Научная статья на тему 'Демографическая безопасность региона как объект государственной политики'

Демографическая безопасность региона как объект государственной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2561
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акьюлов Роберт Ишкалеевич

В статье рассматривается понятие демографической безопасности региона, обосновывается актуальность данной проблемы, исследуются влияющие на нее факторы, раскрывается ее взаимосвязь с экономической безопасностью, рассматриваются демографические угрозы и отражающие их показатели. Предлагается система мер, включающих важные аспекты демографической, социальной политики, призванных обеспечить демографическую безопасность региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demographic safety of region as object of a state policy

In article the concept of demographic safety of region is considered, the urgency of the given problem is proved, factors influencing it are investigated, its interrelation with economic safety reveals, are considered demographic threats and indicators reflecting them, is offered system of the measures including prominent aspects demographic, of social policy, called to provide demographic safety of region.

Текст научной работы на тему «Демографическая безопасность региона как объект государственной политики»

МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Акьюлов Р.И.

В статье рассматривается понятие демографической безопасности региона, обосновывается актуальность данной проблемы, исследуются влияющие на нее факторы, раскрывается ее взаимосвязь с экономической безопасностью, рассматриваются демографические угрозы и отражающие их показатели. Предлагается система мер, включающих важные аспекты демографической, социальной политики, призванных обеспечить демографическую безопасность региона.

Различные аспекты демографической безопасности и ее обеспечение в настоящее время являются предметом изучения специалистов многих научных отраслей знания. Демографическая безопасность является одной из основных составляющих общей стратегической безопасности региона.

На демографическую безопасность любого региона, субъекта Российской Федерации влияют следующие факторы: исторические особенности; географическое и экономическое положение; ресурсная база субъекта РФ; внутренние и внешние связи; образование, здравоохранение; состояние и процессы, происходящие в других регионах и государствах. Исследование демографической безопасности позволяет более полно и глубоко изучить демографические процессы, выявить их тенденции и особенности, причины негативных демографических явлений и процессов, снижающих уровень демографической безопасности, для последующего их устранения и профилактики.

Основными подходами к пониманию демографической безопасности являются инструментальный и ценностный. Инструментальный подход заключается в том, что демографические процессы оцениваются с точки зрения их вклада в решение задач экономического, социального, политического характера, рассматриваются лишь как средство, инструмент для достижения целей стратегического развития. Например, недопустимость сокращения численности населения как стратегической линии демографического развития страны следует из того, что «важнейшей стратегической задачей России, вытекающей из ее геополитического положения, является поддержание и упрочение статуса великой державы, унаследованного от СССР» [2, с. 48-49]. В данном случае речь по существу идет не о демографической безопасности, а о каких-то иных видах безопасности, обеспечение которых «обслуживается» демографическими процессами. Второй подход к пониманию демографической безопасности предполагает самоценность демографических процессов, наличие самостоятельных демографических целей, имеющих, по сути, экзистенциальный характер, предполагающий сохранение и развитие людей, человеческих ресурсов в качестве наивысшей ценности. Демографическая безопасность понимается как «защищенность процесса жизни и непрерывного естественного возобновления поколений людей» [1, с. 54], а ее укрепление связывается с удлинением человеческой жизни, повышением эффективности демографического воспроизводства, расширением демографической свободы.

Достижение этих целей само по себе может быть стратегической задачей, относиться к числу главных общественных приоритетов — даже более важных, чем геополитическое влияние, экономическое процветание, военное могущество. Демографиче-

екая безопасность имеет самостоятельное значение, т.к. связана с одной из самых фундаментальных, интимных сторон жизнедеятельности общественных организмов - продолжением рода, а, следовательно, и жизни.

