Научная статья на тему 'Демократизация образования США второй половины XIX начала XX в'

Демократизация образования США второй половины XIX начала XX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1702
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуланов Александр Владимирович

Рассматривается проблематика реализации демократических принципов в системе образования США второй половины XIX начала XX в. Рассматривается сущность демократизации как педагогического явления и различные её аспекты на примере системы образования США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демократизация образования США второй половины XIX начала XX в»

наиболее полное отражение существа диккенсовских идей по поводу концепции «нового образования»; детские игры, физическое воспитание и спорт составляют значительную часть учебно-воспитательного процесса: «У нас были самые благородные спортивные игры на воздухе. Эти спортивные состязания сделали больше, чем что-нибудь еще, чтобы развить силу и энергию британского характера» [13: 22].

По мнению Диккенса, «имеется высокое значение в детских играх», и фатальная ошибка в воспитании детей заключается в «презрении того, что ребенок фривольно совершает. Ничто не пустяк, если оно формирует ребенка». Указывая на необходимость спортивных состязаний в школе, писатель подчеркивает морально-этическую сторону данного воспитательного метода: «Свобода и благородные спортивные состязания - это лучшие средства, предоставленные человеку для развития его полной индивидуальности в гармонии с фундаментальным законом образования -самодеятельности» (Там же).

В целом педагогическая теория Ч. Диккенса явилась дальнейшим развитием концептуальных подходов к демократизации и гуманизации образования XIX в., систематизированных, обобщенных и адаптированных к проблематике развития общества эпохи индустриальной революции.

Литература

1. Диккенс, Ч. Трудные времена / Ч. Диккенс // Собр. соч.: в 30 т.; под ред. А.А. Аник-ста и В.В. Ивашевой; пер. В. Топер. М.: Худ. лит., 1960. Т. 19.

2. Allen, Michael. Charles Dickens' Childhood / Michael Allen. London: Macmillan, 1988.

3. Anderson, R. The Idea of the Secondary School in the Nineteenth-century Europe / R. Anderson. London. 2000.

4. Bruce, S. Dickens Portrayal of Women and Other Essays / S. Bruce. San Bernardino: Borgo, 1990.

5. Canning, Albert S. G. Philosophy of Charles Dickens / Albert S. G. Canning. London: Smith, Elder, 1880.

6. Chesterton, G. K. Charles Dickens: A Critical Study / G. K. Chesterton. N.-Y.: Dodd Mead, 1951.

7. Clark, C. Charles Dickens and the Yorkshire Schools: With His Letter to Mrs. Hall / C. Clark. London: Chiswick, 1918.

8. Collins, P. Dickens and Education / P. Collins. London: Macmillan & Co, 1964.

9. Collins, P. Dickens and the Ragged Schools / P. Collins /Dickensian, 55. 1959.

10. Fielding, K.J. The Speeches of Charles Dickens: A Complete Edition / K. J. Fieldinf. London: Harvester Wheatsheaf, 1988.

11. Gardner, Phil. The Lost Elementary Schools of Victorian England: The People's Education / Phil, Gardner. London: Croom Helm, 1984.

12. Hughes, J.L. Dickens as an Educator / J. L. Hughes. N.-Y.: D. Appleton, 1900.

13. Watts, Alan S. The Confessions of Charles Dickens: A Very Factual Fiction / Alan S. Watts. N.-Y.: Peter Lang, 1991.

14. Wilkins, W.G. Charles Dickens in America / William, G. Wilkins. N.-Y.: Haskell House, 1970.

А.В.ЖУЛАНОВ

(Волгоград)

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ США ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX -НАЧАЛА ХХ в.

Рассматривается проблематика реализации демократических принципов в системе образования США второй половины XIX — начала ХХ в. Рассматривается сущность демократизации как педагогического явления и различные её аспекты на примере системы образования США.

Будущее развитие России во многом определяется демократическими ценностями. Постепенно, и порой болезненно, наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства, гражданского общества, в связи с чем проблема демократизации школы остаётся в центре внимания общественных и педагогических кругов. Демократизация - это тенденция, объективно присущая современному образованию во всем мире, во многом потому, что школа является одним из наиболее эффективных инструментов социально-демократического развития государства.

