ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 1 2 Елин А.М.1, Пашин Н.П.2 Email: Elin671@scientifictext.ru
'Един Альберт Максимович - доктор экономических наук, доцент, учёный секретарь;
2Пашин Николай Петрович - доктор экономических наук, профессор, научный консультант, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,
г. Москва
Аннотация: демографическая политика, как известно, - одно из основных направлений обще социальной политики. В качестве объекта исследования выступает естественное пополнение населения, направленное на достижение желательного в долгосрочной перспективе типа этого воспроизводства в последующем. В статье рассматриваются отдельные проблемы демографии в России и ряде её регионов, создающие трудности в экономике и качестве жизни населения, а также пути их решения, в том числе на основе мер, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти.
Ключевые слова: рыночные реформы; организационные преобразования в экономике; демографическая политика; демографическая ситуация; демографический фактор; концепция демографической политики; качество и условия жизни; суммарный коэффициент рождаемости ((СКР); ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ).
PROBLEMS OF DEMOGRAPHY AND THEIR SOLUTIONS IN MODERN RUSSIA Elin A.M.1, Pashm N.P.2
'Elin Albert Maksimovich - doctor of Economics, associate Professor, scientific Secretary;
2Pashin Nikolay Petrovich - doctor of Economics, Professor, scientific consultant, FEDERAL STATE BUDGETARY INSTITUTION "ALL-RUSSIANRESEARCH INSTITUTE OF LABOR» MINISTRY OF LABOUR AND SOCIAL PROTECTION OF THE RUSSIAN FEDERATION,
MOSCOW
Abstract: demographic policy, as we know, is one of the main directions of General social policy. The object of the study is the natural replenishment of the population, aimed at achieving the desired type of reproduction in the long term in the future. The article discusses some problems of demography in Russia and some of its regions, creating difficulties in the economy and the quality of life of the population, as well as ways to solve them, including on the basis of measures taken by the legislative and Executive authorities. Keywords: market reforms; organizational transformations in the economy; demographic policy; demographic situation; demographic factor; demographic policy concept; quality and living conditions; total fertility rate (TFR); life expectancy(life expectancy).
УДК 314
Проводимые в последние два десятилетия рыночные реформы и организационные преобразования в структуре производства и органах управления экономикой страны вызвали кардинальные изменения не только в организации трудовых процессов на подавляющем числе предприятий промышленности, транспорта, сферы услуг, образования, здравоохранения, но и реализации основных принципов экономики,
управления и методах организации труда. В ряде случаев это превратилось в необоснованный, неконтролируемый «бум», вызвав закрытие и ликвидацию значительного числа, так называемых, нерентабельных и неперспективных производств, сокращение производственно-промышленного и обслуживающего персонала, что, естественно, повлияло на приемлемый уровень их финансового состояния и условия жизни. Резкий скачок безработных и незанятных в сфере производства обострил и без того тяжелое материально - экономическое и денежно -финансовое обеспечение отрицательно сказалось на морально-психологическом состоянии, а, зачастую, и нравственно - моральном поведении. Рост безработных, незанятых и мало занятых в ряде регионов России наложил существенный отпечаток на качество и уровень их жизни. Дальнейшие проблемы в экономике, обусловленные обострением мирового экономического кризиса 2008 года, привели к снижению благосостояния значительной части населения страны и ещё больше усугубили ситуацию. Это отрицательно сказалось на снижения уровня жизни и благополучия, в том числе: стремительном снижении уровня доходов определённой части населения; росте доли бедных при достаточно размытом определении уровня бедности; существенных масштабах безработицы вкупе с невыплатой зарплаты; разрушении основ социальной сферы - производственно-технологической базы; обусловило формирование и реализацию непродуманной и неэффективной модели внутренней и внешней миграции. Демографическая политика должна проводиться через реализацию специальных мер воздействия и выступать как действенный фактор управления развитием народонаселения, его образовательного, научно-технического уровня и на этой основе дальнейшего совершенствования важнейших элементов научных и технологических принципов и закономерностей общенациональных составляющих технико-технологического комплекса России. Именно на это обратил внимание Президент России В.В. Путин, говоря о важности реализации Указа от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Необходимость проведения анализа проблем реализации национального проекта «Демография», от которого зависит не только решение демографических проблем, но и создание конкурентоспособной экономики, улучшение жизни населения и, на этой основе, дальнейшее решение проблемы. Следовательно, основной целью Указа является в первую очередь осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации. Прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере, на что акцентировал внимание Президент страны В. В. Путин, возможен только через фактор работающего, финансово обеспеченного, морально и психологически устойчивого человека. Не решая социальных вопросов, экономические задачи решить проблематично или невозможно.
