Научная статья на тему 'Демографическая функция российского государства: к вопросу о понятии и содержании'

Демографическая функция российского государства: к вопросу о понятии и содержании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
STATE / DEMOGRAPHY / STATE FUNCTION / DEMOGRAPHIC POLICY / DEMOGRAPHIC MANAGEMENT / POPULATION / BIRTH / MORTALITY / LIFE EXPECTANCY / ГОСУДАРСТВО / ДЕМОГРАФИЯ / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ / РОЖДЕНИЕ / СМЕРТНОСТЬ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинникова Олеся Дмитриевна, Шаганян Аннета Михайловна

В статье рассматриваются понятие и содержание демографической функции российского государства, в том числе в соответствии с утвержденной «Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Изложение материала сопровождается иллюстрацией примеров из зарубежного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC FUNCTION OF THE RUSSIAN STATE: TO THE QUESTION OF THE CONCEPT AND CONTENT

The article discusses the concept and content of the demographic function of the Russian state, including in accordance with the approved «Concept of the demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025». The presentation of the material is accompanied by an illustration of examples from foreign legislation.

Текст научной работы на тему «Демографическая функция российского государства: к вопросу о понятии и содержании»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 314 ББК 60.7

© 2019 г. Овчинникова Олеся Дмитриевна,

доцент кафедры теории и истории права и государства Барнаульского юридического института

МВД России кандидат юридических наук.

Тел.: 8 (913) 212-16-58

Шаганян Аннета Михайловна,

доцент кафедры теории и истории права и государства Барнаульского юридического института

МВД России кандидат юридических наук.

Тел.: 8 (983) 394-69-20

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ

В статье рассматриваются понятие и содержание демографической функции российского государства, в том числе в соответствии с утвержденной «Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Изложение материала сопровождается иллюстрацией примеров из зарубежного законодательства.

Ключевые слова: государство, демография, функция государства, демографическая политика, демографическое управление, народонаселение, рождение, смертность, продолжительность жизни.

Ovchinnikova Olesya Dmitrievna - associate professor of the Department of theory and history of law and state

of the Barnaul law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, PhD in law.

Shaganyan Anneta Mikhailovna - associate professor of the Department of theory and history of law and state

of the Barnaul law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, PhD in law.

DEMOGRAPHIC FUNCTION OF THE RUSSIAN STATE: TO THE QUESTION OF THE CONCEPT

AND CONTENT

The article discusses the concept and content of the demographic function of the Russian state, including in accordance with the approved «Concept of the demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025». The presentation of the material is accompanied by an illustration of examples from foreign legislation.

Keywords: state, demography, state function, demographic policy, demographic management, population, birth, mortality, life expectancy.

Основным законом страны Россия вот уже четверть века провозглашена как государство социальное, которое на всех этапах своего функционирования призвано выражать волю всего общества, объединять различные общественные слои и группы, разрешать возникающие между ними противоречия и конфликты, а также выступать инструментом достижения гражданского согласия и примирения. Социальная сущность государства определяется через его содержание, цели и назначение. Социальное назначение государства раскрывается через его внутренние и внешние направления деятельности, то есть функции государства. Одной из самостоятельных функций государства в науке выделяют демографическую, поскольку именно население является одной из важнейших характеристик любого государства. Именно поэтому государ-

ство в лице его государственных органов и должностных лиц решает (должно решать) проблемы, связанные с реализацией демографической функции, а именно регулирование численности населения, продолжительность жизни, воспроизводства, трудовой занятости, миграционных процессов и т. п.

Особенности демографической функции государства неоднократно рассматривались в диссертационных исследованиях, научных публикациях и учебной литературе такими учеными, как В. П. Беляев, Ю. А. Соколова [1], Т. С. Гусева [2], В. Н. Протасова[3] и другие.

В наиболее общем виде демография представляет собой науку о населении, проживающем на определенной географической территории. Демография как наука изучает наиболее общие закономерности и детерминированность воспроизводства населения и его

убыли, продолжительности и качества жизни, прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей, в совокупности как целостности этих явлений. Так, в предмет этой науки входят рождаемость, смертность, брачность и вопросы процесса, меняющего численность и состав населения (миграции), а также изменения и взаимосвязь демографических процессов [4].

Следовательно, демографическую функцию государства необходимо понимать как направление его деятельности, заключающееся в регулировании (иногда - разнополярном) процессов воспроизводства и смерти населения, миграции; создание образовательного ресурса населения; развитие трудового потенциала, в том числе осуществление профессиональной ориентации; решение вопросов трудоустройства и занятости населения; исследования последствий заключения и расторжение браков.

