Рожков Юрий Владимирович экономические
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ... науки
УДК 336.711
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ: АНТИМОПОЛЬНЫЙ АСПЕКТ
© 2016
Рожков Юрий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела Хабаровский государственный университет экономики и права (Россия)
Аннотация. В статье раскрываются основные проблемы, связанные с функционированием Банка России как важнейшего института денежного-кредитного регулирования экономикой. Доказано, что денежно-кредитная политика ЦБ РФ по некоторым параметрам не отвечает антимонопольным принципам управления банковской сферой. Это связано с тем, что такая политика направлена на поддержку крупных российских банков с государственным участием в капитале. Отмечается дуализм деятельности Банка России: он является не только органом государственного регулирования, но и крупнейшим финансовым посредником, поэтому сам нуждается в антимонопольном регулировании, которое необходимо осуществлять в форме саморегулирования. Поставлена проблема необходимость постепенного перехода Центрального банка Российской Федерации от политики правил в проведении денежно-кредитной политики к дискреционной политике. Такой переход позволит мегарегулятору применять весь спектр его финансовых инструментов, а не только отдельных методов денежного-кредитного регулирования как это имеет место в современных условиях. Предложено проведение в рамках научной общественности России широких дискуссий по развитию теории денежно-кредитного управления, формированию основ дискреционной денежно-кредитной политики, использованию в этой важной сфере мирового опыта, включая опыт антимонопольного регулирования.
Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, денежно-кредитное регулирование, денежно-кредитная политика на основе правил, дискреционная денежно-кредитная политика, банковский монополизм, антимонопольное законодательство.
MONETARY POLICY OF THE BANK OF RUSSIA: ANTIMONOPOLY ASPECT
© 2016
Rozhkov Yuri Vladimirovich, doctor of economical since, professor of the chair «Banking» Khabarovsk State University of Economics and Law (Russia)
Abstract. The article reveals the basic problems related to the functioning of the Bank of Russia as the most important institution of monetary regulation of the economy. It is proved that the Central Bank monetary policy in some respect does not meet antitrust banking sector management principles. This is due to the fact that this policy aims to support large Russian banks with state participation in the capital. There dualism of the Bank of Russia can be distinguished: it is not only the agency of state regulation, but also the largest financial intermediary, so itself it needs an antitrust regulation, which should be implemented in the form of self-regulation. The problem of the need for a progressive transition of the Central Bank from the policy rules in the conduct of monetary policy to a discretionary policy is shown. This transformation will allow applying the whole range of mega-regulator's financial instruments, not just the individual methods of monetary control as it is today. It is proposed to hold wide-ranging discussions on the development of the theory of monetary management within the Russian scientific community, forming the foundations of discretionary monetary policy, the use in this important area of international experience, including the experience of antimonopoly regulation.
Keywords: Bank of Russia, monetary regulation, monetary policy based on the rules, discretionary monetary policy, banking monopoly, antitrust laws.
ВВЕДЕНИЕ направлена на поддержку крупных коммерческих банков
Экономика Россия находится сегодня в сложной си- с государственным участием в капитале. Деятельность туации. С одной стороны серьёзное влияние на это ока- таких банков, особенно, Сбербанка России, во многом зали санкции США и стран ЕС, с другой, - значительное носит монопольный характер, но государственные орга-падение цен на экспортируемые страной углеводороды. ны управления на это не обращают внимания. Сказались и застарелые проблемы, связанные с архаич- ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БАНКА РОССИИ ной структурой производства, монополизмом в деятель- В экономической литературе в последние годы ве-ности ряда предприятий ведущих отраслей - до сих пор дётся дискуссия о том, что должен делать центральный влияние естественных монополий на экономику велико. банк для экономики страны. С одной стороны, свои по-Здесь и устаревшие морально, изношенные основные зиции озвучивает академик С.Ю. Глазьев и его сторон-фонды большинства отраслей промышленности, низкие ники, с другой, - центральный аппарат ЦБ РФ. Не надо темпы внедрения основных фондов предприятиями и исключать из этого списка и научную общественность т.д. страны.
