Научная статья на тему 'ДЕМОКРАТИЯ В АМЕРИКЕ ГЛАЗАМИ ФРАНЦУЗА: СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСИСА ДЕ ТОКВИЛЯ'

ДЕМОКРАТИЯ В АМЕРИКЕ ГЛАЗАМИ ФРАНЦУЗА: СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСИСА ДЕ ТОКВИЛЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демократия / свобода / право / либерализм / США / Франция. / democracy / freedom / law / liberalism / USA / France.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — З А. Гаспарян

В данной статье подробно рассматриваются взгляды французского мыслителя и политического деятеля Алексиса де Токвиля на систему американского государства и ее демократические основы, а также анализируется эволюция демократических институтов и их ценность в современном мире. Анализируя американскую демократию, Токвиль основывается на критике французского общества. Он рассматривает Соединенные Штаты Америки как образец для улучшения политической системы Франции и формирования мировоззрения американцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOCRACY IN AMERICA THROUGH THE EYES OF A FRENCHMAN: ESSAYS BY ALEXIS DE TOCQUEVILLE

In this article, the views of the French thinker and political activist Alexis de Tocqueville on the American political system and its democratic foundations are thoroughly examined. The evolution of democratic institutions and their significance in the modern world are also analyzed.

Текст научной работы на тему «ДЕМОКРАТИЯ В АМЕРИКЕ ГЛАЗАМИ ФРАНЦУЗА: СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСИСА ДЕ ТОКВИЛЯ»

DOI 10.24412/cl-37233-2024-2-347-356

ДЕМОКРАТИЯ В АМЕРИКЕ ГЛАЗАМИ ФРАНЦУЗА: СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСИСА ДЕ ТОКВИЛЯ

З.А. Гаспарян

1 Российско-Армянский (Славянский) университет 2Институт международных отношений и общественно-политических наук

(ИМООПН)

[email protected] АННОТАЦИЯ

В данной статье подробно рассматриваются взгляды французского мыслителя и политического деятеля Алексиса де Токвиля на систему американского государства и ее демократические основы, а также анализируется эволюция демократических институтов и их ценность в современном мире. Анализируя американскую демократию, Токвиль основывается на критике французского общества. Он рассматривает Соединенные Штаты Америки как образец для улучшения политической системы Франции и формирования мировоззрения американцев.

Ключевые слова: демократия, свобода, право, либерализм, США, Франция.

Введение

Алексис де Токвиль ("Alexis de Tocqueville") - французский политический мыслитель, историк, социолог, публицист и государственный деятель. Родился 29 июля 1805 года в знатном аристократическом роду в старинном нормандском поместье. Его родители, являясь ярыми монархистами, чудом избежали казни на гильотине во время Революции и были вынуждены эмигрировать в Англию. После возвращения во Францию, когда страной управлял Наполеон, семья де Токвиль столкнулась с новыми вызовами и

переменами в обществе, что впоследствии повлияло на заинтересованность Токвиля в процессах политической и социокультурной динамики.

Де Токвиль получил образование в Париже и в возрасте 22 лет начал свою карьеру в судебной системе. Вскоре оставив карьеру судьи, де Токвиль ушел в политику, став депутатом. В конце 1831г. - начале 1832 года Токвиль со своим другом и коллегой Г. де Бомоном по поручению французских властей был отправлен в Америку, чтобы исследовать систему тюрем и тюремные учреждения в США.

Эта поездка послужила основой для его известной работы «Демократия в Америке» ("Democracy in America") [1]. Книга была опубликована в двух томах в 1835 и 1840 годах и является одним из наиболее известных и влиятельных трудов о политической системе США, в которой де Токвиль анализировал американскую демократию, исследовал ее структуру, выявляя преимущества и опасения, связанные с демократическим обществом.

