Научная статья на тему 'Демократия как проблема в политической философии И. Ильина'

Демократия как проблема в политической философии И. Ильина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
710
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ДЕМОКРАТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / РЕЛИГИЯ / ИДЕЯ РАНГА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волков Виталий Александрович

В статье излагается концепция творческой демократии И. Ильина, которая противопоставляется культу формальной демократии, общепринятой в западно-европейском мировосприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Волков Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демократия как проблема в политической философии И. Ильина»

В.А. ВОЛКОВ V.A. VOLKOV

ДЕМОКРАТИЯ КАК ПРОБЛЕМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И. ИЛЬИНА

DEMOCRACY AS A PROBLEM IN POLITICAL PHILOSOPHY

OF I. ILYIN

Ключевые слова:

политика, политический режим, демократия, государственность, религия, идея ранга

В статье излагается концепция творческой демократии И. Ильина, которая противопоставляется культу формальной демократии, общепринятой в западно-европейском мировосприятии.

Современный этап государственных и общественных преобразований связан с переосмыслением сущности, назначения и места государства в обществе. Среди многочисленных концепций государства наиболее востребованными сегодня оказываются те, что родились и сформировались в отечественной политико-правовой мысли на основе глубокого осмысления их авторами данных вопросов в контексте западной философско-правовой традиции и своеобразия российской национальной политико-правовой культуры. Одна из наиболее оригинальных среди них — концепция государства И.А. Ильина.

И.А. Ильин верил, что форма государственности — это вопрос будущего России. «Грядущей России предстоит найти для себя — свою, особую, оригинальную государственную форму, которая бы соответство-

Key words:

politics, political regime, democracy, statehood, religion, the idea of rank

The article presents the concept of creative democracy of I. Ilyin, the concept which is contraposed to the cult of formal democracy, common in Western European worldview.

вала русским, национальным историческим данным» [2, с. 26].

Для И.А. Ильина каждое конкретное государство имеет свою определенную форму, которая является «вещественным» отражением духовной жизни проживающего на его территории народа и тех природных, хозяйственных и прочих условий, в которые поставлен данный народ.

Объективная природа государства определяется его высшей целью. Природа этой цели политическая, и состоит в ее единстве для всех граждан. Сущность государства определяется наличием единой цели.

Цель политики, по словам И.А. Ильина, есть «достойная и творческая жизнь человеческого духа, а государство и право являются проводниками этой цели» [4, с. 157].

Организующая задача государства состоит в том, чтобы создать единый общий союз, общий решающий ор-

В.В. Волков. Демократия как проблема в политической философии И. Ильина

Политика и правовое государство

ган, единую правовую власть и общую систему права. Именно на солидарности основывается государство, и в служении ей состоит политическая деятельность.

Государство должно утвердить права и свободы личности в пределах границ его влияния, не покушаясь при этом на духовную свободу личности.

Ильин резко выступает против понимания государства как «строя внешней жизни, а не внутренней». Глубинную основу всякого государственного единения составляют, по его мнению, «однородность духовной жизни, совместность духовного творчества и общность духовной культуры» [4, с. 167].

Политико-философские взгляды И.А. Ильина ориентированы на выявление тех задач государства, которые определяют право народа и каждого индивида в отдельности на «внешне свободную и внутренне самостоятельную жизнь».

Разрабатывая концепцию государства, Ильин особое внимание уделяет теории о формах государственного устройства. Ильин показывает неспособность юриспруденции отличить монархию от республики по правовому положению верховного государственного органа. По его словам, «при тщательном историческом изучении отличие монархии от республики растворяется в целом множестве неуловимых переходов и нахождение единого и определенного формального критерия представляется неосуществимым» [3, с 425]. В ра-

