Научная статья на тему 'День творчества студентов «Ломоносов-2004» (тезисы докладов. МГУ им. М. В. Ломоносова. Апрель. 2004 г. )'

День творчества студентов «Ломоносов-2004» (тезисы докладов. МГУ им. М. В. Ломоносова. Апрель. 2004 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тишина С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «День творчества студентов «Ломоносов-2004» (тезисы докладов. МГУ им. М. В. Ломоносова. Апрель. 2004 г. )»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2005. № 3

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ДЕНЬ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ «ЛОМОНОСОВ-2004 >

(Тезисы докладов. МГУ им. М.В. Ломоносова. Апрель. 2004 г.)

С.С. Тишина

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

В ЗАЛЬЦБУРГЕ в XVI-XVII вв.

Впервые термин «контрреформация» был употреблен в 1776 г. юристом из Геттинбергена Пюттером. Это сложное явление, имевшее место в Европе в XVI—XVII вв., в первую очередь можно трактовать как реакцию против протестантской реформы. Параллельно с ним происходил внутренний процесс обновления католической церкви, который можно назвать «католической церковной реформой». Разделить эти понятия невозможно, так как они отражают две различные стороны одного и того же явления.

Первоначально контрреформация проявилась в отдельных несогласованных попытках подавления или противодействия протестантизму. Затем папа Павел III (1534—1549) провозгласил курс на реформирование католической церкви. И была создана комиссия под началом кардинала Контарини (1536—1537), в задачу которой входило создание программы реформ церкви. Она и легла в основу нового собора в Триденте.

Борьба против католической церкви приняла грандиозные размеры сначала в Германии, а потом и в других странах. Реформационное движение нашло широкий отклик у всех слоев населения. Помимо того что все приверженцы протестантизма выступали за возвращение к первоначальной чистоте церкви, каждый класс преследовал еще и свои интересы. Князья хотели секуляризации церковных земель. Реформация стала также служить им идеологическим прикрытием борьбы против привилегий высшего духовенства. Средние слои населения хотели упразднения особого сословия священников, монастырей, а также желали более дешевого устройства церкви. Крестьяне разделяли вражду бюргерства к попам и папскому Риму, но они требовали еще и социального равенства исходя «из равенства сынов Божьих». Успехи реформации были ошеломляющими, огромное число людей принимало идеи протестантизма.

Чтобы выстоять в новых условиях и повести ответное наступление на реформацию католическая церковь была вынуждена реорганизовать внутреннюю структуру власти и управления. В числе средств католической церкви в борьбе с реформацией большую роль сыграло создание новых религиозных орденов (орден камальдулов, орден капуцинов, Общество Иисуса), инквизиция, книжная цензура, деятельность и постановления Тридент-ского собора (1545—1563).

XIX Вселенский собор заседал с перерывами 18 лет. На нем победили сторонники папства, поддерживающие его притязания на прямое вмешательство в церковные и светские дела любой страны. Они полагали, что, только напрягая все силы и стремясь к безусловной централизации церкви, можно сопротивляться реформации и настаивали на непримиримой борьбе с протестантами. Решения Тридентского собора стали идейной основой католической контрреформации.

Лютеранство нашло множество приверженцев и в Австрии. Кроме того, протестантизм, проникавший сюда отчасти с бродячими проповедниками, делал его доступным для понимания всеми слоями населения, что способствовало большой его популярности. Положение в Зальцбургской земле определялось взаимодействием религиозно-церковных интересов и политической целесообразностью. Действующий архиепископ Зальцбурга являлся одновременно и светским и церковным правителем.

При архиепископе Эрнсте Байерне (1540—1554) лютеранство не рассматривалось как большая угроза для католичества, и поэтому он отрицательно относился к проведению реформы католической церкви в Зальцбурге. Однако последующие архиепископы осознавали необходимость проведения реформ, особенно большую роль в борьбе с реформацией сыграли Мишель фон Куинберг (1554—1560), Иоганн Якоб фон Куин-Беласи (1560— 1586), Вольф Дитрих фон Райтенау (1587—1612), Маркус Ситикус (1612—1619) и Парис Граф Лодрон (1619—1653).

