Научная статья на тему 'Демографические, экономические и социальные аспекты постарения населения'

Демографические, экономические и социальные аспекты постарения населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
562
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографические, экономические и социальные аспекты постарения населения»

же время освоение территории как условие обеспечения жизнедеятельности населения в настоящее время может рассматриваться и несколько шире, включая, например, экологический аспект. Можно ли рассматривать обеспечение населения чистым воздухом как фактор обеспечения жизнедеятельности? - безусловно, да. В этом случае сохранение на некотором пространстве лесных массивов с режимом охраняемых территорий тоже может включаться в группу «освоенные территории», имеющие значение не только для российского государства, но и для других стран.

В целом можно отметить неоднозначность подходов к оценке количественного роста населения страны. Изменение многих социальных характеристик и условий жизнедеятельности и развития общества обусловливают необходимость соотнесения потребности в количестве населения с приоритетами и концепцией развития страны. Стратегические потребности развития государства должны определять приоритеты развития населения и в современных условиях такими приоритетами должны стать прежде всего качественные параметры населения. В современных социальных и технологических условиях стратегические аспекты оценки численности населения определяют приоритетность именно качественного подхода ко всем возрастным группам населения.

Попова Л. А.

д.э.н., доцент, зам. директора Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми

научного центра УрО РАН

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ПОСТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Постарение населения (или демографическое старение) определяется как увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения, причиной которого служат длительные изменения в характере воспроизводства населения. Как было отмечено в очередном ежегодном докладе ООН «Старение населения мира. 2009», демографическое старение - глобальное явление, оно происходит практически во всех странах мира и затрагивает все группы населения. Это глубинный процесс, оказывающий большое влияние на все стороны жизни людей. В экономической сфере он отражается на экономическом росте, сбережениях, инвестициях и потреблении, рынках труда, пенсиях, налогообложении и трансфертах между поколениями. В социальной сфере сказывается на составе семьи и условиях жизни, потребностях в жилье, миграционных тенденциях, эпидемиологической обстановке и потребностях в медицинских услугах. В политической сфере старение населения способно повлиять на результаты выборов и систему политического представительства1.

Тенденция постарения раньше других стран обозначилась во Франции, которая уже к 1870 г. перешагнула порог старости (12% населения в возрасте 60 лет и старше), и затем постепенно распространилась на все развитые страны. Во второй половине 1950-х гг. процессы демографического старения привлекли пристальное внимание исследователей - в 1956 г. был опубликован первый доклад ООН, посвященный этим вопросам. В 1959 г. эксперты отдела демографии ООН, приняв границу старости в 65 лет (поскольку в странах Западной Европы и ряде других промышлен-но развитых стран основная масса населения в этом возрасте уходит на пенсию) разработали шкалу для измерения процессов демографической старости2. В соответствии с ней, при доле населения в возрасте 65 лет и старше, составляющей менее 4%, население является молодым, при 4-7% оно считается зрелым, находящимся на пороге старости, при 7% и выше - старым.

Существуют и другие варианты шкал с иным порогом старости. Так, в начале 1960-х гг. польским демографом Э.Россетом для стран Восточной Европы и других стран, где основная масса населения уходит на пенсию в 60 лет, была усовершенствована предложенная французским исследователем Ж.Боже-Гарнье шкала, согласно которой население считается молодым, если лица в возрасте 60 лет и старше составляют менее 8%, если 8-12% - это преддверие старости (от 8 до 10% - ранняя переходная фаза демографического старения, т.е. первое преддверие старости, от 10 до 12% - поздняя переходная фаза демографического старения, т.е. собственно преддверие старости), 12% и выше - демографическая старость. Далее в этой шкале выделяются уровни старости: 12-14% - начальный уровень демографической старости, 14-16% - средний, 16-18% - высокий уровень и 18% и выше - очень высокий3.

Наиболее простой в исчислении демографической старости является шкала английского демографа Дж.Сандберга, который все внимание сосредотачивает на трех возрастных группах: до 15 лет, от 16 до 59 лет, от 60 лет и старше. Согласно этой шкале, если первая группа населения составляет меньше 30%, а последняя - больше 15%, то такое население считается «старым».

По последним оценкам ООН, в 2009 г. доля людей в возрасте 60 лет и старше составила в мире 11%, а к 2050 г. она удвоится. Сейчас в развитых странах уже каждый пятый достиг возраста 60 лет, а к середине XXI века к этой возрастной группе будет относиться каждый третий. В развивающихся странах доля населения старше 60 лет пока ниже, чем была в развитых странах в середине XX столетия. Однако процесс старения в них, скорее всего, будет более бы-

1 World Population Ageing 2009 (United Nations publication ESA/P/WP/212) // http://www.un.org/esa/population/publications/ WPA2009/WPA2009_WorkingPaper.pdf

Народонаселение. Энциклопедический словарь. - М., 1994. - С. 113.