боте «О монархии и республике» он выделил два принципа государственного устройства: учреждения и корпорации. Ильин не приемлет политические крайности и подчеркивает двойственную природу государственного устройства. Он доказывает, что в развитии любого государства проявляются в той или иной степени корпоративные и учредительные тенденции. Государство как корпорация, разъясняет Ильин, основывается на равноправии своих членов, объединенных «в единую организацию по своей свободной воле». Корпорация «строится снизу вверх; она основывает все на голосовании». Государство как учреждение «строится не снизу, а сверху», здесь наличествуют отношения «повеления — подчинения». Учреждение, пишет Ильин, «строится по принципу опеки над заинтересованными людьми». Народ в таком государстве «не управляет собою и не распоряжается, а воспитывается, опекается и повинуется» [1, с. 85—86]. Идеал «корпоративного государства», отмечает Ильин, отстаивают приверженцы «формальной демократии», а «сторонники тоталитарного строя», продолжает он, «убеждены, что государство тем лучше организовано, чем последовательнее всякое самоуправление исключено и подавлено, чем больше государство превращено в учреждение» [1, с. 86].

Абсолютизация идеалов государственного строя как корпорации или учреждения, по убеждению Ильина, равно недопустима: в первом случае «погаснет всякая власть» и наступит

«анархия», а во втором — «погаснет всякая человеческая самодеятельность», исчезнет «свобода личности и духа», наступит «каторга». Но анархия, заключает он, «не лечится каторгой», а каторга «не оздоравливается анархией: это безумие. Спасителен только третий путь» [1, с. 86]. Все это означает, продолжает отечественный мыслитель, «что современные крайности (формальной демократии и тоталитарного режима) являются нездоровыми заблуждениями. Государство в своем здоровом осуществлении всегда совмещает в себе черты корпорации с чертами учреждения: оно строится — и сверху, и снизу, и по принципу властной опеки, и по принципу самоуправления» [1, с. 87]. Как видим, в качестве главного критерия Ильиным выдвигается не абстрактная форма правления, которая может наполняться разным содержанием, а представления о государственном (политическом) режиме и правовом статусе личности.

В работах русского мыслителя выделяются три политических режима:

1) тоталитарный (в двух разновидностях: фашизм и сталинизм). Этот режим оценивается негативно, поскольку он исключает всякую самодеятельность и свободу граждан, проявление их личного достоинства, хозяйственной инициативы, вторгается в личную и семейную жизнь;

2) авторитарный (как «воспитывающий и возрождающий») оценивается позитивно, поскольку рассматривается как переход к «реальной

демократии», режим, не претендующий на тотальное государственное регулирование;

3) демократический (в двух разновидностях: «формальная демократия» и «творческая демократия»). «Формальная демократия», по Ильину, «сводит все государственное устройство к форме всеобщего и равного голосования, отвлекаясь от качества человека <...> примиряясь со свободою злоумышления предательства, сводя все дело к видимости “бюллетеня” и к “арифметике голосов” (количество)». Такая «демократия», по его утверждению, «ни от чего не обеспечивает: ни от всеобщей продажности, ни от предательских заговоров, ни от эксплуатации плутами слабых, добрых, темных и глупых, ни от анархии, ни от тирании, ни от тоталитаризма» [1, с. 9]. Пусть никто не решится, продолжает Ильин, «приписать нам скрытую симпатию к тоталитарному режиму. Мы видели левый тоталитаризм и правый тоталитаризм; мы испытали на себе оба режима и относимся с нескрываемым нравственным и политическим отвращением к обоим. Но о демократии мы мыслим гораздо выше и лучше, чем господа формальные демократы» [1, с. 10]. Ильин глубоко убежден в том, что «страна, лишенная необходимых предпосылок для здоровой творческой демократии, не должна вводить у себя этого режима до тех пор, пока эти основные предпосылки не будут созданы. До тех же пор введение демократического строя может быть только гибельным для этой стра-

В.В. Волков. Демократия как проблема в политической философии И. Ильина

Политика и правовое государство

ны» [1, с. 10]. При отсутствии соответствующих предпосылок демократия будет, как он убежден, не творческой, а разлагающей.

