Научная статья на тему 'День пастуха на Алтае. История праздника (исследования и материалы)'

День пастуха на Алтае. История праздника (исследования и материалы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Октябрьская И. В., Самушкина Е. В.

The article is devoted to problems of socio normative culture and its transformation within traditional communities. Altai materials helped to reveal reasons and mechanisms of the Soviet industrial agrarian holidays' formation. The Shepherd's Day development in Altai cattle breeding areas in 1950 is traced through archival and press sources. The author's research has shown that the Shepherd Day in Altai was an organic part of the Soviet life. It had subordinated national culture to the industrial one. But, being a political innovation, the Shepherd's Day updated some public ideals comparable to universal images of ideal space, time and society being the dominants of all holidays including traditional ones. It determined the holiday's viability. By the beginning of 80-s the 20th century the Shepherd's Day turned into a national holiday.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHEPHERD DAY IN ALTAI. THE HISTORY OF A HOLIDAY (researches and materials)

The article is devoted to problems of socio normative culture and its transformation within traditional communities. Altai materials helped to reveal reasons and mechanisms of the Soviet industrial agrarian holidays' formation. The Shepherd's Day development in Altai cattle breeding areas in 1950 is traced through archival and press sources. The author's research has shown that the Shepherd Day in Altai was an organic part of the Soviet life. It had subordinated national culture to the industrial one. But, being a political innovation, the Shepherd's Day updated some public ideals comparable to universal images of ideal space, time and society being the dominants of all holidays including traditional ones. It determined the holiday's viability. By the beginning of 80-s the 20th century the Shepherd's Day turned into a national holiday.

Текст научной работы на тему «День пастуха на Алтае. История праздника (исследования и материалы)»

© 2009

И.В. Октябрьская, Е.В. Самушкина

ДЕНЬ ПАСТУХА НА АЛТАЕ. ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

(исследования и материалы)

После завершения гражданской войны в сибирском регионе началось строительство нового общества, были созданы национальные административно-территориальные образования. Постановлением ВЦИК от 1 июня 1921 г. было принято решение об образовании Ойротской автономной области, позже переименованной в Горно-Алтайскую автономную область.

Советская власть стремилась продемонстрировать свой контроль над социальным порядком и природным временем. Это выражалось в смене календаря, который подчеркивал наступление «новой эпохи» и в замене праздников, которые являлись важным фактором структурирования социальных отношений. Разрыв со старой «досоветской» эпохой проявился в новом лексиконе и хронологии. Новые имена, новые герои, новые даты — все должно было служить одной цели — напоминать населению России, что оно живет в другом социально-политическом измерении.

Разработка новых обрядов и праздников началась с момента провозглашения Советского государства. На заседании Совета Народных Комиссаров под председательством В.И. Ленина — 25 января 1918 г. А.В. Луначарский доложил о новом календаре, а на следующий день Совнарком опубликовал декрет «О введении в Российской республике западно-европейского календаря». Этим декретом отменялись религиозные и «старорежимные» праздники и вводились новые — памятные дни великих событий борьбы трудящихся России и всего мира за освобождение от капиталистического ига, за свободу, равенство и братство. Так было положено начало государственной легитимизации советских праздников.

В 1920-1930-е гг. в СССР сложился «Красный календарь». Важнейшие даты истории страны Советов в нем отмечали массовые действия — театрализованные митинги, шествия, манифестации. Новые праздники активно пропагандировали коммунистические идеалы, демонстрировали устремленность советского народа к социальному прогрессу. Модернизация праздников в национальных районах СССР, в том числе и на Алтае, стала частью общей политики по созданию праздничной обрядности, свободной от веры, политизированной по форме и идеологизированной по содержанию. Советские праздники призваны были объединять людей на классовой основе, утверждать у них общность взглядов, настроений, чувств.

* Работа выполнена в рамках проекта 1.5.09 или ЗН-5-09 (ранее ЗН-17-08) «Развитие механизма интеграции фундаментальных исследований и образовательной деятельности по археологии, этнографии и востоковедению в рамках УНЦ НГУ и ИАЭТ СО РАН», а также в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России». Программа № 25.5 «Традиции и новации в культуре народов России: сравнительный анализ базовых духовных ценностей в культурах народов Сибири конца Х1Х—начала XXI вв.».

Отрицая «темное» прошлое и акцентируя «светлое» будущее, коммунистическая идеология постулировала сочетание общесоветских и прогрессивных этнических традиций. Это являлось основной тенденцией в развитии этносоциальных процессов в стране на протяжении всего ХХ в. «В настоящее время в культуре народов юга Западной Сибири находит отражение общий процесс сближения народов нашей страны. В целом он у каждой группы представляет собой довольно сложную систему с разнородными этническими компонентами и увеличивающимся фондом общесоветских форм»1.

Общим в формировании образов и институтов новой культуры являлся принцип: «национальный по форме и социалистический по содержанию». С течением времени советская социо-норматиная система начала адаптировать элементы этнических культур. «При единстве идейного содержания и общности элементов церемониала одни и те же праздники и ритуалы, проводящиеся у различных народов, приобретают местные национальные черты»2.

Наряду с унифицированными формами общегражданских советских праздников в отдельных регионах Советского Союза вводились сценарии, ориентированные на местные фольклорно-языковые практики и культурно-хозяйственные традиции. Используя ценности, апробированные опытом столетий и отвечающие особенностям существования сибирских народов, власти предлагали соционормативные конструкты, призванные продемонстрировать преимущества советского строя и плановой аграрной экономики.

