Научная статья на тему 'Демографические, экологические аспекты как факторы социально- экономического развития Минской области'

Демографические, экологические аспекты как факторы социально- экономического развития Минской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
461
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографические, экологические аспекты как факторы социально- экономического развития Минской области»

УДК364.3-624:336.22]:796(477)

Латыш H.A.,

научный сотрудник, Попкович И.Р., мл. научный сотрудник, Лепшова О.В.,

мл. научный сотрудник, ГНУ "НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь" (г. Минск)

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В последние годы, в республике в целом и в Минской области, в частности, реализовывался комплекс организационно-правовых и социально экономических мер, предусмотренных рядом Государственных программ: Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 - 2010 годы, Программой социально-экономического развития Минской области на 2006 - 2010 гг., Государственной комплексной программой развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007 - 2011 гг., Государственной программой возрождения и развития села, Государственной программой жилищного строительства и других.

Разработка и реализация этих программ для Минской области были жизненно необходимы и обусловлены потребностью стабилизации социально - экономического положения и кардинального улучшения демографической ситуации, характеризующейся к началу 2007 года, как кризисная и депопуляционная. Вместе с тем, реализация широкого круга организационно-правовых и социально-экономических мер, предусмотренных программами и, прежде всего, Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь, позволила в определенной степени обеспечить рост рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, замедлить темпы сокращения численности населения, снизить уровни материнской и младенческой смертности, но не решила всех демографических проблем.[1]

На примере Минской области проанализируем демографическую ситуацию до 2007 года и изменения, произошедшие в тенденциях демографического развития в последние годы, а также обозначим круг существующих проблем, которые предстоит решать в будущем.

В 1995 году, впервые за весь послевоенный период, было зафиксировано сокращение общей численности населения по области на 4,4 тыс. человек, или на 0,3% к уровню предыдущего года (таблица 1), [2]. Численность городского населения продолжала увеличиваться еще в течение 10 лет, и стала сокращаться с 2005 года, а вот сельское население в послевоенный период сокращалось постоянно. Для восстановления разрушенной войной экономики и строительства городов требовалась рабочая сила, и село было основным ее поставщиком. Из сельской местности уезжали, главным образом, молодые люди, тем самым лишая село возможности развиваться как экономически, так и демографически. Уже в более поздний период, в 1975 - 1985 гг. в среднем ежегодно из сельских поселений области мигрировали в города до 15 тыс. человек и 70 % из них - в возрасте 16-29 лет. В 2000 году численность городских жителей превысит численность сельского населения на 66,6 тыс. человек, а его удельный вес в общей структуре численности по области будет превышать 50% - ый рубеж. Позднее отток трудоспособного населения из сел сократится, но воспроизводственная структура сельского населения будет нарушена.

К началу реализации Национальной программы демографической безопасности республики, в 2006 году в Минской области было впервые зарегистрировано абсолютное сокращение численности населения, т.е. сокращение, как в городах, так и сельской местности, усугубленное естественной убылью повсеместно.

Таблица 1. Численность населения Минской области на начало года, тыс. чел.