Таким образом, демографическая функция российского государства есть объективно обусловленное социальным назначением государства направление его деятельности, содержание которой возможно определить только через важнейшие компоненты, среди которых выделяют: субъекты данного процесса; объекты (например, продолжительность жизни, брачность и так далее); принципы, цели и задачи; юридические основания, к примеру, международно-правовые и внутригосударственные, нормативно-правовые и т. д.; способы и средства их осуществления; социальные достижения (например, стабилизация уровня естественного воспроизводства населения и т. п.).

Реализация основных направлений демографической деятельности государства осуществляется через ее внешние формы (нормативные правовые акты государственных органов, должностных лиц и др.), а также внутренние формы (процедурно-процессуальные), обеспечивающие организацию и внутреннее взаимодействие свойств и элементов содержания [5]. Кроме того, процесс осуществления демографической функции государства предполагает воплощение в реальность самых разнообразных правовых и неправовых (организационных) форм.

Претворение в жизнь демографической функции предполагает реализацию государственного демографического управления как совокупности ресурсов стратегического назначения. В этом смысле демографическая политика - это строго направленная деятельность государственных органов, должност-

ных лиц, а также разнообразных иных социальных организаций в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, с целью оказания влияния на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава и т. д.

Целью государственного управления демографическими процессами является координация величины трудовых ресурсов, то есть, она направлена на население как на создателя материальных ценностей, в том числе поддержание достойного и качественного уровня его жизни, как уже их потребителя. Кроме того, осуществление демографического государственного управления связано с решением задач по становлению, выявлению формирующихся и существующих тенденций демографических процессов (как положительных, так и негативных), а также определение необходимых мер воздействия на них. При этом необходимо обратить внимание на то, что демографические процессы обладают большой темпоральной протяженностью, т. е. в этой области временные промежутки необходимо учитывать не только по годам, а и по поколениям. Поэтому важно вовремя заметить, в каком векторе развиваются эти процессы, чтобы своевременно предпринять адекватные меры по оптимизации демографических процессов в государстве с целью предотвращения каких-либо глобальных неблагоприятных последствий.

В настоящее время Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351 (ред. от 01.07.2014 г.) утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее -Концепция). Ее основными целями являются: стабилизация численности населения (так, к 2015 году численность населения ожидалась на уровне 142-143 млн человек; создание условий для роста населения к 2025 году до 145 млн человек; повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году ожидалось до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет [6]. Кроме того, Концепцией установлен ряд задач, которые планируются осуществить к концу 2025 года. Так, среди них есть следующие: добиться снижения параметров смертности, причем не менее чем в полтора раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; уменьшить фак-

торы материнской и младенческой смертности не менее, чем в два раза; стабилизировать репродуктивное здоровье всех категорий населения; увеличить уровень рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго и последующих детей и т. д.

Реализовать Концепцию предполагается в три этапа. На первом этапе должны были быть созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года.

На втором этапе (2011-2015 годы) должно было быть продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

На третьем этапе (2016-2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. При этом в связи с прогнозируемым Концепцией значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста необходимо принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка. А в целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.

В ноябре 2017 года некоммерческой организацией - Центром стратегических разработок - совместно с Высшей школой экономики был представлен доклад, посвященный грядущим демографическим вызовам России. В нем, по прогнозам исследователей, к 2035 году естественная убыль населения в Российской Федерации может составить 400 тысяч человек, а при более пессимистичном сценарии - и целый миллион [7].

В указанном докладе приводятся прогнозы Организации объединенных наций по показателям численности населения разных стран мира. Согласно этим прогнозам, к 2050 году численность населения России может сократиться с нынешних 143 млн до 129 млн человек. Причем с нынешнего девятого места в мире по этому показателю Российская Федерация может переместиться к тому времени на пятнадцатое место, пропустив вперед такие страны, как Танзания, Филиппины, Мексика.

По мнению авторов рассматриваемого доклада, трансформации, происходящие в демографической плоскости российского государства, носят незаангажированный, неслучайный характер. В данной ситуации государство, реализуя демографическую функцию, должно предпринимать всевозможные действия, направленные не на противостояние неизбежным кризисным явлениям, а сосредоточить усилия с целью адаптации к ним и нивелирования ситуации.

В настоящее время для реализации демографической функции Россия посредством разработки, принятия и реализации разнообразных социальных программ старается улучшить качество жизни населения, стимулирует повышение рождаемости. Так, в марте 2018 года Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором проиллюстрировал достоинства своей внутренней и внешней политики. В частности, речь шла о положительной динамике в области демографии. По его словам, «в предыдущие годы за счет активной поддержки семьи, материнства, детства мы смогли переломить негативные демографические тенденции: добились роста рождаемости и снижения смертности» [8].