Перечень проблем, стоящих перед экономикой РФ, Не касаясь пока существа дискуссии, отметим, что огромен. Весьма велико и число рецептов выхода эконо- Банк России должен в своей деятельности руковод-мики из кризисной ситуации. В последнее время всё боль- ствоваться Конституцией РФ и соответствующими за-ше и больше внимания уделяется финансовым аспектам. конами. Конституция, напомним, предписывает, что Действительно, российская экономика крайне нуждает- основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет ся и в оборотных средствах, и в инвестициях. В полной независимо от других органов государственной власти мере такими ресурсами отечественная банковская систе- - защита и обеспечение устойчивости рубля. Денежная ма сегодня не обладает. Именно поэтому сегодня счита- эмиссия осуществляется исключительно Банком России ется, что Банк России не всё делает, чтобы «накачать» (ст. 75). Ст. 34, что имеет отношение и к Банку России, экономику деньгами, используя свои специфические говорит о том, что не допускается «экономическая дея-механизмы. Но для этого надо модифицировать и саму тельность, направленная на монополизацию и недобро-денежно-кредитную политику Центрального банка РФ, совестную конкуренцию».
и, как мы считаем, само отношение топ-менеджеров на- Отметим особо юридически продекларированную ционального мегарегулятора к необходимости таких из- независимость этой важной структуры. Однако облада-менений. Естественно, потребуются и соответствующие ет ли такой независимостью в своих действиях лично законодательные инициативы, основанные не только на Председатель Центрального банка РФ? Ведь его канди-учёте проблем текущего момента, но и направленные на датуру представляет Государственной думе РФ непо-ситуации, которые могут возникнуть в будущем. средственно Президент страны, он же ставит перед ней
Отметим также, что деятельность Банка России (а это вопрос об освобождении от этой должности (ст. 83). С отражается на его денежно-кредитной политике) явно учётом того, что этот пост весьма престижен и высоко-
экономические науки
Рожков Юрий Владимирович ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ...
оплачиваем, независимость Председателя Банка России от Президента и Госдумы не выглядит абсолютной.
Конечно, Конституция страны не может охватить всех задач, стоящих перед ЦБ РФ, и тем более перед его главой. На это нацелен Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В ст. 3 указанного закона отмечено, что к целям деятельности Банка России относятся:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы РФ;
- обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы;
- развитие финансового рынка Российской Федерации;
- обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Как видим, на первом месте законодательно поставлена цель поддержки национальной валюты, её устойчивости. При этом под устойчивостью обычно понимается неизменность покупательной силы рубля, которая достигается снижением инфляции и поддержанием её на низком уровне. Именно решение подобной задачи служит основой устойчивого долгосрочного экономического роста РФ [1]. Об этом в выступлении на пленарном заседании Госдумы (18 ноября 2014 г.) говорила и глава ЦБ РФ, призвавшая измерять устойчивость рубля не только в иностранных валютах, но и его покупательной способностью. «... на мой взгляд, надо перестать мерить эту устойчивость только в иностранных валютах - сколько долларов мы можем купить за рубль. Для людей важнее, сколько товаров можно купить на рубль. Устойчивость - это, прежде всего, покупательная способность рубля, это низкая инфляция», - пояснила свою позицию Э.С. Набиуллина [2].
Трудно понять, чего в этих словах больше - раздражённости профессионала высокого государственного ранга за то, что не удалось удержать курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам или же это стремление внести теоретическую ясность в науку по поводу сущности понятия «покупательная способность рубля»? Тем более что речь шла об обсуждении важного документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов». Вспомним также о существующем в РФ механизме эмиссии денег, ориентирующемся, прежде всего, на доллар США. Это так называемый выпуск денег в обращение через «канал монетизации иностранной валюты» (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика структуры эмиссионных операций Банка России [3]
Предмет операции Год
2009 2014
Сумма, млрд руб. Доля, процентов Сумма, млрд руб. Доля, процентов
Драг, металлы 746 5 2 299 8
Ин. валюта 12383 81 17366 63
Кредиты 1 705 11 7 263 26
Ценные бумаги 465 3 630 3
Итого 15 299 100 27 558 100
Как видно из анализа данных таблицы 1, в 2014 году эмиссия денег Банком России через покупку им иностранной валюты составила 63 процента, то есть это в нашей стране доминирующий эмиссионный канал. По состоянию на 01 октября 2015 года эта цифра практически не изменилась (61 процент).