В ряде автономий Сибири праздником, восстанавливающим престиж труда ее коренных обитателей, являлся День пастуха (День животновода/ День оленевода). Праздник животноводов, как подчеркивала официальная пропаганда, «возник на базе социалистических производственных отношений, в условиях всеобщего подъема экономики колхозов и материального благосостояния колхозов, повышения их культуры. Он порожден самой жизнью, специфическими особенностями

о

труда и быта животноводов»3.

В Горно-Алтайской автономной области День пастуха впервые был проведен в начале 1950-х гг. в высокогорных Улаганском и Кош-Агачском районах, где преобладало тюркоязычное население — теленгиты, алтай-кижи и казахи, чью традиционную культуру определяло кочевое (отгонное) скотоводство.

«Идея его организации, — как отмечалось позднее, — родилась из опыта проведения колхозных и межколхозных Дней пастуха. С тех пор он проводится там ежегодно и стал традиционным. ...Среди животноводов этих высокогорных мест, длительное время проживающих на отдаленных стоянках, этот праздник нашел горячую поддержку и всеобщее одобрение»4.

Праздничные мероприятия тщательно готовились. Заранее составлялся сценарий; переводились на алтайский и казахский языки основные тексты. Дни пастуха проводились на местном и районном уровнях. Под руководством специально созданной комиссии при участии советских и партийных органов, к празднику были подключены правления колхозов и все организации отдаленных районов. Постепенно вырабатывался порядок проведения мероприятия, язык его символов, сценарно-режиссерские принципы. В местной прессе, в статье, посвященной Дню пастуха в Кош-Агаче в 1956 г., сообщалось:

«Подготовка ко Дню пастуха началась еще в апреле. За это время партийными,

комсомольскими и советскими организациями было проведено много интересных мероприятий. Вот они.

25 мая— районное совещание старейших животноводов, на котором старики обсудили итоги окотной компании и дали свои советы молодым пастухам по нагулу скота в летний период. На этом совещании 62 старейших животновода были награждены ценными подарками и почетными грамотами. Скотоводы получили подарки от горняков Акташского рудоуправления, коллектива райпотребсоюза и других государственных предприятий и учреждений.

19 июня — районное совещание самых молодых пастухов, на котором юноши и девушки договорились о том, как лучше организовать стрижку овец, а потом участвовали в обсуждении социалистического договора с Аскизским районом Хакасской автономной области.

Июнь — начало июля — проведено пять межколхозных (кустовых) дней пастуха, в которых приняло участие около 2500 человек. На празднествах с докладами и лекциями выступил партийный и советский актив, состоялся обмен опытом работы передовых животноводов, проведены спортивные соревнования по различным видам спорта, концерты художественной самодеятельности и выставки прикладного искусства. Лучшие исполнители и спортсмены были удостоены чести выступать на районном празднике — Дне пастуха»5.

По отработанной схеме, праздник скотоводов Алтая начинался с официальной церемонии открытия. В центре поселков на флагштоках поднимали алые стяги. Эта почетное право предоставлялось старейшему и самому уважаемому пастуху, передовику производства. Так, например, во время празднования Дня пастуха в Кош-Агаче в 1956 г., флаг поднимал семидесятисемилетний верблю-довод колхоза «Кызыл-тан» Кадыр Ачубаев. Согласно передовице, за трудовые подвиги он был награжден орденом Ленина, двумя медалями, 41 почетной грамотой и много раз премировался денежными премиями.6

«После торжественного открытия празднования проводится непродолжительный митинг. Заслуживается небольшой доклад об итогах зимовки скота и других сельскохозяйственных компаниях, о достижениях хозяйств и передовиков, объясняются очередные задачи.

Затем выступают передовики производства. Они, обычно, докладывают о результатах своего труда, делятся опытом работы, берут новые обязательства»7.

Заканчивались митинги вручением переходящих красных знамен и вымпелов передовым хозяйствам, награждением победителей соцсоревнования. В ходе массовых акций, которые предлагались организаторами Дня пастуха, трудящиеся должны были обрести осознание целесообразности своего бытия и веру в социальную перспективу.

Официальная часть празднования сменялась спортивно-концертной программой. Перед участниками Дня пастуха выступали самодеятельные коллективы сельских Домов культуры, клубов и школ.

Культбригады использовались как важнейшее средство агитации. В официальных отчетах отмечалось, что многие пастухи дальних районов впервые в начала 1950-х гг. слышали Гимн Советского Союза — его во время торжественных концертов в порядке обучения исполняли на алтайском языке. Идеология советского государства внедрялась в сознание масс в атмосфере праздника.

Рис 1. Памятный знак "Алтай-сердце Евразии", установленный от имени Республики Татарстан на въезде в Республику Алтай. Он представляет собой композицию в виде шести дуг, скрепленных ободом и образующих купол, стилизованный под юрту.

Происходила интеграция периферийных групп коренного населения в со-цио-культурное и политическое пространство Советского государства.

Большое значение придавалось оформлению Дня Пастуха. Пространство праздника обозначали флаги, лозунги, плакаты, портреты; сооружалась трибуна, концертные и спортивные площадки, проводилось радио и электричество. Организации района готовили диаграммы, стенды, показывающие выполнение планов, социалистических обязательств и достижения передовиков.

«День пастуха служит трибуной пропаганды передовых методов в животноводстве. Каждый колхоз имеет свои экспонаты. Здесь демонстрируются образцы шерсти и пуха; периодически, через несколько лет устраиваются выставки лучших племенных видов животных. Наглядность — лучшее средство пропаганды.

