Научная статья на тему 'Демографические установки населения как объект государственной демографической политики'

Демографические установки населения как объект государственной демографической политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
519
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ / SOCIAL ATTITUDES / POPULATION POLICY / DEMOGRAPHIC SOCIALIZATION / REPRODUCTION OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антонов Георгий Вячеславович

В статье представлены результаты социологического исследования факторов демографической социализации детей в возрасте 7–12 лет. Обосновывается вывод о необходимости целенаправленного воздействия со стороны государства на процесс формирования демографических установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents results of the sociological study devoted to demographic socialization of children aged 7–12 years. The author concludes that the direct state regulation of the demographic attitudes forming is necessary.

Текст научной работы на тему «Демографические установки населения как объект государственной демографической политики»

Социология

Георгий АНТОНОВ

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В статье представлены результаты социологического исследования факторов демографической социализации детей в возрасте 7-12 лет. Обосновывается вывод о необходимости целенаправленного воздействия со стороны государства на процесс формирования демографических установок.

The article presents results of the sociological study devoted to demographic socialization of children aged 7-12 years. The author concludes that the direct state regulation of the demographic attitudes forming is necessary.

Ключевые слова:

социальные установки, демографическая политика, демографическая социализация, воспроизводство населения; social attitudes, population policy, demographic socialization, reproduction of population.

Развитие теоретических концепций феномена социальных установок имеет в социологии достаточно давние тради -ции. Демографические установки подразделяются на уста -новки брачно - семейные, репродуктивные и самосохранительные (установки на поддержание индивидуального здоровья), которые регулируют индивидуальное поведение в соответствующих сфе -рах. Массовая реализация типизированных социальных устано -вок в сфере брака и семьи, деторождения и поддержания здоро вья категориями населения активного репродуктивного возраста формирует конкретный тип демографического воспроизводства на изучаемой территории (суженное, простое или расширенное) и определяет текущую направленность основных демографических процессов (рождаемости, смертности, брачности и разводимо -сти).

Под государственной демографической политикой будем пони -мать систему долгосрочных мероприятий, которая в зависимости от существующей в стране или ее отдельном регионе демографи ческой ситуации должна способствовать исправлению либо под держанию последней. Общеизвестно, что демографическая ситуа -ция в современной России характеризуется как крайне негативная по целому ряду показателей (рождаемость, смертность, брачность, разводимость, средняя ожидаемая продолжительность жизни, число абортов, показатели здоровья населения и др.), несмотря на ее заметное улучшение в последние 10—15 лет. Режим воспроиз -водства населения в нашей стране и в настоящее время продол жает оставаться выраженно суженным, хотя и не в такой степени, как, скажем, в 90 -х гг. прошлого столетия1. Указанные негативные демографические процессы и тенденции являются результатом массовой реализации соответствующих установок.

Для подавляющего большинства специалистов в области соци ологии семьи и демографии давно уже очевидно, что никакие социально - экономические или политические меры не в состоянии существенно улучшить демографическую ситуацию. Они могут быть только фоном и неплохим подспорьем для такого улучшения, но как самостоятельные и самодостаточные регуляторы демогра

1 Демографический ежегодник России — 2010 : статистический сборник. — M. : Росстат, 2010.

АНТОНОВ

Георгий

Вячеславович — к.соц.н., доцент; доцент кафедры социологии ВолГУ antonovgv@mail.ru

фического поведения совершенно не годятся. Особенно это касается такого ключевого показателя демографических процессов, как уровень рождаемости. Например, если у семьи существует уста -новка на рождение двоих детей, а в данный момент есть только один, то повышение уровня жизни или улучшение жилищ -ных условий вполне способны привести к появлению (в т.ч. усыновлению/удочерению) еще одного ребенка. Однако даже многократное увеличение доходов или занимаемой жилплощади, а также любые другие социально - экономические меры не в состоянии сделать такую семью многодетной.

