Научная статья на тему 'Вопросы здравоохранения и фармацевтики в зеркале российских СМИ'

Вопросы здравоохранения и фармацевтики в зеркале российских СМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ФАРМАЦЕВТИКА / ЛС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Роль и задачи СМИ в освещении проблем здравоохранения и ситуации в фармотрасли обсуждались в ходе круглого стола, состоявшегося в начале октября в Сочи. В мероприятии приняли участие представители фармацевтического и медицинского сообщества, журналисты специализированных СМИ и бизнес-изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы здравоохранения и фармацевтики в зеркале российских СМИ»

ршшиим

ТРЕЙД-ИНФО

Ирина БЫКОВЧЕНКО, «Ремедиум»

Вопросы здравоохранения и фармацевтики

В ЗЕРКАЛЕ РОССИЙСКИХ СМИ

Роль и задачи СМИ в освещении проблем здравоохранения и ситуации в фармотрасли обсуждались в ходе круглого стола, состоявшегося в начале октября в Сочи. В мероприятии приняли участие представители фармацевтического и медицинского сообщества, журналисты специализированных СМИ и бизнес-изданий.

Эксперты отмечали недостаточное внимание, которое пресса уделяет событиям, происходящим в фарминдустрии. Кирилл Токарев, шеф-редактор телеканала РБК-1У, привел данные исследования, проведенного в период с 1 января 2015 г. по 28 сентября 2016 г. на основе материалов российских федеральных и региональных СМИ, доступных в системах мониторинга СМИ «Ме-диалогия», «Интегрум», Public.Ru. Исследование, в частности, показало, что по количеству сообщений в деловых СМИ фармрынок, на долю которого приходится 22% публикаций, серьезно уступает другим отраслям экономики, например банковской сфере (33,5%) и металлургии (44,7%). Всего за отчетный период в печатных СМИ, Интернете, на ТВ и радио опубликовано более 36,5 тыс. материалов, полностью или частично посвященных российскому фарм-рынку.

Среди основных тем — цены на лекарства (3 741 сообщение), государственное регулирование фармрынка (3 569), качество и эффективность ЛС (3 096), доступность иностранных препаратов (2 795), импортозамещение в фармацевтике (2 666), вакцины от эпидемий гриппа и других заболеваний (2 064). При этом превалирует нейтральный тон сообщений (57%). В позитивном ключе (39% сообщений) обсуждались

исследования в данной сфере, новые разработки, корпоративные и финансовые новости; вакцинация и новые вакцины, некоторые государственные инициативы. Негативный оттенок

имели около 4% публикаций, включающих обсуждения регуляторных инициатив, качества и цен на ЛС, контрафактные препараты, доступность ЛС. По мнению Олега Фельдмана, главы Synovate Comcon HealthCare, фарм-отрасль в отечественных СМИ в целом представлена недостаточно. В частности, требуют более широкого освещения вопросы импортозамещения. Необходимо понимание, насколько обоснована такая программа в условиях глобализации мирового фармрынка, а также на чем она в большей степени сфокусирована: производстве дженериков или развитии инновационных технологий.

Лилия Титова, исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), обратила внимания на сложившееся у населения мнение о ценах и качестве ЛС. Так, по данным ВЦИОМ, 70% опрошенных россиян считают, что представленные на российском рынке препараты очень дорогие. Многие также уверены в том, что импортные ЛС лучше, чем отечественные. По мнению эксперта, для того чтобы развеять этот стереотип, до населения нужно донести, что современные российские компании — это предприятия международного уровня. Кроме того, в России локализуют свое производство многие зарубежные фармпроиз-водители, осуществляя трансферт технологий. Всего на отечественный фармрынок поставляют препараты около 650 российских площадок и порядка 3 тыс. зарубежных. Тему продолжил Павел Носы-рев, вице-президент по производственной деятельности и качеству «НПО Петровакс Фарм», который рассказал о нюансах и возможностях локализации, обязательным условием которой является соответствие международным стандартам GMP — внедрение и поддержание системы обеспечения качества. Он подчеркнул, что локализация оправдана, во-первых, при большом объеме потребления производимой продукции в стране, во-вторых, если на одном оборудовании можно производить разные ЛС и, в-третьих, при конкурентной себестоимости производства. По его словам, на сегодняшний день зарубежные компании локализуют в России в основном последние стадии производства ЛС. Примеров локализации полного цикла немного, один из них — перенос производства пневмококковой вакцины Превенар 13