Годы Все население % в том числе Удельный вес в общей численности, %

город % село % городское сельское

1940 1609,9 - 198,4 - 1411,5 - 12,3 87,7

1950 1487,8 92,4 197,4 99,5 1290,4 91,4 13,3 86,7

1970 1541,7 103,6 410,1 в 2,1 р. 1131,6 87,7 26,6 73,4

1990 1578,6 102,4 752,5 183,5 826,1 73,0 47,7 52,3

1994 1600,6 101,4 790,4 105,0 810,2 98,1 49,4 50,6

1995 1596,2 99,7 796,1 100,7 800,1 98,8 49,9 50,1

2000 1547,4 96,9 807,0 101,4 740,4 92,5 52,1 47,9

2005 1491,7 96,4 792,2 98,2 678,3 91,6 53,9 46,1

2006 1457,6 97,7 788,7 99,6 668,9 98,6 54,1 45,9

2010 1419,9 97,4 787,5 99,8 632,4 94,5 55,5 44,5

2011 1411,5 99,4 787,8 100,0 623,7 98,6 55,8 44,2

Естественная убыль населения, или превышение умерших над родившимися в целом по области впервые была зафиксирована в 1991 году и составила тогда 555 человек. При этом в целом по городам еще отмечался естественный прирост до 1995 года, а вот естественная убыль по сельским поселениям начала свой отсчет в 70-е годы, и с (1,1 тыс. чел.) в 1980 году увеличилась до (-5369 тыс. чел.) в 1991 году (таблица 2).

Анализируя ситуацию, следует все же отметить, что потенциал естественной убыли и впоследствии сокращения численности населения области исторически начал формироваться еще за несколько десятилетий до первой фикса-

310 Економ1чний вюник университету | Випуск № 18/2

© Латыш Н.А., Попкович И.Р., Лепшова О.В., 2012

Таблица 2. Естественный прирост (убыль) населения по Минской области, чел.

Годы Родилось Умерло Естественный прирост

всего город село всего город село всего город село

1970 24923 8295 16628 12324 2308 10016 12599 5987 6612

1980 23347 10799 12548 17481 3827 13654 5866 6972 -1106

1990 21345 11955 9390 19355 5874 13481 1990 6081 -4091

1991 19623 10967 8556 20178 6154 14024 -555 4813 -5368

1995 15178 8214 6964 23484 7650 15834 -8306 564 -8870

1996 14468 7741 6727 23714 7747 15967 -9246 -6 -9240

2000 13844 7910 5934 23602 8002 15600 -9758 -92 -9666

2005 13743 7464 6279 24528 8953 15575 -10785 -1489 -9296

2006 14646 8106 6540 23892 8753 15139 -9246 -647 -8599

2010 16667 9145 7522 23154 9032 14122 -6487 113 -6600

ции естественной убыли. До 1990 года естественный прирост обеспечивался благодаря потенциалу роста, заложенному в самой возрастной структуре населения. Так, высокая рождаемость конца 50-х и начала 60-х годов прошлого столетия, в среднем 22-24%о промилле (общий коэффициент рождаемости, выражаемый численностью живорожденных детей из расчета на 1000 человек населения), обеспечивала естественный прирост в тот период. Впоследствии, повзрослевшее и вступившее в детородный возраст поколение, рожденное в 50-60-е годы, несомненно, оказало положительное влияние на динамику рождаемости и естественный прирост в более поздние периоды - в 1980-е и 2000 -е годы нового столетия (20-летний цикл повторяемости всплесков рождаемости). Следует отметить, что уже к концу 60-х и в 70-х годах, в период активной индустриализации и урбанизации, рождаемость стала падать повсеместно. Среднее ее значение находилось в пределах 16 %. Наиболее быстро рождаемость сокращалась в сельской местности, а ведь именно село было главным источником воспроизводства, поскольку в нем проживало 70% населения. Смертность, напротив, росла и в городах, и в сельских поселениях. Эти негативные тенденции и послужили основной причиной возникновения естественной убыли и ее первой фиксации в 1991 году.

Механический прирост населения, как из других областей страны, так и из республик бывшего Союза, в начале 90-х годов оставался достаточно высоким и обеспечивал, несмотря на естественную убыль, рост общей численности населения области до 1994 года (таблица 3).

Таблица 3. Механический прирост населения Минской области, тыс. чел.

