Научная статья на тему 'Денежно-эмиссионная политика Российской Федерации в условиях финансовой неустойчивости'

Денежно-эмиссионная политика Российской Федерации в условиях финансовой неустойчивости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМИССИЯ / ФИНАНСОВАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ / ДЕНЕЖНО-ЭМИССИОННАЯ ПОЛИТИКА / БАНК РОССИИ / EMISSION / FINANCIAL INSTABILITY / MONETARY POLICY OF THE EMISSION / THE BANK OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходосок Б. В.

Целью данной статьи является выявление особенностей правового регулирования денежно-эмиссионной политики на современном этапе развития гражданского права России, а так же, рассмотрение денежно-эмиссионной политики Банка России в условиях финансовой неустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Денежно-эмиссионная политика Российской Федерации в условиях финансовой неустойчивости»

Ходосок Б.В.©

Магистрант, кафедра административного и финансового права, Тюменский

государственный университет

ДЕНЕЖНО-ЭМИССИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация

Целью данной статьи является выявление особенностей правового регулирования денежно-эмиссионной политики на современном этапе развития гражданского права России, а так же, рассмотрение денежно-эмиссионной политики Банка России в условиях финансовой неустойчивости.

Ключевые слова: эмиссия, финансовая неустойчивость, денежно-эмиссионная политика, Банк России.

Keywords: emission, financial instability, monetary policy of the emission, The Bank Of Russia.

Эмиссионная деятельность Российской Федерации представляет собой разновидность его финансовой деятельности по формированию финансовых ресурсов и организации денежного обращения в лице уполномоченных им субъектов посредством выпуска в обращение государственных ценных бумаг и денежных средств.

Взаимодействие органов государственной власти по ряду вопросов, отнесенных к их ведению, является необходимой основой их функционирования. Не является исключением Центральный банк РФ. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Все эти цели деятельности Центрального банка РФ предполагают взаимодействие Банка России со всеми органами государственной власти Российской Федерации, и прежде всего с Правительством РФ.

Правовой основой взаимодействия Банка России и Правительства РФ является Конституция РФ. Так, в соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Следовательно, указанные вопросы относятся к исключительному предмету ведения Российской Федерации как субъекта публично-правовых отношений.

По смыслу ст. 8 Конституции РФ единый рынок, функционирующий на едином экономическом пространстве, предполагает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Формирование правовой базы с целью поддержания единого экономического пространства в рамках федеративного устройства государства является на сегодняшний день важным направлением деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации.

Одним из основных условий, обеспечивающих единство экономического пространства, является единая денежная единица, которой в соответствии с п. 1 ст. 75 Конституции РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 75 Конституции РФ защита и обеспечение

© Ходосок Б.В., 2012 г.

устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Можно сказать, что Конституция РФ определяет Банк России как эмиссионный центр денежной системы. Таким образом, эмиссионная функция Банка России является одной из основных функций, являющихся по своей сути конституционными.

Необходимо отметить, что эмиссионная функция Банка России реализуется в рамках единой государственной денежно-кредитной политики. Законом о Центральном банке РФ определяется его взаимодействие с Правительством РФ по вопросам единой государственной денежно-кредитной политики. Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Под денежно-кредитной политикой понимается система мероприятий, направленная на ограничение денежных средств в обращении, поддержание стабильности цен, обеспечение экономического роста и противодействие возможным экономическим кризисным явлениям[1,55]\ В качестве главной цели денежно-кредитной политики выступает регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения, создания условий достижения устойчивого роста производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности[2,425]2.

К сожалению, Конституция РФ и федеральное законодательство не достаточно точно определяет правовую основу взаимодействия Правительства РФ и Банка России по вопросам проведения и реализации денежно-эмиссионной политики. Так, в соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Данная норма конкретизируется в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации".

