УДК 321.7(87)
Панфилова Елена Анатольевна
аспирант Департамента политологии, старший преподаватель Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
ДЕМОКРАТИЯ ПО-ВЕНЕСУЭЛЬСКИ
https://doi.org/10.24158/pep.2018.4.3 Panfilova Elena Anatolyevna
PhD student, Political Science Department, Senior Lecturer, Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation
DEMOCRACY DUE TO VENEZUELA
Аннотация:
В статье рассматривается понятие демократии, раскрываемое c правовой и политологической точек зрения, а именно - через призму последней Конституции Боливарианской Республики Венесуэла 1999 г. Автор обращает внимание на то, что эта латиноамериканская страна является государством с представительной социальной демократией, основными принципами которой выступают гарантированные права и свободы населения, активное гражданское участие, материальное равенство, развитый государственный аппарат наряду с общим благосостоянием жителей. Проанализировав Конституцию, автор приходит к выводу, что гражданское участие служит основой ее демократического режима, и отмечает, что с практической точки зрения демократический режим Венесуэлы нуждается в модернизации. Предложены решения для преодоления национального кризиса в республике, а также возможные методы расширения демократии.
Ключевые слова:
Венесуэла, политическая система, Конституция, гражданское участие, социальная представительная демократия.
Summary:
The research examines the notion of democracy from the legal and political viewpoints, namely through the prism of the last Constitution of the Bolivarian Republic of Venezuela of 1999. The paper emphasizes that Venezuela is a country with a representative social democracy; its basic principles are guaranteed rights and freedoms, active civic participation, material equality of the population, well-developed state apparatus along with the overall welfare of residents. Having analyzed the Constitution of the country, the author concludes that civic participation is the basis of its democratic regime. Besides, the researcher notes that, in practical terms, Venezuelan democratic regime needs to be modernized and proposes the solutions to overcome the national crisis as well as possible methods for expanding democracy in the country.
Keywords:
Venezuela, political system, Constitution, civic participation, social representative democracy.
В работе анализируется вариант демократического режима, закрепленный в Конституции Венесуэлы. Предложенная тема актуальна как для самой страны ввиду происходящих в ней политических трансформаций, так и для мирового сообщества в целом и, несомненно, заслуживает внимания.
Согласно последней принятой в Венесуэле Конституции от 25.04.1999 г., политический режим этого латиноамериканского государства - социальная представительная демократия [1]. С момента зарождения в Древней Греции понятие «демократия» поддавалось разнообразным интерпретациям, однако изначально означало власть народа. Со временем термин стал употребляться в более широком контексте, его формы приобрели многообразие. Появились такие виды демократии, как прямая, представительная, социальная, проективная, плебисцитарная и многие другие.
Поскольку, как отмечено ранее, Венесуэла официально провозглашает себя государством с представительной демократией, нельзя не упомянуть и об истоках данной формы этого политического режима. Основателем соответствующей теории принято считать французского писателя, правоведа и философа Ш.-Л. Монтескье, по словам которого наличие в государственном аппарате представителей народа, избранных на определенный срок, является необходимым элементом полноценной политической системы [2, с. 295].
Демократический режим, закрепленный в преамбуле венесуэльской Конституции, предполагает в качестве наивысшей цели создание демократического государства с активным гражданским участием и протагонистической ролью общества, а также правового государства, которое укрепляет ценности и свободы своих граждан, их независимость, пропагандирует идеи солидарности, всеобщего благосостояния, территориальной целостности и сосуществования в условиях верховенства закона.
Стоит заметить, что демократия как политический режим зародилась в Венесуэле еще в далеком 1945 году. Первые демократические выборы в государстве были проведены 14.12.1947 г. Тогда на должность главы республики был избран Р. Гальегос. Впервые в XX в. в
стране прошли равные всеобщие прямые выборы при тайном голосовании, в которых право на изъявление воли имели граждане старше 18 лет и, что особенно примечательно, в первый раз голосовали женщины. Именно в период мандата Р. Гальегоса Независимый избирательный политический организационный комитет был преобразован в политическую партию, которая впоследствии, начиная с 1958 г., наряду с левоцентристской политической партией «Демократическое действие» пользовалась практически единоличной властью в Венесуэле [3].
Среди иных успехов венесуэльской демократии того периода можно назвать усиление консолидации страны и общества в целом. Кроме того, укрепила свои позиции «Конфедерация рабочих Венесуэлы», а крестьянство включилось в политическую и профсоюзную борьбу. Р. Галь-егос 19.10.1948 г. внедрил законы об аграрной реформе и незаконном обогащении государственных должностных лиц.