Понятие демографическая политика не имеет вполне сложившегося однозначного толкования с точки зрения её содержания. Трактовке демографических процессов, как охватывающих лишь воспроизводство населения, соответствует понятие демографической политики в узком смысле слова, а в более широком - оно приближается к политике народонаселения, включая различные структуры воспроизводства населения и миграцию. Между понятиями демографическая политика в широком и узком смыслах нет противоречий, по существу, поскольку практически все меры, направленные на развитие народонаселения, прямо или опосредованно влияют и на его воспроизводство.
Современное социально-экономическое развитие вызвало к жизни ряд принципиально иных проблем народонаселения. Они становятся предметом специальных исследований, имеющих целью выработку определённых рекомендаций.
Демографическая проблема в России проявилась как результат применения «шоковой терапии», которая привела к падению доходов граждан. Неадекватность в оплате труда внесла свой отрицательный вклад. Из-за значительного снижения заработная плата
перестала выполнять воспроизводственную функцию - не является обеспечением даже самого простого воспроизводства рабочей силы гражданина; экономическую функцию -не стимулирует повышение производительности и качества труда; социальную функцию - не обеспечивает минимум социальных гарантий.
Демографическая проблема в России свидетельствует об очень низком потребительском уровне населения. Подтверждением сказанного является статистика. Так, средние затраты на питание составляют около половины совокупных расходов российских семей. Притом, что в других странах данный показатель не превышает 30%. Нельзя не отметить, что всё это происходит при наличии огромных ресурсов. Между тем забота государства о семье, охрана материнства, улучшение материального положения малообеспеченных семей должна выступать неотъемлемый элемент современной демографической политики. К социально-экономическим принципам демографической политики относятся, в первую очередь, повышение качества жизни и улучшение условий жизни семьи, особенно при её формировании и рождении детей. [1, С.40 - 41].
Демографическая ситуация - демографическая обстановка, состояние демографических процессов, состава и размещения населения в определённое время. Обычно она рассматривается применительно к стране в целом или отдельным её регионам. Демографическая ситуация - конкретное проявление объективных социально-экономических закономерностей развития общества, определяющих общие тенденции развития населения. Через последовательность сменяющих друг друга демографических ситуаций проявляются основные закономерности воспроизводства населения и его расселения. Информационной базой для рассмотрения демографических ситуаций служат данные переписей населения, выборочных обследований, а также текущего учёта демографических событий [1, С.41].