Что касается населения, то им статистически опровергать слова главы Центробанка совершенно не требуется. Огромное число граждан России уже не могут, как в предшествующие скачкообразной девальвации годы, посещать зарубежные страны по туристическим путёвкам, выезжать на лечение и т.п. Как же тогда эти граждане будут мерять свой рубль, как не через иностранную валюту, тем более что от курса рубля зависит, кроме указанного, цены на существенную массу потребительских товаров, поступающих в страну по импорту?
Вернёмся к закону о Банке России. В ст. 4 конкре-
тизирована его роль в части защиты и обеспечения устойчивости рубля. Его функция так и сформулирована: во взаимодействии с Правительством Российской Федерации ЦБ РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Даже с формальных позиций говорить о независимости Банка России, видимо, не стоит. Всё-таки Правительство РФ -есть государственный орган управления, а Банк России к таковым не относится.
Ещё одно положение указанного закона требует и критики, и корректировки. В статье 4 сказано, что Банк России: «2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение». Непонятно, почему здесь речь идёт только о наличных деньгах? Разве безналичной эмиссии в России нет места? Есть и она преобладает. Разве (см. таблицу 1) покупка иностранной валюты на Московской бирже осуществляется Банком России наличными деньгами? Да и потом они поступают в обращение в безналичной форме и лишь по мере необходимости предприятия, организации и отдельные граждане меняют этот безнал на наличные рубли. Это имеет прямое отношение и к кредитам, выдаваемым ЦБ РФ коммерческим банкам. Это тоже безналичная эмиссия.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Денежно-кредитная политика центрального банка, как часть государственной единой политики, формируется из целей, которые ставятся перед Банком России при формировании механизмов воздействия на экономику. Такая политика регламентируется особым документом, открыто публикуемым Банком России. На ближайшую перспективу этот документ носит название «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов» [4].
Интересно отметить, что в нём продекларирована направленность такой политики на повышение благосостояния российских граждан. Традиционно же сказано о реализации денежно-кредитной политики в рамках режима таргетирования инфляции. Приоритетом, как и прежде, остаётся обеспечение ценовой стабильности, то есть достижение стабильно низкой инфляции. Банк России ставит цель по снижению инфляции, возможность реализации которой для многих экономистов сомнительна. Речь идёт о снижении инфляции до 4 процентов в 2017 г. и сохранении её рядом с этим уровнем в среднесрочной перспективе.
ЦБ РФ воздействует на экономику страны посредством инструментария денежно-кредитной политики. Это осуществляется через процентную ставку. В данном случае её параметром является ключевая ставка Банка России. Безусловно, ключевая ставка имеет большие возможности влияния на ограничение существенно возросших в последнее время девальвационных и инфляционных рисков. Ведь ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации - процентная ставка по операциям предоставления или абсорбирования ликвидности на аукционной и регулярно изменяемой основе. Подобные ставки применяются центральными банками во многих цивилизованных странах. Другое дело, что в этих странах ставки, аналогичные ключевым, в разы меньше чем в нашей стране. Цена за кредит Банка России весьма высока - 10,5 процентов на 14.06.2016 г.
При этом инфляция в стране весьма велика. По товарам и услугам рост цен составил в 2012 году - 6,57%, в 2013 году - 6,47%, в 2014 году - 11,35. По состоянию на июнь 2016 г. -7,5 [5]. Поскольку рост инфляции сопровождается понижательной динамикой ВВП, то можно сделать вывод не о рецессии, а о типичной стагфляции, причиной ускорения которой называют не только девальвацию, но и наличие затратных механизмов в экономике. К причинам также относят влияние на экономику России западных санкций [6]._
Рожков Юрий Владимирович экономические
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ... науки
В процессе своей деятельности Банк России ставит так называемую «операционную цель» денежно-кредитной политики. Она состоит в сближении размера ключевой ставки со ставками в сегменте «овернайт» денежного рынка. При достижении операционной цели Банк России применяет систему традиционных инструментов, таких как обязательные резервные требования, операции на открытом рынке и операции постоянного действия. ЦБ РФ полагает, что каждый инструмент применяется для решения своей конкретной задачи, но «все они связаны в систему и объединены общей направленностью к единой цели» [4, с. 9].