Цифры таблиц и диаграмм передовых хозяйств рассказывают о развитии общего поголовья скота, методах повышения его продуктивности, о росте доходов колхоза и материальном обеспечении колхозников. На выставке показываются макеты типовых домиков для пастухов и производственных помещений. Таким образом, День пастуха является демонстрацией достижений колхозов»8.

Социально-политическая дидактика, ориентированная на пропаганду, определяла стилистику советских праздников вообще, и Дня пастуха в частности. Митинги, плавно преходящие в смотры художественной самодеятельности, рассматривались как метод обеспечения трудового подъема и гражданского единения. Они были призваны поддерживать идейность народа, демонстрируя величие Отечества, его экономики и политического строя.

«Как новый советский праздник, — подчеркивала пресса, — День пастуха призван давать моральное и эстетическое удовлетворение. Он должен оставить у всех только хорошее впечатление. ...

Сама подготовка к празднику поднимает трудовую деятельность животноводов и механизаторов, повышает активность коллективов художественной самодеятельности, сельских спортсменов, мастеров народного творчества»9.

День пастуха на Алтае был органичной частью советского бытия. Соотнесенный с эколого-хозяйственными циклами и традициями кочевого (отгонного) скотоводства местного населения, он подчинил народную культуру культуре производственной. Праздничная архаичная фабула синхронизации социальных и природных ритмов, необходимая для достижения гармонии творения изначальных времен, была заменена на призывы к трудовым победам и достижениям высоких результатов за счет внеэкономических мотиваций.

Как и другие праздники СССР, День пастуха был направлен на воспитание народа в духе идей коммунизма и приобщения к социальному творчеству, парадигмы которого задавали государство и партия. Но все-таки, будучи политической новацией, он актуализировал общественные идеалы, сопоставимые с универсальными образами идеального пространства, времени и социума, являвшимися доминантами всех, в том числе традиционных, праздников.

Соотнесенность Дня пастуха на Алтае со временем сезонного «перехода» кочевников-скотоводов от зимы к лету, придавала ему особый статус. Начало лета в традиционной культуре тюрков Алтая было периодом возрождения природы и восстановления социальной гармонии. Летние перекочевки имели обязательное ритуальное оформление. К этому же периоду относились и наиболее значи-

Рис. 3. Эл Ойын 2006. Курултай сказителей алтайского народа.

Рис. 4. Эл Ойын 2006. Девушка, одетая в стилизованный костюм под "Принцессу Укок", открывала конкурс национального костюма.

мые родовые жертвоприношения, известные коренным обитателям Алтая в прошлом. День пастуха стал их продолжением.

Возникнув как новация, советский трудовой праздник приобрел популярность среди жителей края и к концу 1970-х гг. стал восприниматься как народный. Его описания вошли в этнографические исследования 1970-1980-х гг.10 Но вслед за социально-политическими и экономическими изменениями, наступившими с ликвидацией советского строя, история Дня пастуха прекратилась; возможно, чтобы через некоторое время начаться в новом формате.

Приложение 1.

Архивная служба Правительства Республики Алтай Ф.1, Оп. 29, д. 402

Л.2 Секретарю Горно-Алтайского

ОК КПСС тов. Саруевой М.Ф. от Улаган РК КПСС 14/1-1954 г.

Отчет"

Об итогах проведения одной из важной приближенной формы и метода массово-политической и культурной работы, среди отдаленных животноводов на отгонной стоянке колхозного скота, в условиях Улаган аймака так называемый «День пастуха» с 1 января 1953 года по 1 января 1954 года.

В течение года проведены «День пастуха» по колхозам Улаганского аймака 46 раза /А за отчетный период РК КПСС с августа 1952 года по декабрь 1953 года, проведены «День пастуха» всего 52 раза/.

В проведенных в течение года 46-ти «День пастуха» прочитанные лекций докладов и бесед — всего 211 на политические, сельско-хозяйственные, международные, медицинские, научно-естественные и другие темы. В том числе лекции и доклады по материалам и решениям XIX съезда КПСС прочитаны 63, по материалам и решениям Сентябрьского Пленума ЦК КПСС и по последующим решениям партии и правительства о развитии сельского хозяйства прочитаны 21 доклад в «День пастуха».

Из 46-ти проведенных «День пастуха» по решениям Сентябрьского Пленума ЦК КПСС проведены 9 раз т.е. по одному разу в каждом колхозе. Охватили в «День пастуха» всего 1837 человек — колхозников и в том числе пастухов 1470 человек. Массово-политической и культурной работой. Продемонстрировали для колхозни-

* Здесь и далее при цитировании архивных материалов сохраняется стилистика, орфография и пунктуация оригинального текста.

Рис. 5. Республиканский праздник Тун пайрам 2007, проходивший в рамках юбилейных торжеств в Аскизском районе Республики Хакасия. Ритуал зажжения священного огня старейшинами хакасских родов.

Рис. 6. Конкурс "Родной язык и культура - духовное наследие народа", проходящий на Тун пайраме 2007

ков-животноводов 61-у различную картину, с переводом на алтайский язык содержание кинокартины.

Во время проведения «День пастуха» выступили 49 стен-газет и боевых листков и продали промышленных и продуктовых товаров, литературы, провели реализацию периодической литературы.