3 Демографический энциклопедический словарь. - М., 1985. - С. 117-118.

стрым, и уже в середине XXI века степень постарения населения стран третьего мира будет близка к современным показателям промышленно развитых стран (20% населения в возрасте 60 лет и старше)1.

Начиная с публикации в 1956 г. первого доклада ООН, посвященного в основном демографическому старению в наиболее развитых странах мира, специалисты ООН постоянно и последовательно привлекают внимание правительств и международного сообщества к этой проблеме. Вопросам старения населения и социально-экономического положения пожилых людей уделялось большое внимание на всех крупных международных конференциях по вопросам народонаселения, организованных ООН за последние три десятилетия.

Уже к началу 1980-х гг. проблема демографического старения приобрела глобальный характер. В 1982 г. в Вене состоялась 1-я Всемирная Ассамблея ООН по вопросам старения, на которой впервые было признано, что процесс постарения населения является одной из первоочередных проблем человечества. В 1991 г. Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала правительствам всех стран включить в свои национальные программы Принципы ООН в отношении пожилых людей: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. 1999 год был объявлен ООН Международным годом пожилых. В 2002 г. в Мадриде была проведена 2-я Всемирная Ассамблея по вопросам старения, которая подвела итоги прошедших двух десятков лет, когда постарение населения было признано глобальной социально-демографической проблемой, затронувшей весь мир во всех аспектах его существования: традиционно-национальном, финансово-экономическом, политическом, нравственно-этическом. Мировые исследования по проблемам постарения сосредоточены на направлениях улучшения жизни пожилых людей. Так, выработанный в Мадриде международный план действий по вопросам старения сфокусирован на трех приоритетных направлениях: пожилые люди и развитие общества; укрепление здоровья и благосостояния пожилых людей; создание удобной и благоприятной среды для их проживания. Он содержит рекомендации в семи областях: здравоохранение и питание; защита пожилых как потребителей; жилье и окружающая среда; семья; социальное обеспечение; обеспечение доходов и занятость; образование2.

В отечественной науке вопросам демографического старения традиционно уделяется не очень заметное внимание. Из более ранних следует отметить работы А. Боярского, И. Калинюк, Н. Сачук, С. Пирожкова, Б. Урланиса, В. Шапиро, из современных - Г. Бахметовой, Г. Дегтярева, В. Доброхлеб, Н. Лушкиной, Т. Максимовой, Е. Щербаковой и др. При этом в российских исследованиях по постарению эту проблему рассматривают, главным образом, в контексте увеличения экономической нагрузки на население трудоспособного возраста. В последнее время процессы постарения населения России в силу ряда причин значительно ускорились, поэтому они приобретают все большую актуальность, что требует расширения круга исследований по проблемам демографического старения, не ограничивая его лишь вопросами экономической нагрузки.

В то же время в качестве границы старости в нашей работе мы будем придерживаться не традиционно используемых в российских исследованиях по постарению шестидесяти лет, а, прежде всего, именно «экономического порога старости», принятого в нашей стране, т.е. возраста выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Во-первых, оба используемых порога старости (60 и 65 лет) также привязаны к верхней границе трудоспособного возраста, поскольку в основном именно количество лиц пенсионного возраста определяет экономические аспекты постарения населения. А в нашей стране возраст выхода на пенсию гендерно дифференцирован. Во-вторых, границы старости в 60 и 65 лет были введены в научный оборот еще в 1950-1960-х гг., и есть основания считать их несколько устаревшими, особенно с точки зрения социальных аспектов демографического старения, при рассмотрении которых в настоящее время логичнее придерживаться более значительных возрастов.

Основные факторы постарения населения - демографические процессы. При этом традиционно различают «старение снизу», происходящее из-за постепенного сокращения числа детей вследствие снижения рождаемости, и «старение сверху», вызываемое ростом числа старых людей в результате сокращения смертности в старческих возрастах при относительно медленном росте числа детей3. Существенное влияние на изменения возрастной структуры населения могут оказать также направление и интенсивность миграционных процессов. Поскольку наибольшей территориальной мобильностью отличаются лица в активных трудоспособных возрастах, то интенсивный миграционный отток населения способствует постарению его возрастной структуры за счет сокращения доли рабочих возрастов, в то время как положительное сальдо миграции содействует омоложению населения. И, наконец, темпы постарения населения могут определяться особенностями демографической истории территории - безусловно, увеличиваясь в периоды достижения принятого в данной стране порога старости поколениями, родившимися в годы высоких уровней рождаемости.