Проблемы воспроизводства народонаселения играют значительную роль в экономике, внутренней и внешней политике, социальной сфере регионов, развитие экономики которых находится в переходном периоде. Решение жизненно важных стратегических социально-экономических задач может быть обеспечено в случае наличия человеческих ресурсов с необходимыми для этого качественно-количественными характеристиками. Таким образом, можно утверждать, что физическое, психическое, моральное и материальное состояние народонаселения — основа стабильного развития экономики. С другой стороны, нерешенность демографических проблем до предела обостряет социально-экономическую ситуацию, препятствует дальнейшему экономическому росту любого региона.

Разумеется, становление качественно иного режима воспроизводства населения региона будет иметь своим следствием и иные формы демографического поведения людей, что не может не наложить отпечаток на все системы социальных связей и отношений — от глобальных до региональных. Параметры изменения структуры демографического пространства региона, обусловлены динамикой общих коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста и миграции.

Наиболее актуальными для любого региона являются такие демографические угрозы, как: 1) депопуляция; 2) старение населения; 3) нерегулируемые миграционные процессы; 4) деградация института семьи.

В свою очередь, демографические угрозы определяются следующими показателями: 1) нетто-коэффициент воспроизводства населения; 2) коэффициент витальности; 3) суммарный коэффициент рождаемости; 4) коэффициент смертности населения трудоспособного возраста; 5) ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; 6) сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования; 7) численность нелегальных мигрантов; 8) коэффициенты брачности и разводимости.

Национальная и региональные программы демографической безопасности и программы должны включать следующие мероприятия.

¡.Характеристика демографической ситуации региона и оценка проводимой демографической политики за предыдущий период.

2. Оценка реальных и потенциальных демографических угроз.

3. Основные направления программ демографической безопасности на пятилетний период.

4. Государственная политика в области охраны здоровья и повышения продолжительности жизни населения:

а) сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи; б) профилактика травм и отравлений, болезней системы кровообращения, новообразований у трудоспособного населения; в) развитие системы массового санитарно-гигиенического просвещения населения; г) пропаганда в массовом сознании самосохранительного поведения, формирование здорового образа жизни; д) принятие мер фискальной политики, административных ограничений, информационных воздействий для снижения потребления алкоголя; е) совершенствование системы психолого-психиатрической помощи населению; ж) обеспечение общедоступности высококвалифицированной медицинской помощи; з) развитие системы профилактики и лечения остро социальных заболеваний; и) внедре-

ние скрининговых программ по профилактике онкологических болезней к) повышение качества медицинской помощи беременным и новорожденным; л) охрана репродуктивного и нравственного здоровья подростков путем профилактики нежелательной беременности; м) повышение ответственности работодателей за здоровье работающих во вредных условиях; н) создание системы экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда; о) развитие реабилитационной индустрии с целью максимального использования потенциала инвалидов, бездомных; п) совершенствование реабилитационных, санаторно-курортных, оздоровительных учреждений, досуго-вых центров.

5. Государственная семейная политика, включающая: а) укрепление института семьи; б) создание условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; в) обеспечение равенства прав и ответственности мужчин и женщин в воспитании детей; г) пропаганда семейных ценностей, усиление приоритетности интересов полной семьи с несколькими детьми в социальной политике; д) разработка и реализация стратегии развития патронатных семей; е) половое воспитание и подготовка молодежи к вступлению в брак; ж) совершенствование социально-правовой защиты наиболее социально уязвимых категорий населения (престарелые, дети, инвалиды).

6. Политика повышения уровня и качества жизни, предполагающая: а) создание условий для самообеспечения достойного уровня жизни трудоспособного населения; б) социальное обеспечение граждан в старости, при потере трудоспособности, болезни, безработице и др.; в) обеспечение адресной социальной поддержки малообеспеченных граждан; г) создание условий для решения жилищных проблем граждан; д) обеспечение всем гражданам доступности услуг образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта; е) поддержка социальной активности пожилых людей.

