Социология
Георгий АНТОНОВ
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В статье представлены результаты социологического исследования факторов демографической социализации детей в возрасте 7-12 лет. Обосновывается вывод о необходимости целенаправленного воздействия со стороны государства на процесс формирования демографических установок.
The article presents results of the sociological study devoted to demographic socialization of children aged 7-12 years. The author concludes that the direct state regulation of the demographic attitudes forming is necessary.
Ключевые слова:
социальные установки, демографическая политика, демографическая социализация, воспроизводство населения; social attitudes, population policy, demographic socialization, reproduction of population.
Развитие теоретических концепций феномена социальных установок имеет в социологии достаточно давние тради -ции. Демографические установки подразделяются на уста -новки брачно - семейные, репродуктивные и самосохранительные (установки на поддержание индивидуального здоровья), которые регулируют индивидуальное поведение в соответствующих сфе -рах. Массовая реализация типизированных социальных устано -вок в сфере брака и семьи, деторождения и поддержания здоро вья категориями населения активного репродуктивного возраста формирует конкретный тип демографического воспроизводства на изучаемой территории (суженное, простое или расширенное) и определяет текущую направленность основных демографических процессов (рождаемости, смертности, брачности и разводимо -сти).
Под государственной демографической политикой будем пони -мать систему долгосрочных мероприятий, которая в зависимости от существующей в стране или ее отдельном регионе демографи ческой ситуации должна способствовать исправлению либо под держанию последней. Общеизвестно, что демографическая ситуа -ция в современной России характеризуется как крайне негативная по целому ряду показателей (рождаемость, смертность, брачность, разводимость, средняя ожидаемая продолжительность жизни, число абортов, показатели здоровья населения и др.), несмотря на ее заметное улучшение в последние 10—15 лет. Режим воспроиз -водства населения в нашей стране и в настоящее время продол жает оставаться выраженно суженным, хотя и не в такой степени, как, скажем, в 90 -х гг. прошлого столетия1. Указанные негативные демографические процессы и тенденции являются результатом массовой реализации соответствующих установок.
Для подавляющего большинства специалистов в области соци ологии семьи и демографии давно уже очевидно, что никакие социально - экономические или политические меры не в состоянии существенно улучшить демографическую ситуацию. Они могут быть только фоном и неплохим подспорьем для такого улучшения, но как самостоятельные и самодостаточные регуляторы демогра
1 Демографический ежегодник России — 2010 : статистический сборник. — M. : Росстат, 2010.
АНТОНОВ
Георгий
Вячеславович — к.соц.н., доцент; доцент кафедры социологии ВолГУ antonovgv@mail.ru
фического поведения совершенно не годятся. Особенно это касается такого ключевого показателя демографических процессов, как уровень рождаемости. Например, если у семьи существует уста -новка на рождение двоих детей, а в данный момент есть только один, то повышение уровня жизни или улучшение жилищ -ных условий вполне способны привести к появлению (в т.ч. усыновлению/удочерению) еще одного ребенка. Однако даже многократное увеличение доходов или занимаемой жилплощади, а также любые другие социально - экономические меры не в состоянии сделать такую семью многодетной.
То же самое касается и других состав -ляющих демографического поведения, в т.ч. самосохранительного. Ошибочно полагать, что среднестатистический современный человек хочет быть здоро вым. Он хочет хорошо себя чувствовать здесь и сейчас, а это далеко не одно и то же. Первое означает систематические и планомерные усилия по поддержанию собственного здоровья, включающие в себя правильный режим питания, труда, сна и отдыха, двигательной активности и т.п. Второе — в основном немедленное снятие любых неприятных симптомов, устранение вызванного ими диском форта без учета возможных негативных последствий подобного поведения для здоровья, причем в современном обще стве заметно выражена тенденция пере кладывать ответственность за свое здо ровье на систему здравоохранения при полном отсутствии собственных усилий в этом направлении.
