Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Ковалева.

- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. - С. 185.

Государство в современной рыночной экономике должно расходовать деньги не на укрепление собственного господства и принудительное достижение утопических идеалов, а на поощрение хозяйственного и социального прогресса. Важнейшее условие для этого — нахождение правильного в текущей экономической ситуации соотношения методов рыночного и государственного регулирования. Социальное правовое рыночное государство гарантирует компенсацию потери среднего дохода своим гражданам на уровне, обеспечивающем достойную жизнь за счет бюджетных финансовых средств, независимо от личного вклада человека в их формирование.

С.И. Лушин верно выделяет область деятельности государства, где у последнего почти нет конкурентов — социальные трансферты — чисто перераспределительные отношения, когда денежные средства предоставляются совершенно безвозмездно. социальные трансферты не предполагают никакого возмещения затраченных денег, выделенные ресурсы потребляются, взамен не дается ничего (пенсионное обеспечение, социальное страхование). Эти расходы появились в государственных финансах лишь в XX в., и в настоящее время расходы на социальные нужды — один из важнейших элементов всего блока государственных финансов4.

Первоначально концепция социального обеспечения сформировалась из более ограниченного определения социального страхования, появившегося в начале XX столетия, в рамках которого право на получение пособий тесно увязывалось с конкретными условиями занятости и уплатой взносов застрахованным лицом, вследствие чего сфера охвата данных систем была более ограниченной, а размер социальных выплат был не столь велик. В 1950—1960 гг. на основе стабильного экономического роста этот подход перерос уже в концепцию социальной защиты населения. сформировавшаяся в индустриальных странах система социальной защиты позволяла преодолевать диспропорции рыночной системы, связанные с неравномерным и несправедливым распределением доходов, вселила в людей чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне, благодаря особой финансовой политике государства5.

Государственная финансовая политика понимается как совокупность социально-экономических

4 Лушин С.И. Указ. соч. - С. 134.

5 Шутяк Е.Н. Финансовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации. — Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. — С. 7. — 9.

мер по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Главная цель финансовой политики государства XXI в. — создание условий ускоренного социально-экономического развития общества, повышение финансовой состоятельности и качества жизни населения. Учитывая конституционные установления Основного закона Российской Федерации о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, вся финансовая политика есть суть социальной политики. К сожалению, в сегодняшней России данное положение еще не реализовано. Вместе с тем концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса страны, и стратегическими задачами России в текущем десятилетии в области социальных отношений являются:

- создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям развития рынка;

- улучшение состояния здоровья населения, раз -витие массовой физической культуры, спорта, туризма;

- развитие культурного потенциала страны, доступность культурных ценностей широким слоям населения;

- создание цивилизованного рынка труда;

- обеспечение адресной и дифференцированной поддержки граждан с доходами ниже прожиточного минимума за счет бюджетных средств;

- повышение устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий;

- проведение системных изменений в жилищной сфере в целях повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения6.

В.В. Иванов считает, что социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, сферу финансовой помощи отдельным социальным группам населения7. А.И. Роккель утверждает, что система финансового обеспечения сферы социальной защиты населения включает в себя

6 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. — 3-е изд., испр. и перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — С. 397.

7 Иванов В.В. Финансовая политика / Финансы: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В. В. Ковалева. — М.: ТК Велби,

Изд-во Проспект, 2004. - С. 25.

государственное и корпоративное, обязательное и добровольное, пенсионное, социальное и медицинское обеспечение и страхование, социальное льготирование и другие сопряженные с социальными вопросы8.

Частью социальной политики, меры которой непосредственно направлены на реализацию социальных гарантий населения, является социальная защита. В ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», например, социальная защита определена как система мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих льготы... Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита — это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Е.Н. Шутяк справедливо указывает, что социальная защита входит в контекст социальной политики, включая в себя социальное обеспечение и социальное страхование, а также нематериальные формы социальных гарантий, предоставляемых в результате законодательного процесса. Социальное страхование предполагает получение социальных трансфертов при условии уплаты рисковых взносов, а социальное обеспечение охватывает все виды трансфертов (выплаты по социальному страхованию, государственные пособия, индивидуальную социальную помощь, обслуживание). Эти понятия соотносятся друг с другом по принципу «матрешки». Социальное страхование находится «внутри» социального обеспечения, а последнее — «внутри» социальной защиты. Также автор определяет четыре направления развития системы финансового обеспечения социальной защиты населения:

1) социальное страхование, основанное на принципе солидарности;

2) социальное обеспечение, предполагающее выплату универсальных пособий или финансирование услуг за счет общегосударственных доходов;

3) социальная помощь в форме пособий или материальных услуг, предоставляемых с условием

8 Роккель А.И. Формирование и развитие системы финансового обеспечения социальной защиты в России / Автореферат дис. канд. экон. наук. — Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. — С. 5.

