Научная статья на тему 'Социал-демократическая идентичность: философско-методологический анализ признаков концептуального обновления'

Социал-демократическая идентичность: философско-методологический анализ признаков концептуального обновления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
386
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / "ТРЕТИЙ ПУТЬ" В СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / "НОВЫЙ ЛЕЙБОРИЗМ" / ПРИНЦИП "СЕЛЕКТИВНОСТИ" / "THE THIRD WAY" IN SOCIAL DEMOCRATIC MOVEMENT / "NEW LABOURISM" / "A SELECTIVITY" PRINCIPLE / SOCIAL DEMOCRACY / GLOBALIZATION / SOCIAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Свиридкина Елена Викторовна

В статье находит освещение проблема перспектив развития европейской социал-демократии. Рассматриваются версии социал-демократического ответа на вызовы глобализации. Выявляются особенности нового социал-демократизма путем сравнительного анализа программных документов социал-демократии Западной Европы «Европа: третий путь, новая середина» и «Парижской декларации». Эти документы выступают за обновление концептуальных оснований социал-демократической идентичности путем отказа от ряда традиционных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DEMOCRATIC IDENTITY: THE FILOSOFSKO-METHODOLOGICAL ANALYSIS OF SIGNS OF CONCEPTUAL UPDATING

In article finds illumination a problem of prospects of development of the European social democracy. Versions of the social democratic answer to globalization calls are considered. Features of new social democratism by the comparative analysis of program documents of social democracy of the Western Europe «Europe come to light: the third way, the new middle» and «the Parisian declaration». These documents support updating of the conceptual bases of social democratic identity by refusal of a number of traditional approaches.

Текст научной работы на тему «Социал-демократическая идентичность: философско-методологический анализ признаков концептуального обновления»

Противоречивость суждений политиков и ученых относительно места социал-демократов в современном мире еще более актуализирует вопрос о возможности констатации усиления социал-демократии в конце XX в. или ее поражения как крупной политической партии в связи с глобализацией.

Социально-философский анализ фактов последнего десятилетия свидетельствует о том, что в Западной Европе социал-демократы, несомненно, являются лидерами социально-политических процессов. Чем обусловлен их успех?

Во-первых, экономическим развитием в национальных и мировых масштабах, совпадающим с теми задачами и проблемами, которые являются главными прежде всего для социал-демократии (научно-технический прогресс, информатизация, экология, экономическая конвергенция).

Во-вторых, усилением роли государства в регулировании рыночных процессов на всех уровнях. Это означает, что складывающиеся условия более благоприятны для социал-демократов по сравнению с неолибералами.

В-третьих, интегративными тенденциями, усиливающими роль социал-демократии в глобализационных процессах, необходимостью аксиологического измерения (обеспечение социальной справедливости и социального партнерства).

В-четвертых, временным отсутствием сильных политических оппонентов. На современном этапе в Европейском союзе правые находятся у власти только в Испании и Ирландии. В Бельгии и Люксембурге они делят власть с социал-демократами. Во Франции и Италии умеренные правые раздроблены, социал-демократия возглавляет правительства этих государств. В Великобритании и Германии главенствующему положению социал-демократов и лейбористов не грозит вызов справа. В целом, западноевропейский левоцентризм находится в благоприятных политических условиях для своего развития и выполнения обещаний, данных избирателям.

В-пятых, растущим в Европе осознанием истинных геополитических причин военной агрессии против Югославии, тесно связанных с неолиберальной моделью глобализации; результаты конгресса Социнтерна в Париже в ноябре 1999 г., фактический провал декабрьской конференции Международной торговой организации в Сиэтле и другие фактологические основания открывают новые перспективы для европейской социал-демократии [1, с. 65].

Усиление социал-демократизма возможно лишь в резком контрасте с рыночным фундаментализмом, принципами неолиберализма и

неоконсерватизма. Именно в таком духе составлен один из центральных документов XXI конгресса Социнтерна 1999 г. «Парижская декларация», который ниже будет рассмотрен подробно.

