Научная статья на тему 'Деменция: цифры, факты, комментарии'

Деменция: цифры, факты, комментарии Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
207
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛС / ДЕМЕНЦИЯ / ИНГИБИТОРЫ АЦЕТИЛХОЛИНЭСТЕРАЗЫ / МЕМАНТИН / РПЖ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы —

На сегодняшний день деменция остается не поддающимся лечению тяжелым, социально значимым заболеванием. Но работа и исследования в данном направлении постоянно ведутся. Новые данные и факты, полученные о заболевании, мы попросили прокомментировать Владимира ЗАХАРОВА, д.м.н., профессора, заведующего учебной частью кафедры нервных болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деменция: цифры, факты, комментарии»

Деменция: цифры, факты,

36 iMo^lPEMfiïUUM

комментарии

На сегодняшний день деменцня остается не поддающимся лечению тяжелым, социально значимым заболеванием. Но работа и исследования в данном направлении постоянно ведутся. Новые данные и факты, полученные о заболевании, мы попросили прокомментировать Владимира ЗАХАРОВА, д.м.н., профессора, заведующего учебной частью кафедры нервных болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

—Владимир Владимирович, в результате исследования, в ходе которого ученые изучали заболеваемость деменции на 6 расовых группах из одной географической популяции, выяснилось, что развитие болезни зависит от расы. Согласно выводам, опубликованным в онлайн-версии Alzheimer's Dementia: TheJournal of the Alzheimer's Association, наибольший риск деменции наблюдался у афро-американцев, индейцев и коренных жителей Аляски; наименьший — у азиатов, мексиканцев, представителей тихоокеанских островов и белых. Подтверждены ли эти выводы Вашей практикой, учитывая расовое разнообразие нашей страны? — Нет, я бы так не сказал. Видите ли, когда речь идет об эпидемиологии, то исследователи оперируют очень большими цифрами. И при этом, по статистическим законам, разница может быть достоверной, но не очень большой по величине. Поэтому я допускаю, что могут быть какие-то расовые различия по заболеваемости де-менцией, но уверенно могу утверждать, что разница между расами и национальностями далеко не в разы. К сожалению, к какой бы национальной группе Вы ни принадлежали, это никоим образом не гарантирует защиты от развития деменции в пожилом возрасте.

—Исследователи из Института неврологии Дьюка в США выяснили, что после начала деменции процесс потери памяти у женщин протекает несколько быстрее, чем у мужчин, независимо от уровня обра-

зования, возраста, генетической предрасположенности и быстроты мышления до начала болезни. Согласны ли Вы с этим утверждением. Подтверждают ли российские статистические данные результаты данного исследования?

— Еще раз могут повторить то, что только что сказал. Действительно, женщины чуть чаще, чем мужчины, болеют деменцией, и она развивается у них чуть быстрее. Это именно чуть-чуть, различие невелико и его можно выявить только при сравнении очень больших групп пациентов. А в каждом конкретном случае все может быть очень по-разному, и предсказать темпы прогрессирования болезни очень непросто.

—Британские ученые подсчитали, что треть жителей страны, появившихся на свет в 2015 г, на каком-то этапе своей жизни столк-

нутся с деменцией. По Вашему мнению, так ли это и грозит ли каждому третьему ребенку, родившемуся сегодня в России, деменция?

— По данным морфологических методов исследования, начальные признаки болезни Альцгеймера, такие как сенильные бляшки, обнаруживаются у каждого третьего пожилого человека. Поэтому действительно можно сказать, что каждый третий житель планеты предрасположен к развитию этого заболевания. Но клинические симптомы болезни развиваются все же не у каждого третьего, а значительно реже. Дело в том, что головной мозг имеет огромные компенсаторные возможности. Человек может прожить с морфологическими изменениями в мозге от 10 до 40 лет, оставаясь клинически здоровым. Поэтому большинство из предрасположенных к болезни «запрограммированы» на то, чтобы заболеть после 100—120 лет. Вот если ожидаемая продолжительность жизни увеличится до этих цифр, тогда действительно с заболеванием столкнется каждый третий.

—В журналеJAMA Neurology опубликованы результаты исследования немецких ученых, согласно которому употребление лекарств от изжоги опасно развитием деменции. Проводились ли подобные исследования в России? Замечали ли Вы у пациентов с язвенной болезнью желудка или 12-перстной кишки, принимающих ингибиторы протонной помпы, предрасположенность к де-менции?

— Подобные исследования в России не проводились. Опираясь на собственный опыт, я не могу сказать, что пациенты с язвенной болезнью желудка или принимающие ингибиторы протонной помпы чаще заболевают. Вообще эпидемиология деменции изучается весьма активно, сообщений

ДЕМЕНЦИЯ: ЦИФРЫ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

очень много, часто одни противоречат другим. Поэтому мнение, которое Вы процитировали, с моей точки зрения, не может считаться окончательным и доказанным.

