Человек и общество
В.А. Денисенко,
ассистент кафедры государственного и муниципального управления ДВГАЭУ
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
Рассматривается современная демографическая ситуация и динамика миграционной подвижности в Российской Федерации, анализируются текущие демографические и миграционные процессы в Приморском крае.
Изучение взаимосвязи экономического развития территории и миграционной подвижности населения является одной из наиболее важных и сложных научных проблем. Это крайне необходимо как для углубления знаний о закономерностях отдельных демографических и миграционных процессов и воспроизводства населения в целом, так и для обоснования предлагаемой с учетом демографических и миграционных факторов социально-экономической стратегии развития территории. Несмотря на свою актуальность, данная проблема остается сравнительно малоизученной. Однако ее решение важно не только в теоретическом, но и в практическом плане.
Как известно, изменения в экономической и политической жизни страны, произошедшие в 90-е годы ХХ в., в значительной мере повлияли на демографическую динамику и миграционную подвижность населения России. Как отмечают специалисты, демографическая ситуация в Российской Федерации в настоящее время является сложной. С 1986 г. началось устойчивое сокращение общего прироста населения. С 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,70,9 млн чел. в год). Наиболее серьезная ситуация сложилась в Чукотском автономном округе, где численность населения уменьшилась вдвое (на 76,8 тыс. чел., или на 50%). Значительные потери отмечаются в Магаданской области (37% всего населения), Корякском и Эвенкийском автономных округах (по 25%), Камчатской и Сахалинской областях, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (по 20-18%). От 10 до 15% составило сокращение численности населения в Республике Саха (Якутия), Мурманской области, Еврейской автономной области и Ненецком автономном округе. Для всех этих территорий характерен интенсивный миграционный отток в другие регионы России [2].
В 27 регионах страны число умерших в 2,0-3,1 раза превышает число родившихся [6]. Депопуляция переросла из региональной и этнической проблемы в национальную. Она затронула (в разной степени) практически все территории Российской Федерации и почти все этнические группы.
Особую остроту приобрела проблема низкой рождаемости. Снижение рождаемости свойственно многим развитым странам, однако Российская Федерация характеризуется уникально низкой рождаемостью. В настоящее время в Российской Федерации в среднем на 1 женщину приходится 1,2 рождений, при том что уровень, необходимый для простого воспроизводства населения, составляет 2,15. Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением мало-детности (1-2 ребенка в семье), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. Все это вместе взятое не может способствовать сохранению демографического потенциала страны.
Депопуляция в Российской Федерации обусловливается не только низкой рождаемостью. Наиболее острой проблемой является высокая смертность населения. Некоторое улучшение ситуации со смертностью в 1995-1998 гг. оказалось непродолжительным. Оно во многом стало результатом возрастных изменений в составе населения, а также уменьшения числа умерших от несчастных случаев, отравлений и травм, болезней системы кровообращения, т.е. причин, которые привели к подъему смертности в начале 90-х годов. С 1999 г. смертность населения страны вновь начала расти [2].
Общие тенденции в смертности населения страны во многом определяет ситуация со сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в развитых странах. Продолжительность жизни в России меньше, чем в экономически развитых странах (мужчин в среднем на 10-15 лет, женщин на 68 лет).
Длительная стагнация наблюдается в младенческой смертности. Снижение рождаемости, сокращение численности и доли детей в населении ведет к демографическому старению. Согласно классификации ООН население считается старым, если доля людей 65 лет и старше в числе жителей превышает 7%. В настоящее время 12,5% россиян находятся в вышеуказанном возрасте [6].
Кризисные явления в демографической и социальной сферах во многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране. Более десяти лет происходит разрушение демографического потенциала геополитически значимых районов России (северных, восточных, приграничных) вследствие изменения внутренних миграционных потоков. Выбывающее в старообжитую часть страны население из этих мало заселенных районов замещается иммигрантами из соседних стран, что представляет большую опасность для целостности государства.
Несмотря на принимаемые меры, сохраняет значительные масштабы незаконная миграция. За последние 5 лет количество задержанных
на границе России незаконных мигрантов возросло в 10 раз [7]. В их числе оказались граждане более 30 государств, не имеющих с Россией общих границ.