Так, ст. 14 указанного Закона определяет полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики, направленные на обеспечение единства экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а ст. 15 этого же Закона закрепляет полномочия Правительства РФ в сфере эмиссионной политики, говорит именно "об обеспечении проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики". В то же время необходимо отметить тот факт, что в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" достаточно подробно определяется правовая основа взаимодействия Правительства РФ с Президентом РФ, законодательной властью, судебной властью, Генеральной прокуратурой РФ, но отсутствуют нормы, регулирующие вопросы взаимодействия с Банком России (кроме ст. 27, предоставляющей право представителям Центрального банка участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации). Банк России в банковской системе имеет двойственную природу. С одной стороны, Банк России является элементом банковской системы и осуществляет все виды банковских операций, а с другой стороны, является органом государственной власти, осуществляющим свою деятельность в интересах государства. Для этого Банк России наделен соответствующими государственно-властными полномочиями. Он наделен правом издавать нормативные правовые акты, организовывать денежное обращение, осуществлять денежно-эмиссионную политику посредством соответствующих методов и

1 Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 55.

2 Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 425.

инструментов, а также осуществлять банковский надзор и применять меры государственного принуждения в отношении коммерческих банков. Между Центральным банком и кредитными учреждениями отношения носят управленческий характер. Центральный банк и иные кредитные учреждения имеют сложный (комплексный) правовой статус. Их деятельность регламентируется нормами конституционного, административного, гражданского и финансового права.

Всякий центральный эмиссионный банк по существу своему представляет огромную экономическую силу, призванную в то же время выполнять ряд первостепенной важности функций в общей экономике страны - писал в начале XX в. Л.Н. Яснопольский. Центральный банк - основное звено в денежно-кредитной и финансовой системе современного государства. "Центральный эмиссионный банк составляет неотъемлемую принадлежность всякого современного культурного государства"[4,233]. Цели и функции Банка России определены ст. 75 Конституции России, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Законом Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности" и др. Основными моментами, характеризующими правовой статус Центрального банка, являются: 1) осуществление функций федерального органа исполнительной власти в отношении кредитных организаций в полном объеме, а также в отношении любых физических и юридических лиц в части регулирования налично-денежного и безналичного денежного обращения, операций с иностранной валютой; 2) осуществление собственной коммерческой деятельности с получением прибыли. Совмещение Центральным банком функций государственного регулирования с деятельностью по извлечению прибыли является основой постоянного воспроизводства и расширения режима бесконтрольности и коррумпированности в кредитно-финансовой сфере государства. Сочетание в лице Центрального банка обеих указанных функций является объективным противоречием[3,6].

Деятельность Банка России направлена на обеспечение устойчивости рубля, повышение его покупательной способности, укрепление курса рубля по отношению к иностранным валютам. Укрепление банковской системы состоит в пресечении противоправной деятельности кредитных организаций, предупреждении банкротств кредитных организаций, в повышении доверия граждан к банкам и иным кредитным учреждениям и др. Деятельность Банка России направлена на совершенствование платежной системы посредством совершенствования системы безналичных расчетов, внедрение новых форм безналичных расчетов и др.

Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; устанавливает правила проведения банковских операций. Банк России осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы; определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Устойчивость финансовой системы любого государства обеспечивается за счет стабильного функционирования ее отдельных элементов. Анализ законодательных и нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что в ближайшее время должна произойти серьезная корректировка ориентиров политики Банка России с учетом реального положения дел в денежно-кредитной системе страны.

Эмиссионная и денежная системы как важнейшие звенья системы финансов призваны способствовать выполнению целого ряда задач публичного характера. Политика любого государства напрямую связана с процессом аккумуляции, распределения и использования денежных средств. Именно поэтому финансовая политика и ее реализация напрямую зависят от достижения тех задач, которые решаются в процессе денежно-эмиссионного регулирования.

Банк России наряду с иными органами государственной власти обеспечивает реализацию денежно-кредитной политики в Российской Федерации. Методами регулирования кредитной системы при этом выступают:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютная интервенция;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Особый интерес в этой связи вызывает особенность политики, проводимой в настоящее время Банком России в отношении кредитных организаций.