персональной проверки нуждаемости, за счет общегосударственных доходов;

4) государственная поддержка корпоративного и личного страхования социальных рисков9.

В.Д. Роик правильно определяет социальную защиту как социально-экономическую категорию: «Социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов работодателей и работников, общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе трудовой)»10.

О.В. Врублевская, М.В. Романовский верно отмечают, что существующая в России система социальной защиты населения формировалась под воздействием различных социально-экономических и политических факторов на протяжении многих десятилетий. Она включает в себя пособия и социальные выплаты, льготы и компенсации различным категориям граждан, социальную помощь нуждающимся гражданам. Система государственных социальных льгот и выплат позволяет частично компенсировать населению низкие заработки, плохие условия труда, недостатки системы пенсионного обеспечения, а в ряде случаев служит дополнительным стимулом привлечения к различным видам деятельности в отрасли с тяжелыми и вредными условиями труда. Однако изменившаяся социально-экономическая ситуация требует уточнения принципов, критериев и условий предоставления льгот населению11.

В отличие от категории социальной защиты, исследования, которые провели ученые, методология и механизмы финансового обеспечения социальной поддержки населения России до последнего времени не входили в число концептуальных научных разработок. Пока современная «отечественная экономическая наука уделяет незаслуженно мало внимания теоретико-методологическим аспектам социальной защиты, что обусловливает серьезное отставание России в разработке эффективных социальных программ. Принимаемые социальные решения часто носят разрозненный, краткосрочный характер и далеко не всегда могут рассматриваться в качестве элементов или форм единой системы»12.

9 Шутяк Е.Н. Указ. соч. - С. 3. — С. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Роик В.Д. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд. — 2000. — № 11. — С. 42.

11 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Врублевская О.В. и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. — 3-е изд., испр. и перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — С. 518.

12 Янова С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм. — СПб.: Изд-во СпбГУЭФ, 2000. — С. 20.

Во избежание терминологической путаницы укажем, что в течение примерно последних 5 лет как в нормативном обороте, так и в экономической литературе, чаще употребляется именно термин «социальная поддержка» (в отличие от первоначально установленного понятия «социальная помощь»). Мы также придерживаемся этого термина, в том числе и для более четкого разграничения понятий «социальная помощь» и «медицинская помощь».

Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»13 устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Законодателем используются следующие основные понятия:

- государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

- социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;

- субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг;

- компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Государственная социальная поддержка оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ; адресного и рационального использования бюджетных средств. Размер государственной социальной поддержки указанным группам населения определяется законодательством субъектов РФ в пределахразницы между величиной прожиточного минимума и общим доходом членов семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Существует исчерпывающий перечень14 видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого

13 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

14 Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ.

2003. № 34. Ст. 3374.

дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, который был в 2003 г. утвержден Правительством РФ во исполнение соответствующего Федерального закона15.

Оказание государственной социальной поддержки реализуется в следующих двух основных формах:

- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Органы местного самоуправления осуществляют оказание государственной социальной поддержки в пределах передаваемых им органами государственной власти для этих целей полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами.