Демографическую ситуацию в Российской Федерации на стыке второго и третьего тысячелетий надо отнести к категории неблагоприятной, характеризующейся существенным сокращением численности населения. Начало этому негативному процессу было положено ещё в первой половине 90-х годов. Например, в 1992 г. общий прирост населения был меньше, чем в 1986 г. практически в 8 раз. Прирост населения с этого времени в России прекратился и с 1992 года перерос в стадию затяжного периода депопуляции. С этого периода естественная убыль населения находилась на стабильно высоком уровне (среднегодовое число умерших превышало число родившихся на 0,7- 0,9 млн. человек в год). Компенсация численности населения могла быть восполнена только за счёт внешней миграции. Но и здесь, начиная с 1994 г., происходило резкое уменьшение вклада внешней миграции. Особенно ощутимо эта тенденция проявилась в 1994 -1998 годах (в 1988 г. величина сальдо внешней миграции по сравнению с 1994 г. сократилась в 2,8 раза). Начиная с 2001 г. число родившихся стало медленно возрастать за счёт улучшения возрастной структуры населения вследствие вхождения в репродуктивный возраст лиц, родившихся в 80 годы. Не надо думать, что только Россия в этот период оказалась в «демографической яме». Эти начавшиеся процессы имели и имеют быть во многих странах, включая и развитые. Но при схожести происходящих процессов, в России депопуляция имеет принципиально другую природу и протекает под двойным давлением. С одной стороны, она обусловлена низкой, даже для развитых стран, рождаемостью (коэффициент суммарной рождаемости составляет 1,2-1,3 при уровне необходимой хотя бы для простого воспроизводства населения 2,15). С другой стороны, которая является главной, она определяется катастрофически высоким уровнем смертности, характерной для слаборазвитых стран. Отголоски системного кризиса в Российской Федерации, подрывают экономику страны и по сути разрушают социальную сферу, прежде всего, здравоохранение и социальное обеспечение (к сожалению, имеет быть место и в настоящее время). Например бывший Министр здравоохранения Амурской области Андрей Субботин охарактеризовал
демографическую ситуацию в регионе как весьма тревожную: численность постоянного населения в Приамурье на 1 января 2019 года составила 793,6 тыс. человек. За прошедший год родилось 8889 человек, а естественная убыль составила -1727 человек. Результатом реализации намеченных планов в сфере здравоохранения области должно быть ежегодное улучшение основных демографических показателей [2]. К сожалению, Амурская область, не является исключением. Серьёзной заявкой на улучшение положения дел с демографией явился Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее-Указ)[3]. В Концепции определено, что она направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшения на этой основе демографической ситуации в стране. Реализация демографической политики Российской Федерации предусматривает три этапа: Первым этапом намечалось к 2011 году создание условий, позволяющих уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших условий по поддержке и закреплению позитивных тенденций; Второй этап к 2015 году предполагал снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост. Соответственно предусматривалось существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей. Третьим этапом к 2025 году предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране, стимулирование рождения в семьях второго и третьего ребёнка. В указанные годы исследование демографической ситуации в России осуществлялось в следующих направлениях: численность и размещение населения, возрастной состав населения, естественное движение населения, миграция населения. Мер по реализации данного Указа, с целью стабилизации ситуации в области демографической политики, со стороны Правительства Российской Федерации и интеллектуальной части общества принимается недостаточно, несмотря на положительную тенденцию изменения отношения к данной проблеме за последние годы. Уже сейчас очевидно, что выполнение Указа в полном объёме достичь не удаётся. Требуется глубокий анализ основных его положений и внесение соответствующих корректировок.
Необходимость проведения анализа проблем реализации национального проекта «Демография» обусловлена тем, что в нём не предусмотрен раздел «Сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности» от реализации которого зависит не только решение демографических проблем, но и создание конкурентоспособной экономики.
Актуальным и своевременным стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Основной целью Указа является в первую очередь осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере, на что акцентировал внимание Президент страны В. В. Путин, возможен только через фактор работающего человека. Не решая социальных вопросов коллектива, экономические задачи решить проблематично или даже невозможно.
Основу экономического благополучия любого коллектива и государства в целом, составляет труд его работников, поэтому регулирование социально-трудовых отношений во всех сферах трудовой деятельности, в т.ч. в охране профессионального здоровья и безопасности труда, является эффективное управление производством [5].
Обеспеченный благоприятными и безопасными условиями труда работник является основным экономическим ресурсом современной экономики. Здоровье и благополучие работающего населения является не только предпосылкой высокой производительности труда, но и имеет огромное значение для устойчивого социально-экономического развития общества.
Важнейший индикатор общества - это состояние здоровья работников, определяющее и качество трудовых ресурсов, и демографическую ситуацию в стране, и производительность труда, и величину внутреннего валового продукта (ВВП).