В настоящее время в России неконтролируемо (по договорам гражданско-правового характера) работают не менее 1,5-2 млн иностранцев. Не занимая официальных рабочих мест, они оказывают существенное влияние на рынок труда, уходят от налогов и вовлекаются в теневую экономику. Кроме того, наблюдается повсеместное нарушение прав самих трудящихся-мигрантов. Заниженная зарплата, худшие условия труда фактически приводят к демпингу иностранной рабочей силы, «вымыванию» отдельных профессий в структуре национальной рабочей силы.
Еще более острыми остаются проблемы, связанные с последствиями вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. Неустроенность части беженцев (отсутствие работы, жилья, средств к существованию) создает социальную напряженность, ведет к возникновению конфликтов и т.д.
Большую опасность для национальных интересов России представляет эмиграция населения. Особенно негативен для страны выезд профессионально подготовленной молодежи, на обучение которой затрачены значительные средства. Складывается ситуация, когда в России ведется подготовка специалистов, необходимых на внутреннем рынке труда, а их потенциал используется в развитых странах Запада.
Задачи преодоления кризисных явлений в социальной сфере, обусловленные характером миграционных процессов в стране, достаточно противоречивы. С одной стороны, необходимо принимать меры по привлечению иммигрантов с целью замещения естественной убыли населения России, с другой - обеспечивать противодействие проникновению незаконных иммигрантов, применять санкции к лицам, пребывание и натурализация которых на территории России нежелательны, исходя из интересов безопасности страны.
Анализ миграционной и демографической ситуации в России свидетельствует о наличии в ряде регионов специфических проблем народонаселения, требующих особого отношения к их решению. Это относится прежде всего к районам Севера и приравненным к ним местностям, а также к приграничным районам Дальнего Востока. На этих территориях в последние годы происходит интенсивный миграционный отток, сокращается численность населения, ухудшается его демографическая структура.
Согласно материалам Госкомстата РФ по предварительным данным Всероссийской переписи населения 2002 г. всего на Дальнем Востоке России проживает 6,68 млн чел. Это 4,6% от всего населения России [4].
Население Приморского края (по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.) составляет 2,06 млн чел. Следует отметить сокращение численности населения по сравнению с расчетной цифрой на 1 января 2002 г. Тогда население Приморья принималось равным 2,15 млн чел.
Городское население Приморья за последние пять лет увеличилось с 77,6 до 78,3%. Доля сельских жителей в общей численности населения имеет тенденцию к небольшому снижению. Если в 1990 г. она составляла 22,4%, то в 2002 г. - 21,7% [4].
Следует отметить неблагоприятную миграционную ситуацию в Приморском крае. Начиная с 1992 г. в Приморье наблюдается отрицательное сальдо миграции. Общие итоги миграции населения Приморского края представлены ниже (табл. 1) [4] .
Таблица 1
Динамика миграции населения Приморского края, тыс. чел.
Год Прибывшие Выбывшие Миграционный прирост (отток)
1990 139,3 122,2 17,1
1991 115,7 105,8 9,9
1992 88,7 92 -3,3
1993 72 79 -7
1994 78,1 79,6 -1,5
1995 78,2 82,6 -4,4
1996 67,5 71,9 -4,4
1997 59,2 66,1 -6,9
1998 61,1 65,3 -4,2
1999 49,7 57,1 -7,5
2000 39,3 43,6 -4,3
2001 31,2 38,5 -7,3
2002 32,9 38,4 -5,5
Сокращение естественного прироста населения в крае с 1995 г. и по настоящее время сопровождается одновременным оттоком населения из Приморья в центральные регионы России. Мигранты, приезжающие в край, значительно различаются не только по национальному, но и по образовательному уровню. Как правило, мигрантов с высшим образованием выбывает значительно больше, чем прибывает.
В целом ситуация с численностью населения в крае оценивается в настоящее время как критическая. Продолжает превалировать отток русскоязычного населения, смертность превышает рождаемость. Во всех городах и районах края наблюдается естественная убыль, сохраняется миграционный отток российских граждан в другие регионы страны (табл. 2).
Таблица 2
Данные о родившихся, умерших и естественном приросте (убыли) населения Приморского края, чел
Год Родившиеся Умершие В т.ч. в возрасте до 1 года Естественный прирост (убыль)
1990 33614 20874 618 12740
1994 22757 31168 473 -8411
1995 21235 29550 461 -8315
1996 19467 29248 453 -9781
1998 18277 26001 344 -7724
1999 17525 28007 348 -10482
2001 19656 29714 312 -10058
2002 20816 30858 268 -10042
Источник: [4].
