УДК 394.4
И. В. Октябрьская
Институт археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск, Россия)
Е. В. Самушкина
Институт археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск, Россия)
ДЕНЬ ПАСТУХА. НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК АЛТАЯ*
Статья посвящена истории возникновения и характеристике праздника День пастуха (День животновода) на Алтае. На основе архивных изысканий делается вывод о том, что этот праздник стали отмечать в Горном Алтае в начале 1950-х гг. Он возник как социокультурная новация в контексте союзных программ модернизации сельского хозяйства и первоначально имел политизированный характер. Однако даже в такой форме он соотносился с традиционными ценностями скотоводов-кочевников, делал престижными жизнь и труд жителей высокогорных районов Алтая. День пастуха (День животновода) сохранял свое место в праздничном календаре Республики Алтай и в постсоветский период. Оставаясь над-этническим, за 60 лет существования он стал восприниматься и транслироваться как народный праздник, как способ презентации традиционной культуры и быта скотоводов-кочевников Алтая: алтайцев, телен-гитов, казахов.
Ключевые слова: традиционная культура тюрских народов Алтая, алтайцы, теленгиты, казахи; модернизация хозяйственного уклада кочевников-скотоводов, народный праздник, День пастуха (День животновода).
«23.06.2014. В селе Кош-Агач в субботу прошел районный День животновода, на который собрались не только те, кто сегодня работает в сельском хозяйстве, но и представители других отраслей, и старожилы, которые сейчас на заслуженном отдыхе, и совсем еще маленькие дети. "Во все времена Республика Алтай гордилась своими достижениями в области сельского хозяйства, своими героическими тружениками. Каждый животновод Кош-Агачского района трудится в тяжелых климатических условиях. Район богат людьми, которыми по праву гордится вся республика", — отметил в своем поздравлении заместитель председателя правительства Республики Алтай Александр Сакладов.
С Днем животновода кош-агачцев поздравили также министр сельского хозяйства Юрий Земиров, глава администрации Кош-Агачского района Ауельхан Джаткамбаев, председатель райсовета депутатов Сергей Майхиев. Праздник включал конкурс войлочных юрт, парад делегаций сельских поселений района, открытие ипподрома
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2016. № 1 (4).
© И. В. Октябрьская, 2016
© Е. В. Самушкина, 2016
* Статья подготовлена в рамках Госзадания ИАЭТ СО РАН, проект N° 0329-2014-0010 «Традиционное мировоззрение коренных народов Южной Сибири во взаимодействии с мировыми, национальными и новыми религиями: способы устойчивости, пути изменений (ХХ — нач. XXI в.)».
"Аламан", на котором, собственно, и проходило действо, спортивные состязания, в том числе конные скачки, и, разумеется, церемонию награждения.
Лучшим работникам сельскохозяйственной отрасли вручили почетные грамоты министерства сельского хозяйства Республики Алтай, Совета депутатов и администрации Кош-Агач-ского района, награды от правительства Республики Алтай».
День животновода относится к числу всенародно любимых праздников Алтая, хотя история его исчисляется всего лишь несколькими десятилетиями.
После революции и гражданской войны в России началось строительство советского общества. В начале 1920-х гг. в Сибири были созданы национальные административно-территориальные образования; 1 июня 1921 г. ВЦИК принял постановление об образовании Ойротской автономной области, позже переименованной в Горно-Алтайскую автономную область. Плановая экономика, политизация повседневных практик, утверждение атеизма как основы мировоззрения стали основой трансформации традиций Алтая. Новая власть стремилась взять под кон-
1 В селе Кош-Агач прошел районный день животновода и открылся новый ипподром // Радар. 2014. 23 июня. URL: http://radar04.ru/na_radare/v_sele_kosh_agach_proshel_rayonniy_ den_zhivotnovoda_otk_525.html (дата обращения 10.01.2015).
троль и социальный порядок, и само время. Это выражалось в смене календаря. Его доминантой и композиционным центром в советской стране стало главное событие, определившее новую историческую эпоху — годовщина Социалистической революции. Модернизация праздников
в национальных районах Советского государства, в том числе на Алтае, стала частью общей политики по созданию новой праздничной обрядности, политизированной по форме и идеологизированной по содержанию.
Фото 1. День пастуха. Делегации колхозов съезжаются на праздник. Кош-Агач. 1954 г.