1990 1995 2000 2005 2009 2010

Прибыло - всего 71,5 40,3 34,4 45,1 42,6 38,3

город 37,2 20,7 17,8 20,0 19,3 18,4

село 34,3 19,6 16,6 25,1 23,3 19,9

Выбыло - всего 59,8 39,4 34,8 43,8 47,2 40,1

город 25,6 19,6 16,6 20,4 21,0 17,1

село 34,2 19,8 18,2 23,4 26,2 23,0

Сальдо миграции - всего 11,7 0,9 -0,4 1,3 -4,6 -1,8

город 11,6 1,1 1,2 -0,4 -1,7 1,3

село 0,1 -0,3 -1,6 1,7 -2,9 -3,1

С 2005 г. отмечается тенденция сокращения численности населения, прибывающего в сельскую местность, и растет число выбывающих, соответственно увеличивается и механический отток: с прироста в 1,7 тыс. человек в 2005 году до оттока населения в (-3,1) тыс. человек в 2010 году. В городских поселениях напротив, механический отток населения, регистрируемый в последние годы, в 2010 году сменился приростом в 1,3 тыс. человек.

За 2007 - 2010 годы население области сократилось на 36 тыс. человек, или на 2,5 % и составило на начало 2011 года 1411,5 тыс. человек.[3] Вместе с тем, средняя динамика сокращения численности населения по годам за этот период снизилась и составила в среднем 0,6%, против 1% предыдущего четырехлетнего периода. Численность городского населения увеличилась на 0,8 тыс. человек, или на 0,1%, а численность сельского сократилась с 660,6 тысяч до 623,7 тыс. человек, или на 5,6%.

Низкая рождаемость и высокая смертность в течение долгого времени, а также отрицательные миграционные потоки деформировали возрастную структуру населения и привели к его "постарению". Доля численности населения, моложе трудоспособного возраста, за последние 10 лет сократилась в целом по городам - с 23% до 16,8%, а по сельским поселениям - с 19,9% до 15,5% (таблица 4). Доля населения трудоспособного возраста в целом по области увеличилась на 4,1 %, в том числе в городах - на 1,2%., а в сельской местности, в определенной степени, за счет активной государственной политики, направленной на возрождение сельских поселений, восстановление и развитие сельского хозяйства, строительство агрогородков, - на 8%.

Процесс "постарения" населения в 2000- 2010 гг. особенно затронул города области. Здесь доля населения старше трудоспособного возраста выросла соответственно с 15,3% до 20,3%, а в сельских поселениях, напротив, доля пожилого населения сократилась на 1,6 процентных пункта и составила 28,4%. Вместе с тем, современную возрастную структуру области нельзя считать благоприятной. В соответствии с классификацией ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. Сокращение населения дотрудоспособных возрастов, являющихся будущим трудовым резервом региона, и увеличение доли населения послетрудоспособного воз-

Таблица 4. Структура возрастного состава населения Минской области, %

1980 1990 2000 2006 2010

Численность населения - всего 100 100 100 100 100

в том числе в возрасте:

моложе трудоспособного - всего 25,2 24,5 20,9 17,0 16,2

город 27,6 28,0 23,0 17,9 16,8

село 24,7 21,4 19,9 15,9 15,5

в трудоспособном - всего 55,9 53,9 55,8 60,0 59,9

город 62,0 59,5 61,7 64,6 62,9

село 52,0 49,1 48,1 54,7 56,1

старше трудоспособного - всего 18,9 21,6 23,3 23,0 23,9

город 10,4 12,5 15,3 17,5 20,3

село 23,2 29,5 32,0 29,4 28,4

раста уже сегодня и в более поздние периоды, будут обострять социальные, экономические и психологические проблемы. Прежде всего, это связано с увеличением демографической нагрузки на трудоспособный возраст и увеличивающимся давлением на бюджет области в связи с ростом расходов на пенсионное обеспечение и социальное обслуживание из-за растущей численности пенсионеров. Кроме этого, неизбежно сократятся доходы лиц, закончивших свою трудовую деятельность, снизится их уровень жизни. Это, безусловно, обострит психологические проблемы, увеличит заболеваемость и смертность.

Естественная убыль снизилась с 5,3 на 1000 населения в 2007 году до 4,6 в 2010 году (рисунок 1).