© Жуланов А.В., 2008

В последние годы из-за трудностей демократизации в российском обществе многие известные отечественные и зарубежные деятели науки и культуры высказывают определенный скепсис в отношении возможности развития демократии в России в силу её исторически обусловленных национальных особенностей. Поэтому исследование демократических процессов в мировом образовании в историческом контексте и в сравнении с процессами, происходящими в отечественном образовании, не может не представлять научного интереса.

Сегодня в ключевых документах отечественной образовательной реформы демократизация обозначена как цель, средство и гарантия необратимости реформы школы [1].

В американской педагогике конца XIX - начала ХХ в. на теоретическом уровне были разработаны значимые концепции относительно многоаспектной демократизации системы образования, охватывающие широкий спектр педагогических проблем - целей, задач, форм, методов и средств воспитания и обучения.

Следует отметить тот факт, что, несмотря на теоретическую и практическую значимость концепций демократизации образования в американской педагогической теории рассматриваемого периода, их изучение в отечественной педагогической историографии никогда не составляло предмета отдельного, специализированного исследования. Это обстоятельство имеет ряд первопричин - идеологическая невос-требованность тематики демократизации школы в дореволюционный, а затем и в советский период, непопулярность американского опыта в развитии системы образования в настоящее время и др.

Демократизация образования - это процесс реализации комплекса идей и принципов свободы в педагогической теории и практике. Демократизация образования реализуется в ряде практических норм, процедур и механизмов осуществления демократических принципов. Главными демократическими принципами являются высокая степень осознанной активности учащихся в процессе собственного образования, взаимная ответственность учителей и учащихся, соблюдение прав человека в системе образования.

Демократическими идеалами выступают приверженность личности демократическим принципам, критериям и ценностям, таким как признание народа источником власти и наличие институтов, представляющих интересы общества; признание не только политического, но и социального плюрализма; система социальнополитических сдержек и противовесов; взаимная ответственность правителей и народа, взаимоконтроль; высокая степень осознанной активности граждан в решении государственных вопросов, влияние общества на государственную власть; соблюдение прав человека, закреплённое законодательством, равенство прав; процедура голосования, где решения большинства обязательны при соблюдении прав меньшинства; свободные и равноправные выборы; лояльность оппозиции; децентрализация (разделение властей).

Одновременно с этим, в силу того обстоятельства, что в рассматриваемый период (начало XIX в.) в западной политологической мысли сложилась целостная теория демократии (Т. Гоббс, Дж. Локк,

А. де Токвиль и др.), получившая в дальнейшем именование классическая, в нашей статье демократизация рассматривается как приверженность конкретным теоретическим положениям западной социальной философии первой половины XIX в. [2].

Сущностной характеристикой теоретических подходов к определению феномена демократии в первой половине XIX в. выступало народовластие - адаптированная к условиям капиталистического рыночного общества античная (афинская) модель политического устройства, при которой каждый гражданин обладает всей полнотой гражданских прав. При этом, в силу специфики социально-экономического и общественно-политического развития буржуазного социума на рубеже XVIII - XIX вв., само понятие «народовластие» понималось как представительная, парламентская (сенаторская), но вместе с тем неэгалитарная демократия со свойственными ей атрибутикой преэлементарной выборности и приматом принципа кворумного большинства [2].

В XIX в. США являлись единственным в мире подлинно демократическим государством. При этом середина XIX - начало ХХ в. - это время масштабных изме-

нений американского общества, производными явлениями которых стали новая волна иммиграции, значительный экономический подъем, промышленная, индустриальная и техническая революции. Это была эпоха гражданской войны, преодоления её последствий, освобождения рабов колонизации, «дикого Запада», внешнеполитического самоутверждения Америки, становления гражданского общества и поиска национальной самоидентичности США.

Однако данные положительные тенденции оказались сопряженными с обострением социальных противоречий, масштабной урбанизацией, имущественным расслоением, ростом бедности и безработицы.

Индустриализация и урбанизация обусловили масштабные социальные изменения в американском обществе. Корпоративные интересы отдельных групп, прежде всего финансовых магнатов, шли вразрез с социальными интересами основной части населения. На этой основе происходила активизация движения протеста — социального, рабочего и политического, в контексте которого особо отмечалась борьба за права в образовании.

Одним из определяющих факторов общественно-политического, социальноэкономического и социально-культурного развития Соединенных Штатов Америки явился нарастающий антагонизм между национализмом и регионализмом. Данное обстоятельство выступило первейшей доминантой развития, в том числе и педагогической мысли США.

