Научная статья на тему 'Демографическая политика региона: методический аспект исследования'

Демографическая политика региона: методический аспект исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
926
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ / РОЖДАЕМОСТЬ / СМЕРТНОСТЬ / МИГРАЦИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИЯ / РЕГИОН / REGULATION / GOVERNANCE / POPULATION / BIRTH RATE / DEATH RATE / MIGRATION / DEMOGRAPHIC POLICY / CONCEPT / REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Печура Оксана Владимировна

В статье рассматривается эволюция представлений ученых о политике народонаселения, в том числе на региональном уровне; определяется соотношение между демографической, социальной и семейной политикой; дается краткая сравнительная характеристика концепций демографической политики субъектов Урала и УФО; формулируются методические рекомендации по формированию Семейнодемографического паспорта Свердловской области и расчету экономической эффективности мероприятий по сбережению населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Demographic Policy:

The article considers the evolution of scientists notions on population policy, including that at regional level; defines the ratio between demographic, social and family policies; provides a concise comparative characteristic of demographic policy Concepts of the Urals subjects and the Ural Federal District (UrFO). It formulates methodical recommendations on family-demographic passport formation in the Sverdlovsk oblast and calculation of economic efficiency of measures, aimed at saving population.

Текст научной работы на тему «Демографическая политика региона: методический аспект исследования»

УПРАВЛЕНЕЦ /1-2/29-30/2012

^ ПЕЧУрА оксана владимировна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической статистики

Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург ул. 8 марта/народной воли, 62/45 Контактный тел.: (343) 251-96-39 E-mail: [email protected]

Ключевые слова

регулирование

управление

народонаселение

рождаемость

смертность

миграция

демографическая политика

концепция

регион

Аннотация

В статье рассматривается эволюция представлений ученых о политике народонаселения, в том числе на региональном уровне; определяется соотношение между демографической, социальной и семейной политикой; дается краткая сравнительная характеристика концепций демографической политики субъектов Урала и УФО; формулируются методические рекомендации по формированию Семейнодемографического паспорта Свердловской области и расчету экономической эффективности мероприятий по сбережению населения.

демографическая политика региона: методический аспект исследования

Процесс регулирования (от лат. геди1о - устраиваю, налаживаю) представляет собой разновидность управления, поддержание постоянства или изменение по требуемому закону некоторой физической, экономической, демографической величины, характеризующей управляемый процесс, и осуществляется приложением управляющих воздействий к исполнительным механизмам, непосредственно определяющим ход процесса. Экономическое регулирование подразумевает «воздействие государства или другой заинтересованной стороны на какую-либо активность предпринимателей и состояние рыночной конъюнктуры» [1. С. 161] путем установления системы прямых или косвенных мер, влияющих на деятельность хозяйствующих субъектов, с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма и решения социально-экономических проблем. Под социальным регулированием понимается совокупность мероприятий и работ по воздействию на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Регулирование территориального развития - это «специфическое воздействие межгосударственных, государственных и местных органов управления на развитие конкретной территории» [2. С. 17-18], осуществляемое использованием прямых (инвестиционная, дотационная, ценовая политика, бюджетные отношения и др.) и косвенных (кредитная, налоговая, амортизационная политика и др.) методов.

Регулирование демографических процессов в пространстве региона имеет свою специфику, что связано с необходимостью сочетания процессов социального регулирования и регулирования экономического развития территории. А политические и экономические преобразования в стране, кризисные явления в экономической, социальной и демографической сфе-

рах регионального развития, приобретающие системный характер, говорят о необходимости дальнейшего изменения территориального регулирования демографических процессов. Несмотря на то что главное и ведущее значение демографической составляющей среди региональных подсистем общепризнанно, на фоне почти постоянных финансово-экономических кризисов и процессов стагфляции негативному состоянию демографической региональной подсистемы не уделяется должного внимания. Предлагаемые властными структурами разного уровня меры по осуществлению демографической политики не привели к преодолению так называемого «русского креста» - продолжающейся депопуляции в регионах с преобладанием русского населения. Восстановление нормального демографического развития российских территорий является наиболее сложной задачей из всего комплекса региональных проблем, поскольку как настоящее, так и будущее регионов связано с проблемами количества и качества населения, обусловленными низкой рождаемостью в сочетании с ухудшением здоровья, уменьшением продолжительности жизни населения, замещающей и нелегальной миграцией.

