Научная статья на тему 'Демократический социализм: новые социально-философские концептуальные интерпретации'

Демократический социализм: новые социально-философские концептуальные интерпретации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1605
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕФОРМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL DEMOCRACY / MARKET ECONOMY / REFORM / SOCIAL JUSTICE / SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Свиридкина Елена Викторовна

В статье с социально-философских позиций анализируется феномен социал-демократии, исторически имманентно присущей практически всем людям государственного управления, сохраняя возможности воздействовать на рыночные отношения, следуя своей главной цели – гуманизации общества и реализации в нем принципа справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOCRATIC SOCIALISM, NEW SOCIAL AND PHILOSOPHICAL INTERPRETATIONS

The article with the social and philosophical positions analyzes the phenomenon of social democracy, historically immanent almost all the people of government, retaining the possibility to influence on the market, in line with its main goal the humanization of society and the realization of the principle of equity in it.

Текст научной работы на тему «Демократический социализм: новые социально-философские концептуальные интерпретации»

Демократический социализм как философия, мировоззрение возникает на основе марксизма и связан с деятельностью А. Бебеля, Э. Бернштейна, К. Каутского, Р. Люксембург, К. Либкнехта.

Парадоксальным является тот факт, что с момента зарождения социал-демократии сразу возникает дискуссия относительно той социальной реальности, в которой ее представителям необходимо действовать, и возможности учитывать происходящие перемены.

Дискуссионность самого содержания демократического социализма явилась в итоге отличительной чертой политической культуры всего социал-демократического движения в XX столетии. Основополагающая роль в производстве новых подходов принадлежит одному из идеологов немецкой социал-демократии Э. Бернштейну. Германский социал-демократ в своей книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» изложил свои сомнения относительно марксизма. Однако Э. Бернштейн не отрицает марксизм, а лишь полагает сомнительным тезис об исторически обусловленной неизбежности крушения капитализма и перехода к социализму. Любая теория, как известно, возникает в конкретных исторических условиях и соответствует тем обстоятельствам места и времени, в которых находится исследователь. Используя статистику, Э. Бернштейн показывает, что в условиях рынка возрастает количество людей, самостоятельно ведущих хозяйство, и абсолютного обнищания рабочего класса не происходит. В связи с этим реальными и возможными становятся другие пути движения в сторону социализма - реформистские. Сознательная деятельность рабочего движения будет способствовать демократизации, такое развитие свободы и станет социализмом, поскольку, по мнению Бернштейна, последний не сводится только к социализации, а «социализмом можно назвать также организаторский либерализм» [1]. Таким образом, в подобном понимании социализма просматривается либеральный принцип - свобода, что позволило назвать автора этой концепции «ревизионистом». Смешение ценностей Э. Бернштейном, которые позднее выступят основой Годесбергской программы Социал-демократической партии Германии, заложило фундамент для обновления социал-демократии на рубеже ХХ-ХХ1 вв., но уже более конфликтного и спорного с точки зрения идентификационных признаков социал-демократии. Формула Э. Бернштейна «конечная цель - ничто, движение - все» оказалась роковой для современной социал-демократии и поставила это успешное политическое движение на грань катастрофы.

Второе концептуальное обновление в социал-демократическом движении произошло в 1959 г. с заменой формационного подхода на ценностный. В программе Социал-демократической партии Германии социализм уже рассматривается как непрерывный, постепенный и постоянный процесс воплощения ценностей справедливости, равенства, свободы, демократии и солидарности в социальную реальность. Социализм уже не является для социал-демократии целью, общественноэкономической формацией, а выступает как процесс, в ходе которого наступает социалистическая реальность.

Сознательный частичный отказ социал-демократов от идеологии марксизма как «ложного сознания» в представлении самого К. Маркса был обусловлен реальными событиями в странах Европы и Советском Союзе. Заявление о том, что социализм - это непрерывный и постоянный процесс, прозвучало на конгрессе Социалистического интернационала в 1951 г. В принятой на конгрессе Социнтерна декларации «Цели и задачи демократического социализма» заслуживающим внимания является положение о том, что от участников социал-демократического движения не требуется солидарности во взглядах и единого понимания того, как добиваться социальной справедливости.

Такой «макиавеллизм» в выборе направлений движения к социальной справедливости, с одной стороны, способствовал гибкости, лояльности, адаптивности социал-демократов в конкретнопрактической деятельности, что и обусловливало их успех в XX в. Современный исследователь социал-демократии Л.Н. Кочеткова доказывает в своих работах положение о том, что социальное государство, созданное социал-демократами, сглаживало классовые противоречия и способствовало развитию рыночной экономики, гарантировало каждому гражданину стандарты материальной жизнедеятельности, позволяющие ему реализовать свое право на частную и публичную автономию [2, с. 10].