В первой половине XX века, в период интенсивного снижения рождаемости и роста средней продолжительности жизни населения за счет снижения смертности в детских возрастах, население развитых стран старело в основном «снизу». В последнее время оно стареет как «снизу» - из-за низкой рождаемости, так и «сверху» - из-за увеличения продолжительности жизни населения вследствие дальнейшего сокращения смертности от хронических болезней, сердечно-сосудистых заболеваний и новообразований в зрелых и старших возрастах.

В России сложилась несколько иная ситуация. В целом за последние полвека доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась в стране более чем вдвое: с 10,2% в 1959 г. до 21,6% по оценке на конец 2009 г. (табл. 1).

1 Щербакова Е. Мировой демографический барометр // Демоскоп Weekly, № 423-424, 4 мая - 6 июня 2010 // http:// demoscope.ru/weekly/2010/0423/barom01.php

2 Вторая Всемирная Ассамблея по вопросам старения в Мадриде и Международный план действий ООН по старению // Социальный вестник пенсионных и социальных фондов стран СНГ и Балтии. 2005. - № 3 (21).

3 Демографический энциклопедический словарь. - М., 1985. - С. 117.

Однако интенсивное постарение «сверху» для России характерно в основном для двух временных отрезков. Для межпереписного периода 1959-1970 гг., когда удельный вес лиц старше трудоспособного возраста увеличился с 10,2 до 15,4% при менее значительном сокращении детских контингентов (с 31,4 до 28,6%), и, особенно, для периода 19791989 гг., когда доля пенсионных возрастов возросла с 16,3 до 18,5% в условиях увеличения доли детей с 23,3 до 24,5%. Оба этих временных отрезка характеризуются достижением максимальных уровней продолжительности жизни российского населения. В середине 1960-х гг. продолжительность жизни населения России достигла 64,60 лет у мужчин (в 1964-1965 гг.) и 73,54 лет у женщин (в 1967-1968 гг.), после чего наблюдались стагнация и снижение этого показателя. А в 1986-1987 гг. показатели ожидаемой продолжительности жизни оказались максимальными за всю российскую историю, составив 70,13 лет для всего населения: 64,91 для мужчин и 74,55 для женщин (лишь в 2009 г., после 6 лет устойчивого возрастания, женский показатель в 74,67 лет перекрыл этот рекорд1). При этом следует обратить внимание, что период 1979-1989 гг. полностью отвечает вышеприведенному определению старения «сверху»: демографические процессы «снизу» (речь идет о росте уровня рождаемости в первой половине - середине 1980-х гг. под действием мероприятий Постановления 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей») в это время, наоборот, содействовали омоложению российского населения.

Таблица 1

Динамика уровня постарения населения России по данным переписей

Возрастная структура населения, % Доля лиц старше трудоспособного

Годы Моложе трудоспособного В трудоспособном Старше трудоспособного возраста в составе населения

возраста возрасте возраста 16 лет и старше, %

1959 31,4 58,4 10,2 14,9

1970 28,6 56,0 15,4 21,6

1979 23,3 60,4 16,3 21,3

1989 24,5 57,0 18,5 24,5

2002 18,1 61,3 20,5 25,1

2009* 16,1 62,3 21,6 25,7

Источники2.

* Оценка на конец года.

В то же время за 1970-1979 гг. удельный вес детей сократился намного существенней, чем выросла доля лиц пенсионного возраста. При этом доля лиц старше трудоспособного возраста в составе взрослого (16 лет и старше) населения России за 1970-1979 гг. даже уменьшилась (с 21,6 до 21,3%), т.е. в этот период постарения «сверху» в России не наблюдалось вообще. Население старело в основном за счет низкого уровня рождаемости. Однако определенный вклад вносил и характерный для этого периода миграционный отток российского населения в другие союзные республики.

В последние два десятилетия, в условиях развернувшегося в стране кризиса смертности, темпы увеличения доли пенсионных возрастов также гораздо ниже темпов уменьшения доли детских возрастов. А рост удельного веса лиц старше трудоспособного возраста в составе взрослого населения совсем незначительный: с 24,5% в 1989 г. до 25,1% в 2002 г. и до 25,7% по оценке на конец 2009 г. В основе этого лежат очень невысокие показатели продолжительности жизни российского населения на протяжении большей части последних 20 лет. Иными словами, население России, в отличие от промышленно развитых стран, по-прежнему стареет, прежде всего, вследствие низких показателей рождаемости.