Например, в 2003 г. в бюджете Санкт-Петербурга расходы на социальную политику составили 9 251 млн руб. - 12% общей суммы расходов бюджета. Правительство города последовательно реализует социальную поддержку горожан, включая мероприятия по оказанию финансовой помощи ветеранам, инвалидам, малоимущим гражданам, семьям, имеющим детей, работникам бюджетных учреждений. В городе установлены различные виды доплат и надбавок работникам учреждений образования, здравоохранения, социальных служб. Финансируется сеть учреждения социального обслуживания, в том числе 15 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 7 тыс. мест, несколько территориальных центров и отделений для оказания нуждающимся гражданам социальной помощи на дому, а также учреждений по обучению инвалидов, детских приютов и центров социальной адаптации. С 1995 по 2003 г. доля социальных расходов в бюджете Санкт-Петербурга возросла с 5,4 до 12% общей суммы расходов, при этом в числе социальных расходов:

- выплата ежемесячных пособий на детей;

- бесплатные медикаменты для льготников;

- компенсация расходов предприятиям общественного транспорта за льготный и бесплатный проезд пассажиров;

- компенсация расходов предприятиям жилищно-коммунального хозяйства за предоставление отдельным категориям жителей льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;

15 Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 2003. № 14. Ст. 1257.

- финансовая поддержка малообеспеченных граждан;

- безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья гражданам льготных категорий;

- летняя оздоровительная кампания для детей и подростков;

- бесплатное зубопротезирование и другие ме-роприятия16.

Нельзя не отметить все возрастающей роли негосударственных работодателей в формировании и финансовом обеспечении локальных систем социальной поддержки. Такие финансовые отношения возникают на уровне определенных хозяйствующих субъектов-организаций и их работников. Как правило, эти отношения не связаны с системной социальной поддержкой малоимущих граждан, последняя осуществляется через специальные корпоративные благотворительные акции и программы. Негосударственные системы социальной поддержки направлены, прежде всего, на закрепление и развитие корпоративного кадрового потенциала, его материальное стимулирование и повышение квалификации.

Автор считает, социальная поддержка может и должна исследоваться как финансовая категория, поскольку факторы, от которых зависит развитие всей системы социальной поддержки, находятся в сфере распределения, а экономической основой самой социальной политики является денежное распределение и перераспределение доходов, исходя из принципа солидарности. Социальное государство в условиях рыночной экономики имеет возможность содержать нетрудоспособных и поддерживать малоимущих только за счет валового национального продукта, перераспределяемого в их пользу.

В контексте социально ориентированной финансовой политики распределительные отношения для социальной поддержки населения происходят в денежной форме (налоги, страховые взносы, пенсии, пособия, субсидии, компенсации, финансирование товаров и услуг). Денежное перераспределение проявляется в двух ракурсах: финансовом (бюджет, фонды страхования, иные государственные учреждения) и межсубъектном (деньги распределяются между людьми персонально). В целом отношения в связи с социальной поддержкой населения являются денежными перераспредели-

16 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/О.В. Вруб-левская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. — 3-е изд., испр. и перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — С. 523.

тельными отношениями. Следовательно, можно обоснованно рассматривать социальную поддержку населения как финансовую категорию.

Тогда в качестве финансовой категории можно сформулировать следующее определение социальной поддержки: финансы социальной поддержки населения есть система денежных перераспределительных отношений, обеспечивающих формирование из налоговых источников и специальных взносов централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, которые используются в фондовой форме путем применения специальных финансовых механизмов.

Финансовая система смоделированной «экономики потребления», на взгляд автора, должна включать следующие финансы:

- домашних хозяйств;

- бюджетной сферы;

- производственной сферы;

- непроизводственной сферы.

В соответствии с такой структурой финансовой системы России финансы социальной поддержки населения, являясь элементом социально ориентированной финансовой политики, одновременно представляют собой звено финансов непроизводственной сферы. Значит, финансовое обеспечение социальной поддержки населения предполагает взаимообмен денежных потоков между звеньями финансовой системы при осуществлении отношений:

- по формированию источников финансовых ресурсов для социальной поддержки;

- по использованию этих ресурсов, т. е. финансированию мероприятий социальной поддержки.

Безусловно, всех звеньев системы и этапов указанных отношений касается финансовый контроль.

Вся система социальной поддержки населения охватывает несколько подсистем, в их числе: домашние хозяйства; бюджетная система; внебюджетные фонды; система органов государственной (муниципальной) власти и управления; система налогообложения; частные организации-работодатели; индивидуальные меценаты-благотворители. В процессе реализации мероприятий социальной поддержки названные подсистемы взаимодействуют через взаимопроникновение денежных средств. Эффективность их взаимодействия предопределяет результативность соответствующих расходов и фактической социальной направленности финансовой политики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.