7. В области миграционной политики:

а) регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономических условий, демографической структуры регионов; б) защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы; в) стимулирование сокращения эмиграционного оттока научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала из региона; г) использование миграционного потенциала зарубежных стран в интересах демографического развития региона; д) сочетание прав иммигрантов, прибывающих в регион и получивших соответствующий правовой статус, с интересами региона в их расселении; е) обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения и мигрантов.

8. Международное сотрудничество и обмен опытом в разработке, реализации и оценке эффективности мер демографической политики, целевых проектов и содействие в их реализации, а также привлечение международных организаций и стран-доноров к участию в реализации национальных программ и планов в области демографии.

Демографическая ситуация лучше, чем какая-либо иная сфера жизни общества, свидетельствует о жизнеспособности государства, уровне социального комфорта, уверенности населения в своем будущем, о наличии предпосылок для устойчивого его развития в целом. Реализация стремления рожать детей является важнейшим показателем демографического выбора людей в пользу продолжения своей жизни и своего рода на территории страны проживания. Большую роль в определении такого выбора играет государство, т.к. чтобы быть привлекательным для проживания, оно призвано, помимо создания соответствующих экономических условий, формировать идейно-духовный

климат, благоприятный для культивирования оптимистических социальных настроений.

Серьезные проблемы в обеспечении демографической безопасности наглядно и беспристрастно демонстрируют сухие, но объективные цифры статистики. Анализ основных показателей воспроизводства населения, характеризующих состояние демографической безопасности в регионах УрФО, и в Свердловской области в частности показал, что основные угрозы сходны с общероссийскими: низкий уровень рождаемости, недостаточный для простого воспроизводства населения; высокий уровень смертности, особенно среди населения трудоспособного возраста, в первую очередь мужчин; низкая ожидаемая продолжительность жизни и большой ее разрыв между мужчинами и женщинами; низкая управляемость миграционных процессов; рост неустойчивости семьи, уменьшение ее среднего размера в связи с распространением малодетности; постарение населения и повышение демографической нагрузки.

Тем не менее, имеются отличительные черты, характеризующие демографическую безопасность в регионе. Динамика рождаемости в Свердловской области за последние годы была положительной. Общий коэффициент рождаемости увеличился с 10,4 до 10,7. При этом суммарный коэффициент рождаемости в 2006 году также вырос по сравнению с уровнем 2005г. (1,269) и достиг среднероссийского уровня — 1296 детей на каждую тысячу женщин в возрасте 15 лет и старше (таблица).

Таблица

Общие показатели воспроизводства населения по субъектам Российской Федерации

Родившихся Умер- Естественный прирост Миграцион- Суммарный коэффици- Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Регионы ших ный прирост ент рождаемости

На 1000 человек населения Оба пола Мужчины Женщины

Российская

Федерация 2005 10,2 16,1 -5,9 1,287 65,3 58,87 72,39

2006 10,4 15,2 -4,8 132319 1,296 66,6 60,37 73,23

Уральский федераль-

ный округ 2005 11,1 14,8 -3,7 1,339 65,22 58,79 72,28

2006 11,4 13,8 -2,4 7828 1,359 66,75 60,54 73,29

2007 11,3 12,2 - 1Д

Свердловская область

2005 10,4 16,6 -6,2 - 1,269 64,55 57,88 71,91

2006 10,7 15,3 -4,6 9508 1,296 66,47 60,15 73,05

2007 10,5 13,5 -3,0

Источник: Демографический ежегодник России. 2007: Стат. сб. / Росстат.-М.,2007. С.64,68,88, 92, 96,100, 422, 423, 424. Материалы Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, 2008.

Ключевым фактором изменения уровня демографической безопасности в процессе демографического перехода является динамика показателя смертности. По динамике смертности и продолжительности жизни можно судить о том, насколько справ-

ляются со своими задачами государство и правительство. Уровень смертности в Свердловской области в 2005-2007 гг. оставался выше, чем в среднем по стране, но наметилась тенденция заметного снижения общего коэффициента смертности с 16,6 до 15,3 на 1000 населения - при этом разница с общероссийским показателем сократилась с 0,5 до 0,1%.

