УДК 314.15, 314.152.2 Ю.А. Никулина*
Демографическая функция государства: содержание, формы и методы осуществления (теоретико-правовые аспекты)
В статье рассмотрены содержание демографической функции государства, формы и ее методы осуществления, определена цель демографической функции государства. Проанализированы цели, принципы, содержание и особенности демографической политики, проводимой различными государствами.
Ключевые слова: функции государства, демографическая функция государства, формы осуществления демографической функции государства, методы осуществления демографической функции государства, демографическая политика.
J. A. Nikulina*. Demographic function of state: content, forms and methods of performance (theoretic-legal aspects). In the article is considered the content of demographic function of state, forms and methods of its performance, determined the purpose of state demographic function. There are analyzed aims, principles, content and peculiarities of demographic policy, performed by different states.
Keywords: state functions, demographic function of state, forms of state demographic function performance, demographic policy.
Население — атрибутивная составляющая государства. Не случайно поэтому, что государство решает целый ряд проблем (регулирование численности, воспроизводства, состава, размещения и движения населения государства), в комплексе составляющих его демографическую функцию. Демографическая функция государства — направление его деятельности по стабилизации численности населения и поддержанию необходимого уровня его прироста1. Цель демографической функции государства — поддержание оптимальных характеристик народонаселения. Народонаселение — совокупность людей, проживающих в пределах определенной территории: региона, страны, континента, всего мира. В государственном значении народонаселение (население) — это совокупность лиц (индивидов), проживающих в данное время на территории определенного государства. Или иными словами, народонаселение — это совокупность людей, одновременно проживающих на определенной территории.
В современной науке существуют три основные точки зрения на содержание понятия «народонаселение»: 1) народонаселение — это биологическое единство, одно из сообществ животного мира2; человеку как биологической совокупности человечества свойственно воспроизводство; 2) народонаселение — социально-биологическая категория3; народонаселение выступает своеобразным носителем социальных и биологических отношений; 3) народонаселение — социальное явление4, объединенная социальными связями совокупность людей с присущими ей свойствами и отношениями.
Несмотря на различные подходы к рассмотрению проблем народонаселения, очевидно, что сущность человека связана с его общественным развитием, с тем, что он является продуктом общественного труда, человеческие свойства им приобретаются не от рождения, а прижизненно, в процессе деятельности в мире, преобразованном многими человеческими поколениями. Поэтому народонаселение — это совокупность людей, носителей биологических и социальных функций.
Важнейшим признаком, свойственным народонаселению вообще, является его постоянное возобновление путем непрекращающейся смены уходящих из жизни поколений людей новыми поколениями. Этот непрерывный процесс нередко называют «естественным» воспроизводством или «естественным» движением народонаселения поскольку внешне он проявляется прежде всего через биологические свойства людей (их деление по полу, способность к деторождению, изменения человеческого организма по мере прохождения жизненного цикла, его старение, смерть и т. д.)
Жизнедеятельность народонаселения предполагает наличие условий, обеспечивающих нормальное осуществление всех его основных функций (трудовой, потребительской и репродуктивной). Поэтому совокупность людей должна быть не только достаточной по численности, но и целостной по составу. Эта совокупность имеет структуру, особенности которой обусловлены как проявлением закономерностей, присущих развитию народонаселения, так и влиянием внешних факторов и на само население, и на его демографическое поведение.
Описание населения, «народоописание», явилось предметом отрасли научных знаний — демографии. В современных условиях демография — наука о закономерностях воспроизводства и миграции населения, особенностях их проявления и эволюции на разных исторических этапах
* Никулина, Юлия Александровна, адъюнкт кафедры теории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия,198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-53. E-mail: [email protected].
* Nikulina, Julia Alexandrovna. The post graduate student of the chair of the theory state and right of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph.: 744-70-53. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 15 июля 2011 года.
общественного развития в различных социально-экономических и этнокультурных условиях. Демография — это наука, определяемая «величиной, размещением, структурой и изменением населения», — подчеркивают Г.С. Шрейк и Дж.С. Зигель. Но демография исследует и ряд иных характеристик населения, к которым относятся этнические, социальные и экономические5. К демографическим вопросам относятся закономерности и социальная обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей, воспроизводства населения в целом как единства этих процессов, а также изменения возрастно-половой, семейной и брачной структур населения, взаимодействие демографических процессов, закономерности, происходящие в численном эквиваленте населения и семей6.