Самые первые представления о системном регулировании демографических процессов сводились к содержанию политики народонаселения, которая представляла собой систему мер, направленных государством на решение проблем народонаселения. Предполагалось, что ее разработка даст возможность одинакового развития всем социальным слоям и группам населения. В свою очередь демографическая политика определялась либо как синоним политики в области народонаселения, либо как элемент политики народонаселения и понималась как «целенаправленное воздействие общества на демографические процессы для приведения их в соответствие с его потребностями и поддержания на

Regional Demographic Policy: а Methodical Aspect

^ oksana v. PECHURA

Cand. Sc. (Ec.), Assistant-Prof. of Economic Statistics Dprt.

Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy voli, 62/45

Phone: (343) 251-96-39

E-mail: [email protected]

определенном, желательном для общества уровне» [3. С. 140]. Далее, в процессе развития теоретических представлений о демографических процессах, большое признание получило понятие «социально-демографическая политика», поскольку демографическую политику нельзя сводить только к задачам регулирования воспроизводственных процессов в сфере демографии. За рамки этих задач выходило решение таких крупных проблем, как стабилизация семьи, улучшение здоровья населения и др. Впоследствии термин «политика народонаселения» стал применяться к характеристикам общественных формаций, а социально-демографическая политика рассматривалась как область управления общественным развитием, не имеющая четких границ.

Четкость в том, что считать демографической политикой, не достигнута до сих пор. Анализируя литературу, посвященную этому вопросу, можно выделить два основных подхода. В первом случае демографическая политика понимается как осуществление мероприятий, которые могут оказать прямое воздействие на уровень рождаемости и создание оптимального режима воспроизводства населения [4. С. 3-44]. По мнению данных авторов, в поле зрения демографической политики находятся все стадии воспроизводственного цикла кроме смертности. В отношении смертности единственная общественно приемлемая политика - это ее снижение. Поэтому она представляется скорее медицинской проблемой, сливающейся с социальной политикой. Цель демографической политики в данном случае сводится к регулированию рождаемости и к изменению демографического поведения населения в желательном направлении. Это направление развивают, но с учетом регулирования процессов смертности, ученые Института экономики УрО РАН

[5], а также ряд московских исследователей. Так, В. Г. Глушкова определяет демографическую политику как систему

мер, принимаемых государством для воздействия на естественное движение населения и достижения определенных демографических результатов [6. С. 206], а М. А. Клупт говорит о том, что демографическая политика - это комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять на режим демографического воспроизводства в заданном направлении.

Сторонники второго подхода понимают демографическую политику в более широком смысле. Она включает, кроме собственно демографических целей, меры по регулированию социальных и, частично, экономических условий, которые могут иметь демографические последствия, т.е. прямо или косвенно сказываться на процессе воспроизводства населения. Таким образом, демографическая политика определяется как система мероприятий, направленных на формирование желательного для общества демографического поведения его членов, а также «охватывает все сферы народного хозяйства», решая стратегические задачи сохранения целостности государства [7. С. 91]. Задачи демографической политики в такой формулировке могут решаться путем совершенствования всех сфер жизнедеятельности общества. В связи с этим ряд современных авторов применяют термины «семейно-демографическая политика» и «социально-демографическая политика», отмечая, что в современной России часто наблюдается смешение социальной, демографической и семейной политики, при этом данная нечеткость предметов исследования и теоретических формулировок и является препятствием на пути построения грамотной управленческой системы по преодолению депопуляции.