То же самое касается и других состав -ляющих демографического поведения, в т.ч. самосохранительного. Ошибочно полагать, что среднестатистический современный человек хочет быть здоро вым. Он хочет хорошо себя чувствовать здесь и сейчас, а это далеко не одно и то же. Первое означает систематические и планомерные усилия по поддержанию собственного здоровья, включающие в себя правильный режим питания, труда, сна и отдыха, двигательной активности и т.п. Второе — в основном немедленное снятие любых неприятных симптомов, устранение вызванного ими диском форта без учета возможных негативных последствий подобного поведения для здоровья, причем в современном обще стве заметно выражена тенденция пере кладывать ответственность за свое здо ровье на систему здравоохранения при полном отсутствии собственных усилий в этом направлении.

Поэтому меры государственной демо -графической политики должны быть направлены в первую очередь на формирование таких брачно-семейных, репродуктивных и самосохранительных установок, массовая реализация которых приводила бы к улучшению демографи ческой ситуации, приостановке депопу ляционных тенденций. Однако изменить демографические установки взрослого человека достаточно сложно, поскольку они складываются в процессе социализа ции с раннего детства и к началу реали -зации индивидуальных брачно семейных планов оказываются уже практически полностью сформированными. Гораздо более эффективно, хотя и существенно дольше, способствовать формированию

положительных демографических уста новок у подрастающих поколений или хотя бы препятствовать появлению отри цательных. Последнее на практике озна чает меры, способные оградить поколе ния, которым через 10—15 лет предстоит вступить в активный репродуктивный возраст, от воздействия таких каналов и агентов социализации, которые навязы вают образцы и стереотипы деструктив ного брачно семейного, репродуктив ного и самосохранительного поведения.

При этом исследования факторов, каналов и механизмов демографической социализации, несмотря на всю их акту альность, сейчас крайне редки1. В тече -ние 2012—13 гг. под руководством автора настоящей статьи проводится аналити -ческое социологическое исследование, направленное на выявление сравнитель ной направленности (положительные — отрицательные) и интенсивности (силь ные — слабые) основных социальных фак -торов формирования брачно - семейных, репродуктивных и самосохранительных установок среди категорий населения, ответственных за воспроизводство поко -лений в настоящее время, а также в бли жайшей и среднесрочной перспективе.

Одним из этапов указанного исследо -вания выступил социологический опрос родителей, имеющих детей в возрасте 7—12 лет, на предмет выявления основ -ных агентов и каналов демографической социализации. Кроме того, целью опроса было измерение демографических уста -новок самих родителей, а также под -готовка к следующему этапу данного исследования — анализу содержания той информации, которую транслируют детям в возрасте 7—12 лет наиболее зна -чимые каналы и агенты социализации, для выявления норм, образцов и стерео типов демографического поведения — как положительных, так и отрицательных. Например, дети и подростки могут посто -янно смотреть некий популярный дет -ский/молодежный телесериал. Тогда на следующем этапе посредством контент

1 Римашевская Н. М., Кондратьев Ф. В., Анто -нов А.И., Маркова Н. Е. Телепроект «Дом - 2»: экспертное исследование // Народное образование, 2008, № 5, с. 268-274; Смирнов В.В. Формирование культуры здоровья молоде -жи в контексте социально -культурного подхода // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского, 2011, № 2, с. 216-221.

анализа передаваемой с его помощью информации будет сделано заключение о положительном, нейтральном или отри цательном воздействии данного сериала на формирование демографических уста новок его целевой аудитории.

Опрос проводился на территории Волгоградской обл., тип выборки -случайная, многоступенчатая, объем

— 565 чел., ошибка выборки не пре -вышает 5% при уровне доверия 0,95. Демографические установки родителей, имеющих детей в возрасте 7—12 лет, оказа -лись в целом такими же, какими их пока -зывает большинство социологических исследований по аналогичной тематике, проводимых на территории Российской Федерации за последние 2 десятилетия, в т.ч. и автором настоящей статьи. Это еще раз доказывает устойчивость и боль шую инерционность в эволюции норм демографического поведения (особенно репродуктивного), изменить которые не в состоянии никакие меры социально -экономического воздействия. Поэтому подробно анализировать значения этих установок (например, индексов «предпо -читаемого» числа детей) в рамках данной статьи не имеет смысла: никаких неожи -данных результатов обнаружено не было.