Экономическая теория, исследующая монетаристское поведение центральных банков, предусматривает рассмотрение денежно-кредитной политики в двух ракурсах: а) политика правил; б) дискреционная денежно-кредитная политика. Первую иногда называют «автоматическая». Причём в официальных и не официальных документах Банка России термин «дискреционный» вообще не применяется. Наш анализ ключевых слов в научном «рупоре» регулятора - журнале «Деньги и кредит» за 2013-2015 гг. (35 журналов) - также не выявил использование такого слова. Анализ материалов сайта ВАК Минобразования РФ по представленным к защите диссертациям, показал, что за три последних года по денежно-кредитной политике защищались лишь две диссертации (2014 год). В них тоже, судя по авторефератам, нет ни слова о дискреционной денежно-кредитной политике. Из крупных публикаций последних лет можно отметить лишь коллективную монографию (2013 г.), где слова «дискреционная денежно-кредитная политика» выведены не только в текст работы, но и непосредственно на титульный лист [7].
Что же получается? Надо исключить понятие «дискреционная денежно-кредитная политика» из научного и практического использования? Или это просто теория банковского дела отстаёт от потребностей практики, а последняя отвергает указанную политику как ненужную? Ведь в подавляющем большинстве случаев в банковском деле сначала внедряются новые финансовые инструменты, а потом теория пытается их осмыслить, подвергая последующему анализу их положительных и отрицательных черт и последствий использования.
Отметим, что в научных исследованиях, как и материалах самого ЦБ РФ, также совершенно не ставится проблема влияния денежно-кредитной политики государства на монополистическое поведение банков. Между тем, банки с государственным участием, где выделяются Сбербанк, группа ВТБ, Россельхозбанк доминируют в банковской сфере по большинству параметров.
Указанное доминирование связано, в частности, и с тем, в кризисных ситуациях такие банки в первую очередь получают от государства кредитные преференции (по объёмам и процентной ставке по кредитам ЦБ РФ).
ДИСКРЕЦИОННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
Денежно-кредитная политика на основе правил исходит, как известно, из наперёд заданного набора правил, инструкций и предписаний, направленных центральными банками в адрес, прежде всего, коммерческих банков, чтобы побудить их к изменению своих предпочтений, мотивов, принципов деятельности. Действительно, здесь имеет место некоторый автоматизм. Например, упрощая до крайности ситуацию, есть, допустим, правило, в соответствии с которым, при снижении цены на углеводороды на 10 процентов, центральный банк уменьшает курс национальной валюты на 8 процентов.
Дискреционные инструменты в реализации денежно-кредитной политики противостоят автоматической денежно-кредитной политике. Такая политика должна формироваться и реализовываться на благоразумности, творчестве, самостоятельности, что требует от регулятора неизмеримо большей культуры банковского дела. Дело в том, что эффективные инструменты с крупными 168
коэффициентами усиления прямых связей способны серьёзно дестабилизировать экономику, приводя к возрастанию волатильности денежно-кредитного рынка. Неумелое использование инструментов дискреционной политики может не успокаивать систему, а раскачивать, приводить её к крайне неустойчивому состоянию.
Полагаем, ни одна из указанных политик с их инструментами и регуляторами не может обладать всеми признаками самодостаточности. Преобладание же той или иной формы определяется исторически складывающейся объективной и субъективной составляющей, включая ресурсную базу страны, состояние экономики и банковского дела. Сюда мы включаем развитость науки, готовность государственного менеджмента реализовы-вать ту или иную форму экономической политики и т.п. Ввиду бесконечно богатого разнообразия условий и состояния экономики, банковского сектора обе эти модели регулирования будут одновременно формироваться с учётом рисков и фактора неопределённости. Поэтому неизбежно, что формы реализации денежно-кредитной политики в конкретной стране, в конкретный период времени не могут безрассудно заимствоваться из опыта других стран. Это всегда будет некоторое искусство балансирования на грани возможного с использованием располагаемых и освоенных инструментов, опыта, знания, наконец, в известных пределах, - предрассудков и слухов.