В нормативно-правовых документах федерального уровня подчеркивается расширенная трактовка термина «демографическая политика». Так, в Концепции демографического развития Российской Федерации на период

Key words

regulation governance population birth rate death rate migration

demographic policy

concept

region

Summary

The article considers the evolution of scientists' notions on population policy, including that at regional level; defines the ratio between demographic, social and family policies; provides a concise comparative characteristic of demographic policy Concepts of the Urals subjects and the Ural Federal District (UrFO). It formulates methodical recommendations on family-demographic passport formation in the Sverdlovsk oblast and calculation of economic efficiency of measures, aimed at saving population.

UPRAVLENETS/1-2/29-30/2012

УПРАВЛЕНЕЦ /1-2/29-30/2012

Источники

1. Экономика и право: энцикл. слов. Габлера. М., 1998.

2. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М., 1993.

3. Болдырев В. А. Народонаселение в развитом социалистическом обществе: теория и политика. М., 1983.

4. Борисов В. А. Воспроизводство населения как предмет демографической науки // Воспроизводство населения и демографическая политика СССР. М., 1987.

5. Кузьмин А. И. Основы демографии // Социально-гуманитарное и политологическое образование. Режим доступа: http://humanities.edu.ru/db/msg/47080.

6. Демография / под ред. проф. В. Г. Глушковой. М., 2005.

7. Антонов А. И., Борисов В. А. Динамика населения России в XXI веке и приоритеты демографической политики. М., 2006.

8. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.: одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1270-р от 24 сентября 2001 г. Режим доступа: http://www.intelros.ru/2007/10/26/ koncepcija.htm.

9. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.: утв. Указом Президента Российской Федерации № 1351 от 9 октября 2007 г. Режим доступа: http://www. demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/ koncepciya25.htm.

10. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.

11. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации: одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации № 256-р от 1 марта 2003 г. Режим доступа: http:// www.demoscope.ru/weekly/knigi/zakon/ zakon022.htm.

до 2015 г. под демографической политикой понимается целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, которая призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранение или изменение тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения [8]. Необходимо отметить, что данное определение носит не только расширенный, но и смешанный характер. Достаточно четко сущность демографической политики отражена в более позднем официальном документе - Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 г. [9], где указывается, что демографическая политика РФ направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

В обеих Концепциях особое внимание уделяется регулированию как внешних, так и внутренних миграционных процессов, поскольку отток населения из северных, восточных и приграничных районах страны, а также массовая, в том числе нелегальная, иммиграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья и Средней Азии ухудшают социально-экономическую обстановку в регионах России, создают напряженность на рынке труда и являются основой для политического экстремизма. Таким образом, миграционная политика (регулирование миграционных процессов) является одним из направлений демографической политики и представляет собой «совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционное движение населения» [10. С. 250]. Если цель миграционной политики при административно-командной системе управления экономикой страны заключалась в оптимизации миграционного движения населения, обеспечивающей соответствие трудовых ресурсов рабочим местам в условиях повышения ма-

териального благосостояния и духовного развития всех членов общества, то в постсоветский период «целями регулирования миграционных процессов ... являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации» [11].

Особенностью регулирования всех демографических процессов в данное время является не только обоснованная еще в 60-х годах прошлого века необходимость дифференциации демографической политики по районам страны, но и необходимость согласования интересов разных уровней: индивидуальных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социальных и этнокультурных; кратко-, средне- и долгосрочных.

В целях обеспечения условий для улучшения демографической ситуации и в рамках Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» правительствами субъектов Урала и УФО разработаны следующие концептуальные документы (табл. 1).

В официальном видении как на федеральном, так и на региональном уровне демографическая политика включает в себя элементы не только семейной (укрепление семейных устоев и сохранение семейных ценностей, адресная поддержка семей с детьми и молодых семей и т.д.), но и социальноэкономической политики (развитие сети медицинских учреждений, внедрение высокотехнологичной медицинской помощи, формирование оптимальной занятости населения и др.).