В последние годы отмечается рост рождаемости, как в городской, так и в сельской местности. С 2007 года коэффициент рождаемости в среднем по сельским поселениям увеличился с 10,7%о до 12%о в 2010 году и превысил показатель по городским поселениям (11,6%).

Следует отметить, что рост рождаемости в 2007-2010 годы был обусловлен взаимодействием нескольких основных факторов. Первый - чисто демографический. Позитивно отразились благоприятные сдвиги в половозрастной структуре населения, которые проявились не только в увеличении численности женщин репродуктивного возраста, но и в существенном улучшении ее возрастной структуры за счет роста доли женщин в возрасте 20-29 лет. Второй фактор - социально-экономический, связанный с реализацией комплекса мер государственной политики, направленной на усиление поддержки семей с детьми. Прежде всего, это увеличение размеров государственных пособий на детей, оказание многодетным семьям финансовой помощи в погашении задолженности по льготным кредитам, выданным на строительство (реконструкцию) жилья, обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни, предоставление налоговых льгот семьям с детьми, улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства и пр.

Рисунок 1. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения Минской области, на 1000 человек населения

В структуре рождений детей (по очередности рождений) с 2000 года увеличилась доля третьих детей в семье с 7,2% (998 детей) до 8,9% (1477 детей) и вторых детей с 33% (4587) до 36,7% (6113) в 2010 году. Вместе с тем, доля первенцев в структуре рождений сократилась с 56,4% до 51,6%.

Важно учесть что, наметившиеся положительные сдвиги в динамике рождаемости в Минской области, не являются стабильными. В ближайшее десятилетие структурные демографические факторы начнут оказывать негативное влияние на тенденции рождаемости, поскольку в активный детородный возраст начнет вступать малочисленное поколение родившихся в 90-х годах прошлого столетия. Последствия демографического спада данного периода и постепенное снижение вклада в рождаемость поколения 80-х годов уже проявляются. В последние годы сокращается

рост числа новорожденных к уровню предыдущего года. В 2008 году он составил 103,2%, в 2009 году - 103,0%, а в 2010 году - 101,0 %. Суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину, хоть и увеличился с 1,5 до 1,7, все же не может обеспечить даже простого воспроизводства населения, для которого необходимо значение в 2,15 и тем более далеко до расширенного воспроизводства с показателем в 2,6. В настоящее время функция воспроизводства населения обеспечивается в области лишь на 79%.

По-прежнему остро стоит проблема кризиса института семьи. Почти 47% регистрируемых в целом по области браков распадаются, в том числе в городских поселениях - 50%, в сельских - 40%. Более 21% новорожденных, или практически каждый пятый ребенок, а в сельской местности - каждый четвертый, в 2010 году был рожден женщинами, не состоящими в зарегистрированном браке.

За 2007-2010 гг. незначительно повысилась средняя ожидаемая продолжительность жизни с 68,6 до 68,9лет, но сформировать устойчивую и стабильную динамику роста за эти годы все же не удалось. Средняя продолжительность жизни в городской местности составила 71,2 года, что на 4,8 года выше продолжительности жизни сельского населения. Остается значительной (12,7 лет) разница в средней продолжительности жизни женщин (75,6 лет) и мужчин (62,9 года). В целом продолжительность жизни населения области остается низкой и отстает от показателя развитых европейских государств в среднем на 8-10 лет.

В своем труде "Смертность как индикатор экономического успеха или неудачи" лауреат нобелевской премии Амартья Сен, отмечал, что "простой индикатор смертности, может сказать об уровне и направлениях общественного развития больше, чем комплекс макроэкономических показателей". Высокий уровень смертности в Минской области по-прежнему остается серьезной проблемой для воспроизводства населения. Особенно высока смертность среди мужского населения в трудоспособных возрастах, что приводит к значительным потерям в воспроизводственном и трудовом потенциале региона. В 2010 году коэффициент мужской смертности в среднем по трудоспособным возрастам (16-59 лет) в целом по области превышал женскую смертность в 3,3 раза. В области (по всем возрастным группам на 1000 населения) мужчин умирает на 48% больше, чем женщин. Особенно высока смертность в сельской местности - 23,7 промилле, что в 1,7 раза выше, чем в городах (рисунок 2). Основная причина высокой смертности мужского населения кроется, прежде всего, в негативных социальных явлениях, таких, как злоупотребление алкоголем и табакокурением, гиподинамия и др.

