Научная статья на тему 'Деловая репутация: экономическая сущность и методология учета'

Деловая репутация: экономическая сущность и методология учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова И.А., Рачицкий Н.О.

В ходе реализации программы реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, в современных учетных схемах и процессах стали появляться новые объекты бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности. Одному из таких объектов и посвящена данная статья. Деловая репутация – это новое для России понятие и требует детального изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловая репутация: экономическая сущность и методология учета»

Положительным свойством подобных моделей является их гибкость. В них можно включать наиболее значимые коэффициенты, в зависимости от особенностей финансово-хозяйственной деятельности, отраслевой принадлежности. Значение коэффициентов, также можно ранжировать в зависимости от мнения аналитиков и специалистов применительно к особенностям условий хозяйствования. Такая оценка риска финансовой несостоятельности позволит руководителям быстро реагировать на негативные моменты в деятельности организации, вовремя идентифицировать риски и принимать соответствующие меры по улучшению ситуации.

В режиме постоянной инфляции и жестких рыночных отношений (конкуренции) работа лизинговых организаций в России сопряжена со значительными финансовыми рисками. В этих условиях управленческий учет на предприятии становится не только важнейшим источником сверх важной информации, но и главным инструментом планирования и прогнозирования деятельности. Необходимость привлечения к управлению предприятием в первую очередь специалистов, руководителей и менеджеров всех уровней на первое место выводит значение подсистемы управленческого учета.

Все описанные методы системы управленческого учета в лизинговых организациях помогут сформировать необходимый информационный базис для быстрого реагирования на меняющиеся факторы внешней и внутренней среды в условиях нестабильной экономики и ожесточенной конкуренции.

Список литературы:

1. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник / М.А. Бахрушина. - М.: Омега-Л, 2010. - 576 с.

2. Кривцов А.И. Методологические аспекты анализа эффективности инвестиционной деятельностит/ А.И. Кривцов. - Самара, 2010. - 175 с.

3. Палий В.Ф. Основы калькулирования: учебник / В.Ф. Палий. - М.: Финансы и статистика, 1989.

4. Шеремет А.Д. Управленческий учет: учебник / А.Д. Шеремет. - М.: Инфра-М, 2009. - 432 с.

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТА

© Власова И.А.*, Рачицкий И.О.4

Пермский филиал Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Пермь

В ходе реализации программы реформирования бухгалтерского уче-та в России в соответствии с международными стандартами финансо-

* Старший преподаватель кафедры Бухгалтерского учета и аудита.

* Студент факультета «Экономика».

вой отчетности, в современных учетных схемах и процессах стали появляться новые объекты бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности. Одному из таких объектов и посвящена данная статья. Деловая репутация - это новое для России понятие и требует детального изучения.

На сегодняшний день процессы консолидации предприятий, приобретения одними предприятиями активов других, являются неотъемлемой частью экономики. Механизмы этих процессов обусловлены передачей прав собственности от продавцов к покупателям, что не представляется возможным без существования института права собственности, в принципе, и без института частной собственности, в частности.

В России такой институт появился сравнительно недавно - в начале 1990-х годов, до этого периода в Союзе ССР вместо частной существовало понятие только личной собственности, т.е. той собственности, которая была приобретена на трудовой доход, а частной же, в силу известных причин, просто не существовало.

Реалии рыночной экономики таковы, что при консолидации предприятий, практически всегда образуется разница - между стоимостью предприятия и его стоимостью по балансу. Это происходит потому, что если рассматривать любое предприятие как единый имущественно-хозяйственный комплекс, то рыночная цена этого единого комплекса - в данном случае цена сделки - может не совпадать с совокупной стоимостью его активов и пассивов.

Таким образом, практически всегда мы можем наблюдать разницу - такой разницы не возникает только в случае, если реорганизовывать предприятия по балансовой стоимости, - разницу, которую необходимо отражать и учитывать соответствующим образом.

Данная разница в отечественном бухгалтерском учете получила название деловой репутации Международные стандарты финансовой отчетности (далее МСФО) определяют эту разницу как goodwill.

С точки зрения гражданского законодательства, деловая репутация относится к группе нематериальных благ. Так, законодатель в ст. ст. 150, 152 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) указывает, что «жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом». Ст. 1027 ГК РФ употребляет термин «деловой репутации» в отношении договора об экономической концессии, допускающего «... использование деловой репутации и коммерческого опыта первообладателя». Защите деловой репутации посвящены ст. 1100, 1251, а также ст. 1266 Кодекса.