Однако, по данным Федеральной службы государственной статистики, рождаемость в России имеет тенденцию к сокращению на протяжении трех последних лет. Причем, если в 2015 году рождаемость по сравнению с 2014 годом снизилась лишь на 3 200 младенцев, то в 2016 году произошла рецессия, то есть число родившихся детей уменьшилось более чем на 55 тысяч. В 2017 году (по сравнению с 2016 годом) количество появившихся на свет младенцев сократилось уже почти на 200 тысяч, а общая убыль населения страны за год составила 134,4 тысячи человек [9].

В абсолютных цифрах, согласно сведениям Федеральной службы государственной статистики, это выглядит следующим образом. В 2014 году в России родились 1,947 млн детей

(с этого года в Российской Федерации учитываются также и демографические показатели Крыма), что было абсолютным рекордом с 1991 года, но меньше самых низких показателей последнего советского десятилетия, во время которого рождаемость в РСФСР колебалась в среднем в районе 2-2,5 млн человек.

Следует заметить, что с 1992 года и в течение последующих двадцати лет в России продолжается непрерывная убыль населения, которая колеблется в основном в диапазоне от двухсот тысяч до без малого одного миллиона человек в год (в 2000 году убыль составила почти 960 тысяч человек).

За эти двадцать лет естественная убыль населения страны в сумме составила более 13 млн человек. Следует отметить, что эти потери частично восполнились интенсивным миграционным приростом, главным образом, из республик бывшего СССР. В результате численность населения Российской Федерации в 2012 году составляла 143 млн человек вместо 148 млн, живших в РСФСР накануне распада СССР. Осуществив несложные математические расчеты, становится очевидным, что если бы не увеличение численности населения за счет миграционных процессов, количество населения Российской Федерации составляло бы не заявленные сегодня 146 млн человек (вместе с Крымом, или те же 143 млн без него), а 133 млн или 130, если не учитывать население Крыма.

После 2001 года, как было отмечено выше, три года прослеживался небольшой прирост населения. Относительный рекорд был зафиксирован в 2014 году, когда число жителей страны увеличилось на 33,7 тысячи человек. Однако уже в 2015 году намечается возобновление неблагоприятных тенденций - в связи с началом падения рождаемости. В результате, в 2015 году на свет появились 1,944 млн детей, что на 3,2 тысячи меньше, чем в 2014 году, после чего начался очередной обвал в деторождении.

Для исправления сложившейся ситуации российскому государству, реализуя демографическую функцию, надлежит применить весь спектр мер воздействия на демографические процессы, наиболее перспективными из которых, по мнению авторов, являются стимулирование рождаемости, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.

Мировой истории известны примеры, когда благодаря своевременной реализации рационального демографического управления государству удавалось решить серьезные про-

блемы, в частности, подъем рождаемости превращался из катастрофы в стабилизацию. Так, в 1870 году Германия завоевала часть Франции и получила от нее огромную контрибуцию, в результате уплаты которой население Франции оказалось в катастрофической нищете. Как следствие, зафиксирована масштабная убыль народонаселения, опустевшие города и деревни. В этот момент была осуществлена масштабная государственная программа, которая заключалась в установлении значительных сумм пособия за рождение одного ребенка и еще большее - за двоих-троих детей. Кроме того, для семей с детьми были снижены цены на лекарства и некоторые продукты питания. Иметь много детей стало выгодно, и рождаемость начала расти [10].

В последние годы российское государство весьма последовательно реализовывает меры по отношению к различным составляющим образа жизни, оказывающим влияние на здоровье граждан. Тем не менее, на сегодняшний день достаточно серьезно обострена ситуация в системе здравоохранения, связанная с сокращением численности медицинских учреждений, врачей и их недостаточной квалификацией, что в целом влияет на рождаемость, смертность населения и продолжительность жизни.

Негативно на демографическую ситуацию влияет сложное экономическое положение в стране, обусловленное продолжающимися санкциями, инфляцией, повышением налога на добавочную стоимость.

Из вышесказанного необходимо сделать вывод о том, что демографическая функция государства - разноплановое направление деятельности, которое основывается на соответствующей единой концепции действий.