Вместе с тем такое допущение плюрализма подходов к проведению постепенных реформ в условиях рыночной экономики на пути к социальной справедливости изначально задает возможность фрагментарности социал-демократического сознания, способствует культурно-цивилизационной субъективности в социал-демократическом движении, а значит, ослабляет его.

В современном социал-демократизме отсутствует целостная идеология, в конкретной деятельности социал-демократические партии руководствуются ценностными установками -свободой, справедливостью, солидарностью. Аксиологическая ориентация в сочетании с многообразием подходов в социал-демократической среде позволяет выделить несколько тенденций, сущностно определяющих деятельность европейских социал-демократов:

- преимущественно рыночная ориентация («новый лейборизм»);

- рыночная ориентация с сильной консенсусной составляющей (Партия труда Нидерландов);

- этатистский путь (Социалистическая партия Франции);

- политика реформ «государство благосостояния» (шведская социал-демократия);

- сохранение сильной социальной составляющей с сочетанием поощрения развития рыночного хозяйства (немецкая социал-демократия) [3, с. 116].

Разная онтологизация и рационализация ценностей создает разные модели социал-демократии в современном мире. Многообразными являются и подходы социал-демократов в странах Центральной и Восточной Европы, где задачи носят иной характер в связи с необходимостью развития механизмов рыночных отношений в условиях политической трансформации [4, с. 183]. Противоречиями и сложностями организационного и доктринального характера оборачивается генезис социал-демократии в постсоветской России и странах бывшего Советского Союза.

Причина такого многообразия, а в идентификационном смысле - кризиса современной социал-демократии - лежит в признанной самими социал-демократическими партиями особой открытости и необходимости постоянного обновления.

Очень четко данная установка звучала на съезде Социал-демократической партии Германии в 1971 г. в Бонне. Известный европейский политик и социал-демократ Вилли Брандт предлагает свое видение будущего: «Будущее создается не теми, кто цепляется за прошлое, и не теми, кто предлагает нам патентованные рецепты; оно будет создаваться теми, кто соглашается тратить усилия на то, чтобы ясные представления о человеческих ценностях по-новому реализовывались в политической практике» [5, с. 183].

В конце XX столетия этот совет Вилли Брандта имел существенное воздействие на все социал-демократическое движение. Хотя феномен «третьего пути» имеет давнюю историю, модернизация социал-демократии на рубеже XX-XXI вв. вновь оказалась поиском путей общественного развития, но уже в рамках глобальной экономики.

Заслуживает внимания социально-философский анализ трех концепций модернизации современной социал-демократии, предложенных Т. Майером, Л. Жоспеном, Т. Блэром совместно с Г. Шредером.

Для того, чтобы выявить специфику нового социал-демократизма и его миссии в современном глобализированном мире, необходимо провести компаративный анализ двух документов программного типа социал-демократов Западной Европы - «Европа: третий путь, новая середина», подписанного Т. Блэром и Г. Шредером в 1999 г., и «Парижская декларация», которая была принята конгрессом Социнтерна в конце этого же года. Также в сравнительном аспекте необходимо осмыслить предложенный Т. Майером путь трансформации социал-демократии в современном мире.

В представленных попытках обосновать новую парадигму социал-демократизма существует одно общее направление - предложить социал-демократический вариант глобализации, максимально оставаясь в рамках «третьего пути». Таким образом, концептуальное развитие современной социал-демократии происходит в связи с необходимостью адаптироваться к вызовам глобализации и адекватно реагировать на ее опасности и риски. При анализе существующих концепций в социал-демократической среде выявляются оценки феномена глобализации и способов существования социал-демократов в этой социальной реальности.

Аксиологический акцент Годесбергской программы социал-демократии следует рассматривать как этап модернизации ее политической философии. С 90-х гг. XX в. начинается следующий этап, который можно трактовать как компромисс с самой реальностью в связи с утратой социал-демократами реальных возможностей для проведения политики равенства, развития государства благосостояния.

С возникновением нового успешного образа Лейбористской партии Великобритании современный социал-демократизм становится частью либерализма. В конце 90-х гг. лейбористы во главе с Тони Блэром не только освобождают свои программные документы от марксизма, но и реализуют в конкретной политической деятельности флексибилизацию рынка труда (ранее этот подход считался одним из направлений политики эпохи М. Тетчер). В целом политическая программа Тони Блэра требует социально-философского осмысления, т.к. представляет собой совокупность разнородных элементов.