Наиболее значимым агентом социа -лизации для ребенка в возрасте 7—12 лет является семья. В частности, 86,2% респондентов отметили, что общаются со своим ребенком по несколько часов в день, а 48,2% указали, что помимо них с ребенком по несколько часов в день общаются и другие родственники, при чем в основном это бабушка/дедушка или брат/сестра. Следовательно, самостоя -тельным агентом социализации ребенка правильно считать не родителей (и, тем более, одного из них), а семью, т.е. двоих и более человек, связанных родством или свойством, проживающих в одном жилище и имеющих общий бюджет. Если внимательно проанализировать демогра -фические установки опрошенных нами родителей, имеющих детей в возрасте 7—12 лет, которые они в процессе социа лизации передают своим детям, то совре менную семью в качестве фактора именно демографической социализации можно оценить, как это ни парадоксально, как сильный негативный.

Например, на вопрос: «Как Вы дума -ете, сколько лучше всего сейчас иметь

детей обычной российской семье с уче -том всех реальных условий?» — средняя арифметическая ответов составила 1,63, и именно такие репродуктивные уста новки они передадут своим детям. Это означает дальнейшее развитие депопуля -ции в нашей стране, поскольку в лучшем случае детей у нынешнего поколения 7—12 -летних будет столько же, сколько у поколения их родителей, а скорее всего и меньше, поскольку тенденция снижения детности семей в каждом последующем поколении наблюдается в России уже не менее 100 лет. Как показали глубинные интервью с родителями детей указанного возраста (которые также являлись одним из этапов нашего исследования), боль шинство родителей сейчас ориентируют своих детей, в т.ч. девочек (будущих мате -рей) на развитие способностей, индиви -дуальные достижения, интеллектуальное развитие и в существенно меньшей сте пени — на брак, семью, деторождение и здоровый образ жизни. Основной прин -цип воспитания детей и подростков в со -временной России такой: «сначала учеба и карьера, потом семья», причем по отно -шению к детям любого возраста и пола.

Следующим по значимости фактором социализации детей в возрасте 7—12 лет является телевидение, поскольку 65,3% из них смотрят телевизор по несколько часов в день. В этой связи чрезвычайно важно проанализировать, что именно дети и подростки смотрят по телевизору и какие образцы демографического пове дения содержатся в транслируемой для них телепродукции. Наиболее популяр ными телеканалами среди рассматривае мой аудитории оказались СТС и ТНТ (их чаще всего смотрят 29,2% и 17,9% детей соответственно). Далее в порядке убыва -ния популярности следуют «Карусель» и «Дисней» (указанные каналы чаще всего смотрят соответственно 11,7% и 8,5% детей 7—12 лет). Любые другие телека -налы чаще всего смотрят не более 1—2% рассматриваемой аудитории. Если же считать не только тех, кто смотрит какой либо канал чаще всего, а и всех тех, кто вообще его смотрит, то наиболее попу лярным телеканалом среди детей все равно остается СТС (52,7%), а далее сле -дуют ТНТ (33,7%), «Карусель» (18,8%), «Дисней» (17,7%) и «Россия -1» (10,6%).

Большинство детей смотрят телеви -зор в среднем по 2 часа в день, причем в

основном с 18 до 20, с 19 до 21 или с 20 до 22 часов. Выборочный контент анализ содержания передач указанных каналов в период с 18.00 до 22.00 с точки зрения воз -действия на формирование демографи -ческих установок у детей 7—12 лет показал следующие результаты: СТС — нейтраль ное воздействие (ни положительное, ни отрицательное), ТНТ — отрицательное, «Карусель» — нейтральное, «Дисней» — отрицательное, «Россия -1» — отрицатель -ное. Ни один фильм, сериал, мультфильм, телепередача, музыкальный клип и т.п., который дети смотрят сколько нибудь регулярно, не ориентирует их на пожиз ненный брак, средне или многодетную семью, здоровый образ жизни (посеще ние фитнес клубов героями фильмов и сериалов как элемент их успешного жиз ненного стиля и прочие имиджевые вещи мы в расчет не берем). Исходя из выше -сказанного, мы оцениваем телевидение в качестве фактора демографической социализации подрастающих поколений как сильный негативный.