Рисунок 2. Коэффициенты смертности населения Минской области, на 1000 населения, %о

Значительно обострились медико-социальные проблемы. Высок уровень смертности населения от болезней системы кровообращения. В 2010 г. смертность от этого вида болезней по сравнению с 2007 годом снизилась на 4,3%, но по-прежнему более половины всех смертей (53,8%) приходится на болезни системы кровообращения. За 2007 -2010 годы естественная смертность увеличилась по 8 из 11 основных, учитываемых статистикой, классов причин смерти. Так, на 100 тыс. населения, от инфекционных и паразитарных заболеваний смертность возросла с 11,5 до 11,9 случаев, или на 3,5%, психических расстройств и расстройств поведения - с 5,7 до 12,7, или в 2,2 раза, болезней нервной системы и органов чувств - с 9,7 до 14,2, или на 146%, от инфарктов - с 14,3 до 16,3 (114%), болезней органов пищеварения - с 47,7 до 57,7 (121%). Одновременно увеличилась и сверхсмертность (уход из жизни по предотвратимым внешним причинам людей молодых и средних возрастов в годы высокой продуктивности): с 177,7 на 100 тыс. населения до 184,6 или на 3,9%, в том числе смертность от отравлений алкоголем выросла на 113%, утоплений - на 143,5%. В этом случае смертность, или сверхсмертность носит ярко выраженную социальную окраску и является индикатором прогрессирующего неблагополучия в обществе. В 2010 году от внешних причин в области погибли более 2,6 тыс. человек, или 11,3% от всех умерших.

На демографическую ситуацию, заболеваемость и смертность оказывает негативное влияние и неблагоприятная экологическая ситуация, сложившаяся в области в последние десятилетия.

Минская область является крупной промышленной единицей в народнохозяйственном комплексе страны. Это -пристоличный регион с г. Минском - крупным промышленным центром внутри, негативно воздействующим на эколо-

гию региона. Природному комплексу области все труднее справляться с нарастающими антропогенными нагрузками. Недооценка экологических последствий хозяйственной деятельности, несовершенство правового и экономического механизмов рационального использования природных ресурсов создали в отдельных районах области критическую экологическую ситуацию.

Однако определить долю влияния экологических факторов на здоровье населения достаточно сложно. По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, здоровье населения зависит от качества окружающей среды на 2040%. Прежде всего, здесь учитывается качество пищи и питьевой воды, загрязненность воздуха.

Загрязнение атмосферного воздуха является одной из актуальных гигиенических проблем. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в Минской области являются: РУП "Кузнечный завод тяжелых штамповок", РУПП "БелАЗ"; РУП ПО "Беларуськалий" в Солигорском районе; ЗАО "Молодечномебель", РУП "Молодечненский завод металлоконструкций" ОАО "Электромодуль", ПРУП "Завод порошковой металлургии" и РУП "Молодечненский радиозавод "Спутник" в Молодечненском районе; ОАО "МПКО" в п. Гатово Минского района; ОМ РУП "Зенит" в Вилейском районе; в ОАО "Резинотехника", ОАО "Борисовский завод пластмассовых изделий" и УП "Борисовский хрустальный завод" в Борисовском районе, котельные, работающие на твёрдом и жидком топливе, передвижные источники. В Дзержинском районе наиболее крупными из производственных объектов по валовым выбросам загрязняющих веществ являются: птицефабрика ОАО "АК "Дзержинский", РПУП "Дзержинское ЖКХ", РУП "Минскоблнефтепродукт", ЧУП "МАВ", ПРУП "ДЭМЗ", Дзержинский участок филиала "Несвижский льнозавод" ОАО "Воложинский льнокомбинат".