Во-первых, признание либеральных ценностей способствовало необходимости приспосабливаться к условиям, которые диктовались мировым рынком. В связи с этим главными приоритетами в анализируемом документе Тони Блэра - Герхарда Шредера становятся следующие: признание мировых интеграционных процессов и открытой экономики, актуализация свободы торговли и гибкого рынка рабочей силы, постулирование тезиса о благах глобализации [6, с. 88].

Во-вторых, приоритетным в документе оказывается коммунитаристская социальная философия ответственности граждан за самих себя. В прежних программных документах немецкой и английской социал-демократии данное требование носило культурный характер. В модернизированном варианте программы этот тезис означает совершенно новый социально-философский подход к пониманию развития личности и ее свободы.

Здесь уместен тезис, который в свое время выдвинул крупнейший теоретик социал-демократии периода II Интернационала К. Каутский, о том, что индивидуализм вовсе не противоречит социализму. В этом положении он ссылается на известную мысль из «Коммунистического манифеста», согласно которой свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех [7, с. 447].

По сути, изначально социал-демократия в качестве одного из основных своих приоритетов ставила ценность человеческой личности в смысле необходимой ее свободы, а также защиты, определенного возвышения. Такое всестороннее развитие личности можно трактовать и как признак либерализма, но социал-демократия исходила из намерения утверждать политическими средствами социальную справедливость, что соответствовало ожиданиям и интересам отдельного человека.

Современное лейбористское и германское понимание свободы личности заключается в позиционировании личной ответственности каждого за свою судьбу. Социал-демократы постиндустриального общества полагают ошибочным стремление в прошлом к социальной справедливости как равенству в результатах. Именно глобализация, ее динамичное воздействие на социум, по мнению этой части европейской социал-демократии, помогает человеку стать успешным через развитие собственных усилий, личных достижений и ответственности.

Онтологизация такой социальной философии выражается, например, в провозглашении конца профессионального образования, поскольку оно не может обеспечить шансы на успешное социальное будущее. Постоянное использование возможностей обучения в течение всей жизни представляет собой более серьезную гарантию в глобальном мире.

Вместо политики всеобщего равенства и справедливости в социальной сфере новые ценностные приоритеты (свобода и ответственность) социал-демократов ведут к селективности государственносоциальной поддержки. Это означает помощь по факту нуждаемости, адресность, а не всеобщность на пути поддержания личности. Всеобщим остается только образование.

Безусловно, данный подход существенно отличается от традиционных социал-демократических ценностей, точнее, от путей их реализации. Справедливым для новой социал-демократии становится признание современной социальной реальности в виде глобальных рынков и повышение ответственности и усилий отдельного человека при сохранении минимальных социальных норм.

Такая адаптивность современной социал-демократии соответствует известной формуле Э. Бернштейна о том, что социализм заключается в движении, развитии. Однако очевидно, что трансформации политической культуры социал-демократов в направлении либерализма Э. Бернштейн предвидеть не мог.

Иную версию модернизации предлагают французские социал-демократы. В целом успех Французской социалистической партии связан со стратегией, одновременно учитывающей происходящие изменения во всех областях жизни общества и сохраняющей традиционную для социал-демократии волю социальной справедливости. Парижская декларация, подготовленная французскими социалистами в ответ на стратегию Блэра- Шредера, направлена на социал-демократическое решение проблем глобализирующегося мира.

Прежде всего, в данном документе содержится серьезное опасение по поводу некоторых неконтролируемых последствий глобализации. В частности, речь идет о возрастающем в мире неравенстве, угрозе культурного единообразия, распространении индивидуалистических позиций, противостоящих солидарности общества [8; 9, с. 35].

В отличие от лейбористов и немецкой социал-демократии, адаптирующейся к новой реальности угроз, французская социал-демократия ставит перед собой сложную задачу управления глобализацией для достижения собственных целей.

По существу на рубеже веков возникает ситуация, объективно подтверждающая правоту В. Брандта, оставляя в прошлом и формулу Э. Бернштейна, и концепцию К. Каутского. Сохраняют актуальность стратегичность и политика «малых шагов» В. Брандта, а также основные направления деятельности, обозначенные им на XII конгрессе Социнтерна в Женеве. В целом это борьба за мир, права человека, сглаживание противоречий между Севером и Югом. Более того, именно Вилли Брандту принадлежит мысль о безусловной приоритетности моральных категорий перед материальными. На съезде Социал-демократической партии Германии он заявил: «Люди должны знать: то, что мы делаем, проникнуто чувством совести. В столкновении, которое только начинается, моральные категории будут иметь куда больший вес, чем материальные» [5, с. 121].