По возвращении во Францию в 1850-х де Токвиль работал над своей второй важной книгой под названием «Старый режим и революция» ("L'Ancien Régime et la Révolution") [2], в которой исследовалась трансформация французского общества [5, 15].

В данной статье будет проведен анализ представлений Алексиса де Токвиля об американском обществе на основе восприятия этого общества французом.

Подходы Токвиля находятся в русле зарождающегося либерализма. Его концепция объясняется не только умением сравнивать имеющийся у него французский опыт с ситуацией в США, но и его способностью проникнуть в суть и особенности американской культуры и политической системы.

Мышление Токвиля остается колониальным, но при этом он старается преодолеть его, рассматривая американское общество как специфический социально-политический организм с его собственными законами развития. Автор проводил параллели с другими обществами, искал отличительные черты.

Анализ сочинений Токвиля проведен с использованием методов и наработок истории идей и компаративного анализа. Компаративный анализ

представляет собой методологический подход, позволяющий анализировать и сравнивать идеи и наблюдения французского автора относительно демократии в США с явлениями и процессами, происходящими в других странах.

Американское общество предстает перед Токвилем как общество в становлении, только начавшее свой путь в формировании демократических принципов. Этот контекст предоставляет нам уникальную возможность рассмотреть не только конечные результаты демократизации, но и динамику, процесс самого возникновения демократических институтов. Подход Токвиля позволяет нам увидеть, как абстрактные идеи и теории переносятся на практику, каким образом американское общество, находясь в процессе становления, взаимодействует с традициями и ценностями.

Материал и методы

В данной статье используется компаративный анализ. Этот метод позволяет проанализировать и сравнить идеи и наблюдения французского автора, касающиеся демократических систем, а также выделить ключевые элементы, определяющие их функционирование в США и других странах. Рассмотрены следующие аспекты сочинения Токвиля: роль гражданского общества, выборы и участие граждан в политической жизни страны. Анализ взглядов Токвиля на взаимодействие граждан с демократической политической системой позволяет выявить особенности и тенденции, характерные для американского государства. Кроме того, эти выводы могут быть применены для анализа современных демократических процессов в других странах.

«Демократия в Америке» - это книга, написанная в форме хорографии - ментального путешествия по различным штатам США [3, 20-24]. Автор описывает увиденное им по определенной схеме: описание природных условий, населения, ресурсов, городов и т.д. Затем он реконструирует исторические события в данном регионе и, наконец, институты управления и специфику их работы. Подобно самому путешественнику, читатель будет исследовать глубины, открывая новые измерения смысла и понимания. Итинера-рий, предложенный Токвилем, превращает обычную описательную плоскость в трехмерное пространство и дает возможность увидеть не только

горизонтальные описательные плоскости, но и вертикальные глубины истории, позволяющие подробно раскрыть содержание картины [3, 39-46].

Токвиль полагает, что происхождение всегда накладывает отпечаток на народы. Обстоятельства, в которых рождаются нации и которые служат их становлению, оказывают воздействие на все их будущее развитие.

Америка оказалась единственной страной, где стало возможным наблюдать естественное и спокойное развитие общества и где удалось точно определить то влияние, которое оказал начальный период его становления на будущее штатов [1, 68-70].

Все новые европейские колонии, если и не являли собой пример развитой демократии, то имели, по крайней мере, ее зачатки. У основной массы эмигрантов, покидавших свою родину, полностью отсутствовало чувство какого-либо превосходства над другими.

Токвиль показывает, что воздействие рабства в сочетании с английским характером является объяснением нравов и социального устройства Юга [1, 72].

На Севере же ситуация обстояла иначе. Именно в северных английских колониях, более известных как штаты Новой Англии, сформировались те два или три основных принципа, на которых сегодня основывается теория общественного развития Соединенных Штатов.

Автор отмечает, что поселенцам Новой Англии были свойственны порядок и высокая нравственность. Однако покинуть родину им пришлось не из-за экономической необходимости, а из-за стремления добиться торжества некой идеи.