Традиционные праздники тюркоязычных народов Алтая (алтайцев, теленгитов, казахов) служили подтверждением ценности кочевой скотоводческой культуры. Их содержание и символику определяла соотнесенность с природно-хозяйст-венными циклами: обряды и ритуалы отмечали перекочевки с зимних стоянок на весенние и летние в период пробуждения природы, а затем — перекочевки с летних на зимние пастбища поздней осенью, когда, согласно мифо-экологическим воззрениям, жизнь в мире замирала.
Особые праздники были приурочены к изготовлению первого кумыса, к зимнему забою скота, изготовлению войлока и т. д. Раз в три года (период обновления мира в сакральной традиции) в среде алтайцев устраивались большие праздники-жертвы, призванные соединить родовой коллектив, природное сообщество, подвластное духам-хозяевам, и мир предков.
При всех различиях традиционные праздники кочевников-скотоводов высокогорной зоны Алтая были направлены на гармонизацию бытия в его природном, социальном и трансцендентном измерении.
В эпоху социально-политических перемен, ориентированных на коммунистическую идеологию и советские практики, древние традиции оказались невостребованными. Ставка была сделана на «нового» человека, не связанного с прошлым и устремленного в будущее. Важнейшей функцией советских праздников должно было стать
сплочение людей на социально-классовой основе. Модернизация праздников в различных регионах Советского государства, в том числе среди народов Алтая, стала частью общей политики по созданию советского образа жизни. Однако разрыв с традицией на несколько десятилетий поставил под сомнение аутентичные ценности, в том числе в сфере природопользования и жизнедеятельности кочевников-скотоводов.
К традициям попытались вернутся, когда в послевоенный период перед Советской страной, восстанавливающей экономику в 1940—1950-е гг. была поставлена задача развития сельского хозяйства, в том числе животноводства. Чем дальше отодвигалась война, тем сильнее ощущалась необходимость отказа от методов управления и хозяйствования, основанных на неэкономических формах принуждения и ограничении гражданских прав. Однако материальной заинтересованности тружеников сельского хозяйства было недостаточно для подъема производства.
К пониманию этого принципа пришли партийные и административные структуры Алтая на рубеже 1940—1950-х гг. Именно тогда был инициирован новый праздник — День пастуха. По материалам архивов, впервые в СССР он был проведен в 1951 г. в нескольких районах ГорноАлтайской автономной области, где среди алтайцев, теленгитов и казахов сохранились традиции кочевания.
Фото 2. День пастуха. Сводный хор исполняет гимн СССР. Кош-Агач. 1954 г.
На уровне Горно-Алтайского обкома КПСС 14 ноября 1951 г. было принято постановление, которое рекомендовало партийным организациям, домам культуры, клубам, культпросвет передвижкам Кош-Агачского, Улаганского, Онгудай-ского, Шебалинского, Усть-Канского, Усть-Кок-синского районов проводить День пастуха продолжительностью 2—3 дня на центральных усадьбах колхозов и совхозов; 1—2 раза в год — в районных центрах.
В одном из отчетов заведующего отделом пропаганды и агитации Улаганского РК КПСС В. Чумакаева говорилось1:
«Был один интересный случай. ...В 1951 году, когда впервые проводили "День пастуха", тогда в связи с научно-естественной лекцией мы объявили всем колхозникам по таблице астрономии, что 25 февраля 1952 года, после обеда — под вечер будет затмение солнца. Многие колхозники не верили, не ждали. Как раз в указанное время наше сообщение сбылось. Этот факт очень удивил колхозников, как точно узнали? Нам пришлось читать лекцию о причинах затмений солнца, луны, землетрясении и происхождении, образовании Горно-Алтайских гор, пользуясь инженерами геологии. В результате проведенных воспитательных работ с колхозниками на антирелигиозные темы, открытые оживления рели-
1 Здесь и далее сохраняется орфография и пунктуация оригинала.
гиозных пережитков прекратились, но остались религиозные суеверные пережитки скрытые негласные среди части населения.
Кроме лекций и докладов проведены другие культурные работы в День пастуха, например, /продемонстрировали пастухам 48 картин /кинопередвижка/ из них некоторые кинокартины: Ленин в Октябре, Ленин в 1918 году, Великое зарево, Клятва, Чапаев, Живой пример, Караваев-ская опытная станция по выращиванию крупно рогатого скота...