В 1554 г. Мишель фон Куинберг становится архиепископом, и с его правления начинается обновление католической церкви и целенаправленная борьба с протестантами. При нем сложилась церковная партия, поддерживающая проведение реформ. Своей целью она ставила сохранение католической религии в Зальцбургской земле и определение основных направлений церковной реформы как правительственной программы. Начиная ее осуществление деятели контрреформации столкнулись с множеством трудностей. Во-первых, проведению реформы сильно препятствовал огромный недостаток священников и большая разбросанность населения. Часть священников была приглашена со стороны, и они не всегда понимали менталитет жителей гор. Во-вторых, само

население было преимущественно невежественно и суеверно, и его религиозные познания были незначительны. В-третьих, происходила бесконтрольная эмиграция из архиепископства.

Одним из центральных вопросов развивающегося конфликта был вопрос о допуске к чаше, его постарался решить архиепископ Иоганн Якоб фон Куин-Беласи. В 1564 г. папа Пий IV (1559— 1565) принял постановление, в котором говорилось, что миряне допускаются к чаше; в качестве условий выступали предшествующая этому исповедь и причащение в рамках богослужения. Однако разрешение причащения чашей привело больше к путанице, нежели к покою. И в 1571 г. зальцбургский земельный князь запретил такую форму причащения, которая еще к тому же не во всех приходах вошла в употребление. В 1584 г. последовал общий запрет папы.

Важным событием для архиепископства стал проведенный в 1569 г. провинциальный синод в Зальцбурге совместно с епископами Суффрагана. Этот знаменитый синод с его 64 конституциями должен был стать образцом для других немецких церковных провинций. В его задачу входило привести в исполнение решения Тридентского собора. Кроме того, он начал решать остро стоящую проблему нехватки священников. Было принято решение создать в Зальцбурге духовные семинарии, в которых могли бы получать образование будущие священники.

Центральной фигурой в осуществлении этого решения был главный пастор Георг фон Куинберг, который с 1580 г. исполнял обязанности совместно с больным архиепископом. Прежде всего он пытался восстановить дисциплину: все нежелательные гости должны были быть удалены из церковных приходов. Молодые и старые священники обязаны были пройти комиссию в Зальцбурге, которая бы подтвердила теологические познания, опыт душе-попечения и умение молиться.

Между тем все больше людей в окрестностях Зальцбурга становятся лютеранами. И многие жители, принявшие протестантскую веру, бегут из княжества. Такой массовый уход к приверженцам лютеранской веры принял угрожающие масштабы, и его назвали «побег в другие места».

В начале своего правления епископ Вольф Дитрих фон Рай-тенау проводил широкие внутриполитические мероприятия по распространению католической религии и борьбе с лютеранами. Для того чтобы прекратить переход из одной веры в другую, он издал Обращение ко всем, не принадлежащим к католичеству: они либо в течение месяца признают католическую церковь, либо должны уехать из княжества. А все служащие должны заново подтвердить свою принадлежность к католической вере. Те, кто решали переселиться, часто преследовались. Это привело к тому, что большинство снова вернулось в католичество, и лишь небольшая часть после этого Обращения покинула свой дом.

Продолжая политику архиепископа Иоганна Якоба фон Куин-Беласи в отношении улучшения образования священников, для религиозных занятий Дитрих фон Райтенау вводит в качестве руководящего маленький катехизис Петра Канисиуса и римские молитвенники и требники.

Особенно тяжело контрреформация шла в горных областях. Именно в это время в горно-добывающей и горно-обрабатывающей промышленности был глубокий кризис, и пришлось довольствоваться только частичным проведением мер конгрреформации. Здесь должен был соблюдаться мандат, по которому были необходимы внешнее послушание церкви и преданность правителю страны. Тех, кто симпатизировал лютеранам, власти не трогали, так как они не вызывали беспорядков и бесчинств.