96

ВОПРОСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ФАРМАЦЕВТИКИ В ЗЕРКАЛЕ РОССИЙСКИХ СМИ

PEMffllUM

97

компании Pfizer на территорию России. Для этого потребовалась полная адаптация системы обеспечения качества под требования зарубежного партнера. Для точного воспроизведения технологии производства вакцины была произведена существенная реконструкция производственных мощностей. И конечно, на постоянной основе происходит обучение персонала. Как уже отмечалось в приведенном выше исследовании, одной из наиболее обсуждаемой населением тем в сфере здравоохранения является вакцинация. С этим согласуются результаты опросов, озвученные Даниилом Ткачевым, исполнительным директором РИА АМИ. В топ-10 самых обсуждаемых тем в здравоохранении вакцинация занимает 7-е место (на 1-м месте стоит лекарственное обеспечение, на 2-м — поликлиника и скорая, на 3-м — борьба с табаком, алкоголем и наркоманией и т. д.). Судя по тональности публикаций в соцсетях, за вакцинацию выступают 34% пользователей, обсуждающих эту тему в «ВКонтакте», 65% — в Facebook, 28% — на форумах. Больше всего негативных отзывов в «ВКонтакте» — 53%. Наиболее позитивно люди относятся к вакцинации от ветрянки, энцефалита и пневмококковой инфекции. Больше всего противников у вакцинации против туберкулеза, ВПЧ и АКДС. А вот к иммунизации против гриппа люди в основном относятся индифферентно, что во многом связано с недостатком информации о последствиях этого заболевания и значения вакцинации. Михаил Костинов, профессор, заведующий лабораторией вакцинопрофи-лактики и иммунотерапии НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова, рассказал о последних изменениях в Национальном календаре профилактических прививок. Среди них — включение в календарь вакцинации от пневмококковой инфекции в 2014 г. В том же году была введена вакцинация от гриппа беременных женщин. Кроме того, согласно календарю, детей от гриппа можно прививать начиная с 6-месячного возраста. Важное новшество — включение в НКПП вакцинации при хронических заболеваниях легких и сердечно-сосудистых патологиях. По словам профессора, если человек с сердечно-

сосудистыми заболеваниями заражается гриппом, то у него в 50% случаев разовьется пневмония, а из заболевших выживет половина. Поэтому роль вакцинации в данном случае очевидна. Он также напомнил, что современные вакцины против гриппа для иммунизации детей и взрослых включают сплит-вакцины, субъединичные вакцины, адъю-вантные вакцины (MF59) и новый класс вакцин — иммуноадъювантные (поли-мер-субъединичные). Что касается Стратегии ВОЗ по гриппу, то она направлена на продолжение развития плана действий, принятого в пре-пандемическую эпоху: ф разработку новых технологий производства вакцин (на перевиваемых клеточных культурах без использования куриных эмбрионов), + поиск новых адъювантных систем и технологических решений, позволяющих снизить содержание вирусных ге-магглютининов в одной прививочной дозе.

В случае распространения нового пандемического штамма необходимо в кратчайшие сроки наладить производство и поставку вакцины. В качестве долгосрочной цели ВОЗ указывает разработку универсальной вакцины, формирующей иммунный ответ ко всем вариантам вируса гриппа вне зависимости от антигенного дрейфа (Vaccines against influenza WHO position paper — November 2012. Wkly Epidemiol Rec. 2012 Nov 23, 87(47): 461-76). По словам Михаила Костинова, охват вакцинацией населения России составляет порядка 31—32% (30% за счет государства и 1,5—2% — личные средства граждан), тогда как для создания благополучной эпидемиологической обстановки нужно не менее 75%. В сезон 2016—2017 гг. данный показатель должен достичь 40%. Также стоит задача увеличить охват населения прививками от пневмококковой инфекции до 10%. Имеющиеся в России производственные мощности позволяют достичь этих целевых показателей.

«Наши вакцины конкурентоспособны в мире», — подчеркнул профессор. Он привел слова министра здравоохранения Вероники Скворцовой: «Мы перешли при вакцинации против гриппа полностью на детскую отечественную

вакцину Гриппол плюс, которую выпускает компания «Петровакс». И эта вакцина признана одной из лучших в мире. Она абсолютно безопасна, мы ее используем и для грудных детей, и для беременных женщин». Елена Архангельская, президент «НПО Петровакс Фарм» отметила, что «НПО Петровакс Фарм» более 8 лет производит и поставляет противогриппозную вакцину для Национального календаря профилактических прививок РФ, с

2014 г. в рамках НКПП осуществляются поставки и пневмококковой вакцины. «В этом году наша компания отмечает 20-летний юбилей, — продолжила спикер. — Это событие — возможность подвести промежуточные итоги и повод поговорить о планах на будущее. Сегодня «Петровакс» входит в 30 компаний среди отечественных производителей и в топ-5 производителей и поставщиков иммунобиологической продукции, включая иностранных участников рынка. За последние 5 лет объем выручки компании увеличился в 3,5 раза, почти достигнув 9 млрд руб. в

2015 г. В этом году планируется преодолеть эту планку». По словам президента «НПО Петровакс Фарм», Россия — основной, но не единственный рынок для компании. Ее продукция также продается в странах СНГ. Более того, в прошлом году было подписано долгосрочное соглашение с Минздравом Республики Беларусь о трансфере технологии производства вакцины Гриппол плюс. Объем ее поставок в рамках белорусского Национального календаря — более 3,5 млн доз, что обеспечивает 40% покрытия населения страны. Новое направление деятельности компании — сотрудничество с Ираном, где в этом году была зарегистрирована вакцина Гриппол плюс. Реализует «Петровакс» и партнерские программы c ведущими лидерами мировой Фарминдустрии: Pfizer, Abbott, Boehringer Ingelheim, а также продолжает активную работу в области разработки новых лекарственных средств. Мы подготовили хорошую базу, чтобы двигаться дальше и ре-ализовывать самые смелые планы для перспективного развития отечественного иммунобиологического производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.