Социокультурными детерминантами демократизации американской системы образования рассматриваемого периода являлись идеалы «джексоновской демократии», джефферсонианства, протестантские традиции, пуританизм и кальвинизм. Идеалы гуманизма, рационализма, про-грессизма, сциентизма в духовной жизни американского общества начала XIX в. дополнялись нравственными доктринами протестантизма и христианской этики. Протестантские ценности, в свою очередь, определялись учением кальвинизма -одним из преобладающих исповеданий американских протестантов [3].

Педагогическими принципами демократизации образования в американской педагогике середины XIX - начала ХХ в.

являлись оптимизация соотношения между классицизмом и реализмом в вопросе содержания образования, регионализация и стандартизация образования.

Американская педагогическая мысль, развивавшаяся, преимущественно, на основе заимствования европейских педагогических традиций и их адаптации к специфическим условиям Нового Света, прошла долгий путь эволюции. В то же время возникновение нового государства - Соединенных Штатов Америки, ставшего в рассматриваемый период единственным в мире подлинно демократическим государством, и уникальная культура народов Северной Америки создали принципиально новые предпосылки для формирования системы образования и педагогической мысли.

Американцы всегда стремились к осуществлению принципа равных возможностей в области образования вне зависимости от социального положения, расовой или этнической принадлежности. Общий высокий уровень образования всегда был необходим в демократическом обществе США. Образование в Америке традиционно служило сближению людей, т. е. их «американизации». С первых дней существования американского государства образование занимало особое место среди основных направлений деятельности, преследующей осуществление демократических идей [4].

При этом в американской культуре образование неизменно рассматривалось как важнейшее средство демократизации всей общественной жизни в целом. По словам известного американского ученого С. Моргана, согласного с тем утверждением, что образование является одним из важнейших институтов демократии (подобно тому, как система независимых судов обеспечивает развитие демократических институций в обществе), «несмотря на то, что не может быть идеальной демократии, в мире существуют преуспевающие демократии, и их опыт дает нам полезные уроки, особенно в области демократии. В идеале американская школа представляет собой лабораторию демократии, в которой преподаватели и студенты свободно обмениваются идеями, источником которых служит постоянно расширяющаяся область информа-

ции ... В США открытый диалог является основополагающим элементом не только системы образования, но и всего политического устройства страны» [5].

Школы в США всегда стремились и продолжают стремиться объединить сотни различных культурных и языковых групп, религиозных, социальных и политических традиций, представляемых миллионами иммигрантов.

С возникновением первых колоний на континенте институт семейного воспитания составлял основу протестантского образования в Новой Англии и имел гораздо большую выраженность, чем в самой метрополии. Американская школа и американская педагогическая мысль возникли преимущественно на основе английских интеллектуальных и педагогических традиций.

Основными направлением развития педагогической мысли США середины XIX - начала ХХ в. в отношении демократизации образования являлось преоделе-ние расовой, религиозной и гендерной сегрегации. В области реализации демократических принципов в системе американского образования представляется возможным выделить два аспекта данного процесса - общественный, предполагавший участие разнообразных общественных сил в развитии образования, и государственный, предполагавший регулирование образования на уровне государственных органов власти.

При этом в рассматриваемый период превалировал именно общественный аспект. На государственном уровне процесс демократизации национальной системы образования породил проблему обязательности образования. На общественном уровне демократизация образования имела своим результатом появление дошкольных, женских учебных заведений и школ для национальных и религиозных меньшинств.

Несмотря на тот очевидный факт, что Америка в середине XIX в. представляла собой единственное демократическое государство мира, в самом американском государстве наличествовало множество нерешенных вопросов построения гражданского общества.

Соответственно, процесс демократизации американского образования в рассматриваемую эпоху был обусловлен рядом

специфических факторов общественнополитического и социально-экономического развития США и определялся вопросами о содержании образования, расовым, региональным и женским вопросами. Теоретическое разрешение данных проблем получило воплощение в педагогических концепциях Р. Оуэна, Дж. Дьюи,

Э. Паркхерст и других американских педагогов [6].

На рубеже XIX в. вместе с церковью и судом школа стала ключевой государственной организацией общества. Вопрос о содержании образования являлся одним из наиболее проблемных в американской педагогической мысли в индустриальную эпоху. Проблема национальной сегрегации в американской школе также получила теоретическую разработку в рассматриваемый период.