Ещё более 10 лет назад, при подготовке Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года[3] и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года[6], Департамент трудовых отношений и государственной гражданской службы Минтруда России констатировал: «Неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития «человеческой составляющей» производительных сил Российской Федерации стала проблемой национальной безопасности, т.к. представляет серьёзную угрозу самостоятельности страны. Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью социально-трудовых отношений и социальных институтов. Бессмысленно принимать меры по стимулированию рождаемости без исправления ситуации с потерей здоровья и жизни населения на рабочих местах. Не имеет смысла увеличивать ассигнования на здравоохранение населения, если люди теряют жизнь и здоровье на работе. Более того, до тех пор, пока ситуация в этой области не изменится, нельзя говорить всерьёз не только о решении наших демографических и гуманитарных проблем, но и о дальнейших возможностях экономического роста и увеличения ВВП».
На третьем этапе (2016-2025 гг.) реализации Концепции демографической политики было предложено выйти на показатели стран Евросоюза - снизить количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 3 -5 %, достичь коэффициента травматизма со смертельным исходом до уровня не более 0,05-0,08, обеспечить высокую ответственность работодателей и работников за поддержание международных стандартов условий и охраны труда. Культура безопасного и здорового труда должна была стать нормой, а эффективное управление профессиональными рисками на каждом рабочем месте - повседневной практикой сторон социального партнёрства.
Данная проблема остаётся актуальной и на сегодня. Как отметил Президент страны В. В. Путин: «Государственная политика России в области охраны профессионального здоровья должна рассматриваться как важный компонент обеспечения национальной безопасности страны, т.к. непосредственно касается проблемы сохранения жизни и здоровья населения в ближайшей и долгосрочной перспективе».
16 ноября 2018 года президент РФ В..В. Путин, выступая в Санкт-Петербурге, отметил: «Здоровье нации - важнейшая задача государства, без её решения невозможно решать другие проблемы». «Мы ставим перед собой задачу решать массу проблем, но одна из главнейших - это здоровье нации. Если этого не будет, то не будет ничего другого, ничего не будет: ни экономики не будет, ни образования - ничего не будет. Поэтому это чрезвычайно важная вещь», - добавил глава государства.
Демография (от греч. demos - народ и grapho - пишу) - наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса. Демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей; исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структуры населения; разрабатывает методы описания, анализа и прогноза демографических процессов и демографических структур. В практическом плане в область демографии входит описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов в стране в целом, на отдельных её территориях
или в группах населения в различные периоды. Как научное, так и практическое значение демографии определяется тем, что народонаселение является основой и субъектом всего общественного процесса воспроизводства. Для научно обоснованного управления общественным развитием необходимо глубокое понимание закономерностей и тенденций демографических процессов, их социально-экономических факторов, их изменений в будущем, оценка последствий этих изменений, знание возможностей и путей воздействия на эти процессы. Понимание объективного характера закономерностей воспроизводства населения позволяет демографии разрабатывать рекомендации относительно общих направлений и конкретных мероприятий демографической политики, составляющей органическую часть социальной политики государства [1, С.41-42].
В Российской Федерации разработан Национальный проект «Демография», рассчитанный на 2019 - 2024 годы, включает в себя пять федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья», «Спорт - норма жизни». Общий бюджет на ближайшие шесть лет составит 3,1 трлн. рублей. Куратором национального проекта «Демография» является Голикова Т.А.- Заместитель Председателя Правительства РФ. Руководителем национального проекта является Топили М.А. -Министр труда и социальной защиты РФ. Среди ключевых целей выделены: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, снижение смертности населения старше трудоспособного возраста, повышение рождаемости и увеличение числа граждан, систематически занимающихся спортом, с 36,8 до 55%.
Между тем анализ свидетельствует, что одной из серьёзных причин сокращения рождаемости является урбанизация. Этот процесс затяжной, его начало приходится на массовое переселения из «неперспективных» населенных пунктов и развития городов, периода активного строительства и урбанизации ещё в СССР, т. е. нельзя считать, что в нём повинны только власти РФ. Проводимые тогда организационные мероприятия способствовали слому традиционного семейного уклада (в основном крестьянского), хозяйственных отношений, что привело к изменению духовной и материальной культуры. Женщины стали «делать» карьеру, что также нанесло удар по семье. Большие города - просто настоящие «убийцы семьи», традиционной семьи с несколькими детьми. Основная масса людей поняла, что в городах легче и комфортнее жить, выгоднее создавать «семью», состоящую из мужчины и женщины без детей, или с одним ребёнком. Ликвидация неперспективных населённых пунктов привела гибли тысячи деревень, сёл, мелких посёлков, под ударом «моногорода». Люди стали переселяться в города и крупные города, огромные сельские территории обезлюдели. Развал СССР только ухудшил ситуацию в этой сфере [11].
Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2019 года составила 146, 8 млн. человек, из которых 109,4 млн. чел или 74,5% - горожане и 37,4 млн. человек или 25,5 % - сельские жители. По удельному весу среди жителей России женщины составляют 54-%, мужчины- 46%.
Таблица 1. Оценка численности постоянного населения РФ по 1 января 2019 года по федеральным округам1
Регион Всё население Городское население Сельское население % городского населения % сельского населения
Российская Федерация 146, 8 109,4 37,4 74,5 25,5
Центральный федеральный округ 39,4 32,4 7,.0 82,2 17,8
Северо - Западный федеральный округ 13,9 11,8 2,1 84,9 15,1
Южный федеральный округ 16,4 10,3 6.1 62,8 37,1
Северо - Кавказский федеральный округ 9,8 4,9 4,9 50,0 50,0
Приволжский федеральный округ 29,4 21,2 8.2 72,1 27,9
Уральский федеральный округ 12,3 10,0 2,3 81,3 18.7
Сибирский федеральный округ 17,1 12,7 4,4 74,3 25,7
Дальневосточный федеральный округ 8,1 5,9 2,2 72,8 27.2
Данные таблицы показывают, что У всей численности - сельское население и 75% -городское население. Из федеральных округов самым густонаселённым является Центральный Федеральный округ, при этом сельское население в нём составляет 17,8% Наибольший процент сельских жителей находятся в Северо-Кавказском и Южном Федеральных округах.
В 2017 году миграция полностью покрыла «естественную» убыль и даже обеспечила общий прирост 73 тыс. 2017 год стал последним годом, когда население страны увеличилось. В 2018 году Россия вошла в сложный демографический период: рождаемость снижается, «естественная» убыль достигла примерно 220 тыс., а миграционный прирост - примерно 130 тыс. человек. Одним из важнейших печальных итогов 2018 года является сокращение численности населения России с на 86, тыс. человек. Отныне даже миграция вряд ли сможет компенсировать убыль населения, вызванную его старением и низкой рождаемостью [7]. По словам вице-премьера РФ Голиковой Т.А., самый низкий уровень смертности в 2018 году зарегистрирован в Уральском и Северо-Кавказском Федеральных Округах, самым высоким остаётся уровень смертности в Орловской, Ивановской, Тульской, Новгородской, Псковской, Тверской областях[8].
Продолжилось падение рождаемости. В абсолютном выражении оно составляет около 80 тыс. человек, или примерно 5%. При этом падение, обусловленное сокращением числа женщин детородного возраста, составляет около 3%. Так было в 2017 году и за год не может сильно измениться, так как возрастная структура населения меняется медленно. Это значит, что ещё 2% снижения приходятся на сокращение суммарного коэффициента рождаемости (СКР). СКР - это число детей, в среднем рождаемых одной женщиной при сохранении текущего уровня рождаемости во всех возрастах. На первый взгляд, сокращение небольшое, но в 2017 году СКР рухнул с 1,76 до 1,62. В 2018 году ожидается снижение этого важнейшего показателя до 1,6. Так что «любимая» отговорка властей, что женщин становится меньше, снова не работает. Женщин действительно становится меньше, но и рожают они всё реже. В
1 Расчёт произведен автором на основе статданных https//docviewer/yandex.ru, обращение 27.03.2019.
результате получается наложение двух негативных тенденций и дальнейшее сокращение числа рождённых детей. В 2018 году оно едва превысило 1,6 млн. детей. В 2017 г. было 1,69 млн., а в предыдущие 5 лет - эта цифра составляла в среднем 1,9 млн. детей. По мнению Чернышева Евгения [9] - это результат систематического пренебрежения рождаемостью в условиях снижения репродуктивного потенциала (число женщин детородного возраста).