Эмигранты, или, как они сами себя называли, пилигримы, принадлежали к той секте в Англии, которая за строгость своих нравственных принципов была названа пуританской. На родной земле их преследовало правительство, их строгим нравам претила повседневная жизнь того общества, в котором они жили, и пуритане стали искать для себя такую дикую отдаленную землю, где можно было бы жить сообразно собственным принципам и свободно молиться Богу [1, 74].

Население Новой Англии увеличивалось быстрыми темпами, и в то время, когда в метрополии сословная иерархия продолжала деспотически размежевывать людей, колония все больше представляла собой однородное общество [1, 77-78].

В этом аспекте английские колонии всегда пользовались большей внутренней свободой и большей политической независимостью, нежели колонии других стран.

При составлении уголовного свода законодатели были крайне озабочены необходимостью поддержания нравственности и порядочности среди граждан. Так, например, изнасилование, колдовство, прелюбодеяние карались смертью.

Общие принципы построения современных конституций, которые большинство европейцев XVII века понимало с трудом и которые лишь частично восторжествовали в тот период в Великобритании, были полностью признаны в Новой Англии и закреплены ее законами: участие народа в общественных делах, свободное голосование по вопросу о налогах, ответственность представителей власти перед народом, личная свобода и суд присяжных - все это было воспринято единодушно и реально введено в жизнь в Новой Англии.

В большинстве штатов, которые расположены на юго-западе от Гудзона, поселились богатые землевладельцы, принесшие с собой аристократические принципы и английские законы о наследовании. Землевладельцы представляли собой высшее сословие, которому были свойственны особые убеждения и пристрастия и которое становилось в центре политической жизни общества [1, 92-94].

Затем Токвиль переходит к описанию американской правовой системы и практики судов. Он пишет, что гражданское и уголовное законодательства американцев признают всего лишь две меры пресечения: тюремное заключение и внесение залога.

Бедные редко могут внести залог и оказываются в тюрьме, что часто ведет к нищете. В то время как богатые, предоставив залог, могут избежать заключения и получить лишь денежные штрафы за нарушения [1, 90-91].

Таким образом, можно утверждать, что для него все наказания, определяемые законом, сводятся всего лишь к простому денежному взысканию, то есть обычному штрафу.

Важным шагом к равенству стал закон о наследовании. У тех народов, у которых закон о наследовании исходит из права первородства, земельные владения наиболее часто переходят от поколения к поколению, не подвергаясь дроблению. Таким образом, владение землей порождает фамильный

дух. А закон о наследовании уничтожает связь, существовавшую между принадлежностью к конкретному роду и сохранностью земельного владения; земля перестает олицетворять собою семью, род [1, 93-101].

Лишение земледельца заинтересованности в сохранении земли в итоге приведет к продаже данного недвижимого имущества, что в свою очередь сыграет на руку владельцу, так как движимое имущество обеспечивает финансовую свободу гражданину и удовлетворяет его повседневные потребности и желания.

И, наконец, Токвиль переходит к описанию принципов государственного устройства США. В Америке принцип народовластия претворяется в жизнь открыто и плодотворно. Он признается обычаями страны, провозглашается в ее законах, он свободно эволюционирует и достигает конечных целей [1, 103-106].

В Соединенных Штатах общество действует самостоятельно. Народ участвует в составлении законов, выбирая законодателей; участвует он и в претворении этих законов в жизнь - путем избрания представителей исполнительной власти.

Говоря об устройстве Соединенных Штатов, Токвиль отмечает, что оно довольно сложное. Одновременно существует два различных общества. Мы видим два правительства, полностью отделенных друг от друга и практически независимых: одно из них носит самый обычный характер, оно имеет весьма широкие функции и обеспечивает удовлетворение потребностей общества; тогда как другое - особое, сфера его деятельности ограничена и охватывает лишь самые общие интересы всей страны [1, 106-107].