В результате чего все лимиты газет на 1954 год перевыполнены: газета «Ал-тайдын чолмоны» вместо 200 экз. по плану выполнено 300 экз. Районная газета вместо 550 экз. выполнено 615 экз., «Звезда Алтая» вместо 50 экз. выполнено 153 экз. и др.

Выступили с концертными программами в «День пастуха» 46раз. Были организованы ряд других культурных мероприятий, как топка бани для пастухов, проверка облигаций по тиражам, выигрышных государственных займов и многим выплатили выигрышные суммы денег. Закупки у пастухов пушнины — мех сырья по линии конторы заготовживсырья

После решения Сентябрьского Пленума ЦК КПСС массово-политическую, организационную и культурную работу в колхозах более конкретизировали, оказали больше всего практической помощи колхозам: проверки всей партийной, комсомольской и колхозной работы. Организуем колхозников на выполнение конкретных работ в бригадах, животноводческих фермах, строительстве, полеводстве, бывая в колхозе по 10-15 дней. Конкретно налаживая партийную, комсомольскую и колхозную работу и поддерживая инициативу колхозников.

В прошлом году, когда проводили «День пастуха» организовали социалистическое соревнование между колхозами, а внутри колхоза между животноводческими фермами, пастухами и брали индивидуальные социалистическое обязательство. Теперь во время проведения «День пастуха» проверяли исполнение соц. соревнования между колхозами сравнительными данными двух-трех колхозов...

Л.3 Такие сравнительные итоги работы оказались более интересными для колхозов по социалистическому соревнованию. В «День пастуха» вручали почетные грамоты передовикам животноводства, полеводства, награжденных ОК КПСС, облисполкомом и обкомом комсомола возвышенной форме, выполнившим свое взятое обязательство и социалистическое соревнование.

Снова организуем социалистическое соревнование между колхозами, животноводческих ферм, пастухами во имя исполнения решения Сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Все колхозники ответили на решение партии и правительства трудовыми подвигами.

В «День пастуха» правления колхозов выдают деньги, мясо колхозникам на трудодни, согласно решению Сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Все колхозники довольны и рады. Все идут на социалистическое соревнование.

В результате проведенных массово-политических и культурных работ среди пастухов и всех колхозников путем проведения «День пастуха» и других партийно-организационных и партийно-политических работ, несколько улучшилась хозяйственная работа в колхозах и заметно улучшилась трудовая дисциплина колхозников. Это видно из следующих фактов: если передовики животноводы в аймаке 1952 году было только 38 человек, то в 1953 году их выросло до 92 человек.

Если число колхозников не вырабатывающих минимум трудодней в 1952 году было больше 30 человек в аймаке, то в 1953 году их сократилось до 10 человек в аймаке.

Рис. 7. Конкурс "Родной язык и культура — духовное наследие народа". Дерево

рода Карачаковых

Рис. 8. Республиканский праздник Хакас Чирь Республика Хакасия, июль 2007.

Л.4 Борьба колхозников за увеличение выработки трудодней сильно усилилась, ибо трудодень стал больше денег, мясо и скот — все материальные и культурные благополучия колхозникам и материальные заинтересованности усилился, сочетанием общественного интереса.

Однако в этой, одной из важной, массово-политической и культурной работе в проведении «День пастуха» имеются крупные недостатки:

Редко проводим «День пастуха по колхозам, через два месяца один раз в одном колхозе, а наши агитаторы в колхозах очень слабы, чтобы заменить «День пастуха» агитаторской работой.

Кроме того не все ответственные работники аймака принимают участие в проведении «День пастуха», а одни работники культ-просвет передвижки — без участия районных ответственных работников проводят «День пастуха» на низком идейном и деловом уровне, в виду малого опыта и отсутствия достаточного политического образования и организаторской способности.

Проведение «День пастуха» продолжаем еще сильнее по-деловому усовершенствуем. Проведение «Дня пастуха» стало необходимой культурной потребностью и вошло колхозникам в культурный быт, стало для них школой. Спрос очень большой, но мы не успеваем обеспечить регулярного проведения «День пастуха».

15. 1. 54

Зав. отделом пропаганды и агитации Улаган РК КПСС Чумакаев В.

Архивная служба правительства Республики Алтай Ф.1, Оп. 29, д. 402

Л.5 День пастуха и новая форма и метод массово-политической и культурной работы среди пастухов, всех работников животноводства в условиях Улаганского аймака.

В порядке обмена опытом.

Чтобы ежедневно охватывать население массово-политической и культурной работой и прежде всего нужны условия оседлой жизни населения: деревни, поселки или группы людей. В таких условиях более удобно для проведения собраний, массово-политической и культурную работу. Например, чтение лекций, докладов, провести беседы, семинары агитаторов, выпуск стенгазет и показ кинокартин и тд.

Но у нас в Улаганском аймаке наоборот другие географические условия, расселение пастухов. Дело в том, что все животноводы колхозов нашего аймака не живут в деревнях, поселках ни зимой, ни летом. В виду отсутствия кормов для колхозного скота около деревни, поселков и нет возможности привести в большей части кормов на центральную усадьбу колхозов в виду географических трудных условий аймаке. Поэтому естественно-географическим и производственным условиям, пока что все наши пастухи-животноводы вынуждены в силу объективного экономического и географического условий жить по одной семье на отдельных стоянках колхозного скота 9в тайге по долинам).

Причем приходиться каждому пастуху и всем животноводам кочевать, т.е.