На основе изучения тенденций демографических процессов и причинно-следственных связей демографических процессов с другими общественными процессами разрабатываются прогнозы будущих изменений численности и структуры населения. Эти прогнозы очень важны для оценки вероятного характера демографического развития: на демографические прогнозы в большой степени опирается планирование всего народного хозяйства: производства товаров и услуг, жилищного и коммунального строительства, трудовых ресурсов, подготовки кадров специалистов, школ и детских дошкольных учреждений, дорог и средств транспорта, военно-призывного контингента и проч. Демографические прогнозы охватывают фактически весь хозяйственный и военный потенциал страны (именно поэтому в недавнем прошлом они хранились «за семью печатями», и их не позволялось осуществлять без специального разрешения. Красноречивым примером этого может служить история исследований выдающегося демографа профессора Б. Ц. Урланиса. Его работа «Проблемы динамики населения СССР» в значительной степени была посвящена теории демографических прогнозов. Автор предлагал в книге целый набор вариантов демографического будущего нашей страны в зависимости от различных гипотез. Однако советская цензура информацию не пропустила, прогнозы из рукописи были вырезаны). Именно на основе познания реальных тенденций демографических процессов, на основе установления их причинно-следственных связей с другими общественными процессами, на основе демографических (а также социально-экономических, военно-политических и других) прогнозов и планов определяются цели и меры демографической и социальной политики государства.
Государственное управление демографическими процессами имеет целью оптимизацию величины трудовых ресурсов, т. е. населения как производителя материальных благ, а также поддержание достойного и достаточного уровня его жизни как потребителя этих благ. Реализация демографической функции государства связана с решением проблем, получивших научное обоснование демографией, одной из задач которой становится выявление тенденций демографических процессов и определение круга вопросов — детерминант демографической политики государства. При этом следует учитывать, что демографические процессы обладают большой инерционностью (счет времени в этой области следует вести не по годам, а по поколениям), поэтому чрезвычайно важно вовремя увидеть, в каком направлении развиваются демографические процессы, чтобы своевременно начать разрабатывать меры демографической политики, призванные предотвратить неблагоприятное развитие.
Содержание демографической функции государства определяется важнейшими компонентами, среди которых целесообразно выделить: а) субъекты процесса реализации демографической функции государства; б) объекты (общественные отношения, конкретные демографические процессы: рождаемость, смертность, брачность, разводы, миграции); в) цели и задачи (повышение уровня рождаемости, снижение уровня рождаемости и др.); г) юридические основания (международно-правовые и внутригосударственные, нормативные, интерпретационные, правоприменительные и иные индивидуально-определенные правовые акты); д) фактические основания (факторы, влияющие на режим естественного воспроизводства населения; вызывающие миграцию населения и т.д.); е) юридические действия и операции; ж) способы и средства их осуществления (юридическая техника и тактика); з) общесоциальные и юридические результаты (сохранение высокого уровня естественного воспроизводства населения и т.п.)7.
Способами выражения и существования содержания демографической функции государства выступают внешние ее формы (акты-документы: заявления, официальные акты властных субъектов и др.), а также внутренние (процедурно-процессуальные) формы, обеспечивающие организацию и внутреннюю связь свойств и элементов содержания8. Процесс реализации демографической функции государства предполагает использование правовых и неправовых (организационных) форм, в рамках которых осуществляются обозначенные функциями направления государственной деятельности.
К правовым формам реализации демографической функции государства следует отнести правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность. Правотворческая деятельность направлена на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых актов, касающихся вопросов регулирования численности, воспроизводства, состава, размещения и движения населения государства, а также закрепляющих процедуры реализации норм этих актов, разрешения спорных ситуаций, возникающих вследствие их претворения в жизнь, применения мер ответственности в отношении правонарушителей. Исполнительно-распорядительная деятельность направлена на реализацию исходящих от государства властных велений, касающихся регулирования численности, воспроизводства, состава, размещения и движения населения государства. От эффективности исполнительно-распорядительной деятельности зависит, будут ли воплощены в реальной жизни принимаемые компетентными государственными органами правовые акты или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению государственно-властных
предписаний лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты (подзаконные акты), контролируют процессы выполнения обязанностей, соблюдения запретов и т. п. Правоохранительная деятельность — это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по охране правового порядка в области регулирования численности, воспроизводства, состава, размещения и движения населения государства, включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности9. Неправовые (организационные) формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления демографической функции государства (это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации о численности, воспроизводстве, составе, размещении и движении населения государства, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.).