Предпосылками «творческой демократии», по Ильину, являются:

1. Наличие «искусства свободы»: народ должен «разуметь свободу», «нуждаться в ней, ценить ее, уметь пользоваться ею и бороться за нее». При этом «внешней свободе» (как «внешней связанности, идущей сверху») философ в традиции русской религиозной философии противопоставляет «внутреннюю свободу» как «внутреннюю самосвязь» и «самодисциплину». Народ, лишенный «искусства свободы», будет настигнут «двумя классическими опасностями: анархией и деспотией». «Народоправство», подчеркивает Ильин, «неосуществимо без свободной лояльности и без элементарной честности» [1, с. 6].

2. Достаточно высокий уровень правосознания: без него нет свободного субъекта прав, нет и воли к «свободной лояльности». «Человек, имеющий здоровое правосознание, есть свободный субъект прав; он имеет волю к лояльности (законопослуша-нию), он умеет блюсти и свои и чужие полномочия, обязанности и запрет-ности; он есть живая опора правопорядка, самоуправления, армии и государства» [1, с. 6].

3. Хозяйственная самостоятельность гражданина. Без этого, пишет Ильин, демократия быстро вырождается «в непрерывную схватку беспочвенных рвачей: о государстве и его

устроении, о родине и ее спасении не думает никто, потому что все заняты личной добычей» [1, с. 7].

4. Наличие минимального уровня образования, осведомленности. Без этих предпосылок «всякое голосование становится своею собственною карикатурою».

5. Необходим политический опыт. Этот опыт приходит с культивированием своего уклада жизни, достоинства.

6. Сформированностъ личных качеств участника демократического строя: «личный характер и преданность родине», «неподкупность, ответственность и гражданское мужество».

Одной из важнейших задач И.А. Ильин вполне верно считает осуществление «качественного отбора людей». Эта «идея ранга» состоит в том, чтобы открыть «качеству» и «таланту» дорогу вверх с самого низа. Главный критерий выделения «новой аристократии», по Ильину, — способность человека к бескорыстному служению делу и к социальной организации. Править государством, постоянно повторяет Ильин, «должны лучшие люди страны, а народ нередко выбирает не лучших, а угодных ему льстецов и волнующих его бессовестных демагогов». Лучший, напоминает Ильин, это — не «самый богатый», не «самый родовитый», не «самый влиятельный», не «самый ловкий и пронырливый», не привилегированный, не старейший возрастом. Но именно — лучший: «искренний патриот, государственно мысля-

щий, политически опытный, умный, волевой, организационно-даровитый, дальнозоркий, образованный» [1, с. 128]. В другой статье этого же сборника Ильин вновь видит основную задачу «грядущей России» в «выделении кверху лучших людей». К ним он относит людей, преданных России, «национально чувствующих», государственномыслящих, «волевых», идейно-творческих, несущих народу «не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения».

В 1950 г. Ильин пишет несколько статей, в которых всесторонне анализируется «Идея ранга». Он различает в «ранге» две стороны: «действительный ранг», как «присущее человеку качество», и «социальный ранг» — полномочия, права и обязанности человека, которые признаются за ним со стороны общества или государства. Эти два ранга, отмечает социально мыслящий философ, могут расходиться. Мудрый праведник, пишет он, «может не иметь никакого социального ранга; злой глупец может пролезть в министры, генералы и президенты». Но истинный «социальный авторитет», замечает Ильин, «возникает из соединения обоих рангов». В этом случае государство представляет здоровый и эффективный организм, а национальная культура «цветет». Государство «с неудачным ранговым отбором — слабо, неустойчиво, может быть прямо обречено», и это — свидетельство порочности государственной формы. В таком государстве с «фальсифицированным

рангом», продолжает он, «гибнет все: семья, школа, академия, церковь, армия, государство, корабль, хозяйственное предприятие» [1, с. 13].

