Научная статья на тему 'Деловые игры в процессе изучения и познания социально-ответственного инвестирования'

Деловые игры в процессе изучения и познания социально-ответственного инвестирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловая игра / социально-ответственное инвестирование / ресурс / дотация / цифровая среда / пенитенциарные учреждения / постпенитенциарная пробация / business game / socially responsible investment / resource / subsidy / digital environment / penitentiary institutions / post-penitentiary probation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесов Владимир Иванович, Архиповская Елена Петровна

В настоящее время на инвестиционном рынке, рассматривается парадигма социально-ответственного инвестирования. В статье предложен пример социального проекта, рассмотрен пример социально-ответственного инвестирования со стороны значимой личности на мировой политической арене, использование имиджа в поддержке банка России, в период санкций, давления со стороны прозападных стран в современном мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business games in the process of studying and learning socially responsible investing

Currently, the paradigm of socially responsible investment is being considered in the investment market. The article offers an example of a social project, considers an example of socially responsible investment by a significant person in the global political arena, the use of image in support of the Bank of Russia, during the period of sanctions, pressure from pro-Western countries in the modern world

Текст научной работы на тему «Деловые игры в процессе изучения и познания социально-ответственного инвестирования»

DOI: 10.18572/3034-2341-2024-1-1-12-21

Деловые игры в процессе изучения и познания социально-ответственного инвестирования

Колесов Владимир Иванович

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, профессор межфакультетской кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина Заслуженный деятель науки и образования РАЕ, академик РАЕ

vi_kolesov@mail.ru

Архиповская Елена Петровна

Заместитель декана факультета психологии по воспитательной работе, старший преподаватель кафедры педагогики и педагогических технологий

Ленинградский Государственный Университет им. А.С. Пушкина, прикреплённое лицо ФГБНУ «Института стратегии развития образования»

elkaarhipka@mail.ru

Аннотация. В настоящее время на инвестиционном рынке, рассматривается парадигма социально-ответственного инвестирования. В статье предложен пример социального проекта, рассмотрен пример социально-ответственного инвестирования со стороны значимой личности на мировой политической арене, использование имиджа в поддержке банка России, в период санкций, давления со стороны прозападных стран в современном мире.

Ключевые слова: деловая игра, социально-ответственное инвестирование, ресурс, дотация, цифровая среда, пенитенциарные учреждения, постпенитенциарная пробация.

JEL classification: А22

ВВЕДЕНИЕ

Социально-ответственное инвестирование — новая ступень в развитие деловой репутации организации. Планирование мероприятий в данной области направлено на перспективы расширения информационного влияния организации в социальной среде, аналитических охват кадровых ресурсов, не используемых, либо недостаточно используемых.

Потенциальные рекруты на рынке труда, не обладающие в данные момент востребованной квалификацией, имеющие ресурсы в трудовой деятельности — активный трудоспособный возраст, при условиях общего старения трудоспособного населения, снижения рождаемости

как перспективы обновления кадров, могут стать объектом внимания агрессивно развивающихся, в том числе в цифровой среде, международных корпораций.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

В современных условиях развития рыночной экономики бизнес, формируя новые модели взаимодействия с государством, становится силой, способной противостоять нарастающим социальным противоречиям. Среди таких форм сотрудничества можно выделить технологии социальных инвестиций, иначе — социального инвестирования, вложений, направляемых на укрепление социальных позиций экономической системы,

например, обеспечение гарантированного уровня образования и медицинской помощи, достижение продовольственной и экологической безопасности и др.[1, 2, 3]. Канаева О.А. Рассматривает социальную политику государства и бизнеса как основной аспект в современной экономике [6].

Шаманина Э.А. в своих научных трудах делает акцент на инвестирование социальной экономики для решения экономических проблем в новой России [16].

Кризисные мировые политические условия, влияющие на сохранение базисных основ государства, таких как геополитическое и национальное единство, межкультурные связи, формируют новые стратегические коалиции, взаимную поддержку государственных структур и бизнеса в ответ на агрессивные удары внешней среды.

Данный конгломерат обусловлен появлением нового понятия — социально-ответственного инвестирования. Экономический политолог Э.А. Шаманина поясняет, что социальное инвестирование предполагает осуществление целенаправленных действий субъектов инвестиционных отношений для достижения эффективного и полезного результата в обществе при решении социально значимых проблем [16].