Поэтому меры государственной демо -графической политики должны быть направлены в первую очередь на формирование таких брачно-семейных, репродуктивных и самосохранительных установок, массовая реализация которых приводила бы к улучшению демографи ческой ситуации, приостановке депопу ляционных тенденций. Однако изменить демографические установки взрослого человека достаточно сложно, поскольку они складываются в процессе социализа ции с раннего детства и к началу реали -зации индивидуальных брачно семейных планов оказываются уже практически полностью сформированными. Гораздо более эффективно, хотя и существенно дольше, способствовать формированию
положительных демографических уста новок у подрастающих поколений или хотя бы препятствовать появлению отри цательных. Последнее на практике озна чает меры, способные оградить поколе ния, которым через 10—15 лет предстоит вступить в активный репродуктивный возраст, от воздействия таких каналов и агентов социализации, которые навязы вают образцы и стереотипы деструктив ного брачно семейного, репродуктив ного и самосохранительного поведения.
При этом исследования факторов, каналов и механизмов демографической социализации, несмотря на всю их акту альность, сейчас крайне редки1. В тече -ние 2012—13 гг. под руководством автора настоящей статьи проводится аналити -ческое социологическое исследование, направленное на выявление сравнитель ной направленности (положительные — отрицательные) и интенсивности (силь ные — слабые) основных социальных фак -торов формирования брачно - семейных, репродуктивных и самосохранительных установок среди категорий населения, ответственных за воспроизводство поко -лений в настоящее время, а также в бли жайшей и среднесрочной перспективе.
Одним из этапов указанного исследо -вания выступил социологический опрос родителей, имеющих детей в возрасте 7—12 лет, на предмет выявления основ -ных агентов и каналов демографической социализации. Кроме того, целью опроса было измерение демографических уста -новок самих родителей, а также под -готовка к следующему этапу данного исследования — анализу содержания той информации, которую транслируют детям в возрасте 7—12 лет наиболее зна -чимые каналы и агенты социализации, для выявления норм, образцов и стерео типов демографического поведения — как положительных, так и отрицательных. Например, дети и подростки могут посто -янно смотреть некий популярный дет -ский/молодежный телесериал. Тогда на следующем этапе посредством контент
1 Римашевская Н. М., Кондратьев Ф. В., Анто -нов А.И., Маркова Н. Е. Телепроект «Дом - 2»: экспертное исследование // Народное образование, 2008, № 5, с. 268-274; Смирнов В.В. Формирование культуры здоровья молоде -жи в контексте социально -культурного подхода // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского, 2011, № 2, с. 216-221.
анализа передаваемой с его помощью информации будет сделано заключение о положительном, нейтральном или отри цательном воздействии данного сериала на формирование демографических уста новок его целевой аудитории.
Опрос проводился на территории Волгоградской обл., тип выборки -случайная, многоступенчатая, объем
— 565 чел., ошибка выборки не пре -вышает 5% при уровне доверия 0,95. Демографические установки родителей, имеющих детей в возрасте 7—12 лет, оказа -лись в целом такими же, какими их пока -зывает большинство социологических исследований по аналогичной тематике, проводимых на территории Российской Федерации за последние 2 десятилетия, в т.ч. и автором настоящей статьи. Это еще раз доказывает устойчивость и боль шую инерционность в эволюции норм демографического поведения (особенно репродуктивного), изменить которые не в состоянии никакие меры социально -экономического воздействия. Поэтому подробно анализировать значения этих установок (например, индексов «предпо -читаемого» числа детей) в рамках данной статьи не имеет смысла: никаких неожи -данных результатов обнаружено не было.
Наиболее значимым агентом социа -лизации для ребенка в возрасте 7—12 лет является семья. В частности, 86,2% респондентов отметили, что общаются со своим ребенком по несколько часов в день, а 48,2% указали, что помимо них с ребенком по несколько часов в день общаются и другие родственники, при чем в основном это бабушка/дедушка или брат/сестра. Следовательно, самостоя -тельным агентом социализации ребенка правильно считать не родителей (и, тем более, одного из них), а семью, т.е. двоих и более человек, связанных родством или свойством, проживающих в одном жилище и имеющих общий бюджет. Если внимательно проанализировать демогра -фические установки опрошенных нами родителей, имеющих детей в возрасте 7—12 лет, которые они в процессе социа лизации передают своим детям, то совре менную семью в качестве фактора именно демографической социализации можно оценить, как это ни парадоксально, как сильный негативный.
