€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^^
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕЛОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА: СТРУКТУРА И АНАЛИЗ
Е.М. Белый, директор Института экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета, профессор,
И.Б. Романова, заместитель директора Института экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета, доцент
В статье для анализа конкурентоспособности и эффективности деятельности вуза в рыночных условиях предлагается новая категория «деловой потенциал вуза». Рассматриваются основные компоненты делового потенциала вуза и его оценка на основе технологии бенчмаркинга.
In the article for the analysis of competiveness and efficiency of the activity of higher schools in market conditions the new category «business potential of higher school» is offered. The principal components of business potential of higher school and its estimation based on the foundation of benchmarking technologies
are considered.
Высшее образование в России в период рыночных преобразований подверглось существенным трансформациям. В новых условиях вуз становится субъектом рыночных отношений и выступает как товаропроизводитель образовательных услуг и продуктов, подчиняющийся тем же экономическим и правовым нормам, что и другие хозяйствующие субъекты. Это влечет за собой соответствующее изменение методов управления вузом уже как деловым предприятием.
Важной проблемой сегодня является разработка эффективного инструментария, позволяющего руководству вуза оперативно и объективно оценивать состояние и конкурентные возможности учебного заведения, определять направления его развития и совершенствования.
В настоящее время при оценке вузов доминирует ресурсный подход, основанный на характеристике не эффективности деятельности вуза, а условий его функционирования и степени материальнотехнической обеспеченности. Этот подход нашел отражение во Временной методике определения рейтингов специальностей и вузов, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 19.02.03 № 593.
Основу указанной методики составляет система критериев, отражающих интеллектуальный потенциал вуза, его материальную, информационную и социально-культурную базы. Методика предполагает также оценку активности вуза, однако активность определяется в пер-
вую очередь численностью студентов и аспирантов по различным формам обучения, эффективностью деятельности аспирантуры и диссертационных советов вуза. Конкурентоспособность учебно-производственной деятельности оценивается практически одним показателем — объемом внебюджетных средств, привлеченных за обучение российских и иностранных граждан. При этом качественные показатели рыночной активности вуза, такие, как репутация и имидж вуза, использование инструментария стратегического менеджмента, наличие внутривузовской системы управления качеством, методы, культура и эффективность применения маркетингового комплекса, широта рынков сбыта образовательных продуктов и услуг, остаются вне рассмотрения, вероятно, как не поддающиеся формализации.
Для анализа деятельности вуза в условиях рынка образовательных услуг и продуктов нами предлагается категория «деловой потенциал вуза» (ДПВ). Этим термином в настоящей работе обозначается совокупность ресурсов, средств и инструментов, находящихся в распоряжении вуза и определяющих возможности, границы и эффективность его деятельности в условиях динамичной рыночной конъюнктуры.
Анализ ДПВ является, по нашему мнению, необходимым элементом стратегического планирования его деятельности: на основе результатов анализа ДПВ формируется стратегия вуза, опре© Е.М. Белый, И.Б. Романова, 2003
№ 3, 2003
деляются стратегические зоны хозяйствования, перспективные рынки и продукты.
В качестве основных составляющих ДПВ можно выделить модуль ресурсов,
модуль управления и модуль маркетинга (см. рисунок). Данные модули охватывают важнейшие стратегические компоненты вуза, позволяющие реализовать его миссию.
Финансовые
ресурсы
Материально-технические ресурсы
Информационные
ресурсы
Интеллектуальные
ресурсы
Модуль ресурсов
Деловой потенциал вуза
Учебно-методическая
система
Научная система
Финансовая система
Хозяйственная система
Социальная система
Информационная
система
Система менеджмента
Модуль управления
Модуль маркетинга
Система маркетинговых исследований
Товарная политика
Ценовая политика
Система сбыта
Политика коммуникаций
Структура делового потенциала вуза
Представляется, что деловая активность вуза определяется в первую очередь его ресурсами — финансовыми, материально-техническими, информационными, трудовыми. Именно недостаток ресурсов часто не позволяет вузам успешно реализовывать свою стратегию даже подчас в самых благоприятных внешних условиях. Заметим, что трудовые ресурсы иногда рассматриваются как интеллектуальные (см.: Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 4). С этим, наверное, можно согласиться, поскольку персонал высшего учебного заведения, по сути, является носителем интеллекта.