Наконец, еще одним фактором социа -лизации детей, попадающим в «сильную» группу, является компьютер, в частности Интернет. Так, 61,2% респондентов ука -зали, что их ребенок проводит за ком -пьютером более 1 часа в день. При этом 71,1% детей играют в компьютерные игры; 13,5% общаются в социальных сетях («Одноклассники» — 32,9% общего числа общающихся в социальных сетях, «В контакте» — 20,2%, остальные соци альные сети — 1—2% или менее); 8,9% используют компьютер для учебы; 4,6% проводят время в Интернете помимо социальных сетей.

Выборочный контент анализ содержа ния наиболее популярных компьютер ных игр и информации, передаваемой и получаемой детьми через социальные сети, показал следующий характер их воздействия на процесс демографической социализации: игры - «стрелялки» — отри -цательное воздействие, «гонки» — ней тральное, «логические» — нейтральное, «симуляторы» — отрицательное, «игры для детей» — нейтральное, «ферма» — ней тральное, «ролевые/RPG» — отрицатель -ное; социальные сети «Одноклассники»

— нейтральное воздействие, «В контакте»

— отрицательное. Ни один вид деятель -ности за компьютером у детей в возрасте 7—12 лет не оказывает положительного

воздействия на формирование таких брачно- семейных, репродуктивных и самосохранительных установок, массо вая реализация которых обеспечила бы в перспективе улучшение демографи ческой ситуации в нашей стране. В этой связи мы оцениваем компьютер, вклю -чая Интернет, в качестве фактора демо графической социализации как сильный негативный.

Таким образом, все 3 фактора демогра фической социализации детей (семья, телевидение и компьютер, включая Интернет), попадающие в группу фак торов с сильным воздействием, имеют выраженную негативную направлен ность. Именно вокруг них в первую оче редь должны быть сформированы долго срочные мероприятия государственной демографической политики, направлен ные на преодоление или хотя бы сниже ние темпов депопуляции в нашей стране. Но если в сферу семейного воспитания и социализации детей вмешательство госу -дарства либо недопустимо, либо делать это нужно очень осторожно и в самых крайних случаях, то максимально жест кая политика государства в отношении двух других «сильных» факторов демогра -фической социализации не только воз -можна, но и крайне необходима. Без этого любые другие меры демографической политики, имеющие целью снижение депопуляции, будут неэффективными. Только целенаправленное формирова-ние положительных брачно - семейных, репродуктивных и самосохранитель ных установок, подкрепленное мерами социально экономического характера, способно обратить вспять негативные демографические тенденции.

Прочие социальные факторы фор мирования демографических устано вок детей в возрасте 7—12 лет относятся либо к группе факторов со средним (уме ренным) воздействием (как, например, книги или музыкальная продукция), либо к группе со слабым воздействием (религия, система образования, кинотеа тры, разнообразные культурные учрежде -ния, радио и ряд других). При этом воз действие книг на основании выборочных результатов контент анализа мы оцени ваем как умеренное нейтральное, а воздей -ствие музыкальной продукции — как умеренное негативное. Поэтому меры госу -дарственной демографической политики

в том понимании, которое изложено в данной статье, должны быть направлены и на современную популярную музыку с целью ограничения при необходимости ее воздействия на подрастающие поколе ния. Из группы факторов со слабым воз -действием на процесс демографической социализации кинотеатры и радио мы относим к отрицательным, а театры, музеи, выставки и прочие культурные учреждения, а также систему образова ния — к нейтральным.

Единственным фактором выраженной положительной направленности как среди «слабой» группы, так и среди всех факторов вообще является рели гия. Респонденты, которые соблюдают основные религиозные обычаи, обряды и традиции, включая посты, демонстри руют более высокие значения предпочи таемого числа детей в семье. Они в мень -шей степени ориентированы на возмож ное расторжение брака и в существенно

меньшей — на аборты, а также несколько ответственнее относятся к своему здоро -вью по сравнению с теми, кто не соблю -дает регулярно хотя бы посты. Причем эта зависимость наблюдается примерно одинаково и у православных, и у мусуль -ман (представительство других конфес сий в выборке оказалось недостаточным для межгрупповых сравнений в силу их малочисленности на территории Волгоградской обл.). Поэтому государ -ству следует стимулировать и поощрять влияние института религии на процесс социализации детей и подростков хотя бы в части формирования у них демогра фических установок.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований №12-13-34000«Социальные факторы формирования демографических установок населения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.