Анализ нормативных актов позволяет с большой долей уверенности говорить о существенном расхождении между заявленными целями и методами, применение которых в современных условиях влечет за собой не вполне прогнозируемые последствия. Одним из примеров тому служит Федеральный закон от 28.02.2009 N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Этот нормативный акт установил фактическое снижение (в ряде случаев) требований к размеру собственного капитала как вновь создаваемых регистрируемых небанковских кредитных организаций (с 500 тыс. евро до 18 млн. руб.), так и банков, размер капитала которых начинает фиксироваться в рублях (вместо 5 млн. евро в рублевом эквиваленте -180 млн. руб.).

Сам по себе отказ от пересчета по соответствующему курсу и установление фиксированного размера уставного капитала в рублевом исчислении не являются чем-то негативным, а только сигнализируют о приверженности использования национальной валюты, а не иностранной. Вместе с тем такие изменения вряд ли позволят обеспечить устойчивость банковской системы в будущем.

В частности, как и ранее, Банк России будет вынужден придерживаться цели по сдерживанию курса российского рубля по отношению к иностранным валютам. Такого рода активность, связанная с осуществлением валютной интервенции, будет постоянно требовать дополнительных затрат и, как следствие, уменьшения объема золотовалютных резервов государства.

Да и сам Банк России фактом издания Письма N 2-Т признал сложности в поддержании устойчивости кредитной системы.

При отсутствии должных усилий представляется возможным предположить, как сложится дальнейшее снижение объемов кредитования, а также уменьшение спектра розничных услуг, предлагаемых кредитными организациями, и в целом - снижение их доступности для клиентов.

Из всего сказанного получается, что Банк России обладает монопольной властью в установлении правил осуществления банковской деятельности в России путем издания нормативных актов (причем Банк России нормативно регулирует и собственную деятельность), выступает надзорным органом банковской системы (в том числе и над

самим собой), выполняет контрольные функции в отношении коммерческих банков и иных небанковских финансово-кредитных институтов, применяет санкции к тем, кто не выполняет предписания и распоряжения, осуществляет банковское лицензирование, а также отзывает лицензии на осуществление банковской деятельности, выполняет расчетные функции, при этом сам устанавливает правила проведения расчетных операций в Российской Федерации, является эмиссионным центром России, выступает кредитором в последней инстанции, разрабатывает и проводит учетную политику, активно осуществляет коммерческую деятельность.

Современная реальность состоит в том, что мировой кризис зародился на волне избытка ликвидности, излишней денежной массы, вброшенной в мировую экономику, которая не была подкреплена реальными активами. Было бы странно полагать, что ситуацию на рынках облегчит еще больший приток денежных средств, которые будут направляться на его поддержку. Фактически такие меры приводят лишь к краткосрочному улучшению ситуации в отдельных областях, но не решают проблем возникновения подобных кризисов в будущем. Пока не будет выстроена общепризнанная концепция эмиссионного права как инструмента создания новой денежно-кредитной политики с совершенно новыми регуляторами, будет достаточно сложно говорить о реальном выходе из кризиса и угроз его нового возникновения.

Исследования, проведенные в рамках теоретического обоснования причин возникновения кризиса, показали, что в основе кризиса лежат факторы денежной несбалансированности. Таким образом, сегодня наиболее актуальной становится задача разграничения мер финансового воздействия и мер денежно-кредитного и эмиссионного законодательного регулирования с целью разработки комплексной системы эффективного противодействия кризису, учета его эмиссионной природы. Такое разграничение поможет лучше разобраться в сущности и различиях механизмов регулирования экономических процессов с точки зрения тех отраслей права, предметом которых являются совершенно определенные группы экономических и финансовых отношений.

Литература

1. Д.Г. Алексеева, С.В. Пыхтин, Е.Г. Хоменко. Банковское право: Учебник. М.: Юристъ, 2003.

2. А.М Бабашкина . Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.

3. Д.В. Васильев, П.Ю. Дробышев, А.В. Конов. Объективные факторы коррупции, складывающиеся при осуществлении регулятивных и контрольно-надзорных полномочий Центральным банком РФ. М., 2002.

4. Л.Н. Яснопольский. Государственный банк // Вопросы государственного хозяйства и бюджетного права. СПб., 1907.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.