Реализация демографической функции государства в форме правотворческой, исполнительно-распорядительной и правоохранительной деятельности предполагает использование различных методов. Под методами реализации государственных функций понимают совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляются соответствующие виды деятельности10. Методы осуществления функций государства многообразны, однако все их можно разделить на императивные и диспозитивные. Методы императивного характера предполагают издание и обеспечение при помощи средств принуждения государственно-властных предписаний, устанавливающих максимально конкретные правила поведения. Выполнение этих правил должно осуществляться в четком соответствии с содержащимися в них установками. Субъекты, на которых оказывается воздействие при помощи императивных методов, участвуют в реализации функций государства, руководствуясь принципом: «Разрешено делать то, что разрешено законом». Методы диспозитивного характера связаны с определением общих границ, очерчивающих область дозволенного поведения и определяющих сферу, в рамках которой субъекты самостоятельно (используя договорную форму) вырабатывают правила взаимного общения в процессе реализации той или иной функции государства. Основным принципом применительно к диспозитивным методам управления является: «Разрешено делать все, что не запрещено законом».
Реализация государством демографической функции предполагает осуществление демографической политики, являющейся частью социально-экономической политики. Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения11. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Основными направлениями демографической политики являются12: регулирование процессов воспроизводства и миграция населения; формирование образовательного потенциала населения; корреляция состава и структуры трудовых ресурсов; проведение профессиональной ориентации; решение вопросов трудоустройства и занятости населения. Сведения об этих процессах фиксируются в государственной статистике
13 ~
и, в частности, при проведении переписи населения , находятся в поле зрения законодательной и исполнительно-распорядительной властей. Главные показатели при этом — количество и качество населения.
Демографическая политика выступает как сложный процесс, включающий взаимоотношения между семьей как ячейкой общества, государственными институтами власти, здравоохранения, культуры и спорта, социальной защиты, общественными организациями, политическими партиями.
Демографическая политика является хорошо отлаженной системой воздействия на отношения между населением, хозяйствующими субъектами экономической политики, органами государственной власти, муниципалитетами, государственными и муниципальными учреждениями, создающими благоприятные условия для нормальной жизнедеятельности, способствующей естественному воспроизводству населения, решению государственных задач. В большинстве государств демографическая политика является интегратором функций различных органов государственной власти, которые прямо или косвенно влияют на воспроизводство населения. Как правило, не создается специальный орган, а осуществляется программно-целевое обеспечение демографической политики. В тех ситуациях, когда происходит резкое размежевание между властью, территорией, населением (перенаселенность, неравномерность расселения, незаселенность больших пространств), то создается специальный орган, занимающийся, например, планированием рождаемости и регуляцией процессов рождаемости. Поэтому не является исключением добавление к программно-целевому управлению координирующего органа с функциями административного управления.
Государство может использовать комплекс мер воздействия на демографические процессы, к которым относятся: а) льготы, стимулирующие рождение, как правило, первого, второго, третьего ребенка, четвертого и последующих; б) ежемесячные пособия на детей: многодетным матерям, одиноким матерям, на детей военнослужащих срочной службы, на детей, родители которых уклоняются от их содержания; в) пособия малообеспеченным семьям14.
Защищаются трудовые права женщин. Имеют место компенсационные выплаты лицам, ухаживающим за инвалидами, матерям, имеющим детей до трех лет. Выплачиваются стипендии и осуществляются другие выплаты студентам высших и средних учебных заведений или они освобождаются от оплаты за учебу. Поощрение рождаемости имеет место при распределении
муниципальной жилой площади и вступлении в жилищно-строительные кооперативы. Государство осуществляет заботу не только о женщинах и детях, но и о пенсионерах, инвалидах, выделяя в бюджете различные суммы для поддержания малоимущих и выполнения названных и многих других социальных программ, способствующих увеличению продолжительности жизни. В ходе реализации демографической политики широко используются прежде всего стимулы (побудительные факторы), но также имеют место и ограничения (сдерживающие факторы).
Мировой истории известно множество примеров, когда благодаря правильной демографической политике решались серьезные проблемы государства, в частности, подъем рождаемости превращался из утопии в реальность. Так, после того, как в 1870 г. Германия завоевала часть Франции и получила с нее огромную контрибуцию, Франция впала в нищету. Произошло резкое падение рождаемости. Франция теряла население, пустели города, вымирали деревни. И тогда была осуществлена обширная государственная программа: было введено большое пособие за рождение одного ребенка и еще большее — за двух, трех детей. Для семей с детьми были снижены цены на лекарства и некоторые продукты питания. Иметь много детей стало выгодно, и они появились. После Второй мировой войны этот опыт удачно был использован Президентом Франции Ш. де Голлем.