Однако, несмотря на целый ряд обстоятельств, сохраняющих влияние социал-демократии Западной Европы, как политическая сила данная партия находится в сложной ситуации. С чем это связано? В первую очередь с необходимостью обновления концептуальных оснований социал-демократической политики в условиях глобализации.

Европейские социал-демократы осознают, что в настоящее время формируется совершенно новый мир, в котором мобильность капиталов становится тотальной и неконтролируемой, возрастает вес транснациональных предприятий, увеличивается скорость информационного общения владельцев капиталов. Обостряется неравенство, а безработица достигает неприемлемых размеров (в Европейском союзе она охватывает 20 млн человек). Возникают и новые проблемы, касающиеся соотношения экологии и экономики, критериев нового экономического развития; особенностей многокультурного общества, его индивидуализации и дифференциации, утраты национальногосударственного суверенитета. В свете новых вызовов обесцениваются такие традиционные для успешной социал-демократической политики направления, как экономическая политика, нацеленная на занятость и приоритет проектов, ориентированных на перераспределение и социальную политику. Приходя к власти, социал-демократы вынуждены проводить сложную политику соотнесения правил свободного рынка и политической ответственности, социального обеспечения и экономического прогресса.

Кризис кейнсианства, теоретической модели социал-демократической политической деятельности, является следствием глобализации. Дальнейшее развитие современного социал-реформизма также тесно связано с развитием глобализма. Процессы мирового масштаба поставили западноевропейский левоцентризм в ситуацию, когда в связи с глобальными сдвигами углубляются старые проблемы, а для решения новых необходимы обновление основ социал-демократии и разработка новых политических стратегий. Важно подчеркнуть, что эти модернизационные процессы в социал-демократическом движении не должны отрицать традиционные социал-демократические ценности: свободу, справедливость, солидарность, равенство, демократию. Приоритет справедливости как основной признак социал-демократии сохраняет свою востребованность особенно в условиях существенной потребности общества в антропологизации глобализации.

Претендуя на свое место в политических глобализационных процессах, социал-демократия стремится осуществить «третий путь», синтезирующий предшествующие идейные концепции. Различные подходы к пониманию «третьего пути» в современном социал-демократическом движении связаны с оценкой глобализации, а именно с тем, основан ли нынешний этап ее развития на принципиально новых характеристиках или происходит, главным образом, скачок ее количественных показателей. В первом случае для социал-демократов открывается возможность для безальтернативной неолиберальной интерпретации глобализации, во втором - возможность предложить иные варианты на основе опыта применения разных моделей управления ее последствиями.

Как уже было отмечено, итоги глобализации оцениваются противоречиво. Наличие ряда положительных сторон (доступ к современным технологиям, информационным базам данных, мировым финансовым ресурсам и т.д.) в современной модели глобализации оборачивается и массой негативных

последствий. Разрыв между постиндустриальными, индустриальными и развивающимися странами растет. Принцип открытых рынков в реальности служит интересам меньшинства человечества. Способность современных социал-демократических партий ответить на эти вызовы зависит от их развития в рамках «третьего пути».

Феномен «третьего пути» имеет давнюю историю. После Второй мировой войны европейская социал-демократия в политике занимает позиции демократического социализма и «смешанной экономики». В этом варианте «третий путь» предполагает конвергенцию социалистической и капиталистической модели развития.

Совершенно иную интерпретацию «третьего пути» с середины 1990-х гг. вводят британский премьер-министр Тони Блэр и президент США Билл Клинтон. Суть их позиции заключается в том, что в условиях исчерпанности коммунизма («реального социализма» ) настало время перейти от споров между государственниками и антигосударственниками, капиталистами и антикапиталистами к поиску оптимальной модели функционирования рыночной системы в условиях глобализации. С этого времени «третий путь» стал трактоваться как поиск альтернатив развития в рамках рыночной организации национальной и глобальной экономики.