По мнению главы комиссии Общественной палаты РФ по социальным вопросам и демографической политике Елены Николаевой, высказанной ей на круглом столе «Почему россиян становим» (прошедшем в РИА Новости), одна из главных причин, препятствующих повышению рождаемости - это «тотальная бедность». Директор Института демографических исследований Игорь Белобородов среди главных причин сокращения рождаемости назвал - секуляризацию, отход от нравственных, духовных ценностей. С точки зрения материалистического рационализма, ребёнок не выгоден. Он мешает карьере, понижает уровень расходов, направленный на взрослого человека - придётся меньше тратить на одежду, питание, отказаться от развлечений, турпоездок и пр. В обществах, ориентированных на духовные ценности, рождаемость выше - это исламские традиции, традиции Индийской цивилизации и т.д. Россия же в этом отношении в значительной мере приняла западный путь - бездуховного индивидуализма, эгоцентризма, гедонизма [11]
Следующая причина убыли населения - его продолжающееся старение и высокий уровень смертности. Причина банальна: население стареет, число стариков увеличивается. Для того чтобы снижать общую смертность, нужно увеличивать ожидаемую продолжительность жизни (ОПЖ) при рождении. Рост ОПЖ без роста рождаемости означает увеличение доли пожилых, которых кому-то нужно содержать. Но ведь известно, что этих «содержателей» больше не становится, то спасение «утопающих» становится делом самих «утопающих». Так, одностороннее увеличение ОПЖ оборачивается отдалением пенсии[9].
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года отмечено, что «В ряде субъектов РФ демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15% сократилась численность населения в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской Областях. На 10-15% сократилась численность населения: в Республиках Карелия, Мордовия и Саха (Якутия); Приморском и Хабаровском краях; Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, тверской, Тульской и Читинской областях»
Третья причина возврата России к убыли населения - низкий миграционный прирост. Это один из неожиданных демографических результатов.
Прибытие мигрантов в Россию значительно сократилось. Они больше не видят возможности для заработка в нашей стране и начали ориентироваться на страны Евросоюза. Миграционный поток перестал покрывать естественную убыль населения России. Для того, чтобы избежать сокращения населения, нужно принимать по 500 тыс. мигрантов в год.[12].
С начала 2000 - х в России годовой миграционный прирост установился на уровне 250-300 тыс. Нынешний результат тем более удивителен, но власти постоянно повторяют, что России нужны мигранты, так как не хватает своих рабочих рук. В 2018 году число прибывших в России уменьшилось всего на 3%, а вот число выбывших выросло на 20%. В результате общий прирост упал почти в два раза по сравнению с 2017 годом. В принципе, если бы он сохранился на уровне 2017 года, этого могло бы хватить, чтобы покрыть убыль населения, но сама постановка вопроса подчёркивает, что с демографией в России начались большие проблемы [9].
Таким образом, сокращение рождаемости и резко сократившийся миграционный прирост стали причиной общей убыли населения.
Само по себе снижение смертности и увеличение ОПЖ не может дать прироста населения, хотя власти настаивают на этом как на основном ресурсе. Поставлена даже амбициозная цель - достичь ОПЖ 80 лет к 2030 году, что зафиксировано в Указе Президента Российской Федерации. При постепенном росте ОПЖ до 80 лет, к этому сроку, общая годовая смертность будет медленно уменьшаться с 1,8 до 1,65 млн. Для того чтобы обеспечить естественный прирост общая рождаемость должна быть значительно выше. Однако прогноз показывает, что она будет уменьшаться с 1,6 до 1,35 млн в год. Чтобы рождаемость оставалась хотя бы на нынешнем уровне, необходимо существенно обеспечить её рост в расчёте на одну женщину. СКР должен приближаться к уровню воспроизводства -2.1, а сейчас он составляет только 75% от этого уровня. Применительно конкретно к 2018 году картина ещё более наглядная, Чтобы без роста рождаемости можно было обеспечить естественный прирост за счёт снижения смертности, нужно, чтобы относительная смертность по всем возрастам снизилась на 10% Эта огромная цифра, означающая рост ОПЖ минимум на 1,5 года. То есть каждый год нужно повышать ОПЖ на 1,5 года, чтобы без роста рождаемости достичь прироста населения. Это значит, что к 2030 году ОПЖ должна вырасти до 90 лет. Такой ОПЖ не имеет ни одна страна мира. Следовательно, смертность сама по себе в нынешних условиях и в обозримом будущем не даёт возможности удержать население на текущем уровне. Это примерно то же самое, что надеяться с помощью экономики разбогатеть при маленьком заработке. Нужно просто начать зарабатывать больше, чем тратить. В демографии это означает ,что: рождаемость должна быть больше, чем смертность [9].