По существу, модель дискреционной политики в современной практике банковского менеджмента является реакцией на реанимацию господствовавшей в прошлом в теории управления ситуационного подхода, что позволит адаптировать денежно-кредитный рынок к изменяющейся и трудно оцениваемой внешней среде. Дискреционная модель денежно-кредитной политики центрального банка в большей степени носит внеэкономическую природу по сравнению с политикой правил. Она не лежит исключительно в области денежно-кредитной сферы, а находится и в сферах фискальной, бюджетно-налоговой, инвестиционной и других областях экономики. Дискреционная денежно-кредитная политика осуществляется центральными банками в соответствии с осознаваемыми руководством приоритетами, рисками, опасностями, угрозами и возможностями.
Здесь может найти своё место и антимонопольное регулирование банковской сферы. Сегодняшний статус Банка России носит двойственный характер. С одной стороны, - он регулятор экономики. С другой, - он очень близок к кредитному интермедиатору (посреднику). Он выдаёт кредиты, получает доход. В 2010-2014 гг. им перечислено в бюджет 75% прибыли. В 2015 году - 75% прибыли за 2014 год в федеральный бюджет и 15% - ВЭБу как имущественный взнос для укрепления финансовой стабильности банковской сферы. В 2016 г. ЦБ РФ перечислил в федеральный бюджет 90% прибыли, полученной в 2015 г. (вся прибыль - 112 575 млн рублей). Этот дуализм позволяет Банку России потенциально действовать на рынке как обычному монополисту. Формирование в РФ системы государственных банков, при активном участии Банка России - тому пример. В литературе уже поднимался вопрос о том «кто должен и может защитить кредитные организации и иных участников финансового рынка, а также граждан страны от потенциальных посягательств или просто проявлений эгоизма со стороны регулятора?» [8. с. 31]. Думается, ответ на это вопрос лежит в области саморегулирования, что, опять же, можно отнести к элементам механизма дискреционной денежно-кредитной политики.
С определённой долей условности можно сказать, что дискреционный тип денежно-кредитной политики связан с особым видом произвола, поэтому она при неумелом её осуществлении несёт в себе моменты своего отрицания. В частности, могут формироваться некоторые предпосылки для отрицания роли государства в этой сфере. Вспомним австрийского представителя АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3(16)
экономические науки
Рожков Юрий Владимирович ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ...
экономической школы Фридриха Хайека (1889-1992, лауреат Нобелевской премии по экономике - 1974). Он подчёркивал, что правительства всегда злоупотребляли возможностью творить деньги из ничего. Тем самым именно правительства «... стали основной причиной расстройства процессов самоорганизации в расширенном порядке человеческого сотрудничества. Если исключить несколько коротких счастливых периодов, можно сказать, что история государственного управления денежной системой была историей непрекращающегося обмана и лжи» [9, с. 181].
Используя терминологию Ф. Хайека, можно сказать, что для современной России в денежно-кредитной сфере не было даже самых коротких «счастливых периодов», об обмане и лжи мы не говорим, ибо это предмет отдельной дискуссии. Поэтому в нашей стране говорить о дискреционной денежно-кредитной политике в практическом ключе не принято. Это, как бы, из области «финансовой фантастики».
Между тем, действия монетарных властей в концепции правил могут быть эффективными только в том случае, если общество может определять полностью внешнюю и внутреннюю ситуацию, либо имеет научно обоснованные инструменты предвидения развития ситуации не только на краткосрочную и среднесрочную, но и долгосрочную перспективу. Это особенно важно для антимонопольного регулирования банков. Да, в текущем плане госбанки дают государству возможность для финансового маневрирования. Но в долгосрочном плане наличие таких банков будет тормозить развитие экономики, функционирующей на свободных принципах.
