Научная статья на тему 'Демонология раннего иудаизма'

Демонология раннего иудаизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2154
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вавилова Е.Ю.

В статье исследуется эволюция религиозно-мифологических представлений о злых духах, раскрывается специфика формирования образов злых сил в раннем иудаизме. Демонстрируется процесс углубления понимания содержания зла как движение от его конкретных эмпирических проявлений, обобщенных в мифологических образах злых духов, к исследованию абстрактной сущности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демонология раннего иудаизма»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 2410-6070

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 216

Е.Ю. Вавилова

К.ф.н., доцент, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Ярославский государственный технический университет г. Ярославль, Российская Федерация

ДЕМОНОЛОГИЯ РАННЕГО ИУДАИЗМА Аннотация

В статье исследуется эволюция религиозно-мифологических представлений о злых духах, раскрывается специфика формирования образов злых сил в раннем иудаизме. Демонстрируется процесс углубления понимания содержания зла как движение от его конкретных эмпирических проявлений, обобщенных в мифологических образах злых духов, к исследованию абстрактной сущности.

Ключевые слова Иудаизм, Ветхий Завет, Талмуд, добро и зло, злые духи, демоны.

Иудаизм - одна из древнейших религий мира, существующая и сейчас. Она не утратила самостоятельности и самобытных черт, не смотря на то, что значительная часть иудейских религиозных представлений была заимствована христианством и исламом. Демонология как внутри религиозное направление исследует внечеловеческие сущности, не имеющие божественной природы, но обладающие свободой воли - чаще всего это злые духи (демоны) и духи природы. Представления о демонологии в иудаизме в образной форме раскрывают понимание сущности зла в религиозно-мифологическом дискурсе раннего монотеизма, влияние решений данной философской задачи на его структуру и динамику. Целенаправленное изучение данной проблемы поможет, во-первых, расширить понимание системообразующих идей в монотеистических религиях, во-вторых, более полно реконструировать эволюцию представлений о зле и его проявлениях, поскольку человеческая общественная, культурная жизнь невозможна вне нравственных категорий добра и зла в их взаимосвязи и развитии.

Хронологически иудаизм включает периоды: Библейский иудаизм (первая половина II тыс. до н.э. - IV в. до н.э., создание Ветхого Завета); Талмудический иудаизм (IV в. до н.э. - VIII в. н.э., создание Талмуда); Раввинистический иудаизм (VIII в. н.э. - середина XVIII в. н.э.); Модернистский иудаизм (конец XVIII в. н.э. -до наших дней). К раннему иудаизму, как правило, исследователи относят первые два периода. Библейский период включает палестинский и послепленный подпериоды. Палестинский начинается после завоевания евреями Палестины, его основные черты: многобожие, выделение касты жрецов, скотоводческий культ, одновременное существование нескольких мифологических традиций, повышенное внимание к культам природы и предков. Также в этот период на территории Палестины возникают Израильское и Иудейское государства (XI - X вв. до н.э.). Послепленный период включает жизнь еврейской народности после Вавилонского плена (586 - 538 гг. до н.э.). Это период влияния других религиозно-мифологических систем (различных культов Малой Азии, египетской, зороастрийской). С зороастризмом евреи должны были познакомиться, находясь под властью персидских царей (VI - IV вв. до н.э.) [5, с. 67]. Также это начало диаспоры («рассеяния»), она начинается в годы ассирийских и вавилонских завоеваний (VII - VI вв. до н.э.). Священное писание иудаизма, Ветхий Завет, созданное в этот период, позже стало частью религиозной книги христиан, Библии. Писания Ветхого Завета делятся на три группы: 1) Книги Закона. Сюда включаются Пятикнижие Моисея (Тора), Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, книга Иисуса Навина; 2) «Исторические» книги или «писания»: книга Судей, Руфь, 4 книги Царств (две - Самуила и две - Царей), две книги Парапалименон (Хроник), Ездры, Неемии, Эсфирь, книга Иова, Псалтырь, книги Притч Соломоновых, Экклезиаст, Песнь Песней; 3) «Пророческие» книги: Исайи, Иеремии, Изекииля, Даниила и книги 12 «малых пророков» (Иосии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии) [9, с. 350]. В самом общем виде Ветхий Завет (в иудаизме - Танах) можно датировать с XIII по II вв. до н.э. Самым древним фрагментом Ветхого Завета является Песнь Деворы (5-я глава книги Судей), относящаяся примерно к XIII в. до н.э. Большая часть Ветхого Завета написана на древнееврейском языке, но в нем

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

встречаются фрагменты на арамейском. Наиболее полное собрание ветхозаветных книг - Масоретское, созданное учеными раввинами в V - VIII вв. Лишь в IX в. Ветхий Завет был окончательно канонизирован, его объем составляет 1 152 207 знаков и 39 книг с строго определенным числом стихов [3, с. 9].