В рамках внешней политики Венесуэла укрепила связи с Панамериканским союзом и в марте 1948 г. приняла активное участие в конференции американских государств в Боготе. На ней Р. Бетанкур, известный как «отец венесуэльской демократии», возглавил делегацию по вопросу преобразования Панамериканского союза в Организацию американских государств.
Социальная представительная демократия, к каковой относится политический строй Республики Венесуэла, представляет собой одно из самый массовых движений в современном мире и держится на двух основных столпах:
1) гарантированных правах и свободах, представительной системе и гражданском участии;
2) материальном равенстве, т. е. социальной справедливости и эгалитарной социально-экономической системе с сильным и развитым государственным аппаратом, общим благосостоянием и экономическим потенциалом [4].
Следует отметить многозадачность социал-демократической модели. В частности, наличествует стремление пресекать неравенство и привилегии меньшинства, а также оказывать поддержку широким слоям населения и обществу в целом. Одновременно с этим стоит задача гарантировать соблюдение институтами и политическими элитами своих социально-демократических обязательств, осуществлять всестороннюю демократизацию политической системы страны и обеспечивать активное гражданское участие во всех государственных сферах.
Результаты анализа показывают, что в Конституции Венесуэлы предусмотрены разнообразные формы гражданского участия. Так, в ст. 62 закреплено, что все граждане страны имеют право свободно участвовать в государственных делах как напрямую, так и через выбранных представителей, а также в форме референдумов, выборов лиц на государственные должности. Они имеют право выступать с законодательными и конституционными инициативами. С социально-экономической точки зрения средствами гражданского участия считаются любые формы взаимодействия и финансовой взаимопомощи [5].
Нельзя не отметить, что термин «гражданское участие» упоминается в Конституции множество раз. Полагаем, что большая часть основного документа Республики Венесуэла базируется на данном понятии, из чего можно сделать вывод, что оно представляет собой один из центральных элементов демократической системы страны. При этом, согласно главному закону, быть активным гражданином данного государства - не только право, но и обязанность граждан, которые должны принимать участие в политической и общественной жизни, гарантируя тем самым конституционный правовой порядок [6].
Соблюдаются ли предписанные в Конституции права венесуэльцев на гражданское участие? В 2016 г. Национальный избирательный совет ограничил право гражданина Венесуэлы на референдум по отзыву мандата президента согласно ст. 72. В результате голосование не было проведено, что в свою очередь повлияло на конституционное решение политического кризиса государства. Этот случай следует рассмотреть подробнее.
В Венесуэле 10.01.2013 г. на новый президентский срок был выбран Н. Мадуро. Спустя 3 года, когда половина периода была позади (необходимое условие для проведения голосования по отзыву мандата в соответствии с положениями Конституции 1999 г.), оппозиционная политическая организация выступила с просьбой о референдуме. Данная процедура служит проявлением права на гражданское участие, признанного в ст. 62 и 70 Конституции Венесуэлы, цель которого - содействие избирательному решению политических кризисов. Это право находит продолжение в ст. 72, регламентирующей аннулирование любого мандата путем референдума - всеобщих выборов.
В марте 2016 г. оппозиционная политическая организация «Круглый стол демократического единства» выступила с просьбой начать процедуру референдума по отзыву президентского мандата. С того дня Национальный избирательный совет посредством разных решений откладывал процесс с одобрения избирательной палаты Верховного суда. В октябре 2016 г. совет решил «приостановить» референдум по отзыву мандата президента, очевидно злоупотребляя властью. На наш взгляд, из изложенного можно сделать вывод о грубом нарушении права на гражданское участие, а также о серьезном нарушении венесуэльского демократического режима.
Правовой режим референдума об отзыве действующего президента основывается на ст. 72 Конституции Республики Венесуэла. Однако, несмотря на то что в ней определяются условия его проведения, конституционная палата Верховного суда установила новые правила, ограничивающие это право. Кроме того, Национальная ассамблея воздержалась принимать закон, призванный регулировать подобные референдумы. Вместо этого данная задача была реализована через разные резолюции. Это означало явное превышение полномочий, поскольку Национальный избирательный совет может регламентировать политические права только в соответствии с положениями законов, но не должен, как и раньше, изначально регулировать такие права.