Основные разделы стратегических документов в сфере демографического развития территорий в целом (с незначительными отличиями) соответствуют структуре Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. и отличаются единообразием как в плане построения, так и по содержанию. Но сравнительный анализ позволил установить сле-

Таблица 1 - Концепции демографической политики республик и областей Урала и УФО

субъект рф программный документ

республика Башкортостан концепция демографической политики республики Башкортостан на период до 2025 г.: утв. указом президента республики башкортостан от 14 июля 2008 г. № уп-333

оренбургская область концепция демографической политики оренбургской области на период до 2025 г.: утв. постановлением правительства оренбургской области от 24 апреля 2007 г. № 171-пп

свердловская область программа демографического развития свердловской области на период до 2025 г. («уральская семья»): утв. постановлением правительства свердловской области от 27 июля 2007 г. № 530-пп

курганская область концепция демографического развития курганской области до 2025 г.: утв. распоряжением правительства курганской области от 12 июля 2011 г. № 225-р

дующие отличия. Характерной чертой Концепции демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 г. является повышение роли научных исследований в демографической сфере, а также включение демографического образования путем внедрения факультативного обучения в учреждениях начального, среднего и высшего образования и в системе повышения квалификации работников государственной службы и управления (раздел 11 «Информационное и научное обеспечение реализации Концепции»). Специфическим моментом Концепции демографической политики Оренбургской области на период до 2025 г. стало обоснование необходимости введения демографической экспертизы готовящихся и принимаемых управленческих решений (раздел 5 «Механизмы реализации демографической политики»). Положительными особенностями Программы демографического развития Свердловской области на период до 2025 г. («Уральская семья»), являющейся логическим продолжением Концепции «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 г.», выступают:

1) увязка мероприятий Программы с реализацией региональных компонентов приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (параграф 2 «Соотношение Программы "Уральская семья" с приоритетными национальными проектами и Концепцией "Сбережение населения Свердловской области не период до 2015 г."»);

2) усиление продовольственной безопасности и обеспечение доступности бытовых услуг для населения области (параграф 7 «Приоритетные направления Программы "Уральская семья"»);

3) профилактика правонарушений, воспитание толерантного сознания и

предотвращение политического экстремизма; 4) возрастание роли ответственного родительства, в том числе усиление роли отцовства (там же); 5) построение прогноза основных демографических показателей на период до 2050 г. (параграф 9 «Эффективность реализации Программы "Уральская семья"»); 6) составление Семейнодемографического паспорта Свердловской области с его ежегодным обновлением и анализом (параграф 10 «Мониторинг реализации Программы "Уральская семья"»).

Изучение автором методологии построения Семейно-демографического паспорта Свердловской области привело к необходимым, по нашему мнению, его дополнениям в части расширения и уточнения системы включенных в паспорт социально-демографических показателей (табл. 2).

Кроме того, Программа демографического развития Свердловской области на период до 2025 г. («Уральская семья») предполагает оценку результатов и результативности планируемых к реализации мероприятий лишь в части получения социального эффекта. Так, в параграфе 9 «Эффективность реализации Программы "Уральская семья"» рассматривается несколько вариантов долгосрочной динамики прогнозируемого увеличения рождаемости и численности населения и прогнозируемого снижения смертности и естественной убыли населения Свердловской области. Не отрицая важности и первостепенности получения социально-демографического результата от реализации мероприятий Программы «Уральская семья», мы считаем, что для характеристики экономической эффективности внедрения мер по сбережению населения области необходим расчет коэффициента результативности финансирования предлагаемых мероприятий (как за счет

References

1. Economics and law: Gabler's Encyclopedic dictionary. Moscow, 1998.

2. Territorial development regulation in market economy. Moscow, 1993.

3. Boldyrev V. A. Population in the developed socialist society: theory and policy. Moscow, 1983.

4. Borisov V. A. Population reproduction as a subject of a demographic science // Reproduction of the population and the demographic policy of the USSR. Moscow, 1987.

5. Kuzmin A. I. The basics of demography. http://humanities.edu.ru/db/msg/47080.

6. Demography / ed. by professor V. G. Glushkova. Moscow, 2005.

7. Antonov A. I., Borisov V. A. Dynamics of the population in Russia in the XXI century and demographic policy priorities. Moscow, 2006.