Важнейшую роль демографическая политика играет в общественной жизни и социально-экономическом развитии Китая, население которого составляет почти четверть всей численности населения земного шара. Там государство наряду с планомерным развитием экономики осуществляет и планомерный контроль над ростом населения. Регулирование численности населения в Китае, в т.ч. путем ограничения рождаемости, является важным компонентом общей программы развития государства, а содействие в регулировании размеров семьи положено в основу национальной политики. Исключительно сложная демографическая ситуация в Китае заставила поднять государственное регулирование рождаемости на уровень конституции. В нее включены следующие нормы: «Государство осуществляет планирование рождаемости, чтобы привести рост населения в соответствие с планами экономического и социального развития» (ст. 25); «Супруги — муж и жена — обязаны осуществлять планирование семьи» (ч. 2 ст. 27). Практически сдерживается рост рабочей силы в количественном отношении и принимаются меры к повышению ее качества путем ускорения развития науки, образования, культуры, здравоохранения и системы социального обеспечения.
В государствах — членах ООН действует Всемирный план в области народонаселения, принятый на Международной конференции по народонаселению в Мехико. С конца 1960-х гг. ООН приняла на себя координацию всех мер по оказанию помощи в области народонаселения, в связи с чем в 1969 г. был образован специальный фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) под управлением Генеральной Ассамблеи ООН. Одна из сфер деятельности ЮНФПА—проведение мероприятий по охране репродуктивного здоровья. ЮНФПА помогает молодым мужчинам и женщинам, живущим в районах, в которых существует проблема низкого репродуктивного здоровья, заново выстроить отношения в обществе, принимая меры по предотвращению заболеваний, передающихся половым путем, в т.ч. ВИЧ/СПИД. В этом направлении действует и Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), основанная в 1945 г, которая помогает решать демографические проблемы, в т.ч. через просвещение населения. По данным Центра демографии Института социально-экономических исследований РАН, численность населения Земли растет. По прогнозам ООН, в последующие 50 лет оно вырастет до 9,8 млрд. Ситуация в отдельных государствах во многом будет зависеть от проводимой ими демографической политики.
Демографическая политика является частью общесоциальной политики и строится на основе соответствующей концепции и программы (плана) действий. Концепция демографической политики представляет систему определений важнейших целей, задач и приоритетов воздействия на демографическое развитие; в ней формулируются важнейшие направления государственной политики в области народонаселения; она составляет правовое и идеологическое пространство, в рамках которого создаются программные документы по вопросам рождаемости и поддержки семьи, здоровья, продолжительности жизни, миграции и других аспектов демографического развития15.
Концепция демографической политики составляет то правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам рождаемости, продолжительности жизни, миграции и иных направлений регулирования демографического развития16. Она строится на основополагающих принципах, формулируемых на основе международного и отечественного права (конвенций, договоров, конституций, законов), и определяет приоритеты в различных областях демографического развития и направления, по которым должны разрабатываться соответствующие программы. Последние — это комплексы мероприятий правового, экономического, идеологического и организационного порядка, с помощью которых достигаются цели демографической политики. Эти программы могут быть едиными, охватывая все аспекты демографического развития, и специальными, предназначенными для реализации задач в сферах рождаемости, здоровья, продолжительности жизни и миграции населения17. Основной принцип реализации концептуальных установок — сочетание государственного и регионального механизмов регулирования социальной сферы для достижения оптимальных решений. Без объединения действий со стороны исполнительных органов власти всех уровней, организаций и ведомств в сфере управления и занимающихся реализацией комплексных программ эффект от применения различных методов будет незначительным. Общие и особенные потребности населения решаются при помощи многоуровневого подхода к организации мероприятий как в пределах государства, так и отдельно взятого региона, и даже относительно отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп. Основные принципы реализации концепции сводятся
к следующим: а) ответственность государственных органов за стабильность политики, преемственность управления, совершенствование законодательной базы на всех уровнях власти; б) сочетание комплекса мероприятий и совпадение государственных интересов и региональной политики; в) межведомственный подход к проблемам повышения жизнеобеспечения, условий труда, быта, отдыха, воспитание и формирование здорового образа жизни; г) проведение мониторинга за ходом реализации региональной политики в соответствии со стратегическим планом государственной политики.