По мнению З. Ивановского, Конституция 1999 г. предоставила Национальной ассамблее чрезвычайные полномочия, что привело к серьезному сдвигу распределения власти внутри страны и орган стал главенствовать над всеми ветвями власти с возможностью смещения любой из них [7]. Как считает автор, трансформация институциональной основы государства после принятия Конституции 1999 г. представляет собой еще один серьезный недостаток демократической системы государства.
Итак, гражданское участие в рамках представительной демократии, предписанной Конституцией 1999 г., несомненно, стало большим шагом вперед для республики с точки зрения правового миропорядка, принципы которого находятся в рамках общемировой политической тенденции. На наш взгляд, при нынешней политической ситуации в стране участие граждан, предусмотренное в качестве трансверсальной оси, должно быть более гибким и простым процессом, чтобы максимально эффективно способствовать реализации государственной политики, повышать гражданскую осведомленность, в свою очередь увеличивая легитимность правительства.
Многие исследователи сходятся во мнении, что демократия в Венесуэле является частичной и государству предстоит длительный путь преодоления политических кризисов в целях ее укрепления [8]. Фактический (а не конституциональный) демократический режим в стране, безусловно, нуждается в поддержке и модернизации. Последняя должна быть осуществлена в рамках политических реформ, направленных на консолидацию демократической системы, одной из основ которой, как сказано ранее, является гражданское участие. Наконец, чтобы обеспечить в республике консолидацию демократии на базе участия, необходимо укрепить саму демократическую систему. Иными словами, Венесуэле неизбежно следует двигаться к большему социальному и политическому равенству, индивидуальным и коллективным свободам и более широкому гражданскому участию.
Подводя итог, отметим следующее. Чтобы преодолеть национальный кризис и добиться наивысшей демократизации страны, необходимо сохранить и укрепить единство всех демократических сил, как оппозиционных, так и левоцентристских, в целях достижения реальной демократии. Последняя должна стать крепкой опорой для последующего совершенствования Венесуэлы, ее принципы должны быть не только прописаны в главном законе государства, но и применяться в реальной жизни в своей оптимальной форме.
Ссылки:
1. Constitución de la República Bolivariana de Venezuela [Электронный ресурс]. URL: http://www.mpptaa.gob.ve/publica-ciones/leyes-y-reglamentos/constitucion-de-la-republica-bolivariana-de-venezuela (дата обращения: 19.04.2018).
2. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 1999. 672 с.
3. Un 15 de febrero de 1948, Rómulo Gallegos asume la presidencia de Venezuela [Электронный ресурс]. URL: http://www.panorama.com.ve/ciudad/Un-15-de-febrero-de-1948-Romulo-Gallegos-asume-la-presidencia-de-Venezuela-20160215-0024.html (дата обращения: 19.04.2018).
4. Antón A. Democracia social [Электронный ресурс]. URL: http://www.nuevatribuna.es/opinion/antonio-anton/democracia-social/20160301124639125955.html (дата обращения: 19.04.2018).
5. Constitución ...
6. Ibid.
7. Ивановский З. От представительной демократии к «социализму XXI в.» // Свободная мысль. 2012. № 7-8 (1634). С. 207-212.
8. Мельникова Н.И. Демократизация и модернизация в Венесуэле // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 3. С. 313-320.
References:
Antón, A 2018, Democracia social, viewed 19 April 2018, <http://www.nuevatribuna.es/opinion/antonio-anton/democracia-social/20160301124639125955.html>, (in Spanish).
Constitución de la República Bolivariana de Venezuela, 2018, viewed 19 April 2018, <http://www.mpptaa.gob.ve/publica-ciones/leyes-y-reglamentos/constitucion-de-la-republica-bolivariana-de-venezuela>, (in Spanish).
Ivanovsky, Z 2012, 'From representative democracy to socialism of the 21st century', Svobodnaya mysl', no. 7-8 (1634), pp. 207-212, (in Russian).
Melnikova, NI 2014, 'Democratization and modernization in Venezuela', Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura, no. 3, pp. 313-320, (in Russian).
Montesquieu, Ch-L, The spirit of the laws, Moscow, 672 p., (in Russian).
Un 15 de febrero de 1948, Rómulo Gallegos asume la presidencia de Venezuela 2018, viewed 19 April 2018, <http://www.panorama.com.ve/ciudad/Un-15-de-febrero-de-1948-Romulo-Gallegos-asume-la-presidencia-de-Venezuela-20160215-0024.html>, (in Spanish).