При этом на стыке 1980-1990-х гг. вектор внешней миграции в России поменял направление. С 1992 г. миграционный приток населения из стран ближнего зарубежья не только практически наполовину компенсирует потери в численности населения России от начавшейся в указанном году естественной убыли, но и способствует понижению темпов постарения. Не случайно последний межпереписной период 1989-2002 гг. характеризуется в России увеличением не только доли населения в трудоспособном возрасте, но и абсолютной численности трудоспособного контингента: с 83,7 млн. человек в 1989 г. до 88,9 млн. в 2002 г., т.е. на 5,2 млн. человек. При этом число лиц старше трудоспособного возраста выросло с 27,2 млн. до 29,8 млн. человек, т.е. на 2,6 млн. По оценкам Росстата, практически до 2006 г. по стране не наблюдалось возрастания экономической нагрузки на население трудоспособного возраста3. Причем нагрузка снижалась не только за счет лиц моложе трудоспособного возраста, но некоторое время также и за счет лиц старше трудоспособного возраста.

В последние несколько лет демографическая нагрузка в стране начала увеличиваться: с 2006 г. за счет лиц старше трудоспособного возраста, а в 2008 г. начала возрастать и нагрузка «снизу» (табл. 2). Безусловно, в основе этого лежат наблюдающиеся в текущем десятилетии улучшения показателей рождаемости (с 2000 г.) и смертности (с 2004 г.).

1 Демографический ежегодник Республики Коми. 2010: стат. сб. Комистат - Сыктывкар, 2010. - С. 164.

2 Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. Том II. Пол, возраст и состояние в браке населения СССР, союзных и автономных республик, краев и областей. - М., 1972. - С. 16-17; Итоги Всесоюзной переписи населения 1979 года. Том II. Пол, возраст и состояние в браке населения СССР, союзных и автономных республик, краев и областей. Ч. I: стат. сб. - М., 1989. -С. 38-39; Возрастной состав населения РСФСР по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. - М., 1990. - С. 4; Возрастно-половой состав и состояние в браке. - М., 2004. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: В 14 т. / Федер. Служба гос. статистики; Т. 2). - С. 15; Демографический ежегодник Республики Коми. 2010: стат. сб. Комистат - Сыктывкар, 2010. - С. 142-146.

3 Демографический ежегодник Республики Коми. 2010: стат. сб. Комистат. - Сыктывкар, 2010. - С. 148.

Таблица 2

Динамика индекса демографической нагрузки России по данным переписей и текущей

статистической оценке

Годы На 1000 человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста

Всего Моложе трудоспособного возраста Старше трудоспособного возраста

1959 713 538 175

1970 786 511 275

1979 656 385 271

1989 755 430 325

2002 631 296 335

2005* 580 258 322

2006* 578 252 326

2007* 582 251 332

2008* 590 253 337

2009* 606 259 347

Источники1.

* Оценка на конец года.

Но определенный вклад вносит и демографическая история страны. В последние годы верхней границы трудоспособного возраста начали достигать многочисленные поколения послевоенного компенсационного подъема рождаемости. Так, в 2009 г. возраста выхода на пенсию достигли мужчины, родившиеся в 1949 г., и женщины, родившиеся в 1954 г. Если общая демографическая нагрузка в целом за последние полвека из-за сокращения детских контин-гентов стала существенно ниже, то нагрузка «сверху» за это время практически удвоилась. В ближайшие полтора десятилетия численность контингентов, достигающих пенсионного возраста, будет только увеличиваться. По сути, на пенсию будут выходить последние многочисленные поколения россиян.

Кроме того, в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» поставлена задача увеличения продолжительности жизни населения страны к 2016 г. до 70 лет, к 2025 г. - до 75 лет2. Наблюдающееся в последние годы в России повышение показателя продолжительности жизни позволяет с определенным оптимизмом относиться к этим амбициозным задачам. В случае дальнейшего успеха это, безусловно, придаст дополнительный импульс темпам постарения российского населения «сверху».

При этом в стране есть регионы, которые на протяжении десятилетий имеют устойчивое отрицательное сальдо миграции (сельская местность, Нечерноземье, в последнее время северные и восточные регионы России) и, следовательно, испытывают более значительные темпы старения населения. В частности, регионы российского Севера, с конца 1980-х гг. испытывающие миграционную убыль населения, характеризуются по этой причине повышенными темпами постарения пока еще более молодого населения. При этом отраслевая система хозяйствования и дискомфортность условий проживания предъявляют здесь особые требования к характеристикам здоровья населения, а, соответственно, и к его возрастной структуре.

