УДК 314(571.54-25) (09) О.А. Убеева
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ БУРЯТИИ В 20-30-е гг. ХХ в.
В статье предпринимается попытка проанализировать демографические изменения в городской среде Бурятии в 1920—1930-е гг. Это был период сложных социальных трансформаций в городах. Процесс индустриализации принял характер урбанизации и образования городской культуры населения.
Ключевые слова: история, городское население, миграция, демография, урбанизация, социальная структура, уровень рождаемости, уровень смертности.
O.A. Ubeeva
DEMOGRAPHIC PROCESSES OF CITY ENVIRONMENT OF BURYATIA IN 20-30s OF THE XX-th CENTURY
The article is an attempt to analyze the processes of demographic changes in city environment of Buryatia in the period of 1920-1930s. This period was the time of difficult social transformations in the cities. The process of industrialization has taken the character of urbanization and formation of cities ’ population structure.
Keywords: mstory, urban population, migration, demography, urbanization, social structure, birth rate, death rate.
Важное место в концепции государственной политики городского развития занимает демографическая политика. Эти явления носили и носят взаимосвязанный характер. Разработка вопросов эффективной демографической политики в стране была важным направлением теории практики народонаселения.
Демографическая политика, проводившаяся в молодом советском государстве, в большей степени затрагивала структуру занятости населения, ее территориальные и региональные аспекты, т.е. из всей массы населения страны большему воздействию подвергалось трудоспособное население, или трудовые ресурсы.
Социально-политические события 20-30-х гг. ХХ в. в России оказали сильнейшее влияние и на городскую демографию. Численность городского населения Бурятии в этот период претерпела значительные изменения. За 16-летний межпереписной период количество жителей города увеличилось почти в пять раз - с 33,1 тыс. чел. в 1923 г. [1] до 167,3 тыс. чел. в 1939 г. [2] Бурный рост городского населения был прямым следствием социально-экономических преобразований. Только за период с 1923 по 1926 г. наблюдается резкое увеличение численного состава горожан до 50,4 тыс. чел. [3].
Уверенный рост числа городских жителей наметился в середине 20-х гг. ХХ в., хотя в ряде регионов Сибирского края численность горожан продолжала сокращаться. В Томской губернии это сокращение составляло 8,2%, в Иркутской - 7,6% [4].
Вторая половина 20-х гг. в Бурятии характеризовалась высокими показателями рождаемости, особенно это относится к 1926-1927 гг. Существенные сдвиги происходили в естественном движении населения Бурят-Монгольской АССР. Повышение рождаемости и некоторое улучшение демографической ситуации не могли полностью компенсировать людские потери начала ХХ в., а главное - преодолеть нарушения в развитии демографических процессов. Эти потери и нарушения имели долгосрочные негативные последствия, поскольку оставили глубокие «демографические ямы» в возрастной структуре мужского населения. К началу 1930-х гг. они продолжали определять демографическую ситуацию. Период компенсаторной рождаемости завершился, и наметилась устойчивая тенденция к снижению рождаемости.
В 1924 г. уровень рождаемости по Бурятии составил 31,6 чел. на 1000 жителей. К сожалению, в источниках, относящихся к 1924 г., сельское и городское население отдельно не выделяются. Однако есть сведения по городу Верхнеудинску, где коэффициент рождаемости составил 45,8 чел. на 1000 жителей, что значительно выше аналогичных общереспубликанских показателей и показателей по сельским аймакам республики [5]. Это позволяет сделать вывод, что в городской местности уровень рождаемости был выше, чем в сельских районах республики.
Подобное различие в рождаемости между сельским и городским населением нехарактерно для демографического развития. Скорее всего, это было связано с недоучетом по сельской местности, тем более что в тех сведениях прямо указываются некоторые аймаки. Можно утверждать, что уровень
рождаемости в Бурятии был несколько ниже аналогичного показателя по СССР, где он составил 41% [6]. Во второй половине 1920-х гг. рождаемость в республике стала повышаться. Это было связано с увеличением финансирования здравоохранения. Уровень рождаемости в городах Бурятии поднимался и в 1927 г. составил 34%, в 1928 г. - 36,7%, в 1929 г. - 42,8% [7]. К концу десятилетия рождаемость в регионе уже превышала аналогичные показатели по СССР, в 1930 г. она составила 41,2% [8]. Общий уровень рождаемости в республике в 1920-е гг. увеличился с 31,6% в 1924 г. до 42,8% в 1929 г., что, несомненно, свидетельствовало об успехах социальной политики.