Талмудический период знаменит созданием второй, после Ветхого Завета, священной книги евреев -Талмуда. В это время евреи изгнаны из Палестины, что дает начало широкомасштабной диаспоре, возникает синагогальная организация еврейских общин, появляются внутри религиозные группировки (саддукеи, хасмонеи, фарисеи, танаи и др.), соперничающие друг с другом, христианство уже определилось как самостоятельное учение. Одной из характерных черт в религиозно-мифологическом творчестве талмудического периода стала детализация догматов, культа, морали, снабженная обилием декоративных элементов. Талмуд - сборник еврейской религиозной литературы, сложившийся с IV в. до н.э. по IV - V вв. н.э. В отличие от Библии (писанного закона), Талмуд - устный закон, изначально передавался изустно. Письменное оформление получил с III по V вв. «Талмуд» буквально означает «изучение (Торы)», он состоит из двух частей: Мишны и Гемары, написанных на арамейском языке. Мишна состоит из Мишны Ришоны -плода деятельности хасидеев (благочестивых), направленной на укрепление «заветов отцов» и против эллинистического влияния, и Мишны Архоны (второй) - плод деятельности Акибы бен Иосифа и его круга. Мишна разделена на 63 трактата (массехот), расположенных по 6 отделам (седарим): Посевы (Зераим), Праздники (Моэд), Жены (Нашим), Повреждения (Незиким), Святыни (Кодашим), Очищения (Тогорт) [2, с. 13]. Каждый трактат имеет главы (пераким), а главы - параграфы (мишны). Мишна создавалась с помощью двух методов толкования Торы - галахе (означает разработку положений, которым верующий должен следовать) и агаде (аллегорическое толкование легенд, притчей). Позднее множество вероучителей (танаев) обрабатывая и дополняя Мишну Архону, создали свои Мишны, и их число значительно выросло. Сведением всей этой литературы к единству занялся возглавляющий синедрион Иегуда Ганаси и создал единую Мишну. В духовных академиях палестинских городов Тивериады и Лидды в течение III - IV вв. был разработан ряд дополнений к Мишне, называемых Гемарой. Они прокомментировали всего 39 трактатов Мишны. В I - III вв. значительная часть еврейских колоний разместилась на территории Ирана, Малой Азии, Средиземноморья, Египте и других землях. Представители иранских колоний завершили талмудическое направление и литературно оформили Талмуд (Талмуд Бавли) в центрах иудейского богословия - духовных академиях городов Суры и Пумбадиты. До сих пор существуют две редакции Талмуда - Талмуд Иерушалими (Иерусалимский) и Талмуд Бавли (Вавилонский) [1, с. 56].

Классификацию демонов в священных текстах иудаизма можно которых провести по трем основаниям: по месту в иерархии; по функциям; по происхождению. В иерархическом делении всех злых духов явно просматриваются два полюса: «великие злые духи», носящие имена собственные (Сатана, Азазель, Асмодей, Самаил и др.), и мелкие злые духи, опасные прежде всего своим количеством, которых и стали систематизировать по функциям (по типу приносимого вреда) или по происхождению.

Одним из наиболее известных персонажей иудео-христианской демонологии является Сатана. Как отмечает большинство исследователей, в древнееврейской религии только в послепленный период мы встречаем идею о Сатане. Само слово satan означает, по разным данным, «противник», «наветник», «клеветник», «обольститель». В Ветхом Завете сюжетов, связанных с Сатаной, не так много: он появляется в книге Иова (1. 6 - 12; 2. 1 - 7), пророчестве Захарии (3. 1 - 2), в сюжете с переписью израильтян (1 книга Хроник, 21. 1). Сатана не только не является антагонистом абсолютного, благого божества, создателя мира Яхве, противоположным полюсом бытия, он даже прямо не выступает как враг Яхве, его роль сводится к «дурному советнику», толкающему Яхве на определенные действия (книга Иова), или выступает как противник «посланника» божества (пророчество Захарии). В Ветхом Завете Сатана не имеет отношения к преисподней как к месту наказания грешников, на нее распространяется власть Яхве (I Царств, 2. 6). Сама преисподняя (шеол) изображается в негативных тонах и рассматривается как обитель унылого существования подобия (тени) человека, или же, как эквивалент фактической потери индивидуальности, разрушения личности, гибели, мрака, беспорядка, безмолвия [8, с. 144].