Однако давайте взглянем на численность и возрастную структуру населения, абстрагируясь от тенденций их изменения. По переписи 1989 г. в России насчитывалось 147,0 млн. человек, по переписи 2002 г. - 145,2 млн. человек, по предварительным итогам переписи 2010 г. - 141,2 млн. человек. Как видим, население страны сокращается нарастающими темпами, поскольку в последние годы резко снизилась компенсирующая роль внешней миграции. 141,2 тыс. человек - много это или мало? В 1979 г. население РСФСР составляло 137 млн. человек, в 1959 г. - 117 млн. человек, в 1926 г. - 93 млн. человек. При этом доля населения трудоспособного возраста в составе населения России на протяжении всего рассматриваемого времени была меньше, чем в начале 2000-х годов (61,3% в 2002 г.): в 1989 г. - 57,0%, в 1979 г. - 60,4%, в 1970 г. - 56,0%, в 1959 г. - 58,4%, в 1926 г. - 51,7%3. При этом, по оценкам Росстата, удельный вес трудоспособного возраста увеличивался вплоть до 2006 г. На конец 2006 г. он оценивается в 63,4%. И лишь с 2007 г. доля населения в трудоспособном возрасте в России начинает снижаться - на конец 2009 г. оценивается в 62,3%4. Даже при прогнозируемом сокращении ее к 2020-2025 гг. до 57,6-57,9%5, она останется выше, чем в 1989 г.

Таким образом, все «великие стройки коммунизма» (а результаты на самом деле очень впечатляющие: за 19201980-е годы аграрная страна превратилась в мощную индустриальную державу) были осуществлены гораздо менее

1 Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. Том II. Пол, возраст и состояние в браке населения СССР, союзных и автономных республик, краев и областей. - М., 1972. - С. 16-17; Итоги Всесоюзной переписи населения 1979 года. Том II. Пол, возраст и состояние в браке населения СССР, союзных и автономных республик, краев и областей. Ч. I: стат. сб. - М., 1989. -С. 38-39; Возрастной состав населения РСФСР по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. - М., 1990. - С. 4; Возрастно-половой состав и состояние в браке. - М., 2004. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: В 14 т. / Федер. Служба гос. статистики; Т. 2). - С. 15; Демографический ежегодник Республики Коми. 2010: стат. сб. Комистат. - Сыктывкар, 2010. - С. 148.

2 Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года // http://document.kremlin.ru/ doc.asp?ID=41941&PSC=1&PT=1&Page=1

3 Орлова И.Б. Демографическое состояние и геополитическая устойчивость государства // Демографические перспективы России. - М., 2008. - С. 60-77.

4 Демографический ежегодник Республики Коми. 2010: стат. сб. Комистат. - Сыктывкар, 2010. - С. 144.

5 Рыбаковский Л. Л. Особенности современной демографической ситуации // Демографические перспективы России. - М., 2008. - С. 94-104.

значительными людскими ресурсами - при трудозатратнейших технологиях. Сегодня - при объективной необходимости перехода к инновационному пути развития экономики, основанному на высоких трудосберегающих технологиях -есть ли смысл основной упор в приоритетах демографического развития страны делать на возрастании численности населения и увеличении количества ресурсов для трудовой деятельности.

Особенно при сохраняющихся даже в условиях экономического роста довольно высоких уровнях и скрытой, и явной безработицы. Уровень общей безработицы в текущем десятилетии оценивается в России от 6 до 10% экономически активного населения. При переходе к трудосберегающей инновационной экономике он имеет все шансы существенно увеличиться. Тем более что внешняя миграция из ближнего зарубежья, несмотря на сократившиеся в последнее время масштабы, будет по-прежнему поставлять рабочую силу на российский рынок труда. И чем лучше будет развиваться экономика России - тем больше будет иммигрантов.

Не стоит сбрасывать со счетов также и огромное количество работающих пенсионеров, которые благодаря высокому профессионализму и более скромным требованиям к оплате труда составляют серьезную конкуренцию молодым коллегам. По оценкам специалистов, около 30% пенсионеров вынуждены работать, поскольку на пенсию не прожить. При этом по заявлениям управленцев, даже с такой пенсией 50% пенсионного обеспечения населения не покрывается Пенсионным фондом. А в условиях повышения темпов постарения ситуация с пенсионным обеспечением будет только усугубляться. Соответственно, пенсионная реформа в России неизбежна. В промышленно развитых странах (с высокой производительностью труда и значительными пенсионными отчислениями) пенсионный возраст гораздо выше, и при этом в настоящее время проводится реформирование в сторону дальнейшего повышения. Скорее всего, после очередной выборной кампании пенсионный возраст в России будет увеличен. А еще до этого будут пересмотрены некоторые категории досрочных пенсионеров: в стране слишком много льготников.