Форсированная модернизация конца 20-х - начала 30-х гг. ХХ в. привела к резкому снижению уровня рождаемости. Следует отметить, что изменение рождаемости в первой половине 1930-х гг. исключительно сложно исследовать. В докладной записке начальника сектора населения и здравоохранения ЦУНХУ Госплана Каплуна говорится: «Начиная с 1930 г. отмечается ухудшение дела организации ЗАГС и учета явлений рождаемости и смертности, главным образом, в сельских местностях». Суммарная поправка по статистике рождаемости в период 1930-1933 гг., отраженная многими исследователями, составляет 41,5% [9].
Данные о регистрации актов гражданского состояния в Бурятии, которые достаточно регулярно велись в течение второй половины 1920-х гг., в эти годы полностью отсутствуют. Сохранившиеся сведения за 1930-1932 гг. носят отрывочный характер и практически не поддаются анализу. Вероятно, такая ситуация объясняется желанием партийного руководства страны и республики скрыть негативное влияние насильственной коллективизации и индустриализации на воспроизводство населения. Возможно также, что в условиях масштабных передвижений населения статистические органы республики не справлялись с возложенными на них обязанностями.
Тем не менее по результатам 1935 г., имеющимся в архивах, все же можно предположить факт сокращения рождаемости в республике за этот период. Так, в 1935 г. уровень рождаемости составил 32%, что на 25% ниже уровня 1929 г. [10]. Таким образом, в условиях продовольственного кризиса, коллективизации и миграционных передвижений произошло сокращение рождаемости в республике.
Главным демографическим событием 1930-х гг. становятся катастрофические людские потери в 1933 г. в результате голода. Общее ослабление организма из-за голода и недоедания привело к значительному снижению рождаемости. Кроме того, отток мужчин и женщин детородного возраста из села на промышленное строительство также не способствовал повышению рождаемости. Нехватка рабочих рук компенсировалась широким привлечением женского труда. В результате одним из факторов снижения рождаемости было увеличение числа абортов. О масштабах этой проблемы в РСФСР свидетельствует факт о 700 тыс. абортов, зарегистрированных Наркомздравом, не считая многочисленных нелегальных случаев прерывания беременности [11]. В Бурятии уровень рождаемости во второй половине 1930-х гг. не только восстановился, но и превысил показатели 1920-х гг. В 1937 г. рождаемость составила 46%, что на 14% выше уровня 1935 г. и на 3,8% - уровня 1929 г. [12]. В итоге рождаемость в республике в 1937 г. превысила этот показатель по стране.
Особенностью динамики рождаемости в Бурятии в эти годы было повышение ее уровня в городах, причиной такого положения стала значительная миграция населения в города республики.
Текущий учет позволяет выявить основные тенденции демографического развития городского населения на протяжении всего периода. Кроме того, его данные сопоставлялись со сведениями конъ-юктурных обзоров, которые производились ежегодно органами санитарно-медицинской статистики. Одним из основных показателей демографического развития населения является величина его естественного прироста, представляющая разность между числом родившихся и умерших за определенный промежуток времени.
Определяющую роль в динамике численности городского населения в 20-30-е гг. ХХ в. играла смертность. Именно смертность в этот период способствовала скачкообразному приросту населения и отрицательному демографическому балансу, что в значительной мере определило низкую численность городского населения и населения Республики Бурятия в целом. Существенные изменения в уровне смертности произошли в начале 1930-х гг., на это повлияла форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Для Бурятии эти мероприятия имели особое значение, поскольку сопровождались процессами, ломающими устои провинциального городского уклада и стереотипы традиционного общества.