Например, на вопрос: «Как Вы дума -ете, сколько лучше всего сейчас иметь
детей обычной российской семье с уче -том всех реальных условий?» — средняя арифметическая ответов составила 1,63, и именно такие репродуктивные уста новки они передадут своим детям. Это означает дальнейшее развитие депопуля -ции в нашей стране, поскольку в лучшем случае детей у нынешнего поколения 7—12 -летних будет столько же, сколько у поколения их родителей, а скорее всего и меньше, поскольку тенденция снижения детности семей в каждом последующем поколении наблюдается в России уже не менее 100 лет. Как показали глубинные интервью с родителями детей указанного возраста (которые также являлись одним из этапов нашего исследования), боль шинство родителей сейчас ориентируют своих детей, в т.ч. девочек (будущих мате -рей) на развитие способностей, индиви -дуальные достижения, интеллектуальное развитие и в существенно меньшей сте пени — на брак, семью, деторождение и здоровый образ жизни. Основной прин -цип воспитания детей и подростков в со -временной России такой: «сначала учеба и карьера, потом семья», причем по отно -шению к детям любого возраста и пола.
Следующим по значимости фактором социализации детей в возрасте 7—12 лет является телевидение, поскольку 65,3% из них смотрят телевизор по несколько часов в день. В этой связи чрезвычайно важно проанализировать, что именно дети и подростки смотрят по телевизору и какие образцы демографического пове дения содержатся в транслируемой для них телепродукции. Наиболее популяр ными телеканалами среди рассматривае мой аудитории оказались СТС и ТНТ (их чаще всего смотрят 29,2% и 17,9% детей соответственно). Далее в порядке убыва -ния популярности следуют «Карусель» и «Дисней» (указанные каналы чаще всего смотрят соответственно 11,7% и 8,5% детей 7—12 лет). Любые другие телека -налы чаще всего смотрят не более 1—2% рассматриваемой аудитории. Если же считать не только тех, кто смотрит какой либо канал чаще всего, а и всех тех, кто вообще его смотрит, то наиболее попу лярным телеканалом среди детей все равно остается СТС (52,7%), а далее сле -дуют ТНТ (33,7%), «Карусель» (18,8%), «Дисней» (17,7%) и «Россия -1» (10,6%).
Большинство детей смотрят телеви -зор в среднем по 2 часа в день, причем в
основном с 18 до 20, с 19 до 21 или с 20 до 22 часов. Выборочный контент анализ содержания передач указанных каналов в период с 18.00 до 22.00 с точки зрения воз -действия на формирование демографи -ческих установок у детей 7—12 лет показал следующие результаты: СТС — нейтраль ное воздействие (ни положительное, ни отрицательное), ТНТ — отрицательное, «Карусель» — нейтральное, «Дисней» — отрицательное, «Россия -1» — отрицатель -ное. Ни один фильм, сериал, мультфильм, телепередача, музыкальный клип и т.п., который дети смотрят сколько нибудь регулярно, не ориентирует их на пожиз ненный брак, средне или многодетную семью, здоровый образ жизни (посеще ние фитнес клубов героями фильмов и сериалов как элемент их успешного жиз ненного стиля и прочие имиджевые вещи мы в расчет не берем). Исходя из выше -сказанного, мы оцениваем телевидение в качестве фактора демографической социализации подрастающих поколений как сильный негативный.
Наконец, еще одним фактором социа -лизации детей, попадающим в «сильную» группу, является компьютер, в частности Интернет. Так, 61,2% респондентов ука -зали, что их ребенок проводит за ком -пьютером более 1 часа в день. При этом 71,1% детей играют в компьютерные игры; 13,5% общаются в социальных сетях («Одноклассники» — 32,9% общего числа общающихся в социальных сетях, «В контакте» — 20,2%, остальные соци альные сети — 1—2% или менее); 8,9% используют компьютер для учебы; 4,6% проводят время в Интернете помимо социальных сетей.