8. The concept of demographic development of the Russian Federation for the period untill 2015. Approved by the order of the Government of the Russian Federation № 1270-r on September 24, 2001. http:// www.intelros.ru/2007/10/26/koncepcija. htm.

9. The concept of a demographic policy of the Russian Federation for the period untill 2025. Provided by the decree of the President of the Russian Federation № 1351 on October 9, 2007. http://www.demoscope. ru/weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25. htm.

10. Demographic encyclopedic dictionary. Moscow, 1985.

11. The concept of migration processes regulation in the Russian Federation. Approved by the order of the Government of the Russian Federation № 256-r on March 1, 2003. http://www.demoscope.ru/weekly/ knigi/zakon/zakon022.htm.

UPRAVLENETS/1-2/29-30/2012

УПРАВЛЕНЕЦ /1-2/29-30/2012

Таблица 2 - Предложения по совершенствованию системы социально-демографических показателей, включенных в Семейно-демографический паспорт Свердловской области

пункт паспорта показатель, включенный в паспорт предложения и дополнения Обоснование необходимости корректировки

п. 7 Ожидаемая продолжительность жизни - все население дополнить показателями: 1) средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении мужчин; 2) средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении женщин позволит осуществлять мониторинг сверхсмертности мужчин трудоспособного возраста в рамках сохранения и укрепления здоровья населения области

п. 10 Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста Рассчитывать с учетом не только лиц нетрудоспособного возраста, но и численности экономически неактивного населения позволит оценить реальную демографическую нагрузку на занятое в экономике население области

п. 24 Число детей, посещающих дошкольные учреждения Дополнить числом детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, в том числе стоящих в очереди на зачисление в детские дошкольные учреждения Характеризует развитие сети учреждений детского дошкольного образования и обеспеченность населения области детскими дошкольными учреждениями, а также реализацию мер раздела 2 «Активизация региональной семейной политики» приоритетных направлений программы

п. 25 Численность учащихся общеобразовательных школ Дополнить показателями численности учащихся общеобразовательных школ в 1-ю и во 2-ю смены Характеризует развитие сети учреждений среднего образования и обеспеченность населения области общеобразовательными школами, также реализацию мер раздела 2 «Активизация региональной семейной политики» приоритетных направлений программы

п. 37-53 показатели в сфере здравоохранения Дополнить показателем числа проведенных за отчетный период высокотехнологичных операций качественная оценка результатов деятельности учреждений медицинской помощи и реализации направления N «Сохранение здоровья населения, создание условий для укрепления здоровья, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни населения» приоритетных направлений программы

п. 60-69 показатели повышения качества жизни Дополнить показателем уровня общей безработицы Является одним из показателей социальной напряженности на рынке труда

о необходимости формирования динамических способностей фирмы

орЕХовА Светлана владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий

Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 марта/ народной воли, 62/45 Контактный тел.: (922) 206-17-28 Е-mail: [email protected]

Ключевые слова

УСТОЙЧИВЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

СТАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация

Существующие представления менеджмента значительно трансформируются в свете теории динамических способностей. Фирма признается важным игроком в институциональной среде, силой, способной изменить рынок, на котором она функционирует. Исследование посвящено изучению источников возникновения динамических способностей, эффектов, которые несет динамическая природа способностей для фирмы. Автором проведен терминологический анализ понятия «динамические способности фирмы», предложено и обосновано деление способностей фирмы на статические и динамические. В статье также представлены предварительные результаты анализа малых предприятий Свердловской области, выявлены основные динамические способности, позволяющие им добиваться устойчивых конкурентных преимуществ на рынке.

Теория динамических способностей (dynamic capabilities theory), появившаяся в начале 90-х годов ХХ века, трансформирует имеющиеся представления о причинах и способах создания устойчивых конкурентных преимуществ фирмы. Суть теории заключается в том, что фирма может надеяться на долгосрочный успех только в том случае, если у нее имеются способности к постоянной трансформации.