Социально-ответственное инвестирование подразумевает экономический результат вложений в социальные проекты, направленный на перспективы развития компании при высоком одобрении действий организации, со стороны общественных институтов. Развитие в компании сфер социально-ответственного инвестирования влияет на деловую репутацию организации, её социальную полезность для общества, поддержку влиятельными государственными институтами, перспективы жизнедеятельности и развития компании1 [5].

Международное исследование тенденций в сфере управления персоналом. https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/human-capi-tal/articles/introduction-human-capital-trends (дата обращения: 01.07.2023)

РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

В настоящее время социальное инвестирование является рационально выстроенным процессом, оптимизирующим условия развития предпринимательской деятельности, проще говоря, является бизнесом само по себе. Любой проект социальной сферы, реализация которого обеспечит положительный результат не только частному сектору, но и обществу, может быть объектом вложения социальных инвестиций [16].

Примером проекта в области социально-ответственного инвестирования может служить программа обучения осуждённых за нетяжкие преступления онлайн в цифровой среде. Целевая программа реализуется руководителями крупнейших российских образовательных платформам Skillbox и GeekBrains непосредственно в области влияния и поддержки Федеральной службы исполнения наказания. Программа по переобучению цифровым профессиональным компетенциям осуждённых направлена на ресоциализацию граждан, подготовку к социальной адаптации в гражданском обществе и дальнейшему трудоустройстве на бесплатной основе.

Проект уже работает в пилотном режиме смарта 2022 года в ИК-7 УФСИН России по Липецкой области, где отбывают наказание осуждённые женщины. 10 участниц осваивают новые профессии, включая «Фотография с нуля до PRO», «Photoshop с нуля до PRO» и другие. В планах компании — реализация возможностей расширения проекта в масштабах пенитенциарных учреждений других регионов. На каждое учреждение, которое станет партнёром проекта, формируется квота в размере десяти грантов на безвозмездное обучение2.

Примечательно, что на территории ИК-7 УФСИН России по Липецкой области,

2 Skillbox и GeekBrains будут обучать бывших заключенных ^-специальностям // Mail.ru. URL: https://news.mail.ru/

society/52160440/ (дата обращения: 01.07.2023).

в селе Новоуглянка, за 200 лет до внедрения социального проекта был основан Софийский женский монастырь, о его долгой истории напоминает сохранившаяся колокольня. Обитель была построена в 1817 году. Монастырь просуществовал вплоть до 1917 года. В те времена, когда варварски уничтожались святыни православной веры, настало время тяжёлых испытаний и для монахинь монастыря, жизнь многих из них сложилась трагическим исходом [8].

Насельницы (в 1911 году их было ещё 250) были изгнаны и в большинстве своём репрессированы. После преобразования в 1921 году в детский дом для устройства и надзора за беспризорными детьми монастырь стал невольным приютом для разных постояльцев, направленных судьбой. В 1935 году в этих стенах находилась колония для несовершеннолетних правонарушителей, с 2013 года размещалась исправительную колонию общего режима для отбывания наказания осуждёнными женщинами. Так распорядилась история, что в стены некогда существовавшего женского монастыря снова вернулись женщины. Для религиозно настроенных, людей помощь святых стен обители — считается знаком особого внимания3.

В продолжение проекта помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, корпорация Skillbox разместила обучающую программу по переобучению бывших осуждённых за нетяжкие преступления на бесплатной основе. Социально-ориентированный проект называется #жизньпосле. Структура финансовой реализации проекта предусматривает систему поддержки, снижение платы за обучение для людей, находящихся в кризисной ситуации.

Чтобы получить грант, претендентам необходимо было выбрать курс на сайте,

ФКУ Исправительная колония №7 УФСИН России по Липецкой области. URL: http://fkurf.ru/centralnyj_fo/lipeckaya_oblast/fku_ik-7.html

заполнить заявку и приложить мотива-ционное письмо, рассматриваемое индивидуально. На обучающей платформе, являющейся частью эко-системы Skillbox, представлены курсы: SMM-специалист с нуля, Веб-аналитик с нуля до Junior, Ко-пирайтинг от А до Я, Веб-дизайн с нуля до PRO, Графический дизайнер с нуля до PRO, Java-разработчик, Веб-верстка, SQL для анализа данных, фотография с нуля до PRO, Основы рисунка, Photoshop с нуля до PRO4.