Таким образом, воздействие на население таких неблагоприятных факторов, как голод, репрессии, привело к падению прироста городского населения в начале 30-х гг. XX в. до отрицательной величины.
Прежде всего это происходило за счет высокой смертности и потерь населения, вслед за чем последовало снижение рождаемости. Такую ситуацию называют «демографической катастрофой». С середины 1930-х гг. появляются краткосрочные и неустойчивые тенденции к нормализации демографических процессов. Смертность снижается медленно, рождаемость растет, но также весьма нестабильно. Попытка административного регулирования рождаемости большого успеха не имела, лишь на короткий срок повысив рождаемость. В результате в городской среде отчетливо наблюдалась негативная тенденция к увеличению смертельных случаев. Таким образом, снижение рождаемости, которое происходило в те годы в городах Бурятии, можно объяснить «демографическим переходом».
Литература
1. НАРБ. Ф. 196. Оп. 1. Д. 182. Л. 3, 5, 8, 11.
2. Всесоюзная перепись населения 1939 г.: основные итоги / под ред. Ю.А. Полякова. - М.: Наука, 1992. - С. 24.
3. Народное хозяйство Бурятской АССР. - Улан-Удэ, 1967. - С. 5.
4. Московский А.С., Исупов В.А. Формирование городского населения Сибири (1926-1939 гг.). - Новосибирск, 1984. -С. 27-29.
5. НАРБ. Ф. 248. Оп. 2. Д. 46. Л. 19-21.
6. Урланис Б.Ц. Динамика уровня рождаемости в СССР за годы советской власти // Брачность, рождаемость, смертность в России и СССР. - М., 1977. - С.12.
7. Подсчитано по: НАРБ. Ф. р. 196. Оп. 1. Д. 1093. Л. 22-55; Д. 1245. Л. 239; Д. 1649. Л. 38.
8. Демографический словарь... - С. 133.
9. Население России в XX веке. - С. 336.
10. НАРБ. Ф. р. 196. Оп. 4. Д. 99а. Л. 134-150.
11. Урланис Б.Ц. Рождаемость и продолжительность жизни в СССР. - М., 1963. - С. 27-28.
12. Подсчитано по: НАРБ. Ф. р. 196. Оп. 1. Д. 1649. Л. 13; Оп. 4. Д. 99а. Л. 134.
Убеева Ольга Александровна - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Бурятии Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6. E-mail: [email protected]
Ubeeva Olga Aleksandrovna - candidate of historical science, senior lecturer, department of history of Buryatia, Buryat State University, Ulan-Ude, Ranzhurov str., 6.
УДК 377:378 (571.54) И.Х. Бальхаева
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ АССР В 1920-1930-е гг.
Статья посвящена проблемам подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства в период становления Бурят-Монголии. В ней рассматривается процесс открытия в республике специальных учебных заведений.
Ключевые слова: профессиональные учебные заведения, подготовка специалистов, школы крестьянской молодежи, краткосрочные курсы, агрозоотехнический институт, сельскохозяйственный техникум.
I.K. Balkhaeva
THE TRAINING OF STAFF FOR RURAL ECONOMY IN BURYAT-MONGOLIAN ASSR IN 1920-1930s
The article is devoted tothe problems of training of qualified personnel for rural economy in the period of Buryat-Mongolia formation. The article considers the process of opening special educational institutions in the republic.
Keywords: professional educational institutions, training of specialists, schools for peasant youth, short-term courses, agrozootechnical institute, agriculrural college.
В мае 1923 г. была создана Бурят-Монгольская АССР (БМАССР). Революция и гражданская война разрушили экономику региона, поэтому преобразование форм собственности и становление органов местного управления в Бурят-Монголии происходило с некоторыми трудностями. Сельское хозяйство находилось в полном упадке, его состояние еще более усугубилось сильной засухой 1921 и 1922 гг. Восстановление разрушенного хозяйства началось в условиях крайне ограниченных материально-технических, финансовых, трудовых ресурсов. В 1923 г. в сельском хозяйстве насчитывалось всего 7 агрономов, 1 зоотехник, 4 ветеринарных врача и 13 ветеринарных фельдшеров. К моменту