Демографическая функция государства представляет систему определений важнейших целей, задач и приоритетов воздействия на демографическое развитие. Государственное демографическое управление состоит из правового, организационного и идеологического пространства, в рамках которого вырабатываются рациональные программные документы по проблемам увеличения рождаемости, сокращения естественной убыли населения, продолжительности жизни и иных направлений регламентации и реализации демографического развития. Основа демографической функции государства базируется на общепризнанных принципах международного и внутригосударственного права (деклараций, пактов, конвенций, конституций, зако-

нов, договоров) и определяет предпочтительные направления в различных областях демографического развития, по которым должны разрабатываться соответствующие программные документы. Государственные программные документы могут быть общими, затрагивающими практически все аспекты демографического развития, и специальными, предназначенными для решения задач в более узких сферах, например, рождаемости, здоровья, продолжительности жизни, миграции населения. И, наконец, демографическая функция российского государства имеет очень важную цель - оптимизацию демографиче-

ского развития, содержанием которого являются демографические показатели населения как одного из основных источников существования и развития страны.

Таким образом, отсутствие или несовершенство рациональной, своевременной и полноценной демографической функции государства приведет не только к уменьшению населения государства, но и к ликвидации такого политико-территориального образования в целом, так как основным признаком государства является наличие населения, без него оно ничтожно.

Литература Bibliography

1. Беляев В. П., Соколова Ю. А. К вопросу о 1. Belyaev V. P., Sokolova Y. A. On the issue of демографической функции государства: истори- the demographic function of the state: the historical ко-правовой аспект // URL: https://cyberleninka.ru/ and legal aspect // URL: https://cyberleninka.ru/ar-article/v/k-voprosu-o-demograficheskoy-funktsii-go- ticle/v/k-voprosu-o-demograficheskoy-funktsii-go-sudarstva-istoriko-pravovoy-aspekt. sudarstva-istoriko-pravovoy-aspekt.

2. Гусева Т. С. Демографическая функция 2. Guseva T. S. The demographic function of so-права социального обеспечения // URL: https:// cial security law // URL: https://cyberleninka.ru/ar-cyberleninka.ru/article/v/demograficheskaya- ticle/v/demograficheskaya-funktsiya-prava-sotsial-funktsiya-prava-sotsialnogo-obespecheniya. nogo-obespecheniya.

3. Протасова Т. Н. Особенности демографи- 3. Protasov T. N. Features of the demographic ческой политики кемеровской области// URL: policy of the Kemerovo region // URL: http:// http://doc.knigi-x.ru/22raznoe/100473-1-t-protaso- doc.knigi-x.ru/22raznoe/100473-1-t-protasova-os-va-osobennosti-demograficheskoy-politiki-ke- obennosti-demograficheskoy-politiki-ke-merovskoy-oblasti-kemerovskaya-ob.php. merovskoy-oblasti-kemerovskaya-ob.рhp.

4. Демография как наука // URL: https://studref. 4. Demography as a science // URL: https://stu-com/324269/geografiya/demografiya_nauka. dref. com/324269/geografiya/demografiya_nauka.

5. Никулина Ю. А. Демографическая функ- 5. Nikulina Y. A. The demographic function of ция государства: содержание, формы и мето- the state: the content, forms and methods of provid-ды осуществления (теоретико-правовые аспек- ing (theoretical and legal aspects) // URL: https:// ты) // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17012905. elibrary.ru/item.asp?id=17012905.

6. Об утверждении Концепции демографи- 6. On approval of the Concept of the demograph-ческой политики Российской Федерации на ic policy of the Russian Federation for the period until период до 2025 года: Указ Президента РФ от 2025: Decree of the President of the Russian Feder-09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) // Соб- ation of 09.10.2007. № 1351 (as amended on рание законодательства РФ, 15.10.2007, № 42, 07.01.2014) // Collection of Legislation ofthe Rus-ст. 5009. sian Federation, 15.10.2007. № 42. Art. 5009.

7. Демографические вызовы России. Центр 7. Demographic challenges of Russia. Center for стратегических разработок // URL: https:// Strategic Research // URL: https://www.csr.ru/news/ www.csr.ru/news/demograficheskie-vyzovy-rossii/. demograficheskie-vyzovy-rossii/.

8. Послание Президента РФ Федерально- 8. Message of the President of the Russian Fed-му Собранию от 01.03.2018 // Российская га- eration to the Federal Assembly of 03/01 /2018 // зета, № 46, 2018 г. Russian newspaper. 2018. № 46.

9. Статистика рождаемости // URL: https:// 9. Birthrate statistics // URL: https://vawilon.ru/ vawilon.ru/statistika-rozhdaemosti/. statistika-rozhdaemosti/.

10. Демография: конспект лекций для обучаю- 10. Demography: lecture notes for students in щихся по направлению подготовки 38.03.04 the field of training 38.03.04 State and municipal Государственное и муниципальное управле- administration / M., 2017.

ние / М., 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.