Но последний период правления Вольфа Дитриха практически перечеркнул все сделанное им до этого. Все реформы, которые он начал, претворялись в жизнь крайне непоследовательно. В архиепископстве участились казни крестьян, сжигали и топили всех, кто вызывал хоть малейшее подозрение, особенно кровавым был 1606 г., который был назван в народе «драконовскими казнями» в связи с их особой жестокостью. К тому же архиепископ открыто проживал со своей любовницей и не скрывал, что имеет от нее 15 детей. Невзирая на экономический кризис в горных районах, он построил ей огромный дворец Мирабельшлессе.

Таким образом, к началу XVII в. проведение внутрицерков-ной реформы в зальцбургской области было поставлено под угрозу. В соседних землях наметились рост борьбы с протестантами и усиление дисциплины в клерикальных кругах, а в Зальцбурге в связи с потерей авторитета архиепископом наметился застой в контрреформационных мерах.

При преемнике Вольфа Дитриха Маркусе Ситикусе реформация достигла своего пика. Он продолжил жестокую политику своего предшественника. Маркус Ситикус хотел с помощью военных акций освободить епископат от лютеранства и принадлежность к католичеству выяснял на допросах. Он набирал отряды из монахов и солдат, которые должны были насильно возвращать людей к «правильной» вере. Непослушных казнили или изгоняли, но все это не способствовало возврату в католическую церковь, а лишь запугивало большинство населения.

Основной его заслугой было проведение административной реформы. Существовавшая громоздкая административная структура затрудняла проведение реформ. Епископство было разделено на семь частей, и в каждой была установлена своя администрация. Назначенные архиепископом руководители следили у себя за проведением реформ и принимали меры вместе с попечителями в случае нарушений. Это обеспечило наиболее быстрое реагирование католической власти на действия приверженцев реформации даже в самых отдаленных уголках Зальцбурга.

Маркус Ситикус также продолжал проводить мероприятия, направленные на улучшение образования. Для духовенства в 1617 г. была основана гимназия. А в 1622 г. был основан университет, который возглавлялся орденом бенедиктинцев.

Большую роль в проведении церковной реформы сыграл также архиепископ Парис Граф Лодрон. Он взял курс на нейтралитет в политических мероприятиях, чем обеспечил внутреннюю стабильность Зальцбургской земли и практически ее полное неучастие в Тридцатилетней войне. В его правление дисциплина духовенства улучшалась, были построены новые приюты. А все еще существующий недостаток священников он отчасти устранил путем возобновления практики приглашения их из других стран. Чтобы ограничить бесконтрольную эмиграцию, он давал разрешение на временный выезд и этим уменьшил количество постоянных поселений за границей. Своей продуманной последовательной политикой он сумел установить порядок в княжестве и восстановить послушание граждан.

Таким образом, проведение церковной реформы в Зальцбурге на протяжении Х91—Х9П вв. укрепило позиции и авторитет католической церкви. А гонения и жестокая расправа с протестантами полностью уничтожили в княжестве реформацию. До сих пор жители Зальцбурга остаются ревностными католиками, и наличие протестантов там очень незначительно.

А. Хитров

О НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Философия и история философии — две совершенно разные дисциплины. Задачи философии:

а) построение картины мира путем обобщения современных данных наук. Самой науке такая картина мира может и не нужна, но потребность в информации (информационный голод) есть у каждого человека. Картина мира необходима для успешной деятельности в окружающей среде, в современном мире;

б) разработка и уточнение методов отдельных наук: установление принципов рациональности и научности в целом;

в) изучение проблем, которыми пока еще не занимаются конкретные науки (например, проблем сознания, пространства и времени).

2. Задача истории философии — прояснение и объяснение часто запутанных мыслей философов прошлого.

3. Точка зрения, согласно которой у философии нет предмета или предметом философии является сама философия, — продукт XX в. с его ростом специализации. Предмет философии — мир, каким он описан в науках. Философ не может самостоятельно,

8 ВМУ, философия, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.