На раннем этапе развития теории имелись существенные разногласия по поводу взаимосвязи и взаимозависимости ресурсов компании и ее способностей. Так, одни авторы противопоставляли категории «способности» и «динамические способности», другие считали данные категории практически идентичными; некоторые ученые идентифицировали ресурсы и способности фирмы (считали способности частью специфических ресурсов фирмы) [1; 2], другие - их разделяли [3; 4].

Таблица 3 - Шкала для оценки степени влияния факторного признака на результативный

Модуль значения предлагаемого коэффициента Степень эффективности

До 1 Слабая

1-2 Средняя

Свыше 2 Сильная

средств федерального бюджета, так и за счет средств консолидированного областного бюджета) на базе относительного коэффициента эластичности. Предлагаемый нами коэффициент будет показывать степень влияния относительного изменения объема бюджетных или иных средств, потраченных за период в рамках осуществления мероприятий Программы «Уральская семья», как факторного признака на относительное приращение рождаемости (относительное снижение смертности) как результативного признака.

Методика исчисления данного коэффициента сводится к следующему:

(6)

у! - 1 / XI - 1

где Лу - изменение рождаемости (смертности) населения области в отчетном периоде по сравнению с базисным; у.л - показатель рождаемости

(смертности) населения в базисном периоде; Лх - изменение финансирования мероприятий Программы в отчетном периоде по сравнению с базисным; х.л - объем финансирования мероприятий Программы в базисном периоде.

Для количественной оценки силы воздействия динамики объема потраченных средств на изменение демографических показателей следует, по нашему мнению, адаптировать соответствующую шкалу значений (табл. 3).

Таким образом, можно не только характеризовать социальный эффект от реализации мер Программы демографического развития Сверд-

ловской области на период до 2025 г. «Уральская семья», но и дать оценку экономической результативности осуществленных за исследуемый период мероприятий.

On the Need to Form Dynamic Capabilities of Organizations

Svetlana v. oREKHovA

Cand.Sc. (Ec.), Assistant-Prof. of Enterprises Economics Dprt.

Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy voli, 62/45

Phоne: (922) 206-17-28

E-mail: [email protected]

Генезис исследований в области теории динамических способностей выявил, что ресурсы и способности это не одно и то же. Как отмечает Р. М. Грант, ресурсы сами по себе не могут быть производительными. Б. Когут и У. Зандер выделяют «комбинативные способности», с помощью которых фирмы синтезируют и приобретают интеллектуальные ресурсы и генерируют новые способы их применения.

Тем не менее, несмотря на двадцатилетнюю эволюцию теории динамических способностей, по-прежнему имеются существенные теоретикометодологические расхождения в некоторых значимых вопросах. Сами исследователи проблемы динамических способностей отмечают, что выявление микрооснований динамических способностей будет неизбежно неполным, незаконченным и туманным, а их реализация - весьма трудной.

Итак, данная статья посвящена выяснению следующих вопросов:

1) каков источник возникновения динамических способностей?

2) какой эффект несет динамическая природа способностей для фирмы?

Не опровергая друг друга, последние работы в этой области рассматривают динамические способности фирмы с разных точек зрения. Терминологический анализ категории «динамические способности» позволяет выделить несколько ключевых идей в трактовке данного понятия:

1) динамические способности - это результат способности компании к обучению [5. Р. 148];

2) динамические способности - это способности компании к изменениям, когда гибкость является особой характеристикой компании [6];

3) динамические способности - это способности топ-менеджеров к стратегическому управлению [6. С. 11],

Key words

SUSTAINABLE COMPETITIVE ADVANTAGE DYNAMIC CAPABILITIES STATIC ABILITIES

Summary

The study i nvestigates the sources of dynamic capabilities and those effects that dynamic nature of capabilities can produce to the firm. The author analyzed the terminological concept of “dynamic capabilities of a firm”, proposed and proved the division of firm capabilities into static and dynamic. The paper also demonstrates preliminary results of small businesses analysis in the Sverdlovsk region, identifies the basic dynamic capabilities that allow to reach sustainable competitive advantages on the market.

UPRAVLENETS/1-2/29-30/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.