—Исследователи из немецкого

Центра нейродегенеративных болезней уверены, что противодиабе-тические препараты снижают расположенность к деменции, сделав этот вывод на основании данных страховых компаний. В результате исследования было выявлено, что наибольший протекторный эффект демонстрировал пиоглитазон, и чем дольше продолжалась терапия, тем выше была защита. Лабораторные тесты подтвердили, что данный препарат способен защищать нервные клетки и противодействовать отложению вредных белков в мозге, приводящих к деменции. Как Вы можете это прокомментировать? Наблюдали ли Вы зависимость между приемом противодиабетических препаратов и возникновением деменции? — Эти данные вызывают у меня большее доверие, поскольку имеют под собой некую теоретическую базу или обоснование. Дело в том, что у здорового человека в момент запоминания новой информации происходит инсулин-опосредованный вход глюкозы в нейроны гиппокампа. А при болезни Альцгеймера этот процесс нарушен из-за инсулинорезистентности нейронов гиппокампа. Некоторые эксперты видят в этом причину нарушений памяти при болезни Альцгей-мера. Поскольку пиоглитазон увеличивает чувствительность к инсулину, теоретически он может предотвращать развитие нарушений памяти у лиц, предрасположенных к болезни Альцгеймера. Но, повторюсь, нельзя выносить окончательное суждение на основании результатов только одного исследования. Нужны дополнительные данные.

— Согласно исследованию американских врачей, опубликованному в журнале Neurology, существует прямая корреляция между низкой физической активностью и уменьшением объема мозга десятилетия спустя,

что указывает на его ускоренное старение. Согласны ли Вы с этим утверждением? Насколько важна физическая активность в качестве профилактики деменции?

— Вот об этом можно говорить уже вполне определенно, поскольку не одно, а несколько независимых друг от друга исследований, проведенных на большом числе пациентов, дали сходные результаты. Действительно во время физической активности вырабатываются специальные нейротро-фические факторы, которые защищают головной мозг Поэтому скорость развития атрофического процесса головного мозга на фоне физической активности достоверно меньше, что доказано с помощью методов нейро-визуализации.

—Некоторые специалисты указывают на негативную роль переезда на новое место для пожилых людей, поскольку это увеличивает нагрузку на память и приводит к необратимым последствиям. Разделяете ли Вы это мнение?

— Не совсем так. Для здорового пожилого человека (я имею в виду здорового в когнитивном отношении) переезд на новое место не опасен. А вот у пациентов с деменцией риск того, что после переезда в незнакомое место человек растеряется и дезориентируется, действительно существует, и он очень значителен.

— Ряд исследований свидетельствуют о том, что в семьях, где живет больной деменцией, постоянный стресс негативно сказывается на здоровье его родственников, сокращая их жизнь. Так ли это?

— Теоретически, конечно. А вот подтверждено ли это данными конкретных исследований, мне неизвестно. Но, с моей точки зрения, главная проблема родственников не в сокращении продолжительности их жизни, а в снижении ее качества. Действительно, родственникам приходится зачастую полностью перестраивать свою жизнь, отказываться от многих планов, иногда оставлять свою работу и т. д. Поэтому справедливо говорят, что

Рштиим|2М„\Р6Т1 37

родственники пациентов с деменцией страдают больше, чем сами пациенты.

— Зачастую можно услышать,

что масштаб проблемы больных

деменцией не соответствует уровню информированности врачей и населения. Считаете ли Вы справедливым это высказывание и почему?

— Конечно, я полностью согласен с этим утверждением. К сожалению, проблема деменции находится на периферии интересов и врачей, и общества в целом. А ведь эти вопросы весьма актуальны и заслуживают гораздо большего внимания, т. к. число пациентов с деменцией растет очень быстрыми темпами. Поэтому если не найти эффективную стратегию предотвращения деменции, то в скором времени в сложном положении окажутся все: и пациенты, и их родственники, и общество в целом.

—Важный вопрос — соответствие российских стандартов лечения деменции международным. Насколько оно полное?

— Полного соответствия нет, но нет и принципиальных различий, а есть некоторая своя специфика. В нашей стране более активно используются нейрометаболические и вазотропные препараты, которые практически не используются в европейских странах и Северной Америке. Но и у нас они назначаются в качестве дополнительной или альтернативной терапии. А основная, базисная, терапия и у нас в стране, и во всем мире — это ингибиторы ацетилхолинэстеразы и ме-мантин.

— Одним из лекарств, замедляющих развитие деменции, является

мемантин, одобренный к использованию в США в 2003 г. Разработан ли с тех пор какой-нибудь принципиально новый препарат для лечения демен-ции?

— К сожалению, нет. Поиск эффективной патогенетической терапии ведется очень активно, но пока безрезультатно. В настоящее время клинические исследования продолжаются, несколько молекул находятся сейчас на последних фазах. Поэтому, может

НОЗОЛОГИИ

38 i.';;:,1 IpemeDuum

быть, я на это надеюсь, в ближайшие 5—10 лет у нас появятся новые возможности терапии.

— Родственники больных демен-

цией опасаются, что кризис может негативно сказаться на обеспечении больных. Повлиял ли он на структуру закупок препаратов и на доступность лечения в России?