Сложным психологическим моментом для бывших осуждённых является прохождение собеседования и устройство на работу. Специалисты цифровой платформы Skillbox формируют перечень компаний, готовых предоставлять рабочие места для людей, имеющих судимость, на удалённом доступе в интернет среде. База данных предпринимателей даёт возможность трудоустроить переобучившихся бывших осуждённых.

Организатор обучающего процесса цифровая образовательная платформа Skillbox участник Skolkovo, офис организации расположен в г. Москве5. Деятельность организаторов Skillbox отмечена премией Рунета в 2018, 2019, 2020, 2021 годах. Активная жизненная позиция организаторов платформы Skillbox связана и с другими проектами социально-ответственного инвестирования — государственными обучающими программами в цифровой среде.

Следует отметить, что проведение цифрового проекта стало одним из маркеров изменения в общественной жизни, обозначило социальные проблемы, требующие реализации на государственном уровне. Для более широкого обеспечения социальных гарантий для бывших осуждённых, в том числе в области профессионального переобучения,

4 Проект «#жизньпосле». URL: https://xn--e1abddqlhht1i.org/study (дата обращения: 01.07.2023).

5 Образовательная платформа Skillbox. URL: https://skillbox.ru/

в России был принят Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее Закон о пробации)6. Закон о пробации определяет список государственных институтов, ответственных за решение социальных вопросов при обращении граждан, обратившихся за помощью при затруднениях личной социальной адаптации в обществе. Сотрудники исполнительных инспекций уголовно-исполнительной системы разрабатывают индивидуальную программу для бывшего осуждённого, реализуемую при участии государственных учреждений службы занятости населения.

Отметим факт, что основанием для проведения мероприятий постпенитенциарной пробации, подготовки и реализации индивидуальной программы, согласно содержанию статьи 20, Закона о пробации, служит заявления гражданина либо его законного представителя об оказании содействия в ресоциализации.

Постпенитенциарная пробация — вид пробации, применяемый в отношении лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, представляющий собой совокупность мер, направленных на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию7 [4, 6].

Цифровизация государственных услуг позволяет упростить процесс взаимодействия, осуществлять обмен информацией, документальный оборот в цифровой среде, на основании главы 8 статьи 33, Закона о пробации8. Данный вид взаимодействия безопасен с точки зрения защиты личной

Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202302060003/ (дата обращения: 01.07.2023). Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202302060003/ (дата обращения: 01.07.2023). Там же

информации9, обладает повышенными гарантиями государства от стороннего технического проникновения. Обращения любой формы, как-то вызовы, жалобы, могут проводиться через «личный кабинет» цифрового портала ГОСУСЛУГИ, при необходимости с использованием простой электронной подписи, в отдельных случаях усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификата ключа проверки, обеспеченного защитой государственной цифровой структуры10 [12].

Позицию уголовно-исполнительной системы по вопросам государственной программы о пробации, условиям обращения по личным вопросам, транслирует официальный интернет-портал ФСИН России, учредителем которой является Российская Федерация, сайт госструктуры11.

Проведение цифровых образовательных проектов при поддержке государственных институтов позволяет проложить путь к улучшениям в обществе, нивелировать проблему образовательного неравенства среди граждан с различным уровнем доходов и социальных возможностей.

Другим примером социально-ответственного инвестирования может служить использование личной деловой репутации либо бренда. Публичное оказание поддержи значимой личностью организации, значительно уступающей данной личности, политической фигуре в уровне лояльности общественности, поднимает котировки данной организации в области имиджа и финансовой сфере. Например, публичное заявление Президента РФ В. Путина о переводе своих средств в управление банка «Россия», попавшего под санкции прозападных стран, поскольку название банка прямо отождествляется с Российской Федерацией.

9 Гражданский Кодекс Российской Федерации ГАРАНТ.РУ

10 ФСИН России. URL: https://fsin.gov.ru/ (дата обращения: 01.07.2023).

11 Там же

В данном случае политическое решение президента о публичной критике необоснованности экономического нападения на банк «Россия», по масштабам своей финансовой деятельности существенно не влияющий на финансовые ранки страны и мира, и психологическая поддержка поступка Путина выступают в роли социально-ответственных инвестиций. Конкретными инвестициями послужили имидж значимой личности, обеспеченный вложениями в рекламу на протяжении длительного времени, и деловая репутация личности, служащая гарантией, обеспечением сохранности средств банка «Россия» в дальнейшем.