Выбросы вредных веществ в атмосферу г. Солигорска составляют более 10 тыс. тонн в год, или 15% всех выбросов по области.

Сложная экологическая ситуация в городе Борисове и на прилегающих к нему территориях. Основными загрязнителями здесь являются хрустальный и ремонтный заводы, мебельный и фанерно-спичечный комбинаты. Эти предприятия выбрасывают ежегодно в атмосферу около 5 тыс. т загрязняющих веществ, или более 8% выбросов по области.

В городе Слуцке основными загрязнителями экологии являются мясокомбинат и сахарорафинадный комбинат.

Водоснабжение в Минской области осуществляется 3928 водозаборами из 5129 подземных источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Ресурсы пресной питьевой воды превышают современные объемы их потребления, однако имеется целый ряд проблем с их качеством, в том числе по гигиенически значимым параметрам. Одним из главных недостатков централизованного водоснабжения являются высокие концентрации соединений железа и, как следствие, неудовлетворительное качество питьевой воды по органолептическим показателям. Наибольшее количество коммунальных и ведомственных водопроводов, подающих воду потребителю с повышенным содержанием железа, отмечается в Слуцком, Воложинском, Копыльском, Молодечненском, Узденском, Вилейском, Березинском, Минском районах. Максимальные концентрации соединений железа зарегистрированы в хозяйственно-питьевых водопроводах Копыльского района (до 3,7мг/дм3), Узденского района (4,3 мг/дм3) и Вилей-ского района (до 2,59 мг/дм3).

В Солигорском регионе лидирует потенциально высокая концентрация химических веществ, что обусловлено геологической особенностью региона, особенностями промышленного производства, засолением подземных и грунтовых вод, образованием большого количества химических отходов. В районах солеотвалов и шламохранилищ Соли-горских калийных комбинатов на площади более 15 кв. км образовалась зона хлоридно-натриевого засоления, которая охватывает подземные воды на глубину более 100 м. Имеет место тенденция ее постоянного расширения. За время существования калийного производства в подземные воды мигрировало более 35 млн. т хлоридных солей. Отмечается засоление до 210 г/л вод скважины № 4 возле 4-го рудоуправления. По санитарно-химическим показателям около 1/5 части отобранных в 2010 г. проб воды из коммунальных и ведомственных водопроводов не соответствовало гигиеническим требованиям. Пробы воды из децентрализованных источников не соответствуют гигиеническим нормативам в 80 % случаев (нитраты).[4]

Проблематичной остается ситуация с шахтно-питьевыми колодцами. В области насчитывается 12209 источников нецентрализованного водоснабжения, в том числе 5658 общественных шахтных колодцев. Колодезной водой пользуется 27,7% всего населения области, в т.ч. 4,3% городского и 23,3% сельского. В 2010 году качество воды из общественных колодцев не соответствовало гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в 29,3% отобранных проб, по микробиологическим - в 26,5% проб. По санитарно-химическим показателям питьевая вода из колодцев не соответствует гигиеническим нормативам в основном по нитратам. Так, в 2010 году удельный вес проб с превышением ПДК по этому ингредиенту составил 36,3%.

На территории Минской области 62,6% водозаборов не имеет проектов зон санитарной охраны (ЗСО). Наиболее высокий удельный вес ЗСО отмечен по Копыльскому (100,0%), Крупскому (98,5%), Березинскому (95,6 %), Столбцовскому (88,6%) районам. Отсутствие проектов ЗСО приводит к нарушениям режимов эксплуатации источников питьевого водоснабжения и как следствие способствует загрязнению подземных вод.