Что касается прогноза миграционных потоков и численности населения в Приморском крае, то здесь при отсутствии государственной программы заселения Дальнего Востока в ближайшие годы позитивных сдвигов не ожидается. Это вызывает обеспокоенность и требует немедленной разработки мер, направленных на улучшение ситуации, в том числе в экономике Приморского края.
Таким образом, сформировавшиеся в последнее десятилетие тенденции в области естественного и миграционного движения населения позволили некоторым авторам [2,6] спрогнозировать демографическое будущее России, основной чертой которого является сокращение численности населения. При условии сохранения существующих тенденций распределение населения по территории страны претерпит дальнейшие изменения: увеличится доля россиян, проживающих в европейской части России, сократится население северных и восточных территорий, что весьма нежелательно с точки зрения национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации.
Характер миграционных процессов (внутренних миграций и иммиграции) окажет отрицательное влияние на систему расселения жителей в Российской Федерации: будет происходить замещение иммигрантами постоянных жителей ряда регионов страны (северные и приграничные территории), что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны.
Как отмечают специалисты, с учетом сложившейся демографической ситуации и перспективных задач в области социально-экономического развития страны основные усилия на современном этапе должны быть направлены на постепенную стабилизацию численности населения и формирование предпосылок демографического роста с использованием как воспроизводственных, так и миграционных компонентов [2].
Таким образом, механизм взаимосвязи экономических и демографических факторов проявляется во влиянии социально-экономических процессов через ряд звеньев на демографические и в обратном воздействии населения на социально-экономическое развитие страны.
В результате постоянного взаимодействия количественные изменения в экономической и демографической системах переходят в качественные. Эти качественные изменения, отражая тенденции прошлого, показывают направления экономико-демографического развития страны на длительную перспективу.
Итак, в целом очевидно влияние демографических и миграционных факторов на социально-экономическое положение страны, и в частности Приморского края. Специалисты констатируют, что неблагоприятная демографическая и миграционная ситуация негативно воздействует на экономические процессы, происходящие в Приморье. Однако следует подчеркнуть, что механизм взаимосвязи экономических и демографических процессов в Приморском крае изучен недостаточно. Это обусловливает необходимость исследования данного явления не только в масштабе страны в целом, но и на уровне субъекта Федерации.
Литература
1. Аналитический отчет миграционной службы Приморского края за 1998-1999 гг.
2. Антонова О. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации // Аналит. вестник Информ.-аналит. управления аппарата Совета Федерации. 2000. №2. С. 9-23.
3. Воробьева О. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Аналит. вестник Ин-форм.-аналит. управления аппарата Совета Федерации. 2003. №9. С. 9-38.
4. Демографическая ситуация в Приморском крае: Стат. сб. / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2003. 48 с.
5. Казаков Ю. Прогноз народонаселения Приморского края до 2015 года: Науч. докл. Владивосток, 2000. 38 с.
6. Климантова Г. Демографический кризис в России: некоторые пути его преодоления // Аналит. вестник Информ.-аналит. управления аппарата Совета Федерации. 2000. №2. С. 3-8.
7. Мкртчян Н. Современная миграционная политика Российской Федерации // Аналит. вестник Информ.-аналит. управления аппарата Совета Федерации. 2003. №9. С. 38-47.
8. Народонаселение: Современное состояние научного знания / Под ред. Д. Валентея. М.: Изд-во МГУ, 1991. 231 с.
9. Население Приморского края за 1992-2002 гг.: Стат. сб. / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2002.
10. Приморье в цифрах: Стат. сб. / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002. 90 с.
11. Российский энциклопедический словарь. М.: БСЭ, 2001.
12. Состав населения Приморского края по полу и возрасту: Стат. сб. / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 1997, 1998, 1999, 2000. 102 с.
13. Ушакова В. Внешняя трудовая миграция в Приморском крае // Вестник ДВГАЭУ. 1999. №2. С. 15-21.
14. Федотовская Т. Современные миграционные процессы в Российской Федерации и их государственное регулирование // Аналит. вестник Информ.-аналит. управления аппарата Совета Федерации. 2003. №9. С. 48-59.
© Денисенко В. А., 2004 г.