Политическая и административная жизнь штатов сосредоточена в трех основных центрах деятельности. На первом уровне находится община, на втором - округ, на третьем - штат.

Ни один из народов Европейского континента не знает, что такое независимость общины.

В Новой Англии не существует муниципального совета; корпус избирателей после назначения должностных лиц общины сам направляет их деятельность.

Сейчас, пишет Токвиль, общины Новой Англии находятся в подчиненном положении, однако вначале они не подчинялись никому или же, если и подчинялись, то весьма незначительно. Таким образом, они не получили

власть извне; наоборот, они сами как бы уступили часть своей независимости штату.

Община подчиняется штату только тогда, когда речь идет об общественных интересах, как отмечает автор. Во всем остальном она по-прежнему остается независимой единицей, и среди жителей Новой Англии не нашелся бы человек, который бы вмешался в управление общинными делами.

Подобная тенденция наблюдается и со стороны административной власти. Она не препятствовала воле граждан, люди самостоятельно занимались куплей и продажей собственности, предъявлением исков и их защитой в судах, уменьшали или увеличивали размеры своего бюджета.

Автор отмечает, что во Франции центральное правительство отправляет своих чиновников в общину, тогда как в Америке община использует своих чиновников в общегосударственных целях [9].

Община имела слишком ограниченные размеры для того, чтобы здесь можно было отправлять правосудие. Таким образом, округ становится первым судебным центром. Каждый округ имеет свой суд, шерифа, обеспечивающего выполнение судебных решений, тюрьму.

Далее Токвиль пишет, что у нации есть два способа ослабить силу власти. Первый способ состоит в ослаблении власти в самих ее основах, причем в этом случае общество подчас лишается права и возможности защищать себя: подобное ослабление власти и есть то, что в Европе обычно называется установлением свободы.

Существует также и второй способ уменьшить роль власти в обществе: он заключается в том, чтобы рассредоточить эту власть, передав ее в разные руки, увеличить число должностных лиц, признавая за каждым из них всю полноту власти, необходимую для выполнения порученных ему обязанностей. Следует сказать, что в результате такого разделения сила власти становится менее непреодолимой и не столь опасной, но при этом власть вовсе не разрушается [1, 122-123].

Во французской общине есть только один административный чиновник - сам мэр, а в общине Новой Англии их насчитывается, по крайней мере, девятнадцать человек. Эти девятнадцать должностных лиц в большинстве случаев совершенно не зависят друг от друга, так как закон определил круг обязанностей каждого из них, при исполнении которых они всесильны и не подчиняются никакой другой власти в общине [1, 124 -126].

Выборная власть не подчиняется судебным органам, это значит, что рано или поздно она ускользнет от ответственности и контроля. Между центральной властью и выборными административными органами единственным посредником могут служить судьи.

Из этого следует, что распространение судебной власти на мир политики должно находиться в прямой связи с расширением выборности органов власти. Если же эти два элемента не существуют одновременно, то государство приходит в конце концов либо к анархии, либо к рабству.

Важно отметить, что возникновение иерархической структуры власти в США было невозможным, так как должностные лица были выборными. В Америке существует почти столько же независимых чиновников, сколько и должностей. По этой причине исполнительная власть оказалась рассредоточена среди множества людей.

Что касается законодательной власти штата, то она вверена двум палатам; первая из них - Сенат, вторая - Палата представителей.

Положительными результатами создания в современных Соединенных Штатах двухпалатной структуры явились разделение законодательной власти с тем, чтобы сдерживать деятельность политических органов.

Токвиль отмечает, что существует два совершенно различных типа централизации. Правительственная централизация - это сосредоточение власти в едином центре или в одних руках для защиты первой группы интересов. Административная централизация - концентрация власти с целью защиты второй группы интересов.