Вышеуказанное связано с тем, что в случае изменения ситуации, появления элементов, которые ранее не встречались в практической деятельности банков, следование правилам уже однозначно не может привести к положительным результатам. Поэтому денежно-кредитная политика на основе свободы, а не правил, становится всё более и более востребуемой практикой денежных властей. При этом если цели денежно-кредитной политики становятся всё более многофакторными, охватывающими, в том числе, темпы инфляции, установление целевых ориентиров структуры денежной массы, политику бюджетных доходов и расходов, валютный курс и т.д., то автоматическая политика центрального банка никогда не докажет свою эффективность. Тем более что глобализирующийся мир, включая и экономику России, вступил в эпоху перманентной нестабильности и неопределённости, а «глобальный кризис показал, что большинство государств не имеют эффективной стратегии преодоления кризиса» [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, какой же выход из создавшейся ситуации? Мы не видим каких-либо «тормозов» со стороны Центрального банка РФ, препятствующих формированию и наращиванию информационной и научно-исследовательской составляющей в его деятельности. ЦБ РФ остаётся важной экономической структурой, воспроизводящей общественно признаваемое благо, - знание социально-экономической ситуации в стране. Однако мы видим, что наука, теория банковского дела не ставит перед денежно-кредитной системой страны понятных проблем, включая антимонопольное регулирование, и не показывает основные направления их решения.
Сложность теории развития и политики правил, и дискреционной денежно-кредитная политики очевидна. Поэтому прежде чем разрабатывать принципы, механизмы и инструменты дискреционной денежно-кредитной политики следует первоначально разработать правила разумного подхода к пониманию самой этой политики. Пока наука не даёт этих подходов, поэтому Банк России потенциально готов принимать решения лишь по методу применения «бытовой интуиции», а также следуя обветшалым управленческим стереотипам. Может поэтому прав академик С.Ю. Глазьев, активно критикую-
щий политику таргетирования инфляции Банка России, квинтэссенцию, как он считает, «вашингтонского консенсуса». «Под этим красивым словесным оборотом, -говорит С.Ю. Глазьев, - на самом деле скрывается примитивная денежная политика с одним инструментом управления - ключевой ставкой, по которой ЦБ ведёт рефинансирование коммерческих банков. По сути, под таргетированием инфляции понимается добровольный отказ денежных властей от использования всех иных инструментов, кроме ключевой ставки. Это - в высшей степени упрощенческий подход, который, вопреки практике развитых стран, навязывается Международным валютным фондом» [11].
Так что мы предлагаем научной общественности проводить широкие дискуссии по развитию теории денежно-кредитного регулирования, формированию основ дискреционной денежно-кредитной политики, использованию в этой важной сфере мирового опыта, включая опыт антимонопольного регулирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кроливецкая В.Э. Факторы формирования инфляции в России // Проблемы современной экономики. 2007. № 2. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1377 (дата обращения: 07.11.2015).
2. Банк России: [сайт]. URL: http://www.cbr.ru/ press/print.aspx?file=press_centre/ Nabiullina_18112014. htm&pid=press (дата обращения: 09.11.2015).
3. Горина Т.И. О перекосах механизма российской денежной эмиссии // Сибирская финансовая школа. 2015. № 2. С. 18-22.
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов. М.: Центральный банк Российской Федерации, 2015. 61 с.
5. Росстат: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/tariffs/# (дата обращения: 06.11.2015).
6. Сухарев О.С. Рецессия экономики, денежно-кредитная и бюджетная политика: изменение доктрины // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 21. С. 2-15.
7. Вертейко К.В., Дроздовская Л.П., Останин В.А., Рожков Ю.В. Банк России: информационно-исследовательская функция и дискреционная денежно-кредитная политика: монография / рук. авт. кол. проф. В.А. Останин, науч. ред. проф. Ю.В. Рожков. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. 204 с.
8. Дроздовская Л.П., Рожков Ю.В. Сервисная экономика и финансовый консюмеризм // Сибирская финансовая школа. 2015. № 2. С. 29-31.
9. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992. 304 с.
10. Рожков Ю.В., Чёрная И.П. Геофинансовые проблемы развития интеграционных процессов в условиях постглобализма // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 2. 2012. С. 36.
11. banki.ru: [сайт]. URL: http://www.banki.ru/news/ lenta/?id=8270360 (дата обращения: 17.11.2015).