Таким образом, «третий путь» - это модернизированная идеология социал-демократов, признающая базовые ценности либеральной демократии, но проявляющая большую или меньшую оппозиционность неолиберальному проекту 90-х гг. XX в. Подразумевается, с одной стороны, отказ от значительной части своего левого опыта, а с другой, заявляется претензия на реформы в рамках глобализирующегося рыночного хозяйства. Основная часть сторонников «третьего пути» разделяет эту идейную направленность, но с той разницей, что одни из них (в Англии) ориентируются на модернизированный вариант англосаксонской рыночной модели, а другие (континентальная Европа) защищают традиции социального рынка и неокейнсианства [2, с. 94-127].

Итак, в 80-90-е гг. XX в. в теории и практике социал-демократии Европы произошли серьезные сдвиги. Новейшие обновленческие тенденции выразились в формировании «нового лейборизма» в Англии, партии «новой середины» в Германии, концепции «либерального социализма» в Италии и др. Современная трактовка «третьего пути» претендует на преодоление негативных аспектов как «первого пути» - неолиберализма, так и второго - традиционного «старого» кейнсианского социал-демократизма.

Для выявления особенностей нового социал-демократизма и его политического значения, для утверждения человеческого измерения глобализации представляется необходимым сравнительный политологический анализ двух программных документов социал-демократии Западной Европы -«Европа: третий путь, новая середина», подписанного Тони Блэром и Герхардом Шредером в июне 1999 г., и «Парижская декларация», принятая XXI конгрессом Социнтерна в ноябре 1999 года [3, с. 35-52, 88-106].

Эти два центральных для новой социал-демократии документа имеют одно общее предназначение - обосновать социал-демократический ответ на вызовы глобализации в рамках «третьего пути». Признавая исчерпанность традиционной социал-демократической политики, западноевропейские социал-демократы выступают за создание социальной жизнеспособной модели рынка. Таким образом, обновление концептуальных оснований социал-демократической идентичности происходит не на основе конвергенции (сближения черт социализма и капитализма) и кейнсианства, а в плане отказа (в большей или меньшей степени) от ряда своих традиционных подходов, которые стали неэффективны в новых условиях, в контексте разработки новых форм и борьбы с опасностями и рисками неолиберальной глобализации.

Однако предметное рассмотрение приоритетных положений двух программных документов обнаруживает целый ряд серьезных отличий, что свидетельствует о существовании различных политических течений в самом западноевропейском социал-демократизме. Эта неоднородность партийнополитических позиций связана с различными оценками феномена глобализации и методов воздействия на нее.

Близкими оказываются взгляды канцлера Германии Герхарда Шредера и премьер-министра Великобритании Тони Блэра в их совместной декларации, в которой, по существу, заявлена позиция правого крыла европейской социал-демократии. Приоритетными в документе являются тезисы о мировых интеграционных процессах, благах глобализации, призывы к свободе торговли, гибкому рынку рабочей силы, открытой экономике.

Постулируется тезис о том, что современная социал-демократия вновь обрела признание только по той причине, что, сохраняя свои традиционные ценности, она приступила к заслуживающему доверия обновлению проектов будущего и к модернизации своих программ. Популярность социал-демократии возрастает, по мнению авторов документа, еще и потому, что она выступает не только за социальную справедливость, но также и за динамичную экономику, за освобождение творческих сил и инновационное политическое поведение. Речь идет о социал-демократии постиндустриального общества [4, с. 88].

Называя свою концепцию общественных перемен «третий путь» для Великобритании и «новая середина» для Германии, Т. Блэр и Г. Шредер выдвигают в ней на первое место личную ответственность. Авторы документа подчеркивают, что в прошлом стремление к развитию социальной справедливости воспринималось социал-демократами ошибочно - как требование равенства в результатах. Мир динамичной глобализации и научного прогресса дает, по их мнению, шанс социал-демократам повысить значимость собственных усилий человека, ответственности, личных достижений и творчества, которые ранее игнорировались.