Сбалансированное питание играет не последнюю роль в Формировании здоровья населения, профилактике многих хронических заболеваний, снижении отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

По данным Главного управления статистики Минской области, на протяжении ряда лет в области, как и в республике в целом, наблюдается пониженное потребление основных групп продуктов. Отмечается недостаточное потребление наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов: мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, рыбы и рыбных продуктов, яиц, фруктов и овощей. В целом питание населения области носит несбалансированный и нерациональный характер, и не обеспечивает достаточного потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов. Отмечается преобладание потребления животных жиров при минимально достаточном потреблении белка и низком содержании в рационе питания рыбы и морепродуктов, а также овощей

и фруктов. Длительное отклонение фактического питания от рекомендуемых оптимальных норм, наносит ущерб здоровью, снижает работоспособность, сопротивляемость инфекциям, ухудшает показатели физического развития, повышает риск развития острых и хронических заболеваний.

В современных условиях на качество и безопасность пищевых продуктов и продовольственного сырья оказывает влияние загрязнение их токсическими химическими веществами, радионуклидами, химическими средствами защиты и регуляторами роста растений и животных, токсичными примесями упаковочных полимерных материалов, минеральными удобрениями, пищевыми добавками, микроорганизмами, цистами патогенных простейших, яйцами и личинками простейших. Большинство ксенобиотиков поступают в организм человека в основном с пищей. Поскольку ксенобиотики оказывают неблагоприятное влияние на здоровье человека и в настоящее время антропогенные загрязнения обусловили повышение их содержания в различных продуктах питания, проведено изучение качества пищевых продуктов и продовольственного сырья в Минской области по показателям безвредности и безопасности. По результатам исследований, проведенных учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, в последние годы наблюдается стабилизация показателей качества и безопасности продовольственного сырья и продуктов питания, производимых и реализуемых в Минской области как по основным химическим, так и микробиологическим показателям. В целом по области остаются стабильными показатели качества вырабатываемой продукции молоко- и мясоперерабатывающими предприятиями, кондитерскими цехами, предприятиями пивобезалкогольной отрасли, предприятиями общепита.

Анализ современной демографической ситуации области позволяет сделать вывод о том, что сегодня в числе наиболее негативных явлений и тенденций демографического развития Минской области по-прежнему остаются: •депопуляция;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•высокий уровень смертности населения, особенно мужского в трудоспособных возрастах, в том числе от внешних причин;

•старение населения;

•снижение социальных норм детности;

•снижение степени фактической реализации сложившейся потребности в детях и уровня рождаемости, не обеспечивающего простое замещение родительских поколений;

•негативные трансформации института семьи (высокий уровень разводов, нарастание количества консенсуаль-ных браков, рождение детей у женщин, не состоящих в официально зарегистрированном браке, увеличение числа неполных семей с детьми, социальное сиротство и т.д.).

Для стабилизации демографической ситуации в области, как и в республике в целом, необходимо дальнейшее государственное регулирование. Остановить процесс депопуляции возможно при совместных усилиях всех органов власти, общественных и религиозных организаций и самих граждан. В этих целях в республике и в регионах реализуется новая Национальная программа демографической безопасности, рассчитанная на 2011 - 2015 годы.[ 5 ] Основными ее задачами являются:

•увеличение рождаемости и усиление социально- экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

•создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

•укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций; •улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства;

•снижение уровня общей смертности населения, особенно по предотвратимым причинам и увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

•улучшение качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов путем создания им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;

•регулирование внешних миграционных процессов с учетом интересов области.

Вместе с тем, наряду с реализацией мер, направленных на стимулирование рождаемости, охрану материнства и детства, укрепление здоровья граждан, требуются фундаментальные изменения в экономике, градостроительной политике, духовном и культурном образовании и прочих сферах жизни.

Литература

1.Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 - 2010 годы.

2. Статистический ежегодник Минской области, 2005 год.

3.Статистический ежегодник Минской области, 2011 год.

4.Сборник научных трудов "Здоровье и окружающая среда". Выпуск №1Э.

5. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.