ДЕНАЦИФИКАЦИЯ НЕМЕЦКОГО ОБЩЕСТВА: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ (ЖЕНСКИЙ АСПЕКТ)
Чередникова Анна Юрьевна
канд. ист. наук, доцент филиала ЮФУ, РФ, г. Геленджик
E-mail: [email protected]
DENAZIFICATION OF GERMAN SOCIETY: GENDER APPROACH TO THE PROBLEM SOLUTION (WOMEN ASPECT)
Anna Cherednikova
candidate of historical sciences, associate professor of branch of Southern Federal
University, Russia Gelendzhik
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется гендерный подход политики руководства Советской военной администрации в Германии (СВАГ) в ходе денацификации немецкого населения, а именно процесс вовлечения его женского компонента в общественно-политическую жизнь страны с целью подчинения деятельности Демократического женского союза (ДЖС) интересам советизации и построения нового немецкого общества.
ABSTRACT
The article analyzes the gender approach of Soviet Military Administration in Germany party policy during denazification of German population. Particularly the process of women involvement into a social and political life of the country aiming at an abidance of Democratic Women's League activities by interests of sovietization and formation of a new German society is studied.
Ключевые слова: история Германии; СВАГ; СОЗ в Германии; денацификация; гендерный подход; женское общественное движение; женское религиозное движение; Демократический женский союз (ДЖС); антифашистские женские комитеты (АЖК).
Keywords: history of Germany; Soviet Military Administration in Germany; POP in Germany; denazification; gender approach; female social movement; female
spiritual movement; Democratic Women's League of Germany; antifascist women committees.
По настоянию союзников и руководствуясь решениями Потсдамской конференции в оккупационных зонах побежденной Германии с 1945 года начала методично претворяться в жизнь политика денацификации — процесса высвобождения немецкого общественного сознания от нацистской идеологии [2]. Встав на путь денацификации, руководство СВАГ действовало, сообразуясь с существовавшим укладом политической и общественной жизни СССР. Был взят курс на создание общественно-политические структур, организаций, призванных вовлечь максимальное количество немцев СОЗ в сферу интересов идеологической политики ее руководителей. При этом абсолютно оправданно делалась ставка на численно преобладающее, менее политизированное женское население послевоенной Германии (по данным переписи населения СОЗ от 29.10.1946 года (57,5 % от общей численности населения) [8, S. 47].
Но 16,5 % женщин, состоявших в Национал-социалистической женской организации Германии (данные 1943 года) и исповедывавших национал-социалистические идеалы, не могли исчезнуть с приходом союзнических войск. И осознавая наличие среди женского населения некоторого процента в недавнем прошлом лояльно относившихся к нацистской идеологии, понимая важность формирования просоветски настроенной прослойки немецкого общества, СВАГ приняла ряд решительных мер к оформлению контролируемого и управляемого, всеохватного демократического женского движения под своей эгидой. Подконтрольность и управляемость были важными критериями в оценке цели и задач будущей организации.
Объединение женщин на антифашистской платформе началось еще в 1943 году, когда на территории Германии зародился и функционировал «Союз немецких женщин», занимавшихся «тайной деятельностью» против господства
жестокостей национал-социализма, осуществляя мероприятия по защите материнства и детства в условиях войны [7, S. 7, 8, 11—15]. Плодотворность деятельности данной организации оценить не представляется возможности. Однако сам факт существования инакомыслия в женской среде обнадеживал руководство СВА в том, что путь денацификации «мирными» средствами представляется реальным.
Летом 1945 года начали стихийно формироваться легальные антифашистские женские комитеты [3, л. 14—15], официально признанные и разрешенные согласно приказу Главноначальствующего СВАГ — Главнокомандующего ГСОВГ № 080 от 30 октября 1945 года. На комитеты возлагались функции просветительно-воспитательной работы среди женщин и молодежи с антифашистских позиций, организационной работы по вовлечению женского населения в общественную жизнь страны, практической помощи матерям в деле воспитания детей в духе строительства нового, демократического общества.
Ряд направлений работы с женщинами оказывался малоэффективным. С 1946 года СВАГ целенаправленно уделяла внимание привлечению АЖК в такие сферы общественной деятельности как «перевоспитание» основной массы женского населения в духе демократизации, а так же работе с молодежью и задействование в профсоюзном движении. Например, в отчете о проверке состояния и деятельности профсоюзных, молодежных и женских организаций содержится упоминание о том, что женщины и молодежь слабо вовлечены в и без того немногочисленное и маловесное профсоюзное движение (в котором было задействовано всего 56 % рабочих от общей их численности) [4, л. 84]. Критикуя деятельность ведущей в СОЗ Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) в этом вопросе, представители аппарата СВАГ также отмечают недостатки в работе среди женщин. Так, Г.М. Беспалов, на момент 1946 года заместитель начальника Бюро информации СВАГ, констатировал, что «идейное преобразование» женщин течет вяло, а влиянию церкви на женщин
не оказывается никакого противодействия. Он настаивал на необходимости создания «демократической беспартийной женской организации» [4, л. 66]. Кроме того, влияние АЖК среди населения, несмотря на социальную направленность их деятельности, было недостаточно высоким, уровень заинтересованности самих женщин в работе комитетов оценивался как низкий.
