Научная статья на тему 'Деловая репутация, коммерческий опыт в предмете договора коммерческой концессии'

Деловая репутация, коммерческий опыт в предмете договора коммерческой концессии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1442
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловая репутация, коммерческий опыт в предмете договора коммерческой концессии»



ПОМОЩЬ ВЕДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Евгений Сергеевич Лысенко,

преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России (г.Уфа), старший лейтенант милиции

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ, КОММЕРЧЕСКИЙ ОПЫТ В ПРЕДМЕТЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

Глава 54 Гражданского кодекса РФ именуется «Коммерческая концессия», и именно она призвана урегулировать взаимоотношения по поводу использования исключительных прав и определяет отношения, возникающие между правообладателем и его партнером -правопользователем.

Согласно ст.1027 гл.54 ГК РФ, по договору коммерческой концессии одна сторона - правообладатель обязуется предоставить другой стороне - пользователю право использовать комплекс исключительных прав (здесь и далее выделено нами. - Е.Л.), принадлежащих правообладателю, а другая сторона обязуется использовать полученные права в своей предпринимательской деятельности в обусловленном договором объеме и выплачивать вознаграждение.

Пункт 2 указанной статьи предусматривает использование по договору коммерческой концессии также деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предприниматель-

ской деятельности. Возможность использования коммерческого опыта и деловой репутации - характерная черта договора коммерческой концессии, причем следует отметить, что деловая репутация правообладателя используется пользователем практически автоматически без какой-либо передачи. Правообладатель, передавая по договору комплекс исключительных прав, индивидуализирующих его бизнес, фактически разрешает использовать свою деловую репутацию. Однако она по договору не отчуждается, так как неразрывно связана с правообладателем и обычно учитывается при согласовании цены договора.

Репутация - приобретенная общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках.1

Деловая репутация юридических лиц - одно из условий их успешной деятельности.2 Гражданско-правовая охрана деловой репутации определяется ст.152 ГК РФ. Применительно к договору коммерческой концессии деловая репутация правообладателя допол-

Г I Вестник Сибирского юридического института МВД России

нительно защищена сформулированными императивно в ст.1032 ГК РФ обязанностями пользователя. В целях поддержания деловой репутации правообладателя пользователь обязан соблюдать инструкции и указание правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав. Пользователь обязан обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг аналогичным производимым, выполняемым или оказываемым непосредственно правообладателем.

Деловая репутация юридического лица (в отличие от деловой репутации гражданина) не может быть признана личным неимущественным благом, которое является неотчуждаемым и непередаваемым, а нормы о защите деловой репутации гражданина применяются к защите деловой репутации юридического лица исключительно по аналогии в силу п.7 ст.152 ГК РФ. Тесная привязка коммерческого опыта к деловой репутации не случайна, поскольку к объектам интеллектуальной собственности, к охраняемой информации он не имеет никакого отношения, а представляет результат приобретенных правообладателем знаний и навыков в силу продолжительной работы в определенной сфере предпринимательской деятельности. Нельзя поделиться или передать коммерческий опыт, как и деловую репутацию, но можно поделиться: деловой репутацией - путем передачи средств индивидуализации, коммерческим опытом - путем, например, инструктирования работников пользователя правообладателем (ст.1031 ГК РФ).

Представляется, что деловая репутация и коммерческий опыт, по сути, и должны были бы быть предметом договора коммерческой концессии. В самом деле, товарный знак и фирменное наименование приобретают ценность и вызывают у других желание их исполь-

зования для извлечения прибыли только в том случае, если правообладатель своей деловой репутацией и коммерческим опытом подтверждает качество товаров (работ, услуг). Если у правообладателя имеется некая уникальная технология производства или секретная информация, использование которых сулит хорошую прибыль, но отсутствуют деловая репутация и коммерческий опыт, то вполне можно обойтись обычным лицензионным соглашением, особенно если контрагент (лицензиар) в состоянии прибавить свой опыт и репутацию к передовым технологиям.3 С этим мнением можно согласиться лишь отчасти, поскольку, как нами уже было отмечено выше, передать деловую репутацию в отрыве от средств индивидуализации невозможно.

Ценным в этом вопросе представляется мнение М.В.Данилова, который считает, что деловая репутация и коммерческий опыт имеют реальное денежное выражение,4 несмотря на то что по своей сущности они являются нематериальными активами. В странах общего права эти понятия входят в более общее понятие «Goodwill».5

«Goodwill» - понятие, которое объединяет репутацию предприятия, сложившиеся деловые связи с клиентурой, само имя фирмы, которое в силу особенностей ее имиджа также может приниматься во внимание при продаже акций. Goodwill компании всегда учитывается на ее счетах, в балансах и различных финансовых отчетах. Очевидно, что чем компания старше и известнее потребителям, тем выше оценивается ее Goodwill. Goodwill нельзя оторвать от бизнеса, его можно передать или продать только в качестве элемента этого бизнеса, поскольку он является неотъемлемой его составляющей.

Необходимо также привести определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. №508-0 (о применении п.7 ст.152 ГК РФ), в котором говорится, что отсутствие прямого указания в за-

№ 1*2008

Помощь ведущих специалистов

коне на способ защиты деловой репутации юридических лиц не лишает их права предъявлять требования о компенсации убытков, в том числе нематериальных, причиненных умалением деловой репутации, или нематериального вреда, имеющего собственное содержание (отличное от содержания морального вреда, причиненного гражданину), которое вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (п. 2 ст.150 ГК РФ). Данный вывод основан на положении ст.45 (ч. 2) Конституции РФ, в соответствии с которым каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Исходя из вышеуказанного можно сделать следующие выводы:

- деловая репутация - специфический нематериальный объект прав предпринимателя, возникающий как общественная оценка, мнение о качествах, достоинствах и недостатках. Деловая репутация и будет в конечном итоге тем критерием, который может побудить другого предпринимателя к заключению договора коммерческой концессии;

- деловую репутацию невозможно передать в отрыве от средств индивидуализации юридического лица или индивидуального предпринимателя, поэтому она переходит к правообладателю в любом случае при заключении договора коммерческой концессии;

- коммерческий опыт - также специфический нематериальный объект, это приобретаемые предпринимателем навыки и знания, имеющие значение для организации предпринимательской деятельности;

- коммерческий опыт, как и деловую репутацию, нельзя передать, ими можно только поделиться: деловой репутацией - путем передачи средств индивидуализации (товарного знака, фирменного наименования, коммерческого обозначения), коммерческим опытом - путем, в частности, инструктирования работников правопользова-теля правообладателем (ст.1031 ГК РФ).

- данные нематериальные объекты имеют коммерческую ценность и могут быть оценены в конкретном денежном выражении, поэтому можно порекомендовать предпринимателям проводить оценку данных объектов в договоре. Такая оценка может стать необходимой, например, если действия пользователя по договору коммерческой концессии приведут к причинению вреда деловой репутации правообладателя и потребуется определение размеров ущерба. В случае, если стороны заранее оговорят цену рассматриваемых объектов, сложностей с определением размеров ущерба не возникнет.

1 Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1988.

2 О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. №11 (в ред. от 25.04.1995), п.1.

3 Брагинский, М.И. Договорное право. Книга третья / М.И.Брагинский, В.В.Витрянский. - М., 2002. - С.974-975.

4 Данилов, М.В. Договор коммерческой концессии / М.В.Данилов / / Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. - 2003. - № 3.

5 Ершова, Е.А. Гражданско-правовая роль особых нематериальных активов в странах общего права / Е.А.Ершова / / Законодательство. - 2002. - №12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.