Рассматривая темы деловых игр по обучению социально-ответственного инвестирования, следует обратить внимание на изучение схем выбора инвестиционных проектов и инвестиции в личность [2, 7, 10, 13].

Рассмотрим проект деловой игры «Социально-ответственный инвестиционный проект» [9, 14, 15].

Итоговая цель игры — приобретение навыков поиска и анализа перспектив реализации программы организации по социально-ответственному инвестированию. Деловая игра «Социально-ответственный инвестиционный проект» направлена на развитие мышления участников в следующих направлениях:

1. Научить участников игры объективно оценивать внешнюю среду предприятия, влияющую на имидж компании.

2. Научить определять факторы, влияющие на внешнюю среду, зависящие и не зависящие от практической деятельности организации.

3. Приобрести навык принятия решения. Аргументировано преподнести свою точку зрения.

Порядок проведения игры:

1. В начале игры участники делятся на группы. Одна группа представляет

управленческий аппарат предприятия, три группы бизнес-консультантов делятся по потенциальным направлениям социального инвестирования: образование, экология, медицина.

2. Каждая группа бизнес-консультантов получает задание по разработке проекта социально-ответственного инвестирования по образованию, экологии или медицины, направленного на преобразование внешней среды предприятия.

3. Условия проведения деловой игры.

Крупное предприятие, расположенное

в районном центре центрального округа, по изготовлению строительных блоков с использованием новейших материалов хочет вложить крупную сумму в социально-ответственный инвестиционный проект. Производство предприятия имело свои изъяны в работе очистных сооружений, но они были устранены, рядом с заводом имеется свалка, которая образовалась задолго до появления производства. Задачей проекта является улучшение имиджа компании среди местного населения с целью расположить большую часть населения к продаже участков земли, расположенных рядом с предприятием. Необходимо построить складские помещения.

1. Управленческая группа информирует консультантов о своих планах. В конце деловой игры выбирает наиболее привлекательный проект социальных инвестиций.

2. Каждая команда консультантов выбирает случайным образом из трёх конвертов заданий своё направление (образование, экология, медицина).

3. Далее идёт обсуждение в командах консультантов. Формируется план инвестиционного проекта. Команды по очереди представляют свой проект, аргументируют, какое влияние он может оказать на мнение людей, проживающих в населённом пункте, в котором находится предприятие.

4. Члены управленческой группы задают уточняющие вопросы по реализации и стоимости проекта, выбирают наиболее эффективный и рентабельный проект.

5. Игра команд оценивается жюри.

Критерии для управленческой группы:

презентация предприятия, честность в доведении положительной и отрицательной информации, обоснованность и продуманность получения результата, реалистичность требований, умение задавать вопросы, объяснять причины отказа. Оценка работы осуществляется в балах от 1 до 10.

Критерии для бизнес-консультантов: регламент проведения консультирования, заслушивание всех мнений, использование научных методов принятия решения, аргументированная презентация проекта, нестандартность решений, перспективное развитие проекта. Оценка работы осуществляется в балах от 1 до 10.

Команда управленческой группы может присудить дополнительные балы одному из авторов проектов по усмотрению. Регламент проведения игры один час. Предлагается выбор из представленных проектов.

Первая команда консультантов предложила проект по направлению «образование». Представленный проект предполагает оснащение компьютерного класса школы, находящейся в районе расположения предприятия, проведение ознакомительных занятий со школьниками сотрудниками предприятия через интернет трансляцию.

Инвестиции, направленные на повышение уровня образования, цифровое обучение школьников, повышает уровень лояльности родителей к данному предприятию. Проведение регулярных ознакомительных занятий, ознакомление с профессий производства, преследует цель не только перспективы набора персонала в случае расширения предприятия, но и контроль наличия компьютерного оборудования в классе.

Вторая команда бизнес-консультантов представила проект по направлению «экология». Настоящий проект предполагает мероприятия по устранению стихийно возникшей свалки возле территории предприятия. В перспективе развития постройку и оснащение цеха по сортировке мусора, вывоз отсортированного мусора для переработки на специализированных предприятиях. Отдельно может быть организована переработка машинных покрышек в сырье для дорожных покрытий. Планируется облагораживание очищенной территории, организация работы объектов допустимых нормами надзорных органов, например, химическая чистка одежды, крытый рынок строительных материалов, прокладка необходимых дорог для удобства жителей города.