Выступали 30 раз в День пастуха с концертами, представляли районы домом культуры. В программу концертов входят алтайские, русские хороводные песни из произведений ГорноАлтайских писателей и русских народных песен, например, Сталинге Мен Кожон, Яны Алтай, Комсомольская, Сталинын Конституциензы, русские татарские и другие. Музыка: алтайский театр "икили", на котором исполняют различные мелодии алтайских песен. Гармонии, гитары. Молодежь местного коренного населения сильно любят исполнять русские пляски под гармонь. Ранее у них пляски вообще не было.
...Одна старая пастушка передовичка по развитию общественного животноводства колхоза "Пограничник" — товарищ Сана Агафия — 68 лет, работает 23 года пастухом, говорит: "Я пастухом работаю 23 года. Я очень довольна как окружают нас заботой, как делается сейчас в День пастуха: читают нам лекции, доклады,
дают нам нужной помощи. Привезли к нам кино, на что был у нас большой интерес смотреть эту живую картину, ибо таких интересных вещей мы ранее не видели. Привезли нам на дом хлеб, товары, чай, соль табак, спички".
...Другая старая пастушка в колхозе им. Молотова товарищ Санина Елена, ей 70 лет, говорит: "Для нас проживающих в одиночестве в лесу, — день пастуха — очень хорошая, просто неожиданная просветительная работа, мы очень довольны. Спасибо товарищи! Я о радости пляшу, хотя не умею плясать под гармонию и пустилась в пляс".
Таким образом, вся массово-политическая, культурная и хозяйственная работа координируется и единым фронтом ведется в День пастуха, чтобы повысить сознательность, воспитать колхозников и через них поднять колхозное крестьянство и улучшить материально-культурные условия наших животноводов и всех колхозников. В этом наша цель.
Улаганский райком партии продолжает усовершенствовать форму и методы массово-политической и культурной работы среди пастухов и всех колхозников. В разбросанных условиях местожительства пастухов, так как эта проводимая работа удовлетворяет их возросшей культурной жизненной потребности на данном отрезке времени, в условиях Улаганского аймака. Положительная сторона этой работы то, что охотно воспринимается пастухами, а потому исполняют данные им советы, предложения. Проводимая работа стала авторитетна для колхозников.
Они считают это для них родным и близким. Если проводимая работа удовлетворяет материальную, культурную потребность людей — это главное для нас и наших людей»1.
В общей сложности в январе-феврале 1952 г. только в границах нынешнего Кош-Агачского района прошли 42 межколхозных Дня пастуха, где побывали 54 % работников животноводства. Праздник имел большой успех.
Фото 4. День пастуха. Гости праздника. Кош-Агач. 1954 г.
Начавшиеся преобразования по восстановлению сельского хозяйства были стимулированы решениями сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1953 г., который прошел через несколько месяцев после смерти главы Правительства СССР И. Ста-
1 Отчет зав. отделом пропаганды и агитации Улаган-ского РК КПСС Чумакаева В. // Архивная служба правительства Республики Алтай. Ф.1, Оп. 29, д. 402, Л.14-21.
лина. Принятые пленумом решения были ориентированы на жизненно важные проблемы восстановления села; они предполагали укрепление руководства колхозами, увеличение потока капиталовложений; смягчили централизм в управлении, уменьшили размер сельхозналога, повышали заготовительные цены и т. д.
Частью преобразований в сельском хозяйстве стало создание праздников, утверждающих
ценность и престиж труда животноводов. В мае 1954 г. в Кош-Агаче состоялось районное совещание старейших, а в июне — совещание молодых пастухов; они подвели итоги развития отрасли и обозначили перспективы. После этого в районе прошли 5 межколхозных Дней пастуха с охватом около 2500 человек1.
В те годы, особенно после XX съезда КПСС 1956 г. (когда была дана оценка сталинской эпохи), жизнь обретала новый смысл. Вновь стали востребованы старинные знания и навыки. Праздники проводились по новым сценариям с новыми символами, но ценности, которые они утверждали, имели традиционный для скотоводов-кочевников характер.
В 1956 г. в Кош-Агачском районе состоялся очередной общерайонный День пастуха. Ведущая газета Горно-Алтайской автономной области «Звезда Алтая» назвала его традиционным:
«...ровно в 10 часов на флагштоке заколыхалось алое полотнище. По традиции алый стяг должен поднять старейший и самый уважаемый пастух. Это сделал 70-летний Кадыр Ачубаев —
верблюдовод колхоза "Кызыл Тан", награжденный орденом Ленина, двумя медалями, 41 почетной грамотой и многими денежными премиями»1.