В модуле управления предлагается выделить следующие системы, охватывающие основные направления деятельности вуза: учебно-методическую, научную, финансовую, хозяйственную, соци-
альную, информационную и систему менеджмента.
Как известно, функциональный маркетинг включает два вида деятельности: исследовательскую и прикладную. Последний вид подразделяется на четыре направления, образующие маркетинговый комплекс вуза: работа с продуктом, ценообразование, сбыт (распространение) образовательных услуг и продуктов, продвижение, которое включает все приемы маркетинговых коммуникаций.
Таким образом, модуль маркетинга содержит следующие элементы: систему маркетинговых исследований, товарную политику, ценовую политику, систему сбыта, политику коммуникаций.
Анализ делового потенциала позволяет судить о конкурентоспособности вуза, об эффективности его деятельности на рынке образовательных услуг. Инструментом для сравнительной оценки конкурентоспособности и экономичес-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
кой эффективности является бенчмаркинг. Применительно к сфере услуг бенчмаркинг можно определить как поиск лучшего опыта, который приводит организацию к превосходству (см.: Голубева Т.Г. Бенчмаркинг как инструмент достижения успеха // Качество. Инновации. Образование. 2002. № 4. С. 21—25).
Технология бенчмаркинга объединяет в единую систему отраслевой анализ, изучение конкурентов и разработку стратегии организации. Бенчмаркинг позволяет региональному вузу оценить и сравнить собственный деловой потенциал с возможностями основных конкурентов на рынке образовательных услуг, определить факторы успеха ведущих вузов, добившихся лучших показателей деятельности, использовать результаты исследования при определении собственной стратегии.
Введение категории «деловой потенциал вуза» упрощает формализацию процедуры бенчмаркинга применительно к сфере высшего профессионального обра-
зования. В этом случае можно рекомендовать следующую технологию:
— проведение анализа по всем трем модулям ДПВ и по каждому направлению (фактору) внутри модуля;
— выявление лидеров в сфере высшего образования по всем направлениям (факторам);
— оценка значений и качественных показателей факторов для вузов-лидеров;
— сравнение показателей лидеров с собственными показателями;
— разработка мероприятий для ликвидации отставания, если последнее имеет место.
Таким образом, использование категории «деловой потенциал вуза» совместно с технологией бенчмаркинга позволяет определять конкурентоспособность учебного заведения и его слабые стороны, отбирать идеи и механизмы для принципиального улучшения бизнес-процессов в вузе, разрабатывать инновационные подходы к совершенствованию бизнес-процессов.
Поступила 08.07.03.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Э.П. Печерская, профессор кафедры экономической информатики Самарской государственной экономической академии
Одной из характерных особенностей конца XX в. явилось превращение инновационных изменений в приоритет социально-экономического развития рыночных структур. Осознание этого Россией и выбор инновационного типа развития означают для всех экономических субъектов, в том числе и для высшей школы, необходимость уяснить место и роль в данном процессе. Инновационный вектор развития России ставится в прямую зависимость от интеллектуального потенциала выпускников высшей школы. В XXI в. на конкурентоспособность предприятий все большее влияние будут оказывать способность специалистов накапливать и развивать знания, оперативно реагировать на изменения внешней бизнес-среды, создавать на базе ключевых компетенций долговременные конкурентные преимущества в условиях информатизации бизнеса.
One of the typical characteristics of the end of the 20th century is the turning of the innovative changers into the priority of the social and economic development of the market structures. The fact that Russia now understands it and chooses the innovative way means a necessity for economic agents to understand the place and the role of our country in this process. Innovative development of Russia has a positive correlation with the intellectual potential of the Higher school graduates. In the 21st century the competitiveness of companies depends more and more on the capability of the specialists to build up and develop their knowledge, to react rapidly to changes of the business environment, to create on the base of the key-competencies long-run competitive advantages in the conditions of business informatization.
Качественные сдвиги в современной ка факторов и источников, определяю-
экономике демонстрируют тот факт, что щих экономическое развитие нашей стра-
произошла значительная перегруппиров- ны. Сужающиеся возможности традици-
© Э.П. Печерская, 2003