Рис. 9,10. Карнавал "Длиною в 300 лет", посвященный 300-летию добровольного вхождения Хакасии в состав Российского государства. Республика Хакасия, июль 2007.

менять места стоянки до 4-х мест в течении года, по временам года: зимой, весной, летом и осенью. В соответсвии наличия подножных или заготовленных кормов для скота по зимнем гор, так как основное занятие района — животноводство. Поэтому на 70-80% населения каждого колхоза заняты на животноводстве. Количество пастушеских стоянок в каждом колхозе от 30-ти до 70 точек.

Л.6 Расстояние пастушеских стоянок от центра усадьбы в некоторых колхозах достигает до 90 км..

Все эти трудные географические условия нашего аймака очень затрудняет вести регулярную массово-политическую и культурную работу среди основных наших кадров, занятых по развитию общественного животноводства — пастухами нашего аймака с людьми создающими материальные блага для народа.

Долгое время шли поиски приближенной формы и метода массово-политической и культурной работы среди животноводов колхозов, проживающих по одиночеству на отдаленных стоянках колхозного скота.

В целях охвата массово-политической и культурной работы пастухов, зимой в 1950-1951 годы Улаганский райком партии, в частности его отдел пропаганды и агитации, провели путем объезда зимние стоянки скота, где проживают все пастухи-животноводы на различных и отдаленных долинах гор.

В результате проверки пришли к следующему выводу — заключению: организовать агитпункты среди местожительства пастухов на зимних стоянках, проживающих в одной долине по 5-6 дворов. И организовали такие агитпункты в 4-х местах, на территории пока что двух колхозов, для проверки опыта массово-политической работы среди пастухов.

Оборудовали агитпункты, библиотеки газетами, портретами, лозунгами, привезли туда кино, стол, лампы, созывали пастухов, проживающих в этих долинах и для них читали лекции, доклады и проводили беседы. Вся эта массово-политическая работа понравилась пастухам и они были довольны этой работой.

Л.7 Тогда практическая работа — опыт показал, что надо собрать всех пастухов по временам по очереди по одному-два человека от каждого двора и с ними проводить массово-политическую и культурную работу. Так возник «День пастуха».

По некоторым первоначальным опытам работа с пастухами Улаганского, кош-Агачского и других аймаков Горно-Алтайский обком партии обобщил, возглавил и своим решением в ноябре 1951 года обязал райкомы партии организовать и проводить «День пастуха», указал как нужно проводить новую, одну из важной формы и метода массово-политической и культурной работы среди пастухов — всех животноводов. Эта новая форма и метод массово-политической и культурной работы, причем правильно сочетающая политическую, хозяйственную и культурную работу колхозов оказалась более удачной на данном отрезке времени в условиях кочевого образа жизни пастухов — всех животноводов Улаганского аймака.

Как организовать день пастуха ?

Прежде всего райкомом партии вырабатывается план массово-политической и культурной работы и график проведения «Дня пастуха» в колхозах.

Л.8 Подбор состава лекторов, докладчиков — все это утверждается райкомом партии. В плане предусматриваются: чтение лекций, докладов: по материалам решений XIX съезда партии, о международном положении, научно-естественные лекции и вопросы по очередным хозяйственным задачам колхозов по временам года,

о хозяйственно-политических кампаниях колхозов, чтобы заблаговременно подготовить колхозы к очередной работе. Нацелить партийные организации колхозов и поднять, мобилизовать всех колхозников на очередную работу. Например, подготовиться к проведению зимовки скота, весенним и летним работам.

Вследствие того, что в содержание «Для пастуха» входят разнообразные работы, нечто получается: комплексные массово-политические и культурные мероприятия, сочетающие политическую, хозяйственную и культурно-бытовую работу, а потому приходится вовлекать в эту работу «День пастуха» работников различных профессий: отделов, ведомств, особенно специалистов в сельском хозяйстве, культпросвет учреждений в качестве лекторов, докладчиков, беседчи-ков и на других массово-культурных работах, по их профессии для оказания помощи коренному населению. Например, привлекаются в работу проведения «Дня пастуха» по политическим докладам, лекциям (по материалам XIX съезда партии) лектора, докладчики райкома партии и райкома комсомола.

Л.9 На сельско-хозяйственные темы — специалисты сельского хозяйства — техник, ветеринар, агроном, кроме того медики, работники потребкооперации с перевозными товарами, заготживсырье для покупки пушнины, мехсырья у пастухов, сберкассы для проверки облигаций у пастухов по тиражам . Союзпечать для реализации газет, продажи литературы колхозникам, культпросвет работникам с концертом, кино, выпуска стенгазет и организовать культурный отдых пастухам. Таким образом набирается в состав бригады от 10 до 15 человек.

Количество докладов, лекций и бесед — всего от 5 до 7. Все это комплексная работа готовиться за неделю заранее. А также за неделю заранее сообщается в колхоз приготовиться к «Дню пастуха», извещают пастухов через своих нарочных. Председатель колхоза готовит свой доклад о состоянии работы, о перспективных планах работы колхоза и очередные задачи пастухов — всех колхозников. Заведующие фермами готовят свои выступления о состоянии скота, выполнении плана развития животноводства.

Полевод говорит о состоянии работы на полях. Секретарь парторганизации говорит, как организовать социалистическое соревнование между колхозами, фермами, пастухами, о ходе соцсоревнования. приготавливаются помещения для проведения «Дня пастуха», портреты, лозунги и культурный отдых пастухам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как проводиться «День Пастуха»?