Праздник начинался с митинга. В ходе его проведения говорили о достижениях лучших хозяйств и пастухов, утверждали планы, вручали награды. Официальная часть сменялась концертами и спортивными состязаниями. Согласно партийным инициативам, День пастуха конструировался в духе коммунистической идейности. Он имел надэтнический (интернациональный) характер; демонстрировал единение народов; имел целью повышение эффективности социалистического производства.
Однако даже в такой идеологизированной форме новый праздник соотносился с узловыми моментами природно-хозяйственного цикла скотоводов-кочевников: был, как правило, приурочен к окончанию весеннего хозяйственного цикла, когда к началу лета заканчивался окот и стрижка овец. С момента возникновения День пастуха делал престижными жизнь и труд жителей высокогорных районов Алтая.
Фото 5. День пастуха. Участники праздника. Кош-Агач. 1954 г.
Эксперименты в области сельского хозяйства продолжались. В 1957 г. Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Н. С. Хрущев поставил задачу в 3,5 раза увеличить производство мяса и догнать США по
1 См.: Традиционный праздник животноводов // Звезда Алтая. 1956. № 142 (5580). 17 июля. С. 4.
производству мясо-молочной продукции на душу населения. К 1962 г. в результате массовых забоев скота в регионах, обеспечивающих плановые поставки, показатели упали ниже уровня 1957 г.; выросли розничные цены; это вызвало недовольство населения. Социально-экономический кризис нарастал. Его результатом стало смещение Н. С. Хрущев в октябре 1964 г. И хотя политиче-
ские и экономические программы Советского государства продолжали меняться, День пастуха сохранил свое значение.
За десятилетие сложился его устойчивый формат, приведенный в газете «Звезда Алтая» 1964 г.:
«День пастуха — новый советский праздник животноводов. Он возник на базе социалистических производственных отношений, в условиях всеобщего подъема экономики колхозов и материального благосостояния колхозов, повышения их культуры. Он порожден самой жизнью, специфическими особенностями труда и быта животноводов. День пастуха устраивался во многих колхозах области.
Впервые районный День пастуха был проведен в Кош-Агаче 11 июля 1954 г. Идея его организации родилась из опыта проведения колхозных и межколхозных Дней пастуха. С тех пор он проводится там ежегодно и стал традиционным. День пастуха также вошел в быт колхозников Улаганского района. Среди животноводов этих высокогорных мест, длительное время проживающих на отдаленных стоянках и в дали от очагов культуры, этот праздник нашел горячую поддержку и всеобщее одобрение.
За последние 10 лет накоплен известный опыт в организации празднования Дня пастуха. Теперь уже имеется возможность по[д]вести некоторые итоги. Прежде всего следует подчеркнуть, что Дню пастуха предшествует большая подготовительная работа. Под руководством специально созданной комиссии к празднику готовятся не только правления колхозов и учреждения, но все организации, предприятия, трудящиеся района. Подводятся итоги соцсоревнования между колхозами, фермами и колхозниками. Проверяется исполнение индивидуальных обязательств. Правления колхозов выделяют необходимые средства для поощрения передовиков.
Сама подготовка к празднику поднимает трудовую деятельность животноводов и механизаторов, повышает активность коллективов художественной самодеятельности, сельских спортсменов, мастеров народного творчества.
День пастуха проводится в летнее время, обычно накануне заготовки кормов (в Кош-Агаче в первые воскресные дни июля). Это время во всех отношениях признано наиболее удобным. О месте, дате и программе празднования люди извещаются широко и заблаговременно.
Важное значение придается художественному и музыкальному оформлению. Места проведения торжества. Здесь вывешиваются флаги, лозунги, плакаты, портреты, сооружается трибуна, эстрадные и спортивные площадки, сиденья, проводится радио и электричество, устанавливается большой щит с программой намеченных мероприятий.
Колхозы, учреждения и предприятия района готовят диаграммы, стенды и т. д., показывающие развитие экономики, выполнение планов
и социалистических обязательств, портреты и достижения передовиков.
После торжественного открытия празднования проводится непродолжительный митинг. Заслу[ш]ивается небольшой доклад об итогах зимовки скота и других сельскохозяйственных к[а]мпаний, о достижениях хозяйств и передовиков, объясняются очередные задачи.