Социально-ответственные инвестиции, направленные на улучшение уровня экологии города, существенно повышают уровень лояльности жителей, поскольку наглядно демонстрируют проводимые мероприятия, дополнительно потребуется проведение наглядной агитации по поддержанию достигнутого порядка. Недостатком данного проекта является его большие финансовые затраты, в плюсах проекта можно отметить высвобождение территорий, пригодных для расширения производства. Территория бывшей свалки не может быть использована для сельскохозяйственных нужд, либо жилищного строительства. Априори нарабатывается положительный имидж компании, как сторонника экологических методов развития.

Третья команда консультантов представила проект медицинского пункта либо стоматологической клиники. Например, в виде перевозного пункта, плановое обследование узкими специалистами. Доступная медицинская помощь, безусловно, повышает лояльность населения. К большим минусам проекта можно отнести кадровый дефицит медицинского персонала, проблему размещения для проживания приглашаемых врачей,

согласование с контролирующими медицинскими организациями, оснащение перевозных пунктов дорогостоящим оборудованием, отсутствие постоянных специалистов для эксплуатации медицинского оборудования. Принятие решения.

После обсуждения всех трёх проектов команда управленческого аппарата приняла решение об одобрении двух проектов по социально-ответственному инвестированию. Первый проект по направлению «образование» привлекательно отличается достаточно малым для данного предприятия уровнем вложения средств и короткими сроками выполнения. Недостатком можно считать небольшую степень агитационного охвата населения. Проект принят управленческой группой к реализации в ближайшее время.

Второй проект, по направлению «экология», отличается длительными сроками выполнения, большими финансовыми затратами. Из плюсов проекта можно отметить высокий уровень лояльности всего населения города, положительный окрас имиджа компании, повышение критериев оценки деятельности компании со стороны международных партнёров, расширение территории предприятия. Проект принят управленческой группой к долговременной поэтапной реализации.

Третий проект по направлению «медицина» был отклонён управленческой группой. Проект предполагает повышение лояльности ограниченного количества людей. К минусам реализации отнесены факторы: необходимость создания отдела по реализации проекта, собиранию медицинских документов, разрешений, дефицита квалифицированных кадров, отсутствие гостиницы для размещения медицинских работников и персонала, обслуживающего специальное оборудование. Проект признан финансово нерентабельным.

Деловая игра «Социально-ответственный инвестиционный проект» предлагает

непривычный для нашей действительности взгляд на инвестиции. Главной особенностью мышления при определении решений по направлениям социально-ответственного инвестирования является определение влияния на имидж компании производимых финансовых влияний в перспективе дальнейшего развития. Дивидендами становятся нематериальные активы предприятия, положительная деловая репутация, особенно на международном уровне. Рассмотрим проект деловой игры «Социально-ответственный лидер».

Цель игры — приобретения навыков анализа кадровых ресурсов организации с позиции социальной полезности лидеров мнений, как со стороны управленческого аппарата, так и среди неформальных лидеров коллектива, инвестирование в развитие персонала. Деловая игра «Социально-ответственный лидер» направлена на развитие мышления участников в направлениях:

1. Научить участников игры объективно оценивать внутреннюю среду организации, влияние лидеров мнений на дальнейшее развитие компании.

2. Научить определять перспективные направления деятельности, изучать современные тренды в управлении, влияющие на оценку деловой репутации компании.

3. Приобрести навык принятия управленческих решений по инвестированию в человеческий капитал. Научиться учитывать мнение членов команды, выражающих позицию взгляда с другого ракурса коммуникаций в коллективе.

Условия деловой игры.

Ситуация, реализующая основу деловой игры, вызвана в изменении управленческих тенденций и кадровой политики на предприятиях, желающих осуществлять продвижение своей продукции, услуг на международных рынках, совместных контрактах с зарубежными партнёрами. Внедрение в программу развития пред-

приятия проектов по социально-ответственному инвестированию ставит перед компанией задачу по созданию отделов по данному направлению, во главе с лидером мнений — социально-ответственным лидером.