Приготовленная культбригада выезжает в назначенный колхоз, а пастухи, извещенные правлением колхоза, съезжаются на «День пастуха». Всех явившихся пастухов регистрируют в список, для пастухов организуется баня.

«День пастуха» открывает председатель колхоза и поручает руководить проведением «Дня пастуха» правлению колхоза, человека два передовики животноводства и представитель райкома партии. Оглашается план работы проведения «Дня пастуха и порядок.

Л.10. В порядке изучения с колхозниками, ознакомить культбригада исполняет на алтайском языке Гимн Советского Союза, так как пастухи на местах не слышат в виду отсутствия на стоянках пастухов радио и поэтому они никогда не слышат гимн Советского Союза. Они впервые слышат Гимн Советского Союза через культбригады.

Чтение лекций и докладов в «День пастуха» главным образом в содержаниях

лекций и докладов входит пропаганда идеи марксизма-ленинизма о коммунистическом строительстве, о коммунистическом воспитании патриотизма и интернационализма. В этих целях: решения партии и правительства (опубликованные в газетах) доводятся до каждого пастуха и всем колхозникам. Сообщаются все новости, события международной и внутренней политики и хозяйственное положение. Все очередные хозяйственные и культурные задачи колхоза. В соответствии с задачами края, области и района.

Доклады, лекции, беседы читаются не более на 40 минут на алтайском языке, так как наши колхозники не знают русского языка, чтобы прочитанные доклады не прошли формально между докладами на 20 минут концертные выступления — культурный отдых пастухам.

По докладам, имеющим хозяйственное практическое значение: план развития животноводства, селхозкампании принимаются практические предложения для исполнения, поручаются правлению колхоза, предложения записываются в журнал.

...Принятые практические предложения проверяются, сообщается об исполнении на следующем «Дне пастуха» правлением колхоза.

Л.11 Кроме чтения лекций и докладов, концертов между докладами, лекциями проводятся другие мероприятия: закупка пушнины у пастухов агентами загот-живсырья, сырья, продажа продуктов и промышленных товаров пастухам отделениями РайПО. Проверка облигаций по выигрышным тиражам у пастухов исполняет представитель сберкассы. Реализация газет, продажа литературы колхозникам и другие культтовары (союзпечать). Медицинские работники оказывают помощь больным, проводят профилактическую работу (лекции, беседы о чистоте и гигиене — залог здоровья человека).

Выпускается стенгазета. Организуется развертывание критики снизу. Пастухи выступают по докладу председателя колхоза с критикой снизу по недостаткам руководства правления колхозов, по адресу заведующими фермами, сообщают жалобы по адресу районной организации. Сообщают заказы на промышленные товары по их вкусу и соответствующие для них кочевые условия жизни.

Опыт работы показывает, что чуткое прислушивание, отношение к людям удовлетворяет их запросы и они активно выполняют данные им советы, предложения и воспринимают сделанные им замечания.

Вся комплексная работа «День пастуха» проходит в суточный срок. Главное хорошо, инициативно, активно, творчески нужно организовать во время проведения «Дня пастуха». Тогда проходит вся работа на высоком идейно-политическом, деловом и культурном уровне. Причем без утомления для пастухов, а наоборот весело. Поэтому «День пастуха» имеет массовый характер и принимают участие в нем все колхозники с большим интересом.

Л.12 В результате удовлетворения требований колхозников.

Колхоз «Пограничник» перевыполнил план развития животноводства за 1953 год. На 1 июня 1953 года по всем животноводческим фермам: КТМ, МТФ, ОТФ. В целом по колхозу перевыполнили гос.план развития животноводства на 114%.План посева: вместо 61 га. по плану посеяли 120 га. План гос. поставок шерсти, мяса перевыполнили, а также план строительства скотных дворов, помещений и дорожного строительства перевыполнили.

Л. 13. В этом видно какую имеет мобилизующую организующую силу массо-

во-политическая работа, если провести ее организовано, предметно, наступательно и действенно.

Общие итоги работы «Дня пастуха»

С 29го октября 1952 года по 25 июня 1953 года провели в 9-ти колхозах 40 «День пастуха» в аймаке. В том числе в некоторых колхозах провели по 4-5раза. В 40-ка проведенных «День пастуха» прочитали 230 докладов, лекций и бесед на алтайском языке на политические, хозяйственные, зоотехнические, ветеринарные, медицинские, науно-естественые, агрономические и международные темы. Особенно усиленно шла пропаганда изучения материалов и решений XIX съезда партии среди всех колхозов. На эти темы прочитано 80 докладов и лекций.

.В сельскохозяйственных темах лекций больше всего обращали внимание о улучшении породности скота и повышении его продуктивности. Охватили в 40 проведенных «День пастуха» - 1300 человек пастухов и животноводов и 900 колхозников — не пастухов (повторно). Всего 2200 человек колхозников массово-политической и культурной работой.

Л.14 Архивная служба правительства Республики Алтай Ф.1, Оп. 29, д. 402

Из отчета завотделом пропаганды и агитации Улаганского РК КПСС Чумакаева В.

Был один интересный случай. В 1951 году, когда впервые проводили «День пастуха», тогда в связи с научно-естественной лекцией мы объявили всем колхозникам по таблице астрономии, что 25 февраля 1952 года после обеда - под вечер будет затмение солнца. Многие колхозники не верили, не ждали. Как раз в указанное время наше сообщение сбылось. Этот факт очень удивил колхозников, как точно узнали? Нам пришлось читать лекцию о причинах затмений солнца, луны, землетрясении и происхождении, образовании Горно-Алтайских гор, пользуясь инженерами геологии.