Автор считает, что нация не может существовать и, в особенности, достигнуть процветания без сильной централизации правительственной власти. Он также отмечает, что централизация административной власти стремится ослабить общий дух и тем самым раздражает людей [1, 145-146].

В Америке нет постоянных вооруженных сил для обеспечения безопасности граждан и усмирения недовольства меньшинства. Токвиль утверждает, что объединенная сила граждан в рамках общины способна лучше обеспечить благосостояние людей, чем правительственная власть. Необходимо отметить, что в открытую борьбу даже никто не ступал, соответственно и необходимости в постоянной армии пока не было [1, 148].

В данной статье проведен глубокий анализ взглядов Алексиса де Токвиля на американское общество через призму французской перспективы [8]. Данное исследование основывается на уникальной способности Токвиля осуществлять компаративный анализ, рассматривая не только конечные результаты демократизации в США, но и сам процесс становления демократических институтов.

Мировоззрение Алексиса де Токвиля в большей степени сформировалось под влиянием идей французского Просвещения [7, 109]. Просветители предполагали, что рациональное объяснение общественного блага, иррациональный подход к устройству общества должны привести к искоренению всех возможных злоупотреблений. Однако Токвиль добавляет к этому элемент нарождающейся либеральной теории [4, 80]. Он показывает положительное воздействие возможности свободного выбора в обществе. Он демонстрирует как американское общество выбирало из спектра возможностей оптимальный для него путь, обусловленный природными условиями и локальными традициями [6, 160].

Изучая американскую демократию, Токвиль исходит из задач критики французского общества. Соединенные Штаты Америки являются моделью для улучшения политической системы Франции и формирования сознания американцев.

Токвиль полагал, что его современники воспользуются его текстом для выбора дальнейшего политического пути Франции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Токвиль де А. Демократия в Америке / Пер. В.Т. Олейника и др. М.: «Весь мир», 2000.

2. Токвиль де А. Старый порядок и революция / Пер. М.М. Федоровой. М.: Московский философский фонд, 1997.

3. Паламарчук А.А., ТерентьеваЕ.А., Федоров С.Е. Рождение национального истори-описания в Англии и Франции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021.

4. Дементьев И. О. Токвиль нас ничему не учит»: наследие мыслителя и французские либералы // Ретроспектива: Всемирная история глазами молодых исследователей. 2005. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tokvil-nas-nichemu-ne-uchit-nasledie-myslitelya-i-frantsuzskie-liberaly (дата обращения: 25.10.2023).

5. Писаревская А. А. Основные идеи и взгляды Алексиса де Токвиля // Проблемы Науки. 2016. №24 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-idei-i-vzglyady-aleksisa-de-tokvilya (дата обращения: 25.10.2023).

6. ЮкласоваА.В. А. Токвиль и проблемы демократии в Америке // «Вестник СамГУ». 2015. № 5 (127). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/a-tokvil-i-problemy-demokratii-v-amerike (дата обращения: 26.10.2023).

7. Веремчук Л.П. Алексис де Токвиль: концепция аристократии // Вестн. Том. гос. унта. 2011. №342. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksis-de-tokvil-kontseptsiya-aristokratii (дата обращения: 26.10.2023).

8. Jardin A. Alexis de Tocqueville, 1805-1859. Paris: Hachette, 1984.

9. Tocqueville de A. Oeuvres complètes. P. 1866. T. VI.

DEMOCRACY IN AMERICA THROUGH THE EYES OF A FRENCHMAN: ESSAYS BY ALEXIS DE TOCQUEVILLE

Z. Gasparyan

Russian-Armenian (Slavonic) University 2Institute of International Relations and Socio-Political Sciences (IIRSPS)

ABSTRACT

In this article, the views of the French thinker and political activist Alexis de Tocqueville on the American political system and its democratic foundations are thoroughly examined. The evolution of democratic institutions and their significance in the modern world are also analyzed.

Keywords: democracy, freedom, law, liberalism, USA, France.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.