Заключение. Анализ проблем реализации национального проекта «Демография» обусловлен тем, что от его практического исполнения зависит не только решение демографических проблем, но и создание конкурентоспособной экономики. Основной целью Указа Президента от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» является, в первую очередь, осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации. Прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере, на что акцентировал внимание Президент страны, возможен только через фактор работающего человека. Не решая социальных вопросов, экономические задачи решить проблематично или невозможно.[10].
Специалисты утверждают, что произошедшие демографические провалы возможно преодолеть только при глубоком и коренном изменении подходов к проблемам рождаемости, совершенствовании миграционных составляющих на основе научно обоснованного стимулирования молодых семейных пар, современного и комфортного проживания, укрепления экономической основы жизнедеятельности населения, улучшения уровня и качества жизни за счёт дальнейшей разработки и реализации общегосударственных задач развития экономики страны, способной устранить или хотя бы снизить основные негативные факторы социальной напряжённости в современном обществе.[13, С.48-58].
Повышение качества жизни населения - важнейшая задача государственной социальной политики, которой уделяется пристальное внимание Правительством Российской Федерации. Разработка и реализация Национальных проектов наглядно показывает стремление государства к улучшению экономической и социальной ситуации в современной России. [14, С.475-483].
Проблемы демографии требуют обстоятельного анализа, а реализации уже принятых решений - систематического контроля за ходом их выполнения.
Список литературы /References
1. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. Под общей редакцией В.Н. Бобкова, А.П. Починка. М.: ВЦУЖ. 2001. 288 с.
2. О показателях в здравоохранении и демографической ситуации в Амурской области. https://glasnaroda.ru/novosti, обр.27.03.2019.
3. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
5. Елин А.М., Елин А.М. Трансформация социально-трудовых отношений: правовые, организационные и научно-методические принципы и процедуры охраны труда (монография). М.: Де Либри. 2018.-534 с. (ISBN 978-5-4491-0177 -8).
6. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
7. Демограф: Послание Путина поможет, но не спасёт от вымирания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: nsn.fm/society/demograf-prediozhennye-pytinym-mery-ne-spasut-stranu-otvymiraniya.htmi/ (дата обращения: 27.03.2019).
8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/ (дата обращения: 25.04.2019).
9. Чернышёв Евгений. Россия поехала вниз с «демографической горки». // Накануне RU.2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nakanune.ru. / (дата обращения: 22.08.2019).
10. Проблемы реализации национального проекта «Демография»//Безопасный, эффективный труд и охрана профессионального здоровья. Ежемесячное издание. № 02/19, г.Тула.С.35-39.
11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https//topwar.ru/6576-rossiya -ischezaet-s-lica-planety-o-demograficheskoy-probleme.html/ (дата обращения 22.08.2019).
12. Фаляхов Рустем. Любовь прошла: мигранты охладели к России/Газета. ru. 24.04.2019
13. Городнова Н. В. Самарская Н.А. Повышение качества жизни населения в современных экономических условиях России. //Дискуссия. №3 (94). июнь 2019.С.48-58.
14. Городнова Н.В., Самарская Н.А., Крупкин А.В., Роженцов И.С. Реализация проекта «Системный город» как основа современного и комфортного проживания населения». // Экономика и предпринимательство. № 5.2019. С.475-483.