В результате проведенных воспитательных работ с колхозниками на антирелигиозные темы, открытые оживления религиозных пережитков прекратились, но остались религиозные суеверные пережитки скрытые негласные среди части населения.

Кроме лекций и докладов проведены другие культурные работы в «День пастуха», например, а /продемонстрировали пастухам 48 картин / кинопередвижка/ из них некоторые кинокартины: Ленин в Октябре, Ленин в 1918 году, Великое зарево, Клятва, Чапаев, Живой пример, Караваевская опытная станция по выращиванию крупно рогатого скота.

Л.15 Выступали 30 раз в «День пастуха» с концертами, представляли районы домами культуры. В программу концертов входят алтайские, русские хороводные песни из произведений Горно-Алтайских писателей и русских народных песен, например, Сталинге Мен Кожон, Яны Алтай, Комсомольская, Сталинын Конститу-циензы, русские татарские и другие. Музыка: алтайский театр «икили», на котором исполняют различные мелодии алтайских песен. Гармонии, гитары. Молодежь

местного коренного населения сильно любят исполнять русские пляски под гармонь. Ранее у них пляски вообще не было.

Восприятие нашим населением русской культуры не случайное явление, а закономерно. Ибо русский народ оказал, оказывает и будет оказывать величайшую материальную и культурную помощь нашему алтайскому населению. А потому и неслучайно наше население называют старшим братом русского трудового народа, ибо материальная и духовная культура русского трудового народа гораздо намного выше, чем культура алтайского народа. В этом дружба народов, интернациональное воспитание нашей партией КПСС наших людей.

В неоднократно проведенной увеселительной части работы с местным коренным населением нами замечено, что это население сильно обожает эстетическое искусство: песни, игры и особенно музыку. Даже простая двухрядная гармония для них очень большое удовольствие, для культурного отдыха нашим колхозникам. Мы это простое удовольствие не можем в достаточное мере удовлетворить, отсутствие гармониста — из-за этого несколько раз пришлось устроить скандал с начальником Улаганской конторы связи с тов. Варенковым у которого в конторе гармонист, а он гармониста не отпускает на «День пастуха». А колхозники требуют с нас гармониста, хотят поплясать, повеселиться между докладами в перерывах.

Л.16 Одна старая пастушка передовичка по развитию общественного животноводства колхоза «Пограничник» - товарищ Сана Агафия — 68 лет, работает 23 года пастухом, говорит: «Я пастухом работаю 23 года. Я очень довольна как окружают нас заботой, как делается сейчас в «День пастуха»: читают нам лекции, доклады, дают нам нужной помощи. Привезли к нам кино, на что был у нас большой интерес смотреть эту живую картину, ибо таких интересных вещей мы ранее не видели. Привезли нам на дом хлеб, товары, чай, соль табак, спички.

Пастухи все довольны, веселятся, за такую работу спасибо Великому Сталину! У меня лично радость в сердце!

Другая старая пастушка в колхозе им. Молотова товарищ Санина Елена, ей 70 лет. говорит: «Для нас проживающих в одиночестве в лесу, - день пастуха — очень хорошая, просто неожиданная просветительная работа, мы очень довольны. Спасибо товарищи! Я о радости пляшу, хотя не умею плясать под гармонию и пустилась в пляс.

Л. 18 Таким образом, вся массово-политическая, культурная и хозяйственная работа координируется и единым фронтом ведется в «День пастуха», чтобы повысить сознательность, воспитать колхозников и через них поднять колхозное крестьянство и улучшить материально-культурные условия наших животноводов и всех колхозников. В этом наша цель.

В 1951 году — открыли автотранспортную дорогу за село Улаган - через тайгу — 55 км.

Л.20 Улаганскийрайком партии продолжает усовершенствовать форму и методы массово-политической и культурной работы среди пастухов и всех колхозников. В разбросанных условиях местожительства пастухов, так кКэта проводимая работа удовлетворяет их возросшой культурной жизненной потребности на данном отрезке времени, в условиях Улаганского аймака. Положительная сторона этой работы то, что охотно воспринимается пастухами, а потому исполняют данные им советы, предложения. Проводимая работа стала авторитетна для колхозников.

Л. 21 Они считают это для них родным и близким. Если проводимая работа удовлетворяет материальную, культурную потребность людей — это главное для нас и наших людей.

1/7 — 53 г. Зав. Отделом пропаганды и агитации

Улаганского РК КПСС Чумакаев В.

Приложение 2.

Коновалов А.В.

Казахи Южного Алтая (проблема формирования этнической группы).

Изд-во «Наука» КССР. 1986. С.124-127

Праздник День пастуха

Из современных трудовых праздников наибольшей популярностью у населения пользуется почти ежегодно проводимый в Кош-Агачском районе День пастуха. Впервые его начали проводить в 1954 г. До этого времени День пастуха устраивали отдельные колхозы, как правило, на зимних стоянках чабанов. Кош-агачские казахи участвовали в празднике не только своего района, но и неоднакратно выезжали в составе делегации на День пастуха в соседний Улаган.

Необходимо отметить, что в настоящее время значительная часть населения Кош-Агачского района занята не только в животноводстве, но и на мелиоративных, строительных и других работах. Представители этих профессий принимают активное участие в празднике вместе с чабанами, табунщиками, скотниками. Таким образом, название «День пастуха» или «День животновода» достаточно условно. Празднество устраивается в июне-июле после окончания стрижки овец. Право проведения этого праздника получают лишь те районы, перевыполнившие план по заготовке шерсти.