На протяжении всего XIX в. реформы в образовательной сфере США происходили постоянно. К началу ХХ в. сложились и почти все остальные характерные особенности американского образования, которые состояли в следующем:

• В ряде высших учебных заведений и аспирантуре началась специализация (сосредоточение внимания только на одном направлении научных исследований). Например, для тех, кто хотел стать преподавателем, были созданы так называемые «нормальные школы».

• Многие коллледжи и университеты, которые ранее принадлежали религиозным организациям, стали просто частными или государственными учебными заведениями.

• Большинство колледжей и университетов стали одинаково доступными как для мужчин, так и для женщин. С окончанием эпохи рабства негритянское население также получило возможность обучаться в колледжах и университетах. (Но должно было пройти еще немало лет, чтобы исчезла сегрегация в школах - практика раздельного обучения белых и цветных.)

История американского образования, равно как и история самого американского государства, в сравнении с Западной Европой и Россией непродолжительна. Но вместе с тем она содержит многие яркие страницы. В целом в настоящее время, ввиду очевидных проблем развития демократических процессов в российском об-

ществе, теоретическое и практическое наследие американской педагогики представляется вполне современным.

Литература

1. Дежникова, Н.С. Пути демократизации школы / Н.С. Дежникова //Педагогика. 1991. №12.

2. Garraty, J.Ar. The American Nation: A history of the United States / J.Ar. Garraty. N.-Y.: Harper & Row, 1966. 416 p.

3. Азимов, А. История США: освоение Северной Америки / А. Азимов. М.: Владос, 2003. 221 с.

4. Liberalism and American Education in the Eighteenth Century. History of the Education of Women, and Benjamin Rush: An Intellectual Biography // Quarterly Journal of Speech. V. 31. № 2.

5. Boone, R.G. Education in the United States / R.G. Boone. N.-Y.: Education. 1889. 437 p.

6. Campbell, F. A history of thought and practice in educational administration. The American School in Transition / F. Campbell,

B. Newell. Chicago: University of Chicago, 1999. P. 330.

М.В.ДЮЖАКОВА

(Воронеж)

СОВРЕМЕННЫЕ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ США

Дана характеристика современной практики подготовки учителя в системе образования США. Раскрываются цели, особенности содержания и технологий подготовки учителя и повышения его квалификации в университетах и колледжах, иных образовательных центрах. Описываются меры, направленные на привлечение в педагогическую профессию способной молодежи.

Реформы образования на протяжении всей истории развития общества предпринимаются тогда, когда возникает необходимость в принципиальных изменениях в подготовке специалистов, когда их уровень не удовлетворяет запросам государства.

Вышедший в 1983 г. в США доклад Национальной Комиссии по оценке качества образования США «Нация в опасности:

императив для образовательных реформ» содержал ведущие направления реформирования подготовки учителей для массовой школы. Рекомендации раздела «Подготовка учителей и качество преподавания» состоят из семи частей. Каждая из них преследует цель - улучшение подготовки учителей, придание этой профессии большей привлекательности как в материальном и социальном, так и моральном и иных планах.

1. От лиц, готовящихся к профессии педагога, необходимо жестко требовать соответствия высоким образовательным стандартам, демонстрации способностей к преподавательской работе и компетенции в академической дисциплине.

2. Должна быть увеличена зарплата преподавателей, что позволит этой профессии стать конкурентоспособной, чувствительной к рыночной конъюнктуре, базироваться на достижениях преподавателя.

3. Школьные советы должны перейти на заключение с учителями 11-месячных контрактов, что позволит рационально распределить время на реализацию учебных планов и планов профессионального развития, программ для студентов со специальными потребностями, а также обеспечит более адекватный уровень материального вознаграждения учителей.

4. Школьные советы, администраторы и преподавательский состав должны сотрудничать в разработке квалификационной структуры для учителей, которая бы учитывала разницу между начинающими, опытными и высококвалифицированными учителями.

5. Существенное число лиц неучительских профессий должно быть привлечено для работы в школах, с тем чтобы помочь в решении проблемы острой нехватки преподавателей математики и естественных наук.

6. Стимулы, например стипендии и кредиты, должны широко использоваться для привлечения к профессии учителя наиболее способных студентов, особенно в тех областях, где имеется критический недостаток кадров.

7. Наиболее квалифицированные школьные педагоги должны участвовать в разработке программ подготовки учителей и оказании помощи молодым учителям в течение испытательного периода [4].

© Дюжакова М.В., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.