Затем выступают передовики производства. Они, обычно, докладывают о результатах своего труда, делятся опытом работы, берут новые обязательства. В конце митинга производится вручение переходящих красных знамен, вымпелов передовым хозяйствам района, награждение и премирование победителей соревнования. Официальная часть празднования сменяется культурно-массовыми и спортивными мероприятиями. Перед участниками Дня пастуха выступают самодеятельные коллективы районного Дома культуры, сельских, колхозных клубов, промышленных предприятий. Праздник превращается в подлинный смотр народного творчества. На него собираются лучшие коллективы и исполнители.
Большое место занимают спортивные соревнования. В них участвуют тяжелоатлеты, бегуны, прыгуны, волейболисты, борцы, стрелки и т. д. Всеобщий интерес вызывают традиционные национальные конно-спортивные состязания.
День пастуха служит трибуной пропаганды передовых методов в животноводстве. Каждый колхоз имеет свои экспонаты. Здесь демонстрируются образцы шерсти и пуха; периодически, через несколько лет устраиваются выставки лучших племенных видов животных. Наглядность — лучшее средство пропаганды.
Цифры таблиц и диаграмм передовых хозяйств рассказывают о развитии общего поголовья скота, методах повышения его продуктивности, о росте доходов колхоза и материальном обеспечении колхозников. На выставке показываются макеты типовых домиков для пастухов и производственных помещений. Таким образом, День пастуха является демонстрацией достижений колхозов.
Экскурсоводами выступают председатели и члены правления колхозов, специалисты сельского хозяйства. На Дне пастуха демонстрируются работы новых форм обслуживания работников отгонного животноводства — Дома животноводства, культпросветпередвижек, передвижного почтового отделения.
Проводится выставка прикладного и изобразительного творчества.
Праздник животноводов служит хорошей пропагандой книги. В этот день организуется большая книжная выставка и торговля литературой, производится подписка на отдельные издания. Почтовые работники проводят подписку на газеты и журналы, принимают заказы на товары "Посылторга". Служащие сберкассы организуют проверку и оплату по таблицам тиражей госзаймов и лотерейных билетов.
В конце дня проходит вручение призов, премий и дипломов лучшим исполнителям художественного смотра, победителям спортивных соревнований[, и]гр, конкурсов.
Праздник заканчивается просмотром на открытой площадке новой кинокартины, массовым народным гулянием.
Как новый советский праздник, День пастуха призван давать моральное и эстетическое удовлетворение. Он должен оставить у всех только хорошее впечатление. Поэтому к нему необходимо готовиться заблаговременно, со всей серьезностью и ответственностью.
Опыт проведения Дня пастуха в Кош-Агаче показал, что при тщательной и хорошей подготовке, он проходит организованно и интересно, при массовом участии всего населения района.
Желательно, чтобы на этом празднике животноводов принимали участие и такие областные учреждения, как отделение союза писателей, областной Дом народного творчества, областной методкабинет, областной краеведческий музей, областная культпросветпередвижка и ансамбль песни и танца»1.
В такой форме День пастуха был органичен для идеологии, политических и социо-культур-ных практик советского общества: направлен на воспитание народа в духе коммунистической идейности и интернационализма, на приобщение его к творческому труду в русле идей государства и партии.
1 Пахаев С. День пастуха — праздник животноводов // Звезда Алтая. 1964. № 132 (7702). 3 июля. С. 2.
Однако, будучи политизированным, праздник воссоздавал народные обычаи, и в формате празднования трудовых побед обеспечивал легитимизацию ценностей традиционной кочевой скотоводческой культуры. Он являлся народной инициативой и это определяло его жизнеспособность.
Официально в праздничном календаре СССР существовало несколько дат, ориентированных на тружеников села. День работника сельского хозяйства был введен Указом Президиума Верхового Совета СССР от 01.11.1988 г. Он объединил два ранее существовавших праздника — День мелиоратора и День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса; дата празднования была назначена на третье воскресенье ноября.
С изменением политического строя и аннулированием коммунистической идеологии в постсоветской России многие праздники прекратили свое существование. День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности вновь стали отмечать с 1999 г. во второе воскресенье октября. Праздник был утвержден в мае 1999 г. Указом Президента Российской Федерации для популяризации отрасли и привлечения внимания к ее истории.
Но День пастуха (День животновода) сохранил свое особое место в праздничном календаре многих «пастушеских» регионов России, в том числе в Республике Алтай, провозглашенной в 1991 г. В июне 2010 г. в Чуйской степи Кош-Агачского района Республики Алтай его провели вновь после долгого перерыва. По данным рес-
публиканского информационного агентства, последний раз этот праздник отмечался в 1987 г.