Сатана не единственный «великий злой дух» в Ветхом Завете. Помимо него существует Азазель (Аза-Эл), в книге Левит (16. 21) он предстает как демон пустыни, которому приносится в жертву козел. В книге Товит упоминается Асмодей (Айшма - древнеиранский дух грабежа и разбоя), Исайя (14. 12 - 15) повествует

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

о падении с неба и грехе Люцифера. Н.М. Никольский выделяет восемь главнейших духов зла: Азазела, вождя козлоподобных духов пустыни, близкого к нему Белиала, Шеола или Абадона (Аваддона) -властелина страны смерти, Мавет - богиню смерти, первенца смерти - Бехор Мавет, убивающего людей, Сатану (Шатану), Самаила - бога опустошения, представлявшегося в виде верблюда (верблюд в еврейских преданиях - нечистое животное, ассоциировавшееся с набегами арабов-кочевников), Мастему [7, с. 77]. В Ветхом Завете есть еще один значительный персонаж, противостоящий Яхве - змей из книги Бытия (книга Бытия, 3).

В коллективном труде «Иллюстрированная история религий», изданном в Санкт-Петербурге в 1912 г., встречается такое замечание: «Образ змея, по теории, прокрался в религию евреев только в конце VI в. или даже в V в., а отрывок (Бытие. 3) позднего происхождения, он составлен под влиянием Авесты. Змей Бытия - это змей Аримана, который разрушил airyana varja - рай, созданный Ормуздом» [4, с. 345]. Вряд ли образ змея возник под непосредственным влиянием Авесты, так как образ Бога-змея известен почти всем мифологическим системам древности, но интересно другое - почему библейский змей стал соотноситься с Сатаной и силами зла? Это сопоставление достигло своего апогея в христианстве (откровение Иоанна Богослова, 20. 2). Ведь изначально Сатана и змей не отождествлялись, это были два самостоятельных образа. Хотя образ змея генетически связан с идеей борьбы божества и чудовища хаоса, но в Ветхом Завете этот сюжет представлен в покорении рыбообразного существа Левиафана (Рахав, Танин). В сюжете книги Бытия выделен мотив скрытого противодействия более сильному Яхве. Тот же мотив противостояния, но уже более явного, мы видим в книге Иова, он еще усиливается в книге Захарии, где Сатана предстает как прокурор на небесном суде, обвинитель, тогда как благое дело - оправдать - связано с Яхве. Возможно, что знакомство с зороастрийской мифологией усилило наметившуюся тенденцию на сближение образов змея и противника божества.

Но ученые раввины не пошли по пути Зороастра и не создали единый мифологический персонаж, наподобие изначального, верховного духа зла Аримана в зороастризме, который бы наиболее полно выражал саму идею зла, а попытались размыть контуры исходных образов великих злых духов, отождествляя их друг с другом. Так, Сатана в Талмуде отождествляется с Самаилом, кентавр, носящий имя Асмодей - с Сатаной, а он, в свою очередь, с Белиалом и др. В апокрифической Мишне сказано: «Искуситель нисходит на землю и обольщает, потом восходит на небо и возбуждает гнев. Он берет разрешение и отнимает душу». Решь Лакиш прибавляет: «Он же Сатана, он же демон-искуситель, он же и ангел смерти» (Баба Батра, 16а) [6, с. 162]. Хотя здесь мы видим некоторые наброски создания единого образа, воплощающего основные черты нескольких великих злых духов, но опять же это происходит путем стирания границ исходных образов, ведь в Ветхом Завете главный демон-искуситель - Люцифер, соблазнивший ангелов «отпасть» от Яхве, а функции ангела смерти можно увидеть в образах Мавет (богини смерти) и Бехор Мавет (первенца смерти). В раннем иудаизме отсутствует четкая иерархия демонических сил, нет и мифологического персонажа, который бы ее возглавлял. Но в христианстве, в результате унификации многочисленных персонажей Ветхого и Нового Заветов получился образ Дьявола-Сатаны, сохранившийся до наших дней, который вобрал в себя и образ змея, и образ «падшего ангела», и образ демона-козла - Азазела.