При этом есть предложения повысить пенсионный возраст только для женщин, уравняв его с мужским (как в ряде промышленно развитых стран - сокращая его на определенное количество лет по мере рождения детей). В качестве основания приводится значительный разрыв в величине продолжительности жизни мужчин и женщин. Однако у пенсионеров возраст дожития (ожидаемая продолжительность предстоящей жизни лиц пенсионного возраста) и у мужчин, и у женщин примерно одинаков, т.е. дожив до пенсионных возрастов, мужчины живут не меньше женщин. Кроме того, на протяжении всей трудовой жизни женщины несут двойную трудовую нагрузку: на работе и дома. По результатам некоторых исследований, при отсутствии сильных материальных проблем женщины в пенсионном возрасте работают менее охотно, чем мужчины: в раннем пенсионном возрасте они предпочитают использовать возможность разрешения, наконец, конфликта ролей работницы и хозяйки. Очевидно, когда вопрос повышения пенсионного возраста в России будет поставлен на повестку дня, его следует поднимать пропорционально. Однако решать его придется обязательно. На наш взгляд, пенсионная реформа в России будет осуществлена уже в ближайшее десятилетие (и общество нужно готовить к этому, не сея среди населения иллюзий, что пенсионный возраст останется незыблемым), что позволит в значительной степени смягчить негативные экономические последствия постарения населения.

Объявленный в стране курс на модернизацию экономики неразрывно связан с необходимостью роста производительности труда. По оценкам специалистов, для того, чтобы Россия полноправно стала членом Большой восьмерки и не потеряла позиций в БРИК, производительность труда в российской экономике к 2030 г. должна увеличиться в 3,6-4,1 раза1. При этом подчеркивается, что сокращение количественных возможностей роста предложения труда (согласно прогнозам Росстата - в пределах 5% в 2020-е гг.) не перекроется ростом производительности труда, индуцируемым ростом капитала. Однако изменение трудового потенциала страны далеко не всегда связано с изменением численности трудоспособного населения. Даже при стабильной и сокращающейся численности трудовых ресурсов может происходить увеличение трудового потенциала путем наращивания качественных характеристик: роста образовательного и профессионального уровня, улучшения состояния здоровья, развития физической дееспособности населения, роста культурного уровня и др. Кроме того, повышенная эффективность модернизации устаревшего производственного аппарата, которая будет производиться в стране в ближайшие годы в рамках провозглашенного государством курса, может обеспечить повышенные темпы роста российской экономики. Такие резервы роста будут со временем сокращаться. Но экономика России заметно увеличит свои масштабы, и в 2020-е гг. ее рост все более будет определяться мировыми тенденциями технологического обновления и инновационного развития2.

Таким образом, повышение темпов постарения населения России в экономическом плане не представляет собой столь серьезной угрозы, как это традиционно принято считать. Пожалуй, более важное значение имеют социальные аспекты постарения населения. Особенно для нашей страны, характеризующейся не очень высоким уровнем жизни населения. Как уже отмечалось, мировые исследования по проблемам демографического старения сосредоточены, прежде всего, на направлениях улучшения жизни пожилых людей, и исследования, посвященные вопросам постарения российского населения, также должны концентрироваться на этом направлении. Задача борьбы с бедностью, много лет со всей остротой стоящая в России на повестке дня, особенно остро стоит в отношении пожилых людей: пенсионное обеспечение в настоящее время, безусловно, не обеспечивает достойного уровня жизни. В то время как гарантия высокого жизненного стандарта людей, многолетним трудом создававших богатство страны - это первоочередная задача социального государства. И заявления о нехватке у государства средств на достойное пенсионное обеспечение не выдерживают никакой критики.

1 Суспицын С.А. Прогнозы и оценки пространственных трансформаций экономики на основе комплекса иерархических

расчетов развития многорегиональной системы РФ // Регион: экономика и социология, 2010. - № 3. - С. 8.

2

Суспицын С.А. Там же, с. 9-10.

Повышенные требования ускорение постарения населения предъявляет к системе здравоохранения. Из наиболее острых проблем можно назвать необходимость приведения ее структуры в соответствие с возрастной структурой населения, а также доступность медицинских услуг для людей пожилого возраста. Кроме того, требует корректировки отношение к пожилым людям в медицинских учреждениях. Не секрет, что они не являются пациентами первой очереди для «скорой помощи», что в поликлиниках от их жалоб часто отмахиваются или отписываются стандартными рецептами, а в стационарах не предлагают тех процедур, которые прописываются более молодым пациентам.

Большое значение имеют вопросы социального самочувствия пожилых людей. Как изменить старость? Как продлить возраст до старости? Как отложить, отдалить «возраст дожития» и превратить всю жизнь в единый непрерывный творческий процесс? Для этого, прежде всего, необходимо обеспечить возможность работы всем пенсионерам, желающим работать и имеющим для этого физические способности. Хорошо известно, что в настоящее время не только пенсионеру, но и человеку в предпенсионном возрасте практически невозможно устроиться на работу. Более того, работодатели довольно часто под тем или иным предлогом сокращают сотрудников пожилого возраста, в то время как высокий профессиональный опыт и желание работать могут прекрасно компенсировать некоторое ухудшение физических данных этих работников. Возраст не должен быть препятствием ни для трудоустройства, ни для продолжения образования, если нет других ограничений. Работа, возможность приносить пользу своим близким и всему обществу, увеличение продолжительности активной жизни в огромной степени содействует возрастанию общей продолжительности жизни человека.