Проекты по социальному инвестированию обладают своей спецификой. Социально-ответственный лидер должен внедрять проекты, вносящие резонанс в общественное мнение, оборачивая его на пользу деловой репутации предприятия. Обязательными личными качествами лидера является желание быть в центре внимания, умение держаться на публике, выигрышно презентовать проекты, профессиональное инвестиционное мышление.

Порядок проведения игры:

1. Учитывая ролевую особенность игры, участники делятся на кандидатов и членов конкурсной комиссии, в зависимости от количества участников игры. Минимальное количество составляет 6 человек: 3 кандидата на должность социально-ответственного лидера и 3 члена конкурсной комиссии.

2. Каждый кандидат, произвольным образом выбирает конверт с заданием, в котором прописан возраст, должность на предприятии в данный момент, образование, социальная активность. Например, принимал участие в спортивных состязаниях, самодеятельности, научных проектов, управленческих или социальных проектах.

3. В основной части игры участники-кандидаты презентуют себя по очереди перед комиссией. В презентации должен присутствовать непременный акцент на достижения или качества, применимые при социально-ответственном инвестировании. Конкурсная комиссия обсуждает образ каждого кандидата и выносит обязательные рекомендации по повышению уровня лидерских качеств кандидата, инвестиции в человеческий капитал.

4. В завершении деловой игры ведущий оценивает каждого участника, проводится общее обсуждение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве рекомендации по повышению лидерского потенциала может служить участие в управленческих конкурсах. Крупнейший ежегодный конкурс, проводимый на территории Российской Федерации «Лидеры России» проводится в рамках реализации национального проекта «Россия — страна возможностей»12. Организаторы конкурса информируют, что участниками конкурса по лидерству могут стать желающие в возрасте до 55 лет, имеющие опыт управления в бизнесе или госсекторе более 2 лет. Целью конкурса являются поиск, развитие и поддержка перспективных руководителей, обладающих высоким уровнем развития лидерских и управленческих качеств. Участие в конкурсе способствует выявлению личных качеств, влияющих на развитие профессиональных способностей участников в управленческой деятельности, карьерном росте, эффективной самореализации. Организаторы конкурса предлагают создание коммуникационной площадки для обмена опытом, лучшими профессиональными практиками между участниками13. Выгодный паритет горизонтальных связей, созданный во время проведения игры, создаёт преимущества для каждого, расширяет круг общения и профессионального взаимодействия с руководителями из других регионов огромной страны.

Изучая особенности социально-ответственного инвестирования, рассмотрим пример использования бренда организации в качестве ресурса инвестиционных действий. Например, участие сотрудников Академии ФСИН России, ведущего вуза Федеральной службы исполнения наказания, в научных мероприятиях высших учебных заведений республики Крым

12 Лидеры России. URL: https: https://xn--d1 achcanypala0j.xn--p 1 ai/

(дата обращения: 01.07.2023).

13 Там же

транслирует законченность государственных действий по вхождению в состав РФ.

Бренд главного вуза уголовно-исполнительной системы олицетворяет неизменность ситуации и закрытость системы, говоря обиходным языком «замки закрыты» и дальнейшие истерические действия не имеют смысла. В данном случае ежегодное участие бренда Академии ФСИН России, например, в конференциях Севастопольского государственного университета большую психологическую роль инвестиции в стабильное состояние республики Крым [11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Деловые игры, помогающие изучить особенности реализации проектов по социально-ответственному инвестированию, очень важны для развития компетенций кадрового звена,

изменения мышления управленческого аппарата компании, планирования стратегий развития, критериев оценки результатов деятельности предприятия. Мировое сообщество стремится к перераспределению ответственности в социальных сферах общества.

Государство, в силу конечности любых ресурсов, снижения количества налогоплательщиков, уже не является единственным источником дотаций для решения всех социальных проблем. Отметим факт, что с внедрением принципов социально-ответственного инвестирования изменяются критерии планирования деятельности крупных, развивающихся предприятий. В частности, бизнес, как заинтересованная сторона, с 1990-х гг. стал активнее взаимодействовать с государством для решения социальных проблем, оказывая соответствующие услуги населению [16].

Список литературы

1. Авдеева А.П. Социально-психологическая диагностика личности и группы на примере деловой игры «Лодка» / А.П. Авдеева, Ю.А. Сафонова // Вестник университета. 2017. № 10. С. 131-134.

2. Арбузова Е.Н. Личностный подход в исследовании проблем мотивации в юридической психологии / Е.Н. Арбузова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 3 (39). С. 215-219.