Ветхому Завету известны и мелкие злые духи, для которых нет общего названия. Все они выступают разрозненно и не подчиняются какому-то одному «великому духу зла», но выполняют приказания Яхве. Так, книга Судей повествует, что «Бог послал злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема... » (Судей, 9. 23), Бог насылает на мужчин «дух ревности» (Числа, 5. 14), по поручению Бога злой дух напал на Саула (I Царств, 16. 15) [10, с. 15]. В Талмуде представления о мелкой нечисти одновременно расширяются и конкретизируются, что выразилось в подробном описании типов демонов и методов борьбы с ними. Наиболее ярким примером классификации по функциональному принципу может служить разделение всех злых духов на ряд типов в соответствии с приносимыми ими разрушениями: шедим (пустынники, нападающие на одиноких путников после наступления темноты), это бесы болезней (например шабири -демоны слепоты), бесы голода, бесы похоти, бесы бури и др. Каждый такой «класс» демонов разделялся на «виды» и «подвиды». Например, рабби Йоханан знал более 300 видов шедим, отличающихся друг от друга способами нападения, привычками, предпочтением того или иного места жительства. Результатами

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

деятельности злых духов объявлялось множество незначительных неприятностей, обычно сопровождающих человека в быту.

Другой тип классификации мелкой нечисти основывается на мифе об их происхождении. В Талмуде оно представляется как ошибка первых людей. Так, рабби Мейр говорил, что Адам 130 лет игнорировал Еву, предвидя, что дети ее будут смертны (Эрувим, 18б). Покинутую и одинокую Еву окружили злые духи мужского пола, от которых она зачала и произвела на свет несметное количество демонов женского пола. Подражая ей, Адам окружил себя злыми духами женского пола и дал жизнь легиону демонов мужского пола (Берешит Рабба, XX. 28). Поэтому с тех пор демоны имеют шесть качеств: «Тремя они подобны людям, а другими тремя - ангелам. Как ангелы, они имеют крылья, знают будущее и ходят из одного конца мира до другого. Как люди, они едят и пьют, размножаются и умирают» (Аббот рабби Натана, 1-я версия. гл. 37) [1, с. 74]. Злые духи едят кровь животных, жар огня, сырость воды, они спят, населяют воздух, морские глубины, нечистые места (чердаки, кладбища, развалины, пустыри, дупла старых деревьев и др.). Существовала и другая версия появления злых духов - они произошли от связи грешных женщин с падшими ангелами. Эти четыре женщины и дали начало соответствующим группам злых духов, подчиняющихся своим прародительницам: Лилит, Наамы, Играт, Махлат [7, с. 139].

Необходимо отметить, что всплеск внимания к проблеме упорядочения «царства зла» непосредственно связан с созданием иерархии «сил добра и света». Иерархия ангелов в Талмуде разработана подробно: херувимы - высший ранг; серафимы; онафимы («огненное колесо»); ангелы природных стихий; ангелы мессии; ангелы первозданных стихий земли и воды. Иудаизм переживал тот же процесс, что и зороастризм много ранее: поляризации всех мифологических персонажей по двум группам, добра и зла, что предшествовало созданию мифологической иерархии демонов. Только в позднейших представлениях каждый конкретный уровень иерархии «царства добра» отражался в эквивалентном в «царстве зла». В иудаизме талмудического периода этого совпадения достигнуто не было, поскольку не был найден образ, завершающий пирамиду злых сил. Созданием ангелологии и демонологии завершился процесс поляризации всех божеств ветхозаветного периода.

Эволюция комплекса идей о зле в иудаизме проходила по общему для всех религиозно-философских систем пути: осознание несовершенства окружающего мира в его частных проявлениях (болезни, неудачи, стихийные бедствия и др.) - включение их в религиозно-мифологические представления как разрозненные проявления зла - поиск универсальной философской системы, объясняющей причины возникновения зла на макрокосмическом уровне. Другая черта, объединяющая древневосточные религиозные воззрения о добре и зле, выявленная и в раннем иудаизме - наличие двух взаимопроникающих слоев воззрений - массового и элитарного. Первый отражен в представлениях о мелких злых духах и вреде, вызываемом ими, а также в вариантах защиты от нечисти, он преимущественно конкретен. Абстрактные значения существуют на этом уровне в виде мифологических образов, широко распространен генетический способ объяснения сущности - смысл устанавливается через происхождение. Элитарный слой представляют собой теологические дискуссии о сущности зла, его месте в мироздании, его значении для развития материального мира, природы, для самоопределения человека и общества через познание добра и зла и нравственный выбор. Этот уровень сочетает абстрактное и конкретное, что выражается в интерпретации образов, выявления их сущности, архетипического содержания. Конкретное выражается в виде предписаний, советов нравственного и/или ритуального характера.