Выборочный контент анализ содержа ния наиболее популярных компьютер ных игр и информации, передаваемой и получаемой детьми через социальные сети, показал следующий характер их воздействия на процесс демографической социализации: игры - «стрелялки» — отри -цательное воздействие, «гонки» — ней тральное, «логические» — нейтральное, «симуляторы» — отрицательное, «игры для детей» — нейтральное, «ферма» — ней тральное, «ролевые/RPG» — отрицатель -ное; социальные сети «Одноклассники»
— нейтральное воздействие, «В контакте»
— отрицательное. Ни один вид деятель -ности за компьютером у детей в возрасте 7—12 лет не оказывает положительного
воздействия на формирование таких брачно- семейных, репродуктивных и самосохранительных установок, массо вая реализация которых обеспечила бы в перспективе улучшение демографи ческой ситуации в нашей стране. В этой связи мы оцениваем компьютер, вклю -чая Интернет, в качестве фактора демо графической социализации как сильный негативный.
Таким образом, все 3 фактора демогра фической социализации детей (семья, телевидение и компьютер, включая Интернет), попадающие в группу фак торов с сильным воздействием, имеют выраженную негативную направлен ность. Именно вокруг них в первую оче редь должны быть сформированы долго срочные мероприятия государственной демографической политики, направлен ные на преодоление или хотя бы сниже ние темпов депопуляции в нашей стране. Но если в сферу семейного воспитания и социализации детей вмешательство госу -дарства либо недопустимо, либо делать это нужно очень осторожно и в самых крайних случаях, то максимально жест кая политика государства в отношении двух других «сильных» факторов демогра -фической социализации не только воз -можна, но и крайне необходима. Без этого любые другие меры демографической политики, имеющие целью снижение депопуляции, будут неэффективными. Только целенаправленное формирова-ние положительных брачно - семейных, репродуктивных и самосохранитель ных установок, подкрепленное мерами социально экономического характера, способно обратить вспять негативные демографические тенденции.
Прочие социальные факторы фор мирования демографических устано вок детей в возрасте 7—12 лет относятся либо к группе факторов со средним (уме ренным) воздействием (как, например, книги или музыкальная продукция), либо к группе со слабым воздействием (религия, система образования, кинотеа тры, разнообразные культурные учрежде -ния, радио и ряд других). При этом воз действие книг на основании выборочных результатов контент анализа мы оцени ваем как умеренное нейтральное, а воздей -ствие музыкальной продукции — как умеренное негативное. Поэтому меры госу -дарственной демографической политики
в том понимании, которое изложено в данной статье, должны быть направлены и на современную популярную музыку с целью ограничения при необходимости ее воздействия на подрастающие поколе ния. Из группы факторов со слабым воз -действием на процесс демографической социализации кинотеатры и радио мы относим к отрицательным, а театры, музеи, выставки и прочие культурные учреждения, а также систему образова ния — к нейтральным.
Единственным фактором выраженной положительной направленности как среди «слабой» группы, так и среди всех факторов вообще является рели гия. Респонденты, которые соблюдают основные религиозные обычаи, обряды и традиции, включая посты, демонстри руют более высокие значения предпочи таемого числа детей в семье. Они в мень -шей степени ориентированы на возмож ное расторжение брака и в существенно
меньшей — на аборты, а также несколько ответственнее относятся к своему здоро -вью по сравнению с теми, кто не соблю -дает регулярно хотя бы посты. Причем эта зависимость наблюдается примерно одинаково и у православных, и у мусуль -ман (представительство других конфес сий в выборке оказалось недостаточным для межгрупповых сравнений в силу их малочисленности на территории Волгоградской обл.). Поэтому государ -ству следует стимулировать и поощрять влияние института религии на процесс социализации детей и подростков хотя бы в части формирования у них демогра фических установок.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований №12-13-34000«Социальные факторы формирования демографических установок населения».