Необходимо обеспечить людям старших возрастов возможность самореализовываться в творческом плане. Если на Западе пожилые люди очень активны: они посещают университеты, кружки, студии, рисуют, сочиняют стихи, пишут, поют, то в России активная творческая жизнь стариков существует в весьма ограниченном объеме. При этом опыт общения с пенсионерами, которые в пожилом возрасте активно используют свой творческий потенциал, демонстрирует, насколько это способствует укреплению их физического здоровья и долголетию.

Лицам преклонного возраста необходимо обеспечить возможность получать качественное социальное обслуживание. Это очень серьезный вопрос, учитывая увеличение в составе населения доли лиц старше 75 лет (в 2002 г. она составляет в России 4,5 против 2,4% в 1970 г.1). В настоящее время уход за немощными больными престарелыми стариками является преимущественно «привилегией» родственников. В специализированные дома-интернаты для престарелых граждан принимают в основном пожилых людей, не имеющих родственников. Более того, в обществе бытует крайне негативное мнение о людях, которые «сдали мать (отцы редко доживают до преклонного возраста) в индом», поэтому даже в случае возможности люди, не относящиеся к маргинальным слоям, стараются сами в домашних условиях ухаживать за престарелыми родителями. Но давайте взглянем на ситуацию с другой стороны. Пожилой человек в возрасте около 80 лет может рассчитывать, главным образом, на помощь дочери, реже невестки, которой самой в это время уже 50-60 лет. Возможно, она еще работает, или хочет продолжать работать, поскольку 50-60 лет -это, по сути, возраст творческой зрелости человека. У нее взрослые дети, которые к 30-35 годам еще не совсем крепко встали на ноги - надо помогать и им. Кроме того, пубертатного возраста начали достигать первые внуки, доставляя массу проблем, которые надо решать своевременно, и решать очень деликатно, что тоже требует времени и сил бабушки. При этом у ее пожилой мамы, кроме возраста и физической немощи, еще букет болезней, которые предполагают оказание специализированной помощи. И это стандартная ситуация в благополучной многопоколенной семье.

На наш взгляд, прежде всего, в обществе надо постепенно менять отношение к такой проблеме, как социальное обслуживание пожилых людей в рамках специализированного учреждения (или, как это воспринимается сейчас, «помещение старых родителей при живых детях в индом»). Чтобы это не казалось постыдным ни для самих пожилых людей, ни для их уже немолодых детей. Во-вторых, надо приводить систему специализированный учреждений в порядок. Чтобы добропорядочные старики не проживали в них бок о бок с бывшими уголовниками. А сейчас это, скорее, правило, чем исключение, поскольку, повторим, в дома для престарелых оформляют, прежде всего, одиноких стариков, и таких больше всего как раз таки среди тех, кто большую часть жизни провел в местах заключения. В-третьих, надо создавать комфортные дома-интернаты для пожилых - финансовых механизмов достойного содержания в них граждан, нуждающихся в социальной и специализированной медицинской помощи, более чем достаточно. В-четвертых, необходимо создавать специализированные учреждения разного формата деятельности. Например, в сельской местности очень актуальны дома-интернаты для пожилых, функционирующие лишь в зимний период: летом старики предпочитают жить дома и по мере сил копаться на своих огородах - это тоже продление активной продолжительности жизни. Вообще, этот вопрос нуждается в специальном глубоком изучении, но он, безусловно, требует исследования и решения.

Рискуя оказаться объектом жесткой критики за «пропаганду резерваций для стариков», позволю себе утверждать, что людям комфортнее всего жить среди «себе подобных», в том числе и пожилым людям. Молодость эгоистична и жестока к старикам. Особенно сейчас, после двух последних десятилетий безудержного культа денег, красоты, здоровья, физической силы, успеха. В советский период в песне звучало: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет». И на деле эти слова вполне соответствовали действительности. Тем более что еще достаточно большая часть населения страны придерживалась традиционных взглядов на место человека в семье и обществе. В настоящее время в российском обществе довольно часты проявления эйджизма - дискриминации пожилых. И причин этого достаточно много. В частности, существует мнение, что это связано с тем, что Россия, по сути, страна-воин,

1 Итоги Всесоюзной переписи населения 1979 года. Том II. Пол, возраст и состояние в браке населения СССР, союзных и автономных республик, краев и областей. Ч. I: стат. сб. - М., 1989. - С. 38; Возрастно-половой состав и состояние в браке. - М., 2004. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: В 14 т. / Федер. Служба гос. статистики; Т. 2). - С. 15.