В Кош-Агачском районе празднование Дня пастуха имеет следующую структуру. Сначала праздник проводится в колхозах. Церемония колхозного Дня пастуха — как бы уменьшенная копия общерайонного праздника, повторяющая все элементы в другом масштабе. Затем происходит торжественная встреча делегации из Монгольской Народной Республики. Главная, завершающая часть праздника проходит в районном центре в поселке Кош-Агач.

Давние дружеские контакты связывают жителей Кош-Агачского района с населением Баян-Ульгийского аймака МНР, где проживает большая группа каза-хов-кереев. Делегации из Монголии в течение ряда лет принимают участие в праздновании Дня пастуха в Кош-Агачском районе. На государственной границе СССР т МНР происходит торжественная встреча гостей из Монголии. Перед собравшимися выступают коллективы художественной самодеятельности и профессиональные артисты из МНР, казахи и монголы, а также ансамбль «Чуя» Кош-Агачского Дома культуры. Заключительная часть этой встречи — праздничное угощение, состоящее преимущественно из национальных казахских блюд.

Накануне районного праздника День пастуха на кош-агачском стадионе устанавливают юрты двух видов: для приехавших из разных поселков участников праздника и «выставочные», где представлены лучшие образцы народного прикладного искусства казахов и алтайцев. Проводится конкурс на лучшее оформление юрты. На празднике также устраивается выставка лучших племенных видов животных, демонстрируются образцы шерсти и пуха.

Праздник начинается торжественным собранием передовиков производства, на котором подводятся итоги выполнения плановых заданий и социалистических обязательств. Лучших стригалей награждают ценными подарками. Затем по улицам поселка проходит конный парад участников праздника в модифицированных казахских и алтайских костюмах, а вслед за ними на стадион въезжает колонна мотоциклистов со знаменами союзных республик. После этого начинается концерт ансамбля «Чуя». В день праздника на территории стадиона устанавливаются торговые палатки, организуется продажа книг.

Обязательная составная часть праздника — спортивные состязания по традиционным национальным и интернациональным видам спорта: самбо, вольной и классической борьбе, казахской и алтайской борьбе — курес. Разыгрывается районное первенство по футболу и волейболу. Особой популярностью пользуются конноспортивные соревнования — байга с заездами на 3,7 и 9 км. После скачек начинается игра «догони девушку» - «кыз куу». В этой игре принимают участие не только казахи, но и алтайцы, которые восприняли традиционную казахскую игру в результате длительных этнических контактов и, в частности, в условиях традиционного многонационального праздника. Интересно отметить, что многим лошадям и в настоящее время в хвосты вплетают ленты и перешки филина — украшения, в прошлом имевшие значение оберега, который должен был предохранять от неудачи на байге и кыз куу. Скачки и игра «догони девушку» завершают праздник.

Из современных институциональных праздников День пастуха наиболее показателен по характеру сочетания современных и традиционных элементов. Традиционную окраску имеют отдельные материальные атрибуты этого праздника: предметы национально-декоративного искусства, традиционная пища, национальные костюмы, национальные спортивные игры, Так же как у других народов среднеазиатского региона, в частности киргизов, у кош-агачских казахов в настоящее время основной функцией национальных спортивных игр стала их зрелищность. В прошлом устраиваемые по случаю семейных праздников, особенно на годичных поминках и свадьбах, сейчас они входят в состав трудового праздника. Традиционные производственные обряды, имевшие религиозно-магический характер, практически полностью ушли из современного быта.

День пастуха проводится во многих животноводческих районах страны — в Дагестане, Киргизии, Казахстане, Туве, на Алтае и т.д. Согласно имеющейся классификации современных советских праздников и ритуалов, День пастуха можно рассматривать как региональный, трудовой общественный праздник. Ука-захов он имеет свои особенности, выражающиеся в этнической окраске самой праздничной процедуры и атрибутики. И, естественно, особенно ярко локальная специфика праздника проявляется в полиэтничном Каш-Агачском районе Горно-Алтайской автономной области.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Современные этнические процессы у народов Западной и Южной Сибири. Томск, 1981. С. 36.

2. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. М., 1981. С. 35.

3. Пахаев С. День пастуха — праздник животноводов // Звезда Алтая. 1964. 3 июля. №132. С. 2.

4. Там же.

5. Там же. С. 4.

6. Там же.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же.

10. Коновалов А.В. Казахи Южного Алтая (проблема формирования этнической группы). Изд-во «Наука» КССР, 1986. С.124-127.

SHEPHERD DAY IN ALTAI. THE HISTORY OF A HOLIDAY

(researches and materials)

I.V. Oktjabrskja, E.V. Samushkina

The article is devoted to problems of socio-normative culture and its transformation within traditional communities. Altai materials helped to reveal reasons and mechanisms of the Soviet industrial agrarian holidays' formation. The Shepherd's Day development in Altai cattle breeding areas in 1950 is traced through archival and press sources. The author's research has shown that the Shepherd Day in Altai was an organic part of the Soviet life. It had subordinated national culture to the industrial one. But, being a political innovation, the Shepherd's Day updated some public ideals comparable to universal images of ideal space, time and society being the dominants of all holidays including traditional ones. It determined the holiday's viability. By the beginning of 80-s the 20th century the Shepherd's Day turned into a national holiday.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.