Стандартизованный коэффициент смертности в Свердловской области оказался выше, чем в целом по стране. От несчастных случаев, отравлений и травм стандартизованный коэффициент смертности в регионе, как по мужчинам, так и по женщинам более чем на 30% превышает среднероссийский уровень. Вместе с тем, несмотря на положительные сдвиги, уровень демографической безопасности остается невысоким, депопуляция продолжается. Коэффициент естественного прироста населения, пока имея отрицательное значение как в целом по России и УрФО (в 2005 г. -3,7; в 2006 г. -2,4; в 2007 г. -1,1), так и в Свердловской области (соответственно, -6,2; -4,6; и -3,0), все же в последние годы неуклонно растет. Показатели ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин в Свердловской области в 2005 году были заметно ниже, чем в целом по стране, причем мужчины жили в среднем на 1 год меньше. В 2006 году различия уменьшились благодаря наличию позитивной динамики данного показателя в регионе.

Показатели младенческой смертности в регионе меньше, чем в среднем по России - 8,7%о против 10,2%о. А вот доля младенцев, умерших от внешних причин, в Свердловской области почти на 15% превышает аналогичный среднероссийский показатель. Тревожит ситуация с показателем смертности населения от внешних причин, который в России выше, чем в развитых странах, в 6-7 раз, а в Свердловской области выше, чем в целом по стране, почти на 20% — 236,6 против 198,5 на 100 тыс. населения. Вместе с тем просматривается некоторая тенденция сокращения разницы между показателями смертности населения в трудоспособном возрасте в Свердловской области и в целом по стране, при этом в регионе он остается несколько выше. Частота суицидов в 2006 году (на 100 тыс. населения) в целом по РФ - 30,1, по УрФО - 36,5 в Свердловской области - 36,7. Смертность от неестественных причин в 2006 году в Свердловской области - 205,8 на 100 тыс. населения, в РФ - 198,5 на 100 тыс. населения. Количество зарегистрированных убийств в Свердловской области в 1990 году - 521, в 2000 - 1271, в 2007 - 934.

Обеспечение демографической безопасности - это, в первую очередь, прерогатива государства как наиболее заинтересованного и имеющего возможности субъекта управления. Но возможности административных механизмов регулирования воспроизводства населения, даже самого безупречного распределения и перераспределения общественных ресурсов, имеют определенные ограничения. Людей нельзя заставить рожать больше, чем они решают сами, нельзя указать, сколько им жить и когда умирать. Поэтому демографическая безопасность может базироваться только на сообществе граждан, приверженных совершенно определенным идеалам и ценностям, имеющих культурную общность, интегрирующих население и формирующих то или иное демографическое поведение. В этих условиях государственная политика обеспечения демографической безопасности должна проводиться с учетом новых реалий, используя не прямое, а опосредованное воздействие на население - предполагающее создание благоприятных условий для жизни людей. При этом государство должно наряду с необходимыми мерами демографической, социальной политики формировать такую идейно-духовную реальность, которая отвечала бы современным вызовам, начиная с преодоления коррупции, ее истоков в массовом сознании, создав такие механизмы, которые сде-

лали ее не только опасной, но и невыгодной. Далее — поддерживая неизбежный синтез национальных ценностей с передовыми идеями и представлениями других культур, способствуя их внутреннему развитию, с учетом новых реалий, что будет способствовать развитию толерантности и позволит преодолеть ксенофобию и социальную отчужденность вообще.

ЛИТЕРАТУРА

1. Геополитика и национальная безопасность: Словарь основных понятий и определений / РАЕН. М., 1999.

2. Демографический ежегодник России. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007.

3. Захарова О.Д., Рыбаковский Л.Л. Геополитические аспекты депопуляции в России // Социс. 1997. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.