Особенности раннего иудаизма как религиозно-мифологической системы сводятся к тому, что системообразующими факторами этой религиозно-мифологической системы становятся монотеизм и теоцентризм. Для подтверждения доктрины монотеизма все прочие мифологические персонажи, включая злых духов, подчинены Яхве либо прямо, либо косвенно, поэтому равного противника, как в дуалистической системе зороастризма, у Яхве нет. Образ «второго злого творца» при сложившейся схеме мироздания не мог быть включен в нее без кардинального изменения всего комплекса представлений. Онтологически зло может быть равноправным добру, если их появление одномоментно во времени и одинаково протяженно в пространстве. В монотеистических религиях зло, представленное в виде «великого злого духа» и сонма демонов, будет вторичным и во времени (изначально все демоны были ангелами и были созданы Богом), и ущемленным в пространстве (преисподняя, позже ад меньше земли и божественных небес). Поэтому за злом

МЕЖД УНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

закрепляется позиция онтологической вторичности, пространственно-временной ущербности (зло в мироздании возникло позже абсолютного, божественного добра и будет уничтожено). В этом концепте иудаизм противостоит дуалистической религии зороастризма, в котором зло в лице божества Аримана возникло одновременно с добром, персонифицированным в божестве Ормузде, и синкретическому манихейству, в котором добро и зло имеют равно обширную онтологическую основу в виде условной территории (царство материи-зла столь же велико, как и область света-духа-добра). Указанные черты и определили особенности демонологии раннего иудаизма. Список использованной литературы:

1.Беленький М.С. Иудаизм. М.: Политиздат, 1966. 238 с.

2.Беленький М.С. Критика основных догматов Талмуда. М.: Знание, 1975. 63 с.

3.Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М.: Наука, 1977. 165 с.

4.Иллюстрированная история религий. Репритное воспроизведение издания 1912 г. Т. 2. б.м., 1992. 410 с.

5.Крывелев И.А. Библия: историко - критический анализ. М.: Политиздат, 1985. 254 с.

6.Мировоззрение талмудистов. Свод религиозно - нравственных поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности. Репритное воспроизведение издания 1874-1876 гг. М.: Ладомир, 1994. 627 с.

7.Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М.: Мысль, 1974. 269 с.

8.Тантлевский И.Р. Оптимизм Экклесиаста // Вопросы философии. № 11. М., 2014. С. 137-148.

9.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 4-е изд. М.: Политиздат, 1986. 576 с.

10.Шейнман М.М. Вера в дьявола в истории религии. М.: Наука, 1977. 111 с.

© Е Ю. Вавилова, 2015

УДК 115

С.Л. Громова

Ст. преподаватель

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Г. Новосибирск, Российская Федерация

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВРЕМЕНИ Аннотация

Большинство философов древности, многие ученые-физики занимались временем, но все взгляды и все учения, появившиеся за долгие годы исследования данной проблемы, свободно укладываются в четыре основные концепции: субстанциальную, статическую, динамическую и реляционную. Существует и «нигилистическая» концепция времени. Практически каждый философ и ученый давал свое собственное определение времени. Тема времени и его свойств актуальна и в 21 веке.

Ключевые слова Время, свойства времени, концепции времени

В течение последних трех тысяч лет человечество упорно искало ответ на вопрос: что такое время? И непременно натыкалось на полное непонимание природы этого явления: как, когда и почему произошло время, откуда оно «втекает» в наш мир, что собой представляет его поток, почему все подчинено неумолимости его хода и, наконец, чем обусловлена эта неумолимость?

Большинство философов древности, многие ученые-физики занимались временем, но все взгляды и все учения, появившиеся за 2500 лет, свободно укладываются в четыре основные концепции: субстанциальную, статическую, динамическую и реляционную.

Субстанциальная концепция рассматривает время как особую самодовлеющую и ни от чего не зависящую субстанцию, первичную в такой же мере, как материя или пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.