И.А. Ильин детально анализирует проблему создания эффективного механизма соединения действительного и социального рангов, выдвижения ко всем рычагам управления разными сферами жизнедеятельности общества и государства подлинной аристократии. Он считает, что здесь должны разумно сочетаться выборность и назначение. Но все требования и условия к формированию национальной элиты окажутся несовершенными, заключает мыслитель, если новый русский отбор не будет одушевлен «творческой национальной идеей». И.А. Ильин убежден, что нужна новая идея — религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея, полагает он, может возродить и воссоздать грядущую Россию. Русский патриот «должен понять и выговорить свою русскую Идею, с тем, чтобы затем осуществить ее во всем — в религии и науке, в праве и в государственной форме, в искусстве и в труде, в суде, в медицине и в воспитании» [1, с. 199].

Сущность государства связывается Ильиным с «ограждением и организацией духовной жизни людей», принадлежащих к данному политическому союзу. При этом «ограждение духа» понимается им как «обеспечение всему народу и каждому индивидууму его естественного права на самобытное определение себя в жизни, т. е. права на жизнь и, притом, на до-

В.В. Волков. Демократия как проблема в политической философии И. Ильина

Политика и правовое государство

стойную жизнь, внешне-свободную и внутренне-самостоятельную» [4, с. 174]. Отсюда «духовная солидарность» утверждается в качестве «подлинной и реальной основы государства». «Именно на этой основе, — полагал Ильин, — государство должно быть понято и осуществлено как живая система братства, не только не противоречащая христианству, но и соответствующая духу евангельского учения» [4, с. 177]. Государство здесь неизбежно становится орудием братства и солидарности, отвергающим «все частные посягания, все личные вожделения, все классовые интересы» [4, с. 178].

Религиозное мировоззрение Ильина является одной из основ его концепции государства. Государство, по мысли И.А. Ильина, есть некая надисторическая данность, которую человек должен познать и под себя устроить.

«Каждый народ, — подчеркивает Ильин, — призван к тому, чтобы принять свою природную и историческую “данность” и духовно проработать ее, одухотворить ее по-своему, пребывая в своем, своеобразном национально-творческом акте. Это его неотъемлемое, естественное, священное право и в то же время это его историческая, общечеловеческая и, что самое главное, — религиозная обязанность» [5, с. 195].

Между религией и правом в светском государстве складываются сложные взаимоотношения. Право выступает в государстве как необходимая форма духовного бытия, поэтому вне права не может быть и религии. Под государственностью И.А. Ильин понимает процесс становления государства в рамках его основ, и в то же время государственность — это идея и идеал государства, в которых верно отражаются основные принципы развития государства. Государство бессильно, если оно не живет в душах людей как государственный настрой.

Таким образом, мы видим, что демократия для И.А. Ильина не является проблемой выбора политического режима. Демократия является результатом развития государственности, которая требует творческого синтеза множества сторон общественной жизни.

Глубокое знание России и любовь к ней позволили И.А. Ильину системным образом прозревать как недуги, так и здоровые основания государства. Его взгляды как никогда актуальны сегодня. Когда нам кажутся очевидными понятия, цели и ценности западной науки, необходимо вспомнить о российской традиции философско-правовой мысли, и тогда многое окажется, по крайней мере, проблематичным.

1. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов: в 2 т. М., 1992.

2. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М., 1993.

3. Ильин И.А. О монархии и республике // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1994. Т. 4.

4. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И. Собр. соч.: в 10 т. М., 1994. Т. 4.

5. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И. Собр. соч.: в 10 т. М., 1993. Т. 1.

References:

1. IlyinI.A. Nashi zadachi. Istoricheskaya sudba i buduschee Rossii. Stat'i 1948-1954 godov: v 2 t. M., 1992.

2. Ilyin I.A. O gryaduschey Rossii. Izbrannye stati. M., 1993.

3. Ilyin I.A. O monarkhii i respublike // Ilyin I.A. Sobr. soch.: v 10 t. M., 1994.T. 4.

4. Ilyin I.A. O suschnosti pravosoznaniya // Ilyin I. Sobr. soch.: v 10 t. M., 1994. T. 4.

5. Ilyin I.A. Put' dukhovnogo obnovleniya // Ilyin I. Sobr. soch.: v 10 t. M., 1993. T. 1.

В.В. Волков. Демократия как проблема в политической философии И. Ильина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.