Согласно ст. 1042 «Вклады товарищей» ГК РФ, «вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. А так как в отношении вкладов товарищей применяется денежная оценка, то это значит, подобные объекты уже могут быть объектами имущественных прав.

Однако деловая репутация таким объектом может выступать лишь в случае передачи предприятия как единого имущественного комплекса, поскольку только тогда деловая репутация может быть определена как таковая и только в составе данного предприятия. В силу этого можно сделать вывод о том, что деловая репутация выступать в качестве объекта имущественных прав не может, а является неотделимой частью конкретного предприятия.

Деловая репутация может быть подвергнута оценке с помощью как качественных, так и количественных показателей. Российская экономическая практика бухгалтерского учета нематериальных активов применяет, как правило, стоимостную оценку деловой репутации.

Стоимость приобретенной деловой репутации, согласно ПБУ № 14/2007 определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).

В МСФО вопросам отражения и учета деловой репутации посвящены несколько стандартов, которые рассматривают ее в качестве двух самостоятельных категорий. Так, стандарт МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» рассматривает вопросы идентификации внутренне созданной деловой репутации, а МСФО (IFRS) 3 «Объединение предприятий» посвящен деловой репутации, возникающей при объединении предприятий.

МСФО (IAS) 38 указывает на то, что внутренне созданная деловая репутация является следствием затрат, понес енных в целях извлечения будущих экономических выгод, которые, однако, не приводят к возникновению нематериального актива, отвечающего критериям признания. В силу этого, такая деловая репутация не может быть признана в качестве актива предприятия, поскольку не является «идентифицируемым ресурсом, который контролируется организацией и может быть достоверно оценен по себестоимости». Более того, в силу данного стандарта МСФО (IFRS), внутренне созданная деловая репутация никак не рассчитывается, не подлежит ни первоначальной, ни последующей оценке, не обесценятся, а ее отражения в отчетности не происходит.

МСФО (IFRS) 3 устанавливает принципы и требования в отношении того, как покупатель признает и измеряет goodwill (гудвилл), приобретенный при объединении бизнеса, или доходы от выгодного приобретения.

Покупатель, в соответствии с IFRS 3, должен признать goodwill на дату приобретения, измеренный как превышение пункта (1) над пунктом (2) ниже:

1. совокупность:

- переданного возмещения, измеренного в соответствии с настоящим МСФО (ГРЯЗ), который в целом требует проводить измерение по справедливой стоимости на дату приобретения;

- суммы любой неконтролирующей доли в приобретаемом предприятии, измеренной в соответствии с настоящим МСФО (ГРЯЗ) 3;

- при объединении бизнеса, осуществляемом поэтапно, справедливой стоимости неконтролирующей доли на дату приобретения, которой покупатель ранее владел в приобретаемом предприятии.

2. сумма на дату приобретения идентифицируемых приобретенных активов за вычетом принятых обязательств, измеренная в соответствии с настоящим МСФО (ГРЯЗ) 3 по справедливой стоимости на дату приобретения.

Гудвилл, возникший при покупке другой компании является в соответствии с МСФО (ШЯЗ) 3 отдельной статьей консолидированного отчета о финансовом положении, не подлежит амортизации, а лишь тестируется на обесценении при наличии признаков обесценения единицы, генерирующей денежные средства, т.е. в рассматриваемой ситуации, приобретенной компании.

Теперь рассмотрим возможность переоценки рассматриваемого типа деловой репутации - деловой репутации, возникшей при объединении предприятий. ПБУ 14/2007 предусматривает переоценку нематериальных активов, на счетах которых мы производим учет положительной деловой репутации, либо ее проверку на обесценение.

Переоценка может проводиться коммерческими организациями регулярно, но не чаще одного раза в год по группе однородных нематериальных активов. Однако производить переоценку разрешается только по текущей рыночной стоимости, которая регулируется исключительно данными активного рынка данного типа нематериальных активов. А в силу того, что рынок таких нематериальных активов, как положительная деловая репутация, отсутствует, то и определить ее текущую рыночную стоимость возможным не представляется. Следовательно, мы делаем вывод о том, что последующая переоценка положительной деловой репутации не производится.