— Насколько мне известно, пока существенно не повлиял, хотя намечается определенная тенденция к замене оригинальных препаратов на более дешевые дженерики.

— В России часто обсуждается

тема взаимозаменяемости оригинальных ЛС и дженериков, занимающих существенную долю рынка. С одной стороны, дженерики, несомненно, увеличивают доступность лекарственной помощи для пациентов, но, с другой стороны, возникают вопросы эквивалентности оригинального и воспроизведенного препаратов, особенно учитывая возможные различия, связанные со степенью очистки субстанций в воспроизведенном ЛС, методом его синтеза, составом вспомогательных и т. д. Как это сказывается на терапевтической эффективности и безопасности препаратов, в частности дженериков мемантина. Насколько они отличаются от оригинального ЛС?

— Появление дженериков — абсолютно закономерный процесс в том случае, если препарат работает и востребован. Это можно считать комплиментом оригинальному ЛС. Но вот вопрос, который Вы мне задали: насколько дженерики соответствуют или, наоборот, отличаются от оригинального препарата, — это вопрос исключительно сложный, особенно когда речь идет о когнитивных функциях. Беда в том, что большинство дже-нериков не проходит исследований терапевтической эквивалентности. А без таких исследований мы ничего определенного сказать не можем. Важно подчеркнуть, что при лечении когнитивных нарушений эффект виден далеко не сразу: для решения о клинической эффективности того или иного препарата необходимо на-

блюдать пациента не менее шести месяцев. А можем ли мы на такой срок назначать препарат с неопределенным или недоказанным эффектом и рисковать нарастанием выраженности расстройств за это время?

—В западных странах существуют государственные программы помощи больным деменцией и социальные проекты бизнеса. Как обстоят дела в нашей стране?

— Мне неизвестно о каких-либо подобных программах.

— C 2009 г. у нас в стране реализуется социальный проект российского подразделения Merz Memini для больных деменцией и их родственников. Запущен и действует одноименный сайт, выходит газета, работают школы для родственников пациентов, проводятся различные акции, включая предде-ментный скрининг и др. В 2016 г стартовал проект «Академия памяти Memini», в рамках которого во многих городах России будет проводиться бесплатное обследование и тестирование пожилых людей.

— Как Вы оцениваете такие инициативы?

— Это очень важный проект, который затрагивает целый ряд вопросов, связанных с обсуждаемой проблемой. Как я уже говорил, от когнитивных нарушений страдают не только пациенты, но и родственники. Поэтому чрезвычайно важно поддержать их, предоставить необходимую информацию, обучить жить в новой ситуации. Такие меры помогут существенно улучшить качество жизни, предвосхитить или разрешить те проблемы, которые возникают при общении с пациентами. Ну и конечно, ранняя диагностика — проблема, которая стоит в когнитивной неврологии необычайно остро, что обусловлено низкой информированностью как врачей, так и общества в целом о данной проблеме.

Беседовала

Ирина ШИРОКОВА,

«Ремедиум»

кроме того...

Российскую противогриппозную вакцину будут выпускать в Иране

Представители России и Ирана заключили соглашение об организации производства вакцины Гриппол плюс на территории Исламской Республики. Соответствующий договор подписан НПО «Петровакс Фарм» с иранскими компаниями Sobhan Recombinant Protein и Arvin LTD. Еще одним партнером с российской стороны выступил Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток ФМБА России. В рамках достигнутых договоренностей «Петровакс Фарм» передаст иранским партнерам технологии полного цикла производства вакцины Гриппол плюс и возьмет на себя обучение местных специалистов. Проект, осуществляемый при поддержке Минздрава Ирана, рассчитан на 2,5 года. В рамках проекта планируется передача иранским компаниям технологий производства еще одного российского препарата — четырехвалентной противогриппозной полимер-субъединичной вакцины. В свою очередь, «Петровакс Фарм» получит иранские технологии производства вакцины против вирусного гепатита B, права на коммерциализацию в России и трансфер технологий производства нескольких иранских биоаналогов. Как отмечает пресс-служба «Петровакс Фарм», в настоящее время в Иране отсутствует локальное производство адъювантных противогриппозных вакцин.

Aspen Pharma локализует производство низко-молекулярного гепарина в Кировской области

Южноафриканская компания Aspen Pharma и российский фармпроизводи-тель «Нанолек» подписали договор о локализации производства инъекционного антикоагулянта Фраксипарина (надропарин кальция) на фармацевтическом заводе в Кировской области. В соответствии с соглашением первая партия препарата будет выпущена на российском предприятии в IV квартале 2016 г., запуск производства полного цикла запланирован на 2018 г. Предполагаемый объем выпуска ЛС составит 15 млн преднаполненных шприцев с системой защиты иглы в год, что полностью покрывает потребности российского рынка. Соглашением предусматривается передача компании «Нанолек» полного пакета технологий, связанных со всеми этапами производства препарата. Инвестиции «Нанолека» в проект составят 100 млн рублей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.