В целом, «новый лейборизм» заключается в признании необходимости глобальных рынков при сохранении минимальных социальных норм. Данный вывод справедлив в том смысле, что новые лейбористы способствуют распространению мышления, ориентированного на эффективность,

конкурентоспособность, повышение производительности посредством

снижения государственных расходов и приспособления системы социальных гарантий к новым условиям. Их политика ориентируется, прежде всего, на людей, которые живут и самостоятельно справляются со своими проблемами в условиях постоянно изменяющегося общества.

В данном контексте интересна позиция Р. Дарендорфа, позволяющая судить об идентификационных переменах современного лейборизма. Он полагает, что западноевропейскую социал-демократию разделяет сегодня термин «гибкость», постулируемый сторонниками «третьего пути». Старые лейбористы видят в гибкости снижение уровня безопасности, неопределенность и поэтому придерживаются старых ценностей. Новые лейбористы делают акцент на новых возможностях для личной инициативы, следуя которым люди могут самостоятельно повысить свое благосостояние, справиться с новыми вызовами. В итоге, заключает Р. Дарендорф, «третий путь» является привлекательным только для тех, кто не чувствует никакой угрозы для себя и извлекает пользу из меняющихся условий производства. В связи с этим ученый отмечает надуманность и некую элитарность данной концепции, привлекающей широкое внимание только вкупе с евангелическими методами коммуникаций [5, с. 131].

По сути, данный модернизационный проект сближает современную западноевропейскую социал-демократию с либерализмом. Государству, например, отводится роль создателя условий для предприимчивости. Его главная задача - помогать людям вести самостоятельную деятельность -тождественна той роли, которую отводят государству сторонники либерального социализма. В целом, все идеи либерального социализма (ограничение функций государства в решении социальных проблем, важность развития рыночных отношений, конкуренции, частной инициативы, свободы индивида и др.) полностью нашли отражение в представленном общественности документе Блэра-Шредера.

Оценивая тенденцию политической институционализации социал-демократии, следует высказать существенное опасение. Принятие либеральных ценностей как приемлемых ориентиров развития не является ответом на риски и вызовы глобализации в духе социал-демократии, а лишь предлагает путь ее адаптации к переменам в мире.

Приведем такой пример. Бесспорно обстоятельство, что социал-демократия всегда выступала за социальное обеспечение и защиту труда. При этом защита трудовых слоев населения заключалась в обеспечении занятости, гарантировании минимума оплаты, установлении определенного количества часов рабочего времени.

В новом программном документе Тони Блэра и Герхарда Шредера говорится о том, что такого рода политика не может продолжаться в постиндустриальном обществе. Главное направление деятельности новых социал-демократов должно заключаться в гарантировании не работы, а образования, возможности получать новые профессии. Авторы обозначают главное изменение в новой социал-демократической политике на рынке труда. В частности, отмечается,

что уже не может быть одного-единственного места работы на всю жизнь - это прошлое; однажды полученное образование не обеспечивает шансов на будущее: доступ к образованию и использование возможностей обучения в течение всей жизни представляют собой важнейшие формы гарантий в современном мире [4, с. 92, 98]. Что касается социального обеспечения, то сторонники либерального социализма предлагают вместо всеобщего равенства в таких областях социальной политики, как медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, пособия многодетным, ввести принцип «селективности». Этот метод означает помощь только тем, кто действительно нуждается в ней.

В целом, существенные изменения в программе и политике современной социал-демократии, для которых характерен сдвиг в сторону либерализма, затронули позиции лишь части социал-демократов Западной Европы, что в значительной степени отражает потребности лейбористской партии. Добавим, что определенная часть членов Социал-демократической партии Германии, поддерживающая политику Герхарда Шредера, также стоит на позициях либерального социализма.