С другой стороны, организациям разрешается проверять нематериальные активы на обесценение в порядке, определенном МСФО. Порядок проверки нематериальных активов на обесценение определен МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 38 «Нематериальные активы». Порядок признания и отражения соответствующего убытка описан в МСФО 36, который нам указывает на то, что «при наличии указания на возможность обесценения генерирующей единицы необходимо проводить тест на обесценение. Убыток от обесценения в этом случае, в первую очередь, относится на уменьшение балансовой стоимости деловой репутации, распределенной на данную генерирующую единицу.

Срок начисления амортизации по деловой репутации организации, согласно ПБУ№14/2007, устанавливается равным 20 годам (но не более срока деятельности вашей организации), и амортизация начисляется линейным способом. Начисление амортизации по положительной деловой репутации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету. Ежемесячно амортизация включается в состав расходов организации по обычным видам деятельности (пп. 31 и 33 ПБУ№14/2007, пп. 5 и 16 ПБУ№10/99).

Теперь установим необходимые для дальнейших рассуждений выводы. Во-первых, исключительным условием для возникновения деловой репутации, которую можно было бы поставить на бухгалтерский учет, является консолидация предприятий. В балансе такая величина появляется только тогда, когда предприятие совершает приобретение другого предприятия либо полностью, либо его контролирующей доли. Стоимость же собственной деловой репутации материнской компании в балансе не отражается.

Во-вторых, деловая репутация предприятия может выражаться величиной как положительной, так и отрицательной. Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.

Положительная деловая репутация говорит о том, что стоимость, которая была уплачена за предприятие, превышает совокупную стоимость его активов, свободных от обязательств - чистых активов. А это означает, что рассматриваемое предприятие может характеризоваться такими факторами, которые не смогут быть отражены в его балансовой стоимости. В этой роли могут выступать: наличие стабильной наработанной клиентской базы предприятия, преимущества в географическом местоположении, развитая сбытовая и маркетинговая сеть, социальный капитал работников, узнаваемый бренд выпускаемого товара, применение уникальных технологий и пр.

Данные факторы способны обеспечить более высокий уровень прибыли, чем тот, который может получить предприятие, если оно будет использовать точно такие же активы и источники их формирования, но не будет располагать приведенными выше нематериальными факторами.

В свою очередь, отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга. Отрицательная деловая репутация в соответствии с ПБУ 14/2007 учитывается единовременно в составе прочих доходов и амортизации не подлежит.

МСФО (IFRS) 3 рассматривает отрицательную величину деловой репутации как доход инвестора, полученный им при приобретении доли ин-

вестируемой компании, и рекомендует признавать его весь и сразу в прибылях и убытках консолидированного отчета о совокупных доходах.

Мы установили, что деловая репутация не может существовать от предприятия отдельно. Она относится к типу т.н. неотчуждаемого имущества, т.е. ей нельзя распорядиться отдельно от предприятия. Данная особенность отличает деловую репутацию от всех остальных объектов бухгалтерского учета.

Также важно отметить, что термины «внутренне созданная деловая репутация» и «деловая репутация, возникшая при объединении предприятий» являются не двумя, принципиально различающимися определениями, а только лишь двумя формами существования одной и той же категории - деловой репутации.

Деловая депутация не может возникнуть только лишь в рамках одного предприятия, без его хозяйственной и финансовой деятельности, в отрыве от его взаимодействия с другими контрагентами. С другой стороны, точно также, деловая репутация не может возникнуть «ниоткуда» только в результате сделки купли-продажи одного предприятия другим.

В силу этого, деловая репутация возникает не в момент консолидации предприятий, а начинает формироваться гораздо раньше - в процессе повседневного функционирования организации, когда предприятие в ходе своей деятельности, приобретает деловые связи, клиентскую базу, узнаваемость своего бренда, управленческий опыт, а также прочие характеристики, неотделимые от него. Наравне с этим, определение деловой репутации и ее надежная оценка становятся осуществимыми только лишь при объединении предприятий - происходит материальная идентификация накопленной деловой репутации организации.

Таким образом, для современной организации, предполагающей в своей деятельности процессы приобретения других предприятий в собственность, а также процессы слияния, становится необходимым знание не только термина деловой репутации, но и особенностей порядка ее принятия на учет, ведения, переоценки, списания. Кроме того, организации, преследующей указанные выше цели, необходимо четко понимать определенный законодателем смысл деловой репутации, не допускать некорректных трактовок.

Список литературы:

1. ГКРФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

2. Юркова Т.И., Юрков C.B. Экономика предприятия. - М.: Изд-во «Прогресс», 2006. - С. 124.

3. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» // Российская газета. - 2 февраля 2008. - № 22.

4. IFRS 3 «Объединение предприятий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.