Таким образом, задача управления глобализацией, поставленная в Парижской декларации, закрепляет этическую обусловленность социал-демократической деятельности, отвергает прагматизм предложений Блэра-Шредера. В данном документе преобладает устремленность к защите прав личности, а не конъюнктурное упование на свободу и ответственность в условиях нестабильностей и неопределенностей нового мирового порядка. Желание сохранить права людей на образование, здравоохранение, достойную старость, борьба с бедностью и голодом, защита окружающей среды, ведущая роль государства в важнейших сферах жизни общества - все это подчеркивает традиционность и верность ценностям социал-демократии. Среди основных стремлений французских социалистов также следует назвать дух солидарности, демократичность, содействие миру и безопасности.

Существенным в понимании традиционной специфики политической философии социал-демократии является принцип надежды [10, с. 5], заключающейся в том, что при любых обстоятельствах можно и нужно находить благоприятный ответ. Б. Орлов полагает, что в социал-демократии заложено стремление к самоутверждению в жизни, в ней - философия оптимизма. Только здравое понимание причин, по которым в мире происходит добро и зло, обусловливает потребность постоянно изменять соотношение в пользу добра. Именно в силу этого наиболее оптимистичной и продуктивной является позиция французских социалистов, предлагающих изучать глобализацию и научиться обращать ее проявления на пользу человечества.

Главным направлением концептуального обновления современной социал-демократии должен стать этически обоснованный, справедливый, гуманный ответ на вызовы глобализации. Социал-демократы активно занимаются анализом и обсуждением новой ситуации, предлагая концепции, программы на съездах партий и на уровне Социнтерна.

Особого внимания заслуживает концепция немецкого мыслителя Т. Майера, в которой он создает модель будущего социал-демократии в виде шести измерений ее идентичности. Описывая особенности социал-демократического кризиса в Европе, автор показывает неоднозначность происходящих процессов. В частности, в германской социал-демократии присутствует

фрагментарность, и нельзя судить о сущности всей социал-демократии только по одному документу Блэра-Шредера. Речь идет о позиции бывшего председателя Социал-демократической партии Германии О. Лафонтена. В его книге «Сердце бьется слева» представлена серьезная критика мировоззренческого сближения германской социал-демократии с лейбористами. Он полагает, что созданная в XX в. в Европе модель социального государства находится в опасности.

Т. Майер, оценивая состояние социал-демократии как кризисное, предлагает идентифицировать ее по целому ряду признаков. Создание нового политического профиля социал-демократии позволит ей остаться узнаваемой в процессе собственной трансформации, а также устремленной в будущее и способной опираться на большинство.

В социально-экономическом измерении социал-демократия призвана новыми путями отстаивать приоритет политической ответственности перед логикой рынка, базисное социальное обеспечение и занятость. В области экологического измерения следует поддерживать экологически ответственный рост и претворять в жизнь идею общественного развития. В партиципативно-демократическом измерении социал-демократия поставлена перед необходимостью завоевания доверия как защитница новых путей для прямой общественной демократии. В измерении защиты культуры и прав человека социал-демократам предстоит соединить универсальность прав человека и демократии с культурной толерантностью применительно к различным культурным устремлениям к самоутверждению. В измерении равенства и свободы она должна будет выступить в качестве защитницы дифференцированной политики равенства [11, с. 231].

Данная концепция сочетает в себе традиционное понимание социал-демократических ценностей с новыми путями их реализации, учитывая важнейшие вызовы, возникающие в национальных государствах и мировом сообществе.

Литература

1. Бернштейн Э. Проблемы социализма и задачи социал-демократии / Пер. с нем. К.Я. Бутковского. М., 1901.

2. Кочеткова Л.Н. Теория и практика социального государства: социально-философский анализ: Атореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2010.

3. Орлов Б.С. Социал-демократия: история, теория, практика. М., 2005.

4. Задорожнюк Э. Социал-демократия в центральной Европе. М., 2000.

5. Брандт В. Демократический социализм: Статьи и речи. М., 1992.

6. Блэр Т., Шредер Г. Европа: третий путь - новая середина // Социал-демократия перед лицом глобальных проблем. М., 2000.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 4.

8. Вызовы глобализации // Парижская декларация / XXI конгресс Социалистического интернационала. Париж, 1999.

9. Социал-демократия перед лицом глобальных проблем. М., 2000.

10. Орлов Б. Социал-демократы ищут свой ответ на проблемы глобализации // Социал-демократия перед лицом глобальных проблем. М., 2000.

11. Майер Т. Трансформация социал-демократии. Партия на пути в XXI век. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.