которому соответствует «агрессивный» средний возраст 35-40-45 лет - все другие возрасты (как молодые, так и старые) менее ценятся. Согласно другой точке зрения, в обществе, где царит культ красоты и физической силы - старики «не гламурны», а, значит, «второсортны».

Вполне объективно, на наш взгляд, и мнение, что эйджизм - это признак духовной деградации общества, и в лечении нуждается само общество. Потому что постарение населения - объективный процесс для цивилизованной страны. И в будущем - в благоприятном случае - оно будет только нарастать. Поэтому общество должно готовить себя к этому. Будущее зависит от того, сможем ли мы пересмотреть свое отношение к старости.

Посвалюк Н.Э.

к.м.н., с.н.с. ВЦ ДВО РАН, зав. лабораторией ИПКСЗ МЗ Хабаровского края

Мотрич Е.Л.

Институт экономических исследований ДВО РАН

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

Обсуждение долгосрочного прогноза социально-экономического развития Дальневосточного региона на период до 2050 года происходит на междисциплинарной платформе комплексных научных исследований, включая фундаментальные и прикладные направления биомедицинской науки. Новый этап аналитической работы по проблемам развития здравоохранения в Дальневосточном регионе с учетом его социально-экономического и демографического статуса осуществляется в контексте «Концепции модернизации здравоохранения Российской Федерации до 2020 года». Организационно-управленческие решения, принимаемые в процессе подготовки и реализации «Концепции...» руководителями регионального здравоохранения, опираются на рутинную статистику и традиционные модели совершенствования медицинского обслуживания населения в рамках ограничений бюджетного финансирования, включая при этом заданные Министерством здравоохранения и социального развития РФ «модные тенденции» в виде «Центров здоровья».

Процесс принятия управленческих решений, опережающий комплексный анализ развития территории может привести к принятию ошибочной стратегии и как следствие - к экономическим и демографическим потерям, росту неудовлетворенности населения в вопросах оказания медицинской помощи. Несомненно, необходимо обсуждение и определение ориентиров стратегического развития здравоохранения региона в контексте долгосрочного прогноза социально-экономического развития Дальнего Востока России, так как по важности решение медико-демографических проблем в регионе стоит на одном уровне с обеспечением необходимых темпов роста российской экономики и национальной безопасности.

Для Дальневосточного региона сохранение достаточной численности населения имеет огромное геополитическое и стратегическое значение. Происходящие социально-демографические процессы, экономический рост, развитие высоких медицинских технологий предъявляют серьезные вызовы системе регионального здравоохранения. Общество ожидает от современной системы здравоохранения результативного противостояния устойчивой тенденции сокращения продолжительности жизни и роста смертности населения, в особенности в трудоспособном возрасте и от внешних причин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хотя показатели младенческой смертности (МС) и материнской смертности в Дальневосточном регионе в последние годы снижаются, ситуация по-прежнему остается серьезной. Результаты анализа МС в Хабаровском крае почти за семидесятилетний период позволяют сделать вывод о снижении показателей МС почти в 8 раз. Тем не менее, общее падение рождаемости, все еще значительный уровень МС требуют реализации комплекса программ по снижению МС до среднеевопейского уровня. (Карташев К.В., Левкова Е.А., Посвалюк Н.Э. и др. 2010). Значительное повышение доли лиц пожилого возраста в составе населения как за счет местного населения, так и переселенцев с северных территорий, обусловливает кардинальное изменение в масштабах и структуре заболеваемости, требующее более высоких затрат на медицинскую помощь, включая дорогостоящую высокотехнологичную помощь пожилым пациентам с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, патологией опорно-двигательного аппарата.

По оценкам специалистов только в силу действия возрастного фактора потребность в расходах на здравоохранение возрастет к 2020 году более чем на 15%. Задачи модернизации российской экономики побуждают федеральное правительство к увеличению расходов на здравоохранение с одновременным ростом требований к эффективному использованию ресурсов отрасли. Вместе с тем, наблюдается усиление региональной и внутрирегиональной дифференциации населения по уровню первичных доходов, что в условиях реформирования здравоохранения региона обусловило формирование устойчивой тенденции к сокращению возможностей получения бесплатной медицинской помощи основной группой населения.

Разрушение системы диспансеризации населения в территориальных участковых поликлиниках и на крупных производствах, появление альтернативных возможностей медицинского обслуживания, приводит к возрастанию значения личной ответственности населения за свое здоровье при одновременном росте социально-экономических ограничений в реализации важной человеческой потребности в сохранении здоровья. При этом реализуется спрогнозированное специалистами (В .И. Шевский с соавт., 2008) увеличение численности среднего класса, у которого формирует-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.