Несмотря на неудачи на поприще создания единой, идейно грамотной и стабильной женской организации, количество АЖК росло, и к сентябрю 1946 года в СОЗ насчитывалось до 6 тыс. (!) женских комитетов, объединявших до 25 тыс. женщин [4, л. 92].
Четко выверенная политика СЕПГ при участии советской администрации в Германии привела к оформлению 9 марта 1947 года организации, получившей название Демократический женский союз Германии. Ставка на многочисленность объединения была сделана изначально. По свидетельству С. И. Тюльпанова, начальника Управления пропаганды (информации) СВАГ, на 15 июля 1947 года в СОЗ было создано 1996 местных и 133 районных филиалов ДЖС, что в общей сложности объединило около 236 тыс. женщин [5, л. 129] (в процентном соотношении — около 1/5 от общей численности) [8, S. 47; 6, Ч. II. гл. III, п. 4].
Властными структурами осуществлялся многоплановый анализ социального, партийного, возрастного состава ДЖС. Так, социальный состав оценивался как неудовлетворительный, поскольку большинство женщин-членов ДЖС составляли неработающие: 55 % — домохозяйки, 20 % — служащие и представительницы интеллигенции, 15 % — работницы, 10 % — крестьянки [5, а 129]. Таким образом, выявляется еще один критерий к функционированию ДЖС: вывести процентное соотношение численности крестьянок и рабочих на максимально высокий уровень и укорениться в руководящем составе. «Наша задача — сделать ДЖС союзом трудящихся женщин» [5, а 129]. В качестве перспективы в деятельности руководства ДЖС
и СЕПГ вырисовывалась ориентация на омоложение организации, поскольку на момент ее создания превалировал женский контингент старше 40 лет.
Интересно, что заявленная как общественная сила ДЖС анализировалась руководством СВАГ и с точки зрения членства в той или иной партийной структуре, что свидетельствует о наличии политической неоднородности и приверженности женщин той или иной политической платформе. Так, в отчете С.И. Тюльпанова «О женских организациях советской и западной зон оккупации Германии» от 08 августа 1947 года обозначен партийный состав районных правлений членов ДЖС: от СЕПГ — 951 чел., от Христианско-демократического союза (ХДС) — 183 чел., от Либерально-демократической партии (ЛДП) — 241 чел., беспартийные — 428 чел. [5, а 129] Совершенно очевидно, что партийный вопрос стоял остро и лидерство СЕПГ было неустойчивым.
Итак, задача создания надпартийной организации была выполнена. Создание и первоначальное функционирование ДЖС явилось существенным звеном в денацификационных процессах в СОЗ, освободивших немецкое общество от огульной национал-социалистической идеологии и наметивших новые ориентиры его развития. Однако в 1947 году цель общественно-политической унификации достигнута не была: часть активного женского населения являлась членами в целом уже исчерпавших себя АЖК. Поэтому задача объединения двух женских организаций была крайне насущной, т. к. организационно, политически и материально это усилило бы подконтрольный ДЖС. Слияние двух структур осуществилось в ноябре 1947 года. Отныне женское движение в Германии считалось централизованным и его деятельность носила, в целом, общественный характер. Политической силы женское движение в лице ДЖС не имело, хотя членство участниц в ведущей партии будущей ГДР приветствовалось.
Список литературы:
1. Колесниченко И.С. Битва после войны. М.: Воениздат. — 1987. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/kolesnichenko_is/01 .html (дата обращения 30.11.2013).
2. Кун Г. Возвращение из преисподней: денацификация послевоенной Германии // Историк и художник. — 2007. — № 12. [Электронный ресурс]
— Режим доступа. — URL: http://www.polit.ru/article/2007/07/04/kun/ (дата обращения 30.11.2013).
3. РГАСПИ. Ф. 17.оп. 128. Д. 148. Декабрь 1945—декабрь 1946.
4. РГАСПИ. Ф. 17.оп. 128.Д. 153. Отдел внешней политики ЦК ВКП(б) май-сентябрь 1946.
5. РГАСПИ. Ф. 17.оп. 128. Д. 357. Отдел внешней политики ЦК ВКП(б). 1947.
6. Урланис Б.Ц. Войны и народонаселение Европы. М.: Издательство социально-экономической литературы. — 1960. — [Электронный ресурс]
— Режим доступа. — URL: http://scepsis.net/library/id 2322.html (дата обращения 30.11.2013).
7. Nachlass W. Pieck. SAPMO-BArch., NJ 4036/731.
8. Trappe H. Emanzipation oder Zwang? Frauen in der DDR zwischen Beruf, Familie und Sozialpolitik. Berlin. 1995.