Совершенно иную версию социал-демократического ответа на вызовы глобализации представляет собой «Парижская декларация». В ней содержится негативная оценка существующей модели глобализации, опирающейся на принципы неолиберализма. Именно в данном документе левое крыло европейской социал-демократии подтверждает свою верность традиционному социал-демократическому подходу. Сходную теоретическую направленность имеет и документ Жоспена, подготовленный президиумом Французской социалистической партии в ответ на программу Блэра-Шредера.

В чем суть этого подхода? На протяжении всей своей истории социал-демократам приходилось постоянно учитывать происходящие изменения в социальной, политической, экономической и культурной областях. Однако они приспосабливались к изменениям, не отказываясь от своей политической воли к справедливости, составляющей социал-демократическую идентичность.

В эпоху таких глубоких изменений, как глобализация, социал-демократы вновь сталкиваются с вопросами, касающимися их собственной идентичности. Традиционный социал-демократический подход к проблемам глобализирующегося мира как раз и заключается в сохранении справедливости как главной ценности социал-демократии. Декларация, во-первых, содержит крайнюю озабоченность последствиями неконтролируемого процесса глобализации, ведущими к неравенству, конфликтам, недоверию и неуверенности во всех частях планеты. Огромную тревогу выражают лидеры социал-демократических партий в связи с «усилением неравенства между государствами», «угрозой утраты культурного разнообразия обществ»,

«развитием раздробленного индивидуализма» [6; 7, с. 35]. Признавая в целом отсутствие в своем политическом и идеологическом арсенале средств для сохранения собственной идентичности, социал-демократия заявляет о твердом

намерении и обязательстве достичь своих целей в любых условиях, даже если для этого придется выполнять сложнейшую задачу управления глобализацией.

Во-вторых, в качестве конкретных предложений разрабатываются проекты создания новой экономической и финансовой системы, а также нового международного порядка. Основными направлениями реформирования являются следующие: создание многосторонних эффективных инструментов управления и разрешения конфликтов; реформа ООН и Совета Безопасности по увеличению числа постоянных членов; требование некоторых изменений в организациях типа МВФ, Мирового Банка и Мировой Торговой Организации с целью усиления контроля и прозрачности сделок; борьба с экономическими преступлениями и международной торговлей наркотиками, терроризмом и распространением оружия массового поражения. Таким образом, ведущими принципами изменений должны быть демократичность, регулируемость, мир и безопасность.

В-третьих, центральным для декларации выступает положение о необходимости политической ответственности и ключевой роли государства в борьбе с неолиберальным фундаментализмом. Данная идея противостоит предложениям Тони Блэра и Герхарда Шредера о свободе торговли и открытой экономике без вмешательства государства. В Парижской декларации содержится настойчивое стремление защитить право человека на образование, здравоохранение, достойную старость, чистую окружающую среду, бороться с бедностью и голодом, восстановить определяющую роль государства в регулировании транспортной, энергетической, телекоммуникационной и других важных структур. Напомним, что в документе Блэра-Шредера социал-демократическая политика в таких важнейших для общества областях (кроме образования) находится в зависимости от принципа селективности. Сохраняется аксиологическая установка на справедливость в новую эпоху капитализма и в теоретических построениях французских социалистов. Для них «модерн неотделим от аутентичности, т.е. от верности ценностям», и в связи с этим Л. Жоспен считает необходимым сузить влияние рынка, восстановить полную занятость, гарантировать социальную защиту и в то же время поощрять модернизированное государство.

Компаративный анализ центральных программных документов современной западноевропейской социал-демократии фиксирует совершенно различные по содержанию процессы ее обновления в связи с кризисом традиционных социал-демократических подходов. Основополагающие идеи и принципы политики социал-демократов Западной Европы пересматриваются, но на разных концептуальных основах. Каждая из попыток обновления представляет обоснование новой стратегии политической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.