Районными властями было решено возобновить теперь уже народную традицию чествования тружеников животноводства. В 2010 г. лучших верблюдоводов, чабанов, табунщиков (около 80 человек) наградили почетными грамотами и подарками. На празднике были представлены все села высокогорного района, сельхозпредприятия и крестьянские фермерские хозяйства. Праздник было решено проводить ежегодно1.
На уровне массового сознания социокультурная новация через шестьдесят лет от создания начинает восприниматься и транслироваться как явление традиционное. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в районных и республиканских изданиях. Так, например, описывается День животновода, проведенный в Кош-Агачском районе в 2013 г.:
«На ипподроме близ села Тобелер 8 июня прошел праздник — День животновода. Яркое солнце, легкий ветерок, несущий запах степной полыни, кругом юрты, лошади, верблюды, люди в национальных костюмах. Вот так выглядел
1 В Кош-Агачском районе прошло чествование животноводов // Республика Алтай. 2010. 29 июня : Официальный интернет-портал. URL: http://www.altai-republic.com/ modules.php?file=article&name=News&op=modload&sid=987 (дата обращения: 10.08.2010).
Он продолжает существовать и сегодня, транслируя систему надэтнических ценностей тюркских народов Алтая. И теперь большое место в его структуре — в оформлении и сценарии — занимает тема традиций. В День животновода в высокогорной зоне Алтая не только подводят итоги года и отмечают производственные достижения. Пространство праздника превращается в презентацию традиционной культуры и быта скотоводов-кочевников Алтая — алтайцев, теленгитов, казахов.
праздник — маленький мир перевоплощения, ведущего к гармонии.
На празднике были проведены разные конкурсы, например, "Мое любимое животное", семейный творческий конкурс, скачки на лошадях, на верблюдах. От каждого сельского поселения была установлена юрта, где в любой момент можно было угоститься восхитительно приготовленными национальными блюдами.
.Можно было сфотографироваться с нарядным верблюдом, после конкурсов прошел концерт и еще много других интересных задумок наблюдалось здесь, осуществленных усилиями участников и организаторов. Празднование продолжалось с утра до самого вечера.
Это мероприятие подтверждает, насколько важно и близко для района животноводство и всю силу эмоционального слияния хозяев и их питомцев.
Люди вкладывают свою душу в каждого питомца, и тот, кто это знает не понаслашке, знает цену каждого года и каждого дня, отданных животным. Именно поэтому животные так привязаны к ним.
Все состязания были очень увлекательны и так близки жителям нашего района по духу. На этом празднике были замечены бодрость и резвость, воля к победе, заинтересованность и неподдельное духовное удовлетворение всех участников, других жителей района и гостей. Все-таки своя стихия всегда дарит людям гар-
монию с собой. Этот праздник — память о жизни наших предков, это вся глубина стихии. Это, действительно, наш праздник»1.
День животновода продолжает свое существование. В Республике Алтай его называют народным, поскольку труд чабанов был и остается одним из самых почитаемых в регионе. Этот праздник — не только признание производственных успехов; это утверждение образа жизни, его смысла и ценности сельских глубинных районах России.
I. V. Oktyabrskaya, E. V. Samushkina
THE BREEDER'S DAY. FOLK HOLIDAY OF THE ALTAI
The article is devoted to the history and characteristics of the holiday The Breeder's Day (The Shepherd's Day) in the Altai. The Breeder's Day has been celebrated in the Altai Mountains from the early 1950s., as evidenced by archival data. The holiday was originated as a socio-cultural innovation in the context of the Soviet government programs of agricultural modernization. From the very beginning the holiday was politically motivated. However, even in such form it relates to the traditional values of nomadic herders, made prestigious life and work of the inhabitants of mountainous regions of Altai.
The Breeder's Day (The Shepherd's Day) kept his place in the festive calendar of the Altai Republic in the post-Soviet period also, even in such non-ethnic form.
In 60 years of its existence, it has been perceived and translated as a national holiday, as a way of presentation of traditional culture and way of life of nomadic herders Altai — Altai, Telengits, Kazakhs.
Keywords: traditional culture of Turkic peoples of Altai, Altai, Telengits, Kazakhs; modernization of nomadic herders economic structure, national holiday, The Breeder's Day (The Shepherd's Day).
1 Ерёмина А. День животновода в Кош-Агачском районе // Листок. 14.06.2013. URL: http://www.listock.ru/30303 (дата обращения: 20.08.2013)/