Конкретно специальные мероприятия могут быть направлены на увеличение продолжительности жизни населения за счет предотвращения его преждевременной смертности, в первую очередь в трудоспособном и детском возрасте; на увеличение продолжительности здоровой активной жизни за счет сокращения числа болезней и травм; на улучшение качества жизни хронических больных и инвалидов. Мероприятия могут способствовать созданию предпосылок для повышения уровня рождаемости и укрепления института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности. В области миграции населения меры демографической политики могут способствовать нормализации как внутренних, так и внешних миграционных потоков, созданию условий для повышения значимости миграционной составляющей в демографической динамике.
Согласно утвержденной в Российской Федерации Концепции демографической политики18, основными целями демографической политики в России на период до 2025 г. являются: 1) стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142-143 млн. человек; 2) создание условий для роста населения к 2025 г. до 145 млн. человек; 3) повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. — до 75 лет.
Ставятся задачи к концу 2025 г. добиться: 1) сокращения уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; 2) сокращения уровня материнской и младенческой смертности не менее, чем в два раза; 3) укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; 4) повышения уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей.
Реализация вышеизложенной концепции предполагает: а) объединение усилий государственных и общественных организаций, направленных на выработку единых подходов к формированию демографического поведения и установок с целью сохранения и укрепления демографического потенциала Российской Федерации; б) координацию действий законодательных и исполнительных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на оздоровление демографической ситуации; в) разработку федеральных и региональных планов действий и программ по достижению конкретных результатов в рамках основных задач, сформулированных в Концепции, включающих сроки реализации и исполнения; г) концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений Концепции с учетом использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов, привлечения дополнительных внебюджетных поступлений, включая средства международных организаций; д) обеспечение учета демографической ситуации в федеральных и региональных программах социально-экономического развития; е) продвижение в решения международных организаций, занимающихся вопросами демографии и миграции, положений, отвечающих приоритетам политики в этих областях19.
Итак, государственное управление демографическими процессами имеет целью оптимизацию величины трудовых ресурсов, т. е. населения как производителя материальных благ, а также поддержание достойного и достаточного уровня его жизни как потребителя этих благ. На основе познания реальных тенденций демографических процессов, установления их причинно-следственных связей с другими общественными процессами, демографических прогнозов и планов определяются цели и меры демографической и социальной политики государства, основу которой составляют концепции, которые в каждом государстве исходят из желательного для общества режима воспроизводства населения. Важнейшее значение при осуществлении современными государствами демографической функции играют правовые формы, роль которых постоянно растет.
Список литературы
1. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (в ред. от 1 июля 2011 г.) / / Российская газета. 2006. 31 декабря; СЗ РФ. - 2007. - № 1. - Ст. 19; 2008. - № 30. - Ст. 3616; № 52. - Ст. 6243; 2010. - № 31. - Ст. 4210; 2011. - № 1. - Ст. 52.
2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351) // Парламентская газета. - 2007. - 16 октября.
3. Указ Президента РФ «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике» от 21 октября 2005 г. № 1226 // Российская газета. - 2005. - 25 октября; СЗ РФ. - 2006. - № 29. - Ст. 3245.
4. Антонов, А. И. Социология рождаемости. - М., 1980. - 250 с.
5. Архангельский, В. Н., Иванова, А. Е., Рыбаковский, Л. Л, Рязанцев, С. В. Практическая демография. - М., 2005. - 280 с.
6. Вишневский, А. Г. Демографическая политика и демографический оптимум. - М., 1974. - 123 с.
7. Капитонов, П. А. Демографические показатели в современном мире. - Новосибирск: НГТУ, 2003. - 344 с.
8. Кочубей, 3. К Роль государства в области демографической политики (на примере РФ) : дис... канд. юрид. наук. - М. 2000. - 180 с.
9. Народонаселение: Энциклопедический словарь. — M., 1994. — 289 с.
10. Осипова, Г. В, Москвичева, Л Н. Социология: основы общей теории. — М., 2002 — 267 с.
11. Паненко, Ю. С. О некоторых вопросах правового регулирования демографических процессов.
— Душанбе, 1970. - 256 с.
12. Романюк, А. И. Демографическое будущее развитых обществ: между детерминизмом и свободой выбора // Социс. — 1999. — № 6. — С. 66-71.
13. Слоботчиков, О. Н. О структуре демографической политики государства // Социально-гуманитарные знания. — 2001. — № 7. — С. 268—269.
14. Урланис, Б. Ц. Проблемы динамики населения СССР. — М., 1974. — 280 с.
15. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — М., 1980. — 450 с.
16. Shryock, H. S., Sigel, J. S. The Methods and Materials of Demography. — New York; San Francisco; London, 1973. — 150 p.
Literature
1. Federal law «On additional measures of state support for families with children» dated December 29, 2006 No.256-FZ (with revisions dated July 23, December 25, 2008, July 28, December 29, 2010) // Russian newspaper. — December 31, 2006. — No. 297.
2. Concept of demographic policy in Russian Federation for the period before 2005 (approved by decree of the President of RF dated October 9, 2007 N° 1351) / / Parliament newspaper. — 2007. — October 16.
3. Decree of the President of RF «On Council at the President of Russian Federation on realization of priority national projects and demographic policy» dated October 21, 2005 No. 1226 // Russian newspaper.
— 2005. — October 25. — No. 239.
4. Antonov, A. I. Sociology of birth rate. — Moscow, 1980. —250 p.
5. Arkhangelsky, V. N., Ivanova, A. E., Rybakovsky, L. L., Rya%ant%ev, S. V. Practical demography. — Moscow, 2005. — 280 p.
6. Vishnevsky, A. G. Demographic policy and demographic optimum. — Moscow, 1974. — 123 p.
7. Kapitonov, P. A. Demographic indexes in modern world. — Novosibirsk, 2003. — 344 p.
8. Kochubey, Z. K. Role of state in the sphere of demographic policy: (in the example of RF). — Moscow, 2000. — 180 p.
9. Nation heritage: Encyclopedic dictionary. — Moscow, 1994. — 289 p.
10. Osipova G. V., Moskvicheva L. N. Sociology: principles of general theory. — Moscow, 2002 — 267 p.
11. Panenko, U. S. On some questions of legal regulation of demographic processes. — Dushanbe, 1970. — 256 p.
12. Romanyuk, A. I. Demographic future of developed societies: between determinism and freedom of choice // Socis. — 1999. — No.6. — Р. 66—71.
13. Slobotchikov, O. N. On structure of state demographic policy // Social and humanitarian knowledge.
— 2001. — №.7. — Р. 268—269.
14. Urlanis, B. T. Problems of population dynamics in USSR. — Moscow, 1974. — 280 p.
15. Philosophic dictionary / ed. I. T. Frolov. — Moscow, 1980. — 450 p.
16. Shryok, H. S., Sigel, J. S. The Methods and Materials of Demography. — New York; San Francisco; London, 1973. — 150 p.
1 Архангельский В. H., Иванова А. Е., Рыгбаковский Ё. Ё., Рязанцев С. В. Практическая демография. М., 2005. С. 247.
2 ГумилевЁ. H. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 15.
3 Антонов А. И. Социология рождаемости. М., 2000. С. 7.
4 Социология: основы общей теории / Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. М., 2002. С. 67.
5 Shryock H. S., Sigel J. S. The Methods and Materials of Demography. New York.; San Francisco; London, 1973. P. 1.
6 Народонаселение: Энциклопедический словарь. M., 1994. С. 113—114.
7 Вишневский А. Г. Демографическая политика и демографический оптимум. М., 1974, С. 69—80.
8 Романюк А. И. Демографическое будущее развитых обществ: между детерминизмом и свободой выбора / / СОЦИС. 1999. № 6. С. 68.
9 Паненко Ю. С О некоторых вопросах правового регулирования демографических процессов. Душанбе, 1970. С 173.
10 См.: Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М, 1980. С. 214.
11 Слоботчиков О. Н. О структуре демографической политики государства // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 7 С. 268—269.
12 Кочубей 3. К. Роль государства в области демографической политики (на примере РФ): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 85.
13 Капитонов П. А. Демографические показатели в современном мире. Новосибирск: НГТУ, 2003. 344с.
14 Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (в ред. от 1 июля 2011 г.) // Российская газета 2006. 31 декабря; СЗ РФ. - 2007, - № 1, - Ст. 19; 2008, - № 30, - Ст. 3616; - № 52, - Ст. 6243; 2010, - № 31, - Ст. 4210; 2011, - № 1, - Ст. 52.
15 Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351) // Парламентская газета. 2007. 16 октября.
16 Там же.
17 Архангельский В. Н., Иванова А. Е., РыгбаковскийЁ. Ё., Рязанцев С. В. Практическая демография. М., 2005. С. 247.
18 Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года .П. 3.
19 Указ Президента РФ «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике» от 21 октября 2005 г. № 1226 / / Российская газета. 2005. 25 октября.