3. Бойков В.Э. Историческое сознание в современном российском обществе: состояние и тенденции формирования / В.Э. Бойков, В.И. Меркушин // Социология власти 2003. № 2. С. 5-22.

4. Витт Н.В. Речь и эмоции : учебное пособие к спецкурсу по психологии / Н.В. Витт. Москва : МГПИИЯ им. М. Тореза, 1984. 74 с.

5. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман ; перевод с английского А. Лисицына. Москва : Альпина Паблишер, 2014. 384 с.

6. Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса / О.А. Канаева. Москва : Юрайт, 2017. 343 с.

7. Князев Е.Б. Взаимосвязь социально-психологических характеристик личности и подчиняемости авторитету у субъектов межличностного взаимодействия : диссертация кандидата психологических наук / Е.Б. Князев. Саратов, 2018. 264 с.

8. Кузнецов М.И. Использование цифровой среды в социальной работе с освобождающимися из мест лишения свободы / Кузнецов М.И., Грязнов С.А. // Право, экономика и управление: состояние, проблемы и перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Чебоксары, 14 июня 2023 г.) : сборник научных статей / главный редактор Э.В. Фомин. Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2023. С. 313-316.

9. Курейкина А.В. Деловая игра «Консилиум» как форма активного обучения дисциплине «Технология социальной работы» / А.В. Курейкина // Научно-исследовательская работа обучающихся молодых учёных : материалы 70-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых учёных (г. Петрозаводск, 9-28 апреля 2018 г.) : сборник научных статей. Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2018. С. 333-336.

10. Лебедева Н.Н. Комплексное исследование изменения функционального состояния человека при восприятии медиаконтента разной модальности / Н.Н. Лебедева, Е.Д. Каримова, В.В. Потапов, Р.К. Потапова // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2021. Т. 71. № 1. С. 86-103.

11. Осознание Культуры—залог обновления общества. Перспективы развития современного общества : материалы XXII Всероссийской научно-практической конференции (г. Севастополь, 16-17 апреля 2021 г.) : сборник научных статей / составитель В.В. Головин. Севастополь : РИБЕСТ, 2021. 356 с.

12. Перекресова В.А. Цифровой профайлинг в управлении персоналом / В.А. Перекресова, П.В. Фурсова // Человек. Социум. Общество. 2020. № 2. С. 60-63.

13. Петриченко Г.С. Методика оценки компетентности кандидатов при отборе на вакантную должность / Г.С. Петриченко, Л.М. Крицкая // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика 2019. Т. 46. № 1. С. 130-137.

14. Третьякова Д.А. Деловая игра как средство формирования профессионального мышления обучающихся / Д.А. Третьякова // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку 2016. № 4 (16). С. 161-165.

15. Трихина Н.Н. Деловая игра как педагогический помощник развития коммуникативных качеств курсантов, студентов образовательных организаций ФСИН России / Н.Н. Трихина // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : материалы материалов IX Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 06-08 апреля 2022 г.) : сборник научных статей. В 2 томах. Т. 1 / составитель А.И. Согрина. Пермь : Пермский институт ФСИН России, 2022. С. 169-171.

16. Шаманина Э.А. Социальные инвестиции и социально ответственное инвестирование как формы сотрудничества государства и бизнеса в решении социальных проблем / Э.А. Шаманина // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 3. № 12. С. 180-185.

Business games in the process of studying and learning socially responsible investing

Vladimir Ivanovich Kolesov

Honored worker of the Higher school of the Russian Federation, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Economics,

Professor of the Interfaculty Department of Humanities and Natural Sciences, Luga Institute (branch) Leningrad State University A.S. Pushkin, Honored Worker of Science and Education RAE, Academician RAE

vi_kolesov@mail.ru

Elena Petrovna Arkhipovskaya

Deputy Dean of the Faculty of Psychology for Educational Work, Pushkin Leningrad State University, Attached person of Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education elkaarhipka@mail.ru

Abstract. Currently, the paradigm of socially responsible investment is being considered in the investment market. The article offers an example of a social project, considers an example of socially responsible investment by a significant person in the global political arena, the use of image in support of the Bank of Russia, during the period of sanctions, pressure from pro-Western countries in the modern world.

Keywords: business game, socially responsible investment, resource, subsidy, digital environment, penitentiary institutions, post-penitentiary probation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.